Современная перинатальная психология

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ» 1/2010

ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАЗВИТИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Коваленко Н.П.

Доктор психологических наук, профессор Северо-ЗападнойАкадемии Государственной Службы, президентРоссийской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины

jev2004@yandex.ru

_______________________________________________________________________________________________________________

В статье дан обзор развития перинатальной психологии в России в период 1994-2006гг. Сформулированы принципы взаимодействия Ассоциации «Перинатальной психологии и медицины» с научными сообществами, образовательными и медицинскими учреждениями и цели этого сотрудничества. Определены разделы психологической и медицинской теории и практики, которые легли в основание перинатальной психологии. Описаны программы переподготовки специалистов: врачей, психологов и педагогов.

Ключевые слова: перинатальная психология, психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов.

_______________________________________________________________________________________________________________

Вэтом году исполняется 10 лет со дня презентации перинатальной психологии, как особого направления практической психологии, применяемой в акушерской деятельности. Именно в 1994 году началось научное исследование и практическая деятельность автора на базе роддома №12 (в настоящее время р.д.№10) Санкт-Петербурга.

Благодаря глубокой заинтересованности зав. роддома — к.м.н. Е.Л. Лукиной и коллектива врачей, удалось обозначить перинатальную психологию и как область научного поиска и как практическую деятельность психолога в рамках задач роддома.

Начало сотрудничества осуществлялось в виде семинаров и тренингов для врачей и акушерок, на которых персонал родильного дома знакомился с новейшими методиками психодиагностики, психотерапии и психокоррекции. Одновременно проводились исследования психологических проблем беременных женщин и рожениц с целью поиска актуальных мишеней психокоррекции. Это исследование проходило в условиях родильного зала и амбулаторного приема.

19 стр., 9421 слов

Психология ребенка первого года жизни

... по психическому и физическому развитию, восприятия окружающего мира детей первого года жизни 2.3 Контрольный эксперимент по выявлению эффективности коррекционно-развивающих занятий, ... усиление двигательной и познавательной активности. Следовательно, содержание психической жизни, детей первого года жизни, характеризуется сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально переживаемыми ...

Врезультате были найдены эффективные модели снижения уровня эмоционального стресса и болевого синдрома, адаптации к измененным состояниям сознания в период беременности и родов и получены конкретные статистические данные. Эти данные и были той информацией, благодаря которой и удалось собрать первую конференцию для врачей, психиатров и психологов в 1996 году и обсудить актуальность синтеза медицинских и психологических знаний при изучении обстоятельств вынашивания и рождения человека.

Практики (к.м.н. Е.Л. Лукина, Коваленко Н.П.) и ученые (д.м.н., проф. Спивак Л.И., д.м.н., проф. Брехман Г.И., д.м.н., проф. Жаркин В.А.) выступили с единым мнением о необходимости создания интегративной модели описания начала человеческой жизни в единой системе мать-отец-дитя

инеобходимости гуманизации системы родовспоможения.

Эти выводы вылились в конкретные структурные изменения в деятельности родильного дома

– мать и дитя не разлучались после родов, при желании муж допускался к участию в рождении своего ребенка. Эти новшества стали эпохальным событием в развитии акушерских услуг. Изучая в дальнейшем опыт 10 роддома, многие роддома в Российских регионах начали переходить на систему совместного пребывания матери и ребенка.

Знакомясь с зарубежным опытом (М. Оден) мы видели, что учет психологических и культурных особенностей женщин дает возможность наиболее благоприятно выстроить и подготовить рождение ребенка, при этом нужно учитывать необходимость развития личности женщины в период беременности для перехода в более статусную роль – матери.

Врезультате родилась авторская программа «Глория» (Н.П. Коваленко), которая получила широкое одобрение и в среде психологов, и в среде акушеров.

В1997 году защищена кандидатская диссертация автора, доказывающая эффективность разработанных авторских методик для применения в родильном доме и женской консультации. Результаты наших исследований показали, что обеспечивая нетравматичные, естественные роды мы даем возможность родиться здоровому младенцу, который имеет высокий иммунный и адаптивный потенциал.

На этом этапе развития идей перинатальной психологии важную роль сыграл профессор Г. И. Брехман (зав. каф. акушерства и гинекологии РАМН г. Иваново), который был избран президентом ассоциации «Перинатальной психологии и медицины», а Н.П. Коваленко — вице-президентомэтой ассоциации.

Следующие две научные конференции (1997 – 1999 гг.) укрепили наши позиции, так как в ряды ассоциации влились психотерапевты (И. В. Добряков, А. С. Гнездилов), психиатры, педиатры и неонатологи, физиологи, которым близки были вопросы, поставленные ассоциацией и интересны методы и подходы, разработанные членами ассоциации (профессорами А. И. Захаровым, В. П. Петленко).

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... таковой вопрос о том, как определять предмет психологии как науки серьезно не ставился.  Только к тридцатым годам предмет начал объясняться как «ощущения, представления, чувства, мысли человека». ... до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли ...

56

© Перинатальная психология и психология репродуктивной сферыwww.perinataljourn.ru e-mail:psy_journ@mail.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ» 1/2010

Конференция 1999 года, проведенная в ведущем научно-исследовательскоминституте Акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта, при участии профессора В.В. Абрамченко, окончательно доказала целесообразность работы по выдвинутым проблемам и убедила представителей психологии и медицины в необходимости тесного сотрудничества и взаимодействия для улучшения качества репродуктивного здоровья.

С1999 года началось плотное сотрудничество с кафедрой физиологии СпбГУ под руководством д.м.н., проф. А.С. Батуева и его сотрудниками (А.Г. Кощавцев), с кафедрой медицинской психологии СпбГУ под руководством академика РАМН, д.м.н., проф. Г.М. Яковлева, с Московской ассоциацией пре- и перинатального развития под руководством к.п.н., Н.А.Чичериной.

С2000 года постоянным участником научных симпозиумов стала д.пс.н., проф. Г.Г. Филиппова (Москва).

Бессменным научным секретарем Ассоциации является И.В. Добряков, представляющий в настоящее время секцию перинатальной психологии Психологического общества Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета. Сотрудничество с различными институтами и медицинскими учреждениями укрепило нас в необходимости определения прав и возможностей Ассоциации, и на конференции 2001 года была принята резолюция, в которой утверждался межрегиональный статус Ассоциации, на конференции 2002 и 2003 года – международный статус.

В2002 году Н. П. Коваленко защищена докторская диссертация на тему «Психопрофилактика

ипсихокоррекция женщины в период беременности и родов», вслед за которой последовали дальнейшие исследования членов Ассоциации, продолжающие научный поиск в этой области. За период 1999 – 2003 защитилось шесть диссертационных работ, выполненных членами Ассоциации, среди них — Господенок Е.А., Болотских В.М., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. и другие.

Развиваясь в России в тесном сотрудничестве с медициной (акушерство, гинекология), Ассоциация выработала особую стратегию работы с научными сообществами, образовательными учреждениями, медицинскими учреждениями. В этом сотрудничестве обозначились общие цели — поиск средств и методов по улучшению здоровья будущего поколения, формирования социальных условий, способствующих психическому здоровью человека, укрепление статуса семьи в обществе, гуманизация системы родовспоможения. Определились и частные цели: проведение многогранных, многоаспектных научных исследований, помогающих глубже понять закономерность существования системы мать-отец-дитя,поиск психологических и психотерапевтических механизмов восстановления репродуктивного здоровья (при невынашивании), исследование факторов, влияющих на благоприятное внутриутробное развитие ребенка и течение беременности и родов.

26 стр., 12646 слов

1. Психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма ...

... (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим ...

Перинатальная психология, система знаний, возникшая не на пустом месте, а впитавшая в себя самое важное, ценное из таких областей науки как:

перинатальная медицина (внутриутробная диагностика и терапия), арсенал помощи адаптации и выживаемости плода;

теория адаптивности, концепция инстинктов и психосоматической патологии;

юнгианский психоанализ (структура психического мира человека ,ядро личности, бессознательное, психоиды — первичные психические переживания);

трансперсональная психология (глубинные состояния психики, теория систем, диссипативные структуры, холономное мышление. Теория перинатальных матриц);

трансперсональная психотерапия (психоделическая)( трансовые формы сознания, измененное состояние сознания и их воздействие на первичные-перинатальныемодели психики);

концепция психопрофилактики беременных женщин;

концепция формирования невротических расстройств у детей;

теория развития эмоционального интеллекта;

программа психопрофилактики беременных «Глория» — формирование Я-концепциии роли матери, позитивное планирование родов, саморегуляция, работа с болевым синдромом.

Все эти области знаний являются фундаментом, на котором может вырасти здание перинатальной психологии. Таким образом, перинатальная психология – это область психологии, изучающей систему мать – отец — дитя при обстоятельствах при обстоятельствах вынашивания, рождения и вскармливания ребенка. В этот период особенно ярко проявляется сила симбиотической связи ребенка и родителей (особенно матери), благодаря которой обеспечиваются условия развития младенца. Система мать-отец-дитя— многомерный, весьма сложный «организм», в котором составные части взаимозависимы на уровне на уровне психических и физических процессов посредством общности эмоциональной жизни, мыслительной деятельности, поведенческой сферы и состояния здоровья в семье.

Поэтому, если объектом исследований в перинатальной психологии является система мать- отец-дитя,то предметом исследования является изучение условий создания этой системы, ее

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

... и совершенно ложная попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. Проф. А.М. Щербина, сам слепой, показал достаточно убедительно ... смещение всех систем поведения. Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как ... называемые в физиологии рецепторами или анализаторами, а в психологии органами восприятия или внешних чувств, имеют биологическое назначение ...

57

© Перинатальная психология и психология репродуктивной сферыwww.perinataljourn.ru e-mail:psy_journ@mail.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ» 1/2010

жизнеспособности, формирования условий благоприятных для рождения и развития ребенка. Очевидно, что научные знания, развиваясь и внедряясь в практику, проходят жесткий отсев в

течение времени. И остаются обычно наиболее ценные, целесообразные, универсальные знания. Жизнестойкими являются те теории, которые напрямую воздействуют на развитие жизни человека, мира, дают конкретные позитивные результаты, остальные сами собой отсеиваются, не имея продолжения.

Мы надеемся, что перинатальная психология — это интегрирующая часть перечисленных выше знаний, объединившая, аккумулировавшая в себе то, что жизненно необходимо для рождения потомства высокого качества, человека будущего.

Трудность формирования парадигмы перинатальной психологии связана с разными системными и методологическими подходами, терминологией перечисленных выше областей знаний, поэтому задачей Ассоциации было обобщение этих знаний и формирование единого понятийного поля, позволяющего взаимопониманию специалистов разных областей.

Нам пришлось выбрать из этих знаний лишь то, что необходимо для реализации следующего шага на пути понимания психического мира человека.

Образовательное учреждение — Международный институт психологии и управления (МИПУ) с 1998 г являлось основным юридическим учредителем Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины. В настоящее время Ассоциация укрепила статус Российской Ассоциации перинатальной психологии и медицины, существует как самостоятельное общественное профессиональное объединение (при поддержке Лиги психотерапевтов (Москва), Ассоциации пре и перинатального воспитания (Москва), Центра материнства и детства (Санкт-Петербург),НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта(Санкт-Петербург),Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета — кафедра медицинской психологии, Российского психологическогл общества и др.)

Ассоциация имеет утвержденные, лицензированные программы переподготовки специалистов (психологи, врачи, педагоги) по направлениям:

Основы перинатальной психологии;

Основы психологии семьи и семейных отношений;

Основы психологии здоровья.

6 стр., 2954 слов

Социальная психология Б.3 проф — ГМУ

... часов по учебному плану. Таблица №5 Распределение часов по учебному плану Социальная психология Б.3 проф - ГМУ ЗЕТ/ общее кол-во часов семестр Количество часов контрольная работа ... системе научного знания. 2. Предмет социальной психологии. 3. Цели и задачи социальной психологии. 4. Методологические принципы социальной психологии. 5. Структура социальной психологии. Литература А) обязательная: 1,3 Б) ...

Эти программы утверждены и лицензированы также и в международной образовательной системе (Оксфорд) и по перечисленным направлениям возможны защиты дипломов бакалавров, магистров и диссертации докторов наук.

За прошедшие 10 лет на семинарах Ассоциации участвовало около 300 человек, на конференциях около 1000 человек.

С 2000 года существует филиал Ассоциации в г. Новосибирске, где подготовлено более 100 специалистов по направлению «Перинатальная психология» и «Психология семьи и семейных отношений».

Выездные семинары прошли в г. Перми, Кисловодске, Челябинске.

Международное сотрудничество Ассоциации развивается благодаря совместным программам с президентом Бельгийской Ассоциации перинатальной психологии Дж. Тернером, Л. Янусом (Германия).

В 2002 г. в Ассоциацию влилась группа психологов и психотерапевтов Латвии (г. Рига), которые полностью поддержали научные цели и программы Ассоциации и обучаются по учебным программам.

Десятилетний итог свидетельствует о том, что инициатива ученых и практиков может вылиться в развитие нового научного направления, помогающего решению задач выживания человека и повышения качества жизни. Здоровые дети и родители – это достойный результат.

Общественное признание вылилось в то, что в Санкт-Петербургесилами президента (Н.П. Коваленко) и членов Ассоциации (Егорова Ж.В., Привалова Е.Г.) образован Университет родительской культуры «Глория» — социальный проект, который внедряется в различных районахСанкт-Петербурга.Цель проекта – оказание социально – психологических услуг семьям, ожидающим ребенка или имеющим младенцев.

За заслуги в работе по медико-социальнымпроектам Международный институт психологии и управления и Ассоциация перинатальной психологии и медицины и лично Н.П. Коваленко награждены сертификатом президентской программы «Здоровье нации» (2000г.).

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех слушателей и студентов Международного института психологии и управления, обучающихся по программам «Перинатальная психология» и «Психология семьи и семейных отношений», а так же сотрудников и преподавательский состав МИПУ и Ассоциации с десятилетием со дня презентации идей и методик перинатальной психологии в России:

к.м.н., доц. Добрякова И.В., д.пс.н., проф. Филиппову Г.Г.,

58

© Перинатальная психология и психология репродуктивной сферыwww.perinataljourn.ru e-mail:psy_journ@mail.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ» 1/2010

д.м.н., проф. Абрамченко В.В., д.м.н., проф. Брехмана Г.И., к.п.н., доц. Чичерину Н.А., д.м.н., проф. Хегая М.Д., к.м.н., доц. Лукину Е.Л., д.м.н., проф. Батуева А.С.,

д.м.н., проф. Шаповальникова А.Н., д.м.н., проф. Высочина А.Л. , д.пс.н., проф. Лукоянова А. Н., д.м.н., проф. Жаркина В.А.

5 стр., 2029 слов

Психология проф.образования как наука и дисциплина.

... взаимоотношений с коллективомю Постижение вершин профессионализма(акме)- личность состоялась.   Психология проф.образования как наука и дисциплина. Цель науки-получение объективно нового ... специальная компетентность( подготовленность к самостоятельному выполненибю видов деятельности,умение решать типовые проф. Задачи, оценивать результаты своего труда), персональная(способность к проф.росту и ...

Десятилетие Ассоциации исполнится в 2006 году. Однако и в настоящее время наше научное сообщество имеет хороший результат, надеемся не потерять набранных темпов, рождать новые социальные проекты, учебные программы, диссертации.

Литература

1.Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщин в период беременности и родов. — Автореф. дисс. СПб., 1998,

2.Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов: Автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2001.

59

© Перинатальная психология и психология репродуктивной сферыwww.perinataljourn.ru e-mail:psy_journ@mail.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

«ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ» 1/2010

DECADE OF DEVELOPMENT OF PERINATAL PSYCHOLOGY IN RUSSIA

Kovalenko N. P.

Ph. D. in Psychology, Northwestern Academy of Government service, Russian Association of Perinatal Psychology and Medicine

jev2004@yandex.ru

_______________________________________________________________________________________________________________

This article deals with the review of development of perinatal psychology in Russia in a period of time between 1994 and 2006 years. Principles of cooperation between Association of Perinatal Psychology and Medicine and academia, educational and medical institutions are formulated; purposes of this cooperation are under discussion too. Sections of psychological and medical theory and practice, that underlie perinatal psychology, are also described in this article. Retraining programmes for specialists in medicine, psychology and pedagogic are defined too.

Key words: perinatal psychology, psychoprophylaxis and psychocorrection for women during pregnancy and childbirth.

_______________________________________________________________________________________________________________

References

1.Kovalenko N.P. Psikhologicheskie osobennosti i korrekcija ehmocional’nogo sostojanija zhenshhin v period beremennosti i rodov. — Avtoref. diss. SPb., 1998,

2.Kovalenko N.P. Psikhoprofilaktika i psikhokorrekcija zhenshhin v period beremennosti i rodov: Avtoref. dis. … dokt. psikhol. nauk. SPb., 2001.

60

© Перинатальная психология и психология репродуктивной сферыwww.perinataljourn.ru e-mail:psy_journ@mail.ru

6 стр., 2544 слов

Презентация на тему: Экологическая психология 3

... В 1943 г. Э.Брунсвик одним из первых использовал понятие «environmental psychology»- психология взаимодействия с окружающей средой. Теория Э.Брунсвика 1949 г. касалась процессов восприятия, ... запросом от различных сфер общественной практики, обусловленных пониманием необходимости использования достижений психологии. Начинается системное изучение взаимодействия человека и окружающей среды именно в ...