Требования к освоению учебной дисциплины

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа для специальностей

 

1-02 03 08 «Иностранный язык (немецкий язык)», «Иностранный язык (английский язык)», «Иностранный язык (французский язык)».

 

Факультеты английского, немецкого, французского языков  
Кафедра педагогики  
Курс – II, III  
Семестр – IV — V  
Лекции – 14 часов зачет – IV семестр
Семинарские занятия – 12 часа экзамен – V семестр
Самостоятельная работа – 132 часа  
Всего аудиторных часов по дисциплине – 26 часов  
Всего часов по дисциплине – 194 часов Форма получения образования – заочная

 

 

2009 г.

 

Учебная программа составлена на основе ОСРБ 1-21 06 01-01-2008 Образовательный стандарт РБ. Высшее образование. Первая ступень. Специальность – 1-21 06 01-01 «Современные иностранные языки (преподавание).

Квалификация – лингвист, преподаватель иностранных языков. – Дата введения 01.09.2008. – Минск: НИО, 2008. – 50 с.

 

Рецензенты:

кафедра педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ имени М.Танка;

Кабуш В.Т., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования».

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики 1 июля 2009г. (протокол № 12).

 

 

Заведующий кафедрой

____________________ В.В. Пашкевич

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Минского государственного лингвистического университета

« » ____________ протокол №

 

Председатель

 

___________ П.К. Бабинская

 

 

Тематический план учебной дисциплины «Педагогика»

№ п/п Содержание курса Количество часов
Лекции Семинарские занятия СР
1. Общие основы педагогики
1.1 Педагогика в системе наук о человеке    
1.2 Воспитание и развитие личности в мировой педагогике  
1.3 Целеполагание в педагогике    
1.4 Педагогический процесс как система и целостное явление  
1.5 Современные тенденции в развитии образования    
1.6 Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь    
2. Дидактика
2.1 Содержание образования    
2.2 Процесс обучения  
2.3 Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование    
2.4 Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике  
2.5. Организация процесса обучения: формы и системы    
2.6 Педагогическая диагностика    
2.7 Современные дидактические идеи    
3. Теория воспитания
3.1 Процесс воспитания  
3.2 Содержание воспитания    
3.3 Организация процесса воспитания в современной школе
3.4 Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика
3.5 Проблема формирования положительной Я-концепции личности ученика    
3.6 Основы педагогики общения  
4. Профессиональная деятельность педагога
4.1 Учитель как личность и профессионал  
4.2 Управление современной школой    
  ИТОГО:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика»

В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля в сфере преподавания иностранных языков курс «Педагогика» относится к базовым дисциплинам общепрофессионального и специального цикла на первой ступени высшего образования. Этот курс способствует формированию и развитию социально-профессиональной компетентности специалиста в организационно-управленческой, преподавательской, воспитательной, учебно-методической, научно-исследовательской и инновационной деятельности в области обучения и воспитания личности в различных типах учреждений образования Республики Беларусь.

Целью курса «Педагогика» является овладение студентами системой научных знаний как основой развития их гуманистического профессионального мышления, обогащения их профессионально-педагогической культуры и практического приобщения к современным технологиям обучения и воспитания.

Задачамикурса являются:

1) формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической действительности на основе усвоения теоретических положений современной педагогической науки;

2) развитие у студентов ценностного отношения к педагогической профессии, готовности к профессиональному и личностному совершенствованию, способности формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;

3) приобретение студентами практических умений и навыков организации продуктивного педагогического взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности в конкретной социокультурной ситуации.

 

В учебной программе курса внимание сосредоточено на изучении понятийно-терминологического аппарата педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, рассматриваются методологические основы педагогической науки, раскрываются проблемы теории и практики обучения и воспитания, особенности профессиональной деятельности педагога и управления педагогическими системами.

Доминантой программы является направленность на освещение особенностей развития национальной педагогики и системы образования Республики Беларусь, учет сложившейся социально-педагогической ситуации. В перечне программных вопросов и их характере отражены особенности лингвистического вуза, готовящего преподавателей иностранного языка.

Требования к освоению учебной дисциплины

 

В результате изучения курса «Педагогика»студент должен знать:

  • основные понятия и категории педагогики, методологические основы педагогической науки и методы педагогических исследований;

· сущность образования как педагогического процесса и системы, основные способы его организации и тенденции развития в современном поликультурном мире;

· сущность обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов, основные закономерности, принципы, содержание, методы, приемы, формы и средства их организации;

· нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования и воспитания в Республике Беларусь;

· особенности обучения и воспитания в различных возрастах и типах учебных заведений в Республике Беларусь и способы диагностики качества учебно-воспитательного процесса;

· требования к личности педагога, критерии успешной педагогической деятельности и способы повышения профессионально-педагогического мастерства.

 

В результате изучения курса «Педагогика» студент должен уметь:

· изучать педагогический процесс с применением научных методов;

· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;

· стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся/ студентов и развивать их самостоятельность;

· планировать, контролировать и осуществлять идеологическую и воспитательную работу с использованием современных методов и технологий;

· рефлексировать процесс и результат учебно-воспитательной деятельности;

· осуществлять анализ и оценку собственной педагогической деятельности, проектировать самосовершенствование.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Педагогика» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по указанной специальности с учетом требований компетентностного подхода.

 

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие академические компетенции:

· владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач в сфере педагогической деятельности:

теоретико-методологические знания о человеке как биосоцио-психическом существе; основные методологические подходы, закономерности и принципы обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессионально-педагогической деятельности;

методические знания – современные технологии, методы, приемы, формы и средства диагностики, планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях;

прикладные знания – приемы установления контактов в профессиональном общении, создания блаприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, самоконтроля, самооценки, рефлексии, саморегуляции и самокоррекции своей профессиональной деятельности и поведения;

· владеть системным и сравнительным анализом педагогических явлений и процессов, исследовательскими навыками в педагогической деятельности;

· уметь учиться и работать самостоятельно, быть способным порождать новые идеи;

· владеть междисциплинарным подходом при решении педагогических проблем, обладать способностью к интеграции знаний;

· обладать способностью соотносить понятийный аппарат педагогики с реальными фактами и явлениями педагогической действительности.

 

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие социально-личностные компетенции:

· быть способным к социальному взаимодействию;

· уметь работать в команде;

· иметь гражданскую позицию;

· быть способным к критике и самокритике;

· иметь гуманистическую направленность личности;

· быть готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

 

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

 

в организационно-управленческой деятельности:

· работать с педагогической литературой, нормативными, нормативно-правовыми и законодательными документами в области образования и воспитания в Республике Беларусь;

· изучать педагогический процесс с применением научных методов;

· составлять педагогическую документацию, а также отчетную документацию по установленным формам;

· осуществлять психолого-педагогическую диагностику, анализировать и оценивать собранные данные;

· готовить доклады, материалы к презентациям; пользоваться глобальными информационными ресурсами;

· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;

в преподавательской деятельности:

· владеть дидактическими основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля образовательного процесса;

· владеть нормами педагогического общения;

· рефлексировать процесс и результат педагогического процесса;

· осуществлять анализ и оценку педагогической деятельности, проектировать профессиональное и личностное самосовершенствование;

 

в воспитательной деятельности:

· владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля идеологической и воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование общей культуры, патриотических убеждений, духовных и нравственных ценностей, социальной толерантности, интереса и уважения к иным культурам;

· учитывать закономерности и принципы возрастного и индивидуального развития личности в воспитательном процессе;

· владеть формами, методами и технологиями воспитательной деятельности;

 

в учебно-методической деятельности:

· осуществлять отбор материала для учебных занятий по педагогике;

· разрабатывать дидактические, учебные и рабочие материалы для организации собственной учебной деятельности;

· планировать, конструировать, осуществлять, стимулировать и контролировать самостоятельную работу по педагогике;

· разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения знаний по педагогике;

 

в научно-исследовательской деятельности:

· ориентироваться в основных направлениях педагогических исследований;

· владеть методологической и теоретической базой научно- педагогического исследования;

· пользоваться научной и справочной литературой;

· готовить научные рефераты, доклады, тезисы выступлений;

· интерпретировать анализируемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости;

 

в инновационной деятельности:

· осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным педагогическим технологиям;

· использовать современные информационные ресурсы в обучении и воспитании;

· осваивать современные методы обучения и воспитания;

· изучать педагогические системы авторских школ;

· развивать в себе потребность к творчеству и инновациям.

 

Технологии обучения

Основными технологиями обучения, отвечающими целям изучения курса, являются:

– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

– интерактивные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (“мозговой штурм”, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, “круглый стол” и др.);

– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры);

– рефлексивные технологии (сочинения-эссе, портфолио).

На изучение курса «Педагогика» всего отводится 194 часов, из которых 26 часов отведено на аудиторные занятия и 132 часа на самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия включают 14 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (IV семестр) и экзамена (V семестр).

Содержание учебной дисциплины «Педагогика»

Тема 1.5. Современные тенденции в развитии образования

Роль образования в современном мире. Образование как социокультурный феномен, механизм развития личности и общества, средство разрешения глобальных проблем человечества.

Понятие о концепции и системе образования. Анализ состояния образования в современном мире и основные тенденции его развития: массовость, непрерывность, учет национальных особенностей, интернационализация, стандартизация, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация, индивидуализация, информатизация.

Характеристика современных зарубежных образовательных систем: общее и особенное. Болонский процесс как направление в интеграции систем высшего образования европейских стран.

Требования к компетентности:

· знать и уметь обосновать сущность образования как процесса, результата, системы; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения реализации основных функций образования;

· знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь с их учетом анализировать систему образования любой страны; уметь выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов;

· знать и уметь интерпретировать особенности интеграционных процессов в системах высшего образования европейских стран;

· понимать и уметь обосновывать позитивные и негативные явления в образовании и знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности стран мира.

Тема 1.6. Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь

 

Национальная система образования Республики Беларусь и ее нормативно-правовая база. Принципы государственной образовательной политики Республики Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования в стране. Стратегия совершенствования систем среднего и высшего образования. Диалектика традиций и инноваций в образова­нии.

Различные типы учебных заведений в дошкольном, общем среднем, профессиональном среднем и высшем образовании Республики Беларусь. Основные направления развития образования в стране.

Требования к компетентности:

· знать основные принципы государственной образовательной политики в Республике Беларусь и стратегию ее совершенствования; понимать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы;

· знать нормативно-правовую базу и компоненты многоуровневой национальной системы образования, сущность его непрерывности и вариативности, типы учреждений образования на всех уровнях; уметь использовать эти знания для решения педагогических задач и самореализации себя как гражданина, профессионала, семьянина;

· знать и понимать основные тенденции развития выс­шего и послевузовского образования в стране, использовать эти знания для профессионального саморазвития и самосовершенствования;

· уметь выделять в образовательной сфере проблемы, в разрешение которых можно внести личный вклад; быть готовым к участию в государственно-общественном управлении системой образования.

Раздел 2. Дидактика

Содержание образования

 

Понятие о содержании образования и его стандартах. Источники и научные основы определения содержания образования. Исторические и современные теории формирования содержания образования.

Структура содержания образования. Общечеловеческий и национальный аспекты в содержании образования. Формирование гуманистического типа мышления и гуманитаризация образования.

Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы, определяющие содержание образования: учебный план, учебная программа. Отражение содержания образования в учебниках и учебных пособиях.

Требования к компетентности:

· знать сущность понятия «содержание образования», его источники, научные основы формирования и структуру; уметь анализировать педагогическую реальность с учетом этого знания;

· знать и уметь анализировать нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы Республики Беларусь, определяющие содержание образования;

· владеть дидактическими основами планирования педагогического процесса на основе требований государственного стандарта, учебного плана, учебной программы и учебной литературы.

Тема 2.2. Процесс обучения

Понятие о дидактике и процессе обучения. Процесс обучения и процесс научного познания. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная, развивающая; их взаимосвязь.

Структура процесса обучения. Преподавание и учение. Деятельность учителя: планирование, организация обучающих действий, стимулирование, контроль и анализ результатов. Деятельность ученика: принятие учебных задач, осуществление учебных действий, регулирование учебной деятельности и самоанализ результатов. Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, развивающее.

Психологические основы процесса обучения. Учение как процесс усвоения и его этапы: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и применение. Уровни усвоения учебного материала.

Закономерности и принципы процесса обучения: наглядность, научность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, активность, прочность, связь теории с практикой. Система дидактических принципов.

Индивидуализация и дифференциация как способы организации процесса обучения. Учет личностных и социальных характеристик ученика. Уровни и средства реализации дифференциации обучения в системе образования. Профильное обучение.

Требования к компетентности:

· знать сущность процесса обучения и его отличительные признаки; знать и уметь формулировать основные функции процесса обучения; уметь использовать эти знания для решения педагогических задач;

· знать структуру процесса обучения; владеть дидактическими основами планирования, конструирования, организации, осуществления и контроля процесса обучения;

· знать этапы и уровни усвоения учебного материала; уметь анализировать педагогическую реальность с учетом этого знания;

· знать наиболее распространенные виды обучения, уметь соотносить с ними педагогическую действительность и использовать эти знания для решения педагогических задач;

· знать закономерности и принципы процесса обучения, уметь обосновать их значение и владеть способами их системной реализации в педагогическом процессе;

· знать сущность индивидуализации и дифференциации в обучении, уметь анализировать уровни и средства их реализации в образовательной системе; владеть дидактическими основами их организации в педагогической практике.

 

Тема 2.3. Мотивация учебно-познавательной деятельности

И ее формирование

Понятие мотивации деятельности. Потребности, мотивы, цели, интересы, эмоции, отношения в структуре мотивационной сферы человека. Учебная мотивация и ее влияние на успешность учебной деятельности. Подходы к классификации учебных мотивов. Осознаваемые и неосознаваемые, внешние и внутренние, социальные и познавательные мотивы учения, их характеристики. Познавательный интерес как основа мотивации учения школьника.

Формирование учебной мотивации как создание условий для появления устойчивых, осознанных, действенных, положительно окрашенных мотивов учения. Методы и приемы стимулирования учебной мотивации. Возрастные особенности формирования мотивации учения. Диагностика уровня развития мотивационной сферы школьника.

 

Требования к компетентности:

· знать сущность мотивации деятельности и основные компоненты мотивационной сферы человека; уметь использовать эти знания для решения профессионально-личностных задач;

· знать специфику учебной мотивации и особенности ее влияния на учебно-познавательную деятельность личности в разных возрастах; уметь создавать условия для ее реализации в педагогическом процессе;

· уметь диагностировать и анализировать мотивационную сферу обучаемого и использовать эти знания для стимулирования его учебной деятельности;

· знать методы и приемы стимулирования учебной мотивации личности и уметь использовать их для решения педагогических задач.

Как фактор развития личности ученика

 

Школьная среда как фактор воспитания. Ученический коллектив как высокоорганизованная группа, его основные признаки и функции. Проблемы формирования ученического коллектива: этапы, методы и средства, сущность педагогического руководства на каждом этапе.

Ученик и классный коллектив. Статус ученика в коллективе и развитие его личности. Ученическое самоуправление и его роль в личностном развитии. Общественные молодежные объединения в воспитании школьников.

Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе, его основные функции и содержание деятельности. Диагностика воспитанности личности и классного коллектива. Диагностирование воспитательного процесса.

Семья как воспитательный институт. Характеристика современной семьи: типы, структура, функции. Психолого-педагогические основы воспитания в семье. Роль отца и матери в семейном воспитании. Нравственно-психологический климат в семье. Общение родителей и детей, семейные традиции и образ жизни.

Проблемы современной семьи. Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания детей в семье. Взаимодействие школы и семьи.

Требования к компетентности:

· знать особенности школьной среды как фактора воспитания; понимать и уметь обосновать роль ученического коллектива для развития личности; уметь создавать благоприятную атмосферу в коллективе;

· знать механизмы социализации личности в коллективе и уметь анализировать реальность с учетом стадий формирования коллектива, системы его ценностей;

· знать педагогически целесообразные пути формирования ученического коллектива, уметь практически реализовать их в будущей профессиональной деятельности;

· понимать роль общественных молодежных объединений в воспитании школьников и уметь анализировать состояние их работы;

· знать функции и содержание деятельности классного руководителя, осознавать его роль в воспитательном процессе; уметь планировать воспитательную работу с учащимися класса с опорой на возрастные и индивидуальные особенности, уровень развития ученического коллектива;

· уметь осуществлять диагностику воспитательного процесса, уровня воспитанности личности и классного коллектива; уметь использовать ее результаты для решения воспитательных задач;

· знать сущность семьи как первичного воспитательного института, ее типы, психолого-педагогические основы воспитания в семье; уметь обосновать основные функции семьи, роль отца и матери в семейном воспитании;

· понимать сущность педагогической культуры родителей и условия ее обогащения в течение жизни человека; знать различные формы взаимодействия школы и семьи по воспитанию детей и уметь использовать эти знания для решения педагогических задач.

 

Проблема формирования положительной Я-концепции

Личности ученика

Понятие «Я-концепции» личности: ее сущность, структура, функции. Роль семьи и школы в формировании Я-концепции личности. Формирование положительной Я-концепции личности учащегося – основная задача педагогов и родителей.

Пути и средства формирования позитивной Я-концепции личности школьника. Педагогическая поддержка самовоспитания учащихся. Влияние Я-концепции личности учителя на формирование позитивной Я-концепции личности школьника.

Требования к компетентности:

· знать сущность и структуру «Я-концепции» личности, понимать ее роль в жизни человека; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью и использовать для решения педагогических задач;

· знать пути и средства формирования положительной Я-концепции личности школьника; владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля воспитательной работы с учащимися по формированию их положительной Я-концепции;

· осознавать влияние Я-концепции личности учителя на формирование позитивной Я-концепции личности школьника; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования.

 

Основы педагогики общения

Понятие о педагогическом общении. Функции педагогического общения и способы их реализации. Речевое поведение учителя. Способы коммуникативного воздействия на ученика: требование, убеждение, перспектива, внушение.

Структура педагогического общения, его этапы. Коммуникативное обеспечение урока. Стиль педагогического общения, его виды и условия эффективного использования. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.

Педагогические конфликты и их преодоление. Стратегии конструктивного разрешения педагогических конфликтов и условия их эффективного использования. Культура педагогического общения. Педагогический такт учителя.

Требования к компетентности:

· знать функции, структуру и роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе; уметь анализировать педагогическую реальность с позиции этого знания;

· знать стили педагогического общения, уметь выбирать оптимальный стиль педагогического общения в зависимости от сложившихся условий;

· знатьпричины возникновения педагогических конфликтов в разных возрастах и уметь определять рациональные способы их разрешения в учебно-воспитательном процессе;

· знать составляющие культуры педагогического общения; уметь выбирать адекватные вербальные и невербальные средства для установления и развития контактов между участниками педагогического взаимодействия.

Раздел 4. Профессиональная деятельность педагога

Учитель как личность и профессионал

Характеристика педагогической деятельности, социальные требования к ней, ее творческий характер. Требования к личности современного учителя и его профессиональной компетентности. Профессионально значимые качества учителя. Педагогическое мышление. Культура восприятия ребенка.

Педагогическое мастерство как показатель профессионализма педагога. Структура педагогического мастерства. Гуманистическая направленность личности учителя. Профессиональные знания и педагогические способности учителя, их развитие. Саморегуляция учителем своего психического состояния. Педагогическая техника.

Педагогическая акмеология. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство. Роль самообразования и самовоспитания учителя в достижении вершин профессионального роста.

 

Требования к компетентности:

· знать особенности педагогической деятельности, требования к личности и профессиональной компетентности педагога; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;

· знать сущность и структуру педагогического мастерства учителя и уметь его определять в профессиональной деятельности;

· знать ступени профессионального роста педагога и акмеолого-педагогические основы профессионального совершенствования его личности; уметь адекватно оценивать себя и результаты своей педагогической деятельности с этих позиций;

· понимать значение рефлексии и самоконтроля для личностного и профессионального роста; уметь осуществлять процедуры рефлексии и самоконтроля в педагогической деятельности;

· знать сущность и способы самообразования и самовоспитания, уметь реализовать их в учебной и профессиональной деятельности.

 

Управление современной школой

 

Система управления образованием. Уровни и органы управления системой образования и современной школой в Республике Беларусь.

Структура управленческих органов в школе и основные принципы их руководящей деятельности. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой. Требования к руководителю образовательного учреждения.

Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителя. Основные формы организации методической работы в школе. Педагогическое самообразование учителя.

Аттестация педагогических кадров. Основные критерии оценки качества педагогического труда.

Требования к компетентности:

· знать сущность управления системой образования и современной школой; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью;

· знать структуру управленческих органов в школе, функциональные обязанности должностных лиц и принципы их работы; уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;

· понимать роль методической работы в профессиональной деятельности педагога, знать ее основные формы и методы; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;

· понимать значение аттестации педагогических кадров в повышении качества образования; знать основные критерии оценки качества педагогического труда; уметь адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность с позиций этого знания.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Общие основы педагогики

1. Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.

2. Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.

3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.

4. Цель и целеполагание в педагогике.

5. Педагогический процесс, его закономерности, принципы и структура.

6. Образовательные парадигмы и их влияние на организацию педагогического процесса.

7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.

8. Система образования Республики Беларусь.

9. Современные тенденции развития образования в мире.

10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере отдельной страны).

 

Дидактика

11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

12. Процесс обучения, его структура и функции.

13. Виды обучения.

14. Система дидактических принципов.

15. Системы и формы организации обучения.

16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.

17. Общие формы организации учебной работы на уроке.

18. Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку.

19. Методы обучения и их классификация.

20. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.

22. Контроль и оценка в обучении, методы контроля учебно-познавательной деятельности.

23. Индивидуализация и дифференциация в обучении.

24. Формирование мотивации учения школьников.

25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.

 

Теория воспитания.

26. Процесс воспитания, его особенности и структура.

27. Принципы воспитания.

28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.

29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

30. Формирование мировоззрения школьников.

31. Умственное воспитание школьников.

32. Нравственное воспитание школьников.

33. Эстетическое воспитание школьников.

34. Физическое воспитание в школе.

35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.

36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.

37. Экологическое воспитание школьников.

38. Технологии и формы воспитательной работы.

39. Школьная среда и ее влияние на развитие личности. Ученический коллектив и методика его формирования.

40. Формирование положительной Я- концепции ученика.

41. Методы воспитания и их классификация.

42. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.