и учебная дисциплина – 2 ч.
Вопросы для обсуждения
- Каковы особенности педагогической психологии как науки и как учебной дисциплины?
- В чем отличие педагогической психологии от педагогики?
- Как связана педагогическая психология с другими отраслями психологического знания?
- Какие задачи ставит перед собой педагогическая психология?
- В чем актуальность её проблематики?
- Каковы пути решения психолого-педагогических проблем на современном этапе развития?
Вопросы для самоконтроля
- Что такое педагогическая психология?
- Каковы методологические принципы педагогической психологии?
- Из каких разделов она состоит?
- Какими научными категориями оперирует?
- Что такое «метод исследования?»
- Какие методы использует педагогическая психология в своих исследованиях?
- Что такое «наблюдение»? Виды наблюдения.
- Почему формирующий эксперимент является специфическим методом для педагогической психологии?
Задания для самостоятельной работы
- Составить таблицу «Педагогическая психология в системе психологического знания», где отразить отличие и сходство педагогической психологии и других психологических наук.
- Провести сравнительный анализ методов педагогической психологии по следующим критериям: универсальность, общенаучность; цель; достоинство каждого метода и его недостатки.
- Пользуясь периодическими психологическими научными изданиями найти статью, в которой было бы представлено психолого-педагогическое исследование. Внимательно прочитать и проанализировать, отвечая на следующие вопросы: актуальна ли проблема статьи, какими методами исследования пользуется автор?
Библиографический список
- Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; ред. Давыдов В.В. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А.
19 стр., 9231 слов
Клиническая психология вопросы для подготовки к зачету
... получают только врачи. Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, ... КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1.Объект, предмет клинической психологии Предметом общей клинической психологии являются: 1) основные закономерности психологии больного, психологии ...
Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
- Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 431 с.
- Казанская В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
- Логвинов И.Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях: учебное пособие / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев, А.С. Силаков. – СПб.: Питер, 2005. – 221 с.
- Педагогическая психология: учебник для вузов / ред. Клюева Н.В. – Владос, 2003. – 399 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 544 с.
- Талызина Н.Ф.
Педагогическая психология: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
- Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 3 – 13.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. – СПб: Полиус, 1998. – 638 с.
Занятие 2. Психологические теории обучения – 2 ч. Вопросы для обсуждения
- Как развивалось программированное обучение?
- В чем развивающий характер проблемного обучения?
- Каковы психологические последствия информатизации и компьютеризации процесса обучения в современной школе?
Вопросы для самоконтроля
- Что такое обучение?
- Какие существуют психологические составляющие обучения?
- Как связаны обучение и развитие в различных психологических теориях?
- Что такое «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» по Л.С. Выготскому?
- Назовите последовательность этапов в теории поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину).
- Что такое программированное обучение? Его виды.
- Что такое проблема, проблемная ситуация? В чем сущность проблемного обучения?
- Что такое развивающее обучение (по Занкову, В.В. Давыдову).
- В каких современных психолого-педагогических теориях нашла продолжение культурно-историческая теория Л.С.Выготского?
Задания для самостоятельной работы
Поясните на примере, как в процессе обучения работе на компьютере осуществляются этапы формирования умственных действий (согласно теории поэтапного формирования умственных действий).
Составьте сравнительную таблицу «Программированное и традиционное обучение» по образцу:
Таблица 4
Критерии |
Традиционное обучение |
Программированное обучение |
На чем сосредоточено внимание учителя |
|
|
Преобладающие методы |
|
|
Учет индивидуальных особенностей учеников |
|
|
Что является результатом обучения |
|
|
Библиографический список
- Брунов Е.П. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале учеб. предмета биологии/ Е.Т. Брунов; под ред. Бровкиной Е.Т. – М.: Педагогика, 1981. – 72 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений / В.В. Давыдов. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001. – (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения).
– 48 с.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка/ Г. Доман; сост. В. Дольникова. – М.: Аквариум, 1996. – 442 с.
- Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
- ПЕДАГОГИКА: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
- Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избр. психол. тр. / Д.И. Фельдштейн. – М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии», НПО МОДЭК, 1996. – 512 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психол. основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «Столетие», 1995. – 189 с.
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 1999. – 288 с.
Занятие 3. Актуальные вопросы психологии воспитания – 2 ч
Вопросы для обсуждения
- Почему в процессе воспитания необходимо воздействовать на мотивационную сферу личности?
- Какова роль идеалов и убеждений в формировании личности?
- Какова роль формирования привычек в процессе воспитания личности?
- По каким критериям нужно судить о степени воспитанности человека?
- Содержание нравственной сферы. Уровни сформированности нравственности личности (по Л. Кольбергу).
Вопросы для самоконтроля
- Психологические условия воспитания: воздействие на эмоциональную сферу; активность и самостоятельность самих школьников.
- Роль оценки в воспитании.
- Смысловые барьеры в воспитании, их причины.
- Изучение личностных отношений в детском коллективе.
- Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема.
- Психологические концепции и модели воспитания в семье.
Задания для самостоятельной работы
Прочитайте произведения А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»; «Флаги на башнях». Подумайте и составьте устный ответ на вопрос: какие идеалы и убеждения формировались в те годы. Чем они отличаются от нынешних? Покажите на фрагментах из книги, каким образом можно воздействовать на мотивационную сферу личности в процессе воспитания?
Библиографический список
- Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатиков. – М.: Ин-т психотерапии, 2001. – 94 с.
- Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитанию / Б.З. Вульфов. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 191 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б.З. Вульфов. – М.: Новая шк., 1994. – 77 с.
- Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Еникеева Д.Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать настоящим мужчиной / Д.Д. Еникеева. – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 318 с.
- Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В.Е. Каган. – СПб.: Фолиант, 1996. – 158 с.
- Корнилова Т.В. Подростки группы риска/ Т. Корнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов. – СПб и др.: Питер, 2005. – 336 с.
- Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов / О.В.
Нестерова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции: учебно-метод. пособие для студентов, шк. психологов и учителей / Т.И. Пашукова. – М.: Ин-т практ. психологии, 1998. – 160 с.
- Рыков С.Н. Беглецы: проблемы воспитания детей и подростков: книга для учителя / С.Н. Рыков. – М.: Просвещение, 1992. – 110 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для студентов высш. пед. заведений / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
- Трудные судьбы подростков – кто виноват? – М.: Юрид. лит. 1991. – 334 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: Психологические игры и упражнения: практ. пособие для педагогов и шк. психологов: в 4 ч.; пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис. – Ч. 4. – 1999. – 158 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
Занятие 4. Психология педагогической
деятельности и общения – 2 ч.
Вопросы для обсуждения
- В чем специфика педагогической деятельности?
- Существует ли специфический имидж учителя?
- В чем заключаются проблемы профессионального развития педагога?
- Почему рефлексия и эмпатия являются важнейшими механизмами восприятия в педагогическом общении?
Вопросы для самоконтроля
- Понятие о педагогической деятельности, уровневый анализ её.
- Педагогическая деятельность в мире профессий.
- Какова структура педагогической деятельности?
- Понятие о стиле деятельности, виды стилей.
- Психологический анализ урока в деятельности учителя.
- Имидж педагога.
- Что такое рефлексия? Эмпатия?
Библиографический список
- Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика / Г.А. Берулава. – Чебоксары: Чувашский ун-т, 2001. – 288 с.
- Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский; ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.: табл.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Масс Медиа, 1995. – 239 с.
- Ершов П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя: учебно–метод. литература / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. – М.: Флинта, 1998. – 336 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
- Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
- Максимов С.В. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении: (Тесты и упражнения для саморазвития) / С.В. Максимов; под ред. Ю.А. Лобейко. – Ставрополь: ИРО, 1994. – 29 с.
- Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина; ред. Е.С. Асмаковец. – М.: Флинта, 2001. – 192 с.
- Москвина Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов / Н.Б. Москвина. – Педагогика. – № 5. – С. 71 – 78.
- Новокшенова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство / М. Новокшенова. – Учитель. – № 3. – 2005. – С. 69 – 72.
- Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г. Постников. – Педагогика. – 2004. – С. 61 – 66.
Занятие 5. Психология личности учителя – 2 ч.
Вопросы для обсуждения
- Рассмотрите понятие «личность учителя» с точки зрения различных психологических подходов: психоанализа, бихевиоризма, гуманистической теории, гигиенического подхода.
- Структура личности учителя: психологическая характеристика.
- Я-концепция и профессиональная идентичность личности учителя.
- Как в современных условиях осуществляется профессиональное развитие личности учителя.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое «педагогические способности»?
- Какие индивидуально-типологические особенности личности учителя оказывают влияние на эффективность его деятельности и почему?
- Что такое психолого-педагогическая компетентность?
- Что такое «синдром эмоционального выгорания»?
- Какие типы учителей наиболее ему подвержены?
Задания для самостоятельной работы
Составьте подборку статей из журналов «Педагогика» и «Народное образование» по проблеме личностных деформаций и деструкций, а также
стереотипов в сознании учителя. Напишите реферат по выбранной вами проблеме.
Библиографический список
- Гатальская Г.В. В школу – с радостью: практ. психология для учителя / Г.В. Гатальская; ред. А.В. Крыленко. – Минск: Амалфея, 1998. – 239 с.
- Демьянчук Р.В. Как не «сгореть» у учительского стола / Р.В. Демьянчук. – СПб.: Просвещение, 2006.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: кн. для учителя/ С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
- Казанская В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
- Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. – М.: МГУ: Академия, 2004. – 240 с.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие /К.М. Левитан. – Саратов: Иркутский ун-т, 1991. – 163 с.
- Лещинский В.И. и др. Всегда ли прав учитель? / В.И. Лещинский, С.С. Куснецова, С.В. Кульневич. – М.: Педагогика, 1990. – 159 с.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / ред. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. – М.: Педагогика, 1990. – 102 с.
- Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания / Н. Осухова, В. Кожевникова // Школьный психолог. – 2006. – № 16. – С. 17 – 32.
- Психология профессионального педагогического мышления / ред. Кашапов М.М. – М.: Ин-т психологии РАН, 2003. – 397 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998. – 494 с.
- Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. – М.: Ин-т психотерапии, 2000. – 281 с.