Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 3

Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 1

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Для эпохи Возрождения (14-16 вв.) был характерен процесс секуляризацииусиление влияния религии и церкви на политическую, общественную и культурную жизнь. В эту эпоху была обоснована идея гуманизма (от лат. «гуманус» – человеческий), как необходимости создания условий для достойной и счастливой жизни человека. Важнейшей чертой мировоззрения этой эпохи служит его ориентация на общество. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и связанная с этим идея спасения, то теперь в центре внимания мыслителей оказывается функционирование общества. Поэтому в качестве главной характеристики философии становится социоцентризм. По этой причине философия становится наиболее тесно связанной с политикой и политической идеологией, которая обосновывала идеал социального устройства.

На протяжении средневековья было распространено представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она лишь подготовка к жизни загробной. Это представление было подорвано творчеством великих поэтов-мыслителей. Данте говорил о том, что человек направляется к двум конечным целям. Одна из них заключается в проявлении собственной добродетели и реализуется в здешней, земной жизни. Другая же достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целям, по Данте, отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Здесь на Данте сказалась идея Августина и Фомы Аквинского о «гармонии» веры и разума. Идеи Данте о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и возможности достижения счастья в ней дальше развивали Петрарка и его друг Салютати.

Ошибка1: секуляризацииусиление влияния религии и церкви на политическую, общественную и культурную жизнь.

Правильно 1: секуляризации – освобождение политической, общественной и культурной жизни от чрезмерного влияния религии и церкви.

О2: Важнейшей чертой мировоззрения этой эпохи служит его ориентация на общество.

13 стр., 6122 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

... параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно ... отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но ...

П2: Важнейшей чертой мировоззрения этой эпохи служит его ориентация на человека.

О3: Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и связанная с этим идея спасения, то теперь в центре внимания мыслителей оказывается функционирование общества.

П3: Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и связанная с этим идея спасения, то теперь в центре внимания мыслителей оказывается человек.

О4: Поэтому в качестве главной характеристики философии становится социоцентризм.

П4: Поэтому в качестве главной характеристики философии становится антропоцентризм.

Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 2

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

В античной философии человек – природное существо и границы его возможностей определены природой («жить в согласии с природой»).

Такая же позиция была характерна для ряда учений Древнего Востока, в особенности, для даосизма. В философии Возрождения человек обладает свободой, и она трактуется как возможность выбора между добром и злом. От этого зависит спасение человека. В философии этой эпохи постепенно ослабевает убеждение в греховности человека, «испорченности его природы». Основная ставка при определении принципов правильной жизни делается на помощь Бога («благодать»), а собственные силы человека признаются крайне недостаточными. Отсюда идёт изменение отношения к видам человеческой деятельности. В античности высшей формой деятельности считалось созерцание и размышление, приобщающие человека, по мнению греков, к сущности бытия. Теперь же высшей формой деятельность стало считаться спасение души (молитвы, религиозный культ, чтение Библии), а труд – искуплением грехов.

В эпоху Возрождения значительно выше, чем в период средневековья, ценится человеческое тело. Телесная жизнь, в том числе и половая любовь, как и земная жизнь в целом, тоже считается самоценной. И не случайно, что как раз живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главным видом искусства. У великих художников – Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля – мировосприятие Ренессанса получает своё высшее выражение.

В эту эпоху возникает особый тип мировоззрения – пантеизм. Согласно ему, Бог как сверхприродное, сверхъестественное существо вначале существовал сам, а затем создал природу и людей, но дальше не вмешивается в ход мирового процесса.

О1: . От этого зависитспасениечеловека.

П1: От этого зависитсамосознание человека.Сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие, оптимизм и готовность действовать становятся отличительными качествами человека.

7 стр., 3089 слов

Проблема человека в философии 4

... жизни духа, а сам дух - для постижения Бога и служения ему. Поэтому задача человека - культивировать разум и совершенствовать сердце: посредством первого достигается понимание Бога, с помощью ... а не оправдывает свои действия обстоятельствами. Натуралистический подход, свойственный фрейдизму, философии жизни. Человек рассматривается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам ...

О2: Основная ставка при определении принципов правильной жизни делаетсяна помощь Бога(«благодать»), а собственные силы человека признаются крайне недостаточными.

П2: Основная ставка при определении принципов правильной жизни делаетсянена помощь Бога(«благодать»), а на собственные силы человека

О3: Основная ставка при определении принципов правильной жизни делается на помощь Бога («благодать»), а собственные силы человека признаются крайне недостаточными.

П3: Основная ставка при определении принципов правильной жизни делается не на помощь Бога («благодать»), а на собственные силы человека.

О4: Согласно ему, Бог как сверхприродное, сверхъестественное существо вначале существовал сам, а затем создал природу и людей, но дальше не вмешивается в ход мирового процесса.

П4: Согласно ему, Бог представляет безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Пантеизм растворяет Бога в природе, отвергая наличие сверхприродного, сверхъестественного.

Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 3

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

В 17 в. для дальнейшего развития производства, техники, вооружения, транспорта требуется естественнонаучное знание. В связи с этим философия, не отказываясь и от традиционной проблематики, преимущественно ориентируется на искусство, которое развивает воображение человека и стимулирует его к познанию. Важнейшей задачей философии служит критика исчерпавшей себя схоластики и разработка эффективного метода научного познания. Решение этой задачи вылилось в два основных направления: эмпиризм (от греч. «эмпериа» — опыт) и рационализм (от лат. «рационалис» – разумный). Определяющим источником знания, с точки зрения эмпиризма, служит опыт, а с позиций рационализма, таким определяющим источником является разум, мышление. Крайние эмпиризм и рационализм абсолютизировали соответственно роль опыта и разума в познании.

Родоначальником эмпиризма был Бэкон. Если в античности главной целью познания считалось само знание, в средневековье – постижение Бога, то теперь такой целью признаётся принесение практической, конкретной пользы людям и человечеству. Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такое движение называется индукцией. Критерием истины Бэкон считал мнение авторитетов, в частности, Аристотеля и авторов Библии.

Попытку показать творческую роль разума в научном познании предпринял Декарт, разработавший рационалистический метод познания, основанный на дедукции. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых совершенно ясных, фундаментальных истин. Эти истины учёный должен получить в опыте, главным образом с помощью экспериментов. Во-вторых, разум должен из этих исходных истин на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция, согласно Декарту, — это такое действие ума, посредством которого мы из определённых предпосылок делаем какие-то заключения, выявляем неизвестное через ранее познанное и известное. Итоговый результат познания опять должен проверяться в опыте, который, по Декарту, служит критерием истины. От Декарта и Бэкона берут начало два важнейших критерия научного знания, позволяющие отличать науку от ненауки, — доказательность и опытная подтверждаемость.

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

... познания (эмпиризм, рационализм, синтетический подход). 6.Теория истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины. Тема 3. Философские проблемы человека и общества 1. Проблема человека в истории ... в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Дух и материя. Материализм и идеализм. 2.Движение и развитие. Модели и законы развития. Диалектика. ...

О1: В связи с этим философия, не отказываясь и от традиционной проблематики, преимущественно ориентируется на искусство, которое развивает воображение человека и стимулирует его к познанию.

П1: В связи с этим философия, не отказываясь и от традиционной проблематики, преимущественно ориентируется на науку, ее главным разделом становится гносеология.

О2: Важнейшей задачей философии служит критика исчерпавшей себя схоластики и разработка эффективного метода научного познания.

П2: Важнейшей задачей гносеологии служит критика исчерпавшей себя схоластики и разработка эффективного метода научного познания.

О3:

П3:

О4: Эти истины учёный должен получить в опыте, главным образом с помощью экспериментов.

П4: Эти истины учёный должен получить с помощью интеллектуальной интуиции – твердого и отчетливого представления, рождающегося в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простого и отчетливого, что оно не вызывает никакого сомнения.

Зан 1.2.2 18 век Упр 1

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

XVIII век в истории Западной Европы называют эпохой Просвещения. Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения служит рационализм в широком смысле. С его пониманием в узком смысле мы уже встречались при рассмотрении учения Декарта, согласно которому главный источник знания – разум, мышление. Такой рационализм противостоит материализму и атеизму. Рационализм в широком смысле – это вера в безграничные возможности человека с помощью своего разума познавать и преобразовывать мир. При этом сама действительность представляется рационалистам «разумной», т.е. упорядоченной законами, организованной, закономерной, познаваемой и управляемой. Рационализм обычно бывает связан с устремлениями прогрессивных сил общества. Для него характерны исторический оптимизм, возвеличивание человека как активное и свободное существо. Он противоположен иррационализму (от лат.«иррационалис» – неразумный), который бывает особенно заметным в периоды социальных кризисов. Представители иррационализма обычно трактуют мир как хаотичный, лишённый закономерностей, неуправляемый, «злой»; им в большей степени присущи пессимизм и агностицизм.

Почему же для философии эпохи Просвещения было характерно в целом рационалистическое умонастроение? Это было связано с тем, что то была эпоха разложения феодализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни общества. Потребности капиталистического способа производства требовали развития науки, техники, просвещения и образования. А для всего этого необходимо было раскрепощение умов, освобождение человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии. Это раскрепощение умов и осуществляли философы-просветители, которые верили, что распространение научных знаний, разумно обоснованных идей добра и справедливости, т.е. просвещение, позволит устранить недостатки общества, улучшить его нравы, политику, быт. Необходимым условием гармонизации общества они считали революцию и устранение власти эксплуататоров. На знамени просветителей было написано два лозунга: «Свобода» и «Справедливость».

18 стр., 8675 слов

Особенности развития процесса мышления у детей дошкольного возраста

... усвоения знаний. Эту особен-ность (любознательность малыша) необходимо использовать для развития и обучения ребенка. Изучению процесса развития мышления у детей посвящены труды многих отечественных и зарубежных ... ведущий вид деятельности дошкольников. В основу данной работы положена следующая гипотеза: процесс развития мышления дошкольников будет эффективнее, если обучение детей проводить в игровой ...

О1: Такой рационализм противостоит материализму и атеизму.

П2: Такой рационализм противостоит сенсуализму (ощущение, чувство) и эмпиризму.

О2: Необходимым условием гармонизации общества они считали революцию и устранение власти эксплуататоров

П2:

О3: На знамени просветителей было написано два лозунга: «Свобода» и «Справедливость».

П3: На знамени просветителей было написано два лозунга: «Наука» и «Прогресс».

Зан 1.2.2 18 век Упр 2

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Большой вклад в развитие философии XVIII века внесли французские просветители-материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Если раньше идеи материализма выражались в форме пантеизма (Д.Бруно) или сочетались с идеей Бога (Ф.Бэкон), то теперь в понимании природы материализм стал последовательным. Они также первыми стали открыто и последовательно пропагандировать атеизм (от греч.«а»-нет, «теос»-бог). Основу всех процессов природы, по их мнению, составляет материя с присущим ей свойством движения. Природа получает своё движение от мирового разума. Под его влиянием материя вечно движется, покой относителен, движение есть необходимый способ её существования и источник всех её свойств. Пространство и время – формы существования материи. Все происходящие в мире движения следуют постоянным и необходимым законам. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какие бы то ни было случайность и целесообразность. Знание причин позволяет человеку предвидеть следствия. Человек, они считали, может познать почти всё, непознаваемы только мировой разум и первопричины явлений. Они за пределами человеческого ума. Из инертной материи под действием другой материи, а также теплоты и движения возникают живые организмы с ощущениями, памятью, сознанием. Учение о о всеобщем характере движения было их прогрессивным завоеванием. Но их материализм был механистическим, поскольку законы механики (самой развитой тогда науки) они возводили в ранг всеобщих и утверждали, что эти законы исчерпывающе объясняют все явления в мире. Материализм тот был диалектическим, он содержал учение о развитии и основных законах диалектики. В учении об обществе они выступали против учения провиденциализма и отстаивали положение о том, что движущей силой истории человечества служит не Бог, а человеческий разум, прогресс просвещения. Они доказывали возможность существования высоконравственного общества, состоящего из атеистов. Главное средство избавления от недостатков общества они видели в революции, после которой должно начаться просвещение.

7 стр., 3426 слов

Кант,Гегель,философия нов

... философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Гегель начал как последователь «критическойфилософии» Канта и Фихте, но уже ... черты буржуазного общества с его правовыми и нравственными принципами. В «Феноменологии духа» (1807) духовная культура человечества представлена в ее закономерном развитии как постепенное ...

О1: Человек, они считали, может познать почти всё, непознаваемы только мировой разум и первопричины явлений. Они за пределами человеческого ума.

П1: Нет ничего такого, что нельзя познать. Всё в мире возникает и исчезает, только целое остается. Никогда не было и не будет другого мира.

О2: Из инертной материи под действием другой материи, а также теплоты и движения возникают живые организмы с ощущениями, памятью, сознанием.

П2: Из инертной материи под действием другой материи, а также теплоты и движения возникает способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоций, мышления.

О3: Материализм тот был диалектическим, он содержал учение о развитии и основных законах диалектики.

П3: Материализм тот был метафизическим, он не содержал идею развития.

О4: Главное средство избавления от недостатков общества они видели в революции, после которой должно начаться просвещение.

П4: Главное средство избавления от недостатков общества они видели не в революции, а в просвещении человечества.

Зан 1.2.3 Кант Гегель Упр 1 Кант

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

В творчестве выделяют два этапа: докритический и критический. В первый Кант выступает не только как философ, но и как крупный учёный. Он разработал глубокую гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разрежённых в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства согласно законам Ньютона. Кант считал, что мировой процесс имел начало – божественное творение, и после него Бог постоянно управляет развитием общества.

Познание, по Канту, начинается с того, что вещи в себе воздействуют на органы чувств и вызывают многообразные ощущения. Но ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения рассудка, ни понятия разума не дают нам и не могут дать знания о вещах в себе. Познаваемы лишь ощущения – явления вещей. Пространство и время, по Канту, — это формы бытия самих вещей. Эти формы, будучи едиными для всего человеческого рода, создают предпосылки достоверности и объективности математики. Невозможно, полагал Кант, логически однозначно доказать существование Бога как высшего начала мира. Кант опроверг все имевшиеся доказательства существования Бога. Он правильно показал, что все они основываются на логической ошибке: существование Бога выводится в них из самого понятия о Боге. Поскольку Бог не дан в опыте, не принадлежит миру явлений, то невозможно доказательство его существования. Поэтому Кант в итоге пришёл к выводу о необходимости отказаться от идеи существования Бога.

В этике Кант сформулировал «категорический императив» (моральный закон), который гласит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Отсюда Кант делал гуманистический вывод о недопустимости использовать человека только как средство для чего-либо; человек всегда должен быть и целью.

Ошибка 1 Кант считал, что мировой процесс имел начало – божественное творение, и после него Бог постоянно управляет развитием общества.

9 стр., 4165 слов

1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального ...

... развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов. ... определяющей выдвигается сфера услуг, а развитие информационных и коммуникационных технологий становится доминирующим направлением. Прежнее классовое деление общества, основанное на отношении к ...

Правильно1 Кант считал, что мировой процесс имел начало – божественное творение, и после которого мировой процесс идет без вмешательства Бога.

Ошибка 2

Пространство и время, по Канту, — это формы бытия самих вещей.

Правильно 2

Пространство и время, по Канту, — не это формы бытия самих вещей, а априорные формы чувственности, приписываемые человеком внешнему миру.

Ошибка 3

Поэтому Кант в итоге пришёл к выводу о необходимости отказаться от идеи существования Бога.

Правильно 3

Поэтому Кант в итоге пришёл к выводу, что Бог относится к другим идеям о трансцендентном мире.

Ошибка 4 В этике Кант сформулировал «категорический императив» (моральный закон), который гласит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Правильно 4 В этике Кант сформулировал «категорический императив» (моральный закон), который гласит: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали все люди; отностсь к другому человеку как к цели, а не только как к средству.

Зан 1.2.3 Кант Гегель Упр 2 Гегель

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Гегель называл своё учение абсолютным идеализмом. Проанализировав аргументы Канта, он согласился с кантовским учением о непознаваемости «вещи в себе»; в природе всех вещей, по его мнению, есть то, что недоступно для познания. По Гегелю, субстанцию (основу и сущность) мира представляет абсолютная идея. Абсолютную идею Гегель называл ещё «мировым разумом» и «мировым духом».

В своём развитии абсолютная идея проходит три этапа, которым соответствуют три основные части гегелевской философской системы. Первый этап Гегель называл Логикой. Логика – это развитие абсолютной идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Ни природы, ни общества ещё нет. На втором этапе абсолютная идея проявляется и развивается в форме своего «инобытия» – природы: абсолютная идея воплощается в физические, химические, биологические явления и объекты. Это положение Гегель использует для отрицания христианского догмата о сотворении мира Богом, который он считает неверным.

Третий этап в развитии абсолютной идеи – её проявление в человеческом познании и в истории общества. Описанию этого этапа посвящена третья часть системы Гегеля – философия духа. По мнению Гегеля, абсолютная идея на протяжении всей истории человечества тайно «работает» в деятельности всех человеческих поколений, она есть скрытая причина всех деяний и познаний. Абсолютный дух – это абсолютная идея в её наивысшем выражении. Искусство, религия и философия, по Гегелю, есть высшие формы самосознания абсолютной идеи. Гегель впервые весьма обстоятельно разработал основные законы диалектики, показал, что движущая сила любого развития заключается в наличии противоречий и борьбе противоположностей, механизм развития состоит в переходе количества в качество и обратно, общая направленность и структура процесса развития определяется законом отрицания отрицания. На основе этих законов Гегель утверждал, что процесс развития мира не имеет никакого предела: ни в познании, ни в развитии общества нет самого высшего состояния, процесс развития бесконечен.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... (возбудимая) психопатия Алкоголизмом и наркоманиями в период абстиненции Тревога – важнейшая эмоция человека, тесно связанная с потребностью в безопасности, выражающаяся чувством надви­гающейся неопределенной угрозы, ... депрессии приводит к возобновлению интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - лень и безынициативность - ...

О1: Проанализировав аргументы Канта, он согласился с кантовским учением о непознаваемости «вещи в себе»;

П1: Проанализировав аргументы Канта, он отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»;

О2: в природе всех вещей, по его мнению, есть то, что недоступно для познания.

П2: в природе всех вещей, по его мнению, нет никаких непреодолимых преград для познания.

О3: Это положение Гегель использует для отрицания христианского догмата о сотворении мира Богом, который он считает неверным.

П3: Это положение Гегель согласует с христианским догматом о сотворении мира Богом.

О4: На основе этих законов Гегель утверждал, что процесс развития мира не имеет никакого предела: ни в познании, ни в развитии общества нет самого высшего состояния, процесс развития бесконечен.

П4: На основе этих законов Гегель подразумевает неограниченность процесса развития, система кладет предел развитию, с обретением истины достигается высшая точка исторического развития общества. Нет никаких непреодолимых преград для познания.

Зан 1.2.4 Фейербах Маркс Упр 1 Фейербах

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их пронумеровать)

Первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и идеалистическая философия, по мнению Фейербаха, возникают в результате отчуждения человеческой сущности: свои качества в сильно преувеличенном виде человек приписывал образу Бога. Т.е. Бог – это вымысел, но создание его образа происходило на основе качеств человека. Например, человеку присуще качество иметь знание, а Богу приписывается всезнание; человек обладает определённым могуществом, а Богу придаётся всемогущество и т.д.

Фейербах стремится возродить у человека чувства самоуважения и достоинства. И сделать это, по его мнению, можно только с помощью философии, заключившей союз с естествознанием. Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия, по Фейербаху, призвана на Земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире. Поэтому философия не должна заменить религию, а должна её дополнить. Вера в Бога – это иллюзия, но она полезна, считал Фейербах, давая людям настоящее утешение и спокойствие. Философия должна быть в союзе не только с естествознанием, но и с религией. Философия может обеспечить счастье в земной жизни, а религия – в потустороннем мире, который тоже реален.

В центре философии, по мнению Фейербаха, должен находиться человек. Поэтому свое учение он назвал антропологией. Человека при жизни он понимал как психофизическое единство, единство души и тела. Но после смерти духовное начало в человеке, по его мнению, отделяется от телесного.

О1: Философия, по Фейербаху, призвана на Земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире.

26 стр., 12771 слов

Методы контроля сознания в религиозной организации Общество сознания Кришны

... общие приемы контроля и манипуляции сознанием; 2. Выявить особенности контроля сознания в религиозной организации кришнаитов, влияния секты на людей; Сравнить воздействие Общества сознания Кришны с исследованиями Е. Н. ... некоторых мусульманских сектах тоже присутствовала потеря чувствительности к боли. Сон, по мнению некоторых ученых, может являться состоянием транса. Изида - богиня Древнего Египта, ...

П1: Философия, по Фейербаху, призвана на Земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует.

О2: Вера в Бога – это иллюзия, но она полезна, считал Фейербах, давая людям настоящее утешение и спокойствие. Философия может обеспечить счастье в земной жизни, а религия – в потустороннем мире, который тоже реален.

П2: Необходима религия без Бога, а на место любви к богу должна стать любовь человека к человеку. Человек человеку должен стать богом.

О3: Философия должна быть в союзе не только с естествознанием, но и с религией.

П3: Философия должна заменить религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реальных возможностей в достижении счастья.

О4: Но после смерти духовное начало в человеке, по его мнению, отделяется от телесного.

П4: духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного.

Зан 1.2.4 Фейербах Маркс Упр 2 Маркс

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их пронумеровать)

Маркс и Энгельс сначала разделяли взгляды Гегеля, но под влиянием Фейербаха сменили свою позицию на материалистическую. Маркс и Энгельс, высоко оценив диалектику, соединили её с материалистическим пониманием природы и общества. В результате этого они создали новую, более высокую, форму материализма – диалектический материализм. Материальный мир существует независимо от сознания и никем не создан. Исключение представляет лишь человек, который, по их мнению, создан Богом. В мире существует не только движение, но и развитие. Движение материи многообразно, оно включает в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы, переход от одной из них к другой, более высокой, составляет основной вектор развития.

Маркс и Энгельс внесли существенный вклад в развитие общефилософской теории материализма. Однако по-настоящему оригинальная часть их учения – материалистическое понимание общественной жизни и истории. Вкратце оно сводится к следующим положениям. Главной характеристикой человека служит его деятельность по преобразованию мира и самого себя. Эта деятельность называется практикой. Человеку присуща также деятельность по отражению действительности – познание, или духовное производство. Практика есть основа, цель, движущая сила познания и критерий истинности знания. Основным типом практики служит материальное производство. Материальное производство есть одно из условий существования общества и его важная сфера. Но более важной по сравнению с материальным производством служит духовная сфера – религия, искусство, мораль. Сознание активно, оно через деятельность людей воздействует на общественное бытие, во взаимодействии общественного бытия и сознания определяющая роль принадлежит сознанию. Развитие общества – естественноисторический процесс. Разрешение противоречий между производительными силами и производственными отношениями приводит к последовательному прохождению обществом ступеней первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономической формаций. Капиталистическая формация отвечает социальному идеалу и не будет сменяться какой-либо другой формацией.

Распеч — Стр 2

О1: Материальный мир существует независимо от сознания и никем не создан. Исключение представляет лишь человек, который, по их мнению, создан Богом.

П1: Материальный мир существует независимо от сознания, «мышление и сознание…продукты человеческого мозга и… сам человек – продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней».

О2: Материальное производство есть одно из условий существования общества и его важная сфера.

П2: Материальное производство есть первое условие существования общества и его основная, фундаментальная сфера, определяющая все другие.

О3: Сознание активно, оно через деятельность людей воздействует на общественное бытие, во взаимодействии общественного бытия и сознания определяющая роль принадлежит сознанию.

П3: Сознание активно, оно через деятельность людей воздействует на общественное бытие, во взаимодействии общественного бытия и сознания определяющая роль принадлежит бытию.

О4:

П4:

Зан 1.2.5 Русская Упр 1 Славянофилы

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Оригинальным русским учением было славянофильство, представленное Хомяковым, Киреевским, Аксаковым. В его основе лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Решающую роль в развитии всей цивилизации, по мнению славянофилов, играет православие. Именно оно сформировало те исконно русские начала, тот русский дух, который создал русскую землю в её бесконечном объеме и обеспечит России мировое первенство. Истинной религией является лишь православие. Какие же качества дают ему преимущества перед другими религиями? Ими служат: логичность, рациональность, эмпирическая, в том числе и экспериментальная, обоснованность всех положений православия. В католицизме и протестантизме этого нет.Важным качеством русского народа служит соборность – результат взаимодействия свободного человеческого начала (свободы воли человека) и божественного начала (благодати).

Соборность означает единство во множественности верующих. Это – религиозный коллективизм, он воспитывают наиболее важные «чувства сердца».Для реализации соборности не обязательно посещать церковь, достаточно самому изучать Библию и мысленно представлять себя в единстве с другими верующими.

Вторым после православия признаком русского народа служит общинность. Деятельность общины, где её члены выступают как товарищи и пайщики, оптимально сочетает личные и общественные интересы, но главное достоинство общины состоит в том, что она воспитывает у своих членов высокие духовно-нравственные принципы: готовность постоять за общее дело, честность, справедливость, патриотизм и др. Для усовершенствования общины, полагали славянофилы, необходимо совершить социалистическую революцию, отменить крепостное право и передать всю землю крестьянам, а фабрики – рабочим. Западные народы, извратив веру, предали забвению соборное начало, что привело к распаду их обществ на эгоистических индивидов. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идёт своим особым путём, который должен привести её к мировому лидерству.

О1: Ими служат: логичность, рациональность, эмпирическая, в том числе и экспериментальная, обоснованность всех положений православия. В католицизме и протестантизме этого нет.

П1:Гармония свободы и необходимости. В католицизме отсутствует церковная свобода из-за догмата о непогрешимости папы римского, в протестантизме же, наоборот, излишняя свобода разрушает церковность.

О2: Для реализации соборности не обязательно посещать церковь, достаточно самому изучать Библию и мысленно представлять себя в единстве с другими верующими.

П2: Культне может быть заменен теоретическимизучением веры. Богослужение обеспечивает реализацию принципа единства во множественности. Приобщаясь к Богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, чтотолько в церквиможет в полной мере вступить в общение с Богом и получить спасение.

О3: Для усовершенствования общины, полагали славянофилы, необходимо совершить социалистическую революцию, отменить крепостное правои передать всю землю крестьянам, а фабрики – рабочим.

П3: Для усовершенствования общины, полагали славянофилы, необходимо совершить социалистическую революцию, отменить крепостное право, а общинный принцип распространить на городскую жизнь.

Зан 1.2.5 Русская Упр 2 Соловьёв

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Соловьёв считал, что божественный промысел, включающий в себя любовь Бога к существам и любовь существ к Богу, служит причиной гармонии в природе. В теории познания принцип всеединства реализовался у Соловьёва через концепцию «цельного знания», представляющего собой единство научного, философского и религиозного знания. Эти три вида знания неравноценны: научное знание способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений, а философское – особенности самого мышления. Однако высшие форы Бытия, по Соловьёву, — Бог, София, идеи – не даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Они вообще не познаваемы. Положение Соловьёва об истинном знании как синтезе эмпирического, рационального и мистического познания является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство Соловьёв называет «свободной теософией» (божественной мудростью).

Применительно к обществу идея всеединства выражается у Соловьёва в виде учения о богочеловечестве и вселенской церкви. Целью и смыслом всего исторического процесса, по Соловьёву, является одухотворение человечества, соединение человека с Богом. Один раз совпадение божественного с человеческим произошло в лице Иисуса Христа, который является и полным Богом, и полным человеком. Такое совпадение происходит в отдельных людях – святых. Установление Царства Божьего станет возможным тогда, когда богочеловечество станет полным, т.е. когда каждый человек, приобщаясь к учению Христа, соединится с Богом. Тогда наступит торжество мира и справедливости, правды и добродетели, любви и красоты.

В конце XIXвека, когда обострилась классовая и межнациональная борьба, Соловьёв проповедовал, что в отношениях между собой люди должны руководствоваться учением о любви к ближнему. Христианский принцип любви к ближнему должен быть положен и в основу отношений между народами и государствами.

Причина хаоса в обществе, по мнению Соловьёва, заключается в отсутствии демократии. Чтобы окончательно искоренить классовые и национальные противоречия, полагал Соловьёв,необходимо совершить революцию и установить республиканскую форму правления.Главную роль в истории человечества, по мысли Соловьёва,будут играть англосаксонские народы, за ними будут идти германцы, а затем славяне.

О1: Причина хаоса в обществе, по мнению Соловьёва,заключается в отсутствии демократии.

П1: Причина хаоса в обществе, по мнению Соловьёва,заключается в разделении церквей.

О2: Чтобы окончательно искоренить классовые и национальные противоречия, полагал Соловьёв,необходимо совершить революцию и установить республиканскую форму правления.

П2: Чтобы окончательно искоренить классовые и национальные противоречия, полагал Соловьёв,необходимо объединиться и создать вселенскую церковь.

О3: Главную роль в истории человечества, по мысли Соловьёва,будут играть англосаксонские народы, за ними будут идти германцы, а затем славяне.

П3: Главную роль в истории человечества, по мысли Соловьёва,должны играть славянские народы, особенно русский-народ-богоносец.

Зан 1.2.6 Неклас Упр 1 Шопенгауэр

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Началом мироздания, всего Космоса, по мнению Шопенгауэра, служит стихийная, ничем не предопределяемая мировая воля. Всё сущее, кроме человека и его сознания, есть проявление, или воплощение, мировой воли.В неживой природе воля как чистая энергетика Космоса и абсолютная изменчивость обнаруживается в силе тяжести, магнетизме, электричестве и в других бесчисленных формах. В живых организмах мировая воля проявляетсяв питании, размножении, борьбе за существование. А человеческая воля самостоятельна, она противостоит мировой воле и борется с ней. Сама же мировая воля создана Богом и управляется им.

Воля, по Шопенгауэру, бессмысленна, как бессмысленна вся жизнь, а жизнь человеческая – в особенности. Жизнь бессмысленна потому, что воля забрасывает человека в чуждый, враждебный ему мир. Жизнь неизменно протекает между желанием и удовлетворением, рассуждал Шопенгауэр. Жизнь по своей природе есть страдание, но и удовлетворение желания не делает человека счастливым: как только потребность удовлетворяется в жизнь приходят пресыщение и скука, переходящие в отчаяние. Представители имущих классов так же несчастны, как и неимущих. В противоположность оптимистическому рационализму Лейбница, который раньше писал, что наш мир есть наилучший из всех возможных, Шопенгауэр назвал этот мир наихудшим из возможных, а свое учение – пессимизмом (от лат. «пессимус» – наихудший).

Пессимизм Шопенгауэра необоснован. Человек действительно испытывает радость в основном в момент достижения цели. Но это не означает, что счастье недостижимо. Однократное удовлетворение, конечно, не означает счастья. Последнее представимо как непрерывный процесс возобновления и расширения круга потребностей, постановки всё новых и новых жизненных целей и их достижении.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, Шопенгауэр высказывал немало тонких идей об особенностях мотивационных и эмоционально-волевых процессов. Однако он абсолютизировал волю, превратив её из составляющей человеческого сознания в самодостаточную основу мира. Такое учение, признающее волю как первооснову всего сущего, именуют – волюнтаризмом(от лат. «волюнтас» – воля).

Преодоление мирового зла, по Шопенгауэру, всё же возможно. Для этого, по его мнению, кроме сильной воли граждан необходима оптимальная социальная организация, разумное устройство общества, где не будет эксплуатации.

О1: Всё сущее, кроме человека и его сознания, есть проявление, или воплощение, мировой воли.

П1: Всё сущее — природа, социальная организация, человек и его сознание – есть проявление, или объективация (воплощение), мировой воли.

О2: В живых организмах мировая воля проявляется в питании, размножении, борьбе за существование.

П2: В живых организмах мировая воля проявляется в росте организмов и борьбе за жизнь.

О3: А человеческая воля самостоятельна, она противостоит мировой воле и борется с ней. Сама же мировая воля создана Богом и управляется им.

П3:Человеческая воля есть одно из проявлений мировой воли.

Зан 1.2.6 Неклас Упр 1 Ницше

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Ницше полагал, что основа жизни – воля, но не воля вообще, как у Шопенгауэра, а воля к власти и могуществу. Весь мир — бушующее море энергии, содержание которого составляет борьба «центров воли», постоянно увеличивающих или теряющих свою власть. Мир – вечное, бессмысленное становление и изменение, не подчиняющееся никаким законам. Мир, по мнению Ницше, познаваем.Истины, особенно научные, достижимы, для слабых они утешение, а для сильных средство утверждения своей воли к власти. Величина власти, по Ницше, служит критерием добра и счастья. Он писал: «Что хорошо? – Все то, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чувстворастущей власти, чувство преодолеваемого противодействия». Воля к власти утверждает в мире власть сильных над слабыми – это и есть естественный порядок вещей. Сильные обеспечат себя сами, а слабым и неудачным, по убеждению Ницше, общество должно помогать и создавать им социальную защиту. Беда в том, что люди восприняли идею христианства о равенстве перед Богом и теперь требуют равенства на земле; вред христианства и в том, что у сильных людей оно убивает волю к власти. Социализм тоже отвергается Ницше как противоестественное восстание рабов.

Для улучшения общества необходимо упразднить мораль рабов и возродить мораль господ. Её принципы: 1)ценность жизни есть единственная безусловная ценность, 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем воли к власти, 3)сильный человек, по Ницше, соблюдает общечеловеческие моральные нормы и в своих действиях руководствуется чувством сострадания и милосердия.Всем этим требованиям удовлетворяет человек Будущего – Сверхчеловек, или белокурая бестия. Ницше был прав в том, что среди людей имеется природное различие и неравенство. Однако отсюда не следует необходимость деления общества на «господ» и «подчиненных», «сильных» и «слабых», поскольку у каждого человека есть индивидуальный профиль одарённости, и по одной способности он может быть «сильным», а по другой – «слабым».

О1: Мир, по мнению Ницше,познаваем.

П1: Мир, по мнению Ницше,непознаваем.

О2: сильный человек, по Ницше, соблюдает общечеловеческие моральные нормы и в своих действиях руководствуется чувством сострадания и милосердия.

П2:сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан моральными нормами и в своих действиях руководствуется только волей к власти.

О3: Однако отсюда не следует необходимость деления общества на «господ» и «подчиненных», «сильных» и «слабых», поскольку у каждого человека есть индивидуальный профиль одарённости, и по одной способности он может быть «сильным», а по другой – «слабым».

П3: Однако отсюда не следует необходимость деления общества на «господ» и «подчиненных», «сильных» и «слабых», поскольку у каждого человека есть индивидуальный профиль одарённости, и по одной, конкретной способности

Зан 1.2.6 Неклас Упр 3 Фрейд

Прочитайте текст и найдите в нём 2 ошибки (их нумеровать)

Сознание, по Фрейду, очень важно для жизни, с его помощью люди ориентируются в мире. Но кроме «Я», или сознания, в психике имеется «Оно» – бессознательное и «Сверх — Я» – усвоенные (принятые) индивидом нормы культуры. По Фрейду, нашими действиями руководит не только наше «Я», но и «Оно», в которое входят природные влечения человека. Последние сводятся к трём: 1)сексуальные желания (Эрос) 2)влечение к смерти (Танатос), которое, будучи обращено вовне, становится стремлением к агрессии 3)стремление к прекрасному.Фрейд отмечал, что наше«Оно»руководствуется принципом реальности, поскольку стремится выжить и поэтому учитывает объективные условия жизни.«Я»же, будучи неразумным, целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно». «По отношению к «Я» «Оно» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади». «Оно» не может победить «Я» в прямом столкновении, поскольку в последнем, по Фрейду, сосредоточена вся психическая энергия человека. «Оно» обращается за помощью к «Сверх – Я» — культурным нормам, которые оформились в виде части самого бессознательного, чтобы воздействовать на него.

«Сверх – Я» как внутренний цензор либо вытесняет неприемлемые желания и тревожные идеи в сферу бессознательного, либо производит сублимацию– использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому назначению (для удовольствия и продолжения рода), а в целях разума и культуры. В случае сублимации примитивные влечения «Оно» принимают форму научного, художественного и иного творчества. Если же неприемлемые желания не сублимируются, а вытесняются в сферу бессознательного, то они продолжают действовать на человека и проявляются в виде неврозов с их немотивированной тревогой, заставляя его чувствовать себя больным и несчастным. Человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими. Задача психоанализа как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям, т.е. в психоанализе излечение происходит через осознание травмирующих ранее бессознательных психических факторов.

О1: «Я»же, будучи неразумным, целиком исходит из принципа удовольствия.

П1: «Оно»же, будучи неразумным, целиком исходит из принципа удовольствия.

О2: Фрейд отмечал, что наше«Оно»руководствуется принципом реальности, поскольку стремится выжить и поэтому учитывает объективные условия жизни.

П2: Фрейд отмечал, что наше«Я»руководствуется принципом реальности, поскольку стремится выжить и поэтому учитывает объективные условия жизни.

Зан 1.2.6 Неклас Упр 4 Экзистенциализм

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Экзистенциализм сформировался в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на антропологическую традицию, идущую от софистов. Моделью человека здесь стал помещённый в кризисную ситуацию мыслящий, оптимистичный человек с положительными эмоциями. Экзистенциализм не выступает в качестве защитника кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом, сосредоточивает своё внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Главная установка этой философии: существование предшествует сущности. Из неё вытекают следствия. Человек сам творит себя и свой мир. Никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека. Но если произошла неудача, то, по мнению экзистенциалистов, внешние обстоятельства могут снимать с человека вину за это.Например,если у мужчины не было и нет любимой женщины, то не его вина в этом: просто ему не встретилась нужная женщина.

Ситуация выбора в пограничной ситуации – излюбленная тема экзистенциалистов. Главную роль в нём, по их мнению, играют не рациональные моменты (расчёт), а эмоционально-этические. Возьмём пример: в условиях фашистской оккупации человек решает вопрос, покориться ли фашизму или встать в ряды движения Сопротивления. Трезвый расчёт склонял бы его скорее к смирению, особенно в первые годы войны в занятой фашистами Франции. Но те люди, которые выбрали Сопротивление, действовали вопреки расчёту, который чаще всего советует не рисковать жизнью и её благами. Интересно отметить, что понимание свободы в экзистенциализме совпадаетс её пониманием в стоицизме. И в том, и в другом учении признаётся, что человек может быть свободен. Стоицизм рассматривал свободу как подчинение необходимости, так же её трактует и экзистенциализм. Экзистенциалисты справедливо отмечают, что свобода предполагает ответственность. Отсюда постоянное подчёркивание экзистенциалистами человеческой ответственности за всё, происходящее в истории. Жизнь определяется ими как «противодействие смерти».Это наполняет человека чувством ценности жизни, заставляет его жить с ощущением драгоценной неповторимости каждого мгновения.

О1: Но если произошла неудача, то, по мнению экзистенциалистов, внешние обстоятельства могут снимать с человека вину за это.

П1: Но если произошла неудача, то, по мнению экзистенциалистов, внешние обстоятельства не снимают с человека вину за это.

О2: Например,если у мужчины не было и нет любимой женщины, то не его вина в этом: просто ему не встретилась нужная женщина.

П2: Например,если у мужчины не было и нет любимой женщины, что не встретил достойную женщину, то это его вина в этом: плохо искал и сам был плохим для любви и дружбы.

О3: Интересно отметить, что понимание свободы в экзистенциализмесовпадаетс её пониманием в стоицизме.

П3: Интересно отметить, что понимание свободы в экзистенциализмеявляется обратнымеё пониманию в стоицизме.

О4: Жизнь определяется ими как «противодействие смерти».

П4: Жизнь определяется ими как «бытие к смерти».

12