Задания для самостоятельной подготовки по возрастной психологии

Список обязательной литературы

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учеб. – М.: Гардарики, 2007.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005, 2010

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Высшее образование : МГППУ, 2009.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2006.

5. Практикум по возрастной психологии. / ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2002.

 

2.4.2. Список дополнительной литературы

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психического развития/ пер. с англ. – М.: «Когито — Центр» 2000

2. Возрастная психология и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений/ Составители И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юнность: Хрестоматия: Уч.пособие для студентов пед. вузов / Составитель и научный ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. центр «Академия»2000.

4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Носфера», 1999.

5. Геронтопсихология: учебное пособие/ Под ред. профессора Г.С. Никифорова – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007

6. Дети и подростки: психология развития Д. Шэффер – 6-е издание – СПб: Питер, 2003

7. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002

8.Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2002

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. ( Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Уч. Пособие %-е издание. – М.: Издательство УРАО, 1999

10.МиллерС. Психология развития: методы исследования – СПб.: Питер, 2002

11. Психология развития: учебник для студ. высш.психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Мартюнина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.М. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... в зависимости от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо ... педагогического общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития образовательной деятельности; - учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, ...

12.Психология развития/Составление и общая редакция авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифферинциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2001

13. Сапоногова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001

 

 

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005, 2010 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Высшее… 4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М.: Академия,…

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

I. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.

Заполните таблицу:

Методы исследования в возрастной психологии:

 

№№ Методы Содержание Требования к организации и проведению Достоинства метода Недостатки метода
1. Наблюдение        
2. Эксперимент        
3. Опрос        
4. Беседа        
5. Тестирование        
6. Анализ продуктов деятельности        

II. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И АРГУМЕНТИРУЙТЕ ОТВЕТЫ

1. При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, о том что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приёмов смысловой группировки материала и включении этих приёмов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?

2. Учитель обратился к психологу с запросом, касающимся исследования межличностных отношений в классе, определения социального статуса учеников. Какими методами должен руководствоваться психолог и как он будет знакомить учащихся с результатами диагностических процедур?

3. Студент педагогического института подошёл к воспитаннику детского сада (4 года) во время игры и сказал ему: «Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать». Правильно ли поступил студент, решив воспользоваться методом беседы?

4. Учитель попросил понаблюдать за поведением первоклассника, нарушающего дисциплину во время уроков. Охарактеризуйте дальнейшее действие психолога по выполнению намеченной цели.

5. Применение метода наблюдения в возрастной психологии. Эксперимент и особенности его использования в детской психологии. Опрос в психолого-педагогическом исследовании детей. Беседа как вспомогательный метод изучения направленности личности ребенка. Использование психологических тестов при изучении детей.

6. 1.Какова роль социальной среды в развитии личности ребёнка?

7. 2.Что такое «внутренняя позиция» ребёнка и какова ее роль в развитии психики?

8. 3.Охарактеризуйте значение биологического фактора в развитии психики ребёнка?

9. 4.В чём отличие между уровнем актуального и зоной ближайшего развития? Какова значимость этих понятий для управления развитием личности?

10. В чём отличия эмпирической и теоретической периодизаций детского развития? К какой группе можно причислить периодизацию Д.Б. Эльконина?

11. Согласны ли вы с пониманием кризисов как «поворотных пунктов», моментов выбора между прогрессом и регрессом?

12. Можно ли утверждать, что периодизация Э. Эриксона связана с рассмотрением качеств личности, проявляющихся в кризисные периоды?

13. Целесообразно ли, с точки зрения Л. Колберга, ожидать от 5-6 летних дошкольников поступков, обусловленных не внешним давлением или авторитетом, а совестью и стремлением удовлетворять требованиям общества?

14. Какую из изученных периодизаций в своей практической деятельности вы бы взяли за основу и почему?

15. Стоит ли незамедлительно отвечать на плач младенца: брать его на руки, укачивать, пользоваться соской?

16. Правы ли родители, придерживающиеся мнения, что незаменимой игрушкой ребёнка второго полугодия жизни является мягкая игрушка?

17. Нужно ли изолировать десятимесячного малыша от чужих, если их присутствие вызывает у ребёнка тревогу?

18. Для чего детей 6 – 8 месячного возраста знакомят с играми – подражаниями: «Ладушки», «Забодаю»?

19. Следует ли наказывать ребёнка 3-х лет за проявление в его поведении строптивости, негативизма и обесценивание взрослого?

20. Как надо себя вести, если ребёнок 3-х лет Вас обозвал?

21. Как Вы полагаете, правильно ли поступает мама Димы (мальчику 1 год. 1мес.), если, одевая его, говорит: ”Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай её мне, дай колготки. Принеси мне сандалии.

22. Почему младший школьный возраст называют вершиной детства?

23. Верно ли поступают учителя, использующие уже на начальном этапе обучения такие приемы работы, как взаимное рецензирование, коллективное обсуждение ответов? Дают ли в начальной школе такие приемы положительный эффект и почему?

24. Почему для развития саморегуляции младшего школьника важна не отметка сама по себе, а содержательная оценка?

25. Являются ли навыки чтения, письма и счета, которыми овладел реьенок к моменту поступления в школу достаточными для суждения об уровне готовности к школе?

26. Верно ли, что период «бурь и страстей» (по Холлу), т.е. подростковый период содержит в себе противоречия, и в чём они проявляются?

27. Известны случаи нервной анорексии у девочек. Объясните это явление.

28. Как понимать фразу: друг для подростка становится своеобразным психотерапевтом. Как сохранить дружеские отношения в этом возрасте?

29. Почему о подростках говорят, что их рассуждения гипотетико-дедуктивные? В чем это проявляется?

30. Почему самооценка в юношеском возрасте выше, чем в подростковом ?

31. С чем связаны максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения?

32. Верно ли, что юноша не всегда любит девушку к которой его влечёт и не всегда его влечёт девушка, которую он любит?

33. Можно ли говорить об интеллектуальной зрелости старшеклассников?

 

IV.Оцените “ненаписанные письма” с позиции личностных новообразований возраста и характера протекания возрастного кризиса (авторы Г.С. Абрамова; Е.М. Лысенко)

2. Учитель обратился к психологу с запросом, касающимся исследования межличностных отношений в классе, определения социального статуса учеников.… 3. Студент педагогического института подошёл к воспитаннику детского сада (4… 4. Учитель попросил понаблюдать за поведением первоклассника, нарушающего дисциплину во время уроков. Охарактеризуйте…

Письмо 1 (из хроники жизни новорожденного).

“По счастливой случайности я выжил. Выжил, несмотря ни на что. Сначала я чувствовал себя прекрасно. Подпрыгивал, отталкиваясь от опоры, толкал маму ручками и ножками, затем пососал палец и снова стал резвиться. Но тут какая-то неведомая сила захватила меня. Я уже не мог оставаться на месте, весь напрягся и стал продвигаться по какому-то узкому коридору. Все тело сдавило. Хотелось казаться меньше и было очень-очень больно. Я услышал мамин крик и еще больше испугался. Где оно, то ощущение невесомости, к которому я так привык? Где та теплая и нежная жидкость, в которой можно было плавать и расслабляться? Та же страшная сила, напоследок больно сдавив голову, выбросила меня в ледяное, обжигающее холодом и сухостью пространство.

Чьи-то руки подхватили меня. Я попробовал открыть глаза и яркий свет ослепил меня. Кругом раздавались давящие на барабанные перепонки звуки. Я услышал громкий-громкий мамин голос и на секунду успокоился. Я ничего не понял из маминых слов, но почувствовал, что мама рядом.

А потом мне снова стало плоховато. Кто-то сильно шлепнул меня. От неожиданности, боли и обиды на всех и все я закричал. Воздух обжигал легкие, но остановиться я уже не мог. И пока меня мыли, чем-то обтирали, я кричал и кричал. Вдруг я снова почувствовал маму, тепло ее живота, услышал до боли знакомое биение ее сердца и ласковый тихий голос. Я открыл рот, жадно схватил мамину грудь и стал сосать, как когда-то свой палец. Рот наполнила приятная жидкость. Вкусно. Мама рядом, все будет хорошо. А я устал, очень устал и ужасно хочу спать. Я так и засыпаю, ничего не поняв, что же все-таки произошло.

Я просыпаюсь. Темно. Совсем темно. Почему-то сыро и прохладно. Хочется есть. Я жду, но никого нет. Что-то пугающее в этой тишине и темноте. Не слышно биения маминого сердца, ее успокаивающего голоса. Может быть это конец? Может быть, я один на всем белом свете? Может быть меня бросили? Я не могу пошевелить ручками, ножками, все туго сдавлено. И даже свой палец я не могу пососать. И я снова набираю воздух и кричу, кричу. Появляется мама. Я оказываюсь у нее на руках, на которых так спокойно и совсем не страшно.

Я успокаиваюсь и снова хочу спать. Все-таки хорошо жить и чувствовать себя в безопасности рядом с мамой. Мне больше ничего не надо. Пока не надо”.

Чьи-то руки подхватили меня. Я попробовал открыть глаза и яркий свет ослепил меня. Кругом раздавались давящие на барабанные перепонки звуки. Я… А потом мне снова стало плоховато. Кто-то сильно шлепнул меня. От… Я просыпаюсь. Темно. Совсем темно. Почему-то сыро и прохладно. Хочется есть. Я жду, но никого нет. Что-то пугающее в…

Письмо 2. (из хроники жизни младенца).

“Мне уже два месяца, сегодня я увидел, что кроме меня в этом мире есть вы — другие люди. Я очень обрадовался, я смотрел им в глаза, пытался поговорить, тянулся к вам ручками и даже ножками. Я очень хотел вас любить. Я уже люблю вас.

Любовь такое сложное чувство, никогда не знаешь, как его выразить. Это от избытка чувств я укусил мамину грудь. Она ведь меня простила? Я не хотел, я не знал, что делал больно, я думал, что это тоже любовь.

Когда я закрываю глаза, вы исчезаете, и мне некого любить. Я должен тут же открыть глаза, чтобы вы были. Без вас я могу любить только себя — вот мои пальцы, пятки, а это что такое во рту? Соска! Придется выбросить. Вот это уже интереснее, видимо, это мои волосы, почему-то больно… Что это упало мне на глаза? Это же мои руки!

Если попробовать убрать, то сразу видно маму, а если еще раз закрыть рукой глаза.… О, да это замечательная затея. Игра в “ку-ку”- это то, что надо, для того, чтобы обнаружить не только для себя вас, но себя для себя. Не держите мои руки, не закрывайте мои глаза надолго, а то мне страшно — вдруг я больше не найдусь.… Нашелся, я нашелся, да и вы тут.

Что это вы от меня хотите? Я уже показывал зайца, я уже приносил мишку. Еще раз? Ладно, принесу! Еще? Ну нет, не буду, не буду вас слушаться!

Я сам себя буду слушаться, я ручки спрячу и не буду, не буду, не буду!

Не бойтесь, я недолго не слушался. Вот я уже снова с вами и я снова ваш, а вы мои. Я только хотел вам показать, что я –часть вас, я сам, я отдельный, у меня могут быть и есть свои желания, просто я не всегда могу их выразить.

Что с вами происходит? Вы всегда все знаете, все можете угадать. Поразительно… Я наблюдал за этим. Сначала радует то, что все знаете, но очень быстро вы становитесь грустными, скучными. Если происходит уже известное для вас, то вы редко смеетесь. А я так люблю смеяться!

Почему вы не смеетесь, ведь так не бывает. Собаки не мяукают. Поняли, заулыбались, и мне стало веселее, да и сил прибавилось. Теперь не только вы делаете то, что хотите, но и вы делаете то, что я придумываю для вас. Мы стали понимать друг друга, мы стали изменять друг друга.

Но как это трудно, управлять с такими большими, как вы. С языком у меня еще плоховато, вот после двух лет, говорят, будет проще.

А пока приходится иногда и пореветь, и даже на пол упасть, чтобы вы — другие люди — поняли, что я от вас хочу.

Хочу немного — любви и радости.

Любовь такое сложное чувство, никогда не знаешь, как его выразить. Это от избытка чувств я укусил мамину грудь. Она ведь меня простила? Я не хотел,… Когда я закрываю глаза, вы исчезаете, и мне некого любить. Я должен тут же… Если попробовать убрать, то сразу видно маму, а если еще раз закрыть рукой глаза.… О, да это замечательная затея. Игра…

Письмо 3 (из хроники жизни трехлетки и чуть старше).

“Я же вам говорил! Я на самом деле говорил, а они — другие ничего не поняли. Я и молчал, и плакал, и даже орал и упирался, а они — другие — ничего не поняли. Понять-то было просто — я хочу делать так, как я хочу, а не так, как они хотят. А сердиться здесь нечего. У человека есть его желания, он же чувствует, как они в нем живут, как они заставляют его говорить: “Я сам!» Это они и меня заставляли делать, сопротивляться им очень трудно, да, признаться, и не хочется.

Когда чувствуешь, что можешь делать сам, что хочешь делать сам, о, это непередаваемый восторг. С тобой случается столько всего невероятного — начинаешь говорить, начинаешь думать, о чем говоришь. Начинаешь разговаривать сам с собой, советуешься даже с собой. И это очень интересно и занятно. Это даже можно назвать- “Я”, “мне”, “мое”, хочу”, “не буду”, “могу”, “не могу”… . Очень увлекательно! Как не поговорить об этом с другими, жаль, что опять не всегда они меня понимают, словно не слышат.

Приходится им об этом попроще поговорить, даже пореветь и посмотреть, что они будут делать. Помогает, правда, не всегда. На стороне других больше силы — могут схватить и потащить, даже если очень не хочешь…

Но мама понимает, когда я для нее реву, а когда для себя. Как ей это удается? Я то знаю, для кого я реву, даже ору.… Как вот она догадывается? Никогда мне об этом не говорила, да я и не спрашиваю- забываю, наверно…

А недавно сочинять начал — стихи сами получились, я даже не ожидал. Интересно, что я еще могу выдумать…

Вот и прыгать научился, и по горке лазаю, руками могу цепляться, а могу и без рук. Это я сам могу…”

Когда чувствуешь, что можешь делать сам, что хочешь делать сам, о, это непередаваемый восторг. С тобой случается столько всего невероятного -… Приходится им об этом попроще поговорить, даже пореветь и посмотреть, что они… Но мама понимает, когда я для нее реву, а когда для себя. Как ей это удается? Я то знаю, для кого я реву, даже ору.……

Письмо 4. (из хроники шестого года жизни).

Я теперь могу такое сочинить!

Вы не думайте, не думайте, не думайте, что все про детей знаете. Отдали нам игрушки, а сами в них тоже играете. Кто вчера сказал, что его нет, а сам был дома? Кто сказал: “Я тебя не люблю, а потом обнимался?.. Мы же дети, играем только так: я говорю, что еду, а сам знаю, что еду понарошку, ну играю так.… Это не на самом деле.… И вы сами так делаете. Конечно, играть очень интересно: можно быть сразу и взрослым и маленьким — кем захочешь. Можно все сразу выдумать, а можно выдумывать долго-долго, медленно-медленно, только бы захотеть… Я такое могу выдумать, такое…, что никто не узнает — было это на самом деле или понарошку. Вы всегда говорите, что я вру, я даже не знаю, что это такое — я только выдумываю.

Мне надо выдумывать, иначе я не смогу понять, что на самом деле, а что понарошку…

Как я заметил, взрослые это тоже не очень хорошо знают, они не на все вопросы могут ответить.… Вот я и стараюсь задавать меньше — лучше сам придумаю, только потом не ругайте, что это неправда. Я еще не всегда понимаю, что такое правда, что такое “на самом деле было”. Мне кажется, что на самом деле все, что происходит, зависит от меня, я — самый главный, даже луна ночью за мной ходит и тень моя за мной бегает, а я от нее прячусь. Что думают другие? Это я не всегда могу отгадать — мне надо объяснять, я пойму. А вот то, что чувствуют другие, я тоже чувствую, мне бывает всех очень жалко и думаю о смерти, как ее победить…

Я могу это выдумать, тогда я ничего не боюсь, и маму могу защищать, и сам становлюсь храбрым и мудрым…”

Вы не думайте, не думайте, не думайте, что все про детей знаете. Отдали нам игрушки, а сами в них тоже играете. Кто вчера сказал, что его нет, а сам… Мне надо выдумывать, иначе я не смогу понять, что на самом деле, а что… Как я заметил, взрослые это тоже не очень хорошо знают, они не на все вопросы могут ответить.… Вот я и стараюсь…

Письмо 5(из хроники жизни подростков).

Не узнаю себя — расту ежедневно. Все время хочется есть и спать. Презираю себя за эти прыщи, за эти руки, которые некуда девать, за эти, так называемые ноги… Кто, когда говорил, что я симпатичный. Где этот человек? Нет его?

Отупел до неузнаваемости, Что помнил — забыл, ничего запомнить толком не могу, все путается. Да и логики ни в чем нет, особенно у этих взрослых — сегодня — одно, завтра — другое. Не хочу о них — все врут и притворяются.… Так хочется от них от всех на необитаемый остров, хотя бы на недельку… Ничего ведь не понимают, ничего. Не хотел о них, да снова начал.… Думают, что просто одному — один пропадешь. С ребятами нормально, даже хорошо, балдеем, расслабляемся, конечно, без них, без взрослых. У всех свои увлечения. В основном, конечно, качалка и борьба в разных видах.

Быстрее бы вырасти, а то не знаешь толком, что еще от себя ждать, каждое утро надо с собой заново знакомиться.

Соображать вроде лучше начал, понимаю, что взрослые не всесильны. Так, грозят, прикидываются, а сами всего боятся, да и ума у них… Я бы и то лучше делал, да и делаю кое-что уже. А они заладили: “Трудные мы, трудные”. Знали бы, как нам с ними нелегко. Да тут все будущим пугают, что о нем надо думать… Я думаю, но как я могу думать о том, чего нет, его только выдумать можно как фантастику… Мы тут с ребятами пробовали — трудно придумать интересное. Бросили.

Да, мы уже взрослые, мы все можем, что и они, мы же тоже, как они. Я вот думаю, что мы их настоящее зеркало, вот они нас и боятся, вот и говорят всякие глупости, грозят, да не боюсь я ничего — не маленький…” Кто-то сказал: “счастье, когда тебя понимают”, а тут не ты себя не поймешь, а другие тем более. Попробовать заняться самовоспитанием что — ли! Силу воли потренировать! Надо себя заставить!”

Отупел до неузнаваемости, Что помнил — забыл, ничего запомнить толком не могу, все путается. Да и логики ни в чем нет, особенно у этих взрослых -… Быстрее бы вырасти, а то не знаешь толком, что еще от себя ждать, каждое утро… Соображать вроде лучше начал, понимаю, что взрослые не всесильны. Так, грозят, прикидываются, а сами всего боятся, да…

Письмо 6 (из хроники жизни юношей).

Кажется, стал спокойнее, не такой дерганный. Да и предки перестали “доставать”. С ним даже можно посоветоваться, если на душе плохо или надо что-что важное решить. Например, планы на будущее, трудности в учебе, да и мало ли что! И как я раньше этого не понимал! Пока на улице пропадал, учебу забросил, теперь догоняю…

По вечерам мучают вопросы, все больше философские: “Кто Я? В чем смысл моей жизни?” Так погружусь в эти мысли, что уснуть не могу. Казалось бы, все предопределено: куда поступать после школы решил, с ориентирами все в порядке. Нет же! Все какие-то сомнения подтачивают. В жизни хочется либо всего, либо ничего. Так уж человек устроен.

Хорошо друг есть, настоящий. Ему можно доверить абсолютно все.

Вот только любовь… выдумали ее, я запутался — уже и сам не пойму, что я от нее хочу, от этой любви. Еще говорят, что любовь и секс- это не одно и то же, как они понимают.

Это только сам можешь понять, я так думаю…”

По вечерам мучают вопросы, все больше философские: “Кто Я? В чем смысл моей жизни?” Так погружусь в эти мысли, что уснуть не могу. Казалось бы, все… Хорошо друг есть, настоящий. Ему можно доверить абсолютно все. Вот только любовь… выдумали ее, я запутался — уже и сам не пойму, что я от нее хочу, от этой любви. Еще говорят, что…

Письмо 6 (из хроники жизни взрослого).

“Никогда не думал, что так можно уставать от жизни, просыпаться по утрам не хочется… Я и хлеб ем, как пряник, — очень люблю жизнь.

Вот, говорят, что надежда умираетюбдш98 последней, я думаю, что ее давно похоронил. Я вдруг почувствовал, что если не я, то никто, понимаешь, никто этого не сделает…

Я почувствовал, что стал взрослым, когда защитил мать от отца. Это было страшно, но я смог.

Как подумаешь о жизни, ничего-то не понимал в молодости, вот если бы все начать с начала….

Никогда не завидовал молодым, а тут вдруг сердце защемило — жизнь-то проходит”.

 

Проанализируйте, какие из психологических особенности каждой возрастной группы отчетливо проявляются, исходя из содержания писем. В чем специфика кризисного развития?

Напишите краткие ответы на каждое из писем с позиции взрослого, овладевшего основами возрастной психологии.

 

Вот, говорят, что надежда умираетюбдш98 последней, я думаю, что ее давно похоронил. Я вдруг почувствовал, что если не я, то никто, понимаешь, никто… Я почувствовал, что стал взрослым, когда защитил мать от отца. Это было… Как подумаешь о жизни, ничего-то не понимал в молодости, вот если бы все начать с начала….

Генеалогический метод исследования

В рамках ниже представленных методов представить анализ одного человека. Возраст значения не имеет.

 

 

 

 

 

 

 

АНАМНЕЗ

Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………

Число, месяц и год рождения……………………………………………………

Пол, национальность……………………………………………………………..

Домашний адрес………………………………………………………………….

Фамилия, имя, отчество, образование, профессия и адрес ближайших родственников, их место работы……………………………………………………….

ЖАЛОБЫ РЕБЕНКА

( со слов ребенка, ближайших родственников, или воспитателей и педагогов)

1. Предъявляет или не предъявляет жалобы.

2. Неприятные или болезненные ощущения, их интенсивность, постоянство, локализация, связь с окружающими условиями.

3. Головные боли, головокружения. Сон. Аппетит.

4. Особенности учебной деятельности.

5. Утомляемость.

6. Память. Нервозность, раздражительность. Припадки и т.д.

 

 

1. Наследственность.

Родители, их возраст, профессия. Родственники со стороны отца и матери. Братья и сестры. Наличие душевно- и нервнобольных, психопатических личностей, лиц со странностями характера, наркоманов, самоубийц, алкоголиков, страдающих туберкулезом, сифилисом, злокачественными опухолями, заболеваниями желез внутренней секреции и обмена веществ.

 

1. Предъявляет или не предъявляет жалобы. 2. Неприятные или болезненные ощущения, их интенсивность, постоянство,… 3. Головные боли, головокружения. Сон. Аппетит.

Зачатие и внутриутробный (пренатальный период)

Возраст и здоровье родителей во время зачатия. Не было ли при этом алкогольного опьянения? Какая была по счету и как протекала беременность?

Здоровье матери во время беременности. Был ли токсикоз I или II половины беременности? Употребляла ли мать какие-нибудь лекарственные препараты во время беременности?

 

 

Роды, их особенности

Роды в срок, нормальные или патологические. Явления асфиксии, травмы головы и другие осложнения в родах (роды быстрые, затяжные, с использованием стимуляции, наложением щипцов, кесарева сечения и т.д.) Закричал ли малыш сразу, когда был приложен к груди. Вес, рост, окружность головы при рождении.

 

 

Период до поступления в школу

Особенности развития ребенка на этапе новорожденности и младенчества

(от рождения до 1-го года)

Информация для исследователя. Когда стал улыбаться, держать головку, сидеть, стоять, ползать, ходить, гулить? Первые слова. Чем болел? Имеют ли место проявления сенсорной депривации и госпитализма, проявляющиеся в постоянном сосании пальца, повторяющемся раскачивании, закрывании лица руками?

 

Особенности развития ребенка на этапе раннего детства

(от 1-го года до 3-х лет)

Информация для исследователя – характер двигательной активности, развитие речи и количество слов к трем годам. Припадки, страхи, снохождение, ночные недержания мочи, травмы, операции. Был ли в детском коллективе. Особенности его поведения, проявления особенностей кризиса. Любимые игры и занятия. Питание.

 

Особенности развития ребенка в дошкольном детстве

(от 3-х до 6-7 лет)

Информация — Двигательная активность, игровая деятельность, речевое развитие. Развитие навыков самообслуживания. Общение со сверстниками.

 

 

(от рождения до 1-го года) Информация для исследователя. Когда стал улыбаться, держать головку, сидеть,…  

Период после поступления в школу

Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте

(от –6- 7 лет до 10-11 лет)

Информация – Характер и навыки учебной деятельности. Поведение. Общение. Индивидуальные особенности личности. Имеют ли место проявления вербализма, тревожности, демонстративности, «ухода от реальности» в мир фантазий.

 

Особенности развития в подростковом возрасте

(от 10-11 до 14-15 лет)

Информация:Особенности учебной деятельности. Поведение. Общение. Индивидуальные особенности личности. Обратить внимание на половое развитие. Появление полового интереса и влечения. Начало и характер менструаций у девочек, поллюций у мальчиков. Онанизм.

Проявление реакции компенсации, эмансипации, группирования со сверстниками, реакции увлечения, реакции гиперсексуальности. Повышенние возбудимости, частые смены настроения, неуравновешенность. Проявления акцентуаций характера.

 

Особенности развития ребенка в ранней юности

(от 14-15 лет до 16-17 лет)

Информация — повышенная тревожность, критичность в отношении своих внутренних и внешних достижений, неустойчивость поведения, симптомы разочарования. Начало половой жизни, ее особенности. Половые извращения. Проявления социальной зрелости и личностного самоопределения.

 

(от –6- 7 лет до 10-11 лет) Информация – Характер и навыки учебной деятельности. Поведение. Общение.…  

Перенесенные заболевания в хронологическом порядке.

Особое внимание обратить на:

А. Врожденные пороки развития (эмбриопатии, фетопатии).

Б. Инфекции:

а) хронические инфекции- ревматизм, малярия, туберкулез, бруцеллез, и др.;

б) на очаги скрыто протекающей гнойно- воспалительной инфекции- отиты, заболевания придаточных пазух носа, тонзиллиты, хронические пневмонии и бронхиты, холециститы и пиэлоциститы, фурункулез т и.д.;

в) на заболевания сердца инфекционного и дистрофического происхождения;

г) на длительные, с невыясненной этиологией недомогания общего характера, сопровождающиеся субфебрильной температурой.

В. Сотрясения и ушибы головного мозга, электротравмы и т.д.

Г. Радиационные поражения, интоксикации:

а) случайные и преднамеренные отравления;

б) алкоголизм;

в) табакокурение;

г) наркомания;

д) токсикомания.

Д. Заболевания желез внутренней секреции, нарушения питания, авитаминозы и другие заболевания: опухоли, гипертония, язва желудка, заболевания крови и т.д.

Ж. Психические травмы:

а) острые (например, смерть близкого человека и т.д.);

б) хронические (например, длительная конфликтная ситуация в семье и др.).

 

 

А. Врожденные пороки развития (эмбриопатии, фетопатии).

Б. Инфекции: а) хронические инфекции- ревматизм, малярия, туберкулез, бруцеллез, и др.;