Смысл кризиса по Выготскому. Роль практики в развитии психологии.

 

Придя в науку, эмпиризм отбросил философию. Мы начали свою науку не имея метода. Эмпирическая психология хороша тем, что стремиться стать естественной наукой, но сейчас это лишь пережиток прошлого. Сейчас нужно опираться и на философию и на естественную науку.

 Явления Ψ абсолютно другой природы, чем явлений физические,  Явления Ψ познаются совершенно иным способом, чем объекты естествознания.

 

Раньше эмпиризм освободил Ψ от философии, но все равно не доказал ее научную природу. Эмпиризм делает Ψ без философского принципа, что плохо, ведь нет собственной методологии.

 

Из-за эмпиризма психология разделилась на 2 направления:

А) естественная (нет философии)

Б) спиритуалистическая (нет практики)

 

Смысл: мы отделились от философии, но разделились на 2 лагеря (душа и поведение), отсюда появление нескольких школ.

ð Нужна ОΨ, чтобы она встала над всеми школа с общими законами.

ð Нужна практика, чтобы определить ее методы и задачи

Развитие прикладной Ψглавная движущая сила кризиса в его последней фазе.

Ведущая роль в развитии нашей науки сейчас принадлежит прикладной Ψ.

Прикладная Ψ психология значима, потому что:

1. Практика: (ПОЛЕЗНОСТЬ)

• Заставляет Ψ перестроить свои принципы так, чтобы они выдержали высшее испытание практикой.

• Входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца;

• Выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины;

• Диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы.

2. Методология. (Метод – значит ПУТЬ, средство познания; но путь во всех точках определен целью, куда он ведет. Поэтому практика перестраивает всю методологию науки. Противоречия психологической методологии решаются на практике. НАПРАВЛЕНИЕ И МЕТОД ДАЕТ НАМ ПРАКТИКА

3. Психотехника есть односторонняя Ψ, она толкает к разрыву и оформляет реальную Ψ. Психотехника направлена на действие, на практику, она имеет дело исключительно с 2 каузальной, с Ψ объективной; некаузальная Ψ не играет никакой роли для психотехники. Она – сознательно – односторонняя. Только она есть эмпирическая наука в полном смысле слова.(идея плохая, но порождает методологию)

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... и тд. 4.Психика: сущность, содержание, структура Психика ( «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине. Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на ... обрызы, чувства) Пс-наука о структуре сознания. 4 этап- начало ХХ века. В пс. Возникает кризисная ситуация ее причины: 1)Отрыв Пс от практики __2)Невозможность объяснить ряд ...

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦЕЛЬ И МЕТОДОЛОГИЮ

 

Резюме:

1. Причина кризиса – лежит в развитии прикладной Ψ, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, т.е. к превращению ее в естественную науку.

2. Причина кризиса –движущая сила, имеющая не только исторический интерес, но и руководящее – методологическое – значение, (не только создала кризис, но и продолжает определять его дальнейшее течение и судьбу).

3. Этот принцип давит на Ψ и толкает ее к разрыву на две науки; он обеспечивает в будущем правильное развитие материалистической Ψ. Практика и философия становятся во главу угла.

 

3. Оценка вариантов приложения марксизма к психологии. Обсуждение значенияметода К.Маркса для психологии.

Существуют принципиально чистые системы:

1) Гештальттеория

2) Персонализм (Штерн)

3) Марксистская Ψ

Каждая из них попыталась объединить в себе идеалистический и материалистический подход, но в итоге:

1) Гештальттеория => материалистическая

2) Персонализм (Штерн) => идеалистическая

3) Марксистская Ψ => никуда, тк нет собственной методологии (имеющаяся экономическая, а не психологическая)

=>

Не там, где надо — потому что ни у кого другого из марксистов нет того, чего у них ищут – законченной методологии психологии или ее зачатков. (нетметодологии)

Не то, что надо, потому что нужна методологическая система принципов, с которыми можно начать исследование, а ищут ответа по существу, того, что лежит в неопределенной конечной научной точке многолетних коллективных исследований. (ищут ответ по существу, а не исследуют)

Не так, потому что мышление скованно авторитетным принципом; изучают не методы, но догмы; не освобождаются от метода логического наложения двух формул; не принимают критического и свободно-исследовательского подхода к делу. (скованно мышление авторитетом (товар); не методы, а догмы экономики)

Причина всех трех пороков – непонимание исторической задачи психологии и смысла кризиса.

 

НО Марсизм хорошо тем, что в нем есть:

1) Единица «ТОВАР», (надо найти схожую в психологии) 3

2) Принцип историзма

 

Марксистская Ψ не идеальна, но она единственная применима в психологии. Наша задача:

на основе марксизма (экономики) создать методологию психологии.

 

Марксистская психология это единственная научная психология (Выготский):

Минимальный феномен экономической жизни – товар.

Единица содержит все элементы и функции целого. Из этой клеточки выявить все многообразие психики.

11 стр., 5404 слов

Дошкольная педагогика как наука. Объект, предмет, принципы и ...

... зарождение промышленности, великие географические открытия, смены средневековых устоев жизни, рассвет культуры, науки. Образование стало приобретать особую значимость в общественном развитии государства и жизни ... конкретного человека. Становление педагогической науки связано с именем чешского педагога Я.А. Коменского (1592-1670), автора ...

Марксистская психология была для В. единственно научной психологией. Он полностью не согласен с учеными, которые утратили принцип историзма и требовали покончить с прошлым и начать все с начала. Развитие психики должно рассматриваться в качестве естественноисторического процесса. Такой подход позволял перевести исследование детерминации явлений психики на новый уровень.

Познание от единичного к общему есть ключ ко всей социальной психологии.

II. Некоторые общие проблемы психологической науки. а) Проблема общей науки в психологии

 

а) Проблема общей науки в психологии

Эмпирическая Ψ разделилась на

1) Спиритуалистическую

2) Естественную

ð Возникновение множества школ

ð Все стремятся стать центром, но нам нужна ОΨ, чтобы она оперировала теориями и гипотезами разных школ. Для этого используем:

1) тенденция к обобщению (общая сумма старых понятий)

2) тенденция к объединению (переработка всех понятий для нахождения общего нового!)

 

Специальные науки изучают явления (факты), а Общая изучает понятия (абстракции) специальных наук.

Специальная наука критикует остальные, а Общая критикует, привнося что-то свое, новое.

(не тупо критиковать, а имея свое).

 

б) Непосредственный опыт и косвенный метод в психологии

 

Косвенный метод помогает выделить из реального факта научный.

Косвенный метод позволяет объективно познать непосредственный опыт, он и совершает

научную работу 4

ð Научный факт

Термометрирование есть чистый образец косвенного метода; мы изучаем ведь не то, что мы видели (как в микроскоп), не подъем ртути, не расширение спирта, а теплоту и ее изменения, обозначенные ртутью или спиртом; мы истолковываем показания термометра, мы реконструируем изучаемое явление по его следам, по его влиянию на расширение тела. Так же устроены и все инструменты, о которых говорит Планк как о средстве изучения невидимого. Толковать, следовательно, — значит воссоздавать явление по его следам и влияниям, основываясь на прежде 96 установленных закономерностях (в данном случае — на законе расширения тел от нагревания).

Никакой принципиальной разницы между пользованием термометром и толкованием в истории, психологии и т. д. нет. То же относится и ко всякой науке: она независима от чувственного восприятия.

 

в) Реальный и научный факт; проблема эмпиризма в психологии.

 

Эмпирическая психология мешает объединению философии и практики.

Эмпирической Ψ как науки, имеющей хотя бы один общий принцип, нет, а попытка создать ее привела к поражению и банкротству самой идеи создать только эмпирическую Ψ.

3 стр., 1438 слов

Семинар по возростной психологии «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ...

... источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возрастная психология имеет ... которые не охватываются "поперечными" срезами. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении ... иначе его поведение изменится). 2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель - установить наличие ...

Эмпирическая – значит прежде всего: «Ψ без души» (Ланге), Ψ без всякой метафизики (Введенский), Ψ, основанная на опыте (Геффдинг).

Это отрицательное определение, оно ничего не говорит о том, с чем же имеет дело Ψ.

Если ранее эмпиризм нужен был для освобождения Ψ, то сегодня термин «эмпирическая» в приложении к Ψ означает отказ от выбора определенного философского принципа, отказ выяснить свои конечные посылки, осознать собственную научную природу.

Методологические проблемы – очередные проблемы современной Ψ.

Положительная характеристика: словом «эмпирическая» Ψ хочет стать естественной наукой, но:

• Явления Ψ абсолютно другой природы, чем явлений физические,

• Явления Ψ познаются совершенно иным способом, чем объекты естествознания.

Психология хочет быть естественной наукой о неестественных явлениях. С естествознанием роднит ее чисто отрицательная черта – отказ от метафизики, а не одна положительная.

Про научный и реальный факты:Вот лучший пример несовпадения реального и научного фактов. Здесь это несовпадение представлено в особенно ярком виде, но существует в той или иной мере во всяком факте. Мы никогда не видели химических лучей и не воспринимали ощущений муравьев, т. е. как реальный факт непосредственного опыта видение химических лучей муравьями не существует для нас, но для коллективного опыта человечества это существует как факт научный. Но что тогда сказать о факте вращения Земли вокруг Солнца? Ведь здесь факт реальный, чтобы стать фактом научным, должен был в мышлении человека превратиться в собственную противоположность, хотя вращение Земли вокруг Солнца установлено путем наблюдений вращения Солнца вокруг Земли. Заметим, кстати, что на этом психологическом примере можно видеть, как не совпадают в психологии факт научный и факт непосредственного опыта. Оказывается, 5 можно изучать, как видят муравьи, и даже как они видят невидимые для нас вещи, и не знать, какими эти вещи являются муравьям, т. е. возможно устанавливать психологические факты, отнюдь не исходя из внутреннего опыта, иначе говоря, не субъективно. (пример про астронома)

Во всяком явлении надо искать те признаки, которые делают его научным фактом. Реальный факт исходит из непосредственного опыта, а научный факт мы фиксируем, выделяем, из непосредственно опыта. Можем уйти от субъективности.

 

 

г) Проблема научной терминологии в психологии

В словаре Ψ есть три сортов слов:

• Слова обиходного языка, многосмысленного, приноровленного к практической жизни;

• Слова философского языка; абстрактные в максимальной степени;

• Слова, заимствованные из естественных наук и употребляемые в переносном смысле; служат прямо для обмана.

Смутное состояние языка Ψ = смутное состояние науки.

Слово, называя факт, дает вместе с тем философию факта, его теорию, его систему.

Когда я говорю «сознание цвета», у меня одни научные ассоциации, факт сводится в один ряд явлений, я придаю один смысл факту; когда я говорю «реакция на белое», все совершенно другое.

Челпанов считает, что все это – игра слов, каприз. Но в действительности он говорит так потому, что считает: не нужно реформы в терминологии, т.к. не нужно реформы в Ψ. Павлов, наоборот, придавал этому значение и штрафовал за употребление психологических терминов в лаборатории («собака почувствовала»).

7 стр., 3195 слов

1.Основные черты научной организации управления

... почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все те отрасли труда, для которых она является лучше ... и подходов. Научная обоснованность управления персоналом означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение ...

Психологи, которые понимают смысл новых слов, распадаются на две группы:

• Чистые эклектики, они с радостью смешивают старые и новые слова и видят в этом вечный закон (Торндайк); (3 в 1)

• Говорят на смешанном языке из нужды, не совпадая ни с одной из спорящих сторон и стараясь прийти к единому языку – создать собственный язык (Коффка) 

Чтобы стать научной проблемой, фраза должна быть формулирована соответствующим образом, а не обычным словарем

Терминологическая последовательность может стать педантством, словесностью (школа Бехтерева), когда слово, как этикетка, наклеивается на готовый товар, а нерождается в процессе исследования. Тогда оно не терминирует, не разграничивает, а вносит неясность в систему понятий.

д) Проблема и виды объединения теорий в психологии

1) Первый способ ассимиляции какой-нибудь школой научных продуктов другой области состоит в прямом перенесении законов, фактов, теорий, идей и т. п., в захвате более или менее обширной области, занятой другими исследователями, в аннексии 6 ЧУЖОЙ территории (новая научная система, которая вбирает в себя по немного от разных старых).

Кто берет чужой платок, берет и чужой запах, гласит восточная пословица; кто берет у психоаналитиков — учение о комплексах Юнга, катарсис Фрейда, стратегическую установку Адлера, — тот берет и добрую долю запаха этих систем, т. е. философского духа авторов.

2)то второй способ сравнивания чужеродных идей похож на союзный договор двух стран, при котором обе не теряют самостоятельности, но уславливаются действовать сообща, исходя из общности интересов. Этот способ применяется обычно для сведения воедино марксизма и фрейдизма. Очень грубые, резкие, бьющие в глаза противоречия устраняются весьма элементарным путем: они просто исключаются из системы, объясняются преувеличением и т. п.

Но сколько нужно некритического доверия к научным именам, чтобы из суммы громких фамилий выводить методологию эпохи!

Единой основной методологии эпохи нет, а на деле есть система борющихся, глубоко враждебных методологических принципов, исключающих друг друга, и у каждой теории — Павлова, Эйнштейна — есть своя методологическая ценность, и выносить за скобки общую методологию эпохи и растворять в ней марксизм — значит преобразовывать не только вид, но и сущность марксизма. в нашей критике чужих систем, в оценке их истинности мы лишены самого главного: ведь правильная оценка знания в отношении его доказанности и несомненности может вытекать лишь из понимания его методологической обоснованности (В. Н. Ивановский, 1923).

10 стр., 4575 слов

Философия эпохи просвещения.

... с локковским эмпиризмом. Как и Беркли, Юм берет у Локка главное - критику идеи субстанции, но по большому счету не выдвигает ... И это соответствует основному содержанию всей философии Юма. Философия эпохи просвещения. XVII и XVIII века – это время особых исторических ... и принципиально непознаваема. Поэтому это – т.н. «вещь в себе». «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А ...

И поэтому правило сомневаться во всем, ничего не принимать на веру, спрашивать у всякого положения о его основаниях и источниках знания есть первое правило и методология науки.

Каждое отдельное научное положение имеет свою собственную, ему только присущую и зависящую от способа и степени его методологической обоснованности степень достоверности, и наука — в методологическом освещении — представляет собой не одну сплошную однородную поверхность, а мозаику положений различных степеней достоверности»

3) Критическое отношение. Я указываю только на то, как должно (методологически) и как нельзя (некритически) сращивать две системы идей. Критически метод : ни на шаг не отступать от своей позиции, и посмотреть на другую. Например: как Павлов смотрит на теорию Фрейда сквозь призму своей теории.

е) Аналитический и феноменологический метод в науке