Особенности рационального питания детей

1.Гигиена — основная профилактическая медицинская дисциплина , изучающая закономерности воздействия на организм факторов окр. среды с целью предупреждения заболевания.Педиатрия – наука об отличительных особенностях в строении, болезнях детского организма, изучающих причины механизмов заболеваний, особенности строения, способы заболевания, лечение и предупреждение.

Задачи гигиены:

-изучение влияния окр. среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка оздоровительных мероприятий

-разработка средств и способов , направленных на повышение сопр. организма к возможным неблагопр. воздействиям.

Группы факторов внешней среды влияющих на организм:

-биологические(микробы)(антибиотики)

-химические(химикаты)

-физические(шум, вибрация, радиоакт.излуч)

2. Здоровье- состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Болезнь- нарушение жизнедеятельности организма и его взаимоотношения с окружающей средойЗдоровый образ жизни- образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.Формирование зож начинается в семье, затем в различных учебных заведениях.

3. Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников дается на момент об­следования и достигается с использованием как минимум 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков:

  1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.
  2. Уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.
  3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического раз­вития и степень его гармоничности.
  4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздей­ствиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству и длительности перенесенных заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Факторы влияющие на состояние здоровья:

  1. Рациональное питание
  2. Физическая активность
  3. Курение
  4. Алкоголизм
  5. Психологические факторы риска

Факторы влияющие на состояние здоровья:

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность (сильный интерес к профессиональному труду, фактор профессиональной пригодности); творческое ... процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с ... задачи (способность осознанно адаптироваться к окружающей среде). Сумма данных (о чём ...

1.медицинский фактор

2.экологический фактор

3.воздушный бассейн

4.эпидемиологический фактор

5.ЗППП(заболев.перед.половым путем)

6.НУТБ(небл.усл.труда и быта

7.ЗОЖ(50%)

4.Особенности рационального питания детей

Правильный рост и развитие детского организма невозможны без обеспечения его полноценным питанием. Так, недостаток белков в пище может привести к задержке физического и умственного развития ребенка, замедлению полового созревания. В то же время избыточное потребление богатой углеводами и жирами пищи может привести к чрезмерно раннему половому созреванию, ожирению и как следствие — развитию многих сопутствующих ему заболеваний. Потребление в детском возрасте чрезмерного количества белков способствует развитию гнилостных процессов в кишечнике и дисбактериоза.

Поэтому так важно с детских лет питаться правильно, рационально, с учетом индивидуальных особенностей обмена веществ в организме и интенсивности физических нагрузок.

Концепция рационального питания, в целом, сводится к следующим принципам:

— соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека (полноценное питание);

— использование в питании разнообразных продуктов как растительного, так и животного происхождения (разнообразное питание);

— соблюдение взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит специфическая роль (сбалансированное питание);

— правильное распределение объемов и видов пищи в течение суток (оптимальный режим питания)

5. Пищевые отравления, заболевания, возникающие при употр. продуктов, ядовитых по своей природе либо содержащих бактериальные яды или загрязнённых ядовитыми примесями. Характ. внезапным началом, коротким течением, не передаются от больного к здоровому.

Бактериальные П. о. называются пищевыми токсикоинфекциями и интоксикациями. Причиной небактериальных П. о. часто являются ядовитые грибы, ядовитые растения — их семена, корни, листья, ягоды при использовании их в пищу вместо съедобных.

 Профилактика: санитарное просвещение населения, санитарно-технический надзор за посудой на предприятиях общественного питания.

Пищевые токсикоинфекции и интоксикации, острые, нередко массово возникающие инфекционные заболевания, вызываемые попаданием в желудочно-кишечный тракт пищи, содержащей определённые патогенные микроорганизмы или их яды (токсины).

К П. т. относят заболевания, вызываемые группой сальмонелл, кишечной, паракишечной, дизентерийной палочками, стафилококками, а также ботулизм.

Профилактика: строгое соблюдение санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил при транспортировке, приготовлении, хранении и реализации продуктов и готовых блюд; профилактические осмотры персонала пищевых предприятий на бактерионосительство; обязательная госпитализация больных с последующим диспансерным наблюдением за ними.

6.Самые распространенные вредные привычки:

  • Курение (табакокурение);
  • Алкоголизм (алкогольная зависимость)
  • Наркомания (наркотическая зависимость)

Вредные привычки детей чаще всего возникают из-за невнимательности родителей, когда ребенок предоставлен самому себе, и некому объяснить ему, чего делать не следует, а сам малыш, естественно, ничего такого не замечает. Вредные привычки: алкоголизм и наркомания, — начинаются с того, что человек хочет уйти от своих проблем, забыться, но в тот момент он не осознает, что этим в тысячи раз ухудшает свое состояние. Покурить за компанию с друзьями и выглядеть при этом «круче» — вот на чем основываются вредные привычки молодежи. В настоящее время существует множество клиник или реабилитационных центров, которые помогают в борьбе против вредных привычек, отсутствие которых позволяет жить полноценной жизнью и иметь здоровых детей, ведь жизнь без вредных привычек – это главная составляющая нашего будущего.

9 стр., 4411 слов

Дети группы риска

... понятия «дети группы риска» В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) ... делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно ...

7.Возрастная периодизация — выделение периодов жизни высокоорганизованных животных и человека по совокупности анатомо-физиологических признаков, а человека и по социально-психологическим признакам.

Формирование групп ДУ происходит с учетом их возраста, т.к у детей разных возрастов разные потребности и особенности. В основном существует 4 группы детей в ДУ с учетом их возраста:

  • младшая группа — дети четвертого года жизни
  • средняя группа — дети пятого года жизни;
  • старшая группа — дети шестого года жизни;
  • подготовительная группа — дети седьмого года жизни

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии

  • I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
  • II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
  • III критерий – уровень нервно–психического развития,
  • IV критерий – резистентность организма,
  • V критерий – функциональное состояние органов и систем,
  • VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

15 стр., 7309 слов

Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у ...

... психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления детей шестого года жизни. 2. Выявить особенности развития мышления детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. 3. Разработать ... ними. Классификация – заключается в отнесении единичного объекта или явления к соответствующей общей группе на основе существенных и общих признаков. [11; 238] Абстракция - это ...

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, угрожаемые по инвалидности или инвалиды

8.Нарушения в развитии детей. в любом возрасте у ребенка возможны многочисленные нарушения и отклонения в развитии, которые требуют вмешательства специалиста. Поведение ребёнка в раннем возрасте это метод, с при помощи которого он, ещё не умея говорить, может сообщить своим родителям о состоянии своего организма, как о физическом, так и эмоциональном, психическом. Если это носит разовый и кратковременный характер, отклонения малозаметны и несущественны — на них можно не обращать внимания, но весьма часто это может явиться косвенным сообщением, что нарушения в развитии ребёнка приняли серьезный характер.

Основные нарушения развития детей

  • детский аутизм. Который проявляется отрешённостью и погружением в свой собственный мир. Отсутствием или вялой реакцией на происходящее вокруг. При этом умственное развитие ребенка соответствует его возрасту.
  • различные психологические травмы и стрессы, возникающие у детей, когда они сталкиваются с негативными событиями в их окружении. Это ведет к развитию посттравматического стресса. Малыша могут преследовать навязчивые ужасные картины каких то трагических событий, преодолеть влияние которых он не в состоянии,  ожидание повторения такой ситуации. Чувство тревожности не покидает его.
  • изменения сенсорной регуляции (сенсорная защита), которые выглядят как повышенная чувствительность кожи, что приводит неприятию касания его тела предметами или руками. Эта реакция характерна при неадекватном восприятии акта прикосновения как опасного и болезненного. Следствием может быть отрицательное отношение ребенка к гигиеническим процедурам или ношению одежды и обуви.
  • детская гиперактивность и сопутствующее нарушение концентрации внимания.

9. Иммуноло́гия — это наука о строении и закономерн. функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.

17 стр., 8419 слов

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...

... методического обеспечения практической работы с детьми. Реализация психотехнических, социально-педагогических приемов происходит без учета формы заболевания, недостаточно разработан диагностический инструментарий. ... -педагогической деятельности в социозащитном учреждении (на примере группы дневного пребывания отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями) КЦСОН «Радуга» ...

Иммунитет — это комплексная реакция организма, направленная на защиту его от внедрения генетически чужеродного материала. К такому генетически чужеродному материалу относятся бактерии и их токсины, вирусы, простейшие, паразиты, донорские ткани, включая кровь, измененные собственные клетки (например, раковые) и т.п. При этом иммунная защита может протекать по разным механизмам. 

Механизмы иммунитета:

  • Кожные покровы
  • Слизистые оболочки
  • Фагоцитоз(защитная реакция организма, закл. в захвате и поглощении чужеродных частиц)

10. Эпидемиология- наука о массовых заболеваниях

Инфекционные болезни- это группа болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами

Классификация:

  1. Инфекции дыхательных путей(ОРЗ, грипп)
  2. Кишечные инф.(дизентерия, халера, гепатит)
  3. Пищевые токсикоинфекции
  4. Инф. наружн. покровов(чесотка, грипковые заб.)

11. Вирусные гепатиты — это группа распространенных и опасных для человека инфекционных заболеваний, которые довольно значительно различаются между собой, вызываются разными вирусами, но все же имеют общую черту — это заболевание, поражающее в первую очередь печень человека и вызывающее ее воспаление. Поэтому вирусные гепатиты разных видов часто объединяются под названием «желтуха» — по одному из наиболее распространенных симптомов гепатита.

Пути передачи:

  • фекально‑оральным
  • контакт человека с инфицированной кровью
  • вирусы B, С, D, G могут передаваться при половом контакте
  • Путь заражения от матери к ребенку

Профилактика

Чтобы уберечься от заражения гепатитами, необходимо соблюдать несложные правила . Не следует употреблять некипяченую воду, всегда мыть фрукты и овощи, не пренебрегать термической обработкой продуктов. Так можно предотвратить заражение гепатитом А.

В целом, необходимо избегать контакта с биологическим жидкостями других людей. Для предохранения от гепатитов В и С  — в первую очередь с кровью. В микроскопических количествах кровь может остаться на бритвах, зубных щетках, ножницах для ногтей. Не стоит делить эти предметы с другими людьми. Нельзя делать пирсинг и татуировки нестерильными приборами. Необходимо принимать меры предосторожности при сексе.

12. Причины гриппа

Грипп — это острое инфекционное заболевание, высокозаразное, при котором поражаются верхние дыхательные пути и отмечаются симптомы интоксикации. Слово «грипп» произошло от французского «grippe», что означает «хватать». Долгое время заболевание называлось инфлюэнцией, от латинского слова» influre», что означает «вторгаться».

Передается инфекция только воздушно-капельным путем. К вирусу восприимчивы даже груднички.

У вируса гриппа существует несколько серотипов, поэтому, несмотря на то, что после перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет, можно заразиться другим серотипом гриппа.

7 стр., 3499 слов

Основные заболевания периферической нервной системы

... другие факторы. Заболевания периферической нервной системы чрезвычайно распространены, они занимают одно из первых мест среди заболеваний с временной утратой трудоспособности. К заболеваниям периферической нервной системы относятся ... пазухах, глазнице, полости рта, в частности, кариозные зубы, заболевания костей основания черепа и мозговых оболочек, инфекции (грипп и др.), интоксикации [8]. В ряде ...

Источником инфекции является больной человек с явной или стертой формой болезни. Вирус гриппа выделяется с кашлем и чиханием. Больной заразен в течении 4-5 дней с момента возникновения симптомов болезни.

Симптомы гриппа. Главный симптом гриппа — это высокая (до 40-41 градуса) температура, она держится не менее 5 дней. Характерно отсутствие насморка и боли в горле. Отмечается сильная головная боль, ломота во всем теле

Профилактика гриппа: Прежде всего — активная иммунизация- вакцинация

Особенности ухода. В момент эпидемии нужно соблюдать личную гигиену: как можно чаще мыть руки, умываться, чаще менять носовые платки, а лучше пользоваться бумажными, чтобы исключить вероятность самоинфицирования.

Надо также не допускать переохлаждения, полноценно питаться и вести здоровый образ жизни.

Вирусы — возбудители острых респираторных заболеваний

Инфекции, вызываемые вирусами, принято называть острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ).

По частоте они занимают первое место среди всех заболеваний. Термин ОРЗ (острые респираторные заболевания) объединяет группу инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей, передающихся воздушно-капельным путем. В тех случаях, когда доказана вирусная природа болезни, ОРЗ называют ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция

Наиболее частые возбудители ОРЗ (ОРВИ) это вирусы гриппа, парагриппа, РС-инфекция, риновирус, аденовирус. Ввиду общности их проявлений различные формы ОРВИ в быту зовутся простудой.

13. Туберкулез — серьезное инфекционное заболевание, обычно поражающее легкие. Путь передачи туберкулеза воздушно-капельный, особенно велика вероятность заражения при частом контакте с больным. Возбудитель- бактерия Кохха

Источники инекции:

  1. Человек
  2. Животные
  3. Птицы

Признаки острой туб. интоксикации:

  1. Снижение аппетита
  2. Головная боль
  3. Повышение температуры
  4. Кашель
  5. Увелич. лимфаузлов

Профилактика инфицирования заключается в оздоровлении лиц из очагов туберкулёза, проведении санитарно-просветительной работы, регулярном (2 раза в год) обследовании сотрудников всех детских учреждений, особенно дошкольных, в противотуберкулёзных диспансерах, организации оздоровительных мероприятий детского населения. Основные методы профилактики заболевания туберкулёзом у детей — вакцинация (ревакцинация) БЦЖ и химиопрофилактика.

внелегочные формы туберкулеза. Туберкулез поражает практически любой орган. По локализации различают: костно-суставный; мочеполовых органов ; глаз; мозговых оболочек (менингит ); лимфатических узлов; брюшины; кожи. 

14.СПИД- синдром приобретенного иммунодефицита. Вызывается ВИЧ. Долгий инкуб. период. Попадая в организм, атакует т. лимфациты.

Самым надежным способом профилактики СПИДа остается здоровый образ жизни. И, конечно, если есть подозрение на инфицирование вирусом иммунодефицита человека, не стоит ждать проявления каких-либо симптомов, надо сдать анализы на СПИД.

ЗППП:

сифилис, гонорея, мягкий шанкр, венерический лимфогранулематоз, донованоз.хламидиоз, микоплазмоз,уреаплазмоз, трихомониаз, кандидоз, гарднереллез, герпес половых органов, вирус папилломы человека (остроконечные кондиломы),ВИЧ-инфекция.

9 стр., 4279 слов

Заболевания экстрапирамидной нервной системы

... последнего десятилетия показали, что одним из механизмов гибели нервной клетки при дегенеративных заболеваниях нервной системы, и в частности при болезни Паркинсона, является апоптоз. ... II. Вторичный паркинсонизм (симптоматический): • Сосудистый • При наличии объемных образований головного мозга . • Травматический (при повторных черепно-мозговых травмах) • Лекарственный o блокаторы бета1 ...

15.Корь – острое вирусное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем (при разговоре, кашле и чихании).

Характеризуется высокой температурой тела (39,0 градусов С и выше), общим тяжелым состоянием, кашлем, насморком, воспалением слизистой оболочки глаз (конъюнктивитом) и сыпью. В первые 3-6 дней заболевание выглядит как ОРВИ, но уже в этот период можно увидеть характерные для кори высыпания на слизистой оболочке щек в виде белых точек. Корь опасна своими осложнениями: такими как отит, воспаление легких, поражение крови, судороги, развивающиеся на фоне высокой температуры тела, а также — воспаление головного мозга энцефалит. Кроме того, после кори у переболевшего временно формируется состояние иммунодефицита (снижение защиты от других инфекций), что способствует наслоению тяжелых бактериальных инфекций. 

Краснуха — острая вирусная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. У детей, как правило, протекает легко или в виде заболевания средней тяжести. Заболевают обычно через 11-21 (редко 23 дня) после контакта с больным человеком. Первые 1-5 дней болезни характеризуются подъемом температуры до 38 градусов С, недомоганием, головной болью, увеличением лимфатических узлов, особенно на затылке, за ушами, иногда — коньюнктивитом. На коже появляется мелкопятнистая сыпь, которая располагается в основном на боковых поверхностях туловища и конечностей, и сохраняется до 5 дней. В целом длительность заболевания составляет 1-2 недели. Осложнения бывают очень редко, но возможно развитие энцефалита (воспаления мозга) у 1 из 1000 заболевших.

Эпидемический паротит («свинка») – острая вирусная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем и поражающая околоушные и подчелюстные слюнные железы. Они распухают, из-за чего лицо округляется (отсюда и название «свинка»).

Распространяется этот вирус в окружающем пространстве не так широко, как корь и краснуха. Если заболевший ребенок изолирован в комнате, то не контактирующие с ним непосредственно дети и взрослые не заражаются. Заболевание начинается с невысокой температуры, недомогания, а через 1-3 дня увеличиваются одна или обе слюнные околоушные железы, больно жевать и глотать. При осмотре слизистой щек виден воспаленный сосочек выводного протока слюнной железы на стороне поражения. Кроме слюнных желез, примерно в 4% случаев, вирус эпидемического паротита может вызвать воспаление поджелудочной железы (панкреатит), а также оболочек головного мозга (менингит)

Коклюш – острое инфекционное заболевание. Заражение происходит при контакте с больным человеком, который, возможно, и не знает, что у него коклюш. Наибольшую опасность коклюш представляет для детей до года. Коклюш: симптомы Симптомы развиваются постепенно: около 10 дней длится так называемый продромальный период – небольшой кашель, насморк, возможно субфебрильное (до 38,0 градусов) повышение температуры. В этот период, а так же в первые две недели развернутой клинической картины, больной наиболее заразен для окружающих. Основное клиническое проявление коклюша – приступообразный, изнурительный кашель. Этот период называется пароксизмальным. Длится он от трех недель до трех месяцев. Коклюш имеет характерные симптомы и, в случае классического течения, сложностей с диагностикой не возникает. Число и продолжительность пароксизмов кашля определяют тяжесть течения заболевания. Приступ (пароксизм) кашля – большое количество кашлевых толчков, следующих непрерывно, заканчивается глубоким шумным вдохом и отделением большого количества вязкой мокроты. У маленьких детей приступ кашля может заканчиваться кратковременной остановкой дыхания.

7 стр., 3442 слов

Сотрясение головного мозга

... методов обследования. При черепно-мозговых травмах иногда возникает кровоизлияние в ткани мозга и развивается внутричерепная гематома. Сразу же после травмы у пострадавшего ... светлый промежуток»), однако через некоторое время состояние значительно ухудшается вследствие продолжающегося кровотечения и увеличения гематомы. Лечение таких больных проводится хирургическим путем с трепанацией ...

16. Аллергия — состояние повышенной чувствительности животного организма, по отношению к определенному веществу или веществам (аллергенам), развивающееся при повторном воздействии этих веществ. Физиологический механизм аллергии заключается в образовании в организме антител, что приводит к понижению или повышению его чувствительности. Аллергия проявляется сильным раздражением слизистых оболочек, кожными сыпями, общим недомоганием

Под аллергическими реакциями в клинической практике понимают проявления, в основе возникновения которых лежит иммунологический конфликт. В диагностике аллергических реакций важно выявить аллерген, его причинную связь с клиническими проявлениями и тип иммунологической реакции. Общепринятым является патогенетический принцип выделения 4 типов аллергических реакций.

18. Гигиена нервной системы:

  • Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
  • Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка. 
  • Дети должны есть в точно установленное время.

Это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально.

Она включает:

1.  соблюдение всех правил психогигиены

2.  учет порога чувствительности рецепторов,

3.  правильная регламентация физических нагрузок,

4.  учтет влияний факторов внешней среды.

5.  соблюдение режима дня.

6.  закаливание, занятие физической культурой и спортом

7.  предупреждение   вредных   привычек   (курение, употребление алкоголя, наркотиков)

Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на центральную и периферическую, нервную систему.

Центральная нервная система совокупность связанных между собой нейронов. Она предоставлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного мозга различают участки более темного цвета- серое вещество ( образовано телами нервных клеток) и участки белого цвета- белое вещество мозга (скопление нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой).

Периферическая часть нервной системы образована нервами- пучками нервных волокон, покрытых сверху общей соединительно-тканной оболочной. К периферической нервной системе относят и нервные узлы, или ганглии- скопления нервных разветвлений, которые обеспечивают деятельность всех органов и систем ( к нему относятся нервы и нервные узлы).

10 стр., 4832 слов

Системы органов человека

... газообмене. При прохождении через лёгкие кровь поглощает кислород и доставляет его тканям и органам. В то же время в кровь из органов и тканей поступают продукты распада (мочевина, углекислота ... сердце отдыхает. 3. Пищеварительная система Пищеварительная система состоит из: губ, покрытых тонкой кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями, которыми захватывается пища и определяется е ...

Нервы скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и дендриты. Такие нервы называются смешанными. По ним импульсы идут в двух направлениях- к центральной нервной системе и от нее к органам.

Нейрон- структурная и функциональная единица нервной системы, приспособленная для осуществления приема, обработки, хранения, передачи и интеграции информации. Это сложноустроенная высокодифференцированная клетка состоит из тела, или сомы и отростков различного типа – дендритов и аксонов.

Дендриты  короткие, сильно ветвящиеся отростки. От одной клетки может отходить от 1 до 1000 дендритов. По дендритам нервные импульсы поступают к телу нервной клетки.

Аксон — длинный, чаще всего мало ветвящийся отросток, по которому импульсы идут от тела клетки.

19.Физиология и фазы

Сон — сложное и неоднородное состояние, в основе которого лежат меняющиеся биохимические и нейрофизиологические процессы.

Выделяются следующие фазы сна: медленный (медленноволновой) и быстрый (парадоксальный) сон. Фазы медленного и быстрого сна чередуются, при этом в раннем детском возрасте по длительности преобладает быстрый сон, а в дальнейшем — сон медленный

Патологии сна:

Инсомнии (диссомнии) — нарушения ночного сна. Пример: бессонница. Причины: неврозы, психозы, органические поражения мозга (энцефалит, эпилепсия), соматические заболевания.

Гиперсомнии — непреодолимая патологическая сонливость. Примеры: нарколепсия, летаргический сон.

Парасомнии. Причина: невроз. Примеры: сомнамбулизм (снохождение/лунатизм), скрежетание зубами, ночные кошмары, эпилептические припадки и т. д.

Сонный паралич — состояние, когда паралич мышц наступает до засыпания или после пробуждения

20.. Стресс — системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение.

Неврозы — группа нервно-психических расстройств, вызванных действием неблагоприятных факторов и выражающихся в нарушениях эмоциональной сферы человека и различных вегетативных расстройствах. Основной причиной невроза являются различного рода социальные конфликты (ссоры, обиды, несправедливое отношение со стороны других, эмоциональный стресс и т.п.), в результате которых у человека может возникнуть болезненное переживание неудачи, внутренние конфликты, чувство недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д

Лучшей профилактикой неврозов являются правильная организация труда, активный отдых, физические упражнения, аутотренинг, закаливающие процедуры. Весьма важно научиться «тренировать» свои эмоции, благожелательно относиться к людям, «гасить» конфликтные ситуации, не придавать значения мелким оплошностям других и критически относиться к своим.

21.Основное значение сердечно-сосудистой системы состоит в снабжении кровью органов и тканей. Кровь непрерывно движется по сосудам, что дает ей возможность выполнять все жизненно важные функции. К сист. Кровообр. относятся сердце и сосуды — кров. и лимф.

Хорошее снабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами обеспечивает нормальное функционирование всех систем организма. Такое состояние возможно при сильной сердечной мышце, для чего необходимо тренировать сердце. Человек умственного труда должен начинать свой день с физических упражнений, желательно на свежем воздухе. Хорошо развитая скелетная мускулатура способствует лучшему кровотоку.

Неблагоприятное воздействие на функцию сердечно-сосудистой системы оказывают алкоголь и никотин. Никотин способствует выделению гормонов надпочечниками, что вызывает спазм сосудов. Вследствие этого повышается артериальное давление, и сердце должно затрачивать больше энергии, чтобы обеспечивать движение крови по сосудам.  В крови при курении постоянно содержится карбоксигемоглобин, что ухудшает снабжение кислородом сердечной мышцы и других органов. Вещества, всасывающиеся из табачного дыма, мешают усвоению витаминов, например витамина С, недостаток которого способствует отложению холестерина в стенках сосудов. В результате просвет сосудов суживается. Таким образом, курение является фактором риска для развития ишемической болезни сердца. Алкоголь также вызывает спазм сосудов, нарушает использование тканями кислорода в процессе тканевого дыхания и приводит к ухудшению питания ткани сердца, способствуя таким образом развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

22. Задача органов дыхания — обеспечение органов жизненно необходимым кислородом и выделение в окружающую среду углекислого газа как конечного продукта обмена веществ

Необходимо

проветривание помещения,

регулярная влажная уборка,

прогулка на свежем воздухе

К заболеваниям органов дыхания относятся бронхит,, трахеит, бронхиальная астма, пневмония и др.

23. Гигиена органов слуха начинается с ежедневного мытья ушей. В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется желтое липкое вещество — ушная сера. Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода и ухудшению слуха. Поэтому ухо необходимо регулярно промывать 2-3%-м раствором перекиси водорода, которая растворяет ушную серу. Ковырять в ушах спичкой, булавкой и прочими твердыми предметами, чтобы удалить ушную серу, не рекомендуется, потому что можно повредить саму барабанную перепонку.

К основным требованиям гигиены зрения относятся: достаточное равномерное освещение при чтении (у окна или при лампе 40-60 Вт), четкий и достаточно крупный, легко разбираемый на расстоянии 35 см шрифт, удобное расположение книги по отношению к глазу (избегать чтения лежа, в автобусе).

Особенно большое значение имеет соблюдение требований гигиены зрения для детей и школьников.

24.Гигиена:

употреблять в пищу свежую пищу

подвергать мясо термической обработке

промывать пищу

Пищеварительная система включает в себя пищеварительный (желудочно-кишечный) тракт, имеющий трубчатое строение (пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка), слюнные железы, печень и поджелудочную железу. Благодаря нервным и гуморальным механизмам регуляции функций органы пищеварения объединены в единую систему.

К числу чаще всего встречающихся и особенно опасных желудочнокишечных заболеваний относятся дизентерия, брюшной тиф, холера. Заболевших людей немедленно госпитализируют, а помещение, где находились больные и их вещи, обязательно дезинфицируют. Против дизентерии, брюшного тифа и других инфекций во многих странах широко применяются профилактические прививки. Они предотвращают возникновение эпидемий, которые чаще всего вспыхивают в летние месяцы.  Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающие так же тяжело, как и инфекционные. Заражение яйцами различных паразитических червей происходит путем занесения их в пищеварительный канал с немытых рук или с пищей, на которую попали яйца. На руках яйца могут оказаться при посещении туалета, с шерсти животных, когда их гладят, с земли. Поэтому мытье рук после посещения туалета, а также перед едой является совершенно обязательным. Кроме того, надо систематически стричь ногти, так как под ними чаще всего задерживаются яйца паразитических червей

25. Физиология кожи

  • Защитная функция
  • Терморегулирующая функция
  • Секреторная функция
  • Рецепторная функция

Гигиена

Для профилактики кожных заболеваний очень важно неукоснительно соблюдать правила гигиены кожи и, по возможности, устранять вредные профессиональные и бытовые факторы.

Нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта и полноценное питание способствуют поддержанию хорошего состояния кожи.

Для очистки от загрязнений, кожного сала, пота, микроорганизмов и чешуек требуется регулярное соблюдение правил гигиены кожи. Ванны продолжительностью до 15 минут следует принимать как минимум раз в неделю, а душ без мыла с водой комнатной температуры желательно принимать ежедневно.

Независимо от типа вашей кожи, ее следует увлажнять и подпитывать.

Грибковые заболевания:

  • кандидоз
  • Лишай
  • Бородавки
  • Инфекция глаз
  • Грибок

26. К гигиеническим требованиям относятся:

  • теплозащитность,
  • гигроскопичность,
  • паро- и воздухопроницаемость,
  • водонепроницаемость.

Обувь (кожаная) должна способствовать формированию свода стопы, предотвращать развитие плоскостопия – иметь широкий приподнятый носок и каблук выс. 10 мм, плотный задник, обеспечивающий фиксацию пятки. Кончики пальцев не должны доходить до носка на 10 мм. Для подростков и взрослых в одежде и обуви возможно использование синтетических материалов, напр. искусственного меха, влаго– и ветрозащитных тканей для верхней одежды, кожезаменителей для обуви. Обувь, предназначенная для постоянного ношения, должна быть лёгкой, соответствовать размеру и иметь каблук не выше 3–4 см. Несоответствие её форме стопы, ношение тесной, узкой обуви на высоком каблуке приводит к деформации костей и суставов стопы, позвоночника, таза, к укорочению икроножных мышц, растяжению связок и вывихам голеностопного сустава

27. Мочевыделительная система человека состоит из органов, в которых вырабатывается моча, — почек, а также органов, служащих для накопления и выведения мочи из организма мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Закаливание, строгое выполнение санитарных гигиенических правил, предупреждение и тщательное лечение острых респираторных заболеваний, своевременное лечение очаговых инфекций служат надёжной гарантией предупреждения заболеваний мочевыделительной системы.

28. Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие: — сон; — пребывание на открытом воздухе (прогулки); — воспитательная и учебная деятельность; — игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт); — самообслуживание, помощь семье; — приемы пищи; — личная гигиена.

30. Антисептика- комплекс мероприятий, направленный на уничтожение микробов в организме или ране.

Асептика- комплекс профилактических, хирургических мероприятий, обеспечивающий предупреждение попадание микробов в операционную рану.

Гнойные инфекции

Два пути:

-эндогенный

-экзогенный

Фурункул, карбункул, гидраденит, абсцесс, флегмона, панарицы, рожестое воспаление, лимфаденит

31. Кровотечения – излитие крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки.

Кровотечения различают

  • артериальные,
  • венозные,
  • артерио-венозные (смешанные) и
  • капиллярные.

Первая помощь.

Первая помощь при любом кровотечении заключается прежде всего в том, чтобы его остановить. При оказании первой помощи возможна только временная остановка кровотечения на период, необходимый для доставки больного в медицинское учреждение. Основными способами временной остановки кровотечений являются: • возвышенное положение поврежденной конечности или части тела; • прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения с помощью давящей повязки; • пальцевое прижатие артерии на протяжении; • круговое сдавливание конечности жгутом; • остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания.

32. Внутренние кровотечения проявляются менее наглядно, чем наружные. Кровотечения в замкнутые полости тела возникают главным образом в результате повреждения внутренних органов (печени, легкого и других), и кровь при этом не выделяется наружу. Такое кровотечение может быть распознано лишь по изменениям общего состояния, вызванным кровопотерей, и по симптомам скопления жидкости в той или иной полости. Кровотечения в брюшную полость проявляется главным образом признаками острого малокровия – бледностью, слабым частым пульсом, жаждой, сонливостью, потемнением в глазах, обмороком.

  • При кровотечении в грудную полость симптомы малокровия сочетаются с отдышкой (затрудненным и учащенным дыханием), а признаки скопления крови в полости груди обнаруживаются при выслушивании, выстукивании и рентгенологическом обследовании.
  • При кровотечении в полость черепа на первый план выступают симптомы не кровопотери, сдавливании головного мозга, проявляясь нарушением сознания, расстройствами дыхания, параличами и другими неврологическими симптомами.
  • При внутренних кровотечениях в просвет полых органов кровь по мере накопления выделяется наружу через естественные отверстия, но распознать природу такого кровотечения не всегда легко. Выделение крови через рот может быть связано с кровотечением из легких, верхних дыхательных путей, глотки, пищевода и желудка.
  • Кровь в кале появляется при кровотечении из любого отдела желудочно-кишечного тракта.
  • Наличие крови в моче говорит о кровотечении из почек, мочеточников, мочевого пузыря.

33.Закрытые травм. поврежд.- при которых не происходит нарушение целостности кожных покровов или слизистой оболочки(ушибы, растяжения, вывихи)

34. Переломы костей (fractura ossis) — это нарушение их целости под влиянием внешних воздействий или травмирующих факторов.

Классификация переломов по этиологическому фактору:

  • Травматические
  • Нетравматические (патологические).

Классификация переломов в зависимости от повреждения кожных покровов:

1. Открытые

  • Первичнооткрытые
  • Вторичнооткрытые

2. Закрытые.

  • Неполные
  • Полные

Признаки: боль, нарушение функции, деформация, подвижность в необычном месте

Первая помощь: иммобилизация, наложение шины

При наложении шины нужно помнить основное правило: шина накладывается с таким расчетом, чтобы закрепить два сустава — один выше, а второй ниже перелома. Исключением являются переломы плеча и бедра, когда шина должна фиксировать три, т.е. все суставы конечности.

— шины накладывается поверх одежды, подгоняются по здоровой конечности;

—   перед наложением шины дать обезболивающие препараты;

—   шины накладываются в функционально выгодном положении для конечности, т.е. в физиологическом положении

—  фиксация шины производится бинтами, тесемками или другим материалом от периферии к центру осторожно, чтобы не причинять дополнительную боль;

—  при фиксации шины не должно закрываться место наложения жгута (при открытых переломах сопровождающихся кровотечением), чтобы была возможность в любой момент ослабить жгут;

35.Понятие «открытая травма» включает в себя все травмы с повреждением целостности кожных покровов. К ним относятся различные ранения механическими факторами, термические и химические ожоги, обморожения. Деление травм на открытые и закрытые важно для определения тактики лечения, так как открытые травмы чаще подвергаются микробному загрязнению и последующему осложнению в виде нагноения.

Ра́на — нарушение анатомической целостности покровных или внутренних тканей на всю их толщину, а иногда также и внутренних органов, вызванное механическим воздействием.

Раны могут быть поверхностными , и глубокими, с повреждением сосудов, нервов, внутренних органов.

В зависимости от условий возникновения раны подразделяют на:

  • резаные  — нанесённые скользящим движением тонкого острого предмета,
  • колотые  — нанесённые предметом с небольшим поперечным сечением,
  • колото-резаные — нанесённые острыми предметами с режущими краями,
  • рваные  — вследствие перерастяжения тканей,
  • укушенные  — нанесённые зубами животных или человека (не обязательно вследствие укуса),
  • рубленые  — нанесённые тяжёлым острым предметом,
  • размозжённые  — характеризуются раздавливанием и разрывом тканей,
  • ушибленные  — от удара тупым предметом с одновременным ушибом окружающих тканей,
  • огнестрельные  — от огнестрельного оружия или осколков боеприпасов взрывного действия,
  • скальпированные — с полным или почти полным отделением лоскута кожи,
  • операционные, или хирургические (vulnus operativum seu chirurgicum) — во время хирургической операции.

Ожо́г — повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.).

Различают 4 степени ожога:

  • покраснение кожи,
  • образование пузырей,
  • омертвение всей толщи кожи,
  • обугливание тканей.

Тяжесть ожога определяется величиной площади и глубиной повреждения тканей. Чем больше площадь и глубже повреждение тканей, тем тяжелее течение ожоговой травмы. Первая помощь при ожогах закл. в прекращении воздействия внешних факторов и обработке раны.

Особые формы — лучевые ожоги (солнечные, рентгеновские и др.) и поражение электричеством.

Отморожение (поражение низкой температурой) и вибрационная болезнь (следствие от поражения ультразвуком или длительной вибрацией) ожогами не считаются.

В течении ожоговой болезни выделяют четыре периода:

I — ожоговый шок,

II — острая ожоговая токсемия,

III — септикотоксемия (ожоговая инфекция),

IV— реконвалесценция.

Ожоговой болезнью называется комплекс клинических синдромов, обусловленный общей реакцией организма на обширные и глубокие ожоговые раны. Ожоговая болезнь развивается в выраженной форме при поверхностных ожогах более 25-30% площади тела или глубоких.

36. Отморожение- повреждение, вызванное воздействием низкой температуры, главным образом холодного атмосферного воздуха. Отморожения могут быть вызваны физическими факторами, такими, как ветер, влажность воздуха, длительное действие холода, плохая защита тела одеждой, сдавление конечностей тесной обувью. 

Степени отморожения: 1) отморожение I степени характеризуется расстройством кровообращения кожи без необратимых повреждений ее, т.е. без наличия некроза; 2) отморожение II степени — некрозом поверхностных слоев кожи до мальпигиева слоя; 3) отморожение III степени — тотальным некрозом кожи (включая мальпигиев слой) и подлежащих мягких тканей; 4) отморожение IV степени — омертвением мягких тканей и костей.

Электротравма — это травма, связанная с контактом человека с электротоком большого напряжения или силы тока, а так же с попаданием молнии в человека. Электротравма характеризуется наличием кардиологических нарушений и ожогов в местах контакта с электричеством. При отсутствии современной диагностики и специализированного лечения может приводить к инвалидизации или к летальному исходу.

37. Травматический шок — тяжёлое, угрожающее жизни больного, патологическое состояние, возникающее при тяжёлых травмах, таких как переломы костей таза, тяжёлые огнестрельные ранения, черепно-мозговая травма, травма живота с повреждением внутренних органов, операциях, большой потере крови. По патогенезу травматический шок соответствует гиповолемическому. Основные факторы, вызывающие данный вид шока, — сильное болевое раздражение и потеря больших объёмов крови.

Фазы травматического шока

Для любого шока, в том числе травматического, характерно традиционное деление на две следующих друг за другом фазы:

  1. эректильная (фаза возбуждения).

    Всегда короче фазы торможения, характеризует начальные проявления ТШ: двигательное и психоэмоциональное возбуждение, бегающий беспокойный взгляд, гиперестезия, бледность кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, повышение артериального давления;

  2. торпидная (фаза торможения).

    Клиника возбуждения сменяется клинической картиной торможения, что свидетельствует об углублении и утяжелении шоковых изменений. Появляется нитевидный пульс, снижается артериальное давление до показателей ниже нормы вплоть до коллапса, нарушается сознание. Пострадавший малоподвижен или неподвижен, безучастен к окружающему.

Торпидная фаза шока делится на 4 степени тяжести:

  1. I степень: легкий ступор, тахикардия до 100 уд/мин, систолическое артериальное давление не менее 90 мм рт. ст., мочеотделение не нарушено. Кровопотеря: 15-25% от ОЦК;
  2. II степень: ступор, тахикардия до 120 уд/мин, систолическое артериальное давление не менее 70 мм рт. ст., олигурия. Кровопотеря: 25-30% от ОЦК;
  3. III степень: сопор, тахикардия более 130-140 уд/мин, систолическое артериальное давление не более 50-60 мм рт. ст., мочеотделение отсутствует. Кровопотеря: более 30% от ОЦК;
  4. IV степень: кома, пульс на периферии не определяется, появление патологического дыхания, систолическое артериальное давление менее 40 мм рт. ст., полиорганная недостаточность, арефлексия. Кровопотеря: более 30% от ОЦК. Следует расценивать как терминальное состояние.

Показатели пульса и артериального давления крайне важны в диагностике травматического шока. По индексу Альговера (отношение величины пульса к систолическому артериальному давлению) можно с высокой долей объективности судить о степени тяжести любого шока, в том числе травматического.

Неотложная помощь при травматическом шоке:

  1. Придайте пострадавшему горизонтальное положение;
  2. Устраните любое продолжающееся наружное кровотечение. При истечении крови из артерии наложите жгут на 15-20 см проксимальнее места кровотечения. При венозном кровотечении потребуется давящая повязка на место повреждения;
  3. При шоке I степени и отсутствии повреждения органов брюшной полости дайте пострадавшему горячий чай, теплую одежду, оберните одеялом;
  4. Выраженный болевой синдром устраняется 1-2 мл 1% раствора промедола в/м;
  5. Если пострадавший без сознания — обеспечьте проходимость дыхательных путей. При отсутствии спонтанного дыхания требуется искусственное дыхание рот в рот или рот в нос, а если при этом отсутствует еще и сердцебиение – то требуется срочная сердечно-легочная реанимация;
  6. Транспортабельного пострадавшего с тяжелыми повреждениями срочно доставьте в ближайшее медицинское учреждение.

38. Десмургия — учение о наложении повязок.

Бинтовые повязки наиболее удобны, так как лучше всего удерживают перевязочный материал и оказывают равномерное давление. При наложении бинтовой повязки больной должен находиться в удобном положении, а бинтуемая часть тела должна быть неподвижной и доступной для бинтующего. Нога должна быть выпрямлена, стопа находиться под прямым углом, рука согнута в локте, плечо в небольшом отведении от туловища, пальцы в легком сгибании с противопоставлением I и V пальцев. При бинтовании области таза, живота и бедра удобно использовать специальные подставки или раздвижные столы. Бинтующий встает лицом к больному, чтобы следить за его состоянием и видеть, не причиняет ли он боли. Бинтование ведут снизу вверх, слева направо, т. е. по часовой стрелке. Правой рукой развертывают головку бинта, левой рукой удерживают и расправляют его ходы. Каждый оборот бинта (тур) должен прикрывать предыдущий наполовину или на 2/3 его ширины; закрепляют конец бинта на стороне, противоположной ране, разрезав его по длине и обвязав вокруг забинтованной части. При бинтовании любой части тела пользуются следующими видами бинтовых повязок:

  • круговой (циркулярной),
  • спиральной
  • ползучей,
  • крестообразной или восьмиобразной,
  • колосовидной
  • черепашьей

39. сердечно-лёгочная реанимация — неотложная медицинская процедура, направленная на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти. Включает искусственную вентиляцию лёгких (искусственное дыхание) и компрессии грудной клетки (непрямой массаж сердца).

Начинать СЛР пострадавшего необходимо как можно раньше. При этом наличие двух из трёх признаков клинической смерти — отсутствие сознания и пульса — достаточные показания для её начала. 

Техника проведения:

  • Осмотреть полость рта — при наличии рвотных масс, ила, песка удалить их, то есть обеспечить доступ воздуха в легкие. Провести тройной приём Сафара: запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть и приоткрыть рот.
  • Дыхание «рот ко рту» или «рот к носу» «рот к носу и рту»
  • Обеспечивается массажем сердца, прямым или непрямым. Правильно проводимый непрямой массаж сердца (путем движения грудной клетки) обеспечивает мозг минимально необходимым количеством кислорода, пауза для искусственного дыхания ухудшает снабжение мозга кислородом, поэтому надо дышать не менее чем через 30 нажатий на грудину, или не прерываться на проведение вдоха вообще.
  • Атропин, адреналин. Лекарства вводят или внутривенно шприцем через катетер, установленный в вене или иглу, при невозможности введения в вену медикаменты вливают в трахею через трубку введенную в неё (после интубации трахеи).

    Лекарства всасываются в сосудах легких. Действие лекарств соответствует внутривенному введению.

  • Электрокардиограмма, контроль эффективности реанимационных мероприятий.

40. Гру́ппа кро́ви — описание индивидуальных антигенных характеристик эритроцитов, определяемое с помощью методов идентификации специфических групп углеводов и белков, включённых в мембраны эритроцитов животных.

Резус-фактор представляет собой антиген (белок), который находится в эритроцитах. Примерно 80-85% людей имеют его и соответственно являются резус-положительными. Те же, у кого его нет – резус-отрицательными. Учитывается и при переливании крови.

Переливание цельной крови с учетом групп осуществляется только по принципу одноименной группы (для детей это правило является обязательным).

Кровь донора 0 (I) группы можно переливать реципиенту 0 (I) группы, и так далее. В экстренных ситуациях, когда нет времени или возможности делать анализ, допустимо переливание кpoви I группы «отрицательной» реципиентам остальных групп («до выяснения»), так как 0 (I) группа крови является универсальной. В этом случае порция вводимой крови ограничивается минимальным объёмом. С учётом резус-фактора, нельзя переливать «положительную», если у реципиента «отрицательная» (это чревато резус- конфликтом).

Так же и при зaчaтии рeбенкa – если у матери «отрицат.», а у отца — резус- положит.