Развитие психологии как самостоятельной науки

В XIX веке психология окончательно отделяется от философии, т.е. перестаёт строиться на основе умозрительных схем и становится экспериментальной наукой. Первую экспериментальную лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году открыл Вильгельм Вундт. Основным методом изучения сознания остался метод интроспекции (поиск мыслей, образов, переживаний, связывающих человека с окружающей действительностью; взгляд в себя; самонаблюдение), а эксперимент выступал вспомогательным методом. В. Вундт исследовал не просто сознание, а конкретного человека, обладающего сознанием.

В конце XIX и начале XX вв. в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий. Наибольшую известность получили: бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен); гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Кофка, К. Левин); психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм) и др. В начале XX в. формируется новая отрасль психологии – социальная психология (В. Вундт, Э. Дюркгейм, Дж. Мид, В.М. Бехтерев).

Американский ученый Д. Уотсон (1878-1958) выступил за замену традиционного предмета психологии — душевных явлений — на новый — поведение (англ. behavior), объявив душевные феномены принципиально непознаваемыми естественнонаучными средствами.

По мнению Д. Уотсона конечная цель бихевиаризма в том, чтобы объяснить человеческое поведение. Для этого достаточно трех условий: описание самого поведения, выяснение и описание тех физических внутренних и внешних стимулов, которые воздействуют на организм человека и познание законов, связующих стимулы и поведенческие реакции на них. Эти три условия можно описать формулой S-R, т.е. каждому стимулу в каждой ситуации соответствует определенное поведение.

Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различаются. Поэтому допустимо изучать на животных факты и установленные законы переносить на человека; аналогично и обратное: по-человечёски трактовать виды и формы поведения животных. Человек отличается от животных только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он реагирует.

Уотсон, однако, не мог полностью отрицать ни наличия, ни значения психологических феноменов в жизни человека. Психологические состояния он называл «функциями», которые выявляют некоторую активную роль в приспособлении «организма» к миру, но сам признавал, что не может точно определить этой роли. Вместе с тем, он отрицал возможность изучения сознания.

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... этот мир, как чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом длиной не ... семьи «до седьмого колена» заложен в индивидуальной модели поведения каждого человека. И если мы хотим изменить модели поведения своего ребёнка, его плохие привычки, то надо начинать ...

Поскольку при объективном изучении человека методами, заимствованными из естественных наук, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, — заявлял Д. Уотсон, — он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

Сознание и другие психологические феномены являются понятиями, благодаря которым психология сохраняет прежнее религиозное понятие души.

Стремление к объективизации науки о поведении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе, оторванной от поведения и реальных жизненных проблем, связанных с ним. Но полностью отказаться от изучения психологических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни человека и его поведения.

Последователи Д. Уотсона, необихевиористы, в 30-е годы прошлого столетия пытались приблизить науку о поведении к действительности и примирить ее с философским пониманием человека, в жизни которого психология явления играет важную роль. Наиболее известными необихевиористами были Э. Толмен (1886-1939) и К. Халл (1884-1952).

Восприняв основные бихевиористические идеи, включающие естественнонаучную ориентацию исследований и стремление сделать психологию объективной, практической наукой Эдвард Толмен отказался от понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы и ввел в бихевиоризм представление об активности, разумности и целесообразности поведения, что способствовало развитию теории научения.

 

Э. Толмен пришел к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями являются опосредованными ( S — I — R ). Их модифицируют и изменяют так называемые «промежуточные переменные» (цели, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение), среди которых много собственно психологических феноменов и фактов. Э. Толмен: «Поведение… является целевым и когнитивным. Цели и познавательные моменты составляют его непосредственную основу и ткань».

Свидетельством целенаправленного поведения являются такие его признаки:

— самопроизвольное возникновение без внешних стимулов, порождающих его;

— сохранение поведения и его активности длительное время без видимых стимулов;

— наличие внешне не стимулированных изменений в поведении;

— прекращение поведения в условиях, когда стимулы продолжают действовать (когда цель уже достигнута);

— наличие поведенческих изменений еще до того, как стимулы реально начинают действовать;

— совершенствование поведения при его повторении в одних и тех же условиях.

К. Халл развивал идеи Э. Толмена. Он разработал теоретические модели поведения организма, включающие всевозможные стимулы. Организм воспринимает стимулы и реагирует на них. Механизмы реагирования на стимулы – врожденные и приобретенные – связаны с системой «промежуточных переменных», опосредствующих воздействие стимулов на поведение.

Бихевиоризм не изучает то, что происходит в сознании человека, поэтому его иногда называют подходом к поведению с позиции «черного ящика». Психологи, придерживающиеся данной методологической позиции, считают, что наука, объясняя поведение человека, должна иметь дело только с тем, что входит в организм в виде стимулов и выходит из него в форме поведенческих реакций.

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

... индивида (св-ва психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт ... психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его ...

Бихевиоризм зародился в Америке и почти не вышел за рамки США. Важной заслугой этого направления является разработка конкретных методов исследований и измерительных приборов.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, структура, форма), зародилась в Германии и оказала значительное влияние на психологические исследования первой половины XX века во многих странах Европы. Если бихевиоризм в своем развитии опирался на физиологию и биологические науки, то гештальтпсихология находилась под большим влиянием физики и математики.

М. Вертгеймера (1880-1943), В. Кёлера (1887-1967), К. Лёвина (1890 — 1947) и др. не устраивал упрощенный анатомический подход к анализу и изучению самих психологических явлений, характерный для интроспективной психологии. Эта психология раскладывала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания вывести законы формирования сложного целого. Оно, по сути дела, сводилось к сочетанию простейших элементов по ограниченному числу законов.

Гештальтпсихологи выступили с утверждением о существовании собственных законов формированию сложных целостных систем психологических феноменов и их функционирования, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. М. Вертгеймер так охарактеризовал специфику этого подхода в психологии: «основную проблему гештальтпсихологии можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив – то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

В исследованиях гештальтпсихологов изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей. По этой причине данное направление в науке иногда называют «структурной психологией» (одно из значений «гештальт» по-русски означает «структура»).

 

Многие из сторонников гештальтпсихологии имели кроме психологического, и естественнонаучное образование. Так, физик В. Кёлер считал, что любое явление возникает и получает свои специфические характеристики как часть определенной системы.

Установки и принципы гештальтпсихологии применительно к личности и межличностному поведении реализовал в своих теоретических и экспериментальных исследованиях К. Лёвин. Для того, чтобы понять и объяснить поведение личности в ее физическом и социальном окружении, писал К. Левин, необходимо для каждого вида психологического события (действия, эмоции, переживания и т.п.) «определить ту кратковременно действующую целостную ситуацию», которая представляет собой сложившуюся на данный момент структуру поля и состояние личности».

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, распада ... в том числе в процессе революционного преобразования человеком общества. Люди в той мере изменяют обстоятельства, в какой обстоятельства жизни изменяют их.   Говоря о воздействии ...

Среда, по Левину, должна определяться не в физических единицах, как это делали бихевиористы, а в психологических, т.е. так, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.

Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии (восприятие, память, мышление, личность и межличностные отношения).

Они также способствовали применению в психологии полезных для ее развития теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований.

Следует отметить, что гештальтпсихологи не решили кризис, а смягчили его за счет обращения собственно к психологии.

Психоанализ (фрейдизм) стремился найти выход из кризиса в рамках медицины и собственно психологии.

Психоанализ стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, построить теорию и получить информацию, которая полезна для решения практических психологических, прежде всего терапевтических, задач. Не случайно, что З. Фрейд (1856-1939) свои научные изыскания начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только потом превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

В психоанализе психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Увлеченный своими теоретическими рассуждениями, З. Фрейд все дальше уходил в область формальных рассуждений, часто умозрительных, бездоказательных.

Ключевые понятия психоанализа «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. З. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая требует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, «у которых самокритика и совесть … оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обуславливают важнейшие поступки». Бессознательным, по З.Фрейду, может быть и чувство вины.

Сначала отношение к фрейдизму было критическим. Позже фрейдизм получил распространение во многих странах, в том числе и в России. Число последователей З. Фрейда весьма значительно. К ним, в частности, следует отнести А. Адлера (1870-1937), К.Г. Юнга (1875-1961), Г. Салливена (1892-1949), Э. Фромма (1900-1980) и др.

Проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией З. Фрейда, хотя ряд проблем и концепций, представленных в этом направлении, радикально от нее отличается.

Но, тем не менее, фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, «комплексов».

А. Адлер отрицает непосредственную зависимость психологического развития человека от органических факторов. С первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть в своем жизненном опыте, найти и доказать свою способность к преодолению чувства природной слабости. Кроме комплекса неполноценности, ребенку с первых лет жизни, в этой концепции, приписывается стремление к творческому самосовершенствованию.

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию ... проекции – личность как субъект деятельности. А.Н.Леонтьев отмечал, что на определенном этапе развития личности – на рубеже ее превращения из «элемента», усваивающего в ходе ее ...

Человек рассматривается изначально как существо, стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно.

Цели жизни определяет сам человек. От характера этих целей зависит многое в поведении человека: под их влиянием у него формируются образы, память, складываются определенное черты характера личности, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.

Другую концепцию психоанализа, получившую название «аналитическая психология» разработал К.Г. Юнг. Психика, по К. Юнгу, представляет собой сложное целое, отдельные, независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается, ему по наследству и отражает общий опыт, накопленный человечеством.

Личное бессознательное «содержит комплексы», принадлежащие субъекту и составляющие неотъемлемую часть его психологической жизни. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое.

Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение научный оборот представлений о двух типах личности с интровертированной и экстравертированной установкой. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения. Обе тенденции в той или иной степени свойственны всем людям, но представлены в их психологии и поведении в различной пропорции. Интровертами называют людей, у которых первая тенденция явно доминирует над второй, а экстравертами, напротив, тех индивидов, для которых характерно явное преобладание второй тенденции. Наблюдения показали правоту такого деления и потом были выработаны личностные тесты.

Э. Фромм — автор концепции «гуманистического психоанализа». Последователь 3. Фрейда о биологической обусловленности психики и поведения человека. Э. Фромм: они обусловлены социально.

Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичны из них конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничеству.

Когнитивная психология как междисциплинарное направление возникло в связи с развитием информатики, компьютеров и математического программирования и в определенной степени явилось реакцией на недостатки поведенческой (бихевиористической) теории, объясняющей поведение в терминах стимулов и реакций.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё ... Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование– ...

Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в вычислительную машину, ведут при их обработке к разным результатам в зависимости от того какая программа заложена в машину. Так и на уровне человека: для того, чтобы предсказать его поведение в ответ на совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их собирается перерабатывать в своей голове.

Аналогом вычислительной машины для психолога здесь являются познавательные процессы. На их изучение и ориентирована когнитивная психология, интересующаяся главным образом не тем, как человек реагирует на окружающий мир, а тем, как он его познает и как устроено его сознание.

В исследованиях, ведущихся в этом направлении, «познание человеком окружающего мира … рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства (познавательные), формирующиеся в процессе обучения … включая обучение самой жизнью».

Вместе с ЭВМ в психологические теории когнитивного направления вошло много новых терминов: сигнал, программа, информация, кодирование, переработка, вход и выход системы и т.п. Эти термины ученые когнитивного направления стали применять для поиска новых решений, связанных с изучением восприятия, памяти, и мышления человека, увидев много общего между этими процессами и работой микропроцессоров в ЭВМ.

Основное понятие когнитивной психологии «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. «Активность схемы не зависит от какого-либо источника энергии. У организма имеется множество схем, связанных друг с другом сложным образом».

Можно сказать, утверждают сторонники когнитивной психологии, что восприятие определяется схемами в том же смысле, в каком наблюдаемые свойства организма определяются генами. Когнитивные схемы формируются в индивидуальном опыте человека.

Они позволяют не только воспринимать, но и перерабатывать и удерживать в памяти различную информацию о событиях, произошедших в прошлом и происходящих в настоящем.

Гуманистическая психология по праву считается одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Это направление возникло в США, благодаря таким психологам, как К. Роджерс, А. Маслоу и др. В основе гуманистической психологии лежит принцип гуманизма — понимание и уважение человеческой личности, ее безграничных возможностей.

Задачу воспитания представители этого направления видели, прежде всего, в том, чтобы создать условия для реализации личности ребенка, т.е. в создании условий для проявления его любых наклонностей.

Представителями данного направления являются отличающиеся друг от друга школы Ж. Пиаже, Д. Брунера и др. Так, направление г енетической психологии непосредственно связано изучением психологического развития ребенка, прежде всего — его интеллекта. Основатель генетической психологии — Жан Пиаже (1896-1980).

В концепции Пиаже нашли широкое применение понятия «логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о становлении логического мышления у ребенка с рождения до юношеского возраста.

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...

... В отличие от Ж. Пиаже, который не объясняет, почему ребенок переходит на следующий уровень развития, К. Фишер связывает все уровни развития с понятием действия, которое начинается ... подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова “операция”). Операция, по Пиаже, представляет собой “внутреннее действие”, продукт ...

Генезис логических операциональных структур составляет, по Пиаже, содержание стадий развития интеллекта. Само это развитие осуществляется в процессе практической деятельности ребенка с разнообразными предметами, в ходе которой им усваиваются внешние операции с предметами, которые впоследствии становятся интеллектуальными операциями.

Первым и обязательным актом, который, по Пиаже, должен быть завершен до того, как развитие операционального интеллекта станет возможным, является субъективное отделение ребенком себя от внешнего мира. Это также происходит в практической деятельности ребенка с предметами и иначе осуществляться не может.

Своими оригинальными опытами Пиаже показал, как постепенно развивается у ребенка способность логически мыслить и выполнять соответствующие операции в уме. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает постоянное сочетание и взаимодействие двух одновременно протекающих процессов ассимиляции (включение нового в существующие интеллектуальные и поведенческие структуры и операции) и аккомодации (приспособление, изменение самих этих структур и операций под влиянием того нового, что было ассимилировано).

Оба процесса в развитии интеллекта как бы дополняют, уравновешивают друг друга. Новые формы поведения, приобретаемые в процессе изучения, соединяются со старыми усвоенными ранее, вливаются (ассимилируются и аккомодируются) в них, преобразуют их.

В когнитивном (познание, интеллект) развитии ребенка можно, согласно Пиаже, выделить 3 этапа:

1) сенсомоторный (0 — 1,5 лет),

2) этап конкретных операций (1,5 — 2 лет — 11-13 лет),

3) этап формирования операций (после 11-13 лет).

Порядок следования стадий развития всегда один и тот же, но он не определен ни генетически, ни биологически. Наступление той или иной стадии в развитии можно ускорить или замедлить, и это зависит от характера обучения ребенка. Деятельность и скорость следования друг за другом стадий развития, ускорения или замедление среднего хронологического возраста их наступления зависит от специфических влияний среды, наличия или отсутствия возможностей для практической деятельности, соответствующего педагогического, социального и коллективного окружения.

Обучение, согласно Пиаже, не тождественно развитию, а составляет лишь часть его. Обучение эффективно лишь тогда, когда начинается вовремя и, в конечном счете, ведет к развитию. Такой взгляд на обучение прямо противоположен бихевиористическому. «Всякий раз, когда мы преждевременно начинаем обучать ребенка чему-либо, что он мог бы открыть для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета. Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников». Но, вместе с тем, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития ребенка. Эффект созревания заключается в основном в открытии новых возможностей для развития, т.е. «доступна к структурам, которые не могли бы развиться, если бы эти возможности не были предложены». Такой подход отличается как от традиционной, так и педоцентрической дидактических концепций.

19 стр., 9454 слов

Психологическая готовность детей к школьному обучению 3

... выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: )определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы ... навыки» предполагает связь между уровнем обученности ребенка в дошкольном возрасте, его развитием и успешностью обучения в школе. В отечественной психологии серьезная ...

Процесс же развития следует понимать как последовательное возникновение все более сложных и совершенных интеллектуальных конструкций, каждая из которых частично повторяет предыдущую на наиболее высоком уровне и в более прогрессивной форме. Созревание, опыт и социальное научение — три основных фактора, определяющих когнитивное развитие. Четвертый — это уравновешивание между ассимилятивными и аккомодационными процессами.

Несколько основных тенденций в развитии психологии на сегодня:

1. Стирание различий между школами и направлениями ранее считавшихся независимыми и самостоятельными. Множество теорий, которые интегрируют знания, накопленные в рамках различных психологических направлений.

2. Психология выходит за рамки академической науки и применяется во всех сферах специальной жизни. Психология чаще делится не по школам, а по сферам практического применения.

3. Расширение и обогащение как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и практических проблем. Сегодня этот процесс развивается преимущественно за счет информатики и вычислительной техники.