ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7
ТЕМА: ВООБРАЖЕНИЕ
Цель работы: ознакомиться с методами диагностики и развития воображения, на примере которых закрепить теоретически представления о познавательных психических процессах.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ситуация консультирования студента по оказанию психологической помощи в развитии воображения для решения творческой задачи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:
- Понятие о воображении и его природе.
- Виды воображения.
- Функции воображения.
- Воображение и органические процессы.
- Развитие воображения.
- Воображение и творчество.
ХОД РАБОТЫ
- Студенты готовят бланки протоколов. Внимательно изучают инструкцию, если возникают вопросы по ней, уточняют у преподавателя.
2. Спланировать деятельность по выполнению учебной задачи. На каждом этапе плана попытаться предусмотреть проблемные моменты его выполнения по следующей схеме: проблемные моменты, причины возникновения, пути предотвращения.
- Студенты выполняют ниже представленные опыты, по каждому из которых оформляют выполнение, анализ результатов со статистической обработкой результатов в пакете Excel и краткий вывод для общего заключения.
- В дополнительной литературе по психологической коррекции и психологическому развитию подобрать рекомендации и упражнения для развития воображения. Продумать ответ на вопрос о том, через связь с какими психическими процессами и состояниями можно развивать воображение.
- По результатам выполнения всех заданий делается общее заключение по следующей схеме:
— Цель
Задача психологической экспертизы
... практике картина совсем иная — их нет ни в одном суде Украины. Задача психологической экспертизы Психологическая экспертиза является инструментом в работе психолога клинического профиля, а также судебного ... чаще всего нужна для определения вменяемости и установления состояния аффекта в момент преступления. Принудительно ее проходят обвиняемые, которые содержатся под стражей. Все остальные ...
— с кем, когда и что проводилось
— поведение испытуемого во время обследования, его отношение
— полученные результаты в порядке поставленных заданий
— общий вывод
— рекомендации.
ПЛАНОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ознакомление с вводными замечаниями по каждой методике. Выделение количественных и качественных параметров воображения, сопоставление их с показателями для анализа. Подготовка бланков протоколов и оборудования с учетом показателей, которые необходимо зафиксировать.
Список дополнительной литературы
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.
- Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.
- Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М.: Прогресс, 1981.
- Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974.
- Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.
- Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учеб. Пособие /Под общей ред. А. А. Крылова. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.
- Рибо Т. Творческое воображение. СПб, 1901.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
СПб.: Питер, 1999.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Хрестоматия по общей психологии. Разд. 3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухова В.В. — М., 1998.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.
Этап практической работы
Вводные замечания. Представление это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего прошлого опыта. Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Но мы можем вызвать образ воспринятого ранее предмета и спустя длительное время, в отсутствие воздействия предмета на органы чувств. Такой образ называется вторичным образом, или представлением. Как и восприятия, представления наглядны. Образы представления отличаются от образов восприятия меньшей яркостью, фрагментарностью, неустойчивостью, обобщенностью.
Тема 8. Понятие личности в психологии общее представление о личности
... психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким. В клинический период изучения личности представление ... связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей ...
Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое, и если отношение образа к прошлому опыту осознается субъектом. Если представление преобразует результаты прошлого опыта, оно является образом воображения. Воображение это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения протекает в неразрывной связи с процессами памяти и мышления. Образы воображения формируются на основе прошлого опыта. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит анализ впечатлений и абстрагирование объекта. На втором этапе с абстрагированными образами производятся операции синтеза, который может осуществляться в различных формах: в форме агглютинации, схематизации, акцентирования.
Р. С. Немов выделяет следующие функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, формирование внутреннего плана действия, планирование и программирование деятельности, управление физиологическими состояниями. Таким образом, воображение играет важную роль в регуляции процессов организма и поведения человека. Процессы воображения могут различаться по степени произвольности. Непроизвольное, непреднамеренное воображение проявляется во сне или полудреме. Произвольное, преднамеренное воображение разделяется на воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. По степени активности воображение может быть активным и пассивным. К пассивным формам воображения относят сновидения, галлюцинации, грезы. Активное воображение имеет большое значение для творчества.
Опыт 1. «ОЦЕНКА ЯРКОСТИ ЧЕТКОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Цель методики: исследование яркости четкости представлений.
Оснащение эксперимента. Для каждого студента должен быть подготовлен экземпляр опросника Д. Маркса.
Опросник Д. Маркса
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного ... предъявлять требования, добиваться их выполнения); педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий); способность к ... педагогических способностей, приводит следующую классификацию: 1. Общие педагогические способности, необходимые каждому педагогу, ...
Порядок работы. Проводится групповое занятие. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Задания опросника вызовут у вас определенные образы. Вы должны оценить яркость-четкость каждого из них на основе предлагаемой шкалы оценок и записать баллы в протокол.
Старайтесь оценивать каждое задание независимо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объекте нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект «мысленным взором», и ваша задача оценить яркость четкость возникшей у вас картинки».
Каждому испытуемому необходимо иметь форму протокола занятия.
Протокол занятия
Шкала5 — представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ восприятия,
4 — представление яркое, четкое, чистое,
3 — представление средней яркости четк