Воображение. Лабораторная работа

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7

ТЕМА: ВООБРАЖЕНИЕ

Цель работы: ознакомиться с методами диагностики и развития воображения, на примере которых закрепить теоретически представления о познавательных психических процессах.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ситуация консультирования студента по оказанию психологической помощи в развитии воображения для решения творческой задачи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:

  1. Понятие о воображении и его природе.
  2. Виды воображения.
  3. Функции воображения.
  4. Воображение и органические процессы.
  5. Развитие воображения.
  6. Воображение и творчество.

ХОД РАБОТЫ

  1. Студенты готовят бланки протоколов. Внимательно изучают инструкцию, если возникают вопросы по ней, уточняют у преподавателя.

2. Спланировать деятельность по выполнению учебной задачи. На каждом этапе плана попытаться предусмотреть проблемные моменты его выполнения по следующей схеме: проблемные моменты, причины возникновения, пути предотвращения.

  1. Студенты выполняют ниже представленные опыты, по каждому из которых оформляют выполнение, анализ результатов со статистической обработкой результатов в пакете Excel и краткий вывод для общего заключения.
  2. В дополнительной литературе по психологической коррекции и психологическому развитию подобрать рекомендации и упражнения для развития воображения. Продумать ответ на вопрос о том, через связь с какими психическими процессами и состояниями можно развивать воображение.
  3. По результатам выполнения всех заданий делается общее заключение по следующей схеме:

— Цель

9 стр., 4294 слов

Задача психологической экспертизы

... практике картина совсем иная — их нет ни в одном суде Украины. Задача психологической экспертизы Психологическая экспертиза является инструментом в работе психолога клинического профиля, а также судебного ... чаще всего нужна для определения вменяемости и установления состояния аффекта в момент преступления. Принудительно ее проходят обвиняемые, которые содержатся под стражей. Все остальные ...

— с кем, когда и что проводилось

— поведение испытуемого во время обследования, его отношение

— полученные результаты в порядке поставленных заданий

— общий вывод

— рекомендации.

ПЛАНОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ознакомление с вводными замечаниями по каждой методике. Выделение количественных и качественных параметров воображения, сопоставление их с показателями для анализа. Подготовка бланков протоколов и оборудования с учетом показателей, которые необходимо зафиксировать.

Список дополнительной литературы

  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.
  4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.
  5. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М.: Прогресс, 1981.
  6. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974.
  7. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.
  8. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учеб. Пособие /Под общей ред. А. А. Крылова. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.
  9. Рибо Т. Творческое воображение. СПб, 1901.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

    СПб.: Питер, 1999.

  11. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  12. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухова В.В. — М., 1998.
  13. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.

Этап практической работы

Вводные замечания. Представление это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего прошлого опыта. Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Но мы можем вызвать образ воспринятого ранее предмета и спустя длительное время, в отсутствие воздействия предмета на органы чувств. Такой образ называется вторичным образом, или представлением. Как и восприятия, представления наглядны. Образы представления отличаются от образов восприятия меньшей яркостью, фрагментарностью, неустойчивостью, обобщенностью.

15 стр., 7258 слов

Тема 8. Понятие личности в психологии общее представление о личности

... психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким. В клинический период изучения личности представление ... связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей ...

Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое, и если отношение образа к прошлому опыту осознается субъектом. Если представление преобразует результаты прошлого опыта, оно является образом воображения. Воображение это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения протекает в неразрывной связи с процессами памяти и мышления. Образы воображения формируются на основе прошлого опыта. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит анализ впечатлений и абстрагирование объекта. На втором этапе с абстрагированными образами производятся операции синтеза, который может осуществляться в различных формах: в форме агглютинации, схематизации, акцентирования.

Р. С. Немов выделяет следующие функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, формирование внутреннего плана действия, планирование и программирование деятельности, управление физиологическими состояниями. Таким образом, воображение играет важную роль в регуляции процессов организма и поведения человека. Процессы воображения могут различаться по степени произвольности. Непроизвольное, непреднамеренное воображение проявляется во сне или полудреме. Произвольное, преднамеренное воображение разделяется на воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. По степени активности воображение может быть активным и пассивным. К пассивным формам воображения относят сновидения, галлюцинации, грезы. Активное воображение имеет большое значение для творчества.

Опыт 1. «ОЦЕНКА ЯРКОСТИ ЧЕТКОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Цель методики: исследование яркости четкости представлений.

Оснащение эксперимента. Для каждого студента должен быть подготовлен экземпляр опросника Д. Маркса.

Опросник Д. Маркса

10 стр., 4926 слов

Основы анимационной деятельности. Плотникова в.С

... речь также не идет. Церковь разрешала христианам смотреть мистерии - театральные представления с библейскими сюжетами, развивалась система христианских и народных праздников, рыцарские турниры. ... П.Ланграном, Ж.Левеглем, М.Леви-Котре, Э.Лембо, П.Мулинье, М.Паризе, М.Симоно, А.Тери. Педагогической основой анимации становятся идеи А.Бине, Э.Дюркгейма, Ж. Маритена, Ж.Ж.Руссо, Ж.П.Сартра, Э.Шартье, ...

Порядок работы. Проводится групповое занятие. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Задания опросника вызовут у вас определенные образы. Вы должны оценить яркость-четкость каждого из них на основе предлагаемой шкалы оценок и записать баллы в протокол.

Старайтесь оценивать каждое задание независимо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объекте нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект «мысленным взором», и ваша задача оценить яркость четкость возникшей у вас картинки».

Каждому испытуемому необходимо иметь форму протокола занятия.

Протокол занятия

Шкала5 — представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ восприятия,

4 — представление яркое, четкое, чистое,

3 — представление средней яркости четк