Развитие воображения младших школьников на занятиях по психологии

Частное учреждение образования

Минский институт управления

Кафедра юридической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Методика преподавания психологии»

На тему:

Развитие воображения младших школьников на занятиях по психологии

Минск-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

.1 Развитие и виды воображения

.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста

.3 Развитие воображения в младшем школьном возрасте на уроках психологии

2. ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

2.1 Составление программы кружка «Волшебная страна»

2.2 Методика реализации программы кружка «Волшебная страна»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ

Воображение — великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... -психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека ... ;- процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности Воображение – психич-й процесс, заключающийся в ... психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы); Задачи: 1)  ...

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа со взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. [6]

Актуальность исследования: воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Между тем вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников.

Целью работы является разработка кружка для младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

4 стр., 1635 слов

процесс развития творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования.

... – творческая самостоятельность подростков. Предмет исследования – процесс развития творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования. Гипотеза ... Д., 1990. 14. Калугин, Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: Учебное пособие / Ю.Е. Калугин. – ... средой, способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. ...

дать определение воображению

рассмотреть виды воображения

рассмотреть особенности младшего школьного возраста.

рассмотреть развитие воображения в младшем школьном возрасте

1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Развитие и виды воображения

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

2 стр., 678 слов

МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

... основе создания фантастических персонажей фильма.   4. Поразмышляйте над приведенными ниже цитатами. Какие особенности мышления и воображения, и роль данных процессов в жизни человека ... ;     2. Заполните таблицу, указав, какие механизмы воображения лежат в создании данных образов или объектов. Также приведите примеры, иллюстрирующие уже указанные в ...

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности. [24]

В психологии принято различать следующие виды воображения: активное и пассивное; воссоздающее и творческое; преднамеренное и непреднамеренное; антиципирующее.

Активное воображение, как правило, направлено в будущее и представляет собой процесс решение творческой или личностной задачи: человек оперирует единицами конкретной информации в определенной области для создания новых оригинальных связей между ними.

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающих внутренним потребностям личности, как правило, направленных на сохранение и усиление положительных эмоций, вытеснение и снижение интенсивности отрицательных.

Воссоздающее воображение — процесс создания образов на основе описания; оно позволяет «видеть» картину при чтении художественного произведения, представить по описанию и крайне необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей, схем и пр.

Творческое воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов и идей, представляющих ценность для других. Образы творческого воображения создаются при помощи двух типов интеллектуальных операций: 1) с помощью которых строятся идеальные образы и 2) на основе которых перерабатывается готовая продукция.

13 стр., 6103 слов

Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

... определения «маленького человека». Таким образом, «маленький человек» -- это человек невысокого социального ... урбанистом”, по-своему продолжавшим творческую традицию гоголевских петербургских повестей. ... смешной человек был поражен тем, как его воображение могло ... человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека ...

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) воображение — возникновение образов при ослаблении сознательного контроля и наличии малоосознанных или неосознанных потребностей. Примером могут служит образы, возникающие в дремотном состоянии, сновидения, галлюцинации, а также грезы. Человек грезит, создавая идеальный мир, в котором ему уютно и комфортно. Это образы, не связанные с волей и поведением.

Для образов сна характерным являются:

чувственная достоверность, когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним — реальность;

невероятная причудливость образов и связей между явлениями;

очевидная связь с потребностями человека; так, Д.И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, поскольку постоянно думал об этом.

Мечта как образ желаемого будущего занимает особое место в структуре воображения. Первоначально она является реакцией на сильно возбуждающую (часто травматичную) ситуацию, в дальнейшем становится внутренней потребностью человека. Мечта — это процесс создания человеком образов желаемого будущего. Мечты могут быть реальными (действенными) или нереальными (бесплодными).

Действенность мечты является необходимым условием воплощения в жизнь творческих замыслов человека. [3]

Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов фантазии:

Комбинирование — сочетание отдельных элементов разных образов в совершенно новых комбинациях. Частным случаем комбинирования является прием агглютинации — способ создания нового объекта путем «склеивания» разных объектов или разных свойств объектов. Например: конь + человек = = кентавр, ковер (вещь) + свойство (летать) = ковер-самолет. Акцентирование — выделение тех или иных черт, свойств частей объекта. Этот способ создания образов широко используется при создании шаржей, карикатур. При акцентировании используют приемы:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого ... слуховые представления включают в себя память и воображение. Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, ... с индивидуальными особенностями развития ребёнка. Таким образом: задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста будут ...

утрирование (намеренное подчеркивание особенностей внешности или поведения, например: Карлик-Нос, Гар-гантюа);

преувеличение или преуменьшение (мальчик-с-пальчик, Великан, Дюймовочка, Гулливер в стране лилипутов);

типизацию — обобщение и эмоциональное насыщение образа, например, Отелло — обобщенный образ ревнивца.

Особенно велика роль воображения в научном, техническом и художественном творчестве. Научное творчество — это процесс создания новых понятий, теорий, концепций, практическая реализация которых обеспечивает существенное преобразование действительности в различных сферах. Важнейшим условием научного творчества является способность по-новому представить картину изучаемого явления, т. е. творческое воображение.

Творческое воображение присутствует на всех этапах научного творчества: на начальном этапе исследования — при определении рабочих гипотез, построении принципиальной (теоретической) схемы создаваемой конструкции, создании корректной методики проведения исследования; на этапе сбора эмпирических данных — образы воображения являются единственным средством отражения того нового, что начинает выступать в получаемых исследователем фактах в форме мысли-догадки; на завершающем этапе научного исследования; роль творческого воображения здесь заключается в преобразовании имевшихся ранее у исследователя представлений об изучаемом явлении, формировании новых образов-представлений, в которых отражены наиболее существенные и глубинные связи между изучаемыми явлениями.

4 стр., 1999 слов

основные особенности воображения, развитие которых наиболее актуально у детей старшего дошкольного возраста.

... лег в основу нашего исследования. Цель исследования: исследовать основные особенности воображения, развитие ... опытом ребенка. В целом развитие воображения ребенка обусловлено развитием его деятельности и, прежде всего, игровой. Данный подход к развитию воображения и ...

Индивидуальность воображения проявляется в степени легкости (трудности) создания образов воображения; характере самого образа воображения: нелепое или наоборот оригинальное решение; яркости создаваемого образа.

К нарушениям воображения относят, прежде всего, галлюцинации. Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска и т. д.); при различных психических заболеваниях; под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алкоголь, психотропные препараты).

Галлюцинации могут быть слуховыми (человек слышит музыку, звуки, голоса, которые ему что-то приказывают, сообщают, угрожают и т. д.); зрительными (человек видит несуществующее в реальности: зеленых человечков, чертей и т. д.), тактильными (человеку кажется, что по нему ползают насекомые, что в него что-то впивается и т. д.) и комбинированными. [3]

Развитие воображения проходит через несколько периодов.

Первый период развития воображения — это возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире — вот в чем первый период выражается, прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и, особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Второй период развития воображения характеризуется неопределенной продолжительностью. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины — образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом — антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами — между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

Третий период развития воображения является уже окончательным. Так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку.

Обыкновенно творческое воображение, пройдя фазу, соответствующую мужеству, гаснет вследствие медленной атрофии, не подвергаясь преобразованию.

У некоторых воображение, хотя и сильное, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством рассудочности. Заметим, что здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют «взрослыми детьми», но о простоте и искренности самого их воображения. Эта исключительная форма совместима только с художественным творчеством. Это продолжающееся детское состояние воображения, вообще представляющее аномалию, производит скорее смешные диковины, чем творения.

В упомянутом третьем периоде развития воображения проявляется вторичный дополнительный закон — возрастающей сложности; он следует за поступательным движением от простого к сложному. [34]

Вывод: Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

В психологии принято различать следующие виды воображения: активное и пассивное; воссоздающее и творческое; преднамеренное и непреднамеренное; антиципирующее.

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Младшее школьное детство — это период (6−11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;

— возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой. [5]

Младший школьный возраст (с 6−7 до 10−11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6−7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. [25]

Научный тип мышления, который ребенок приобрётает в школе, ориентирует его на общекультурные, образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятие числа, слова, литературного образа и так далее, новые действия со свойствами объективного мира, которые составляют основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту ребенка такие стороны действительности, которые были недоступны ему в личном опыте. Молено сказать, что у него появляется больше возможностей для выделения и ориентировки в самых разных сторонах действительности, а не только в тех, которые доступны непосредственному опыту.

В жизнь ребенка входит диалог не только с учителем, но и с научным текстом. Особенность такого, диалога в том, что он формирует у ребенка научную картину мира — открывает перед ним объективно существующие закономерности, которые постепенно становятся элементами его мышления.

Наряду с усвоением содержания системы научных понятий ребенок овладевает способами организации нового для него вида труда — учебного. Действия планирования, контроля, оценки приобретают иное содержание, так как действие в системе научных понятий предполагает четкое выделение взаимосвязанных отдельных своих этапов. [1]

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно кореллируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями.

Другое дело — школа. В класс приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т. д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти).

Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

В конце периода детства ребенок продолжает развиваться телесно (совершенствуются координация движений и действий, образ тела, ценностное отношение к себе телесному).

Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. [25]

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переключением с семьи или детского сада на школу у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя. «А учительница сказала так!» — протестует против безапелляционного высказывания мамы малыш. К концу начальной школы, когда основной период адаптации как макрофазы развития (по А.В. Петровскому) закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и, что очень важно, активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.[16]

Вывод: Младший школьный возраст (с 6−7 до 10−11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении.

.3 Развитие воображения в младшем школьном возрасте на уроках психологии

Большинство сведений, сообщаемых в начальной школе учителем и учебниками, дается в форме словесных описаний, картин и схем. Усвоение материала зависит от умения ребенка представить, воссоздать предъявляемые образы действительности. Обучение опирается прежде всего на воссоздающее воображение.

Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости. Дети пытаются имеющиеся житейские представления «втиснуть» в ситуации, описанные в учебнике. Например, слушая текст «Санитарные собаки», школьник заявляет: «А я вчера большую собаку видел», то есть представляет далеко не то, что описано. Сосредоточить воображение в рамках текста помогают такие приемы, как картинный план, чтение по ролям и др.

Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий. У них развивается способность строить обоснования своих вариантов продолжения событий типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то».

Стремление детей указать условия, происхождение и последствия каких-то преобразований предметов — важнейшая предпосылка развития творческого (продуктивного) воображения, создания собственных замыслов и конструкций. Современная школа еще не создает достаточных условий для развития творчества, хотя потенциальные возможности у детей достаточно богаты.

Необходимо отметить, что воображение не только обеспечивает усвоение учебного материала, но и выступает формой личностной активности школьника, способом идентификации себя с положительными героями, о которых повествуют на уроке. Развить любознательность детей и любовь к чтению нельзя без опоры на воображение. Усилить это ценнейшее личностное влияние обучения помогают такие формы работы, как утренники сказок, «парад литературных персонажей», игры-драматизации, рисунки на темы прочитанного и др.

От «склеивания» имеющихся представлений с новой информацией воображение школьника обретает свойства гибкого использования образов, развертывания представлений об истоках и последствиях событий, личностной идентификации с историческими и литературными героями. [28]

У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6−7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Родители и, особенно, бабушки и дедушки, которые так любят дарить своим внукам больших мишек и громадных кукол, часто невольно тормозят их развитие. Они лишают их радости самостоятельных открытий в играх. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпочитая символические, самодельные, дающие простор фантазии. Детям, как правило, нравятся маленькие и невыразительные игрушки — их проще приспособить к разным играм. Большие или «совсем как настоящие» куклы и зверюшки мало способствуют развитию воображения. Дети интенсивнее развиваются и получают значительно больше удовольствия, если одна и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль лошадки, и еще много других функций. Постепенно необходимость во внешней опоре (даже в символической фигуре) исчезает и происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, к приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Особенностью воображения младших школьников, проявляющегося в учебной деятельности, вначале тоже является опора на восприятие (первичный образ), а не на представление (вторичный образ).

Например, учитель предлагает на уроке детям задачу, требующую представить себе ситуацию. Это может быть такая задача: «По Волге плыла баржа и везла в трюмах … кг арбузов. Была качка, и … кг арбузов лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Конечно, такие задачи запускают процесс воображения, но нуждаются в специальных орудиях (реальных предметах, графических образах, макетах, схемах), иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Для того чтобы понять, что произошло в трюмах с арбузами, полезно дать рисунок баржи в разрезе.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Нередко активность воображения лежит в основе формирования личностных качеств, актуальных для конкретного ребенка.

Нередко в своем воображении дети создают опасные, страшные ситуации. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания образов воображения, управления сюжетом, прерывания образов и возвращения к ним не только тренирует воображение ребенка как произвольную творческую активность, но и содержит в себе терапевтический эффект. Вместе с тем, испытывая трудности в реальной жизни, дети в качестве защиты могут уйти в воображаемый мир, выражая сомнения и переживания в мечте и фантазии. [35]

Вывод: Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости.

Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий.

Необходимо отметить, что воображение не только обеспечивает усвоение учебного материала, но и выступает формой личностной активности школьника, способом идентификации себя с положительными героями, о которых повествуют на уроке.

У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

2. ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

.1 Составление программы кружка «Волшебная страна»

Пояснительная записка

Данная программа знакомит учащихся 1−3 класса с воображением, как познавательным психическим процессом.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. А самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Занятия в данной программе проходит в игровой форме, так же присутствуют упражнения с изобразительной деятельностью для наилучшего становления воображения.

Цель данной программы: развить воображение младшего школьника. Так же научить детей фантазировать, сочинять сказки, рассказы и комиксы.

Задачи данной программы:

) научить детей сочинять сказочные истории на основе различных игр и упражнений;

) развивать различные виды мышления (логическое, аналитическое, синтетическое, абстрактное и творческое);

) воспитывать способность адекватно выражать различные эмоции и чувства;

) воспитывать художественный и эстетический вкус.

По окончании курса занятий дети должны овладеть следующими навыками и умениями:

уметь составлять сказки и рассказы

уметь строить взаимоотношения в группе сверстников

научиться выполнять правила заданные в группе

Количество детей в группе: 15 человек.

Программа рассчитана на 19 часов.

Таблица 1

Программа кружка «Юный сказочник»

№ п/пТема занятиякол-во часов1Знакомство12Уровень развития воображения13Любимый герой24Карта неизвестной планеты25Незаконченные рисунки26Составление рассказов27Сказочники28Путешествие в зоопарк39Чудо-юдо из кусочков210Мир фантазий2Итог19

воображение познавательный психологический игра

3. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ СКАЗОЧНИК»

Занятие 1: «Знакомство»

План занятия

. Знакомство

. Заполнение карточки «Мое имя»

. Составление анкеты

. Упражнение «Дотянись до потолка»

Материалы: 20 карточек из белого картона

анкет

Ход занятия

) Знакомство. Преподаватель знакомится с детьми, представляется. На груди педагога — бейдж с именем. Для быстрого запоминания нового преподавателя.

2) Заполнение карточек «Мое имя». Преподаватель заранее готовит карточки из белого картона (размер 11×8 см) по количеству детей. Чтобы карточку можно было привязать к одежде, в каждой карточке сверху посредине дыроколом сделана дырочка, в дырочку продета тонкая ленточка. Карточки можно также прикалывать безопасной булавкой или приклеивать полоской липкой бумаги.

Учитель раздает детям карточки из белого картона и предлагает написать на них яркими фломастерами свои имена. Ребята прикрепляют карточки к одежде при помощи ленточек, безопасных булавок или скотча. Для быстрого запоминания имен детей.

Так же нужно попросить детей принести эти карточки на следующее занятие.

Когда карточки будут заполнены, учитель может задать по несколько вопросов каждому ребенку. Например: Какая у ребенка любимая сказка? Каким бы героем из этой сказки он хотел бы быть? и т. д.

) Преподаватель раздает заранее напечатанные анкеты (приложение 1 рис 1)

. Твое имя

2. Твоя фамилия.

. Твой день рождения.

. Твой класс.

. Твое любимое занятие.

6. Почему это занятие тебе нравится?

. Твой любимый мультфильм.

8. Почему он тебе нравится?

. Твой любимый герой из мультфильма или кино.

. Почему он тебе нравится?

. Нарисуй своего самого любимого героя из сказки. Если б ты был им, как бы его звали и как бы он выглядел?

В конце анкеты должен быть чистый лист, на котором ребенок нарисует себя героем сказки.

После занятия дети сдают анкеты преподавателю. Позже преподаватель должен проанализировать анкеты детей, узнать их интересы, эмоциональные предпочтения. Рисунок анализируется по принципу методики «Несуществующее животное»

4) Упражнение «Дотянись до потолка». Упражнение-разминка, проводится за 2−3 минуты до окончания занятия. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе поднять руки вверх и потянуться к потолку. Пятки от пола не отрывать. «Тянемся, тянемся! — Говорит учитель. — Кто первый достанет рукой до потолка, тому шоколадка! Задержали дыхание… Раз. Два. Плавно выдохнули и опустили руки. Потрясите руками, расслабьтесь. Жаль, до потолка пока никто не достал. Попробуем на следующем занятии. Всем спасибо. Урок закончен».

Список использованных источников:

. Кузнецова, С.А. Уроки сказок/ С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52с.

Занятие 2: «Уровень развития воображения»

План занятия

. Рассказ «как я провел выходные»

. Методика «Где чье место»

. Упражнение «Дотянись до потолка» Материалы: 20 сюжетных картинок для всех ребят (рис. 1)


Ход занятия

Педагог приветствует детей.

1) Каждый ребенок рассказывает преподавателю, где был на выходных, чем занимался и что видел интересного. Преподаватель задает вопросы и в конце благодарит ребенка за хороший рассказ.

) Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития. «Где чье место?» Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис.2).

Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.


Игровое задание

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Анализ выполнения задания

В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу. Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т. п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т. д.

3) Упражнение «Дотянись до потолка». Упражнение-разминка, проводится за 2−3 минуты до окончания занятия. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе поднять руки вверх и потянуться к потолку. Пятки от пола не отрывать. «Тянемся, тянемся! — Говорит учитель. — Кто первый достанет рукой до потолка, тому конфета! Задержали дыхание… Раз. Два. Плавно выдохнули и опустили руки. Потрясите руками, расслабьтесь. Жаль, до потолка пока никто не достал. Попробуем на следующем занятии. Всем спасибо. Урок закончен».

Список использованных источников:

. Кузнецова, С.А. Уроки сказок/ С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

. Боровик, О.В. Развитие воображения/О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52 с.

Андреева, И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения / автор-составитель И.А. Андреева.- Минск: Современная школа, 2007.-32с.

Занятие 3: «Любимый герой»

План:

. Игра «поменяйтесь местами те, кто…»

. Создание правил поведения

. Упражнение «Градусник настроения»

. Упражнение «Макароны»

Материалы: бланк для упражнения «Градусник настроения» (Приложение рис 2)

Ход занятия

Занятия проводятся не за партами, а в игровой зоне. Дети сидят на стульях, поставленных кругом. Расстояние между соседними стульями: 15−20 см.

Педагог приветствует детей.

1)Игра «поменяйтесь местами те, кто…» По команде «поменяйтесь местами те, кто…» дети вскакивают со своих стульев и меняются местами друг с другом.

— поменяйтесь местами те, кто родился в сентябре.

поменяйтесь местами те, у кого есть кошка.

поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы.

поменяйтесь местами те, кто любит рисовать.

поменяйтесь местами те, кто родился в апреле.

поменяйтесь местами те, кому нравится зеленый цвет.

и т.д.

) Создание правил поведения. Чтобы в дальнейшем ведущему было проще поддерживать дисциплину в группе, необходимо создать ряд обязательных правил. Замечено, что дети охотнее подчиняются правилам, если они создали их сами.

Педагог предлагает детям придумать правила, которые

будут помогать им на уроках. Поначалу дети часто теряются, но при помощи педагога очень быстро начинают придумывать правила. Предложенные правила поведения нужно обсудить и оставить самые необходимые (6−7 правил).

Правила должны быть сформулированы кратко, четко и понятно.

Когда правила придуманы и одобрены группой, их необходимо обыграть: произнести хором, написать на листе бумаги и подписаться под ними, поставить отпечаток пальца и т. п. Лист с правилами лучше всего повесить на стену.

В ходе занятий мы вместе с детьми разработали основные правила: «Сочиняем легко, рисуем здорово, играем весело», «На уроке можно смеяться и садиться там, где нравится», «Правило поднятой руки» (если учитель молча поднял руку вверх, нужно Упокоиться, замолчать и слушать что он скажет), «Нельзя драться», «„Нельзя ругаться“, если не нравится, предложи лучшее» и т. д

3) Упражнение «градусник настроения». Упражнение для быстрой диагностики настроения детей. Ребятам, раздают бланки с «градусником настроения». Учитель (показывая пример): «Ребята, перед вами градусник, который меряет ваше настроение. На нем 10 делений. Внизу-самое плохое настроение. Посредине — спокойное настроение. Вверху — отличное. Какое у вас сейчас настроение? Закрасьте шкалу до той отметки, которая покажет ваше настроения в эту минуту».

Дети выполняют задание, после сдают подписанные бланки педагогу.

4) Упражнение «Макароны». Упражнение-разминка, проводится за 2−3 минуты до окончания занятия. Ведущий: «Встаньте прямо, ноги вместе. Поднимите руки вверх и представьте, что вы — макароны. Но пока несваренные. Медленно вдохните, напрягите все мышцы и представьте, вы твердые-твердые макароны. Самые твердые макароны в мире! Задержите дыхание. Раз. Два. Медленно выдыхайте и представляйте, что вас наконец-то сварили. Вы становитесь все мягче. Расслабляйте тело. Вы очень мягкие макароны, просто переваренные…». Дети постепенно расслабляются, сгибаясь в поясе и доставая пальцами пола. Некоторые так «перевариваются», что полностью опускаются на пол.

Список использованных источников:

. Кузнецова, С.А. Уроки сказок / С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52с.

Занятие 4: «Карта неизвестной планеты»

План занятия:

. Создание общего рисунка «Карта неизвестной планеты»

. Упражнение «сдвинь меня с места»

4. Упражнение «инопланетный гость»

. Прощание

Материалы:

Ватман для каждой подгруппы.

Канцелярские принадлежности (клей, фломастеры, карандаши, гелевые ручки и т. д.)

Цветная бумага, вырезанные из журналов отдельные детали.

Ход занятия

) Приветствие «Я желаю тебе сегодня…». Дети и ведущий сидят на стульях в кругу. Каждый участник говорит другому фразу, начинающуюся словами: «Я желаю тебе сегодня…». Ведущий начинает, показывая пример.

) Создание общего рисунка «Карта неизвестной планеты». Под руководством ведущего дети создают общий рисунок — карту неизвестной планеты. В работе используются также элементы аппликации. С помощью этого задания дети научаться работать в группе.

) Упражнение «Сдвинь меня с места». Дети делятся на пары, встают друг напротив друга, вытягивают руки вперед и соприкасаются ладонями. По сигналу ведущего они пытаются сдвинуть друг друга с места. По сигналу ведущего дети перестают бороться поворачиваются друг к другу спинами и делают еще одну попытку сдвинуть друг друга с места спинами.

) Упражнение «инопланетный гость»

Рассматривается общий рисунок «Карта неизвестной планеты». Детям задаются вопросы о жителях этой планеты, об их занятиях в свободное время, обсуждается его образ и предлагается нарисовать жителя данной планеты всем вместе.

) Прощание. Все дети складывают ладони, как в фильме «Три мушкетера» — одну на другую. Потом они хором говорят фразу: «Один за всех, и все за одного» и расходятся.

Список использованных источников:

. Кузнецова, С.А. Уроки сказок / С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52 с.

Занятие 5: «Незаконченные рисунки»

План занятия:

. Приветствие «Поделись настроением»

. Дорисуй картинку

. Узнай предметы

4. Кто больше придумает и нарисует

5) Прощание

Материалы: Карточки с незаконченным изображением предметов. (приложение 1, рис. 3) Карточки с изображением наложенных друг на друга предметов. (приложение 1, рис. 4)

Ход занятия

) Каждый ребенок по очереди сравнивает свое настроение с цветом. В конце занятий преподаватель спрашивает изменился ли цвет настроения и на какой цвет?

2) Задание 1.

Дорисуй картинку. Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

) Задание 2. Узнай предметы

Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга).

Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5−6).

Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант задания — с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребенком контуры цветным карандашом.

4) Кто больше придумает и нарисует

Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске).

В случае необходимости задаются наводящие вопросы.

) Прощание. Все дети складывают ладони, как в фильме «Три мушкетера» — одну на другую. Потом они хором говорят фразу: «Один за всех, и все за одного» и расходятся.

Список использованных источников:

1 Кузнецова, С.А. Уроки сказок / С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52с.

Вьюжек, Т. Логические игры, тесты, упражнения / Т.Вьюжек.-М.: ЭКСМО-пресс, 2001.-295 с.

Занятие 6: «Составление рассказов»

План занятия:

1. Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)

. Небывальщина

. Дорисовываем рассказ (например, «Спасение собак»)

4 Прощание

Материалы: плоскостные изображения предметов, относящихся к теме.

Сюжетные картинки, бумага, карандаши.

Ход занятия

1) Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых») Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т. д.).

На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.

) Небывальщина

Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1), то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картинку «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т. п.).

Детям предлагается составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.

3) Дорисовываем рассказ (например, «Спасение собак»)

Необходимы 3−4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка).

Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. В нашем примере на приложение 1 рис. 5 изображен собачий домик на берегу замерзшего озера, около домика — собака со щенятами, озеро покрыто снегом; на приложение 1 рис. 6 — начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенятами забралась на крышу домика и лает, прося о помощи. Следующей, третьей, картинки нет. Ребенку предлагают придумать конец рассказа, напоминая в качестве помощи его название («Спасение собак»), а затем нарисовать картинку, например, такую, как на приложении 1 рис. 7.

) Прощание. Все дети складывают ладони, как в фильме «Три мушкетера» — одну на другую. Потом они хором говорят фразу: «Один за всех, и все за одного» и расходятся.

Список использованных источников:

1. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52с.

. Калинина, Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд. и перераб./ Р. Калинмна. — СПб.: Издательство «Речь», 2002- 160с.

Занятие 7. «Сказочники»

План занятия:

1. Иллюстрации к сказке

. История о …

. Опорные слова

4. Прощание

Материалы: текст сказки для преподавателя, бумага, карандаши, фломастеры.

Ход работы

1) Иллюстрации к сказке

Читаем детям сказку, после чего каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.

2) История о …

Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй.

3) Опорные слова

На основе 3−4-х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему.

) Прощание. Все дети складывают ладони, как в фильме «Три мушкетера» — одну на другую. Потом они хором говорят фразу: «Один за всех, и все за одного» и расходятся

Список использованных источников:

. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52 с.

. Кузнецова, С.А. Уроки сказок/ С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

Занятие 8: «Путешествие в зоопарк»

План занятия:

. Экскурсия с детьми в зоопарк

. Фантастическое животное

. Рассказ о фантастическом животном

Материалы: бумага, фломастеры, карандаши, ластик.

Ход занятия

) Экскурсия с детьми в зоопарк

Преподаватель обговаривает с детьми правила поведения в зоопарке. Все дружно за руки идут и рассматривают животных в вольерах. Детям преподаватель рассказывает подробно о каждом животном, его образе жизни на воле.

) На следующее занятие, после посещение зоопарка, детям предлагается нарисовать фантастическое животное из запомнившихся деталей, увиденных животных в зоопарке.

) Затем ребенок должен рассказать о своем нарисованном животном, его повадках, питании и как бы это животное называлось, будь оно существующим.

Список использованных источников:

Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52 с.

Калинина, Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд. и перераб. / Р. Калинмна. — СПб.: Издательство «Речь», 2002 — 160 с.

Занятие 9: «Чудо-юдо из кусочков»

План занятия:

. разминка «Людоед и принцесса»

. Создание коллажа, «Чудо-юдо из кусочков»

. Рассказ о своем «чуде-юде»

. Игра «Путаница»

. Прощание

Материалы:

Карточки со словами «ужасная» и «прекрасная» по количеству детей.

Вырезанные из журналов отдельные детали: головы" лапы, хвосты животных и птиц, детали человеческой одежды, аксессуары и т. п.

Клей для бумаги

Листы для рисования, фломастеры или карандаши

Ход занятия

) Разминка «Людоед и принцесса». Ведущий заранее подготавливает карточки по количеству детей. На одной половине карточек написано слово «ужасная», на другой — «прекрасная». Педагог говорит детям: «Сейчас я буду читать стихотворение. Когда вы услышите слово „прекрасная“, те, кто получил карточку с этим словом, должны вскочить и поменяться местами. Те, кто получил карточку со словом „ужасная“, должны вскочить и поменяться местами друг с другом, когда я скажу слово „ужасная“. Все понятно?».

Ведущий читает стихотворение Генриха Сапгира «Людоед и Принцесса, или Всё наоборот».

По ходу разминки ведущий меняет темп чтения: читает то быстрее, то медленнее. Последние строфы рекомендуется читать медленно.

) Создание коллажа «Чудо-юдо из кусочков». Из отдельных голов, хвостов, лап, элементов одежды ребенок составляет коллаж на листе бумага, наклеивает его и дорисовывает необходимые детали.

) Рассказ о своем «чуде-юде». Когда все коллажи готовы, дети садятся в круг, и каждый ребенок рассказывает о своем «чуде-юде». Ведущий может помогать вопросами: «Как его зовут?.. Где он живет?.. Какой у него характер?.. Что он больше всего любит?.. Как ему живется с сапогом на голове?..» и т. п. Вопросы могут задавать и другие ребята.

4) Игра «Путаница». Ведущий выбирает двух детей и просит их выйти ненадолго из комнаты. Остальные встают в длинную цепочку и берутся за руки. Ведущий предупреждает, что они не должны расцеплять руки. После этого он берет за руку крайнего участника и проводит его под руками других «звеньев» цепочки, потом (аккуратно) над руками следующих, и так далее. Остальные участники двигаются за ним, не расцепляя рук. Чтобы еще больше «запутать» детей, ведущий может перебросить чьи-то сцепленные руки через головы соседей. Разъединять руки нельзя!

После того, как цепочка полностью «запуталась», ведущий приглашает вышедших ребят обратно и предлагает им распутать «путаницу», «Рвать» цепочку нельзя! Ведущий следит за тем, чтобы дети распутывались спокойно, не причиняя друг другу неприятных ощущений и ушибов.

) Прощание

Список использованных источников:

. Кузнецова, С.А. Уроки сказок / С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

Занятие 10: «Мир фантазий»

План занятия:

. «Волшебное дерево»

. «Что бы ты попросил у волшебника?»

. «Волшебные пятна»

Материалы: лист бумаги, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.

Два-четыре «пятна» разной конфигурации и разных цветов (каждое на отдельном листе)

) «Волшебное дерево»

Направленность задания: активизация прошлого опыта детей, пробуждение интересов, эмоций, воображения.

Процедура проведения: ребенку предлагают нарисовать волшебное дерево, которое может быть непохожим ни на какие другие деревья (на веточках могут быть разные игрушки, сладости, птички — все, что они захотят).

) «Что бы ты попросил у волшебника?»

Направленность задания: исследование интересов учащихся.

Процедура проведения: ребенку рассказывают фантастическую историю о волшебнике, который прилетел и сказал: «Я могу выполнить три твои желания, только три, подумай и скажи, что бы ты попросил у меня».

) «Волшебные пятна»

Направленность задания: актуализация запаса общих сведений об окружающем, активизация восприятия, образов памяти, представлений, способности комбинировать и перестраивать элементы изображения.

Процедура проведения: ребенку предлагают (поочередно) дорисовать «пятна» до какого-либо изображения.

) Прощание

Список использованных источников:

. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52 с.

. Кузнецова, С.А. Уроки сказок / С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

В психологии принято различать следующие виды воображения: активное и пассивное; воссоздающее и творческое; преднамеренное и непреднамеренное; антиципирующее.

Младший школьный возраст (с 6−7 до 10−11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении.

Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости.

Необходимо отметить, что воображение не только обеспечивает усвоение учебного материала, но и выступает формой личностной активности школьника, способом идентификации себя с положительными героями, о которых повествуют на уроке.

У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Воображение детей с особенностями развития формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Тем не менее, имеются и специфические особенности, зависящие от причин и характера нарушения

Развивать воображение необходимо всей системой воспитательно-образовательной работы с детьми в разных видах деятельности. Можно использовать занятия по развитию речи, чтению, музыке, конструированию, аппликации, лепке. Здесь мы познакомили вас с методикой развития воображения, используя изобразительную деятельность (рисование), которая в большей мере активизирует творчество, пробуждает у детей интерес и желание заниматься.

Рассматривая воображение во взаимосвязи со всеми психическими процессами в контексте целостной структуры личности, считаем необходимым при определении содержания коррекционных занятий предусмотреть работу по развитию сенсомоторной сферы, произвольной деятельности, мотивационно-потребностной сферы, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ А.С. Белкин — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-192с.

. Боровик О.В. Развитие воображение/О.В. Боровик.- М.: Центр гуманитар. лит. «РОН»: Секачев, 2000−52с.

. Володько, В. Ф Педагогическая психология: по школе Л. Выгодского

. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — Санкт-Петербург: Союз, 1997. — 93с.

. Гин, С.И. Мир фантазии/С.И.Гин.-2-е изд.- Минск: Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь, 2008.-175 с.

. Гуревич П.С. Психология: Учебное пособие. / П.С. Гуревич.- М.: «Старик Ватулинг», 2005−720 с.

. Денисюк А.С. Развитие воображения учащихся мл. шк.

. Жатсель А. Воображение / А. Жатсель.- Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2006.- 138 с.

. Журавлева Е.Н. Развиваем творческое воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивющих получение дошк. образования / Журавлева, Елена Николаевна; Е.Н. Журавлева — Мозырь: Белый ветер, 2010. — 76 с.

. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — Изд. 2-е, дополненное, исправленное и переработанное.- Москва: Логос, 2007−382с.

. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: психодиагност, методики / М. В. Ильина. — М.: Книголюб, 2004. -53 с:

. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия.- СПб.: Речь, 2004.-384 с.

. Калинина, Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд. и перераб. / Р. Калинмна. — СПб.: Издательство «Речь», 2002- 160 с.

. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2005−288с.

22. Кудрявцев, В. Т. Воображение, творчество и личностный рост ребенка / В.Т. Кудрявцев. — М.: Чистые пруды, 2010. — 29 с.

23. Кузнецова, С.А. Уроки сказок / С.А. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 282 с.

. Овчинников, Г. С. Развитие воображения в обучении младших школьников/ Г. С. Овчинников.- Свердлов. гос. пед. ин-т., Магнитогорск. гос. пед. ин-т.- Свердловск: СГПИ, 1990.-69 с.

27.Палагина Н.Н. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования / Н.Н. Палагина — Москва: Московский психолого-социальный институт, 1997. — 130 с.

. Преподавание психологии в школе / Российская академия образования, Психологический институт Российской академии образования, Московский психолого-социальный институт.- 2-е изд., исправленное и дополненное — Москва: МПСИ Воронеж: МОДЭК, 2007 — 798с.

.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 236 с.

31. Суховер, А.М. Дидактический материал для коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников/ автор-составитель А.М. Суховер.-2-е изд.- Мозырь: Белый ветер, 2005.-55 с.

. Хон, Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р.Л. Хон.- Москва: Академический проект: Культура, 2005.-734 с.

. Худик, В.А. Педагогическая психология / В.А. Худик.- Санкт-петербург: Издательство СПбАППО, 2005.- 73с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

П. 1.1

. Твое имя

2. Твоя фамилия

. Твой день рождения

. Твой класс

. Твое любимое занятие

6. Почему это занятие тебе нравится?

. Твой любимый мультфильм. Почему он тебе нравится

. Твой любимый герой из мультфильма или кино

. Почему он тебе нравится?

. Нарисуй своего самого любимого героя из сказки. Если б ты был им, как бы его звали и как бы он выглядел

Рисунок П. 1.2

Рисунок П. 1.3

Рисунок П. 1.4

Рисунок П. 1.5

Рисунок П. 1.6

Рисунок П. 1.7


Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector