Задача психологической экспертизы

Вариант 6

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Задача психологической экспертизы…………………………………………….5

2. Иследование влияния рекламной продукции на эмоциональное состояние и мотивацию пользователя……………………………………………………………10

  1. Участие психолога в судебном заседании………………………………………….15

Выводы……………………………………………………………….………………18

Список использованной литературы………………………………………………20

Введение

Психологическая экспертиза – это в значительной степени технология. Эксперт, который ее не знает или не соблюдает, несостоятелен, каким бы хорошим психологом он ни был. Психолого-психиатрическую экспертизу проводит комиссия: несколько экспертов знакомятся с материалами дела, общаются с подэкспертным и согласовывают выводы. Если у суда возникают сомнения в этих выводах, то эксперты могут быть вызваны на допрос, чтобы доказать свою точку зрения, или суд может назначить повторную экспертизу с другим составом экспертов. Экспертизу вправе назначить следователь и суд (в гражданском процессе – только суд).

Стороны защиты и обвинения могут лишь ходатайствовать об этом. В уголовных делах экспертиза чаще всего нужна для определения вменяемости и установления состояния аффекта в момент преступления. Принудительно ее проходят обвиняемые, которые содержатся под стражей. Все остальные участники процесса – и свидетели, и потерпевшие – могут от экспертизы отказаться.

Реклама – это тип коммуникации, предназначенный для убеждения (то есть он оказывает то или иное воздействие на слушателя или зрителя).

Этот эффект может проявляться в поведении (человек покупает рекламируемый товар), установках (человеку нравится такая продукция), или реклама может оказывать когнитивное воздействие (человек узнает о свойствах данного товара).

Рекламироваться может не только какой-то отдельный бренд, но и услуги, действия, мысли. Влияние СМИ на личность нельзя определить ни как плохой, ни как хороший. Он просто есть. Люди могут даже не замечать того, как цитируют отрывки из телепередач или фильмов, проектируют ситуации с телевидения на собственный жизненный опыт. Мы не всегда замечаем, как навязываемые нам стереотипы. Женщины в большинстве фильмов выполняют или пассивную роль или роль жертвы. В рекламе же им навязывается роль домохозяек (моющие средства, принадлежности для приготовления пищи).

Мужчины же в основном герои, спасители планеты. По рекламному сценарию они пьют пиво, водку, занимаются екстимальним спортом. Массовая коммуникация лишена такой существенной черты, как ответ, идущий от реципиента (от публики) к источнику информации. В тех же случаях, когда слушатели или зрители откликаются на ту или иную информацию, их ответ имеет либо частный или общий характер. Очень редко кто на это реагирует и принимает во внимание те или иные замечания, пытается что-то сделать. Для реализации обратного контакта с СМИ нужно начать правдивую рейтинговую систему: тогда зрители и слушатели хоть каким-то образом могли бы влиять на то, что они потребляют.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Роль стресса в жизни человека Не бывает людей, у которых нет проблем. С большинством наших трудностей мы успешно ... Конечно, можно задаться вопросом, каждый ли человек - личность? Но если путем логических умозаключений достигнуть вывода, что не каждый (причем всегда найдутся люди, готовые это оспорить), то размышления ...

Психолог должен присудствовать в судебном заседании так как каждый человек индевидуален и и ему может понадобиться психологическая поддержка и помощь это касаеться как и роботников суда так и его учасников. В данный момент в Государственном департаменте по исполнению наказаний работают над тем, чтобы расширить полномочия психологов в судах. По словам заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука, это предусмотрено в концепции ювенальной юстиции, над внедрением которой сегодня активно работают в Минюсте. По мнению экспертов, такие новации — это один из первых шагов в реформе всей судебной системы. Но готовы ли украинские суды сотрудничать с психологами, и готовят ли таких специалистов в Украине? По мнению правоведов, именно психологи помогут несовершеннолетним найти общий язык с пострадавшими, как и адаптироваться к жизни после выхода из мест лишения свободы. Пока подобные функции возложены на судебных воспитателей, но, как убеждают эксперты, на практике картина совсем иная — их нет ни в одном суде Украины.

Задача психологической экспертизы

Психологическая экспертиза является инструментом в работе психолога клинического профиля, а также судебного эксперта-психолога. Основы психологической экспертизы заключаются в изучении психических процессов, состояний и свойств здоровых людей, участвующих в уголовном и гражданском деле. Необходимость применения медико-психологической экспертизы обусловлена потребностью в установлении возможного психического «нездоровья» человека. Это очень важно в случае, когда от этого зависит мера и степень наступления юридических последствий. Без заключения психолога человека не могут признать недееспособным в суде.

Главной задачей психологической экспертизы является определение у подэксперементировоного леца:

  1. Индевидуально- психологических особенностей ,черт характера , видущих качеств личности; мотивоционных факторов психологической жизни и поведения;

Исследование индевидуально-психологических особенностей личности актуально, потому что, в основе личности лежит ее структура. Связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента и характера, способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — других людей, обстоятельства жизни. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Попытки исследовать характер(черты характера) предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере — характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

1 стр., 311 слов

20. Теории личности и практика психологического консультирования

... – система психол защит: вытеснение, интеллектуализация, проекция и т.д. 5) Способ психологической поддержки личности. Найти ответ – где и когда впервые был сформирован конфликт, чтобы ... продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из ...

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах. Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем. Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от греч. рhisis — природа, gпотоп — знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И.К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д.

Качества личности — стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения инавыки. Более широкая категория — черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности.

Классификация качеств личности Есть интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую вывеску.

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности [1]. Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс. В научной литературе все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении социального работника. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Сегодня в социальных службах работает очень много людей, которые не имеют соответствующего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе. Эти функции в большинстве случаев заключаются в осуществлении «бумажной работы»: сбор документов, работа с архивом, выдача справок и т.п. Но совершенно очевидно, что понятие «профессия социального работника» гораздо шире понятия «деятельность социального работника». Профессия социального работника относится к типу профессий «человек — человек», что требует более высокой квалификации специалиста [28].

7 стр., 3483 слов

Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...

... особенностей учащихся, характера ближайшей референтной группы, уровня развития учебного коллектива и т.д. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда ... анкетирования, методы математической статистики для определения взаимосвязи смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной деятельности: метод ранговой корреляции Спирмена. Эмпирическая база. ...

В процессе профессиональной подготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации. Достижению профессионального мастерства способствует мотивационный компонент, обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста. Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация — побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ. Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии — преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы. Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.

2. Эмоциональных реакций и состояний;

Проблема изучения эмоциональных состояний личности в различных процессах жизнедеятельности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни человека, интенсификацией коммуникативных связей и некоторые другие характерные черты современной эпохи обуславливают необходимость разработки практических психологических средств по увеличению потенциальных возможностей человека, совершенствованию его адаптивных механизмов. На сегодняшний день степень изученности эмоциональных явлений в отечественной и зарубежной психологии изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с эмоциональными состояниями представляется весьма проблематично. Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение эмоций, связь эмоциональных явлений с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие эмоций в онтогенезе, динамика протекания и изменения эмоциональных состояний личности, механизмы их регулирования. Значимыми в этом плане являются труды зарубежный ученых Р. Вудвортса, Д. Линдсли, П. Фресса, Я. Рейковского, К. Изарда переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона, В. К. Вилюнаса, Б. И. Додонова, П. В. Симонова, Л. И. Куликова.

3 стр., 1498 слов

Методы воздействия на личность

... М Просвещение, 1994. Глава I. Внушение как метод психологического воздействия Внушение это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом и ... молодежи и подростков, психика которых еще не является достаточно устойчивой. Следствием рекламы дорогостоящих товаров и услуг и односторонней пропаганды соответствующего образа жизни является формирование ...

  1. Закономерности протекания психологических процесов ,уровня их развития и индевидуальных её свойств;

Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияниямеханистических представленийна учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать cаналитическимитенденциями в наукеXIX — начала XX века. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознанияна психические процессы условно, оно не имеет теоретическогообоснования [2].

В настоящее время в науке разрабатываються интегративные подходы к психике, и класификация психических процесов имеет скорее педагогическуюи пропедевтическуюценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровненейронныхсвязей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы. Особенностью психологической экспертизы является то что с её помочью можно узнать и иследовать индевидуально- психологические особенности личности свойства личности и т.д.

2. Иследование влияния рекламной продукции на эмоциональное состояние и мотивацию пользователя

Реальное влияние рекламы на человека можно увидеть из приведенных примеров: Вопрос. Сколько рекламных роликов и объявлений видит средний американец? Ответ. Аериканцям попадается на глаза 500 рекламных клипов днем, 182 тысячи в год, миллионы объявлений и клипов преследуют их жизни. Кроме того, ежегодно они получают 216 рекламных проспектов по почте, в среднем 50 раз в год раздаются рекламные звонки по телефону, а кроме того, бесчисленные рекламные постеры и объявления [1]. И это не учитывая рекламу в интернете. a) Реклама выполняет важную роль в средствах массовой информации. Реклама в масс-медиа США принесла в 1995 году доход в 161 миллиард долларов, реклама и рекламные компании во всем мире принесли 351 миллиард долларов прибыли [2]. А в 2008 прибыль выросла примерно в 10 раз, учитывая развитие технологий, распространение и высокую доступность интернета. b) Если не брать во внимание общественного телевидения и радио, то все телесети, локальные телекомпании и кабельное телевидение буквально на 100% зависят от рекламы и рекламных спонсоров, тогда как прибыль газет обычно лишь на 70% зависит от рекламы. Журналы иногда устраивают распродажу своего тиража и на некоторое время снижают стоимость подписки в рекламных целях для получения большего количества читателей. Это позволяет прессе вкладывать больше средств в собственную раскрутку. У СМИ все, кроме рекламы, стоит денег, а реклама их приносит.

5 стр., 2282 слов

Презентация на тему: Методы

... численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе) дисциплинировать деятельность (предостережение, разъяснение, ...   Реклама качества товара     Цены удобные для потребителя и     психологически выгодные II. Административные методы или организационно- распорядительные методы – ...

Этим и объясняется основное содержание прессы и телевидения: средства массовой информации должны в первую очередь понравиться рекламодателю, а не зрителю или читателю. Реклама — один из самых распространенных видов информации, с которым мы сталкиваемся, иногда даже и не подозревая, что перед нами — рекламный трюк. Например, когда ваш любимый актер в телевизионном шоу или кино пьет «Пепси», курит «Мальборо» или слушает музыку с плейером фирмы Sony, — как вы думаете, случаен этот выбор? Вряд ли. Для того, чтобы в кадр попала именно его продукция, производитель, скорее всего, выложил агенту по рекламе кругленькую сумму. Например, компания Nokia заплатила актрисе Дженнифер Анистон, которая звонила по телефону Nokia в фильме «Друзья», В фильме «Шестой человек» рекламировался новый соус: призрак поднимал в воздух бутылку с этим соусом. Продюсеры «Святого» сняли дополнения до финальных сцен фильма, в которых промелькнула последняя модель автомобиля Volvo. Это было сделано после того, как фирма Volvo предложила организовать рекламную кампанию, объединив рекламу автомобиля и фильма. Производители презервативов «Рамзес» заплатили более 10 тысяч долларов для того, чтобы их продукция появилась в фильме «Смертельное оружие II», а реклама презервативов компании Safetex в фильме «Красотка» обошлась ей в 150 000 долларов [1]. При таком подходе обнаруживаются этические и художественные проблемы. Часть сценариев, мизансцен и монтаж основываются на том, чтобы показать новую продукцию, а не мотивированные художественными задачами. Качество такого фильма будет конечно посредственной.

Таким образом рекламируются и вредные для здоровья или опасные продукты, например табак или алкоголь. В США изображений курильщиков на телевидении достаточно мало — меньше 25% в сравнении с реальной жизнью, в кинофильмах курение более распространено. Эта дифференциация связана в основном с более низкими в сравнении с телевидением расценкам, которые кинокомпании устанавливают на рекламу табачных изделий. Любой тип рекламы в СМИ — печатной, телевизионной или радиорекламы — использует разнообразные психологические приемы, чтобы задеть потребителя за живое. Реклама пытается объединить представление о данном продукте с нашими глубинными основными потребностями. В рекламе скрыто послание о том, что покупка нового товара не только принесет пользу и будет приятной: купив тот или иной продукт, мы сами станем лучше, чем есть на самом деле. Реклама достигает цели благодаря определенным методам. Информационный метод относится к найпоши — реніших, однако некоторые виды рекламы дают нам информацию о продукте или товаре и пытаются повлиять на убеждения — составной элемент наших установок.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... конкретны реально существующие педагогические системы, например, коллективной творческой деятельности И. П. Иванова. МОДЕЛИРОВАНИЕ – это метод исследования, предполагающий создание искусственных или естественных ... сочетание многих свойств, качеств предмета. Метод восхождения от абстрактного к конкретному необходим для познания сложных процессов. Например, определение исходных отношений «учитель – ...

Такая реклама объясняет, для чего предназначен товар, и описывает его свойства. Для этого типа рекламы идеально подходят газеты и журналы. Чаще всего используется метод совета — сберечь деньги или получить более качественную услугу или товар. Ощущение того, что вы делаете выгодную покупку, — мощное средство мотивации, когда вы решаете что — либо купить. Это настолько эффективный метод, что часто выпускаются специальные прайс-листы с завышенными ценами, а в рекламе приводятся цены значительно ниже. Приятно разочарованный покупатель, придя в магазин, даже не узнает, что товар по изначально завышенной цене никто никогда ему продавать не собирался. Эмоциональный метод очень часто реклама воздействует на эмоциональную составляющую наших установок. Влияние на эмоции зачастую самый лучший способ повлиять на наши убеждения и, в конечном итоге на поведение. Например, многие рекламные клипы и постеры обращены к нашей любви, семье, хорошим временам и чувствам, с которыми они связаны, к друзьям. Реклама обращается к нам и просит: позвоните своим друзьям, докажите им свою любовь, купите алмазы и цветы и покажите им, как вы о них заботитесь. Или выпейте пиво и посидите с друзьями, проведите время приятно. Классикой стали слоганы: «Протяни руку другу» или «Друзья, достойные Смирнова».

Товары подаются как вещественное доказательство заботы и любви о других людях. Чем теснее товар связан с нашими естественными положительными эмоциями, тем более действенной будет реклама. В рекламе детского питания сообщалось, что еда этой компании помогает детям научиться жевать. Такое сообщение объединило товар и основную фазу развития ребенка, оно намекнуло на то, что эта пища имеет большое значение для роста ребенка, гораздо больше, чем обыкновенная пища, даже самая вкусная. В рекламе автомобилей говорят: «Автомобиль — это часть семьи». То есть производитель предлагает не просто вещь, а вещь, которая обязательно должна быть в семье. Когда реклама продукта ассоциируется с развлечениями и забавами — это тоже эмоциональный метод. Реклама таким образом пробуждает мысли и эмоции, связанные с семьей и ощущением любви. Этот метод особенно явно видно в рекламе пива, безалкогольных напитков и товаров для детей. Когда в кадре клипа появляются люди отдыхают, пляж или лыжная база, или домашняя ве — чирка, все это вызывает в памяти и воображении людей предвкушение или воспоминание о празднике и начинает ассоциироваться с рекламируемой вещью. Так постепенно этот продукт из рекламного клипа делается интегральной частью деятельности и, что важно, составной частью чувств, вязаных этой деятель — ностью. Когда мы с друзьями смотрим по телевидению новости спорта, то по привычке, возникшей под влиянием просмотра рекламы автоматически покупаем рекламируемый продукт, который стал бы неотъемлемой частью просмотра новостей. Определенные культурные символы в рекламе вызывают у зрителей теплые чувства, и эти чувства переносятся на рекламируемые товары, как того ждет создатель рекламы. Мальчик и его собака, бабушка, которая печет яблочный пирог, изображение национального флага, возвращение членов семьи домой — все это примеры таких символов [3].

Эти символы часто появляются в рекламе всех видов. Когда мы объединяем тот или иной продукт с позитивными чувствами, вызванными культурным символом, то вызывается целая цепь ассоциаций. Даже название продукта может повлиять на наши чувства и отношение к товару, особенно если название — значимое слово в нашем родном языке. Пожалуй, самый эффективный метод продаж -тот, при котором описывается, что товар может обеспечить хорошее психическое состояние человека и удовлетворить его личные потребности. Например, в рекламе фотоаппарата могут быть такие слова: «Посмотри, дорогая, какая ты милая на этой фотографии», — подразумевается, что покупатель приобрел вместе с фотоаппаратом новые качества, а не просто говорится: «Посмотри, какие отличные снимки получаются с помощью этого фотоаппарата». В рекламе часто подчеркивается, что вы не просто получаете хороший продукт, но и сами становитесь лучше. Зачастую психологический метод применяется, чтобы у зрителя или читателя возникло ощущение собственной уникальности или создалось ощущение уникальности новой вещи. Патриотические методы в рекламе довольно распространен призыв к национальной гордости. Такой оборот часто попадаются в рекламе в период проведения четырехлетних Олимпийских игр и розыгрышей Кубка Мира. Национальность производителя имеет мало значения. Порой отдельные интернациональные события отображаются также и в рекламной продукции. Через метод пробуждения страха, реклама создает в воображении зрителя угрозу и страх перед тем, что может случиться с человеком, если он не купит данный товар.

1 стр., 326 слов

О психологе

... стоит сравнивать ее с астрологией или магией. Когда настоящий психолог пытается вам помочь, он опирается не на древние трактаты, ... остальных профессиях это не является большой проблемой, то для клиентов психолога это чревато серьезными последствиями. Но и это не самое ... страшное. Сейчас развелось очень много "лже-психологов", то есть людей, которые не имеют специального образования (а ...

Вполне естественно, что реклама заимствует методы воздействия на человека для повышения собственной эффективности. Не только потому, что так говорят психологи, но и, проанализировав свое покупательское поведение сами, мы быстро поймем, что покупку мы совершаем, подчиняясь некому импульсу: колеблемся, колеблемся — и вдруг покупаем. Продуманная реклама как раз и способствует скорейшему проявлению такого импульса. Итак, реклама способствует возникновению транса у покупателей, проявлению покупательского импульса. «Все науки важны. Но для рекламиста, прежде всего, важна психология. Именно она дает основные параметры для разработки рекламных концепций. А искусство должно облечь эти психологически обоснованные концепции во все возможные талантливые формы. Искусство должно перевести сложные психологические расчеты на свой привлекательный и всем понятный язык».

Участие психолога в судебном заседании

    Когда спор невозможно разрешить во внесудебном порядке приходится идти в суд. А когда дело рассматривается в суде, то для сохранения душевного равновесия и истцу и ответчику может потребоваться психолог. И психологи Института профилактики готовы оказать необходимую психологическую помощь в столь сложный жизненный период. Надо сказать, что наши психологи-медиаторы уже поспособствовали немалому количеству примирений, сближению  между сторонами. Помогали они вместе с юристами и в составлении проектов мировых соглашений [5]. Будем рады видеть любого у наших психологов. Но в данном случае я хотел бы осветить роль психолога в гражданском и уголовном процессе. К сожалению далеко не все истцы, ответчики, их представители, адвокаты пользуются возможностью привлечь в процесс психолога в качестве специалиста даже тогда, когда это просто показано.

    Итак, согласно статье 157 ГК «Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи» (ст. 157 ГПК).

    1 стр., 492 слов

    Мифы о психологах

    ... того, наука эта молодая, и многие люди считают, что стать психологом можно, просто прочитав пару книжек по этой теме. - На ... делать. Мол, попал в трудную психологическую ситуацию, пришел к психологу на сеанс, объяснил, в чем дело, и он посоветовал ... На самом же деле: Не обманывайтесь внешней невинностью разговоров с психологом. Почти в каждой его фразе содержится определенный смысл, благодаря которому ...

    Согласно ч.1 ст. 58 УПК специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его професиональную компитенцию. Прежде всего, в тех, в которых суду необходимо учесть личность стороны гражданского или уголовного процесса. Таких случаев немало, а потому не буду их перечислять. Но именно личность является одним из предметов изучения психологии как науки. А потому взгляд профессионального психолога на личность может позволить суду правильно расставить приоритеты и вынести правосудное решение.  Так у всех на слуху приговор, вынесенный 17.08.12 девушкам из Pussy Riot, признанным виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды. Но были ли до вынесения приговора исследованы личности подсудимых, имелась ли у защиты возможность обеспечить такое исследование? Скорее нет, чем да. Ведь только глубокое, независимое и полное исследование личности каждой могло способствовать установлению истинных мотивов совершённого поступка. Ведь чувство религиозной ненависти и вражды является крайне редко испытываемым людьми. Глядя на процесс глазами СМИ, трудно прийти к такому выводу о мотивах поступка девушек.  А потому без заключения психолога о личности каждой из девушек, об истинных мотивах действия каждой суд мог ошибиться..

    Согласно ст. 151 ГК при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Таким образом, немалая часть исков о возмещении морального вреда проигрывается, так как отсутствует полнота данных о личности истца, не описаны, в том числе психологом, все страдания, которые пришлось перенести человеку. Далее. Развод, суд, определение места жительства ребёнка с одним из родителей, установление порядка общения одного из родителей с ребёнком, с бабушкой или дедушкой. Именно тут мнение  специалиста-психолога является одним из наиболее важных аргументов при обосновании стороной своей позиции. Ведь судья, разрешая такие дела, зачастую не имеет возможности опереться на объективные доказательства, оттолкнуться от современных научных познаний в области педагогики и психологии. Ведь стороны декларируют, что действуют исключительно в интересах ребёнка. И у каждого своя правда[4].

    В этих условиях сторона (отец или мать) может заказать провести ребёнку психологическую диагностику, которая раскроет личность ребёнка, позволит дать оценку уровню его развития, установит степень невротизации в результате конфликтных отношений между, например, родителями, позволит провести анализ детско-родительских отношений и дать рекомендации, направленные на гармоничное развитие ребёнка. В рамках психологической диагностики родитель сможет поставить перед психологом любой вопрос и получить на него ответ в рамках компетенции специалиста. Психологи Института профилактики накопили достаточно большой опыт в этом направлении и всегда готовы помочь.

    Среди основных обязанностейпсихолога в судебном процесе — помощь суда в принятии решений касательно несовершеннолетних. Но сейчас не существует ни одного закона, который бы определял, что именно должен делать психолог в суде. Поэтому его появление в судебном заседании без соответствующего законодательного положения ничего не изменит. Его участие очень важно, например, если он даст экспертную оценку состояния несовершеннолетнего в момент совершения преступления, судья может принять более взвешенное решение. Главная цель суда — не просто наказать несовершеннолетнего (это приводит к тому, что несовершеннолетний чувствует изолированность), а исправить и, возможно, перевоспитать. Однако смягчение приговора ни в коем случае не должно быть самоцелью для психолога.

    Выводы

      Психологическая экспертиза — это комплексное психологическое обследование человека, в котором решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на определенный ясно сформулированный практический вопрос: например, «пригоден или не пригоден человек к выполнению заданной деятельности по своим психологическим качествам», «может быть причастен или не может быть причастен к совершению какого-либо правонарушения и т.п. Психологические тесты является лишь одним из возможных источников информации, которые может использовать эксперт-психолог для своего заключения. Совпадение тестовых результатов с другими объективными и субъективно-профессиональными данными — вот то, к чему должен стремиться любой исполнитель психологической экспертизы. Не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать значение психологических тестов.

    Реклама окружает нас повсюду: мы видим различные ролики по телевидению, в интернете, на улицах. Существует множество ее видов и зачастую они носят агрессивный характер влияния на сознание и, самое страшное — подсознание человека. Психология рекламы рассчитана и продумана до мелочей, ведь цель, которую ставят перед собой ее создатели – навязать ощущение потребности в продукте и продать как можно больше его экземпляров. Реклама создается для того, чтобы сделать продукт популярным и развить у масс ощущение потребности в нем, даже если для этого нет объективных оснований. Отсюда следует психология рекламы: навязать. Реализация навязывания товара происходит разными способами, но все они основываются на использовании слабостей человека. Для этого необходимы специфические психологические знания, а также информация о культурном ядре среды, в которой будет распространяться рекламная информация о продукте.

    Сейчас должность психолога в суде нигде не прописана и не соотносится с другими законами Уголовного кодекса. Поэтому выходит, что законодательно такой пункт существует, но в реальности картина совсем иная: каким образом исполнять это положение, никому не понятно. Так же, как с ювенальной юстицией. Сейчас существует Указ Президента Украины об утверждении концепции реформы криминальной юстиции, одним из пунктов которой является создание Национальной концепции ювенальной юстиции. Когда эта концепция будет принята, не известно. Поэтому решая судьбу несовершеннолетних правонарушителей, судьи руководствуются статьями криминально-процессуального кодекса Украины, где есть соответствующие статьи, касающиеся исключительно несовершеннолетних и предусматривающие перечень лиц, которые могут участвовать в судебных заседаниях. Также есть положение о судебном воспитателе, которое не работает, поскольку подобная должность должна создаваться за счет местного бюджета при судах, но такая практика в Украине пока не прижилась.

    Поэтому сейчас ни в одном судебном заседании воспитатели участия не принимают. Возможно, это мог бы быть психолог по специальности, но, опять же, на практике ничего подобного нет. Прежде чем внедрять должность психолога в суде, нужно принять общие основы и принципы ювенальной юстиции, а потом предпринимать конкретные шаги, которые будут привлекать психологов к судебным заседаниям. Но для начала нужно точно определить функции психолога, ведь это еще один дополнительный профессионал, который в системе реагирования на преступления проводит соответствующую работу с несовершеннолетними. Поэтому такие специалисты должны чувствовать ответственность за свою работу с несовершеннолетними. В целом, в концепции ювенальной юстиции предусмотрено три ее главные функции: охранительная, или защитная, воспитательная и восстановительная. Именно принцип восстановительного подхода предполагает: несовершеннолетний, вступивший в конфликт с законом, должен встретиться с тем, кому причинил вред, с обсуждением нанесенного ущерба, извинением и какими-то действиями правонарушителя для устранения этого вреда.

     

    Список литературы

    1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

    2. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза DOC. М., 1977. — 57 с. 

    3. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера/ Акад. пед. наук РСФСР; Ин-т психологии — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР 1952. — 383 с. (В пер.).

    4. Левитов Н. Д. Психология характера. Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1969.

    5.  Сафуанов, Ф.С. Судебно психологическая экспертиза в уголовном процессе. — М., 2005..262с.

    20