Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

Родионовой Татьяны Борисовны , высшая категория

ФИО, категория

 

по истории в 9а, 9б, 9в, 9г

предмет, класс и т.п.

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_________

от «____»_________2012г.

 

 

2012-2013 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории. /Сборник нормативных документов. История. – М.: Дрофа, 2008, авторской программы Н.В.Загладина курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век» и авторской программы по истории России А.А.Данилова,

Л.Г. Косулиной.

Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи

Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

— усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

— — усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

— — формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

7 стр., 3454 слов

Основы социальной медицины

... Студенты должны знать: предмет, задачи и методы основ социальной медицины; историю развития и современное состояние социальной медицины; социальные основы психических процессов, поведения и взаимодействия с обществом. ... Государственные и общественные учреждения, осуществляющие работу по планиро­ванию семьи. Программы планирования семьи. Раздел 6. Здоровье населения и методы его изучения. ...

— обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

На изучение истории в 9 классе отводится 68 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются два курса – истории России и Всеобщей истории; изучение курсов последовательное:

– Всеобщая история – 24 часа;

– История России – 42 часа.

Содер­жательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, цело­стности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебников для 9 класса:

— Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. XX век. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;

— А.А.Данилов и Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт История России, XX – начало XXI века. – М.: Просвещение, 2009.

В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля:

— текущая проверка: задания на описание (реконструкцию) исторических событий, участников; работа с историческим источником, исторической картой; вопросы на соотнесение исторических личностей и событий; образные задания;

— тематический контроль: тестовые задания закрытого типа, исторический, хронологический диктанты; установление хронологической последовательности; задания на работу с историческим источником; задания с кратким ответом.

Задания раз­личной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналити­ческого мышления, устной и письменной речи. В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у обучаемых целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).

 

Учебно-тематическое планирование курса «История»

Классы 9а, 9б, 9в, 9г, 9д

Учитель Корченова Ольга Викторовна

Количество часов:

Всеобщая история – 24 часа;

История России – 44 часа;

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков ___, зачётов ___, тестов___ч.

Административных контрольных уроков___ч.

Планирование составлено на основе

программ:

— Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс. М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2009.

12 стр., 5524 слов

ПРОГРАММА КУРСА(Syllabus)

... курса Курс «Социологии» призван способствовать овладению студентами методологическими проблемами этой науки, историей социологической мысли, характеристикой общества как социальной реальности и социальной ... экзамену 20%+50%+20%+10% =100%. За экзаменационное задание студент по каждому их 3х ... основании рабочей программы. Силлабус рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Социальных дисциплин» от ...

— Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы. М., «Просвещение», 2009..

учебников:

— Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 328 с.:ил.

— Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. М., «Просвещение», 2009. – 384 с.

Тематическое планирование курса «История» (68 часов)

Тематическое планирование курса «Всеобщая история»

Новейшая история зарубежных стран. XX век (24 часа)

Введение. Мир вначале XX века. 1

Тема I. Человечество после Первой мировой войны. 3

Тема II. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису. 4

Тема III. Человечество во Второй мировой войне. 3

Тема IV. Мирное развитие и международные отношения в годы «холодной войны» 3

Тема V. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX — начале XXI века. 6

Тема VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америки. 2

ТемаVII. Наука и культура в XX — начале XXI века 1

Обобщение. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия 1

Тематическое планирование курса «История России»

XX — начало XXI века (44 часа)

Тема I. Россия на рубеже XIX – XX вв. 8

Тема II. Великая российская революция. 1917-1921 гг. 7

Повторительно-обобщающий урок. Великая российская революция. 1917-1921 гг

Наш край в 1917-1921 гг. 1

Тема III. СССР на путях строительства нового общества. 7

Повторительно-обобщающий урок. СССР на путях строительства нового общества. 1

Тема IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 5

Повторительно-обобщающий урок. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. 1

Тема V. СССР в 1945-1953 гг. 2

Тема VI. СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX в. 2

Повторительно-обобщающий урок. СССР в 50-х – середине 60-х гг. XX в. Наш край

в 50-х – середине 60-х гг. XX в 1

Тема VII. СССР в середине 60-х гг – середине 80-х гг. XX в. 2

Тема VIII. Перестройка в СССР (1985-1991) 2

Тема IX. Россия в конце XX – начале XXI в. 3

Повторительно-обобщающий урок. Перестройка в СССР. Наш край в годы Перестройки. 1 Итоговое повторение и обобщение курса 1

Всего 68 часов

Поурочное планирование курса «История» (68 часов)

 

№ урока Дата урока Наименование разделов и тем Домашнее задание Всего часов
Новейшая история зарубежных стран, ХХ век (24 часа)
1.   Введение. Мир вначале XX века. Введение, с.3-5 1
Тема I. Человечество после Первой мировой войны. 3
2.   Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. §1
3.   Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. §2
4.   Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. §3
Тема II. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису. 4
5.   Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта. §4
6.   Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. §5
7.   Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. §6
8.   Милитаризм и пацифизм на международной арене. §7-8
Тема III. Человечество во Второй мировой войне. 3
9.   Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе. Движение Сопротивления. §9
10.   Антигитлеровская коалиция. §10
11.   Трудный путь к победе. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. §11-12
Тема IV. Мирное развитие и международные отношения в годы «холодной войны» 3
12.   Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. §13
13.   Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. §14
14.   Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение. §15
Тема V. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX — начале XXI века 6
15.   Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США. Политические кризисы в 1950-1970-х гг §16-17
16.   Эволюция политической мысли во второй половине XX в. §18  
17.   Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже XX – XXI вв. §19
18.   Восточная Европа: долгий путь к демократии. §20
19.   Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. §21
20.   Содружество независимых государств в мировом сообществе. §22
Тема VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америки 2
21.   Япония, Китай и и Индия во второй половине XX – начале XXI в.. §23-25
22.   Исламский мир, Африка и Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в. §26-28
Тема VII. Наука и культура в XX — начале XXI века 1
23.   Научно-технический процесс и культура в XX — начале XXI века §29-30
24.   Обобщение. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия. §31-32 1
История России, XX – начало XXI века (44 часа)
Тема I. Россия на рубеже XIX – XX вв. 8
25.   Государство и российское общество в конце XIX – начале XX в. §1
26.   Экономическое развитие страны. §2
27.   Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг. §3
28.   Внешняя политика. Русско-японская война. 1904 – 1905 гг. §4
29.   Первая российская революция. Реформы политической системы. §5, задания части С
30.   Экономические реформы §6
31.   Политическая жизнь в 1907 – 1914 гг. Духовная жизнь Серебряного века § 7-8
32.   Россия в Первой мировой войне. § 9
Тема II. Великая российская революция. 1917-1921 гг. 7
33.   Свержение монархии. §10
34.   Россия весной – летом 1917 г. §11
35.   Октябрьская революция. §12, задания части С
36.   Формирование советской государственности §13
37.   На фронтах Гражданской войны. §14-15
38.   Экономическая политика красных и белых. §16
39.   Экономический и политический кризис начала 20-х гг. §17
40.   Повторительно-обобщающий урок. Великая российская революция. 1917-1921 гг Наш край в 1917-1921 гг. Задания части А,В 1
Тема III. СССР на путях строительства нового общества. 7
41.   Переход к нэпу §18
42.   Образование Союза Советских Социалистических Республик §19
43.   Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. §20
44.   Политическое развитие в 20-е гг. §21-22, задание части С
45.   Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства § 23-24
46.   Политическая система СССР в 30-е гг § 25-26
47.   Внешняя политика СССР в 30-е гг.. §27
48.   Повторительно-обобщающий урок. СССР на путях строительства нового общества. Задания части В,С 1
Тема IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 5
49.   СССР накануне Великой Отечественной войны. §28
50.   Начало Великой Отечественной войны. §29, задание части С
51.   Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома. §30-31
52.   Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. § 32-33
53.   СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. §34
54.   Повторительно-обобщающий урок. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Задания части А,В 1
Тема V. СССР в 1945-1953 гг. 2
55.   Восстановление экономики. Политическое развитие §35-36, задание части С
56.   Идеология и культура. Внешняя политика §37-38
Тема VI. СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX в. 2
57.   Изменение политической системы. Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. §39-49
58.   Политика мирового сосуществования: успехи и противоречия. §41-42
60.   Повторительно-обобщающий урок. СССР в 50-х – середине 60-х гг. XX в. Наш край в 50-х – середине 60-х гг. XX в Задания части В,С 1
Тема VII. СССР в середине 60-х гг – середине 80-х гг. XX в 2
61.   Экономика «развитого социализма». § 43-44, задание части С
62.   Политика разрядки: надежды и результаты §45-46
Тема VIII. Перестройка в СССР (1985-1991) 2
63.   Реформы 1985 – 1991 гг. §47-49, задание части С
64.   Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг §50
Тема IX. Россия в конце XX – начале XXI в 3
65.   Российская экономика на пути к рынку. §51
66.   Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг. 5§2-54
67.   Геополитическое положение и внешняя политика России. §55-56
68.   Итоговое повторение и обобщение курса Тестирование.   1
Всего 68 часов

 

Содержание тем учебного курса

Новейшая история зарубежных стран, ХХ век (24 часа)

Введение. Мир вначале XX века

Понятие «Новейшая и современная история».

Тема I. Человечество после Первой мировой войны. (3 часа)

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

Тема II. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису. (4 часа)

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.

Тема III. Человечество во Второй мировой войне. (3 часа) Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

Тема IV. Мирное развитие и международные отношения в годы «холодной войны»(3 часа)

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

Тема V. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX — начале XXI века (6 часов)

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.

Тема VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америки(2 часа)

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Тема VII. Наука и культура в XX — начале XXI века (1 час)

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм).

Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества

Обобщение. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

История России, XX – начало XXI века (44 часа)

Тема I. Россия на рубеже XIX – XX вв.(8 часов)

Российская империя на рубеже веков и ее место в ми­ре. Территориальная структура Российской империи, ее гео­стратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Характе­ристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.

Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная (земская) программа политических преобра­зований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональ­ная политика Николая II.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особен­ности развития российской экономики начала XX в. Роль го­сударства в экономике России. Иностранный капитал: при­чины его широкого проникновения в страну, роль в разви­тии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономи­ке. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Кустарная Россия; удельный вес и производственные фор­мы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое по­ложение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: эконо­мическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интелли­генция.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Ми­ротворческая инициатива русского императора. Международ­ная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточ­ный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход во­енных действий на суше и на море. Портсмутский мир. При­чины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса поли­тических партий в России. Классификация политических партий.

Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Больше­вики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов.

Партия социалистов-революционеров. Особенности прог­раммных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятель­ность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.

Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное дви­жение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перс­пективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в ус­ловиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных полити­ческих партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 ок­тября»: политические доктрины, решение аграрного и нацио­нального вопросов, социальный состав, численность. П. Н. Ми­люков. А. И. Гучков.

Традиционалистские (монархические) партии и организа­ции: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич.

Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной ду­мы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столы­пинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движе­ния. Убийство П. А. Столыпина.

III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на поли­тическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя поли­тика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампа­нии 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. От­ношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции раз­вития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Рус­ская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской по­эзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобрази­тельное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Го­лубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа.

Основные понятия темы

Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, личная уния, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, по­лицейский социализм, революция, движущие силы револю­ции, конституционная монархия, политическая партия, прог­рамма партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская! фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, контрибу­ция, Антанта, мировая война, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, Брусиловский прорыв, кризис власти, радикализация общества, декаданс, символизм, акме­изм, футуризм, модерн.

 

Тема II. Великая российская революция. 1917-1921 гг. (7 часов)

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской револю­ции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Ни­колая И.

Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономичес­кая политика. Рождение новой власти на местах.

Альтернативы развития страны после Февраля.

Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские те­зисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).

Апрельский кризис Временного правительства. Образова­ние первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.

Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение.

Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вроруженный захват власти. Л.Д.Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коали­ционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государ­ственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революци­онной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, эконо­мические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской влас­ти в области промышленного производства, транспорта, тор­говли, банковской системы. Закон о социализации земли. Ус­тановление продовольственной диктатуры. Конец правитель­ственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация то­варно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспыш­ки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Кале­дина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервен­ция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Вос­точного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание регио­нальных правительств. Уфимская директория.

«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и соци­ально-экономическая программа колчаковского правитель­ства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима.

Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Дени­кина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и такти­ка махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.

Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в
фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход
Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима
на севере. .

Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги.

Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.

«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920 т—1921 гг. Кронштадтское восстание.

Основные понятия темы

Субъективные и объективные причины революции, двое­властие, коалиционное правительство, Учредительное собра­ние, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная поли­тика, «военный коммунизм», продразверстка, гражданская война, красный и белый террор, новая экономическая по­литика, продналог, концессия, «командные высоты» в эконо­мике, однопартийная система, авторитарный режим, федера­ция, унитарное государство, Коминтерн, эмиграция, сменове­ховство

Тема III. СССР на путях строительства нового общества (7 часов)

Новая экономическая политика. Экономический и поли­тический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономи­ческой политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты прео­доления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образо­вание СССР.

Борьба за власть в политическом руководстве после смер­ти В. И. Ленина. Усиление позиций Й. В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внеш­неполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне.

Идея мировой революции и учреждение Коммунистичес­кого Интернационала. II конгресс Коминтерна.

Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой рево­люции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну.

Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке.

Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции».

Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.

Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролет­культ. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном ис­кусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинемато­граф. Начало партийного наступления на культуру.

Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформ­ление двух точек зрения на причины и пути выхода из кри­зиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.

Социально-психологические предпосылки победы сталин­ской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома».

Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пя­тилетки, их итоги.

Коллективизация. Раскулачивание.

Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты политической системы.

Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни об­щества.

Идеология и общественная жизнь. Контроль за средства­ми массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.

Система массовых организаций. Унификация обществен­ной жизни. Массовые репрессии.

Принятие Конституции 1936 г.

Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре совет­ского общества.

Рабочий класс. Источники пополнения. Производствен­ные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Соци­альная дифференциация. Ужесточение трудового законода­тельства.

Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Измене­ния в социальной психологии крестьян. Ограничение адми­нистративных и гражданских прав.

Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирова­ние пролетарской интеллигенции.

«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделе­ние советской экономики.

Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с де­мократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопас­ности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.

Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальне­восточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культу­ру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.

От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического ре­ализма.

Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Пе­сенное искусство. Живопись. Литература.

Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гт. Психологическое состояние общества.

Основные понятия темы

Форсированная индустриализация, пятилетка, стаханов­ское движение, социалистическое соревнование, коллективи­зация, колхоз, совхоз, раскулачивание, культ личности, реп­рессии, ГУЛАГ, номенклатура, привилегии, система коллек­тивной безопасности, идеология, социалистический реализм, культурная революция.

Тема IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.(5 часов)

СССР накануне войны. Советско-германские отноше­ния. Развитие политического процесса в Европе после заклю­чения Мюнхенского договора.

Причины нового советско-германского сближения. Совет­ско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.

Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые дей­ствия зимойлетом 1942 г. Проблемы внезапности нападе­ния Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпо­ра врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацист­ский «новый порядок» на оккупированной территории, мас­совое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Моск­вой.

Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступле­ние Красной Армии, его итоги.

Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Лет­нее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталин­градская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитле­ровской коалиции. Тегеранская конференция.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация., Герои­ческий труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной вой­ны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало мас­сового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса* Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багра­тион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.

Берлинская операция. Капитуляция фашистской Герма­нии. Потсдамская конференция.

Разгром японских войск в Маньчжурии.

Причины победы Советского Союза над фашизмом. Ито­ги и цена победы.

Основные понятия темы

Секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной пе­релом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция.

 

Тема V. СССР в 1945-1953 гг.(2 часа)

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние эко­номики страны после окончания войны. Экономические дис­куссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышлен­ности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Политическое развитие страны. «Демократический им­пульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Пра­вящая партия и общественные организации в первые после­военные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоре­чия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных меж­дународных отношений. Формирование двух военно-полити­ческих блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режи­мов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

Основные понятия темы

Конверсия, репарации, «холодная война», «железный за­навес», генетика, биологи-менделисты, кибернетика.

Тема VI. СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX в. (2 часа)

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. На­чало реабилитации жертв политических репрессий. Реоргани­зация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.).

Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов* Завер­шение построения экономических основ индустриального об­щества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищ­ное строительство.

Развитие науки и образования. Научно-техническая ре­волюция в СССР. Запуск первого искусственного спутни­ка Земли (1957).

Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направле­ния в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твар­довский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евту­шенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.

Ослабление идеологического давления в области музы­кального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внеш­ней политике. Мирное сосуществование государств с различ­ным общественным строем. Возобновление диалога с За­падом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис.

1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со страна­ми социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

Основные понятия темы

Волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, десталиниза­ция, демократизация, интенсификация экономики, научно-техническая революция, урбанизация, военно-промьппленный комплекс, мирное сосуществование.

Тема VII. СССР в середине 60-х гг – середине 80-х гг. XX в (2 часа)

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Уси­ление позиций партийно-государственной номенклатуры.

Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и прове­дение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление ро­ли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и ос­новные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отстава­ние СССР в научно-технической сфере. Особенности соци­альной политики.

Общественная жизнь. Развитие художественной культу­ры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художест­венной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Сол­женицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Грос­сман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Со­ветская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Об­разцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козин­цев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Установление военно-стратегическо­го паритета между СССР и США. Переход к политике раз­рядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отно­шения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского ру­ководства.

Основные понятия темы

Номенклатура, «развитой социализм», военно-стратеги­ческий паритет, биполярная система международных отношений, доктрина Брежнева, разрядка международной напря­женности, хозрасчет, самоокупаемость, «магнитофонная рево­люция».

Тема VIII. Перестройка в СССР (1985-1991)(2 часа)

Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Все­союзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и об­щественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы пе­рестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками су­веренитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние эко­номики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая ре­форма 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее послед­ствия.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.).

Политика глас­ности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой ин­формации. Новые явления в литературе, театре, кинематогра­фе. Возобновление реабилитации жертв политических репрес­сий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистичес­кой идеологии и политики.

Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конф­ликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Вос­точной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

Основные понятия темы

Ускорение социально-экономического развития, «кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое госу­дарство.

 

Тема IX. Россия в конце XX – начале XXI в(3 часа)

Российская экономика на пути к рынку. Программа ра­дикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.).

Либера­лизация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный ха­рактер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Декларация о государственном су­веренитете России (12 июня 1990 г.).

Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конс­титуции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж со­ветской системы власти. Конституция России 1993 г. Рос­сийская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гт.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культу­ры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразитель­ное искусство. Средства массовой информации. Традицион­ные религии в современной России.

Национальная политика и межнациональные отноше­ния. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоре­чий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Резуль­таты федеративного строительства в 90-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика Рос­сии. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.

Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укреп­ление российской государственности. Политические рефор­мы. Обеспечение гражданского согласия и единства общест­ва. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Основные понятия темы

Суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, привати­зация, акционирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

По данной программе.

 

В результате изучения истории в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX — начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX — начале XXI века; изученные виды исторических источников.

уметь:

сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное мнение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

владеть компетенциями:

коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX — начала XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.