История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии 2

Понятие гендера

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender).

Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах.

11 стр., 5389 слов

Социальное положение современной женщины

... " сферу работы и общественно-политической жизни. Социальные роли современных мужчин и женщин становятся более похожими, чем в прошлом, ... , в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами// Общественные науки и современность. 1997. - № ... Деловая активность женщин и семья // Социологические исследования. 2001. - N 2. - с.67-73. Основи теорії гендеру: Навчальні ...

«В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

«Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала.

«Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом.

««Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями — природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

«Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат — социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу. Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

11 стр., 5076 слов

Социологическое исследование на тему

... активных проблемосовладеющих поведенческих стратегий [8]. Исследование стратегий преодоления стресса, используемых студентами, ... Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения [6]. Установлено, что ... от опрошенных % от ответивших ПОЛ Женский 61 61 61 Мужской 39 39 ... 12. По Вашему мнению, какую роль играют трудности в Вашей жизни? 1 ...

«Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии

В истории развития проблематики половых различий в зарубежной психологии выделяется ряд этапов:

1) Разработка соответствующих идей в русле философии (античность — 19 век)

Платон — третий пол (андрогины), равенство полов, ограничения в браке (количество детей).

Аристотель — законы о браке (раба и господин), отношения и функции М/Ж (М — норма, Ж — отклонение), опять же — слежение за численностью населения.

Мор и Кампанелла — утопические представления о М/Ж, где они нераздельны

Ж-Ж. Руссо — создание гендерных стереотипов (Ж — хитры и коварны)

И. Кант — разделение М/Ж по характеру участия в политической жизни и свойствам личности (на Ж влияет рождение детей)

М. Уоллстоункрафт — природные склонности являются результатом М/Ж воспитания

Ф. Фурье — нормы сексуального поведения для всех должны быть одинаковые, языковой шовинизм

Ф. Шлегель — есть целостная личность, сочетающая характеристики обоих полов (каждому из которых недостает качеств противоположного)

А, Шопенгауэр — М/Ж психические процессы различны (М — абстрактны), основа брака только любовь.

2) Формирование предмета и разделов ГП (19 — начало 20)

· В 1910−20-х годах XX века все немногочисленные исследования психологических особенностей М/Ж подводились под психологию пола, причем пол зачастую отождествлялся с сексуальностью.

2 стр., 908 слов

В отличие от женщин, мужчины менее эмоциональны и не способны к сопереживанию.

... гендерные различия – продукт различных социокультурных норм, статусных позиций и ролей, предписываемых обществом людям разного пола. Иными словами, все психологические особенности женщин и мужчин определяются ... отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно ...

· В 1930−60-е годы психологию пола сменила психология половых различий, которые уже не сводились к сексуальности, но большей частью считались заданными природой.

· В конце 1970-х годов, по мере того, как круг исследуемых психических явлений расширялся, этот термин сменился более мягким — различия, связанные с полом.

· В 1980-х годах их стали называть гендерными различиями.

Развитие феминизма и эмансипации Ж: амазон-феминизм (физическое равенство), культурный, сепаратизм, радикальный (дискриминация Ж пронизала всю культуру, что сложно изменить), гуманистический (М/Ж навязаны их роли).

В России Ж добивались лишь прав на образование и трудовую деятельность.

Олимпия де Гуш — «Декларация о правах женщин»

1867 — первое международное женское общество (Дж. Милль)

1899 — Астафьев, «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки». Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин — замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях (у Ж развито бессознательное, пассивны чувства, неустойчивость настроения, легкая возбудимость и т. д.)

Вейнингер — идеи об андрогинии и бисексуальности (ненавистник Ж, «Пол и характер», мизогиния).

Г. Гейманс («Психология Ж»), доказавший, что у женщин меньший объем сознания, лучше развита эмоциональная память, более живая фантазия и более критические отношения к поставленным задачам.

Кочеткова — «Вымирание М в мире растений, животных людей», где говорится, что функция продолжения рода — преграда для Ж, их надо стерилизовать.

Хелен Томпсон, Лета Холлингворс, Хелен Дойч, Джоанна Лампл де Грут. В своих экспериментах они продемонстрировали, что интеллектуальное подобие между женщинами и мужчинами намного превосходит различие.

18 стр., 8740 слов

Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий

... самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий. Использованная литература: 1. Клецина И. C. «Гендерная социализация». Учебное пособие ... реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет ...

Фрейдовский период

1933 — «Психология Ж» — З. Фрейд, его оппоненты К. Хорни (зависть к пенису — миф) и К. Томпсон (все дело во власти мужчин).

Стаьи о развитии Ж, нарциссизме М, их сексуальных переживаниях, фаллический культ.

1964 — Дж. Митчелл пытается примирить Ж с работами Фрейда.

До 1970-х годов в советской психологии проблемы половой дифференциации почти не изучались, а те крайне малочисленные работы, которые были опубликованы, относились к психологии пола и отождествлялись с вопросами сексуальных отношений (преимущественно супружеских).

М/Ж равны, они даже бесполы.

1927 — Аркин выпустил книгу об изучении детского коллектива, в которой противостоял взглядам Фрейда (ребенок лидер — потому что его любят).

Личная карточка вожака (23 качества), вожаки групп — М, группок — Ж.

1935 — Блонский «Очерк о детской сексуальности» (критика стадии латентности в 7 лет, эротизации жизни ребенка) На сексуальное развитие оказывает влияние среда.

60 гг — Ананьев, принцип полового диморфизма. Были выделены глобальные различия женщин и мужчин: более раннее созревание первых, большая стабильность женского организма и психики, большая типичность женщин и оригинальность мужчин.

Группа ученых под руководством Э. С. Чугуновой исследовала личностные характеристики инженеров разного пола и установила различие личностных структур М и Ж. В исследовании Т. В. Бендас были установлены половые различия студенческих лидеров групп разного уровня организованности. Н. В. Шахназарян обнаружил преимущество женщин — студенческих лидеров — по сенситивности, ориентации на одобрение группой, а мужчин-лидеров — по отношению к себе и людям. И. Кон — разделение М/Ж ролей со стороны физиологических и социальных различий.

До 70−80 годов советская наука была практически самобытной.

Развитие гендерной проблематики в рамках теории социального конструкционизма

Теория социального конструкционизма — одна из современных популярных социально-психологических концепций.

8 стр., 3683 слов

Основы гендерной теории и методологии 2

... свободыиндивидов, принадлежащих к различным классам, социальным группам и слоям, ихравенство перед законом, то гендерное равенство — это обладание женщинами имужчинами равным статусом посредством равных ... , чем она часто является. Такимобразом, мы рассмотрели различные теории гендерной идентичности, теперь изучимсобственно теории соотношения гендера и неравенства.       ...

Именно на идее конструирования гендерной составляющей личности и базируются исследования, проводимые в социально-конструктивистской парадигме. С позиций социального конструирования гендера, и пол, и гендер социально достигаемые статусы.Так же как раса, этничность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами.

Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации.

Социально-конструктивистская парадигма может дать ответ на вопрос: как иллюзия гендерной дихотомии конструируется и поддерживается в ситуации межполовых сходств и внутриполовых различий? Несмотря на существующие различия, мужчины и женщины в психологическом смысле очень похожи друг на друга. Конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подавление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в гендерной теории оказывается проблема доминирования.

Несмотря на изменение социальной ситуации и атмосферы в сфере научной деятельности, многие отечественные ученые все еще продолжают искать психологические различия между полами, рассматривая эту деятельность как одну из главных задач современной гендерной психологии.

С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склонны к самоотверженности» (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).

12 стр., 5847 слов

Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью

... (ая) мужчина/женщина. Мужской андрогинный тип гендерной идентичности имеет наименьшее количество значимых различий, а женский андрогинный тип гендерной идентичности - наибольшее. Мужской маскулинный и женский феминный типы гендерной идентичности противоположны в выраженности ...

«Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1.гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

2.гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

«Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология — это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний — то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендерные аспекты в психоаналитической теории

Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственностьон изобразил женщин завидующими мужской анатомии. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти называлось фаллическим.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье, в частности для девочек.

Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма. Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) — необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека.

Существенную роль в психоанализе играла сексуальность, а бессознательное ассоциировалось с женским. Однако первые успехи психоанализа были связаны с лечением разнообразных расстройств у мужчин.

Лакан сделал акцент на том, что субъект — достаточно поздно формирующаяся психическая инстанция, важнейшим для которой является функционирование желания. Через невозможность реализации желания, восприятие разнообразных культурных запретов и формируется субъективность. Определяющую роль в этом играет овладение языком, поэтому «бессознательное структурировано как язык», откуда следовал вывод, что все главные психические функции сформированы по мере вхождения в культуру — следовательно, социально детерминированы. Это связано с тем, что Эдипова стадия (см. Эдипов комплекс), на которой было сосредоточено внимание Фрейда, не является самой ранней стадией в развитии человека. Но именно на ней формируются определяющие психические инстанции — Оно, Эго и Супер-Эго. В силу анатомических особенностей женщины, Фрейд считал ее Супер-Эго относительно слабым. В среде психоаналитиков споры по этому поводу ведутся до сих пор. С формированием Супер-Эго связано также функционирование бисексуальности, которая считается присущей любому человеку.

В феминизме можно встретить разное отношение к психоанализу. Однако далеко не все феминистки отнеслись к психоанализу благосклонно. Ряд исследовательниц (таких как Симона де Бовуар, Бетти Фридан, Кейт Миллетт, Глория Стайнем) обвиняют эту концепцию в закреплении подчиненного положения женщин в обществе, и их позицию нельзя назвать лишенной смысла. Женщина в русле психоанализа предстает перед обществом существом неполноценным, кастрированным, завидующим обладателям фаллоса и бессознательно обвиняющим в этом мать.

И это подводит нас к другой плеяде исследовательниц (например, Джулиет Митчелл, Жермен Грир, Дороти Диннерстайн, Нэнси Чодороу), считающих, что именно с помощью психоанализа можно достичь успехов в борьбе за свои права. По их мнению, проникнув в глубины бессознательного и осознав те мотивы, которые лежат в основе угнетения женщин, можно достичь значительных успехов в борьбе за права женщин.

Н. Чодороу и Д. Диннерстайн ставят основной проблемой чрезмерную роль матери в уходе за ребенком. По их мнению, взрослеющий мужчина инстинктивно пытается избавиться от детской привязанности к матери путем контролирования всех женщин в своей жизни.

В противовес традиционной фрейдистской теории представлена концепция Ж. Лакана, строящаяся на конструировании реальности через призму восприятия себя и других. Лакановскую трактовку ценностей культуры связывают с традиционными ценностями власти, что сводится к банальному решению проблемы сексуальности как определение последней через особые манипулятивные стратегии власти по отношению к мужскому или женскому субъекту.

Однако существует точка зрения, которая отвергает и фрейдистскую, и лакановскую концепцию. Ее высказала Люси Иригарэй, которая обращалась к вопросу «Что значит быть женщиной?». Иригарэй не могла согласиться с восприятием женщины как живого проявления маскулинной феминности; она утверждала, что должна существовать и феминная феминность — та сущность, которая заложена в женщина изначально, не будучи опосредованной мужским влиянием. Это ее природный язык и естественная сексуальность, которая, по мнению Иригарэй, вовсе не является недостатком.

Понятие о женской и мужской идентичности

Женская идентичность имеет историю анализа и исследований, уходящую своими корнями в ортодоксальный психоанализ. С точки зрения этого направления, мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и для женской модели характерна пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и стремления к достижениям, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность. К. Хорни была одной из первых, кто стал искать «позитивное» описание психологии женщины.

В современном обществе женская идентичность сопряжена с понятиями «двойная занятость», «экономическая зависимость», «ролевой конфликт работающей женщины» и т. д. Несмотря на то, что доминирует традиционно-патриархатный идеал женщины, опросы общественного мнения показывают, что ситуация изменяется в направлении гендерного равенства.

Женская идентичность — категоризация себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Признание и использование категоризации себя по признаку пола зависит не столько от индивидуального выбора, сколько биологически обусловлено и социально принудительно (Уэст, Зиммерман).

С точки зрения теории социального конструктивизма, устройство социального мира обладает «моральным статусом», согласно которому каждый человек «сущностно» принадлежит или к мужскому, или к женскому полу (Гарфинкель).

Поэтому женщины могут быть и «неженственными», что, однако, не делает их «не женщинами», главное — быть включенными в условия гендерной оценки.

Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины «женским опытом». Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек с младенческого возраста, т. к. родители создают гендерно-нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п.), а также поощряют гендерно-нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п.).

В дальнейшем «быть девочкой» «помогают» институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы.

Особая роль в конструировании женской идентичности отводится периоду полового созревания и менархе (первая менструация, главный признак полового созревания женского организма).

Нормативное и информационное давление относительно гендерных норм к данному периоду настолько велико, что большинство девочек, обладающих «отклоняющимися признаками», корректируют свои личностные особенности в сторону «традиционной женской роли» (Берн).

Следующие важнейшие шаги на пути создания женской идентичности во многом описываются через телесный опыт — это развитие сексуальности, беременность и рождение детей. Скудость сведений о женских инициациях М. Мид объясняет восприятием «женского» в культуре как феномена скорее биологического, нежели социального, а также связывает с социальной зависимостью женщин (Кон).

В целом, тело более значимо в структуре женской идентичности, поскольку в традиционной культуре женщина репрезентируется через ее тело.

На первый взгляд, современное общество предъявляет к поведению девочек менее жесткие нормативные требования, чем к поведению мальчиков; кроме того, с детства девочек окружают воспитатели-женщины, с которыми девочка может идентифицировать себя. Однако меньшая ценность «женского» в обществе затрудняет развитие позитивной Я-концепции девочки, рождая проблемы со становлением женской идентичности, особенно если девочка обладает высокими социальными способностями и склонна лидировать.

Мужская идентичность — категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.

В основе становления мужской идентичности лежит «идеология мужественности», которая является составной частью традиционной патриархатной культуры. Центральной характеристикой мужской идентичности является потребность доминирования, неразрывно связанная с мужской гендерной ролью.

Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка, поскольку его воспитатели — женщины (недостаточно объектов для идентификации); кроме того, «мужской» ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявление «мужского» поведения (независимого, инициативного, активного и т. д.).

Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является «полоролевая растерянность» либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации (Каган).

«Принцип Адама» или принцип маскулинной дополнительности, сформулированный Дж. Мани, имеет под собой непосредственно биологическую подоплеку (на каждом этапе половой дифференциации для развития по мужскому типу необходимо преодолеть или подавить фемининное начало) и непосредственно связан с культурной нормой антиженственности идеологии маскулинности. «Преодоление женственности» лежит в основе обрядов инициаций мальчиков: пройдя испытания, они могут быть включены в сообщество мужчин (Кон).

Как пример — старинные испытания посвящения в мужчины.

«Комплекс кастрации» — еще один принцип, регулирующий, с точки зрения ортодоксального психоанализа, развитие мужской идентичности (Фрейд).

Комплекс кастрации неразрывно связан с Эдиповым комплексом, который фактически служит разрушению первичной идентификации мальчика с матерью и происходит с помощью отца, поддерживающего в сыне тенденцию к обесцениванию всего женского.

Ж. Лакан рассматривает фаллос как символ власти и закона, за которые в патриархатном (см. Патриархат) обществе идет борьба между мужчинами. Только пережив страх (угрозу) кастрации, мальчик «присваивает» символическую маскулинность.

Агрессивность — наиболее специфичная черта мужской идентичности с точки зрения различных концепций и подходов

Психологическое здоровье мужчин непосредственно связано с «правильной» в контексте традиционной патриархатной культуры мужской идентичностью. Исследования последних лет убедительно показывают, что традиционная мужская гендерная роль является причиной тревоги и напряжения, поскольку некоторые ее аспекты дисфункциональны и противоречивы.

Существенное влияние на ослабление жестких границ традиционной маскулинности и возможность более свободного развития мужской идентичности оказало развитие феминизма и как общественного движения, и как новой методологической парадигмы в социальных науках.

Категории маскулинности, фемининности и андрогинии

«Маскулинность(мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность — это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.

В области современных социальных наук существуют разные концепции маскулинности.

1.Эссенциалистский подход рассматривает маскулинность как производную от биологической разницы между мужчиной и женщиной, то есть как природную категорию и, таким образом, маскулинность определяется как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения.

2.Социально-конструктивистский подход определяет маскулинность в терминологии гендерных ожиданий. Маскулинность — это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола. Общественный конструкт маскулинности является производной от гендерной идеологии общества и сформирован под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации. На уровне индивидуальном, маскулинность конструируется как гендерная идентичность в соответствии с требованиями гендерных норм, которые преобладают в той или иной социальной группе, и реализуется посредством интерактивных действий.

«При рассмотрении маскулинности необходимо учитывать ее множественность, историчность и ситуационность. Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности — от доминантных до маргинализированных. Доминантная модель маскулинности отражает представления о мужской гендерной роли, разделяемые преобладающей частью общества, объединенной по расовым, социальным и культурным признакам. Эта форма маскулинности представляется образцом, идеалом.

Концепция маскулинности важна как для гендерных, так и для женских и мужских исследований. Изучение моделей маскулинности позволяет лучше понять основные составляющие гендерной идеологии общества и принципы функционирования институтов патриархатного доминирования, а также найти пути изменения существующего гендерного порядка.

«Фемининность — характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе или же «социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине». Традиционно предполагалось, что фемининнось биологически обусловлена, и ей приписывались такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность и т. п.

Но феминистские исследования оспорили обусловленность социокультурных характеристик и процессов биологическими различиями: фемининность не столько природна, сколько с детства сконструирована — девочка подвергается осуждению, если она недостаточно женственна. Фемининность — это произвольная категория, которой женщин наделил патриархат.

Существует также представление, что фемининность — особая «равная-но-различная» противоположность маскулинности, что также неверно, поскольку маскулинные черты (стойкость, самодостаточность, смелость и др.) полагаются ценными для всех людей, включая женщин, а фемининные — желательные только для женщин с точки зрения их привлекательности для мужчин. Радикальные лесбиянки полагают, что, таким образом, сущность фемининности — в установлении для женщин ограничений, которые в конечном итоге именно мужчины находят полезными, приятными и безопасными для себя.

Начиная с 70-х годов феминистки сначала отвергали фемининность как воспроизводящую вторичный статус женщин в пользу андрогинии, но затем эта позиция стала подвергаться ими сомнению. Психолог Ж. Миллер предположила, что такие черны фемининности, как эмоциональность, уязвимость и интуиция — это не слабость, а особая сила, которая может стать существенной для построения лучшего общества, и что эти черты мужчины могли бы развивать в себе.

«Андрогиния — совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни.

Обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

«Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов.

Концепция С. Бем

В 1974 г. Сандра Бем ввела в психологию понятие андрогинии — сочетание у человека традиционно мужских и традиционно женских качеств. С точки зрения концепции психологической андрогинии, внесшей существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности, это сочетание позволяет людям менее жёстко придерживаться полоролевых норм и свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует андрогиния, т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности.

Представления об андрогинии интересовали исследователей в связи с проблемой возможности достижения гармонии человеческого существования. Согласно древнему орфическому мифу, воспроизведённому в диалоге Платона «Пир», предки людей были трёх родов: мужчины, женщины и андрогины, обладающие признаками обоих полов. Они имели по 2 лица, 4 руки и 4 ноги. «Они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов», они были столь сильны и умны, что Зевс, испугавшись соперничества, наказал их, разрубив каждую вдоль на 2 части. С тех пор люди обречены на поиск утраченной половинки и ищут друг друга по всему свету, чтобы, найдя друг друга, слиться в единое целое и вновь обрести полубожественную мудрость и силу. И когда эти половинки находят каждая свою, возникает любовь.

К.Г. Юнг выделил такие архетипы, как анима и анимус воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном соответственно. «Каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, который, в сущности, бессознателен, архетип всего наследственного опыта женщин, хранилище всех отпечатков, когда-либо запечатленной женщиной», т. е. природа человека по сути своей андрогинна.

Современные исследования показывают, что андрогиния может обеспечивать большие возможности социальной адаптации. Так, в исследованиях С. Бем и её коллег была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также большая удовлетворённость браком, большее ощущение благополучия и т. д. Мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества в способности оказывать влияние на других людей. Установлено также, что с андрогинными партнёрами у людей складываются более благоприятные отношения.

Сама С. Бем впоследствии признала, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не только личностных особенностей, но и структуры общественных институтов.

Развивая эту идею, Плек (Pleck) в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Понятие о гендерном дисплее, гендерных ролях, гендерных стереотипах, системах и схемах

«Гендерный дисплей — вариант дисплея идентичности, социально обусловленное многообразие проявления половой принадлежности на уровне межличностного общения; основной механизм создания гендера в процессе взаимодействия лицом к лицу.

«Гендерный дисплей проявляется в телесной идиоме, символике, стиле и содержании общения. Межличностная коммуникация в конкретной ситуации сопровождается фоновым процессом отнесения собеседника к категории мужчин или женщин, т. е. категоризации по признаку пола. Человека относят к полу, получая многообразную информацию, соответствующую конвенциональным правилам. Имя, внешний облик, тембр голоса, манера речи и движения, стиль выражения чувств — все эти множественные проявления представляют собой гендерный дисплей, который позволяет идентифицировать собеседника как мужчину или женщину.

«Термин гендерный дисплей введен американским социологом Ирвином Гофманом. Используя понятие гендерный дисплей, сторонники социального конструктивизма вслед за Гофманом утверждают, что проявления гендера невозможно свести к исполнению половых ролей, что гендерную идентичность нельзя отменить или сменить, подобно платью или роли в спектакле. Гендерный дисплей — это многообразие представлений и проявлений «мужского» и «женского» в межличностном взаимодействии.

«Гендерный дисплей — или конвенциональное проявление мужского и женского — не может быть сведено к сочетанию речи, мимики, костюма и грима. Это поистине виртуозная «игра», ориентированная на партнеров по пьесе и мизансцене; эта игра давно срослась с жизнями «актеров» и представляется игрокам и наблюдателям естественным проявлением их сущности.

«Гендерные роли— один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала.

«Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

«Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль.

«Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

«Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

ГС всегда сильнее расовых и могут со временем трансформироваться в ценности.

Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское — восприемлющее; первое — инициативно, второе — рецептивно, первое — деятельное, второе — страдательное, первое — динамическое, второе — статическое.

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:

1.Логичность — интуитивность:

2.Абстрактность — конкретность

3.Инструментальность — экспрессивность,

4.Сознательность — бессознательность.

5.Власть — подчинение.

6.Порядок — хаос

7.Независимость, индивидуальность — близость, коллективность.

8.Сила Я — слабость Я.

9.Импульсивность, активность — статичность, пассивность.

10.Непостоянство, неверность, радикализм — постоянство, верность, консерватизм.

«Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам:

1.мужественный

2.женственный

3.андрогинный

4.недифференцированный.

Но в то же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную». Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Гендерные стереотипы очень упрощают реальную ситуацию, однако в коллективном общественном сознании они закреплены прочно и меняются медленно. В той или иной степени стереотипы-предрассудки воздействуют на каждого человека.

Социокультурная обусловленность пола, его ритуализация и институционализация делают правомерным изучение гендерных стереотипов и их отражения в языке. Каждому из полов в данной культуре приписывается ряд обязательных норм и оценок, регламентирующих гендерное поведение. Эта регламентация отражается в языке в виде устойчивых сочетаний, например: Все бабы дуры.

В языке фиксируется весь инвентарь гендерных стереотипов, однако частота употребления их в речи неодинакова. Анализ коммуникации делает возможным определение наиболее частотных стереотипов. Многообразие гендерных стереотипов позволяет манипулировать ими. Особенно это касается систем коммуникации, направленных на коллективного адресата, в первую очередь — средств массовой информации.

! Самореализующиеся пророчества

Основываясь на результатах прошлых и текущих исследований, Экклз и ее коллеги (Eccles et al., 1990) предложили модель самореализующихся пророчеств, начало которой закладывалось родительскими стереотипами гендерной роли. Согласно этой модели, гендерные стереотипы влияют на следующее:

1. На то, чему родители приписывают школьные успехи своих детей (способностям или старательности).

2. На эмоциональные реакции родителей на успехи детей в разных областях знаний.

3. На то значение, которое родители придают приобретению своими детьми различных навыков и знаний.

4. На те советы, которые дают родители по поводу приобретения детьми различных навыков и знаний.

5. На те виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей, и на те игрушки, которые они им покупают.

«Гендерная система (система гендерных отношений) — набор механизмов, при помощи которых биологический пол человека определяет его место в социальной структуре (Рубин).

Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» считаются первичными, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными.

«Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба»).

С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы — в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок.

«Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конструируют гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Гендерная система — это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно — другие.

Гендерная система является относительно устойчивой и воспроизводится механизмами первичной и вторичной социализации и нормативными системами общества.

Коннелл выделяет три относительно независимые «структурные модели» гендерных отношений, описывающие гендерную систему.

1.Первая модель концептуализирует социальное разделение труда между полами в сфере публичной экономики и домохозяйства.

2.Вторая модель описывает отношения власти, это сфера политического.

3.Третья модель относится к сфере эмоциональных и сексуальных отношений.

Каждая из структурных моделей описывает относительно автономные сферы социальной реальности, в каждой из этих сфер гендерные отношения воспроизводятся и изменяются в результате взаимодействия структурных условий и практик. В них формируются и поддерживаются представления о надлежащей и девиантной мужественности и женственности, гендерные идеологии и дискурсы, коллективные действия, проблематизирующие и изменяющие гендерный порядок.

«Гендерную систему советского общества можно назвать этакратической и патримониальной. Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. В рамках этакратической гендерной системы был сформулирован и решен советский вариант женского вопроса.

Патримониализмсоветской гендерной системы выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социальные гарантии и льготы, связанные с совмещением функций занятости и материнства, превращали женщин в специфическую государственно-зависимую группу.

«Гендерные схемы— это когнитивные категории гендера. Они управляют процессами обработки поступающей информации таким образом, что увиденное начинает восприниматься, запоминаться и интерпретироваться в соответствии с представлениями о гендере.

Сандра Бем высказала предположение, что помимо обучения специфическим понятиям и формам поведения, ассоциирующимся в данной культуре с представлениями о мужчинах или женщинах, ребенка также обучают воспринимать и организовывать информацию в соответствии с гендерными схемами — психическими структурами, организующими перцептуальный и концептуальный мир индивидуума в соответствии с гендерными категориями (мужчина—женщина, маскулинный—фемининный).

Согласно теории Бем, индивидуумы, испытавшие влияние половой типизации, используют гендерные схемы в большей степени, чем индивидуумы, не подверженные этому культурному процессу. Для выявления индивидуумов, для которых характерна половая типизация, Бем просила их оценить себя по ряду сексуально-типизированных черт личности. Индивидуумы, высоко оценивающие себя по типично маскулинным чертам (таким как «уверенный в себе», «независимый»), но низко по типично феминным чертам («сопереживающий», «нежный»), определялись как маскулинныеэ

В ходе исследования, проведенного с целью выяснить, используют ли гендерные схемы при организации информации не сексуально-типизированные индивидуумы, участникам предъявлялся список слов, а впоследствии их просили вспомнить как можно большее число слов в любом порядке. Список включал имена собственные, названия животных, глаголы и названия предметов одежды. Имена собственные наполовину состояли из мужских имен, а наполовину из женских, и одна треть остальных слов списка рассматривалась экспертами как маскулинная (горилла, швырнуть, брюки), одна треть — как феминная (бабочка, краснеть, бикини) и одна треть как нейтральная (муравей, идти, свитер).

Исследования, посвященные памяти, показывают, что если индивидуум кодирует некоторое количество слов согласно некой базовой схеме или ассоциативной сети, воспоминание одного из связанных со схемой слов увеличивает вероятность воспоминания и других. Сексуально-типизированные участники использовали гендерную группировку значительно чаще, чем остальные участники. Например, если сексуально-типизированный индивидуум вспоминал слово «бабочка», он или она чаще вспоминал вслед за ним другое феминное слово, например «бикини».

Детство — это период быстрого схематичного развития и совершенствования. Чтобы облегчить для себя усвоение огромного количества информации, дети прибегают к категоризации.

Классификация людей на мужчин и женщин вносит свой вклад в развитие того, что Мартин и Халверсон назвали схемой собственного пола.Эта схема состоит из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру. Как только дети оказываются в состоянии идентифицировать свой пол, у них появляется мотивация быть похожими на других членов своей группы, они начинают более внимательно наблюдать за принятыми в их группе моделями поведения. Возможно, что схемы собственного пола способны объяснить те интригующие замечания, которые я часто слышу и от мужчин, и от женщин. При этом мужская версия обычно звучит примерно так: «Я даже не обращаю внимания на то, что она делает. Видимо, пол в комнате кажется ей грязным, а я этого попросту не замечаю».

В случае гендера мнимая или преувеличенная связь часто видится между гендером и определенными качествами, навыками или поведением.

Теория комплекса маскулинности К. Хорни

Хорни продолжала анализ мужского взгляда на женщину, дабы показать недостаток его научности. В статье «Недоверие между полами» (1931) она доказывает, что в женщине видят «второсортное создание», поскольку «во все времена более могущественная сторона создавала идеологию, необходимую для обеспечения своего главенствующего положения», и «в этой идеологии отличия слабых трактовались как второсортность».

В «Страхе перед женщиной» (1932) Хорни прослеживает этот мужской страх до страха мальчика перед тем, что его гениталии неадекватны материнским. Женщина угрожает мужчине не кастрацией, а унижением, угрожает «маскулинному самоуважению».Вырастая, мужчина продолжает в глубине души тревожиться о размерах своего пениса и о своей потенции. Эта тревога не дублируется никакой женской тревогой: «женщина играет свою роль самим фактом своего бытия», ей нет необходимости постоянно доказывать свою женскую сущность. Поэтому нарциссический страх перед мужчиной у женщины отсутствует. Чтобы совладать со своей тревогой, мужчина выдвигает идеал продуктивности, ищет сексуальных «побед» или стремится унизить объект любви.

Хорни не отрицает, что женщины часто завидуют мужчинам и недовольны своей женской ролью. Многие ее работы посвящены «комплексу маскулинности», который она в «Запрещенной женственности» (1926) определяет как «комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины». Первоначально она считала, что комплекс маскулинности у женщины неизбежен, поскольку он необходим для того, чтобы избежать чувства вины и тревоги, являющихся продуктом Эдиповой ситуации, но впоследствии пересмотрела свое мнение. Комплекс маскулинности — продукт мужского доминирования в культуре и характерных особенностей динамики семьи девочки.

«В реальной жизни девочка от рождения обречена убеждаться в своей неполноценности, высказывается ли это грубо или исподволь. Такое положение постоянно стимулирует ее комплекс маскулинности».

«Вот что типично: у девочек, как правило, очень рано возникали причины не любить свой собственный женский мир. Причинами этого могли быть материнское запугивание, глубокое разочарование в отношениях, связанных с отцом или братом, ранний половой опыт, ужаснувший девочку, фаворитизм родителей по отношению к брату».

В своих работах по женской психологии Хорни постепенно отошла от веры Фрейда: «анатомия — это судьба» и все более выделяла в качестве источника женских проблем и проблем полоролевой идентификации факторы культуры. Нет, не пенису самца завидует женщина, а привилегиям мужчины. Ей очень нужно иметь не пенис, а возможность осуществлять себя, развивая заложенные в ней человеческие способности. Патриархальный идеал женщины не всегда отвечает ее внутренним потребностям, хотя власть этого идеала часто заставляет женщину вести себя в соответствии с ним.

Хорни высказывает убеждение, что мы сможем понять, в чем на самом деле состоит психологическое отличие женщины от мужчины лишь тогда, когда женщина освободится от навязанной маскулинной культурой концепции женственности. Нашей целью должно быть не определение истинной сущности женственности, а поощрение «полного и всестороннего развития личности каждого человека».

Симмель полагает, что мерки, которыми человечество оценивает женскую и мужскую природу, по самой своей сути — мужские. Отметим еще один очень важный момент этой ситуации: женщины действительно приспосабливаются к желаниям мужчин и принимают эту адаптацию за свою истинную природу. Они видят (или раньше видели) себя такими, какими хотят их видеть мужчины, бессознательно усваивая подсказку мужской мысли.

1 — по мнению Ференци, мужчина завоевывал привилегию снова проникнуть в матку, хотя бы посредством своих гениталий. Женщина, изначально находившаяся в подчинённом положении, была вынуждена приспособиться к созданной природой ситуации и была обеспечена определенной компенсацией. Она должна была «довольствоваться» суррогатами фантазий и, главное, вынашиванием ребенка, чье блаженство она разделяет. Самое большее, что ей «позволяется» — это разве что только при родах испытать наслаждение, в котором отказано мужчине. И тут я как женщина изумляюсь: а материнство? Ференци выразил мнение, что в начальный период конфликта, который так печально кончается для женщины, самец как победитель навязывает ей бремя материнства, включая все, что с ним связано. Можно высказать предположение, что невероятное напряжение мужского порыва в любой области творчества исходит именно от чувства, что он играет сравнительно малую роль в сотворении живых существ, и именно это постоянно подталкивает его к сверхкомпенсации в иных достижениях. Если мы правы, установив эту связь, мы сталкиваемся с вопросом, почему же у женщины нет соответствующего импульса для компенсации своей зависти к пенису? Гипотеза состояла в том, что желание иметь ребенка полностью произрастает из зависти к пенису и разочарования по поводу его отсутствия, а нежное отношение к отцу возникает только этим кружным путем: от желания иметь пенис и через желание иметь ребенка. Я бы предложила зависть к пенису у маленькой девочки определять как «первичную», так как очевидно, что основа ее зависти — в анатомическом различии.

2 — еще несколько слов о женской фантазии кастрации как таковой. Она дала название всему комплексу, так как является самой поразительной его частью. Согласно моей теории женского развития, я считаю целесообразным рассматривать эти фантазии как вторичное образование. Я представляю себе их происхождение так: когда женщина находит убежище в фиктивной мужской роли, ее женская генитальная тревожность до некоторой степени переводится на мужской язык — страх вагинальной травмы становится фантазией о кастрации.Девочка выигрывает от этого, так как заменяет более мучительное чувство неуверенности (обусловленное ее анатомическим строением) и ожидание наказания на конкретную идею.

Итак, начало типичных биологических мотивов ухода в роль мужчины, лежит в Эдиповом комплексе. Но позднее они подкрепляются и поддерживаются реальной дискриминацией женского труда в обществе.

Гендерный конфликт и стратегии личностного развития

Актуальными, но недостаточно исследованными вопросами тематики гендерных личностных конфликтов и кризисов гендерной идентичности, являются, во-первых, вопросы, касающиеся конкретизации причин возникновения конфликтов гендерного содержания. Вторая группа актуальных тем исследования гендерных конфликтов и кризисов идентичности связана с практической деятельностью специалистов-психологов, оказывающих психологическую помощь мужчинам и женщинам, которые переживают кризисные и конфликтные состояния

Гендерный конфликт представляет собой менее сложное психологическое явление, чем кризис гендерной идентичности. Внутриличностный конфликт порождается амбивалентными стремлениями субъекта, которые ограничивают возможности нормального функционирования личности.

Рассмотрим известные теории, объясняющие причины гендерных конфликтов[1].

Ролевые теории используются для объяснения причин ролевых гендерных конфликтов. Ролевой конфликт работающей женщины — яркий пример межролевого личностного конфликта, проявляющийся как столкновение традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности.

Наибольшее распространение в плане объяснительных интерпретаций возникновения разных видов гендерных конфликтов получила теория гендерной социализации:

1) мужчины и женщины вырастают в различных социально-психологических контекстах;

2) эти контексты оказывают решающее влияние на последующее функционирование мужчин и женщин: у мужчин возникают проблемы в сфере семейной самореализации, а у женщин — в сфере профессиональной самореализации.

Воспитывая мальчиков и девочек по-разному, родители и педагоги ориентируют их на исполнение полоспецифичных ролей и не готовят детей к другим ролям, которые им, скорее всего, придется исполнять. Традиционный вариант гендерной социализации может приводить к конфликту нереализованных желаний.

Концепция андрогинии. В данной концепции обосновывается тезис о том, что человек с андрогинными характеристиками может функционировать более эффективно и в более разнообразных условиях, чем человек, обладающий более традиционными мужскими или женскими качествами. Такие люди остро переживали состояние несоответствия внешним полоспецифичным нормам, им был присущ конфликт несоответствия ожиданиям.

С.Бэм высказывает следующие критические замечания в адрес концепции андрогинии: «…концепция андрогинии одновременно настолько гендерно-нейтральна, настолько утопична и настолько лишена какой-либо реальной связи с исторической действительностью, что она даже не признает существование гендерного неравенства, не говоря уже о том, чтобы представить концептуальный или исторический анализ этого неравенства».

Наибольший вклад в объяснительные модели возникновения гендерных конфликтов личности вносит теория гендерной схемы. Применение гендерных схем способствует стандартизации и единообразию индивидуальных социально-психологических реакций, а частое их использование препятствует адекватному восприятию многообразия мира, что в свою очередь тормозит развитие адаптивных и творческих возможностей личности. В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности прибегают к схемам постоянно и поэтому воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского; неполотипизированныеличности почти не используют гендерные способы категоризации мира, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки. Каждый человек в зависимости от особенностей собственного когнитивного развития и социальной ситуации, в которой он оказался, будет в большей или меньшей степени гендерно-схематизирован.

На ранних этапах развития личности работа специалистов-психологов может быть сконцентрирована на обучении родителей и воспитателей приемам предотвращения гендерной схематизации личности ребенка. Сандра Бэм предлагает использовать при обучении две стратегии. Первая стратегия состоит из приемов, направленных на объяснение детям различий между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители тем самым тормозят процессы гендерной схематизации. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания о поле, вместо того, чтобы им обучаться. Примерные виды альтернативных схем: акцентирование индивидуальных, а не половых различий (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); культурный релятивизм (в Африке наряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины); схема сексизма (раньше была дискриминация по признаку пола, а сейчас нет).

Наряду с широко известными концепциями, обладающими продуктивными объяснительными моделями анализа внутриличностных гендерных конфликтов, может быть предложена и новая теоретическая модель — концепция гендерной компетентности. Она концентрирует свое внимание на путях и способах предотвращения личностных конфликтов гендерного содержания.

1. Мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин и личностных особенностей.

2. Социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности.

3. Биологические особенности каждого пола не могут быть основанием и оправданием ситуаций гендерного неравенства.

Гендерно не компетентные мужчины и женщины не могут освободиться от давления гендерно-поляризованной и андроцентричной культуры, поэтому они часто переживают конфликтные состояния нереализованных личных устремлений и несоответствия ожиданиям. В основе такого поведения лежат гендерные предрассудки (предубеждения в отношении лиц другого пола).

Самая слабая форма проявления предубеждения — это невербальное выражение антипатии (пренебрежительный тон, нахмуренные брови, отрицательные покачивания головой, плотно сомкнутые губы и др.), демонстрируемые в ситуациях, когда поведение мужчин или женщин не соответствует традиционным нормам полоспецифичного поведения.

Еще одна относительно слабая форма проявления гендерных предубеждения представлена вербальным выражением антипатии к представителям другого пола: сексистскиеанекдоты, высмеивающиемужские и женские качества личности и особенности поведения.

Третья форма гендерных предубеждений — это избегание группы, по отношению к которой имеются предубеждения. Эта форма предубеждения проявляется в виде различных форм жено/мужененавистничества.

Четвертая форма -конкретные действия, приводящие к дискриминации членов группы.

Самая сильная по степени деструктивности поведения форма проявления предрассудков обусловлена агрессивными предубеждениями, которые проявляются в актах насилия.

Одним из путей и способов, направленных на предупреждение конфликтов гендерного содержания, может являться такое направление работы с разными группами населения, как формирование гендерной компетентности. Гендерная компетентность понимается, как способность человека как представителя определенного пола эффективно функционировать в сфере межгруппового и межличностного взаимодействия. В состав гендерной компетентности входят:

1)знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих;

2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности;

3) способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик;

4) способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают.

По типу поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода:

1) изменить ситуацию,

2) изменить отношение к ситуации;

3) измениться самому.

Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х. Килмен: избегание конфликт, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество

Гендерный конфликт — взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.

Гендерные конфликты зачастую коренятся в информационных моделях, складывающихся в психике участников. Мужчины и женщины по-разному прочитывают послания друг друга, и тогда ошибки восприятия и реагирования приводят к конфликтности взаимоотношений. Кроме осознания проблем, имеющих личную значимость для участников, могут иметь значение и объективные социальные причины столкновения — из-за распределения домашних обязанностей и лидерства в семье.

Ролевой конфликт- социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия. Когда женщина одновременно выполняет три свои основные роли (родительскую, профессиональную и супружескую) вероятность возникновения ролевого внутриличностного конфликта очень велика.

Вторым типом гендерного внутриличностного конфликта является конфликт боязни успеха. Феномен «страх успеха» был выявлен и описан психологом Мартиной Хорнер. Успех вызывает у женщины тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями — утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением.

Еще одним примером являетсяэкзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия. Так, полотипизированные мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию.

Динамика формирования гендерной идентичности

С учетом возрастных закономерностей становления и развития идентичности различают зрелую и незрелую, формирующуюся идентичность.

В зависимости от степени принятия личностью себя речь может идти о позитивной или негативной идентичности.

В зависимости от глубины переживаний процесса трансформации самоопределений можно говорить о кризисе идентичности или об его отсутствии.

Сказанное позволяет заключить, что гендерная идентичность — это вид социальной идентичности. Гендерная идентичность является одной из важнейших и, наряду с этнической, наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека.

Раннее детство

М. Мид отмечала феномен «двойной цепи ожиданий», связывающих и мальчиков, и девочек. Мальчиков готовят к тому, что они всегда должны добиваться успеха, девочку — показывать свою беспомощность и несостоятельность.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще даже до рождения ребенка. Будущие родители и окружающие их люди интересуются полом ребенка, потому что в зависимости от этого представляют себе детей по — разному. Как отмечает Ш. Берн, «родители хотят знать пол ребенка, потому что от этого зависит, как они его назовут, какую одежду, украшения будут ему покупать, чем будут с ним заниматься».

Нэнси Ходоров: становление идентичности девочки происходит в условиях постоянно развивающихся отношений, так как «мать относится к своей дочери как к подобной себе и как к продолжению самой себя». «К сыну мать относится как к своей противоположности», соответственно, мальчик, идентифицируясь, как мужчина, отделяет себя от матери. Следовательно, в последствии у мальчиков и девочек различается опыт взаимоотношений с другими людьми: определяя мужественность через автономию, а женственность — через привязанность.

Дошкольный возраст

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. Как только ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой.

От четвертого к седьмому годам жизни типичное для данного пола поведение вызывает у ребенка положительные переживания, что приводит к самоутверждению в этой роли. К 7 годам дети достигают половой константности — понимания, что пол постоянен, и изменить его невозможно.

Гендерная культура патриархатного общества воспроизводится в детской литературе и мультфильмах (русские).

Итак, раннее детство и дошкольный возраст являются ключевыми периодами для становления гендерной идентичности личности.

!!! Мальчику придется изменять первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Созданная таким образом гендерная идентичность является диффузной, уязвимой и ригидной.

Младший школьный возраст

Школьные учебники, начиная с младшего класса, подкрепляют разное отношение учителей к мальчикам и девочкам. В качестве главных действующих лиц преобладают мальчики и мужчины. В большинстве иллюстраций, рассказов, упражнений женские персонажи имеют стереотипные характеристики — они пассивны и ждут помощи, поддержки со стороны.

Подростковый возраст

Гендерная идентичность подростка развивается на фоне формирования одного из главных психологических новообразований этого возраста — самосознания, таким образом, через накопление представлений о самом себе, их обобщение, интеграцию, интериоризацию, подросток приходит к осознанию себя в единстве всех проявлений.

Новые переживания относительно гендерной идентичности и гендерных ролей в подростковом возрасте связываются с изменениями в строении тела, появлением вторичных половых признаков и эротических переживаний. Переосмысливать и переоценивать свою гендерную идентичность подростка побуждает неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития. В структуре женской идентичности более значимо тело, так как в традиционной культуре женщина репрезентируется через ее тело (стройное тело).

Юноши, стремясь идентифицироваться с маскулинным идеалом, часто демонстрируют такие формы поведения, как агрессивные действия.

Половое созревание обуславливает следующий шаг на пути становления гендерной идентичности — осознание своей психосексуальной индивидуальности, то есть своей сексуальной идентичности. Раннее созревание способствует развитию гомоэротических склонностей, так как в кругу общения подростка преобладают сверстники одного с ним пола, а более позднее созревание, соответственно, благоприятствует гетеросексуальности.

Фемининные мальчики легко общаются с девочками, но отвергаются мальчиками, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки.

Школьные учебники для старшеклассников продолжают транслировать целый набор стереотипов. Конкретные примеры и иллюстрации приводятся в основном из области интересов мальчиков.

А. Клецина провела анализ описаний мужчин в обычных «женских» журналах и феминистки ориентированных. Оказалось, что образы мужчин в этих изданиях различны. Автор делает заключение, что вопреки ожиданиям феминистские издания транслируют все тот же стереотипный традиционный мужской образ, против которого сами и выступают.

Анализ поступающей к нам по телевизионным каналам информации, демонстрирует, что телевидение так же создает традиционные образы мужчин и женщин. И. С. Клецина: средства массовой информации лишь отражают те роли мужчин и женщин, что веками упрочивались в сознании общества.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector