Основы социальной медицины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Социально-гуманитарный институт

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой «Психология»

_________________________

подпись, Ф.И.О.

«____» _______________ 2013 г.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ФГОС и учебным планом)

Хабаровск, 2013

1. Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины «Основы социальной медицины» является неотъ­емлемой составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности «Психология».

Целью изучения дисциплины является обучение будущего специалиста знаниям факторов, влияющих на здоровье, а также способам сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

Логика построения программы основана на необходимости в процессе изучения дисциплины решения трех основных задач:

  • изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека;
  • овладение технологиями, направленными на сохранение здоровья и предупреждение развития заболеваний;
  • определение роли психологов, участвующих в оказании медико-социальной помощи населению.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать:

  • предмет, задачи и методы основ социальной медицины;
  • историю развития и современное состояние социальной медицины;
  • социальные основы психических процессов, поведения и взаимодействия с обществом.

Студенты должны уметь:

  • свободно оперировать терминами, входящими в понятийный аппарат дисциплины;
  • ориентироваться в современных направлениях социальной медицины;
  • подготовить и провести простейшие социологический опрос, анкетирование клиентов по социальным проблемам здоровья;
  • статистически обработать, графически отобразить и проанализировать полученные в ходе опросов, анкетирования результаты.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Институт/факультет

Социально-гуманитарный институт

Направление подготовки/специальность

030300.65 — Психология

Курс 1

Группа

Трудоёмкость в зачётных

Единицах

3

Число часов лекций

16

Число часов практических

Занятий

16

Число часов лабораторных

Занятий

Не предусмотрены

Контроль самостоятельной работы студентов

4

Всего аудиторных занятий

36

Число часов самостоятельной работы

72

Форма отчётности

Экзамен

Лектор

Левкова Е.А.

Руководители групповых занятий

Левкова Е.А.

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Недели

Колличество часов

Тема лекций.

Структура лекций

Использование ТСО, ЭВМФормы проведения

Количество часов

Тема практического занятия (лабораторной работы).

Содержание практического занятия или лабораторной работы (*)

ЭВМ Формы проведения. Использование ТСО

Контроль

качества

усвоения

материала

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

Социально-гигиенические основы здоровья

ММУ

2

Социально-гигиенические основы здоровья

ММУ

Конспекты практических занятий

2

2

Здоровье населения и методы его изучения

ММУ

2

Здоровье населения и методы его изучения

ММУ

Конспекты практических занятий

3

2

Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

ММУ

2

Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

ММУ

Конспекты практических занятий

4

2

Правовой механизм обеспечения здоровья населения

ММУ

2

Правовой механизм обеспечения здоровья населения

ММУ

Тесты

5

4 *

Социально-медицинские аспекты планирования семьи

ММУ

2

Социально-медицинские аспекты планирования семьи

ММУ

Тесты

6

4 *

Здоровье населения и методы его изучения.

ММУ

2

Здоровье населения и методы его изучения. Инвалидность

ММУ

Тесты

7

4 *

Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

4 *

Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

ММУ

Тесты

8

4 *

Основы реабилитации инвалидов.

ММУ

4 *

Правовой механизм обеспечения здоровья населения

ММУ

Тесты

Примечание: (*) – общее количество часов лекционных, в т.ч., и в интерактивной форме, (24 часа) и практических занятий, в т.ч. и контроль самостоятельной работы (16 часов)

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Социально-гигиенические основы здоровья.

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины. Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. Междисциплинарный характер социальной медицины. Изучение социальных, психологических факторов, а также факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и заболеваемость. Взаимосвязи между социальной медициной и обществом. Наиболее эффективные способы и средства преодоления болезней, повышения уровня общественного здоровья. Деятельность психологов, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Раздел 2. Здоровье населения и методы его изучения

Определение понятия «здоровье». Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсут­ствие болезней и физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья: образ жизни, наследственность, окружающая среда и другие. Системный подход к решению проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально-гигиенический, медико-биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический. Закономерности и тенденции формирования и проявления отношения человека к здоровью. Пути и средства формирования адекватного отношения личности к здоровью на разных этапах ее жизненного пути. Наука о здоро­вье: состояние и перспективы.

Раздел 3 Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медико-социальной помощи при них

Международная классификация болезней, используемая для оценки показателей заболеваемости населения в статистической отчетности. Обоснование социальных потребностей, лежащих в основе создания классифика­ции болезней. Основные классы международной статистической классификации болезней десятого пересмотра. Современная структура заболеваемости населения. Показатели заболеваемости по отдельным классам, а также группам и отдельным болезням внутри классов за последние годы. Принципы выделения важнейших неинфекционных и инфекционных болезней при анализе структуры заболеваемости. Региональные особенности структуры заболеваемости населения. Погрешности в показателях структуры заболеваемости по данным обращаемости.

Раздел 4. Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Формирование организационно-экономических основ правового механизма обеспечения здоровья населения. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Состояние правовой базы охраны здоровья населения в России. Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в области охраны здоровья. Финансирование охраны здоровья. Организация ох­раны здоровья граждан. Права граждан в области охраны здоровья. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья. Права граждан при оказании медико-социальной помощи. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.

Раздел 5. Социально-медицинские аспекты планирования семьи

Определение понятия «планирование семьи». Планирование семьи в современном мышлении населения. Определение Всемирной организации здравоохранения. Право на планирование семьи или на «свободное и ответ­ственное родительство». Взаимосвязь характера репродуктивного поведения и состояния здоровья женщин и детей. Возраст и репродуктивная функция родителей. Соци­ально-экономическое развитие общества и рождаемость. Роль семьи в реше­нии вопросов деторождения. Оптимальное, желаемое и идеальное число де­тей в семье. Мотивы репродуктивного поведения молодых семей в городе и сельской местности. Детность семьи и прочность брака. Разводы, их соци­альная и демографическая значимость. Типы семей: полная, неполная, мно­годетная, однодетная. Сексуальная гармония брака как основа рождения здоровых и желанных детей. Демографическая ситуация в России: показатели рождаемости, детской и материнской смертности, их взаимосвязь с планированием семьи. На­циональные и культурные особенности и традиции населения в вопросах планирования семьи. Региональные аспекты внутрисемейного регулирования рождаемости. Значение образа жизни в рождении и воспитании здорового потомства. Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье. Медико-социальные потребности неполных семей. Медико-социальные аспекты рож­дения и воспитания нежеланных детей. Проблемы молодых семей: Особен­ности деятельности социальных работников с лицами, вступающими в брак. Планирование семьи как часть социальной политики государства. Основные принципы новой стратегии планирования семьи и условия ее реали­зации. Законодательство по данному вопросу. Организация государственной службы планирования семьи. Государственные и общественные учреждения, осуществляющие работу по планиро­ванию семьи. Программы планирования семьи.

Раздел 6. Здоровье населения и методы его изучения.

Проблема здоровья как глобальная неотъемлема от других проблем человека. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития ор­ганизма: от рождения и до смерти, в полном здравии и в состоянии болезни. Здоровье человека является предметом изучения многих естественных и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, фило­софии и других. Человек связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Рассматривая социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на пациентов (клиентов), не­обходимо учитывать множество взаимосвязей между социальной медициной и общест­вом.

Раздел 7. Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение. Организация медицинской помощи при них

Группы неинфекционных заболеваний, определяющие первые триранговые места по показателям общей и преждевременной смертности, а также инвалидизации: болезни системы кровообращения, новообразования, травмы. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) как «величайшая эпидемия». Фак­торы риска ИБС: артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение. Современные профилактические программы, разрабатываемые на основе эпидемиологических обследований. Злокачественные новообразования, их классификация и распространенность. Региональные особенности. Факторы риска. Пути профилактики. Травмы. Особенности их распространения. Факторы риска. Алкоголь как один из важнейших факторов риска. Заболевания органов дыхания. Связь с условиями окружающей среды.

Раздел 8. Основы реабилитации инвалидов

Теоретико-методологические и организационные аспекты проблем инвалидности и инвалидов. Дефиниции основных, используемых в реабилита­ции, терминов. Принципы и методы реабилитации инвалидов. Международный и отечественный опыт реабилитации инвалидов. Состояние инвалидности в России. Проблемы инвалидов. Современная правовая и нормативная база в решении проблем инвалидов. Роль медико-социальной экспертизы в реабилитации инвалидов. Комплексная оценка состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельно­сти инвалида. Порядок направления на медико-социальную экспертизу. Порядок ее про­ведения. Основания для признания гражданина инвалидом: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности, необходимость осуществления мер социальной защиты. Критерии установления группы инвалидности. Порядок переосвидетельствования. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы: основные задачи, организация деятельности. Социальные меры реабилитации как основа интеграции инвалидов в общество. Виды и формы социальной помощи и услуг инвалидам. Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Средства передвижения инвалидов. Вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов. Адаптация инфраструктуры среды жизнедеятельности. Сегрегационные системы жизнедеятельности инвалидов: специализированные дошколь­ные, школьные, профессиональные, образовательные, стационарные и амбу­латорные учреждения.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

  1. Василенко Н. Ю. Основы социальной медицины Изд Дальневосточного университета 2004 Владивосток. 2004 г. -129 c.
  2. Головин А.А. Основы социальной медицины: конспект лекций– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 92 с.
  3. Назарова Е.Н. Основы социальной медицины: учебное пособие для вузов/ М. 2010.-367 с.
  4. Решетников А.В.Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М., 2002. -575 c
  5. Черносвитов Е В Социальная медицина : Учеб. пособие для вузов — М. : ВЛАДОС ; М. : МГСУ, 2000. – 302 с.
  6. Черносвитов Е.В. Специальная социальная медицина:Учебник для ВУЗов. — М.: «Академический Проект», 2004. -484 c.
  7. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Курс лекций: Учебник. — М.: «Юнити-Дана». 2002-346 c

Дополнительная литература

  1. Лисицин Ю.П. История медицины/ М. 2007-400 с.
  2. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение/М. 2007-512 с.

5.2. средства обеспечения освоения дисциплины

Программное обеспечение и Интернет ресурсы

http://www.gks.ru

http://www.minzdravsoc.ru

http://minzdravsoc29.ru

http://www.zdorovie29.ru

16. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийное презентационное оборудование. Презентации в количестве 15 по основам социальной медицины.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Организация и проведение аудиторных занятий

Организация аудиторных занятий по дисциплине «Основы социальной медицины» строится в соответствии с рабочей программой, которая включает восемь разделов и отражает основные вопросы современной социальной медицины. Рабочая программа составлена с учетом специфики специальности студентов, учебно-методических рекомендаций ведущих российских ученых и личного опыта преподавателя.

Процесс изучения многих дисциплин, в том числе и основ социальной медицины, включает две формы аудиторных занятий: лекции и практические занятия (семинары).

Лекции подготавливают студентов к самостоятельному изучению предмета по учебникам и учебным пособиям. Практические занятия позволяют освоить и отработать практические навыки.

Основная концепция изложения учебного материала на лекциях – от простого к сложному, с проведением межпредметных связей. Во многих случаях лекционный материал иллюстрируется клиническими примерами, что облегчает понимание теоретического материала и способствует формированию у студентов мотивации к процессу обучения. Лекционный блок предусматривает проведение разнообразных видов лекций (лекция-беседа, лекция-конференция, проблемная лекция и т.д.) с целью максимального использования потенциала студентов.

Семинарские занятия, в отличие от лекций, предусматривают активное участие студентов в обсуждении учебного материала. При этом, роль преподавателя сводится к корректировке неточностей и внесению дополнительной информации. Обязательное включение семинарских занятий в учебный процесс является необходимым звеном в освоении знаний, поскольку они позволяют:

  1. закрепить и расширить знания, полученные на лекциях;
  2. развить навыки поиска и переработки научной информации;
  3. участвовать в научной дискуссии.

Практические занятия предполагают не просто обсуждение студентами учебного материала, но и выполнение определенных тематических заданий. Практические занятия способствуют развитию навыков по организации и проведению научного исследования, анализа и интерпретации полученных результатов.

Для освоения дисциплины «Основы социальной медицины» необходимо знание анатомии и физиологии ЦНС, физиологии ВНД и сенсорных систем, общей психологии.

Организация самостоятельной работы студентов

Современные требования к учебному процессу предусматривают развитие творческих способностей студентов и привитие им стремления к самостоятельному познанию.

Цели организации самостоятельной работы:

  1. расширение знаний, полученных от преподавателя;
  2. умение пользоваться различными источниками информации;
  3. развитие творческих способностей студентов;
  4. развитие способности профессионально оценивать ситуацию.

Этапы организации самостоятельной работы студентов:

  1. изучение индивидуальных возможностей студентов;
  2. дифференциальный подход к организации работы (самостоятельный выбор вида и темы работы или по заданию преподавателя);
  3. разработка возможных видов и тем самостоятельной работы студентов;
  4. представление выполненных работ;
  5. подведение итогов.

Виды самостоятельной работы:

  1. самостоятельная работа по образцу, алгоритму, стандарту;
  2. работа по аналогии, требующая от студентов применения и переноса знаний и умений в измененные условия;
  3. творческая, проблемная работа.

Итоги самостоятельной работы студентов:

  1. расширение объема знаний, повышение интереса к изучаемому предмету, создание творческой атмосферы в процессе проведения занятий, включая студентов с низким уровнем обучения;
  2. пополнение дидактического материала и наглядных пособий за счет качественно выполненных самостоятельных работ;
  3. создание базы для работы научного студенческого кружка по предмету из числа заинтересованных, творчески работающих студентов.

Виды контроля качества усвоения знаний

Текущая аттестация качества усвоения знаний заключается в организации оперативной обратной связи по проверке теоретических знаний. Текущая аттестация проводится в форме контрольной работы, коллоквиума и тестового опроса.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний предполагает проведение экзамена.

7.2. Методические указания для студентов

Изучая учебный материал по дисциплине, необходимо использовать несколько источников. Рекомендуется как можно чаще обращаться к словарям и другим справочным изданиям.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Основные понятия и категории социальной медицины.
  2. Основные этапы в развитии социальной медицины в России.
  3. Взаимосвязь и взаимоотношения социальной и клинической медицины.
  4. Задачи социальной медицины в современной России.
  5. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность. Компоненты здоровья.
  6. «Третье состояние»: сущность, значение.
  7. Факторы, определяющие здоровье.
  8. Профилактика заболеваний: виды, социально-экономическое значение профилактических мероприятий.
  9. Основные принципы охраны здоровья граждан в РФ.
  10. Здоровье индивидуальное, критерии оценки индивидуального здоровья.
  11. Общественное здоровье: сущность, оценка общественного здоровья.
  12. Демографические показатели в оценке здоровья населения, источники получения информации о здоровье населения.
  13. Демографическая ситуация в современной России.
  14. Показатели естественного движения населения, их характеристика.
  15. Механическое движение населения, виды, значение.
  16. Методы изучения заболеваемости.
  17. Комплексная оценка состояния здоровья, группы здоровья.
  18. Характеристика структуры смертности населения России.
  19. Инвалидность и инвалидизация как важнейшие показатели общественного здоровья.
  20. Системы здравоохранения в современной России.
  21. Организация лечебно-профилактической помощи населению.
  22. Понятие и сущность ЗОЖ. Пути формирования ЗОЖ.
  23. Организация, содержание и формы гигиенического воспитания.
  24. Рациональное питание.
  25. Двигательная активность, ее значение для здоровья.
  26. Экология и здоровье человека.
  27. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственная задача.
  28. Основное назначение и содержание ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  29. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих.
  30. Категории образа жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.
  31. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России.
  32. Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан.

Темы рефератов

  1. Антропогенные факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека.
  2. Основные тенденции показателей здоровья населения России на современном этапе.
  3. Организация лечебно-профилактической помощи населению.
  4. Правовые аспекты охраны населения России.
  5. Медицинское страхование как форма социальной защиты населения в охране здоровья.
  6. Влияние образа жизни на здоровье человека.
  7. Значение ЗОЖ для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: возможность и необходимость.
  8. Болезни цивилизации. Возрастающая роль психосоциальных факторов риска.
  9. Задачи и функции государственной эпидемиологической службы РФ.
  10. Правовые и этические вопросы медицинской и социальной помощи СПИД.
  11. Аборт как социальная проблема.
  12. Охрана здоровья беременных женщин.
  13. Модели инвалидности. Основные составляющие инвалидности.
  14. Псхологическая направленность социальной работы.
  15. Права лиц страдающих психическими расстройствами.
  16. Этические и правовые проблемы отношения к умирающему.
  17. История формирования понятий «здоровье» и болезнь в зарубежной и отечественной социальной медицине.
  18. Медико-деонтологические правовые аспекты новых медико-биологических технологий (клонирование, трансплантация, репродуктивные технологии).

Тесты:

1. Выбор одного правильного ответа из трех и более предложенных альтернатив.

В таком тесте утверждение заканчивается многоточием и один из приводимых ниже альтернативных вариантов является логическим его завершением.

1. К ОБЩЕСТВЕННЫМ ФАКТОРАМ, ВЛИЯЮЩИМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, НЕ ОТНОСИТСЯ …

а) социальная политика

б) социальное обеспечение

в) характер межличностных отношений

г) специфика обычаев и традиций населения

(Эталон: в)

2. ОТНОШЕНИЕ сумма всех заболеваний в данном году х 1000 средняя численность населения

– ЭТО …

а) заболеваемость

б) распространенность заболеваемости

в) структура заболеваемости

(Эталон: б)

3. ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ЯВЛЯЕТСЯ …

а) диагностика

б) лечение

в) профилактика

г) реабилитация

(Эталон: в)

2. Выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив.

В таком тесте в конце утверждения поставлено двоеточие, и из приводимых ниже вариантов необходимо выбрать те (2 и более), которые являются логическим продолжением утверждения.

1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

ФАКТОРАМИ:

а) социальной политикой

б) уровнем санитарно-гигиенической культуры

в) условиями труда и быта

г) уровнем благосостояния

д) информационными технологиями

е) состоянием окружающей среды

(Эталон: а; б; в; г; е)

2. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ:

а) уровня рождаемости

б) уровня детской смертности

в) показателя доживаемости

г) коэффициента плодовитости

(Эталон: б; в)

3. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕНЕРИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

а) широким распространением

б) тяжёлыми последствиями для здоровья заболевших

в) появлением новых болезней

г) опасностью для общества

(Эталон: а; б; г)

3. Тесты на соответствие – надо установить соответствие элементов

одного столбца элементам другого. В таком тесте утверждение начинается со слова «соответствие» и имеются два столбца, элементы которых необходимо привести в соответствие.

1. СООТВЕТСТВИЕ ГРУПП ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ, И ВХОДЯЩИХ В НИХ ФАКТОРОВ:

1) личностные а) сущность общественно-политического строя, социальная политика, социальное обеспечение, развитие здравоохранения и медицины

2) семейные б) специфика обычаев и традиций различных групп населения, характер межличностных отношений

3) групповые в) субъективные и объективные факторы, социальная обстановка, условия труда и быта

4) общественные г) уровень благосостояния, стереотип поведения семьи, уровень ее санитарно-гигиенической культуры

д) субъективное отношением индивидуума к своему здоровью, его образ жизни, уровень санитарно-гигиенической культуры

(Эталон: 1-д; 2-г; 3-б; 4-а)

3. СООТВЕТСТВИЕ СТАДИЙ НАРКОМАНИИ И ИХ ПРИЗНАКОВ:

1) I стадия а) адаптация к психоактивному веществу, эйфория опьянения, рост толерантности, психическая зависимость, физическая зависимость

2) II стадия б) защитный рвотный рефлекс, отсутствие эйфории опьянения, психической и физической зависимости

3) III стадия в) адаптация к психоактивному веществу, эйфория опьянения, рост толерантности, психическая зависимость

г) снижение толерантности, отсутствие эйфории опьянения, психическая зависимость, физическая зависимость, психическое и физическое истощение

(Эталон: 1-в; 2-а; 3-г)

4. СООТВЕТСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИКЛИНИКИ И ИХ ОСНОВНЫХ

ЗАДАЧ:

1) отделение (кабинет) реабилитации поликлиники

а) организация и проведение периодических, предварительных осмотров, лечебно-

диагностическая помощь несовершеннолетним 15-18 лет

2) подростковый кабинет б) своевременное оказание в условиях поликлиники медицинской помощи в полном объеме больным, ранее лечившимся в стационаре

3) дневной стационар в) организация и проведение медицинской, психологической, социальной реабилитации г) организация и проведение амбулаторного лечения на дому

(Эталон: 1-в; 2-а; 3-б)

4. Тесты на установление правильной последовательности – задания позволяют контролировать знания алгоритмов действий, последовательности процессов, а также умения и навыки самостоятельной разработки алгоритмов.

В таком тесте утверждение начинается со слова «последовательность»,и необходимо приведенные ниже варианты ответов выстроить в правильной логической последовательности в соответствии с заданием.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОЗРАСТАНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ФАКТОРОВ,ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ:

а) специфика обычаев и традиций различных групп населения

б) развитие здравоохранения и медицины

в) уровень благосостояния, стереотип поведения семьи

г) образ жизни индивида, уровень его санитарно-гигиенической культуры

(Эталон: б; а; в; г)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХЗАБОЛЕВАНИЙ И ПОРАЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ВОЗ:

а) онкологическая патология

б) травматизм

в) алкоголизм

г) сердечно-сосудистая патология

(Эталон: г; б; а; в)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ СОСТОЯНИЯОТМЕНЫ ОПИЯ:

а) боли в мышцах

б) повышение температуры, озноб, чихание, слезотечение

в) кожный зуд

г) понос, рвота, боли в животе

д) расширенные зрачки

е) боль в височно-нижнечелюстных суставах

(Эталон: д; в; б; е; а; е)

УМК составил:

Д.м.н., профессор кафедры «Основы социальной медицины» ____________ Е.А. Левкова

(подпись)

УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры «Основы социальной медицины» протокол № ___ от «___» __________ 2013_ г.

Зав. кафедрой:

д.п.н., профессор _______________ К.И. Воробьева

(подпись)

УМК дисциплины одобрен .

Председатель ______________ (подпись)

Согласовано: