Тестовые задания по психологии по педагогическим специальностям

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

И.А. Синкевич, Н.В. Юшина

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Учебное пособие

 

 

Мурманск, 2009

 

Тематическая структура тестовых заданий по психологии

Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям

№ ДЕ Наименование ДЕ ГОС Учебные элементы
1. Общая психология
1.1. Введение в общую психологию предмет, задачи, методы, основные отрасли, история
1.2. Эволюционное развитие психики психика в онтогенезе и филогенезе, стадии развития
1.3. Психологическая характеристика деятельности и общения теория деятельности; личностные аспекты и структура деятельности; понятие, функции, виды, уровни и средства общения
1.4. Психологическая характеристика личности     теории, структура, типология личности, проблемы мотивации    
1.5. Индивидуально-психологические особенности личности характер, темперамент, способности
1.6. Эмоционально-волевая сфера личности эмоции, чувства, воля  
1.7. Психические познавательные процессы внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь


Общая психология

1.1.Введение в общую психологию

Учебные элементы:предмет, задачи, методы, основные отрасли, история

 

1. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

а) бессознательного

б) подкрепления

в) деятельности

г) интроспекции

 

2. Предметом современной психологической науки является:

а) сознание человека

б) психика человека и животных

в) чувственное познание мира

г) логическое познание мира

 

3. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:

а) единства психики и деятельности

б) единства содержания и формы

в) единства и борьбы противоположностей

г) всесторонности

4. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн

б) А.Н. Леонтьев

в) Г.А. Ковалев

г) Л.С. Выготский

 

5. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

а) системности

б) развития

в) управления

г) детерминизма

 

6. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

Учебные элементы:предмет, задачи, методы, основные отрасли, история   1. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

А) развития

Б) детерминизма

В) активности

Г) системности

 

7. В качестве объяснительного в бихевиоризме используется принцип:

А) развития

б) детерминизма

в) активности

г) системности

 

8. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:

А) А.Н.Леонтьев

Б) А.Р. Лурия

В) П.Я.Гальперин

Г) Л.С.Выготский

9. Разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей, — это … психология.

а) житейская

б) научная

в) практическая

г) общая

 

10. Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в виде ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики, — это … психология:

а) социальная

б) возрастная

в) общая

г) экспериментальная

 

11. Метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, — это:

а) наблюдение

б) эксперимент

в) измерение

г) тест

12. Вид эксперимента, в ходе которого осуществляется активное становление изучаемого свойства, — это … эксперимент.

а) формирующий

б) полевой

в) лабораторный

г) констатирующий

 

13. Исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество методики и плана, выявляются побочные переменные и уточняются экспериментальные гипотезы, — это … исследование.

а) воспроизводящее

б) поисковое

в) уточняющее

г) пилотажное

14. Научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний, — это:

а) наблюдение

б) эксперимент

в) тест

г) измерение

 

15. Выявление законов психики является … психологии.

а) идеей

б) задачей

в) принципом

г) концепцией

 


Эволюционное развитие психики

Учебные элементы:психика в онтогенезе и филогенезе, стадии развития

1. Развитие организма человека от рождения до смерти называется:

а) филогенезом

б) социогенезом

в) антропогенезом

г) онтогенезом

2. Развитие человека как вида называется:

а) онтогенезом

б) антропогенезом

в) филогенезом

г) социогенезом

 

3. Историческое формирование группы организмов в процессе эволюции называется:

а) филогенезом

б) антропогенезом

в) онтогенезом

г) социогенезом

4. Генетически запрограммированные формы активности живого, которые проявляются в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида, это:

а) тропизмы

б) таксисы

в) инстинкты

г) рефлексы

 

5. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

а) конкретностью

б) объективностью

в) предметностью

г) высокой степенью ясности

 

6. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:

а) рецептором

б) анализатором

в) нервным проводником

г) рецепцией

 

7. Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма, называется:

а) рецептором

б) нервным проводником

в) анализатором

г) рецепцией

8. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, — это … порог ощущений.

а) дифференциальный

б) временный

в) верхний абсолютный

1. Развитие организма человека от рождения до смерти называется: а) филогенезом б) социогенезом

Г) нижний абсолютный

9. Формы активности живого, которые проявляются в виде изменения направления в движении частей растения, под воздействием биологически значимых раздражителей, называются:

а) тропизмы

б) таксисы

в) инстинкты

г) рефлексы

 

10. К основным особенностям психического отражения относятся:

а) константность

б) первичность

в) предметность

г) активность

 

11. Сложный набор инстинктивных действий, которые потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу жизнедеятельности животных в качестве сигналов или символов, — это:

а) поведение

б) ритуалы

в) операции

г) деятельность

12. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, – это:

а) сознание

б) память

в) воля

г) рефлексия

 

13. По А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:

а) способность к поисковому поведению

б) способность к гибкому приспособлению к среде

в) наличие чувствительности

г) умение проигрывать действия во внутреннем плане

14. Способность организмов реагировать на биологически значимые воздействия называется:

а) раздражимостью

б) реакцией

в) отражением

г) чувствительностью

 

15. Врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира, называется:

а) условный рефлекс

б) безусловный рефлекс

в) динамический стереотип

г) сигнальная деятельность

 

1.3.Психологическая характеристикадеятельности

И общения

Учебные элементы:теория деятельности; личностные аспекты и структура деятельности; понятие, функции, виды, уровни и средства общения

1. Понятие «ведущая деятельность» ввел в психологическую науку:

а) Л.С. Выготский

б) А.Н. Леонтьев

в) Д.Б. Эльконин

г) С.Л. Рубинштейн

 

2. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:

а) трудовой

б) учебной

в) предметной

г) ведущей

 

3. Компонентами деятельности являются:

а) ценности

б) план и результат

в) работа и вознаграждение

г) цель и мотив

4. Компонентами деятельности являются:

а) действия и операции

б) результаты

в) потребности

г) учеба и труд

5. Компонентами деятельности являются:

а) планы

б) результаты

в) контроль и оценка

г) работа и вознаграждение

 

6. В структуре общения отсутствует следующий компонент:

а) интерактивный

б) коммуникативный

в) диалогичный

г) перцептивный

 

7. Процесс взаимодействия личностей и групп, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности, называется:

а) общением

б) состоянием

в) активностью

г) отношением

 

8. В структуру общения входит следующий компонент:

а) монологичный

б) коммуникативный

в) конфликтный

г) полилогичный

 

1. Понятие «ведущая деятельность» ввел в психологическую науку: а) Л.С. Выготский б) А.Н. Леонтьев

Компонент общения, состоящий в обмене взаимными побуждениями и действиями — это … компонент.

а) коммуникативный

б) перцептивный

в) мотивационно-целевой

г) интерактивный

 

Компонент общения, состоящий в обмене информацией — это … компонент.

а) интерактивный

б) коммуникативный

в) перцептивный

г) мотивационно-целевой

 

Компонент общения, состоящий в восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира — это … компонент.

а) перцептивный

б) коммуникативный

в) интерактивный

г) мотивационно-целевой

 

12. Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:

а) социальные установки

б) ощущения, восприятие

в) ожидания

г) поза, мимика, интонации

 

13. По Б.Ф. Ломову, общение и деятельность соотносятся как:

а) часть – целое

б) род — вид

в) самостоятельные феномены

г) функциональные отношения

14. По А.Н. Леонтьву, общение и деятельность соотносятся как:

а) рядоположенные

б) самостоятельные феномены

в) род — вид

г) функциональные отношения

15. Естественный психический контакт индивидов определяется как общение:

а) межличностное

б) опосредованное

в) массовое

г) непосредственное

 


Психологическая характеристика личности

Учебные элементы: теории, структура, типология личности, проблемы мотивации

1. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самопрезентацией

б) самовосприятием

в) самооценкой

г) самоощущением

2. Свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, преодолевать препятствия на пути достижения цели, — это:

а) воля

б) генерализация стимула

в) возбудимость

г) влечение

 

3. Процесс накопления личностью опыта путем преобразования внешних элементов предметной деятельности во внутренний план — это:

а) научение

б) обучение

в) экстериоризация

г) интериоризация

 

4. Отдельное живое существо, человек как представитель биологического вида, — это:

а) личность

б) индивидуальность

в) индивид

г) субъект деятельности

 

5. Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей, — это:

а) индивидуальность

б) индивид

в) личность

г) субъект деятельности

 


6. Социальные отношения определяют становление человека как:

а) индивида

б) индивидуальности

в) субъекта деятельности

г) личности

 

7. В отечественной психологии считается, что личность – это результат:

а) биологического созревания человека

б) активного взаимодействия человека с социальной средой

в) специфических условий жизни человека

г) физиологических изменений человека

 

8. Внутренний склад личности, ее основа как целостного образования – это … личности.

а) структура

б) приобретенный опыт

в) самооценка

г) самосознание

 

9. В отечественной психологии структуру личности разделяет на внутрииндивидуальную, интериндивидуальную и метаиндивидуальную подсистемы:

а) С.Л. Рубинштейн

б) К.К. Платонов

в) А.В. Петровский

г) К.К. Ковалев

 

10. Источником активности личности выступают:

а) потребности, мотивы

б) эмоции, воля

в) задатки, способности

г) характер, темперамент

 

11. Важный осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности особую значимость и ясную направленность, – это:

а) вера

б) приказ

в) убеждение

г) долг

 

12. Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими – это:

а) самооценка

б) самосознание

в) уровень притязаний

г) образ «Я»

13 Современная концепция личности, в центре внимания которой стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, поиска смысла жизни, — это … подход.

а) персоногенетический

б) биогенетический

в) социогенетический

г) когнитивный

 

14. Современная концепция личности, в центре внимания которой стоят проблемы развитие человека как индивида, обладающего определенными антропологическими свойствами, которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе, — это … подход.

а) социогенетический

б) персоногенетический

в) когнитивный

г) биогенетический

15. Современная концепция личности, в центре внимания которой стоят процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, — это … подход.

а) биогенетический

б) персоногенетический

в) социогенетический

г) когнитивный

 


1. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется: а) самопрезентацией б) самовосприятием

Индивидуально-психологические особенности личности

Учебные элементы:характер, темперамент, способности

Динамическая характеристика психической деятельности индивида

это:

а) темперамент

б) характер

в) способности

г) задатки

 

2. Подструктура личности, объединяющая качества и отношения, проявляющаяся как ее моральные черты, — это … личности.

а) особенность психических процессов

б) опыт

в) направленность

г) биопсихические свойства

3. Совокупность свойств личности, определяющих способы его реагирования на жизненные обстоятельства, — это:

а) темперамент

б) характер

в) способности

г) задатки

 

4. Подструктура личности, объединяющая свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности, а также органические изменения, — это … личности.

а) направленность

б) особенность психических процессов

в) опыт

г) биопсихические свойства

 

5. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы, — это:

а) акцентуации

б) психопатии

в) эмпатия

г) астения

 

6. Врожденные анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся биологической основой развития способностей, — это:

а) темперамент

б) характер

в) задатки

г) талант

7. Психологические свойства личности, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию их не сводятся, — это:

а) темперамент

б) характер

в) задатки

г) способности

8. Отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека, называется:

а) личным смыслом

б) приобретенным опытом

в) мышлением

г) восприятием

9. Критерием сформировавшейся личности (по А. Н. Леонтьеву) является:

а) творческая деятельность

б) сформировавшийся характер

в) интериоризация общественных ценностей

г) осознанная иерархия мотивов

10. Психическое явление, характеризующее устойчивость проявлений психики индивида, типичные для данного индивида особенности его психики, называется:

а) психическое состояние

б) психический процесс

в) психическое свойство

г) психическая активность

11. Психическое явление, как акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию, называется:

а) психическое состояние

б) психический процесс

в) психическое свойство

г) психическая активность

 

12. Согласно подходу И.П.Павлова, человек, обладающий сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы, – это:

а) холерик

б) меланхолик

в) флегматик

г) сангвиник

13. Согласно подходу И.П.Павлова, человек, обладающий сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы, – это:

а) холерик

б) сангвиник

в) меланхолик

г) флегматик

14. Согласно подходу И.П.Павлова, человек, обладающий сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы, – это:

а) холерик

б) меланхолик

в) флегматик

г) сангвиник

15. Согласно подходу И.П.Павлова, человек, обладающий слабым типом высшей нервной деятельности, – это:

а) меланхолик

б) холерик

в) сангвиник

г) флегматик


а) темперамент б) характер в) способности

Эмоционально-волевая сфера личности

 

Учебные элементы:эмоции, чувства, воля

 

 

1. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, — это:

а) собственно эмоции

б) настроение

в) аффект

г) чувство

2. Кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся отсутствием осознания поведения и действий человеком, — это:

а) аффект

б) стресс

в) страсть

г) гнев

 

3. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функции:

а) приспособительную, революционную, мобилизационную

б) мобилизационную, эволюционную, интегративную

в) приспособительную, интегративную, ситуационную

г) приспособительную, мобилизационную и интегративную

 

4. Биологическая теория эмоций, неразрывно связывающая эмоции человека с инстинктами животных, разработана:

а) П.В. Симоновым

б) У. Джемсом

в) Ч. Дарвиным

г) К. Изардом

 

5. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

а) радостью

б) интересом

в) удивлением

г) недоумением

6. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это:

а) стыд

б) горе

в) гнев

г) страх

 

7. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, — это:

а) страсть

б) аффект

в) настроение

г) стресс

 

8. Характерной чертой эмоций является:

а) константность

б) объективность

в) субъективность

г) длительность

 

9. Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания, — это:

а) аффект

б) настроение

в) стресс

г) фрустрация

 

10. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределённый беспредметный страх, — это:

а) аффект

б) фобия

в) стресс

г) фрустрация

11. Воля – это … регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

а) сознательное

б) неосознанное

в) интуитивное

г) непроизвольное

 

12. Волевое качество личности, заключающееся в возможности человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, — это:

а) настойчивость

б) самостоятельность

в) принципиальность

г) самоуверенность

13. К высшим чувствам относятся:

а) эстетические, творческие, художественные

б) интеллектуальные, эстетические, нравственные, праксические

в) нравственные, патриотические, национальные, теоретические

г) духовные, национальные, интеллектуальные

14. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное – когда не соответствуют, согласно теории:

а) П.К. Анохина

б) когнитивного консонанса

в) Ч. Дарвина

г) когнитивного диссонанса

15. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира рассматриваются в:

а) биологической теории эмоций П.К. Анохина

б) биологической концепции эмоций Ч. Дарвина

в) информационной теории эмоций П.В. Симонова

г) теории эмоций Джемса – Ланге


Учебные элементы:эмоции, чувства, воля    

Психические познавательные процессы

Учебные элементы:внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь

1. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, — это:

а) осязание

б) апперцепция

в) иллюзии

г) наблюдательность

 

2. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это … внимания.

А) объем

б) концентрация

в) распределение

г) переключение

3. В онтогенезе формирование фонетической системы речи заканчивается к … годам.

а) 2 – 3

б) 3 – 4

в) 4 – 5

г) 5 – 6

 

4. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, — это:

а) механическая

б) эмоциональная

в) аудиальная

г) логическая

Способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами — это … мышление.

а) теоретическое

б) наглядно-образное

в) наглядно-действенное

г) словесно-логическое

 

6. Теоретическое и практическое мышление различают:

а) по характеру обобщений

б) по типу решаемых задач

в) по активности субъекта

г) по ведущему анализатору

7. Мысленное расчленение объекта на части или характеристики составляет сущность логической операции:

а) анализ

б) сравнение

в) классификация

г) абстракция

 

8. Прием создания образов воображения, связанный с увеличением или уменьшением предмета, изменением количества частей предмета или их смещением — это:

а) схематизация

б) типизация

в) агглютинация

г) гиперболизация

 

9. Познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств — это:

а) мышление

б) внимание

в) ощущение

г) восприятие

 

10. Опосредованное и обобщенное отражение действительности, заключающееся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними — это:

а) мышление

б) память

в) воображение

г) восприятие

 

11. В восприятии отражаются:

а) отдельные свойства вещей и явле­ний

б) обобщенные понятия о предметах и явлениях

в) отдельные стороны действительности

г) целостные образы предметов и явлений

 

12. Наглядно-образное мышление связано с оперированием:

а) представлениями

б) понятиями

в) действиями

г) суждениями

 

13. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает:

а) восприятие

б) внимание

в) рефлексия

г) узнавание

 

14. Познавательный процесс, характеризующийся запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением информации – это:

а) мышление

б) воображение

в) речь

г) память

 

15. Процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых образов, — это:

а) воображение

б) мышление

в) речь

г) память


Ответы к тестовым заданиям

Общая психология

Наименование ДЕ
1.1.   Введение в общую психологию в б в а г а б г а в б а г в б
1.2. Эволюционное развитие психики г б а в б а в г а г б а в а б
1.3. Психологическая характеристика деятельности и общения в а г а в в а б г б а г а в г
1.4. Психологическая характеристика личности в а г в а г б а в а в г а г в
1.5. Индивидуально-психологические особенности личности а в б г а в г а г в б г а в а
1.6. Эмоционально-волевая сфера личности б а г в а б а в г б а в б г а
1.7. Психические познавательные процессы а б в г в б а г в а г а б г а