Раздел 2. Диагностика индивидуальных различий: темперамента, характера, способностей 2

Тема 1. Диагностика темперамента

I. Понятие темперамента

1. Темперамент — это совокупностьнаследуемых устойчивых индивидуальных психофизиологических свойств, которые определяютдинамику психической деятельности человека.

Итак,

а) свойства темперамента являются психофизиологическими, т. е. в основе видимых психическихреакций лежат скрытые от глазфизиологическиепроцессы

б) под динамическими особенностями следует понимать

  • легкость или трудность возникновения психических реакций (легко или трудно рассмешить, расстроить, заинтересовать),
  • силу развертывания психических реакций (бурно или сдержанно реагирует),
  • скорость угасания психических реакций (быстро или медленно успокаивается).

2.Основные компоненты темперамента

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента:

  • общая психическая активности индивида,
  • моторика (моторная активность)
  • эмоциональность

Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Сущность психической активностизаключается в стремлении личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивной созерцательности на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

Моторная (двигательная) активность: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

5 стр., 2223 слов

Особенности психических реакций у населения, пострадавшего в результате локального вооруженного конфликта

Проблема оказания специализированной помощи пострадавшему в результате боевых действий населению имеет два важных и принципиальных аспекта: психологический и собственно психиатрический, что обусловливает необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы с привлечением различных специалистов смежного профиля (психологов, психотерапевтов, врачей-интернистов и др.). Именно такой подход, ...

Эмоциональность- это обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяютвпечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.

Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует.

Импульсивность— это быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их

Эмоциональная лабильность— это скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера. способностей и др.

3. Типы темперамента

САНГВИНИК.Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

4 стр., 1765 слов

Темперамент 2

... большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково ... неуравновешенный, с преобладанием возбуждения. Меланхолик—слабый тип. (Крутецкий В.А. стр.189). Свойства темперамента. Для того, чтобы дать ... . до н.э.) предложил концепцию темперамента. Он считал, что особенность чувств и поведения у человека зависит от ...

МЕЛАНХОЛИКЧеловек с высокой чувствительностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

4 стр., 1812 слов

Принципы специального образования. Технология и методы спец образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образован

7. Принципы специального образования 2 8. Технология и методы спец образования 3 9. Формы организации спец образования 4 10. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образования 5 11. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе спец образования 6 12. Медико социально педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная ...

ХОЛЕРИК.Он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой психической активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

4. Ситуации, в которых важно учитывать особенности темперамента

а)Несовпадение индивидуально-психологических свойств (темперамента) является одной из ведущих причин конфликтов. Эта причина особенно характерна для групп, находящихся в длительном, локальном и постоянном общении (бухгалтерия, бригада ремонтников, сотрудники турфирмы, которые постоянно работают в одном помещении).

Полезно помнить, чтоподобиекачеств взаимодействующих работников необходимо при длительном сотрудничестве в стрессовых условиях;взаимодополнение качеств — при творческой работе;контрастностьсвойств и качеств — при ярко выраженной устремленности к общей коллективной цели.

б)Взаимодействие с клиентом будет более эффективным, если работник сервиса будет учитывать темпераментные особенности клиента.

в) При осуществлении руководства коллективом необходимо помнить, что темпераменты равнопродуктивны, но разностильны, т. е. представители разных темпераментов способны одинаково хорошо решать поставленные перед ними задачи, но стиль работы у них разный.

II. Основные диагностические методы и методики

Методика — конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования).

Метод — широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической базы.

Каждая психологическая методика появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого она предназначена.

1. УЧЕНИЕ И.П.ПАВЛОВА О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

И.П.Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том, что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

И.П.Павлов, различал силу воображения и силу торможению, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбужденияотражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможенияпонимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность — равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность -нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот.

Инертность-противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;

слабый тип- меланхолик.

И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П.Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, Павлов предложил распространить и на людей.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П.Павлова о темпераменте. Сейчас прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологий.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Теппинг-тест «Дятел». (Методика е.П.Ильина.)

Данная методика позволяет определить силу нервных процессов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Такой простейший вид несловесных тестов, при выполнении которых человеку предлагается совершить простейшее действие, называется пробами (пробы)

Инструкция.

Перед Вами прямоугольник длиной 9 см и шириной 6 см, разделенный на шесть равных квадратов со стороной 3 см. Задание заключается в том, чтобы проставить как можно больше точек в каждом квадрате. На заполнение одного квадрата отводится 5 секунд. Затем по команде «Далее!» Вы переходите в следующий квадрат. Общее время работы — 30 секунд. Работайте в максимальном темпе.

Обработка результатов. Подсчитайте количество точек в каждом квадрате. Постройте график работоспособности, для чего отложите на оси абсцисс (Х) 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат (У) — количество точек в каждом квадрате.

Полученные в результате варианты динамики максимально темпа могут быть условно разделены на 5 типов

Выпуклый тип: темп нарастает максимально в первые 10−15 сек. работы; в последующем, к 25−30 сек., он может опуститься ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 сек. работы).

Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемогосильной нервной системы.

Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого какнервную систему средней силы.

Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует ослабости нервной системыиспытуемого

Промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10−15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой нервной системой. Такая нервная система называетсясредне-слабой.

Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лицсо средне-слабой нервной системой.

2.Взгляды Г. Айзенка на природу темперамента.

Темперамент (и личность) определяется сочетанием трех свойств: нейротизм, психотизм, экстраверсия — интроверсия.

Нейротизм- эмоциональная неустойчивость, психотизм- равнодушие к другим людям, неприятие социальных норм. Экстраверсия — свойство человека, выражающееся в его направленности на окружающий мир, других людей. Интроверсия- свойство человека, выражающееся в направленности на явления собственного внутреннего мира.Все три черты природнообусловлены!Например, экстраверсия или интроверсия является следствием особого строения ретикулярной формации (структуры головного мозга).

Для диагностики используется тест-опросник Г. Айзенка: 57 вопросов.

Тест-опросник:серия вопросов, по ответам на которые делается вывод о наличии (отсутствии) и степени выраженности тех или иных психологических характеристик.

Тест Айзенка

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Подготовьте бланк для ответов. Если Вы согласны с утверждением, содержащимся в вопросе, ставьте в бланке против его номера «+», если не согласны «-». Не обдумывайте долго ответы на вопросы, давайте тот ответ, который приходит в голову первым. Не старайтесь произвести своими ответами хорошего впечатления: здесь нет «плохих» или «хороших» ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

  1. Любите ли Вы суету и оживление вокруг Вас?
  2. Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?
  3. Вы из тех людей, которые «за словом в карман не лезут»?
  4. Чувствуете ли Вы себя иногда то счастливым, то печальным без всякой на то причины?
  5. Остаетесь ли Вы на вечеринках и в компании в тени?
  6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и без ропота то, что Вам приказывали старшие?
  7. Вы часто испытываете обиду от несправедливого отношения к Вам?
  8. Вы большой любитель вкусно поесть?
  9. Бываете ли Вы в очень возбужденном состоянии — таком, что трудно сдержаться?
  10. Любите ли Вы бывать среди людей?
  11. Часто ли Вы теряете сон из-за Ваших тревог?
  12. Вы не прочь прихвастнуть, когда знаете, что слушатели все равно не смогут все в точности проверить?
  13. Могли бы Вы назвать себя беспечным человеком?
  14. Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?
  15. Любите ли Вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным и усталым без причины?
  17. Подвижный ли Вы человек?
  18. Смеетесь ли Вы иногда, если кто-нибудь непристойно шутит?
  19. Часто ли Вам что-нибудь так надоедает, что Вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли Вы себя неловко в новой или нарядной одежде?
  21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить внимание на чем-то?
  22. Можете ли Вы быстро переводить Ваши мысли в слова?
  23. Часто ли Вы бываете в рассеянном забытьи?
  24. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Любите ли Вы каверзные шутки?
  26. Часто ли Вы думаете о Вашем прошлом?
  27. Вы не упускаете удобного случая, чтобы познакомиться с новым человеком?
  28. Вы остро переживаете такие события, которые другим кажутся вполне обычными?
  29. Вы очень любите подолгу заниматься каким-то делом, чтобы освоить его до тонкостей?
  30. Хвастаетесь ли Вы иногда?
  31. Чувствительны ли Вы к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на заведомо скучную вечеринку?
  33. Бываете ли Вы так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
  34. Любите ли Вы планировать свои действия детально и заранее?
  35. Бывают ли у Вас головокружения?
  36. Если другие не замечают Ваших достижений, Вы умеете оставаться скромным и терпеливо ждать, не требуя к себе внимания?
  37. Делаете ли Вы некоторые дела лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?
  38. Случается ли у Вас одышка, даже если перед этим Вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, как нужно?
  40. Подводят ли Вас нервы?
  41. Вы предпочитаете детально продумать последствия, прежде чем что-либо предпринимать?
  42. Не откладываете ли Вы на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?
  44. Делаете ли Вы обычно первым шаги к сближению, когда с кем-нибудь знакомитесь?
  45. Бывают ли у Вас головные боли?
  46. Вам удавалось сохранять бодрость духа в таких ситуациях, в которых другие «скисали» и отказывались от намеченного?
  47. Трудно ли Вам заснуть ночью?
  48. Говорите ли Вы иногда неправду?
  49. Говорите ли Вы иногда первое, что приходит в голову?
  50. Долго ли Вы переживаете после конфликта?
  51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с Вами случаются неприятности из-за того, что Вы поступаете не подумав?
  53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории своим друзьям?
  54. Вы всегда искренне радовались успехам других людей?
  55. Когда Вы огорчены, стремились ли Вы к тому, чтобы поделиться своими огорчениями с кем-либо?
  56. Часто, даже когда Вы утомлены, Вы стремитесь к общению, к тому, чтобы выговориться, развеяться в компании?
  57. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Ключ

Шкала «Э»: экстраверсия — интроверсия

1 — да

3 — да

5 — нет

8 — да

10 — да

13 — да

15 — нет

17 — да

20 — нет

22 — да

25 — да

27 — да

29 — нет

32 — нет

34 — нет

37 — нет

39 — да

41 — нет

44 — да

46 — да

49 — да

51 — нет

53 — да

56 — да

Шкала «Н»: нейротизм

2 — да

4 — да

7 — да

9 — да

11 — да

14 — да

16 — да

19 — да

21 — да

23 — да

26 — да

28 — да

31 — да

33 — да

35 — да

38 — да

40 — да

43 — да

45 — да

47 — да

50 — да

52 — да

55 — да

57 — да

Шкала «Л»: адекватность самооценки (шкала лжи)

6 — да

12 — нет

18 — нет

24 — да

30 — нет

36 — да

42 — нет

48 — нет

54 — да

Ответы, совпадающие с «ключевыми», оцениваются в один балл. Результаты откладываются на осях приведенной ниже диаграммы (горизонтальная ось — шкала «Э», вертикальная — шкала «Н»).

В полученных точках проводятся перпендикуляры к осям и определяется точка их пресечения. Расположение этой точки позволяет определить тип темперамента испытуемого. На диаграмме указаны для каждого типа темперамента соответствующие ему качества личности. Если точка находится за пределами круга, то это свидетельствует о достаточно яркой выраженности диагностируемых тестом шкальных факторов.

Показатель по «шкале лжи» определяет адекватность самооценки. Если он выше 5, это говорит о склонности испытуемого искать «хорошие» ответы, чтобы приукрасить себя. Если он равен 0, то испытуемый, наоборот, слишком сурово судит о себе. В обоих случаях результаты теста нуждаются в проверке.

Примечание.Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Для интровертов характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, затруднение социальной адаптации.

В концепции Г. Айзенка параметр экстраверсии — интроверсии в сочетании с параметром нейротизма (эмоционально-волевая устойчивость — неустойчивость) образуют два главных измерения личности, определяющих содержание всех ее свойств.

В отечественной психологии проявления экстраверсии — интроверсии рассматриваются в качестве свойств темперамента: как динамические, а не содержательные характеристики психических процессов.

III.Экспресс-диагностика темперамента

1. Отражение темперамента в речи

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности): речь громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная, плавная. Сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В стрессовой ситуации появляется телеграфный стиль.

Любят хвастаться, чтобы подчеркнуть свою значимость. В беседе ориентированы на себя: «Да я… да у меня…». Часто употребляют слова «здорово», «потрясающе», «классно», «фантастика», «супер».

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД): речь медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций; скупая жестикуляция, невыразительная мимика. Молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

Фразы, присущие флегматикам:

  • «Хочу видеть полный список ваших клиентов».
  • «Дайте мне информацию в письменном виде».
  • «Покажите сертификаты».
  • «Докажите…»
  • «Подтвердите…»

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД): речь в меру быстрая, но неровная. Свойственны перепады темпа речи, усиление и ослабление интонации. Легко включается в разговор, часто обращается к партнеру. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний. Фразы, присущие холерикам:

  • «Короче!»
  • «Ближе к делу!»
  • «Давайте быстро, что там у вас?»
  • «Не тяните резину!»

Меланхолик (слабый тип ВНД): речь тихая, замедленная. Тонкие эмоциональные реакции.

Он с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации — резкие, подчеркнуто эмоциональные.

Фразы, присущие меланхоликам:

  • «Что бы вы сделали на моем месте?»
  • «Что-то я не до конца уверен…»
  • «А что обычно выбирают ваши клиенты?»
  • «Что мне больше подойдет?»
  • «Как-то мне тревожно…»

2.Оределение типа темперамента по типу телосложения

Теории, связывающие тип темперамента с типом телосложения, называются конституционными.

Немецкий психиатр Э. Кречмерустановил связь между телесной конституцией и типом темперамента. Он выделил 3 основных типа телосложения: пикники, атлетики, астеники (лептосоматики).

Астеники:худые, длинные, узкогрудые, с длинными конечностями.

Пикники: круглая голова, бочкообразное туловище, полнота, короткие конечности. Атлетики:широкий плечевой пояс, узкий торс, пропорциональные конечности, лицо с сильно развитыми лицевыми костями, мышечная масса.

Пикнику по телосложению свойственнациклотимия: периодическая смена общего психического состояния. В фазу подъема наблюдается высокая общая психическая и моторная активность, общительность, эмоциональность повышена. В субдепрессивной фазе снижается общая психическая и моторная активность, наблюдается вялость, тоскливое настроение, замедленность реакций и мышления.

Атлетику по телосложению свойственнаиксотимия: резкость, напористость, последовательность, энергичность сочетаются с невысокой гибкостью мышления, агрессивностью и малой впечатлительностью

Астенику (лептосоматик)по телосложению свойственнашизотимия: замкнутость, склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность), низкая моторная активность, ранимость в сочетании с «эмоциональной тупостью» («обидит другого и при этом обидится сам»).

Астеник

пикник

Атлетик

3.Экспресс-диагностика детского темперамента.

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребёнка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

Сангвиник

Такой ребёнок вёрток и подвижен. Слёзы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность, но ребёнок всё же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазёр. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встаёт рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть непостоянным — не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежны. Ребёнок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребёнка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учётом особенностей его темперамента. Ребёнок-сангвиник может научиться удерживать внимание с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и т. д.

Меланхолик

Вего поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведёт себя и рассуждает как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устаёт, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встаёт плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребёнок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребёнка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребёнка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашние животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

Холерик

Ребёнок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Люби риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идёт на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его ведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребёнком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребёнком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребёнку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребёнка и показать, что часто, прежде чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребёнку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребёнка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребёнок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Флегматик

Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встаёт поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всём: пьёт только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего, с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту, сноровку. Это «надёжный» ребёнок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решение затрудняется, спокойно отдаёт право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери).

Схватывает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается.

Родителей беспокоит обесцвеченность эмоционального мира ребёнка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, лепка, вышивание, рисование. Не надо делать ребёнка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять его спать на ночь, не давайте пересыпать днём, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребёнка самому себе, тормошите его, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребёнку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.

Таким образом, темперамент — прежде всего, свойство, данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребёнка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Чаще встречаются смешанные типы.

Задания для самопроверки Диагностика темперамента

1. Дайте определение темперамента.

2. Теории, связывающие темперамент с соотношением биологических жидкостей в организме человека, называются

а) конституционными б) гуморальными

3. Простейший вид несловесных тестов, при выполнении которых человеку предлагается совершить простейшее действие, называется

а) срез

б) пробы

в) моделирование

4. Теппинг-тест «Дятел».

(Методика Е.П.Ильина.)

Инструкция.

Перед Вами прямоугольник, разделенный на шесть равных квадратов. Задание заключается в том, чтобы проставить как можно больше точек в каждом квадрате. На заполнение одного квадрата отводится 5 секунд. Затем по команде «Далее!» Вы переходите в следующий квадрат. Общее время работы — 30 секунд. Работайте в максимальном темпе.

Укажите

а) что определяет данная методика;

б) о чем свидетельствует нарастание темпа до максимального в первые 10−15 секунд работы;

(в последующем, к 25−30 сек, он может стать ниже исходного уровня).

5. Методика диагностики темперамента, предложенная Г. Айзенком, включает несколько ключевых понятий. Дайте определение этих понятий.

Нейротизм — это…

Психотизм — это

Экстраверсия — это

Интроверсия — это

6. Кто является основателем конституционной теории темперамента?

7. Существует 3 основных типа телосложения: пикники, атлетики, астеники (лептосоматики).

Установите соответствие.

Астеники: широкий плечевой пояс, узкий торс, пропорциональные конечности,

Лицо с сильно развитыми лицевыми костями, мышечная масса

Атлетики: круглая голова, бочкообразное туловище, полнота, короткие конечности

Пикники: худые, длинные, узкогрудые, с длинными конечностями.

8. Какому типу телосложения свойственна циклотимия?

Циклотимия: периодическая смена общего психического состояния. В фазу подъема наблюдается высокая общая психическая и моторная активность, общительность, эмоциональность повышена. В субдепрессивной фазе снижается общая психическая и моторная активность, наблюдается вялость, тоскливое настроение, замедленность реакций и мышления.

9. Определите тип темперамента по особенностям речи.

а)…с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации — резкие, подчеркнуто эмоциональные.

б)…легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. Речь громкая, плавная и легкая. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В стрессовой ситуации появляется телеграфный стиль.

в)…молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

г)…очень активно включается в разговор. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний.

10. Определите тип темперамента.

Аида Н., ученица 9 класса, 16 лет. В классе сидит спокойно. Ее болтливая соседка во время урока разговаривает с девочкой, сидящей за другой партой, но не с Аидой, т.к. Аида не отвечает ей. И вне урока девочка молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, растрогать, рассердить. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным, и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она медлительна в походке и в движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другого. С подругами сходится трудно, но очень привязчива; не может забыть подруг и учителей из прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать. Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело — хотела бросить учебу.