Тема: Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека

 Общее представление о мыслительной деятельности.

 Мышление — это один из важнейших компонентов по­знавательной деятельности, характеризующийся обобщен­ным и опосредованным отражением действительности, это высшая форма психической деятельности, благодаря ко­торой отражается сущность, взаимосвязи и отношения. Мышление выходит за рамки чувственного познания, т.е. ощущений и восприятия и осуществляется на уровне со­знательного (преимущественно с помощью слова как про­стейшего способа обобщения) и бессознательного. В ос­нове мышления лежит процесс образования элементарных или сложных ассоциаций.

В филогенетическом аспекте выделяют элементарное, конкретное мышление и абстрактное мышление. Элемен­тарное, конкретное мышление — это свойственная живот­ным форма отражения внешнего мира, представляющая собой мышление в действии и проявляющаяся в целесо­образном адекватном поведении, направленном на удов­летворение потребностей. Физиологическую основу эле­ментарного, конкретного мышления составляет первая сигнальная система. Абстрактное мышление — это отвле­ченно-понятийное мышление, свойственное только для че­ловека. Оно развивается в связи со становлением речи и связанной с этим функцией отвлечения и обобщения. Центральным для абстрактного мышления является фун­кциональное употребление слова или знака в качестве средства для расчленения и выделения признаков, их аб­страгирования и нового синтеза, в результате чего обра­зуется понятие и на его основе — обобщение. В данном разделе рассматривается только абстрактное мышление.

В психологии и в логике, т.е. в науке о мышлении, выделяют формы мышления, мыслительные операции, виды и качество мышления.

Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет собой отражение общих и отличительных признаков предметов и явлений (человек, дом, трава).

Понятия бывают конкретные, абст­рактные, общие и единичные. Суждение — это отра­жение связей между предметами и явлениями, между свойствами и признаками. Суждения бывают утвердитель­ными, отрицательными, истинными, ложными, единичны­ми и всеобщими. Умозаключение представляет собой рас­суждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Рассуждение может вытекать из общих положений, т.е. от общего к частному — такой вид умозаключения называется дедук­цией, и наоборот, обобщающее суждение можно получить на основе единичных суждений, т.е. методом индукции (от частного к общему).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... 5. Внимателен, тактичен, доброжелателен по отношению к ученикам 6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Среди мыслительных операций выделяют: анализ (мысленное расчленение), синтез (мысленное объ­единение), сравнение (выделение сходства и различий), абстрагирование (выделение отвлечений), обобщение, кон­кретизацию, классификацию, систематизацию.

В зависимости от содержания решаемой задачи выде­ляют три вида мышления: 1) наглядно-действенное, или практическое, — т.е. решение практических задач; 2) на­глядно-образное — решение задач путем использования образов и понятий; 3) словесно-логическое (отвлеченное, или теоретическое) — решение задач в вербальной форме.

В зависимости от способа решения задачи и других особенностей мышления дополнительно выделяют такие его виды как эмпирическое и логическое (аналитико-синтетическое), реалистическое и интуитивное, творческое и непродуктивное, произвольное и непроизвольное, осоз­нанное и неосознанное.

В зависимости от индивидуальных особенностей чело­века мышление характеризуется такими шестью качествами как: 1) самостоятельность — демонстрирует умение уви­деть новую проблему, поставить новый вопрос и самостоя­тельно решить задачу; 2) глубина мышления — отражает способность проникать в сущность явлений, процессов; 3) широта мышления — указывает на способность держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явлениями; 4) гибкость мышления — де­монстрирует умение изменить намеченный план действий, если он не удовлетворяет конкретным условиям; 5) кри­тичность мышления — отражает способность правильно оценивать объективные условия и собственную деятель­ность и 6) быстрота мышления — характеризует способ­ность быстро находить правильное решение.

В целом, эти и другие качества мышления характери­зуют умственные способности человека, его интеллект. Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, по­стижение; тождественно гр. nus — ум) — это относи­тельно устойчивая структура умственных способностей личности. Интеллект характеризует познавательно-рацио­нальную сторону мыслительных процессов человека, его ум. Ряд философов выделяют в интеллекте рассудок (как способность образовывать понятия) и разум (как способ­ность к образованию философских идей).

Согласно Г. Айзенку, следует различать три разновидности интеллекта — биологический (интеллект А), психометрический и со­циальный (интеллект Б).

Биологический интеллект пред­ставляет собой генетически детерминированную биологи­ческую базу когнитивных процессов; он непосредственно связан сдеятельностью коры больших полушарий. Пси­хометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от со­циокультурных факторов. Социальный интеллект пред­ставляет собой интеллектуальные способности, проявляю­щиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометри­ческого интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социоэкономического статуса.

 Общие представления о физиологических процессах, лежащих в основе мышления.

 С точки зрения физиоло­гии, мышление — это создание элементарных или слож­ных ассоциаций, это процесс оперирования символически­ми единицами (признаками — в левом полушарии, обра­зами — в правом).

11 стр., 5152 слов

Мышление и интеллект

... деятельности и в их измерении, позволяющем выявить уровень развития способностей. Иными словами, под общими умственными способностями понимаются качества интеллекта, ... Непосредственным предшественником человеческого интеллекта выступает так называемое конкретное мышление, или мышление конкретами, чувственными ... это нервная связь двух пунктов коры больших полушарий, фиксирующая отображающая связь ...

Считается, что символические единицы (признаки, образы) формируются в задних отделах коры (ассоциативные зоны), а оперирование ими осуществляет­ся в передних отделах коры. Уровень развития мышления зависит как от богатства и разнообразия признаков и об­разов, так и от скорости оперирования ими.

С этих позиций, мышление (т.е. создание признаков и образов, оперирование символическими единицами) можно рассматривать как условнорефлекторный процесс, реализуемый с участием второй сигнальной системы в со­ответствии с общими закономерностями условнорефлекторной деятельности. На протяжении всей жизни че­ловека формируются умения и навыки мышления. Этому виду интеллектуальной деятельности присуще внешнее и внутреннее торможение, включая угасательное, дифферен-цировочное, запаздывающие и условнотормозное, а также изменение умственной работоспособности на протяжении рабочего дня, суток, недели, месяца, года. Невроз суще­ственно нарушает процесс мышления, что также свиде­тельствует об условнорефлекторной природе этого вида познавательной деятельности человека.

Касаясь современных представлений о мозговых про­цессах, лежащих в основе мышления, следует отметить, что в целом проблема физиологических основ мыслитель­ной деятельности разработана еще недостаточно глубоко. До настоящего времени не существует общепризнанных концепций, объясняющих сущность протекающих событий в коре больших полушарий в процессе мышления. В то же время накоплены результаты многочисленных эмпири­ческих исследований, в том числе полученных при регис­трации динамики физиологических показателей в ходе умственной деятельности (как правило, в подобных на­блюдениях используют решение вербально-логических и зрительно-пространственных задач или их сочетание), а также при исследовании показателей, характеризующих успешность процессов мышления, т.е. уровень интеллекта. Благодаря этому установлены определенные физиологи­ческие корреляты умственной деятельности, что дает ос­нование постулировать те или иные рабочие гипотезы, объясняющие физиологию мышления.

ЭЭГ- характеристика мыслительной деятельности. При умственной деятельности происходит перестройка всех основных ритмов ЭЭГ — от дельта до бета. В част­ности, усиливается выраженность дельта- и тета-ритмов. Степень усиления тета-ритма (это наиболее выражено в передних отделах коры) коррелирует с успешностью решения задачи. У взрослых, выраженность бета-ритма при решении стереотипных умственных заданий снижается, а при решении задач, содержащих элементы новизны, воз­растает, особенно в левом полушарии при успешном ре­шении вербальных тестов на зрительно-пространственные отношения. Изменения альфа-ритма, в основном, касают­ся перераспределения при умственной деятельности его трех основных субкомпонент (высоко-, средне- и низ­кочастотные) — в этом случае возрастает доля высоко- и низкочастотных субкомпонент.

Наиболее существенные изменения ЭЭГ при умствен­ной деятельности касаются пространственно-временных характеристик ЭЭГ — в этом случае резко увеличивается число участков коры, корреляционная связь между кото­рыми по различным составляющим ЭЭГ имеет высокую статистическую значимость. Однако картина возникающих межзональных отношений зависит от характера задачи и способа ее решения. Так, при решении вербальных задач возрастает степень синхронизации биопотенциалов в лоб­ных и центральных отделах левого полушария, в то вре­мя как при решении арифметических задач дополнитель­но возникает фокус активации в теменно-затылочных от­делах. При выполнении легкого по алгоритму действия возрастает степень синхронизации в задних отделах лево­го полушария, а при трудном алгоритмическом действии фокус активации перемещается в передние зоны левого полушария. При решении одной и той же математической задачи разными способами (арифметическим или про­странственным) фокусы активации располагаются в раз­ных участках коры: при использовании арифметического способа — в правой префронтальной и левой теменно-височной, а при использовании пространственного метода — сначала в передних, а затем в задних отделах правого полушария. При стандартном решении задачи преимущественно преобладает активность левого полуша­рия, а при нестандартном — активность правого полуша­рия (особенно, лобных отделов).

9 стр., 4296 слов

Строение коры полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины

... Вывод Глава 2. Строение коры полушарий большого мозга 2.1 Древняя кора 2.2 Старая и промежуточная кора 2.3 Новая кора Вывод Глава 3. Структура новой коры 3.1 Цитоархитектоника и миелоархитектоника ... мозгом, сложной социальной организацией, наличием сознания и способности к творческой, производительной деятельности. Актуальность данной работы заключается в том, что бы понять организацию человека ...

Рассмотрим вызванные потенциалы при умственной деятельнос­ти. Основное внимание исследователей сконцентрировано на анализе принятия решения — конечного этапа мышле­ния (как и других когнитивных процессов).

На основа­нии многочисленных исследований установлено, что при­нятие решения наиболее полно отражает волна Р300, или Р3, т.е. компонент позднего позитивного колебания, ко­торый возникает спустя 300-600 мс от начала поступле­ния сигнала. Анализ его амплитудно-временных характе­ристик позволил провести хронометрию отдельных мыс­лительных операций. При этом показано, что латентный период Р3 прямо связан с информационной спецификой стимула и обратно пропорционален сложности экспери­ментальной задачи. Амплитуда компонента Р3 тем боль­ше, чем сложнее сам стимул в экспериментальной задаче и чем больше когнитивных операций требует от испытуе­мого ситуация эксперимента. Благодаря использованию метода вызванных потенциалов удалось разработать один из критериев биологического интеллекта, вопрос о кото­ром рассмотрим более подробно.

Психофизиологический подход к оценке интеллекта человека. До настоящего времени является дискуссион­ным вопрос о природе интеллекта. Существует представ­ление, что в первую очередь он зависит от скорости и качества физиологических процессов, лежащих в основе мыслительной деятельности, т.е. от биологического ин­теллекта. В настоящее время показано, что одним из по­казателей биологического интеллекта является скорость обработки сенсорной информации (или скорость выпол­нения умственных действий).

Установлено, что показатель интеллекта IQ связан со временем выполнения задания от­рицательной корреляцией, составляющей в среднем — 0,3.

8 стр., 3706 слов

Функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга

... зрения у нормальных людей отражает асимметрию их мозга: левое поле зрение соответствует правому полушарию. Такого рода ... виду информации. Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) ... асимметрии лежит анатомическая асимметрия моторных зон коры головного мозга, однако сейчас данное утверждение опровергается. Развитие ...

В качестве еще одного важного показателя биологи­ческого интеллекта предлагается использовать латентности компонентов вызванных потенциалов (или ССП), отра­жающие время выполнения отдельных когнитивных опе­раций. Чем меньше латентности, тем выше биологический интеллект. Обнаружено также, что и другие показатели вызванных потенциалов (различные варианты амплитуд­ных оценок, вариативность, асимметрия) коррелируют с величиной IQ. Так, согласно концепции А. и Д. Хендриксонов, при обработке информации на уровне синапсов в коре мозга могут возникать ошибки; чем больше число таких ошибок совершает индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Оказалось, что индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, продуцируют высокоамп­литудные и имеющие сложную форму вызванные потен­циалы т.е. с дополнительными пиками и колебаниями. Низкоамплитудные вызванные потенциалы упрощенной формы характерны для людей с низкими показателями интеллекта. Эти выводы были подтверждены при оценке интеллекта по тестам Векслера и Равена. Все это позво­ляет считать, что эффективность передачи информации на нейронном уровне определяется двумя параметрами — скоростью и точностью (безошибочностью).

Оба парамет­ра можно рассматривать как характеристики биологичес­кого интеллекта.

Рассмотрим зависимость интеллекта от морфологических особен­ностей коры больших полушарий. Результаты постмортального исследования мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрируют связь меж­ду интеллектом и морфологическими особенностями моз­га, в первую очередь размерами нейронов в рецептивном слое коры. Так, исследования мозга выдающегося физика А. Эйнштейна выявили, что именно в передних ассоциа­тивных зонах коры левого полушария рецептивный слой был в два раза толще обычного. Эта зона содержала и большее (чем у обычных людей) число глиальных клеток, которые обслуживали метаболические нужды увеличен­ных в размере нейронов. Эти данные привели к представ­лению о том, что в мозге может происходить перераспре­деление ресурсов (нейропептидов и медиаторов, в том числе ацетилхолина, обеспечивающего информационную составляющую процессов обучения) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов.

Рассмотрим зависимость интеллекта от мозговой асимметрии. Мышление представляет собой свойство мозга как цело­го, но вклад каждого полушария имеет свои особеннос­ти. Считается, что интеллект че­ловека во многом зависит от межполушарного взаимодей­ствия. Показано, что аналитическая, знаково-опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, а синтетическая, образно опосредован­ная — для правого. Поэтому степень индивидуальной выраженности каждого из полушарий может служить физиологическим условием высоких достижений в реше­нии задач разного типа (вербально-логических или про­странственных).

Считалось, что условием высоких дости­жений в умственной деятельности является преимуще­ственное развитие функций доминантного левого полуша­рия, однако в настоящее время большое значение в этом плане придается и функциям субдоминантного правого полушария. В частности, сформулирована гипотеза об эффективном билатеральном взаимодействии как физиологи­ческой основы общей одаренности. Согласно этой гипо­тезе, интеллект выше у того человека, который одновре­менно с левым полушарием максимально использует воз­можности правого субдоминантного полушария. В этом случае человек способен одновременно обдумывать раз­ные вопросы, привлекать больше ресурсов для решения интересующей его проблемы, одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые по­знавательными стратегиями каждого из полушарий.

4 стр., 1719 слов

Мышление и мозг_1

... перемещению тела или его частей. Однако человеческое мышление Декарт считал непространственным.Мыслит человек о пространстве, но не в пространстве. ... Н. Костина, которое я разделяю, человеческий интеллект обычно все же находит метод, и только после ... — например, естественной руки на эквивалентную ей механическую. Мозг находит способ нужным образом использовать предоставляющуюся возможность, а ...

Расстройства мышления. Важным для понимания фи­зиологической основы мыслительной деятельности являют­ся данные клиники, которые свидетельствуют о наличии широкого спектра вариантов нарушения мышления, что указывает на достаточно высокую «ранимость» этой выс­шей психической функции мозга человека. Иногда эти рас­стройства мимолетны, они могут наблюдаться у психичес­ки здоровых людей. Но могут быть стойкими и отражать определенную патологию ВНД. К патологическим видам мышления относят ускоренное, замедленное и задержан­ное мышление, разорванное мышление, бессвязное мышле­ние, инертное (вязкое, персевераторное, стереотипное) мышление, аутистическое (мифологическое) мышление, ре­зонерское (проявляется в пустых, бесплодных рассужде­ниях) мышление, символическое мышление, паралогическое мышление, т.е. имеющее дефект предпосылки или доказательств, фабулирующее мышление, в основе которо­го лежат вымышленные факты. Кроме того, к расстрой­ствам мышления относятся навязчивые мысли, сверхцен­ные идеи, бред. Приведенные варианты расстройств мыш­ления наблюдаются при шизофрении («расщепление» мыш­ления), маниакально-депрессивном психозе, эпилепсии, ре­активном психозе, эндогенно-органическом психозе.

При недоразвитии коры больших полушарий наблюда­ется олигофрения (малоумие, слабоумие), т.е. умственная отсталость. Наиболее глубокая степень олигофрении (глу­бокая умственная отсталость) — идиотия. При выражен­ной форме идиотии мышление и речь почти не развиты: больные произносят лишь нечленораздельные звуки и, как правило, не понимают смысла обращенной к ним речи. Имбецильность — средняя степень слабоумия, при кото­рой речь и мышление развиты больше, чем при идиотии: больные способны составлять несложные фразы, но они не способны обучаться даже во вспомогательных школах. Дебильность — легкая степень слабоумия; у таких людей уровень развития речи относительно высок, но словарный запас очень беден. В связи с наличием хорошо развитой механической памяти, люди с легкой степенью слабоумия способны к обучению во вспомогательных школах и могут овладеть несложными трудовыми операциями. Причинами олигофрении являются генетические нарушения (например, болезнь Дауна, фенилкетонурия), а также дефекты внут­риутробного развития, обусловленные вирусной инфекци­ей, воздействием токсических веществ, радиации.

 

Практическое занятие № 1 (1 час)