Теоретическое обеспечение

Практическое занятие 1. Специфика качественных методов исследования

Вопросы для обсуждения:

1. Прообразы качественных исследований до возникновения психологии как науки. Период ранних классических исследований (1900−1950).

2. Период оформления исходных традиций (1950−1970): феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории.

3. Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970−1990).

4. Период новой систематизации методов, процедур и стандартов (1990-наст. время).

5. Особенности и логика организации качественного исследования.

Список источников для подготовки

1. Артемьева О. А Количественные и качественные методы психологического исследования. — Иркутск, 2007. — С. 39−58

2. Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач / О. Т. Мельникова // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М., 1994. — С. 265−280.

3. Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008, № 2. С.129−139. 2008

4. Улановский А.М. Проекты описательных психологий и описательные исследования в психологии // Перспективные направления психологической науки. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. C. 187—202.

5. Улановский А.М. Качественные стратегии и методы исследования в психологии // Современная экспериментальная психология: В 2 т. / Под ред. В.А.Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. Т. 1. С. 173−187.

6. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии, 2006, № 3. С.27−37.

Практическое занятие 2. Этапы качественного исследования

1. Области применения качественных методов

2. Методология качественного исследования. Способы повышения достоверности качественных исследований.

18 стр., 8513 слов

Кун, Логика открытия или психология исследования

... исключать тип решения, который я отстаиваю. Кун, Логика открытия или психология исследования - Стр 3 Но теперь я менее уверен в этом, ... при объяснении, например, неудач в медицине или метеорологии. В периоды затруднений они применяются и в точных науках, в таких областях ... единственно возможный путь расширения нашего знания, к греческим философам в период между Фалесом и Платоном, которые, как 25 он их ...

3. Стратегии качественного исследования

а) по Улановскому А.М.

б) по Семеновой В.В.

4. Проблема дифференциации методов качественного исследования.

5. Сопоставление качественных и количественных стратегий исследования

Список источников для подготовки

1. Бусыгина Н.П. Проблема качества качественного исследования: принципы научной и этической валидизации // Методология и история психологии. 2009. № 3. — C. 106−130

2. Зерчанинова Т.Е. Две стратегии — две культуры: количественный и качественный подходы к социологическому исследованию // Вопросы управления.

3. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования // Методология и история психологии. 2009. № 3. — C. 96−105

4. Семенова В.В. Качественные методы в социологии.

5. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле.

6. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал № 2, 2009.

7. Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании [Текст]: монография; ГОУ ВПО «ВолГУ». — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. — 340 с. — 21, 25 п.л.

8. Чернов А.Ю. Понятие «качественный подход» в психологическом исследовании // Волгоградский педагогический вестник 2010. № 1.

Практическое занятие 3. Основы измерений и количественного описания данных

Часть 1

Письменно раскройте следующие понятия: объект исследования; гипотеза исследования; операционализация; операционализируемость гипотезы; генеральная совокупность; выборка; репрезентативность выборки; зависимая выборка; независимая выборка; метрическая шкала; неметрическая шкала; номинативная шкала; ранговая (порядковая) шкала; интервальная шкала; шкала отношений;

Письменно выполните задания:

1. Определите возможность операционализации каждого из приведенных вопросов, свою точку зрения обоснуйте.

4 стр., 1999 слов

Комплексное исследование профессионально важных качеств и свойств личности работника коррекционной школы

... направленности личности человека. Подготовка к проведению исследования. 2 и 3 недели - определение профессионально важных качеств и свойств личности работника (с использованием подготовленного ... . Создание условий по реализации образовательной программы школы с целью получения качественного образования. 3. Гуманизация всей системы образования, культурного и свободного общения ...

1.1 Умен ли человек от природы?

1.2. Ухудшаются ли свойства памяти с возрастом?

1.3. Рождаются ли маньяками?

1.4. Влияет ли освещенность рабочего места на продуктивность деятельности?

2. Предложите несколько операциональных определений к следующим понятиям

2.1. Агрессия.

2.2. Тревожность.

2.2. Групповое давление.

3. Используя приведенную ниже литературу, перечислите дескриптивные статистики для номинативных, порядковых и метрических данных.

4. При проверке гипотезы о том, что женщины в среднем более тревожны, чем мужчины, генеральной совокупностью следует считать:

а) всех женщин и мужчин, имеющих в результате тестирования высокий уровень тревожности.

б) всех женщин и мужчин.

в) всех женщин и мужчин, выбранных для проведения исследования.

5. Термин «выборочное исследование» означает:

а) изучение на выборке свойств генеральной совокупности.

б) проверка гипотезы о выраженности одного из рядоположенных свойств (например, одного из свойств темперамента) у представителей какой-либо группы (например, у космонавтов).

в) исследование, результаты которого могут быть использованы для объяснения поведения в какой-либо конкретной ситуации (например, как проявляется тревожность в ситуации техногенной катастрофы).

6. Вывод о том, принадлежат ли объекты к одному или разным классам, тождественны ли они по измеренному свойству, можно сделать на основании:

а) порядковой шкалы.

б) номинативной шкалы.

в) абсолютной (интервальной) шкалы.

7. Степень выраженности измеряемого свойства можно узнать в результате применения:

а) интервальной шкалы

б) номинативной шкалы

в) ранговой шкалы

8. Сравнение объектов по выраженности измеряемых свойств можно проводить, используя:

а) метрической шкалы.

б) шкалы порядка.

в) шкалы наименований.

9. Какая из следующих переменных является дискретной? а) уровень интеллекта б) тип темперамента в) все ответы верны г) время реакции

10. Какая из следующих переменных является непрерывной? а) пол испытуемого б) все ответы верны в) тип характера г) тип темперамента д) локус контроля е) возраст испытуемого

11. Определите, в какой шкале представлено каждое из приведенных ниже из­мерений: наименований, порядка, интервалов, абсолютной.

1. Порядковый номер испытуемого в списке (для его идентификации).

2. Количество вопросов в анкете как мера трудоемкости опроса.

3. Упорядочивание испытуемых по времени решения тестовой задачи.

4. Академический статус (ассистент, доцент, профессор) как указание на принадлежность к соответствуюшей категории.

5. Академический статус (ассистент, доцент, профессор) как мера продви­жения по службе.

6. Телефонные номера.

7. Время решения задачи.

8. Количество агрессивных реакций за рабочий день.

9. Количество агрессивных реакций за рабочий день как показатель агрес­сивности.

12. Для каждого вида измерений, перечисленных ниже, укажите соответствующую ему шкалу:

1. Возраст человека в годах

2. Число студентов в группе

3. IQ

4.Температура по Цельсию

5. Температура по Кельвину

6. Деление людей по полу.

7. Оценка на экзамене

13. Ниже приведены показатели, полученные по тесту отношения к церкви. Чем выше показатель, тем более позитивно отношение:

Таблица 2.

2

14

26

40

48

53

57

64

71

83

4

14

26

40

48

54

58

64

73

84

5

17

26

40

49

54

58

64

74

85

6

18

28

41

49

54

59

65

74

85

8

18

29

43

50

54

59

66

76

87

9

20

32

43

51

55

60

66

77

88

10

21

34

45

51

55

61

67

78

88

10

21

35

46

51

56

62

67

79

90

11

23

37

48

52

56

62

69

81

92

12

24

37

48

53

56

63

69

82

97

а. Чему равна медиана?

б. Используя данные таблицы, определите ранги участников с показателями 9, 20, 60, 10, 40, 54, 97.

в. Подсчитайте дисперсию и стандартное отклонение для данных, указанных в таблице.

14. На первом экзамене по психологии студенты получили следующие тестовые баллы

Таблица 3.

67

76

82

77

73

80

75

81

70

74

76

60

84

61

66

67

74

72

75

93

74

82

74

87

а. Проранжируйте данный ряд значений.

б. Подсчитайте: моду, медиану и среднее.

в. Дисперсию и стандартное отклонение.

15. На 1 курсе одного из факультетов института у студентов был измерен IQ.

а. Подсчитайте дисперсию и стандартное отклонение для данных результатов (таблица 4)

Таблица 4.

85

93

93

99

101

105

109

110

111

115

115

116

116

117

117

117

118

119

121

121

122

124

124

124

124

125

125

125

127

127

127

127

127

128

130

131

132

132

133

134

134

135

138

138

140

143

144

146

150

158

Литература

  1. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987.

  2. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. — М., 1997.
  3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.:МПСИ: Флинта, 2002.
  4. Наследов А.Д. Математические методы в психологическом исследовании. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  5. Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии. Речь. — СПб., 2000
  6. Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. 2-е издание. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006.

Часть 2

Письменно раскройте следующие понятия: статистическая гипотеза; основная гипотеза; альтернативная гипотеза; ошибкаIрода; ошибкаIIрода; статистическая значимость; статистический критерий; параметрический критерий; непараметрический критерий; мощность критерия.

Письменно выполните задания:

1. Статистической гипотезой (h0) называется:

а) проверяемое утверждение об отсутствии связи между измеряемыми переменными в генеральной совокупности.

б) проверяемое утверждение о наличии связи между измеряемыми переменными в генеральной совокупности.

в) проверяемое утверждение о согласованности результатов в генеральной совокупности и исследовательской выборке.

2. Принимается нулевая статистическая гипотеза (h0):

а) p> 0,1

б) p< 0,1

в) p< 0,01

3. Какая из содержательных интерпретаций статистического вывода верна в отношении результатов связи между креативностью и тревожностью при r=0,27 и p=0,11

а) статистически значимой связи между креативностью и тревожностью не обнаружено.

б) обнаружена статистически достоверная связь между креативностью и тревожностью.

в) связь между креативностью и тревожностью обнаружена на уровне статистической тенденции.

4. Статистическое решение о принятии статистической гипотезы (h0)означает:

а) научная гипотеза подтверждена

б) научная гипотеза опровергнута

в) требуется проведение дополнительных исследований, чтобы опровергнуть или подтвердить научную гипотезу.

5. При каком минимальном уровне значимости принято отвергать нулевую гипотезу?

6. По поводу чего выдвигаются статистические гипотезы? а) Понятий б) Статистик в) Выборок г) Параметров

8. С помощью чего проверяются статистические гипотезы? а) наблюдения б) статистик в) экспериментов г) параметров

Литература

  1. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. — М.: МГУ, 1975.

  2. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987.
  3. Герасимов В.П. Математическое обеспечение психологических дисциплин: Учебное пособие. — Бийск: НИЦ БиГПГ, 1997.
  4. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.
  5. Годфруа Дж. Что такое психология. — М.: Просвящение, 2001.
  6. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.:МПСИ: Флинта, 2002.
  7. Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.
  8. Наследов А.Д. Математические методы в психологическом исследовании. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  9. Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии. Речь. — СПб., 2000

Практическое занятие 4. Математические основы обработки данных психолого-педагогических исследований Часть 1

Письменно раскройте следующие понятия: корреляционный анализ; коэффициент корреляцииr-Пирсона; коэффициент корреляцииrs-Спирмена; коэффициент корреляции φ; коэффициент сопряженности χ2;сила связи; коэффициент детерминации; множественная корреляция; частная корреляция.

Письменно выполните задания и ответьте на вопросы:

среди представленных альтернатив есть правильные, неправильные и спорные, т. е. такие, правильность которых зависит от вводимого контекста объяснений.

Ваша задача: в каждом заданном утверждении оценить каждую альтернативу.

1. Валидность корреляционного исследования тем выше:

1) чем выше величина установленной корреляционной связи; правильно

2) чем больше оно приближено к безупречному эксперименту; правильно

3) чем лучше решены проблемы соответствия переменных; правильно

4) чем меньше источников конкурирующих гипотез остается вне контролируемых исследователем условий;

5) чем больше переменных было подвергнуто статистическому контролю;

6) чем выше надежность измерения переменных (качество данных).правильно.

2. Установление корреляций между измеренными переменными:

1) обеспечивает каузальный вывод из результатов корреляционного исследования;

2) является одним из условий каузального вывода при проведении истинного эксперимента;

3) позволяет осуществлять статистические решения применительно к данным, собранным как в корреляционных, так и в экспериментальных исследованиях;

4) позволяет оценить эффект детерминации одной переменной со стороны другой;

5) служит основанием многомерного анализа данных;

6)позволяет проверять модели связей между переменными, включающие каузальные предположения.

3. Коэффициент корреляции является:

1) отношением подсчитанной ковариации к максимально возможной;

2) способом выявления статистической взаимосвязи между переменными, каждая из которых должна иметь распределение, приближенное к нормальному;

3) способом определения величины воздействия независимой переменной на зависимую;

4) мерой связи переменных, измеренных в единицах стандартного отклонения;

5) подсчитанной суммой произведений моментов — отклонений значений каждой переменной от среднего.

4. При анализе таблиц сопряженности целью применения критерия χ2 является:

а) установление степени соответствия между наблюдаемыми и ожидаемыми значениями ячеек таблицы кросстабуляции.

б) сравнение двух (или более) распределений между собой.

в) определение принадлежности объекта выборки к одной из градаций номинативной переменной.

5. В каком случае правильно определено сочетание основных показателей в корреляционном анализе:

А)взаимозависимость измеренных переменных и статистическая значимость взаимозависимости

Б) сила и направление связи между независимыми номинативными переменными

В) сила, направление и надежность связи между измеренными переменными

6. В каком случае можно говорить о том, что в результате корреляционного анализа отвергнутаh0 :

а) r= 0,517 p<0,05

б) r= -0,134 p<0,05

в)r=0, 546 p>0,1

7. Каким образом при определении взаимосвязи между двумя переменными можно выяснить, не обусловлена ли эта связь действием третьей переменной:

А) вычислением частной корреляции

Б) вычислением общей статистической значимости корреляции всех трех переменных

В) проверкой гипотезы о различиях корреляций

8. Какое из следующих значений коэффициента корреляции невозможно? а) 1б) -0.54в) 0Г) 2.18

9. Как соотносятся коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена? а) Коэффициент Пирсона является частным случаем Спирменаб) Коэффициент Спирмена является частным случаем Пирсонав) Эти коэффициенты имеют различную логику построения Г) Это одно и то же

10. Понятие коэффициента корреляции было впервые разработано в работах а) Пирсонаб) Спирменав) Фишера Г) Стьюдента

11. В каком диапазоне может изменяться коэффициент корреляции? а) В любомб) От 0 до 1в) От -1 до 1 Г) От 0 до 100

12. Какой из следующих коэффициентов корреляции демонстрирует наибольшую связь переменных? а) 0.01б) 0.07 в) 0 Г)-0.90

13. Чему равен процент зависимой переменной, обусловленный влиянием независимой переменной, если коэффициент корреляции между ними равен 0,60?

14. Был проведен опрос о количестве времени (в часах), которое тратит каждый студент на изучение учебной литературы и на просмотр художественных фильмов. Можно ли сделать вывод о существовании связи между 2-мя этими переменными?

Время на изучение учебной лит-ры

Время на просмотр фильмов

1

7

0

2

8

4

3

5

10

4

1

7

5

15

0

6

5

1

7

2

10

8

4

6

9

1

9

10

1

8

15. Существует ли связь между лидерством и дружелюбностью? Исследователи отмечали наличие или отсутствие у человека лидерской позиции в группе, одновременно относя его либо к дружелюбным, либо к недружелюбным людям. Результаты показаны в таблице

Лидерская позиция

Дружелюбные

Недружелюбные

Всего

Лидер

2

4

6

Не явл. лидером

10

4

14

Всего

12

8

20

Что можно сказать о связи между этими переменными? Рассчитайте коэффициент χ2Пирсона.

16. Подсчитайте корреляцию между физической привлекательностью студенток и их академическими достижениями.

Ранг по красоте

Ранг по академическим достижениям

1

3

7.5

2

2

2

3

6

9

4

8

4

5

4

4

6

10

10

7

7

6

8

1

1

9

9

7.5

10

5

4

Литература

  1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.:МПСИ: Флинта, 2002. С. 202 — 254.

  2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 381 с.
  3. Крылов В. Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1980.
  4. Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. С. 126−136.
  5. Наследов А.Д. Математические методы в психологическом исследовании. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. С. 64−90; 147−161.
  6. Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. 2-е издание. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. С. 221−230.
  7. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. Спб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999.

Часть 2.

Письменно раскройте следующие понятия: t-Стьюдента; U- Манна-Уитни; Т-Вилкоксона;2 Пирсона; λ-Колмогорова-Смирнова.; Н-Краскала-Уоллеса.

Письменно выполните задания и ответьте на вопросы:

1. С помощью, какой статистической процедуры можно провести сравнение успеваемости студентов и студенток, если переменная «успеваемость» задана метрической шкалой:

А) построением таблиц сопряженности

Б) применением t-критерия стьюдента для независимых выборок

В) вычислением коэффициента корреляции

2. Для того, чтобы выявить различия в интеллекте студентов 1 и 5 курсов, следует применить:

А) критерий t-стьюдента для зависимых выборок

Б) критерий t-стьюдента для независимых выборок

В) критерий t-стьюдента для одной выборки

3. Какой из следующих методов обладает наибольшей мощностью? А) тест Стьюдента Б) тест Манна-Уитни В) тест Вилкоксона

4. Непараметрический аналог дисперсионного анализа — критерий… А) Манна-Уитни Б) Вилкоксона В) Краскела-Уоллиса Г) Стьюдента

5. При сравнении средних двух применяют … А) однофакторный дисперсионный анализ Б) корреляционный анализ В) тест Стьюдента Г) тест Фишера

6. X- результаты диагностики объема внимания в 1-й группе. Y- результаты диагностики объема внимания во 2-й группе. Оцените различия между группами, выбрав адекватный критерий.

X

У

3,2

3,8

1,6

1

5,7

8,4

2,8

3,6

5,5

5

1,2

3,5

6,1

7,3

2,9

4,8

7. X- результаты диагностики тревожности в 1-й группе. Y- результаты диагностики тревожности во 2-й группе. Оцените различия между группами, выбрав адекватный критерий.

Х

У

90

41

29

49

39

56

79

64

88

72

88

58

72

59

76

62

91

68

78

48

8. Оцените различия между группами, выбрав адекватный критерий.

Результаты тестирования 1-ой группы испытуемых по тесту Векслера:

85, 93,93, 99, 101, 105, 109,110, 11, 115, 115, 116, 116, 117, 117,117, 118, 119,121,121,122,124,124,124,124,125,125,125,127,127,127,127,127,128,130,131,132,132, 133, 134,134, 135, 138,138, 140, 143,144, 146, 150, 158.

Результаты тестирования 2-й выборки по тесту Векслера:

70,75,76, 78,78, 81, 82,82,83,84,84,84,85,86,86,86,89,89, 90,91,91,91,91, 92,92,93,93,95,95,95,96,96,98,98,100,101,103,103,103,105,108,110, 115,118,119,123,124,125,127,129.

9. Оцените различия между группами, выбрав адекватный критерий.

1гр

23

45

34

21

2гр

20

12

24

22

3гр

34

34

25

26

4гр

35

11

40

27

10. В таблице представлены результаты повторного измерения по методике оценки эмпатии Х-результаты до тренинга, У — результаты после тренинга: Оцените эффективность тренинга

х

у

6

8

25

31

25

32

30

41

38

41

39

45

43

46

44

50

11. Две группы испытуемых решали техническую задачу. Показателем успешности было время решения задачи. Испытуемые 1 группы получали за выполнение денежное вознаграждение, испытуемые 2 группы — нет. Психолога интересует вопрос: влияет ли денежное вознаграждение на успешность решения задачи?

Результаты получены следующие (в секундах):

1 группа: 39. 38. 44. 6. 25. 25. 30. 43.

2 группа: 46. 8. 50. 45. 32. 41. 41. 31. 55.

Литература

  1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. — М., 1997.

  2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.:МПСИ: Флинта, 2002.
  3. Наследов А.Д. Математические методы в психологическом исследовании. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  4. Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии. Речь. — СПб., 2000
  5. Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. 2-е издание. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006.
  6. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. С-Пб., 2000

Лабораторное занятие 1

Задание! ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ

Написать свободное сочинение на тему «Учебное занятие, на котором мне интересно» (объем не менее 3000 знаков, в Word есть функция статистика, примерно 3 страницы 14 шрифт, интервал 1)

Вопросы для подготовки

1. Определение понятия «документ» в психологии.

2. Сравнительный анализ методов традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки.

3. Процедура и этапы контент-анализа.

4. Разработка кодировочной инструкции.

5. Обработка данных, полученных методом контент-анализа.

6. Типичные ошибки при проведении контент-анализа.

Список источников для подготовки

1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. Режим доступа: www.koob.ru/averjanov_l_y/kontent_analiz

2. Богомолова, Н. Н. Контент-анализ: Спецпрактикум по социал. психологии/ Н. Н. Богомолова, Т. Г. Стефаненко; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. — М.: Издательство МГУ, 1992. — 62,[1] c.

3. Григорьев С.И. Проведение контент-анализа. Режим доступа: psyfactor.org/lib/k-a2.htm

4. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. Режим доступа: psyfactor.org/lib/kontent.htm

5. Контент-анализ: общая характеристика. Режим доступа: www.manekin.narod.ru/ph/cif/4/19.htm

6. Манаев О.Т. Контент-анализ — описание метода. Режим доступа: psyfactor.org/lib/kontent.htm

7. Паршин П. Контент-анализ. Режим доступа: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8cfebfa6-da35-e614-b333−7b0d54049251/100 9214A.htm

8. Приборович, А.А. К онтент — анализ — форма исторического исследования / А.А. Приборович // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1 — й Международной научно — практической Интернет — конференции) / редкол. В. Н. Сидорцов (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2011. — С. 1 53 — 15 9 Режим доступа: hist.bsu.by/images/stories/files/nauka/konf/rol/pribor2.pdf

Книги в библиотеке

78 З-635 Зиновьева, Н. Б. Документоведение: учебно-методическое пособие / Н. Б. Зиновьева. — Москва: Профиздат, 2001. — 208 с. — (Современная библиотека; вып. 17).

— Библиогр. в конце гл. — ISBN 5−88 283−048−6. 81 Ш 18 Шалак, В. И. Современный контент-анализ: приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы / В. И. Шалак; Ин-т философии, РАН. — Москва: Омега-Л, 2004. — 272 с.: ил., табл., схемы, граф. — ISBN 5−98 119−273−9.

Мишанкина, Наталья Александровна 81 М 7 Контент-анализ в гуманитарных исследованиях [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс для вузов / Н. А. Мишанкина; Томск. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. — CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф. — Томск: ТГУ, 2009. — Систем. требования: Intel Celeron 1.8 GHz; 512 Мb RAM; SVGA; SB; 8-х DVD-ROM; Windows XP.

Презентации

Контент-анализ www.myshared.ru/slide/226 816/

Тема 5. Контент-анализ медиатекстов

Лабораторное занятие 2

Цель:Знакомство с основными возможностями программыSPSS.

Открытие данных в формате электронных таблиц

Ввод числовых данных

Ввод текстовых данных

Задание свойств данных

Изменение типа и формата переменной

Задание меток значений для числовых переменных

Задание меток значений для текстовых переменных

Работа с пропущенными данными

Пропущенные значения для числовых переменных

Пропущенные значения для текстовых переменных

Лабораторно-практическое занятие 1. Основы измерений и количественного описания данных

Цель:Освоение расчета моды, медианы, среднего арифметического, дисперсии и стандартного отклонения системы упорядоченных событий на ПК. Оценка меры отклонения распределения от нормального вида.

Теоретическое обеспечение.

  1. Система упорядоченных событий.
  2. Меры оценки центральной тенденции.
  3. Оценка разброса данных. Дисперсия, стандартное отклонение.
  4. Нормальное распределение.
  5. Характеристики нормального распределения (асимметрия и эксцесс).
  6. Построение кривой распределения признака (расчет теоретических частот).

Этапы обработки данных.

  1. Занести данные в SPSS.
  2. Рассчитать моду, медиану и среднее, стандартное отклонение, дисперсию, асимметрию, эксцесс.
  3. С помощью функции «графики» построить кривую распределения признака.
  4. Рассчитать критерий λ-Колмагорова-Смирнова и χ2-Пирсона.
  5. Сделать вывод о типе распределения и о степени изменчивости данных.

Задание 1

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Создайте таблицу описательных статистик для переменных Черепаха, Акула, Медвежонок

Лиса, Сова, сделайте вывод о типе распределения этих параметров

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 2

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Сделайте вывод о типе распределения параметров Наступательность, Обидчивость, Неуступчивость, Бескомпромиссность, Мстительность,используя все возможные способы.

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Лабораторно-практическое занятие 2. Математические основы обработки данных психолого-педагогических исследований

Цель. Освоение метода корреляционного анализа.

Теоретическое обеспечение.

  1. Корреляционная связь и зависимость.
  2. Метод Пирсона.
  3. Метод ранговой корреляции Спирмена.
  4. Анализ матрицы интеркорреляций.
  5. Таблицы кросс-табуляции и критерий χ2.
  6. Интерпретация результатов корреляционного анализа.

Этапы обработки данных

  1. Открыть файл ex01.
  2. Рассчитать Аэмп., Еэмп., Акр и Екр. Сделать заключение о распределении признака об отклонении его от нормального типа.
  3. Выбрать метод корреляционного анализа (ранговая корреляция, линейная корреляция).
  4. Сделать расчет по выбранной формуле.
  5. Рассчитать взаимосвязь между номинативными переменными.
  6. Дать интерпретацию полученных результатов.

Алгоритм вычислений см. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А. Д. Наследов. — 2-е изд., испр. и доп./ / 3-е, стереотип. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — С.160

Задачи:

Задание 1

Откройте файл исследование климата и стратегий

Какая из обозначенных стратегий поведения в конфликте имеет самую сильную взаимосвязь с оценкой климата, при исследовании второй группы

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 2

Откройте файл исследование климата и стратегий

Какая из обозначенных стратегий поведения в конфликте имеет самую сильную взаимосвязь с оценкой климата, при исследовании первой группы?

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 3

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Определите связь между переменными

Соперничество

Вспыльчивость

Наступательность

Обидчивость

Неуступчивость

Бескомпромиссность

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 4

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Существует ли взаимосвязь между параметрами

Сотрудничество:

Наступательность

Обидчивость

Неуступчивость

Нетерпимость к мнению других

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 5

Откройте файл номинативные данные

Установите взаимосвязь между познавательной активностью и социометрическим статусом учащегося.

Сформулируйте гипотезу

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 6

Откройте файл номинативные данные

Установите взаимосвязь между уровнем мотивации и социометрическим статусом учащегося.

Сформулируйте гипотезу

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 7

Откройте файл номинативные данные

Установите взаимосвязь между уровнем мотивации и познавательной активностью учащегося.

Сформулируйте гипотезу

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 8

Откройте файл номинативные данные

Установите взаимосвязь между уровнем тревожности и познавательной активностью учащегося.

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Лабораторно-практическое занятие 3. Математические основы обработки данных психолого-педагогических исследований

Цель. Освоение методов индуктивной статистики.

Теоретическое обеспечение.

1) Генеральная совокупность и выборка.

2) Статистические гипотезы. Проверка статистических гипотез. Уровни значимости.

3) Основные статистические критерии, применяемые в психологических исследованиях.

Этапы обработки данных.

1) Занести данные в SPSS (две выборки).

2) Рассчитать отклонения каждого распределения от нормального.

3) Выбрать статистический критерий, опираясь на результаты п. 2.

4) Сделать расчет по выбранной формуле (эмпирическое значение).

5) Сравнить эмпирическое значение коэффициента с критическим.

6) Дать интерпретацию полученных результатов.

Алгоритм вычислений см. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А. Д. Наследов. — 2-е изд., испр. и доп./ / 3-е, стереотип. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — С.169 (критерий Стьюдента); С. 175 (критерий Манна-Уитни); С. 178 (критерий Вилкоксона); С. 181 (критерий Краскала-Уоллеса)

Задачи:

Задание 1

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Определите, различаются ли мужская и женская выборки по средним значениям параметра Соперничество

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 2

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Определите, изменился ли баллы по параметрам компромисс 1и компромисс 2

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 3

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Определите, отличаются ли средние групповые показатели по параметру Мстительность от нормативно заданного показателя 10

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 4

Откройте файл исследование ценностей и стратегий

Определите, различаются ли по предпочитаемым ценностям Конформность, Традиции, Доброта, Универсализм. Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм, Достижения, Власть

Безопасность юноши и девушки.

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 5

Откройте файл исследование климата и стратегий

Определите связь между интернальностью и оценкой психологического климата

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 6

Откройте файл исследование климата и стратегий

Существует ли различия между представителями групп по предпочитаемым стратегиям поведения в конфликте

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 7

Откройте файл исследование климата и стратегий

Существует ли различия между представителями групп по характеристикам интернальности

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 8

Откройте файл исследование климата и стратегий

Определите, отличаются ли результаты тестирования по параметрам физическая агрессия и косвенная агрессия от нормативно заданного показателя 15

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 9

Откройте файл исследование климата и стратегий

Существует ли взаимосвязь между негативизмом и оценкой психологического климата

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 10

Откройте файл исследование климата и стратегий

Сравните респондентов 1 и 2 группы по характеристикам интернальности

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Задание 11

Откройте файл исследование климата и стратегий

Сравните респондентов 1 и 3 группы по характеристикам Физическая агрессия, Косвенная агрессия, Раздражение, Негативизм, Обида, Подозрительность, Вербальная агрессия, Чувство вины, Индекс агрессивности, Индекс враждебности

Сформулируйте Н0

Сформулируйте Н1

Сделайте вывод:

Сохраните данные в Excel

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector