Тема: «Юридическая психология в современных социально – психологических исследованиях»

/

Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса

Курсовая работа по социальной психологии

Тема: «Юридическая психология в современных социально – психологических исследованиях»

Работу выполнила:

студентка 35 У потока ГФ

Маслова Лариса Викторовна.

ЗК № 02-0974

Проверил: Терешенкова Е.Ю.

г. Балахна, 2009 г.

Введение

Глава I. Юридическая психология – активно развивающаяся отрасль современной социальной психологии

1.1 Предмет и объект исследований в юридической психологии

1.2 История развития юридической психологии

1.2.1 Ранняя история юридической психологии

1.2.2 Оформление юридической психологии как науки

1.2.3 История юридической науки в XX столетии

Глава II. Современные исследования в области юридической психологии

2.1 Юридическая психология и современные исследования российского менталитета: проблема развития правосознания

2.2 Изучение социальных представлений о справедливости на российской выборке

2.3 Стереотип и имидж милиции в социуме

2.4 Психологический реагент как объект криминалистического исследования и следственной практики

2.5 Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения

Заключение

Литература

Введение

Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... наук. В настоящее время, психологии говорят о том, что психологическая наука является единой наукой с собственным особым предметом и объектом. Стоит отметить, что психология в качестве науки занимается исследованием ... социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, ...

В настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности людей, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психологии, такие, как психология труда и ее самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, социальная, военная и медицинская психология; психология спорта; психология творчества и т. д.

К отраслям психологии, которые изучают конкретные виды человеческой деятельности, следует отнести и юридическую психологию, которая должна внести значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы Российского государства, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Юристы фактически никогда не отказывались от использования данных психологии. Что касается конкретной практической деятельности, то почти каждый сотрудник милиции, следователь, прокурор или судья в ходе работы, иногда и сам того не замечая, неизбежно опирается на данные психологии. Как показывает практика, это эмпирическая житейская психология, основанная главным образом на личном опыте, знании жизни многих людей. Преобладающая часть таких знаний правильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эмпирическими знаниями юристу необходимы и конкретные научные знания; то, к чему в конце концов, после поисков и заблуждений приходит опытный следователь или судья, может быть обнаружено или, напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Все больше осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в образовании всякого культурного специалиста*, а том числе и юриста. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению, упорядочению ее.

Глава I. Юридическая психология – активно развивающаяся отрасль современной социальной психологии

1.1 Предмет и объект исследований в юридической психологии

Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности. Юридическая психология ставит задачи: осуществлять научный синтез знаний психологического и юридического плана; раскрывать в достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий; обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека; раскрывать деятельность различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества.

7 стр., 3294 слов

Психология административной деятельности органов внутренних дел

... наказаний в виде лишения свободы. Административная деятельность направлена на обеспечение законных прав и интересов граждан и юридических лиц, в   связи с чем ... направления безопасности государства, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; координирует деятельность правоохранительных органов. . Министр внутренних дел Республики Казахстан 1. Министерство внутренних ...

Объектом изучения юридической психологии и психологии юридического труда является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. В этом аспекте человека изучают юриспруденция, философия, психология и ряд других наук. Задача юридической психологии – в первую очередь исследовать и установить психологические закономерности деятельности и личности человека в области правового регулирования и разработать практические рекомендации по повышению эффективности правоприменительной деятельности.

Предмет юридической психологии — явление комплексное, т. е. имеется в виду комплексность не только процесса или технологии познания в этой сфере, но и самого предмета познания. Для анализа этой проблемы необходимо хотя бы кратко рассмотреть существующие в юридической психологии подходы к определению предмета этой науки. Ведь от определения предмета в прямой зависимости находится весь последующий процесс изложения курса юридической психологии.

А.Р. Ратинов в первых своих работах указывал, что предметом судебной психологии выступают психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики. В работах последнего времени А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права1.

Другой из основоположников юридической психологии — А.В. Дулов отмечал, что предметом любой науки всегда является изучение определенной группы закономерностей Предметом судебной психологии, по мнению этого автора, являются особенности развития и проявления психических закономерностей, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия2.

Столяренко А.М. отмечает, что поскольку юридическая психология — «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» части — так, как понимает свой предмет психологическая наука. Соображения о двойственном подходе к предмету юридической психологии весьма интересны. Предмет юридической психологии — это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие — процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические — правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.3

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... психодрама; арт-терапия;танцевальная; группы встреч и др. Отрасли психологии Место психологии в системе наук Рекомендуемая литература 1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М.,Владос-Пресс,2003, стр. 5-54;69-81.. ... гг. XX в.; •личный опыт человека с 50-хгодов XX в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения. Задачи ...

Юридическая психология в современном её понимании — это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Синтез психологии и юриспруденции в новой научной дисциплине- юридической психологии — должен привести к взаимному обогащению обеих наук и к разрешению одной из наиболее актуальных проблем — проблемы увеличения эффективности правоохранительной деятельности.

1.2 История развития юридической психологии

Юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к 18 веку.

В истории науки можно выделить следующие три этапа:

1. Ранняя история юридической психологии-18 в. и первая половина 19 в.

2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки — конец 19 в. и начало 20 в.

3. История юридической психологии в 20 столетии.

1.2.1 Ранняя история юридической психологии

Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей человеческих знаний, юридическая психология на первых этапах своего развития не имела самостоятельности и не располагала специальными кадрами ученых. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и даже специалисты в других областях знаний. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов и идею гуманизма, был М.М.Щербатов (1733-1790).

В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, один из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И.Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в начале XIX в. в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер и др.

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... синдрома эмоционального выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые представ­ ... и физика отпочковываются от философии) психоло­гия развивалась как «наука о сознанию». У истоков психологии сто­ял французский философ и математик Рене Декарт (1596 ...

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в 3-й четверти XIX в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

В работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) сделана попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 году (русский перевод — М., 1908), Лаплас рассматривает вероятность свидетельских показаний наряду с вероятностью исходов судебных приговоров, резолюций на собраниях и т. д., пытаясь дать им оценку в математическом исчислении.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое время дальше этих первых попыток не шло. Во второй половине XIX века не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему оживлению и расширению судебно-психологических исследований.

1.2.2 Оформление юридической психологии как науки

Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологической школы был Ч. Ломброзо.

В начале XX в. в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования.

Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свидетельских показаний. Это работы И.Н. Холчева «Мечтательная ложь», Гр. Португалова «О свидетельских показаниях» (1903), Е.М. Кулишера «Психология свидетельских показаний и судебное следствие» (1904).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании ...

Появляются работы Л.Е. Владимирова, Г.С. Фельдштейна, М.Н. Гернета и других, в которых исследуется психология личности преступника.

В изучении психологии расследования преступлений серьезным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода французский психолог Альфред Бинэ впервые экспериментальным путем изучал вопрос о влиянии внушения на детские показания.

В 1902 г. эксперименты по определению достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Его задачей было не изыскание научно обоснованных приемов получения показаний свидетелей, как у А. Бинэ, а установление степени достоверности показаний. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, носившую ярко выраженный идеалистический характер.

Вопросами судебной психологии в Германии занимались О. Липпман, А. Крамер, В. Ф. Лист, С. Яффа и др. С 1903 г.

Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции — Клапаредом, в США — Мейерсом, а также Микином Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентов, а затем предложил составить указатель степеней точности свидетельских показаний.

Над вопросами психологии свидетельских показаний в России работали также М.М. Хомяков, М.П. Бухвалова, А.Н. Берштейн, Е.М. Кулишер и др. В 1905 г. вышел сборник «Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания.

Далеко не все ученые юристы и психологи того периода разделяли негативное отношение к свидетельским показаниям. Среди них прежде всего следует назвать крупнейшего русского юриста А.Ф. Кони.

Ученые Казанского университета М.А. Лазарев и В.И. Валицкий констатировали, что положения Штерна не будут иметь значения для практики, что важнейшее зло при свидетельских показаниях не непроизвольные ошибки, а сознательная ложь свидетелей, явление распространенное более, чем принято считать: почти 3/4 свидетелей отступают от правды.

Таким образом, уже в XIX веке начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

1.2.3 История юридической науки в XX столетии

Развитию юридической психологии в первые годы Советской власти весьма способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности, личности преступника и др. В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.

Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

9 стр., 4010 слов

Методы и программа исследования в юридической психологии

... методы (не дописано) Методы и программа исследования в юридической психологии Принципы научного исследования в психологии 1.объективность. подход к исследованию человека, характеризующийся свободой и независимостью от ... с использованием приборов и устройств для экспериментальных исследований, взаимодействия участников ,а также представления, регистрации и обработки информации о психических явлениях, ...

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.

Уже в первые годы советской власти юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Сущность судебно-психологических изысканий того периода современный советский психолог А.В. Петровский охарактеризовал следующим образом: «В 20-е годы «судебная психология» — это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т. п.».

В те годы в Москве и на Украине были переведены и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О. Липпмана, Э. Штерна, М. Геринга, Г. Мюнстерберга, А. Гельвига.

Все это, безусловно, не могло не повлиять на судебно-психологические исследования. В 1922 г. Кони опубликовал брошюру «Память и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А.Р. Лурия в ряде своих исследований подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских показаний. Много внимания уделял вопросам психологии свидетельских показаний известный тогда судебный психолог А.Е. Брусиловский.

Достижения экспериментальной психологии начинают использоваться в этот период и в судебной практике в России. В частности, В.М. Бехтерев и его ученики активно занимаются проблемами психологической диагностики преступников и свидетелей.

В работах того периода активно исследовалась личность правонарушителя. Это имело свои положительные стороны, так как позволяло точно и правильно квалифицировать совершенные преступления, учитывая все объективные и субъективные моменты. Но, с другой стороны, претендуя на установление достоверности показаний участников судебно-следственного процесса, эксперт брал на себя задачу определить насколько правдивы или ложны эти показания.

Следует отметить, что тогда в психологической практике не было эффективных научно обоснованных методик всестороннего исследования личности и поэтому экспертная задача не могла быть решена. Но не только это являлось главным недостатком СПЭ в тот период. Давая ответ на вопрос о недостоверности показаний подэкспертного, эксперт-психолог преступал границы своих специальных знаний и процессуальных полномочий, вторгаясь тем самым в пределы компетенции следствия и суда.

Уровень практической психологии в тот период еще отставал от запросов юридической практики. Психолог не только выявлял достоверность показаний, но и практически определял вину лица, совершившего преступление.

В начале 30-х годов исследования по судебной психологии, так же как и исследования в области трудовой, социальной, медицинской психологии, были остановлены, и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось.

12 стр., 5769 слов

Психика как предмет исследования психологии

... нет в действительности. Порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реальности, представление желаемого как действительного. Поэтому можно сказать, что психика – это не только отображение ... одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, когда феномен психики объясняется эволюцией ...

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965-1966гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов.

В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии.

В июне 1971 г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией.

Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии. Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В.В. Романов и М.И. Еникеев: первый в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии всей страны. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В.Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология».

В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований с тем же названием по следующим основным направлениям: Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками), Правосознание и правовая психология, Профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности, Криминальная психология. Психология преступника и преступления. Психология предварительного следствия, Психология уголовного судопроизводства, Судебно-психологическая экспертиза, Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, Исправительно-трудовая психология, Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности, Психологические закономерности возникновения и развития «теневой экономики», Психология организованной преступности и др.

Такова, в самых общих чертах, история зарождения и развития юридической психологии.

Глава II. Современные исследования в области юридической психологии

Во II главе будет проведен анализ современных исследований в области юридической психологии на основе следующих статей: Воловикова М.И. «Нравственно-правовые представления в российском менталитете», Психологический журнал. – 2004 г.,№5; Гулевич О.А. «Направления изучения представлений о справедливости» . Вопросы психологии. — 2003. №3; Гулевич О.А., Голынчик Е.О. «Условия выбора норм дистрибутивной справедливости».Психологический журнал. 2004.. №3; Дубов И.Г., Хвостов А.А. «Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения» . Вопросы психологии. — 2000. №5; Ефремова Г.Х., Гранат Н.Д. «Эмпирическое исследование правосознания: реальное содержание и задачи формирования». Психологический журнал. — 1988. №6; Задорожнюк И.Е., Чернилов В.И. «Юридическая психология» . Психологический журнал. — 1992. №3; Николаева О. П. «Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений» . Психологический журнал. — 1995. — №4»; Славская А.Н. «Личностная интерпретация правовых отношений в контексте российского менталитета» . Психологический журнал. — 2004. №6; Воловикова М.И., Соснина Л.М. «Этнокультурное исследование представлений о справедливости (на примере молдаван и живущих в Молдове цыган)» . Вопр. психол. 2001. №2; Васильева О.А. «Психологический реагент как объект криминалистического исследования и следственной практики.» ; Бондаренко Татьяна Алексеевна. «Стереотип и имидж милиции в социуме.» Научная статья.

18 стр., 8627 слов

Психология политической коммуникации

... философско-умозрительной форме, в виде тех или иных представлений о природе человека. Так, Аристотельсчитал, что есть народы ... Чем ярче собственные я – тем сильнее позиции. Психология политической личности и элит, кажется. Активные и пассивные ... механизмы образования и функционирования властных отношений. Первое. Генезис психологии власти (обзор концепций и подходов): Социобиологический подход. Одной ...

2.1 Юридическая психология и современные исследования российского менталитета: проблема развития правосознания

Современные исследования по проблеме развития правосознания были проведены Воловиковой М.И. , результаты которых описаны в статье «Нравственно-правовые представления в российском менталитете», Психологический журнал. – 2004 г.,№5. и Ефремовой Г.Х., Гранат Н.Д. в статье «Эмпирическое исследование правосознания: реальное содержание и задачи формирования», опубликованной в Психологическом журнале в 1988 г. №6.

Авторы данных статей уверены — вопросы, связанные с местом, функциями и ролью нравственных идеалов в общественном сознании и жизни, являясь традиционными для отечественной науки, приобретают особое значение в период резких социальных изменений, происходящих в настоящее время в мире, государстве и обществе. Один из основных кризисов, переживаемых гражданами нашей страны, связан не только с экономическими проблемами, но и с крушением прежних ценностей и идеалов. В жизни народа, страны идеалам принадлежит консолидирующая, объединяющая роль.

В истории каждого народа есть периоды, когда эта ведущая, консолидирующая роль идеала проявляется особенно ярко и действенно: во время войн, смут, преодоления последствий общественной и экономической разрухи. В общественной жизни нравственные идеалы выступают как регулятор социальной активности и социального поведения, но практически утрата идеалов как духовных опор личности и народа ведет не только к исчезновению множества ценностных ориентиров, но и к стихийной, обусловленной примитивными потребностями и влечениями, жизни.

Целью исследования Воловиковой М.И. явилось создание целостной концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете и проведение в русле данной концепции эмпирического исследовательского цикла, направленного на выявление этнокультурной, региональной, возрастной и тендерной специфики представлений о нравственном образце. Проведенный автором статьи теоретико-методологический анализ позволил прийти к выводу о том, что в целом изучение социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете является актуальным для развития парадигматики социальной психологии, прежде всего – ее духовной направленности. Разработанная концепция открывает перспективу построения духовно ориентированной социальной психологии. Социальные представления о нравственном идеале являются историческим продуктом и в то же время – указывают на перспективу развития общественного сознания народа. Специфические этнокультурные, региональные и тендерные особенности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете проявляются в специфичности традиций, закрепленных в культуре российских народов, в специфичности женских и мужских ролей в общественной жизни, в особенностях исторического развития российских регионов.

В своей статье Ефремова Г.Х. и Гранат Н.Д. говорят, что социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете в целом сохраняют историческую преемственность с христианскими идеалами народа (прежде всего русских как титульной нации) в дореволюционной России, связанными с братскими отношениями между людьми и народами (доброта, доверие, способность прощать), любви к Родине и готовности ее защищать, в опоре на нравственность (совесть) в развитии здорового правосознания.

В процессе исследований была выявлена дифференциация социальных представлений у подрастающего поколения, проявляющаяся в ориентации на идеал и ориентации на «антиидеал» (связанной с присвоением ценностей западного массового сознания).

Позитивную роль в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах выполняют традиции и праздники. Усиливается значение социальной памяти о православных праздниках. Позитивную роль продолжает выполнять для старшего и среднего поколений российских граждан социальная память о советских праздниках. Можно сделать вывод, что в современных представлениях о «настоящем празднике» разных российских народов и этносов проявляется архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале.

2.2 Изучение социальных представлений о справедливости

Исследования по данной проблеме были проведены Гулевич О.А., Голынчик Е. О., Воловиковой М.И. и Сосниной Л.М. Результаты работы по этой проблеме были описаны в статьях: Гулевич О.А. «Направления изучения представлений о справедливости». Вопросы психологии. 2003 г.. №3;

Гулевич О.А., Голынчик Е.О. «Условия выбора норм дистрибутивной справедливости» .Психологический журнал и в статье Воловиковой М.И., Сосниной Л.М. «Этнокультурное исследование представлений о справедливости (на примере молдаван и живущих в Молдове цыган)» . Вопросы психологии. 2001. №2.

Справедливость относится к тем понятиям, которые активно используются людьми в ходе повседневной коммуникации и одновременно являются ключевыми для некоторых научных дисциплин, например, философии, социологии и психологии права.

На первом этапе исследования, проведенного Гулевич О.А., была использована анкета, состоящая из двух частей. В первой части респонденты должны были сформулировать не менее трех ассоциаций на слово «справедливость». Вторая часть включала в себя два ключевых вопроса, один из которых касался представлений о справедливости, а второй — представлений о несправедливости. Первый вопрос звучал следующим образом: «Опишите шесть событий, которые Вы могли бы назвать справедливыми: два события, происшедшие лично с Вами, два — с Вашими родственниками, друзьями, одно событие, случайным свидетелем которого Вы стали. и одно событие, известное Вам из средств массовой информации. Напишите, где это произошло, кто принимал в них участие, каковы были действия участников, и чем все это закончилось. Отдельно отметьте, что именно в происшедшем показалось Вам справедливым». Вопрос, касающийся представлений о несправедливости, звучал аналогично, за исключением его начала («Опишите шесть событий, которые Вы могли бы назвать несправедливыми»…) и конца («…что показалось несправедливым»).

Результаты исследования показали, что наиболее часто встречающимися ассоциациями со словом «справедливость» были «честность» (48 % респондентов), «правда (истина)» (29,8%), «закон (уголовный кодекс)» (27,9%), «суд» (17,3%), «равенство» (12,5%), «доброта» (11,5%), «равноправие» (8,7 %), «порядочность» (8,7%).

Кроме того, в результате проведенного Гулевич О.А. анализа сформулированных респондентами ассоциаций, были выделены группы понятий, семантически связанных со «справедливостью».

По мнению автора статьи среди них основными являются:

— честность и порядочность (честность, объективность, принципиальность, искренность, прямота, порядочность, благородство, нравственность, совесть) (20% всех ассоциаций);

— закон и правосудие (закон, УК, конституция, право, правосудие, весы, суд, судья, присяжные) (16,6%);

— хорошее отношение к другому человеку и оказание помощи (дружба, любовь, уважение, понимание, доверие, взаимопомощь, помощь, доброта, терпимость, верность, гуманность (гуманизм) (14,5%);

— равноправие, равенство (5 %);

— счастье и мечта (счастье, радость, вера, мечта, надежда) (4%).

Сравнение результатов данного исследования и исследования, проведенного Воловиковой М.И. и Сосниной Л.М. с участием молдаван и молдавских цыган, позволяет сделать предположение о существовании, по крайней мере, трех разных пониманий справедливости.

Гулевич О.А. выяснено, что в в основе понимания справедливости лежит представление о справедливости как о законе, которому необходимо следовать. Воловикова М.И. и Соснина Л.М. по данным своего исследования, проведенного в Молдавии, выяснили, что для молдаван в большей степени, чем для молдавских цыган характерны ассоциации справедливости с ответственностью, принципиальностью, строгостью, равенством, честностью и искренностью. В данном случае справедливость выступает как сила, требующая от человека совершения определенных действий.

Второе понимание справедливости характеризуется большей «теплотой» и связано с представлением о ней как о милосердии и надежде. На наличие этого понимания указывают ассоциации, относящиеся к группам «хорошее отношение к другому человеку» и «счастье и мечта». Такое понимание справедливости характерно для молдавских цыган , но не играет большой роли в представлениях российских респондентов и молдаван. В этом случае справедливость рассматривается как сила, оказывающая помощь и дающая защиту.

И, наконец, в основе третьего представления лежит понимание справедливости как объективного знания. На наличие этого понимания указывают ассоциации справедливости с правдой (истиной).

Это понимание характерно для трети участников исследования, проводимого Гулевич О.А. и Голынчик Е.О. Они выяснили, что в данном случае справедливость выступает как сила, безразличная по отношению к человеку.

Наличие трех разных пониманий справедливости ставит вопрос об индивидуальных различиях в их принятии, а также об их влиянии на оценку справедливости/несправедливости событий, происходящих в мире.

По результатам проведенных исследований авторами были определены дальнейшие направления изучения обыденных представлений о справедливости.

1. В данных исследованиях изучались отдельные элементы обыденных представлений о справедливости. Однако многие психологи подчеркивают структурированность обыденного сознания, наличие связи между его элементами и их зависимость друг от друга. Проявляется ли эта закономерность в случае обыденных представлений о справедливости?

Некоторые работы западноевропейских авторов позволяют ответить на этот вопрос положительно .

2. Результаты данных исследований позволили выделить основные нормы, использующиеся людьми для оценки справедливости и несправедливости событий. Но они ничего не сказали о том, какие факторы влияют на выбор этих норм. Зависит ли вероятность их использования от контекста, в котором произошло событие, типа нанесенного ущерба, отношений между участниками и т.д.? Влияют ли на выбор норм оценки справедливости и несправедливости событий индивидуальные особенности респондентов? И, наконец, каким стратегиям восстановления справедливости отдают предпочтение российские респонденты?

2.3 Стереотип и имидж милиции в социуме

Исследования по этой проблеме были описаны в научной статье Бондаренко Татьяны Алексеевны «Стереотип и имидж милиции в социуме».

Любое государство, обеспечивая свою целостность и независимость, всячески стремится поддержать имидж сотрудников силовых ведомств. В современном российском обществе трудно ожидать одобрительного отношения к деятельности органов правопорядка.

Бондаренко Т.А. считает, что если имиджу милиции ранее в научной литературе и уделялось внимание, то упоминания об исследования стереотипа данного силового ведомства не нашлось. В то же время, для разработки имиджформирующих технологий необходимо изучить стереотип милиции в социуме, который был автором статьи с помощью методов, используемых в психоанализе.

Основное содержание работы:

— Стереотипизация правоохранительных органов (ФСБ, МЧС, МВД, ФСИН, МО, прокуратуры, таможенных органов) с помощью прямого метода психосемантического исследования – ассоциативного эксперимента. Выборка: 587 респондентов. Место исследования: Хабаровский край, Амурская область. Время исследования: май-октябрь 2005 года. Суть исследования заключалась в следующем: респонденту предъявлялось слово-стимул, на которое требовалось назвать первые пришедшие на ум ассоциации. Использовался свободный ассоциативный эксперимент – гражданин не ограничивался в выборе возможных ассоциаций.

— Исследование стереотипа милиции проводилось с помощью психоаналитического метода – символов животных, которые представляют собой образы, являющиеся представителями других, обычно весьма многообразных предметов, содержаний, возникающих на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В исследовании приняло участие 556 респондентов – жителей Хабаровского и Приморского края. Время исследования: декабрь 2005-февраль 2006 года.

— Использование метода психосемантического исследования — символики цвета для изучения социального стереотипа правоохранительных органов. Применение данного метода было вызвано тем, что основной источник образов – наше зрительное восприятие. Выборка составила 336 респондентов — граждан Хабаровского края и Амурской области. Время исследования: февраль-апрель 2006 года.

— Гетеростереотип милиции у военнослужащих выявлялся в период с сентября по ноябрь 2006 года в военном округе города Хабаровска. Исследованием было охвачено 132 военнослужащих в возрасте от 19 до 52 лет; в звании от рядового до полковника; со стажем службы от 5 месяцев до 35 лет.

— Исследование влияния телевидения на формирование имиджа ОВД проводилось октябре 2005 — январе 2006 года на основе 21 «милицейского» телесериала и 12 документальных телепередач, отражающих деятельность данного силового ведомства, демонстрировавшихся на каналах РТР, НТВ, ОРТ, DTV, DTV-ВИАСАТ в 2005 году. Выборка: 498 граждан Хабаровского края, не имеющих отношения к правоохранительной деятельности.

— В социально-психологическом исследовании автостереотипа, которое проводилось в марте-апреле 2006 г. в Амурской области и Хабаровском крае, приняли участие 542 сотрудника органов внутренних дел. Возраст респондентов — от 20 до 54 лет; звание — от рядового до полковника милиции; служба в ОВД – от 3 месяцев до 33 лет календарной выслуги.

Анализируя результаты исследования, проведенного Бондаренко Т.А., можно сделать следующие выводы:

— Стереотип милиции в социуме связан как с правоохранительными функциями социальной организации — охрана, розыск, так и вызывает ассоциации, в большей степени связанные с личностным фактором — агрессивность, отвращение, наглость, непорядочность.

— Основную роль в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в городе играют средства массовой информации, в то время как в селе – личный контакт с сотрудниками милиции и мнение окружающих.

— Автостереотип органов внутренних дел: «тяжелая работа, способствующая проявлению личностных качеств – от наглости и грубости до смелости и мужества».

— Телесериалы, оказывающие положительное влияние на формирование имиджа милиции: «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «На углу у Патриарших», «Возвращение Мухтара», «Красная площадь», «Опера. Хроники убойного отдела».

юридический психология наука социум

— Менее критически оценивают деятельность милиции мужчины; граждане в возрасте от 30 до 49 лет; социальные работники; лица, имеющие средне-специальное образование.

— По мнению 44% респондентов, большое количество документальных и художественных фильмов о милиции изменяют в лучшую сторону отношение к милиции.

2.4 Психологический реагент как объект криминалистического исследования и следственной практики

Результаты исследования по данной теме описаны в статье Васильевой О.А. «Психологический реагент как объект криминалистического исследования и следственной практики».

В данной работе автор сделала попытку проследить ход развития психологии толпы в России и за рубежом; определить методы изучения массового поведения; рассмотреть основные виды толпы; описать основные механизмы воздействия в толпе в контексте различных психологических теорий.

Психолог Филипп Зимбардо решил выяснить, каким образом неволя и зависимость влияет на заключенных и охранников в тюрьмах. Сказано — сделано. В подвальном корпусе отделения психологии была сооружена «тюрьма». Испытуемых набирали через объявления, и допускали только после полной проверки состояния здоровья, а также не выходящего за рамки стандарта психического состояния каждого. Все они были студентами мужского пола. Их поделили на 2 группы по 12 человек – «заключенные» и «надзиратели». Зимбардо решил, что так же желает принять участие, чтобы быть внутри происходящего, и назначил себя «начальником тюрьмы». Эксперимент должен был продлиться 2 недели.

Потребовался всего 1 день, чтобы все участники эксперимента начали вести себя как полоумные. На второй день заключенные подняли бунт и забаррикадировались в камерах, оскорбляя надзирателей. Последние в долгу не остались и применили против заключенных пожарные брандспойты.

Дальше — хуже. Надзиратели стали заставлять заключенных спать голыми на холодном бетонном полу, ограничили пользование ванной, заставляли делать унизительные вещи с особыми извращенными подтекстами, чистить туалеты голыми руками, далее перечислять нет совершенно никакого желания.

Невероятно! Но когда заключенным и надзирателям сказали, что у них есть возможность досрочного освобождения, а потом отменили это решение, никто из них не отказался от участия в эксперименте. Тот факт, что никто из них не обязан проходить через все это, остался для них просто незамеченным, не смотря на то, что в тот момент, заключенные сидели под контролем надзирателей на бетонном полу связанные, в собственных экскрементах, с черными мешками на головах.

Всего через 6 дней Зимбардо пришлось прекратить эксперимент.

Так что людям следует задуматься, тогда, когда они станут возмущаться жестокостью, ведь они, скорее всего, повели бы себя так же в определенной ситуации. Только страх наказания сдерживает людей от насилия над себе подобным. Дайте человеку неограниченную власть в купе с отсутствием контроля, и насилие польется широкой рекой.

Психолог Стенли Милграм из университета Йеля решил исследовать желание человека подчиняться приказам «авторитета». Для этого он решил провести эксперимент, в котором испытуемому отводилась роль «учителя», который должен был провести «проверку памяти» человека, находящегося в другой комнате за стеклом. Каждый раз, когда «ученик» давал неправильный ответ, «учитель» должен был нажать на кнопку, и «ученик» получал удар током. В комнате с «учителем» так же находился человек в лабораторном халате (авторитет), который просто следил за тем, что учитель нажимает кнопку (только следил, не заставлял).

Первый удар имел напряжение в 45 вольт, и с каждым неправильным ответом становился все сильнее. Естественно, по настоящему током никого не били, ученик был актером и симулировал боли и крики. Однако «учитель» об этом и не догадывался.

Многие из «учителей» начинали чувствовать себя не совсем уверенно после нескольких разрядов, затем начинали спрашивать, не стоит ли прекратить. Однако «авторитет» не давал согласия останавливаться. Большинство продолжали нажимать кнопку, увеличивая и увеличивая разряд. Через некоторое время «ученик» начинал барабанить в стекло, умоляя прекратить и жалуясь на боли. Еще через некоторое время он падал и не подавал больше признаков жизни. Как вы думаете, сколько человек продолжали нажимать кнопку и после этого? 5, 10%?

66% ! испытуемых продолжали бить «ученика» током даже после того, как он упал без сознания или вовсе умер, добираясь до максимального значения в 450 вольт. Повторный эксперимент показал аналогичные результаты — большинство продолжает убивать человека пока «авторитет» одобрительно смотрит на это. Никто не попросил остановить эксперимент до достижения разряда в 300 вольт, только после этой отметки и только некоторые начинали чувствовать себя неприятно, хотя убить человека может и разряд в 100 вольт.

Чарльз Шеридан и Ричард Кинг немного развили эксперимент, чтобы исключить подозрение у испытуемых, что за стеклом актер. И вместо человека предлагалось мучить щенка, и ток был настоящий — 80% испытуемых дошли до максимального порога напряжения.

Задумайтесь, 8 из 10 готовы на убийство ради одобрительного «поглаживания» со стороны «авторитета».

Делаем вывод — люди подвержены социальному влиянию даже в банальных мелочах.

2.5 Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения

В 2000 году в журнале Вопросы психологии №5 была опубликована статья Дубова И.Г. и Хвостова А.А. «Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения».

Моральная регуляция своего поведения людьми всегда являлась объектом исследования для представителей самых разных наук, и прежде всего этики, педагогики, социологии и психологии. Последняя при этом, в основном, изучала, каким образом существующие моральные нормы и ценности преломляются в психике конкретного человека, детерминируя его реальное поведение.

Для обоснования своей линии поведения и своих поступков люди обычно выбирают не те моральные ценности или этические принципы, которые находятся в их индивидуальном сознании на вершине идеальной иерархии (позиция «абсолютизма»), а реально признаваемые «своими» ценности или принципы, которые в наибольшей степени оправдывают достижение целей, обусловленных доминирующими в данный момент потребностями.

В разное время на роль высших критериев ценностей авторами этических концепций выдвигались абсолютное благо, добро, усовершенствование мира, истина, красота, самосовершенствование, прогресс, социальная справедливость, общественная польза, интересы государства, народа, класса и многое другое выступали религиозно ориентированные мыслители.

Дубов И.Г. и Хвостов А.А. считают , что наилучшим образом отвечает целям и задачам исследования моральных ценностей и принципов в обыденном сознании метод прямой психодиагностики, напрямую выявляющий представления человека о причинах его поведения. Самым простым вариантом такого исследования являются ответы респондентов на прямой вопрос, почему ими что-то делается.

Безусловно, как и в любом научном процессе, процент угадывания точных и взвешенных решений и ходов может быть достаточно высоким, но он все-таки такой «интуитивный» подход не может стать основой методологии исследования. Любой набор ответов на вопрос, предлагаемый респонденту, должен быть исчерпывающим и включать все возможное богатство ответов.

По мнению Дубова И.Г. и Хвостова А.А. достаточно полным описанием обыденного морального сознания (по крайней мере, морального сознания россиян) является 16-факторная структура. Именно с опорой на 16 смыслов размышляют люди о нравственности, по обозначенным именно ими критериям оценивают свои и чужие поступки.

Они считают, что 16-факторная смысловая структура общественной морали является не только перечнем обязательных параметров (или критериев) нравственной оценки людьми любого поступка окружающих, но и содержательным планом научного описания самой морали, в целом, и различных ее проявлений, в частности.

В ходе исследований авторы статьи выяснили, что с точки зрения опрошенных, вести себя нравственно надо прежде всего ради себя самого, а уже потом ради социального окружения.

Усиливающимися с ростом социального пессимизма основаниями поведения являются желание уберечься от возможного зла и сохранение чувства собственного достоинства. Эти настроения наиболее оттесненных слоев населения удачно ложатся в психологическую парадигму «гордая бедность», хорошо описывающую доминирующую моральную мотивацию социально незащищенной части населения.

В проведенном авторами статьи исследовании была реализована попытка выявления семантической структуры моральной сферы массового обыденного сознания. Проведенный на ее основе опрос позволил сделать ряд замечаний о различиях в мотивационной сфере, характерных для некоторых больших групп населения Карачаево-Черкессии. В частности, исследователями были обнаружены различиях в доминирующих мотивах мужчин и женщин, людей с разным уровнем образования, а также представителей разных национальностей, населяющих КЧР.

Заключение

Перед оперативным, следственным, прокурорским и судебным работником постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных знаний и жизненного опыта, но и глубоких знаний в области юридической психологии.

Очень важными условиями действенности применения психологических знаний являются: установка работников правоохранительных органов на активное применение психологических данных в своей деятельности; и наличие учебных и научно-исследовательских учреждений в правоохранительной сфере, обеспечивающих системность и надежность в использовании психологии.

Юридическая психология занимает особое место в системе подготовки юриста. Она позволяет ему получить знания и умения, позволяющие более глубоко понять психологические причины законопослушного и отклоняющегося поведения, формирования правовой психологии населения и правосознания. Большое внимание в юридической психологии уделяется анализу правоохранительной деятельности и личности работников, ведущих борьбу с правонарушениями. Поэтому можно сказать, что предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или, точнее, психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам /или нарушением норм права/. Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности.

Юридическая психология решает проблемы психологического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.

Литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая Психология. СПб., 1998.

2. Майерс Дэвидс. Социальная психология. СПб., 1997.

3. Общая психология / Под ред. Петровского А.В.

4. Практическая психология. Учебник под ред. Тутушкиной М.К. М.-СПб., 1997.

5. Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете. Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — №5.

6. Гулевич О.А. Направления изучения представлений о справедливости. Вопросы психологии. — 2003. — №3.

7. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Условия выбора норм дистрибутивной справедливости .Психологический журнал. 2004. Т. 25. №3.

8. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения . Вопросы психологии. — 2000. — №5.

9. Ефремова Г.Х., Гранат Н.Д. Эмпирическое исследование правосознания: реальное содержание и задачи формирования . Психологический журнал. — 1988. — №6.

10. Задорожнюк И.Е., Чернилов В.И. Юридическая психология . Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — №3.

10. Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений . Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — №4.

11. Славская А.Н. Личностная интерпретация правовых отношений в контексте российского менталитета . Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — №6.

12. Воловикова М.И., Соснина Л.М. Этнокультурное исследование представлений о справедливости (на примере молдаван и живущих в Молдове цыган) . Вопр. психол. 2001. №2. С. 85-93.

13. Митрохин С. Трактат о толпе . Век XX. и Мир. — 1990. №11.

14. Лебон Г. Толпотворение . Новое время. №3. 1998.

15. Рощин С.К. Психологический журнал. Том 11. №5. 1990.

16. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Москва — Новосибирск. 2001.

17. Васильева О.А. Психологический реагент как объект криминалистического исследования и следственной практики.

18. Бондаренко Татьяна Алексеевна. Стереотип и имидж милиции в социуме. Научная статья.

1 Ратинов А.Р. Судебная психология как наука. Сов. гос-во и право. 1965. № 5 с.55.

2 Дулов а.В. Введение в судебную психологию.М., 1970, с. 50-65, Его же. Судебная психология. Минск, 1975, с. 29-30

3 Васильев В.Л. Юридическая психология. М.,1991,с. 6.