Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты здорового образа жизни молодежи 2">формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 5

1.1. Понятие здорового образа жизни 5

1.2. Содержание образовательной области «Здоровье» в различных программах 9

1.3. Формы, методы и средства формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 15

Глава 2. Практические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 20

2.1. Диагностика представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 20

2.2. Содержание работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 31

Заключение 39

Список литературы 41

Введение

В последние годы все чаще ставится вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей в дошкольном учреждении, создании здоровьесберегающего пространства. Сегодня слова «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение» стали активно внедряться в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем образования, воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей. Это и несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения; недостаточная продуманность здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); отсутствие должной материально-технической базы.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей, уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу, недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры воспитателей и родителей.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее станет его жизнь. ...

Несмотря на то, что поиск путей формирования представлений о здоровом образе жизни ведется уже давно, тем не менее данная проблема остается малоизученной. Требуется обновление содержания образования в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями, с современными тенденциями развития теории и методики дошкольного образования.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья и недостаточной разработанностью проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в современной педагогической науке и практике.

Цель работы – изучить содержание работы педагога по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – содержание работы педагога по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

2. Проанализировать дошкольные программы по образовательной области «Здоровье».

3. Раскрыть формы, методы и средства формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

4. Изучить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать содержание работы педагога по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленнных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных.

Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида №9 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Понятие здорового образа жизни

Понятие здоровья рассматривается в медицине, педагогике, социологии и других науках. Обобщенное определение представлено в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].

В науке термин «здоровье» понимается учеными с различных позиций. Е.Е. Щербаков дополняет определение ВОЗ двумя факторами: «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» [42]. Столь широкое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием.

32 стр., 15527 слов

«Формирование ценностей здорового образа жизни детей старшего ...

... и спортом» [24, с. 14]. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Скоморохов Б.Е. и Титова А.А.: ...

Ю.П. Лисицын считает, что здоровье – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями.

В.П. Казначеев отмечает, что здоровье есть процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций [5].

И.И. Брехман подчеркивает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резки……

Список литературы

1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992.– 159 с.

2. Алиев, М.В. Формирование правильной осанки [Текст] / М.В. Алиев // Домашнее воспитание. — 1993. — №2. — С.17-21.

3. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1-3 [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с.

4. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4-5 [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 44 с.

5. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / А.Ю. Антонов, Е.Ю. Иванова // Обруч. — 1996. — №1. — С.5-6.

6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1967. — 445 с.

7. Береснева, З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З.И. Береснева. — М.: Сфера, 2005. – 32 с.

8. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 1981. — 274 с.

9. Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова. — М.: Сфера, 2006. – 128 с.

10. Вержбицкая, Н.А. Массаж — одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) [Текст] / Н.А. Вержбицкая //Дошкольное воспитание. — 1999. — №3. — С. 45-48

11. Востриков, В.А. Физкультурно-образовательные предпосылки здоровьесбережения [Текст] / В.А. Востриков // Оздоровительные технологии XXI века. – Челябинск, 2002. – С.48-49.

12. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам [Текст] / Л.Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999. — 167 с.

13. Гордеева, В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ [Текст] / В.А. Гордеева // Управление ДОУ. — 2006. — №8. – С.63.

14. Гуров, В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация [Текст] / В.А. Гуров // Валеология. — 2006. — №1. — С. 53-59.

15. Данилина, Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом [Текст] / Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.:АРКТИ, 2004. – 77с.

4 стр., 1833 слов

Формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях дошкольного ...

... Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, оптимальному использованию ...

16. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская.– М.: Педагогическое общество России, 2005.– 96 с.

17. Доронова, Т. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001. — №9. — С.5-8.

18. Евдокимова, Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова // Управление ДОУ. — 2004. — №1. – С.71.

19. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 2001. – 324 с.

20. Ефименко, Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.Н. Ефименко. — М.: Академия, 1999. — 255 с.

21. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] // Вестник образования. — 1992. — №11.

22. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века [Текст] / Авторы-составители Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М.: АРКТИ, 2000. — 88 с.

23. Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. — 1999. — №9. — С. 23-26.

24. Змановский, Ю.Ф. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Труды 1 Международной научно-практической конференции [Текст] / Ю.Ф. Змановский, Ю.Е. Лукоянов; под ред. Ю.Ф. Змановского. — Дубна, 1999. — 285 с.

25. Зуйкова, М.Б. Режим – путь к здоровью [Текст] / М.Б. Зуйкова // Управление ДОУ. — 2006. — №1. – С.60-71.

26. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию [Текст] / Э.М. Казин. — М.: Владос, 2000. — 192 с.

27. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2009. – 208 с.

28. Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцева. — М.: Линка-Пресс, 2000. — 275 с.

29. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.

30. Лукина, Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью [Текст] / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. — 2006. — №7. – С.84-95.

31. Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] / С.М. Мартынов. — М.: Просвещение, 1991. — 390 с.

32. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. — М.: Академия, 2000. — 326 с.

33. Пастухова, И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / И.О. Пастухова // Управление ДОУ. – 2004. — №4. – С.33-35.

34. Праздников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста [Текст] / В.П. Праздников. — Л.: Медицина, 1983. — 176 с.

35. Репин, С.А. Документационное обеспечение здоровьесбережения в образовательных учреждениях [Текст] / С.А. Репин, С.Г. Сериков. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. — 230 с.

36. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т. — М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – Т.1. — 608 с.

37. Рунова, М.А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка [Текст] / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. — 1999. — №6. — С. 34-37.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука ... организованности. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, развиваются умственные способности, воспитываются положительные ...

38. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании [Текст] / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. — Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. – 242 с.

39. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АРКИ, 2005. – 320 с.

40. Суравегина, И.Т. Здоровье человека как экологическая проблема: образовательный аспект [Текст] / И.Т. Суравегина // Экология и жизнь. — 2006. — №1. — С.34-38.

41. Федоровская, О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ [Текст] / О.М. Федоровская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.

42. Щербакова, Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация [Текст] / Щербакова Е.Е. // Валеология. — 2006. — №2. — С.9