Тема 2 Этическая сторона проведения психологических исследований

Тема 1.Категория «методология» в системе смежных понятий

1. Как называется сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности:

2. Что позволяет объяснять и предсказывать явления:

3. Приемы и операции практического и теоретического освоения действительности:

4. Единственной характеристикой науки является:

5. Научный метод может служить для:

6. Приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения:

7. Конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры:

8. В чем основной смысл тезиса о том, что научному мышлению свойственна объективность?

9. Какое определение не касается характеристики псевдонауки:

10. Что, по мнению Куна, является главным в нежелании ученого отказаться от излюбленной теории?

11. К способам познания относятся (3):

12. На чем основывается метод априори (2):

13. Как называются искажения в науке, вызванным социальным ожиданием ученого (3):

14. Как называется концепция, суть которой заключается в том, что события могут быть предсказаны с вероятностью выше вероятности случая, но ниже 100% (2):

15. Какие особенности характерны для мышления ученых в целом и исследователей-психологов в частности? (3):

16. Чем характеризуется научное мышление в психологии? (3):

17. Эмпирические вопросы предполагают (2):

18. Псевдонаука — это:

19. Отличительными чертами псевдонауки являются:

20. Результативность и качество исследования определяется взаимосвязью:

21. Для познавательной ситуации характерно:

22. Сторона, или аспект объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы:

23. Область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций:

24. Постэкспериментальная процедура, в которой исследователь подробно обсуждают с испытуемым все аспекты исследования:

25. Открытые устойчивые связи между явлениями, описывающие, объясняющие и предсказывающие явления объективной действительности, — это:

26. Целостное представление закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности это:

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... увеличение частоты попыток самоубийства создает условия для всестороннего изучения и анализа этого явления. Благодаря развитию знаний в этой области установлено, что далеко не все ...

27. По способу построения различают теории (2):

28. Концепция мотивации А. Маслоу относится к:

29. Теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера относится к:

30. Экологическая концепция восприятия Дж. Гибсона относится к:

31. Теория когнитивного баланса Д. Хоманса относится к:

32. Теория интеллекта Ж. Пиаже относится к:

33. Теория мотивации К. Левина относится к:

34. Теория личностных конструктов Дж. Келли относится к:

35. Научные работы, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области, это:

36. Исследования, проводимые в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность, это:

37. Пробно-поисковое исследование, которое проводится до основного исследования, это:

38. Какие из следующих утверждений, сравнивающих полевые исследования с лабораторными, верны?

Тема 2 Этическая сторона проведения психологических исследований

39. К общим принципам этического кодекса психологических исследований относится:

40. Для прикладных исследований характерно:

41. Для получения осведомленного согласия участникам сообщают:

42. Для участия в программе по снижению повышенного кровяного давления отобрали 50 добровольцев, которым остался один год до выхода на пенсию. Через год после выхода людей на пенсию все 50 человек продолжали участвовать в программе, а их кровяное давление снизилось. Какой угрожающий внутренней валидности фактор затрудняет интерпретацию данных этого исследования?

43. Изучение использования мистификации в психологических исследованиях показало, что:

44. Одно из предсказаний на основе теории выученной беспомощности: если животные имели предварительный положительный опыт избегания воздействия, то вероятность формирования у них стандартной беспомощности в ходе неконтролируемого воздействия электрического шока будет ниже. Представьте, что вы провели исследование для проверки этой идеи и оно показало, что у собак, в начале эксперимента успешно избегавших шока, в дальнейшем не вырабатывается беспомощность. Какой вывод можно сделать на основании этих фактов?

9 стр., 4320 слов

Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации

... но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете. К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др. ...

45. Все следующие пункты входят в кодекс по использованию животных в исследованиях, кроме:

46. Что из ниже перечисленного верно в отношении фальсификации исследовательских данных?

47. Этические принципы исследований с участием людей допускают:

Тема 10. Классификация методов психологического исследования.

180. К теоретическим методам относятся (3):

181. Когда используется перекрестный метод:

182. Служба помощи семьям ввела новую программу по консультированию по вопросам задолженностей. Исследователь, занимающийся оценкой этой программы, периодически присутствует при таких обсуждениях, чтобы определить, соответствует ли происходящее плану. К какому виду относится такая процедура по оценке программы?

183. К донаучным методам не относится:

184. К качественным методам относятся (3):

185. Г. Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы (3):

186. Формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке:

187. Как называется метод непосредственного восприятие, «схватывание» психических состояний другого человека:

188. Б. Г. Ананьев выделил следующие группы методов (3):

189. И.Б.Гриншпун выделил методы (3):

190. Не столько конкретный способ исследования, сколько процедурную стратегию представляют:

191. Психология индивидуальных различий базируется на (2):

192. Позволяет выявить динамику изменений (развития):

193. В первую очередь объяснительными принципами являются (2):

194. Эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния кроме одной независимой переменной – это:

195. К теоретическим методам относятся (2):

196. К генетическим методам относятся (3):

197. Опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения:

198. Опыт-задание, выполняемый испытуемым с целью обнаружения или измерения у него каких-либо качеств:

199. Полномасштабное эмпирическое исследование, выполняемое с целью получения новых научных данных по интересующей экспериментатора проблеме:

200. К основным методам количественного анализа (и синтеза) в психологии относятся (2):

201. К интерпретационным методам относятся (2):

202. К неэкспериментальным психологическим методами относятся (3):

203. Методы вторичной обработки данных – это (3):

204. Методы, которыеявляются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования, это:

205. Методы, которые позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что даёт возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность, это:

12 стр., 5755 слов

Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью

... исследования - профориентационная работа с молодежью. Предмет исследования - интерактивные методы профориентационной работы с молодёжью. Задачи исследования: .Проанализировать понятия: «профориентация», «методы профориентации», «интерактивные методы профориентационной работы». ... молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях. Работа профориентолога ...

206. К качественным методам относятся (2):

207. Описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности – это:

208. Опыт, итоги которого сравниваются с результатами основного эксперимента:

209. Позволяет строго дозировать стимуляцию и контролировать прочие воздействия:

210. В определенной мере промежуточную форму между экспериментом и объективным наблюдением представляет:

211. Главными недостатком лабораторного эксперимента является (2):

212. Синонимом естественного эксперимента выступает:

213. Метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту:

214. Предполагает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств:

215. Метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях – это:

216. Глубинное фокусированное интервью в форме серий групповых дискуссий– это:

217. Ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью в контент-анализе – это:

218. Для какого вида исследований наиболее вероятно установление таких сильных взаимосвязей экспериментатора с группой, что он теряет объективность?

219. Как решается проблема реактивности при проведении естественных наблюдений?

220. Основное преимущество метода интервью перед письменными и телефонными опросами заключается в том, что интервью:

221. На какой из перечисленных ниже эмпирических вопросов лучший ответ даст архивное исследование?

222. Какое из следующих утверждений об исследовании конкретных примеров как о методе верно?

223. Метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов:

Тема 11. Общая схема, логика и этапы психологического исследования

224. Наилучшая из имеющихся апроксимаций истинных высказываний, включая высказывания, затрагивающие причинно-следственные связи, установление точности выводов исследования и подчеркивает относительный характер истины, которой возможно достичь в социальных науках:

225. Один из самых важных типов валидности, который действительно касается отношений между зависимыми и независимыми переменными, связана с особыми процедурами, которые позволяют определить, насколько выводы, сделанные в данном исследовании, достоверны:

226. Нормативный процесс построения научного исследования:

227. Требующий решения основной вопрос, возникающий, когда имеющихся знаний недостаточно для решения какой-либо научной загадки и неизвестен способ добывания недостающих знаний:

228. Вопрос, для ответа на который в науке отсутствуют знания или их недостаточно:

229. Конкретное психическое явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности, это:

7 стр., 3420 слов

Специфика применения в практике заместителя командира роты по ...

... вида деятельности - психологической работы. Разработка концептуальной модели и практическая организация системы работы по психологическому воздействию в ВС ... сегодняшний день имеется только одно диссертационное исследование Николина B.C., в котором автор анализирует ... аппарат по воспитательной работе - профессионалы, мастера организации боя и руководства войсками; связь обеспечена, товарищи- ...

230. В качестве этапа исследования выделяется:

231. Те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой и отвечают на вопрос, какую психологическую реальность изучал психолог:

232. Утверждение, которое устанавливает отношение между понятиями или переменными:

233. Определите объект исследования в работе «Роль пространственного воображения в развитии технических способностей»:

234. Определите предмет исследования в работе «Психологические особенности межличностных отношений в разновозрастной группе детского сада»:

235. Организация проведения психологического исследования включает (3):

236. Определите объект исследования в работе «Психологические предпосылки совершенствования чтения школьников и студентов»:

237. Определите предмет исследования в работе «Совершенствование чтения учащихся в зависимости от индивидуального стиля их познавательной деятельности»:

238. Определите объект исследования в работе «О воспитании педагогической наблюдательности у будущих педагогов»:

239. Определите предмет исследования в работе «Влияние задержанной обратной акустической связи на речепроизводство»:

240. Определите объект исследования в работе «Диагностика математического мышления как компонента математических способностей»:

241. Определите предмет исследования в работе «Восприятие старшеклассниками художественного изображения человека как субъекта труда»:

242. Организация проведения психологического исследования включает (3):

243. Организация проведения психологического исследования включает (3):

Тема 12. Составление плана научного исследования

244. Под исследовательским процессом понимается один из видов целенаправленной деятельности, отличающийся от других видов тем, что (3):

245. Этапы психологического экспериментального исследования включают (3):

246. К факторам, нарушающих внутреннюю валидность, относятся (3):

247. Неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах исследования, это:

248. К факторам, нарушающих внутреннюю валидность, не относятся (2):

249. Конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздействия, это:

250. Признаками причинной связи между двумя явлениями являются (3):

251. В исследовании памяти экспериментатор хочет показать, что использование зрительных образов улучшает запоминание. Одних участников попросили придумывать образы, а других — просто повторять каждое слово по два раза. Поскольку формирование образов занимает больше времени, чем повторение слов, создающей образы группе слова демонстрировали с более низкой скоростью (4 секунды на каждое), чем группе, повторяющей слова (2 секунды на слово).

5 стр., 2499 слов

Организация работы психологической консультации

... и группа (семейная, производственная). 1.Режим работы психологической консультации Наиболее удобным для клиентов считается такой режим работы психологической консультации, который более всего соответствует ... необходимо исходить в большинстве случаев, практически планируя работу психологической консультации. Устанавливая индивидуальный режим работы психолога-консультанта, следует принимать в расчет ...

Какое из следующих утверждений верно?

252. Основное преимущество межсубъектного плана перед внутрисубъектным заключается в том, что межсубъектный план:

253. Какое из следующих утверждений о блоковой рандомизации верно?

254. Постановка научной проблемы предполагает (4):

255. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие (2):

256. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие (3):