Динамика групповых и личностных изменений в процессе взаимодействия клиента с психологом в различных видах психологического воздействия

Групповая динамика —совокупность внутригрупповых, соц-пси процессов и явлений, харак весь цикл жиз-ти малых групп: образование, функционирование, развитие, регресс, распад.

 

Этапы гр.д. по Немировскому:

a. мы – они (рождение группы)

b. я – они (противопоставление я – участника они – группе)

c. я – ты (переживание своей близости с группой, переход на личностный уровень)

d. я – я (обращение к своей уникальности, тождественности)

По Митиной «Модель конструктивного изменения поведения»

· мотивационные изменения (готовность), осознание себя

· когнитивные изменения (осознание), активное самопознание, увлечение ИНФО об участниках

· аффективные изменения (переоценка), человек эмоциональная переоценка ИНФО, осмысление поведения, действие

· поведенческие изменения (действия), закрепление новых способов поведения, экспериментирование

 

В процессе принятия решения члены группы сталкиваются со следующими вопросами:

  1. «В чем дело?». Ответ на этот вопрос требует, во-первых, получения информации о существе проблемы, о сложившейся ситуации, а во-вторых, разработки системы норм и критериев, на основе которых можно было бы сформулировать принципиальные положения будущего решения.
  2. «Что делать?». При ответе на этот вопрос выдвигаются разные предположения, и в итоге принимается окончательное решение.
  3. «При чем тут мы?». При ответе на этот вопрос возникают либо включенность членов группы в решение задачи, их единство, заинтересованность в принятии согласованного решения, либо разброд, конфликтность, напряженность в отношениях.

 

1. Начало проекта (Ориентация и зависимость).мероприятие планируется и разрабатывается; проводится запись участников; происходит первая встреча; уточняются цели группы; обсуждаются формы работы. На этой стадии большинство участников ощущает любопытство, неуверенность и некоторую застенчивость. Каждый надеется быть принятым и найти место в данном сообществе. Что важно понимать ведущему:Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... как к цели. Вопрос 46. Детерминизм – это: - основополагающие морально-этические понятие, в котором выражается нравственная оценка поведения людей – отдельного человека или социальных групп, а также, ... противоположностей. - закон перехода количественных изменений в качественные. - закон отрицание отрицания (двойного отрицания). - все перечисленные. Вопрос 28. Главным принципом диалектики является: ...

2. Знакомство друг с другом. Группа устанавливает правила, происходит разделение ролей и задач. Отношения внутри группы становятся более дружескими, участники — более терпимыми, постепенно возникает доверие и ощущение уверенности.

3. Начало работы. Участники готовы вносить свой вклад в жизнь группы и активно работать. В то же время, группа учится обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение ведущего и других членов группы. Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер.

4. Период конфронтации. возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. Напряжение в группе связано с внутренним напряжением каждого члена группы и сопровождается самыми разнообразными чувствами и состояниями — тревогой, страхом, подавленностью, враждебностью, агрессивностью. Обычно в ситуациях напряжения пациенты демонстрируют привычные, характерные для их поведения в реальной жизни стереотипы, подавляют свои чувства, пытаются их скрыть, проецируют на других или открыто выражают, что само по себе имеет важное диагностическое значение и дает материал для дальнейшей психотерапевтической работы. Что важно знать ведущему: Наиболее целесообразными в данной ситуации являются действия, направленные на перевод конфликта в открытые формы и с последующей работой по его разрешению. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Важной составляющей этой фазы является наличие у пациентов агрессивных чувств к психотерапевт.

Помочь выйти из этой ситуации и конструктивно ее разрешить может только открытая конфронтация группы с психотерапевтом, а по сути — со своими собственными чувствами. Открытое выражение чувств в отношении психотерапевта, с одной стороны, является предпосылкой для развития истинной сплоченности, а с другой — уже в этот период создает благоприятные условия для вскрытия и анализа многих значимых для пациентов проблем, таких как поиск поддержки, зависимость и самостоятельность, подчинение и доминирование, ответственность, соперничество, взаимоотношения с авторитетами (в том числе, и с родителями), атрибутирование негативных эмоций. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы.

5. Развитие синергии (Сплоченность и сотрудничество, достижения и свершения). Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Группа готова признавать успехи, принимать различия и решать конфликты. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности. Не все группы достигают пятой стадии.

7 стр., 3209 слов

Изучение особенностей проявления агрессии

... же эксперимент провели с группой, чернокожих американцев, результат был аналогичным, американцы с черной кожей проявили больше агрессии по отношению к другим участникам эксперимента, как к белым ... сдержать, приступ ярости направленный на объект который способствует фрустрированию какой-либо его потребности, например который мешает выполнению желаемого действия, поступка. Так же необходимо учитывать ...

6. Завершение работы группы. Можно сказать, что это тот момент, когда пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи.

Ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. Участники довольны в большей или меньшей степени.

 

В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Перлз называет уровнями невроза:

1. Уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Больной неврозом живет согласно ожиданиям других, в результате собственные потребности и цели остаются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, подавленность и бессмысленность своего существования.

2. Фобический – связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха.

3. Тупик – характеризуется тем, что клиент не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

4. Имплозия– состояние внутреннего сметения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. Клиент может испытывать огромное внутреннее давление, даже страх смерти.

5. Эксплозия (взрыв) – достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая которая обладает способностью к переживанию и выражению своих эмоций.

 

Традиционно выделяют четыре основные стадии цикла контакта, и связанные с ними прерывания контакта.
1.Преконтакт — неопределенность, слияние, потребность в безопасности и доверии, не проявленный голод.

2. Контакт — тревога, выделение фигуры, интроекция, проекция, формирование мотива, агрессия, конфронтация, ретрофлексия, стыд.

3. Финальный контакт — осуществление действий, выход в среду, эгоизм.

4. Постконтакт — интеграция, осознание опыта, сытость, удовлетворение, радость, формирование симптомов.

 

Сопротивление отражает наличие противоречивой мотивации к лечению: с одной стороны, сознательного стремления к выздоровлению, с другой — неосознаваемой потребности в сохранении заболевания, так называемой «условной желательности болезни».

Агрессия сопровождается выраженным специфическим аффективным состоянием, которое всегда переживается как амбивалентное , колеблющееся с большой частотой между страхом и яростью . В этологии чаще всего говорят об агрессивном поведении, т.е. активных действиях животного, связанное с борьбой, противостоянием или конкуренцией, и приводящее к устранению препятствия, запугивания, подавления, нанесения травм или убийства другой особи.

Суть сплочения — в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность.

Интеграция детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.

6 стр., 2924 слов

Формирование и развитие волевых качеств личности школьника

... в самовоспитании. Целью данной работы является изучение формирования и развития волевых качеств личности школьников на уроках физической ... личности школьника являются важными в общей системе воспитания. Психология физического воспитания способствует рациональному решению практических задач общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера с учетом анализа психологических сторон ...

Проекция — напряжение проецируется в людей или в объекты среды. В этой стадии фразы имеют адресата.

Конфлюенция — Эго Ч. Находитя в слиянии с потребностным полем (чего хочу не знаю).

Внутренний план — ощущение тумана. Внешний — тихая речь, смятое тело. Проявление в группе — Ч. молчит, соглашается со всем, у них все хорошо.