Профессионально-этические нормы в психологической работе

2

Тема: Профессионально-этические нормы в психологической работе

Профессионально-этические нормы

в психологической работе

Психологическая работа — это весьма сложная и ответственная область профес­сиональной деятельности, которая может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз).

Психолог владеет информацией, небрежное использование которой может нанести непоп­равимый вред отдельным людям, семьям, рабочим коллективам, ав­торитету профессиональной психологии.

В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации руководителям (менеджерам), предоставлять им не­обходимые данные о персонале в интересах обеспечения организакционно-управленческой работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. Именно поэтому к психологам, как основным специалистам в области такой сложной работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых по­зволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведе­ния при конфликте между нормами субординации и нравственности.

Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню про­фессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфи­ческих нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным со­обществом, так и с испытуемыми (клиентами).

Рассматриваемые требования сформулированы в ряде принципов.

  1. Принцип соблюдения тайны.

Этот принцип означает, что любая информа­ция, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного правила есть исключения, о которых клиент всегда должен быть предупрежден заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время при­ема о чем-то таком, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

9 стр., 4411 слов

Профессионально значимые качества психолога и их исследование

... корректировать. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на ... которым взаимодействует психолог, хорошая распределяемость внимания. Память должна быть преимущественно произвольная, долговременная, зрительная, слуховая. Преимущественные способы переработки информации: анализ и ...

  1. Принцип ненанесения ущерба.

Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Психолог обязан:

  • уважать личную неприкосновенность работников, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без при­сутствия третьих лиц;
  • разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок исполь­зования полученной информации;
  • не использовать методик и процедур, оскорбляющих личное достоинство че­ловека;
  • оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать руководителей, других лиц об этических требо­ваниях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;
  • предоставлять испытуемому результаты психологического обследования в форме, доступной для его понимания.

  1. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов.

Данный принцип требует, чтобы методы и средства, при­меняемые психологом, были валидными и надежными, т.е. давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых он ясно понимает, считает достаточно осво­енными и предвидит последствия их применения. Выводы, которые делает пси­холог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

  1. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи.

Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психо­логу-консультанту ситуацию. В определении факторов, которые обусловливают возможность позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессио­нальных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента.

  1. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

Психо­лог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью работник (клиент) чувствует себя спокойно и комфортно во время приема. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, спо­собствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек — все достойно доб­рожелательного внимания.

12 стр., 5797 слов

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними

... и есть основная задача психологического консультирования. Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, ... в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет ...

  1. Принцип эффективности рекомендаций.

Этот принцип предполагает, что ре­комендации психолога обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эф­фективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности и компетенции тех лиц, которым они адресуются.

  1. Принцип рефлексии профессиональных ограничений.

Психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко пред­ставлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять толь­ко проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздей­ствия на людей.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психо­лога, необходимо воздерживаться от применения административных мер без тща­тельного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых воздействий. В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами службы управления персоналом. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности.