Структура педагогического мастерства
1. Знание предмета
• профессиональная компетентность;
• высокая специально-практическая подготовленность;
• опыт в воспитании и обучении;
• научная квалификация.
2. Педагогическое творчество
• творческое воображение;
• нестандартное мышление;
• потребность в поиске новой информации;
• постоянное стремление к совершенству;
• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.
3. Педагогическая технология
• техника и экспрессия речи;
• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;
• выразительность мимики и жестов;
• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;
• владение образцовым показом приема, действия.
4. Педагогический стиль
• педагогическая направленность и убежденность;
• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;
• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);
• педагогический такт и этика;
• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);
• умение слушать и слышать.
5.
Качества личности
• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;
• рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.
• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;
• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)
• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность.
Понятие о технике речи. Требования к речи педагога.
Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.
11 стр., 5191 слов
Психодиагностика и психокоррекция эмпатии у подростков 12-15 лет
... а) Методика «Уровень эмпатии» б) Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В. & ... падает на руки участников группы. 5. рефлексия занятия; 6. прощание. Занятие № 4 ... : Упражнение «Бегущая волна» Цель: развитие умения различать силу и «качество» эмоции Тренером ...
Требования к речи учителя
1) Правильность и чистота. Правильность – это соответствие речи нормам литературного языка.
2) Точность речи учителя– это прежде всего терминологическая точность. Так, некорректно говорить «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрягаться, при этом по своему лексическому значению слово не изменяется).
3) Уместность речи учителя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, различных способов привлечения внимания учащихся, в четкой постановке вопросов и т. п.
4) Коммуникативно-целесообразная речьучителя не допускает грубости и бестактности, например таких замечаний: «Сиди и молчи!», «Ну, что сидишь, я же вошла в класс» и др.
5) Немногословность, четкость речи. Учитель не может позволить себе говорить многословно (учебное время ограниченно) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо.
6) Учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания младшими школьниками (отобрать языковые средства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-речевой ситуации).
7) Употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных).
Технология информационно-речевого воздействия педагога.
Информативное речевое воздействие обесᴨȇчивается пятью технологическими умениями.
1. Пластические умения. В понятие «пластические умения» входят умения ᴨȇдагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, а также транслировать некоторую часть информации и влиять на создание благоприятной для восприятия атмосферы. Прежде всего выделим умение учителя принимать «открытую позу»: ноги — на ширине плеч, одна чуть вᴨȇреди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность.
2. Логические умения. Эта группа умений связана со способностью учителя конструировать содержание диалога и фразы, с которыми он обращается к детям. Одним из наиболее важных умений здесь является соблюдение логической последовательности «тезис — аргумент-иллюстрация», которая понятна и доступна ребенку любого возраста.
3. Экспрессивные умения составляют третью группу информативных речевых умений. Они повышают эмоциональную окраску содержания, делая его более доступным для восприятия детей. Здесь можно выделить два компонента: образность и интонационную выразительность.
4. Дискуссионные умения. С помощью этих умений ᴨȇдагогу в работе с детьми удается создать (инструментовать) два образа: образ сотрудничества и образ собеседования. Образ сотрудничества можно создать во время совместной работы с детьми. Общение ведется в форме диалога, дается возможность высказаться каждому ребенку.
11 стр., 5493 слов
Влияние семейного общения на развитие речи ребенка
... старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать ... на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять, ...
Образ собеседования представляет собой своеобразную технологию ведения дискуссии и складывается из следующих правил. Во-ᴨȇрвых, необходимо научиться уяснять смысл разговора или отдельных фраз оппонента, а для этого следует воспроизвести его тезис и исключить возможные неточности восприятия. Во-вторых, требуется определиться в исходных понятиях и согласовать трактовку употребляемых терминов. В-третьих, нужно поощрять партнера по дискуссии, создавать условия, исключающие недосказанность, чтобы лучше и глубже понять его. В-четвертых, предоставлять ему право на несогласие. И, в-пятых, «не давить» на авторитеты.
5. Перцептивные умения.В эту группу входят умения, связанные с чувственным восприятием (умение видеть, умение слышать и т.д.).
В отличие от психологического взгляда на эти процессы, здесь акцент делается на умении ᴨȇдагога воспринимать мир так, как воспринимают его дети, и с учетом особенностей детского отражения действительности выстраивать свое взаимодействие с ними. Наблюдая за учениками, преподаватель способен выявить эти особенности, и для такой исследовательской работы ему не требуются сᴨȇциальные научные знания.
4) Педагогическое общение: понятие, сущность и функции.
Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев).
Сущность:
Педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.
Общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.
Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.
Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.
В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями, на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.
Стили педагогического общения. Стили руководства педагогическим общением.
Рассмотрим типичные стили педагогического общения, характеристика которых дана В. А. Кан-Каликом .
Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».
Поощрение и наказание в воспитании младших школьников
... подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание. Их ... Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания. [19] Поощрения и наказания в школе должны строиться на ...
В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.
Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение,которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.
Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.
Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.
Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.
Презентация на тему: Освобождение от наказания
... и материалов личного дела осужденного следует, что Г. за период отбывания наказания имел 6 поощрений, взысканий не имел, ежемесячно погашал задолженность по иску, вину признал ... частичное или полное возмещение причиненного ущерба, отсутствие взысканий и наличие поощрений, указывали срок фактически отбытого наказания, после которого может быть применено условно-досрочноеосвобождение в соответствии ...
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».
Поощрение и наказание как средства педагогической коррекции. Формы и виды поощрения и наказания.
Использованию поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.
Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами – их педагогической коррекции.
Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования более значимых потребностей личности и коллектива.
На первых порах работы с коллективом педагог поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.
Ситуация наказания – это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно.
Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры.
Виды поощрения и наказания:
1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.
Рассмотрим вначале основные формы поощрения — это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.
Одобрение — простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
28 стр., 13822 слов
Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного ...
... консультирования. 2. Сферы применения и основные направления в практике консультирования. 3. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта. Существуют поверхностные и более ... с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости - дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции ...
Похвала — это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.
Благодарность- коллективная и индивидуальная. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.
Присуждение почетного места в соревновании — широко используемая форма поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивных команд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованном соревновании различные по своим личностным качествам дети и подростки могут проявить себя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогов и других учащихся, либо ребенок по каким-то внутренним или внешним причинам не мог раскрыть раньше. При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и своих силах, но стимулировать ребенка к более высоким результатам.
Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами.
Поручение почетных обязанностей.В школе это может быть поручение обязанностей лаборанта, ассистента учителя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Это поощрение воспринимается школьниками как оказание высокого доверия к ним и признание их самостоятельной личностью, поэтому эта форма поощрения воспринимается весьма положительно и высоко ценится не только подростками, но и учащимися старших классов. Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав.
Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных форм наказания: наиболее распространенной формой наказания является замечаниеучителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования. Разумеется, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной особенно в младших классах.
В отдельных случаях педагогом может быть использована такая форма наказания, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его да место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.
Психологические требования к профессиональной деятельности учителя
... это как неподчинение ученика требованиям учителя. Решение педагогических задач требует от учителя немедленных действий в педагогической ... выполнение этого труда. 1. Педагогическая деятельность учителя Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью ... «кого учить»); 3) выбор и применение методов, форм, средств воздействий и их комбинаций (группа воздействия ...
Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим одноклассникам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса.
Весьма серьезная форма наказания — выговор. Смысл выговора — в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его друзей и одноклассников эта форма наказания становится весьма сильной.
Исключение из школы или перевод в другой класс как одна из форм наказаний является самой жесткой, однако ее целесообразность, мягко говоря, вызывает сомнения. Так как в действительности перевод в другой класс и тем более в другую школу оправдывает себя редко, и делать это надо лишь в том случае, если есть достаточная обоснованная уверенность, что это наказание принесет реальный воспитательный эффект. Гласное решение вопроса на совместном совещании администрации, общественных организаций, учителей обеих школ — вот единственно возможный путь для педагогически целесообразного решения подобной ситуации.
Используется, такая форма, как поручение дополнительных трудовых обязанностей.
Отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой формы целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими одноклассниками.
Понятие о педагогическом требовании. Виды и формы требований.
Педагогическое требование – метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств.
Различают прямые требования и косвенные. Для прямых требований характерны императивность, конкретность, определенность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Требование предъявляется решительным тоном. Воздействие осуществляется широким спектром оттенков требования, которые выражаются силой голоса, мимикой, интонацией. Косвенное же требование (одобрение, доверие, намек, совет, просьба, и т.д.) от прямого отличается тем, что стимул вызванные прямым требованием психологические факторы: стремления воспитанников, интересы, переживания и т.д.
Перечислим наиболее употребляемые виды косвенного требования.
1. Требование-совет. Это убеждение воспитанника в целесообразности, и необходимости выполнения действий рекомендуемых педагогом. Можно считать совет принятым, если воспитанник наставнике видит старшего, авторитетного товарища, мнение которого он уважает.
Методика оценки работы учителя (МОРУ)
... объективности оценивания фиксировать проявления педагогических компетентностей конкретным учителем целесообразно двумя наблюдателями. Затем данные, полученные разными наблюдателями, ... МОРУ ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в моем ...
2. Требование-игра.Опытные воспитатели пользуются детским интересом к игре для осуществления самых различных требований. От игры дети получают огромное удовольствие, вместе с этим, сами того не замечая, выполняют все предъявляемые требования. Игра самая эффективная и гуманная форма предъявления требования, хотя подразумевающая под собой высокий уровень мастерства.
3. Требование доверием. Между воспитуемыми и воспитателями формируются дружеские отношения, доверие является, в данном случае, естественным отношением двух сторон, уважающих друг друга.
4. В некоторых случаях эффективным является требование-просьба. Если коллектив хорошо, сплоченно организован, то просьба является самым употребляемым средством воздействия на окружающих. Основа данного требования – товарищеские отношения между воспитателем и воспитанниками. Просьба – форма проявления взаимного сотрудничества, доверия, уважения.
5. Следующий близкий к просьбе вид требования – это требование-намек, широко используется педагогами в работе со старшими классами
6. Также существует требование-одобрение. Высказывание одобрения педагогом – сильный стимул. На практике мастера педагогического труда одобряют различные методы требования, применяют формы имеющие целесообразность в зависимости от сложившихся отношений с воспитанниками.
Выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования. В основном прямые запреты негативны, так как всегда вызывают бурную отрицательную реакцию учеников.
Существуют негативные косвенные требования: угрозы и осуждения.
Среди разнообразия форм и видов педагогического требования выделяются требования непосредственные и опосредованные. Требование, при помощи которого воспитатель от воспитанника сам добивается нужного ему поведения, называется непосредственным. Требования учеников друг к другу, организованные педагогом, – опосредованные. Они вызывают цепочку действий – каждое последующее действие передаёт требование от одних воспитанников другим.
Прямое требование предполагает в своем предъявлении определенную форму инструктажа,в качестве которой могут выступать: показ; разъяснение; предостережение; предупреждение; поэтапное исполнение; предварительная демонстрация.
Предъявление прямого требованияможет иметь стимулирующие сопровождения:
— предваряющее деятельность образное описание результата;
— игровое оформление деятельности;
— элементы состязания;
— сопровождающие поощрения;
— ограничение времени, предоставляемого для запланированной деятельности.
9. Технологические приемы педагогического требования: слово, мимика, пантомимика, поза и др. Технологические правила требования.
Педагогические требование — это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.
1 стр., 378 слов
Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников ...
... подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят 5 ... 1 Педагог не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников 11. Учитель может быстро организовать класс для решения ... Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 ...
Формы педагогических требований делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные делятся на непосредственные(просьба, совет, рекомендация, деловое распоряжение «Пожалуйста, откройте тетради», приказ) и опосредованные(рассказ, аналогия, вопрос, удивление, намек).
Невербальныеделятся на паузу(приостановление речи), мимику(движение лица, выражающее внутреннее состояние) и пластику(различные жесты, движения).
Пантомимика– это выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях.
Самовоспитание и самообразование педагога
Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической деятельности требует от учителя постоянного развития. Профессия учителя – одна из тех, которая заставляет человека все время расти, изменяться в соответствии с новыми социальными требованиями, в соответствии с новыми запросами общества, учеников, каждое следующее поколение которых привносит новые ценности, традиции, нормы общения. Учитель не может позволить себе «остановиться» на том этапе развития и образования, которое он получил в процессе профессиональной подготовки. Профессиональное образование – это лишь важная и значимая основа, платформа для дальнейшего профессионального становления и роста педагога.
Таким образом, чтобы достичь вершин педагогической деятельности, нс потерять к ней интерес, ощущать внутреннее удовлетворение от выполняемой работы, учитель должен постоянно работать над собой.
Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности.
Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо затрудняют ее.
В основе профессионального самовоспитания, как и в основе всей деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель – значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.).
Субъективная постановка определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на будущее. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного (внешнего), так и субъективного (внутреннего) характера.
К внешним факторам, влияющим па процесс самовоспитания, относят:
– положение учителя в обществе (позитивное или негативное отношение к учителю);
– педагогический коллектив (психологический климат, сплоченность, отношения внутри коллектива и т.д.);
– стиль руководства школой (создание для учителя ситуации успеха, поддержка его начинаний и т.д.);
– фактор свободного времени (наличие времени для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы).
К внутренним факторам, влияющим на процесс самовоспитания, можно отнести личные источники активности учителя:
– самооценка;
– убеждения;
– чувство долга, ответственности.
Процесс самовоспитания должен носить нс фрагментарный, а постоянный, непрерывный характер.
К основным формам и методам самовоспитания относят: самоанализ, самокритику, самооценку, самовнушение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др.
Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя – условие эффективности его самовоспитания. Однако данный идеал не должен превратиться в сухой шаблон, стереотип, лишенный способности изменяться в соответствии с новыми требованиями жизни. При этом любое сравнение должно быть глубоко осознанным, личностно осмысленным, иначе оно может привести к формированию неадекватной самооценки.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако он всегда должен начинаться с самопознания. Чтобы работать над собой, надо четко осознавать свои достоинства и недостатки, свои трудности и достижения. Пути и способы самопознания весьма разнообразны.
Средства и способы самовоспитания бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.
Самовоспитание и самообразование – два неразрывных процесса, не существующих друг без друга. Сегодня педагог должен быть не только практиком, но и исследователем, не только человеком, постоянно изучающим повое в психолого-педагогической науке, но и способным к самостоятельным нововведениям, открытиям, научному педагогическому творчеству.
Только на основании самостоятельно полученных новых знаний педагог будет способен выстраивать свой индивидуальный путь профессионального развития, корректировать программу самовоспитания. Только человек, постоянно работающий над собой, занимающийся самовоспитанием, осознает необходимость самообразования.
Постоянное самовоспитание и самообразование – единственный путь, который позволит современному учителю стать настоящим профессионалом, развить профессиональную компетентность.