Требования к должности "музыкальный руководитель"

У каждого работодателя есть пакет документов, регулирующих отношения с работниками. В этот пакет, как правило, входят и должностные инструкции, с которыми работники знакомятся под роспись. В соответствии с требованиями Квалификационной характеристики должности музыкального руководителя, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (1), должна быть составлена новая должностная инструкция музыкального руководителя (приложение).

Рассмотрим основные права и обязанности музыкального руководителя, с учетом которых разрабатывается его должностная инструкция.

Требования к должности «музыкальный руководитель»

Должность музыкального руководителя (2) отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников и к первому квалификационному уровню. Должность музыкального руководителя в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения предусматривается из расчета 0,25 ед. на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15–20 чел. (3) Норматив 15 или 20 детей используется при определении количества должностей музыкальных руководителей в ДОУ по группам общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей. В группах компенсирующей и оздоровительной направленности количество должностей музыкальных руководителей определяется с учетом предельной наполняемости групп, которая зависит от категории детей и их возраста (4).

Следует учесть, что ставки заработной платы музыкальных руководителей (5) установлены за 24 ч. педагогической работы в неделю.

(1) Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,  раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”. – Примеч. авт.

(2) В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования». – Примеч. авт.

(3) В соответствии с Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88. – Примеч. авт.

(4) В соответствии с пп. 33–35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Внимание! Данный документ постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 300 признан утратившим силу. Приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 утверждено новое Типовое  положение о дошкольном образовательном учреждении. Подробнее об этом читайте в следующем номере журнала. – Примеч. ред.

3 стр., 1403 слов

Функции классного руководителя

Цель и задачи деятельности классного руководителя Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: · формирование и развитие коллектива класса; · создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого ...

(5) В соответствии с Приложением к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075. – Примеч. авт.

Порядок работы музыкального руководителя

Планирование музыкальных занятий в каждой группе должно осуществляться совместно с воспитателями и регулироваться графиком (расписанием), утверждаемым руководителем ДОУ.

Исходя из опыта работы ряда ДОУ, можно предложить следующий порядок работы музыкальных руководителей. Музыкальные занятия проводятся, как правило, два раза в неделю в утренние часы в каждой группе.  Длительность занятия составляет 15–25 мин. Помимо этого, музыкальные руководители ведут предварительную подготовительную работу: посещают группу, устанавливают контакт с воспитанниками, проверяют готовность помещения к занятию, правильность расстановки мебели, подбирают пособия. На такую работу и на каждое из двух занятий отводится по 1 ч 20 мин. Один раз в неделю во второй половине дня музыкальные руководители организуют в каждой группе музыкальные мероприятия (развлечения, музыкальные игры, пение, хороводы, танцы, представления кукольного и теневого театра и т. п.), на проведение которых отводится также по 1 ч 20 мин.

Кроме того, в обязанности музыкального руководителя входит непосредственная работа с воспитанниками по разучиванию песен, танцев, музыкальных игр; оформление костюмов для музыкальных игр, развлечений и праздников. На такую деятельность отводится 2 ч в неделю (на каждую группу).

Общее время всех мероприятий, проводимых музыкальным руководителем в каждой группе, составляет 6 ч в неделю.

Отпуск музыкального руководителя

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска музыкальных руководителей (1) составляет 42 календарных дня. Следует отметить, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск отдельных педагогических работников ДОУ, в т. ч. музыкальных руководителей, может составлять и 56 календарных дней (2).

Отпуск такой продолжительности может предоставляться музыкальным руководителям: 

2 стр., 567 слов

Отзыв руководителя дипломн работы

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра «практической психологии» ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ (ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ) РАБОТЫ на дипломную работу студента(ки) Иванова Ивана Ивановича , (фамилия, имя, отчество) выполненную на тему «Формирование эффективной воспитательной практики отца подростка «группы риска» 1. Соответствие темы тематике дипломных (выпускных квалификационных) работ ...

  • ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;
  • ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Кроме того, музыкальные руководители могут пользоваться удлиненным отпуском (продолжительностью 56 календарных дней) в детских садах комбинированного вида, если они полный рабочий день трудятся в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании (3).

Иными словами, для получения ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней объем работы музыкальных руководителей в группах с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии, или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, должен составлять 24 ч в неделю.

Право музыкального руководителя на досрочное назначение пенсии

Должность музыкального руководителя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

(1) В соответствии с п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных  учреждений» (далее – Постановление № 724).

– Примеч. авт.

(2) В соответствии с п. 1 приложения к Постановлению № 724. –Примеч. авт.

(3) В соответствии с п. 2 примечаний приложения к Постановлению № 724.

(4) Утверждено постановлением Правительства РФ  от 29.10.2002 № 781 (далее – Постановление № 781).

Приложение. Должностная инструкция музыкального руководителя.

Общие положения

1.1. Музыкальный руководитель относится к категории педагогических работников.

1.2. Музыкальный руководитель назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. На должность музыкального руководителя назначается лицо, которое имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте. Требования к стажу работы не предъявляются.

12 стр., 5853 слов

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

... коллективы. В структуре групповой воспитательной работы выделяются музыкальные занятия, которые проводятся музыкальным руководителем. В процессе занятий воспитанники получают новые знания, происходит углубление и ... , дети не успевают проследить за выразительностью и содержанием музыки; соответствие исполнения авторскому тексту. Симфонические произведения лучше демонстрировать в натуральном звучании ...

1.4. В своей деятельности музыкальный руководитель руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, Уставом ДОУ, коллективным договором, локальными нормативными актами ДОУ.

1.5. Музыкальный руководитель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • педагогику и психологию;
  • возрастную физиологию, анатомию;
  • санитарию и гигиену;
  • индивидуальные особенности развития детей;
  • особенности музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей
  • разного возраста;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанникам
  • разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
  • музыкальные произведения детского репертуара;
  • при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, – основы дефектологии
  • соответствующие методики обучения данной категории детей;
  • современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
  • основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила охраны труда и пожарной безопасности.

Должностные обязанности

Музыкальный руководитель:

2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

2.2. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения

2.3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих задатков.

2.4. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.

2.5. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальных вечеров, развлечений, пения, хороводов, танцев, представлений кукольного и теневого театра и иных мероприятий), спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.

2.6. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.

2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

2.9. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

Права

Музыкальный руководитель имеет право:

3.1. Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

3.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уставом ДОУ, присутствовать на занятиях, проводимых другими педагогическими работниками.

3.4. Представлять на рассмотрение заведующего предложения по улучшению деятельности ДОУ.

3.5. Получать от работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.6. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.7. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

Ответственность

Музыкальный руководитель несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с трудовым законодательством.

4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. За причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством.

Музыкальный руководитель в детском саду

Должностные обязанности

  • Осуществляет развитие музыкальных и творческих способностей и эмоциональной сферы воспитанников.
  • Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
  • Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте.
  • Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих).
  • Определяет направления педагогической музыкальной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей на диагностической основе.
  • Разрабатывает совместно с воспитателями сценарные планы физкультурно-оздоровительных мероприятий, основанных на преемственности в освоении двигательного материала по физической культуре, участвует в их подготовке и проведении.
  • Участвует в создании предметно — развивающей среды по музыкальному воспитанию.
  • Обеспечивает соблюдение гигиенических требований к проведению мероприятий по музыкальной деятельности.
  • Организует коррекционную работу с детьми, имеющими психофизическое отклонение в развитии.

Должен знать

  • Конституцию РФ;
  • законы РФ;
  • решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
  • педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию;
  • санитарию и гигиену;
  • индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций,

моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;

  • музыкальные произведения детского репертуара;
  • правила и нормы охраны труда, ТБ и противопожарной защиты;
  • основы дефектологии и соответствующие методики при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Требования по квалификационным категориям

Показатели уровня квалификации.

Деятельность музыкального руководителя и его качества оцениваются по четырех бальной системе: 4 – данное качество ярко выражено;

3 – данное качество сформировано в достаточной степени;

2 – данное качество имеет место;

1 – сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе. Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.

1

2

3

4

Результаты деятельности:

  • Наличие у детей интереса к различным видам музыкальной деятельности и проявлений эстетического вкуса;
  • Наличие у детей навыков пения, ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах;
  • Наличие у детей творческих способностей;
  • Использование певческих и двигательных навыков в самостоятельной деятельности;
  • Наличие музыкально-сенсорных навыков.

Сумма баллов ____________________

Уровень знаний музыкального руководителя

  • Знание нормативных документов по вопросам образования;
  • Знание вариативных программ и методик по музыкальному воспитанию;
  • Знание дошкольной педагогики.

Сумма баллов ____________________

Гностические умения

  • Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег.
  • Умение изучать особенности детского коллектива с целью выявления уровня их развития, выявление способных и одаренных детей.

Сумма баллов ____________________

Проектировочные умения.

  • Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, возрастными и индивидуальными особенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности.
  • Планирование с учетом дифференцированного подхода на основе диагностики;
  • Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности.

Сумма баллов ____________________

Конструктивные умения.

  • Использование различных вариантов музыкальных занятий;
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми;
  • Определение способов контроля за усвоением детьми программных требований.

Сумма баллов ____________________

Организаторские умения.

  • Организация музыкальной деятельности с учетом интересов детей и динамики их развития;
  • Умение проводить практическую работу с воспитателями и повышать музыкальную культуру сотрудников ДОУ;
  • Организация системы работы с родителями;
  • Организация кружковой и студийной работы с учетом интересов детей и запросов родителей;
  • Организация условий для музыкальной деятельности детей (игры, пособия, материалы и др.).

Сумма баллов ____________________

Коммуникативные умения.

Умение устанавливать педагогически контакты:

  • Музыкальный руководитель – дети;
  • Музыкальный руководитель – воспитатель;
  • Музыкальный руководитель – родители;
  • Умение найти в ребенке положительные стороны его личности;
  • Умение создавать положительный микроклимат, дарить детям «праздник души».

Сумма баллов ____________________

Способности

  • Развитое воображение;
  • Выразительность речи, мимики, жестов, техника игры на музыкальном инструменте.

Сумма баллов __________________

Примечание: при сумме баллов от 20 до 40% от максимального количества баллов показателей уровня квалификации, музыкальному руководителю присваивается вторая квалификационная категория, при сумме баллов от 41 до 70% — первая квалификационная категория, свыше 70% — высшая квалификационная категория.

Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.

В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.

Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:

Музыкальный руководитель

Воспитатель

1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе.

1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.

2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).

3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.)

3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.

4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников.

4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.

5. Отсутствует система работы с семьей.

 

Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

  • осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
  • знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1) и познакомить с ними воспитателей;
  • проанализировать свою работу с воспитателями;
  • провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
  • планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
  • совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
  • проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
  • активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ (по Гогоберидзе А.Г.)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника.

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе.

2. То же

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.

6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры.

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка.

10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

11. То же

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.

В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог).

Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение).

Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение).

Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

Педагог-музыкант должен:

  • рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
  • предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
  • отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
  • познакомить с положением смотра-конкурса.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Литература по теме:

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 320 с.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ по специальности “Дошкольное воспитание”. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., “Просвещение”, 1976, с.247.
  3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. – М.: Просвещение, 1983, с.231.
  4. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя.1993, с.67.
  5. Программы “Детство”, “Радуга”, “Малыш”, “Топ-хлоп, малыши”…
  6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.