Влияние наказания и поощрения на воспитание и обучение младших школьников

Влияние Наказания и поощрения в воспитании и обучении младших школьников.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы вопроса поощрения и наказания

.1 Исторические аспекты вопроса поощрения и наказания в воспитании детей

.2 Наказание и прощение

Глава 2. Поощрение и наказание в практике школьного учителя

.1 Средство педагогической коррекции — поощрение и наказание

.2 Наказания физические

.3 Поощрение и наказание: виды и формы

Заключение

Литература

Введение

Всем людям приходилось сталкиваться с детьми. Практически все мы посещали детские сады, потом каждый из нас попадал в школу. Создаются семью, рождаются дети. Практически все люди сталкиваются с маленькими детьми. Кто-то сталкивается со своим маленьким братиком или сестренкой, кто-то воспитывает своих детей. Кто-то работает в детском саду или преподавателем в начальной школе. Очень актуальным является вопрос, а как же воспитывать и обучать детей младшего дошкольного и школьного возраста. Тема моей работы «Влияние наказания и поощрения в воспитании и обучении младших школьников». Перед учителями начальной школы стоит очень сложная задача научить маленьких детей писать, читать, считать. Дети в школу приходят абсолютно различные, у всех различное поведение. Поэтому очень важно знать какие методы применять в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Учителям важно понимать, где применять и какие методы применять, наказывать ребенка или поощрять. Если педагог примет неправильные методы воспитания или обучения то это может отрицательно сказаться на ребенке, отрицательно отразиться на его психологическом состоянии и психическом развитии в целом, понизить его самооценку или наоборот слишком её завысить Мне интересно, как и в каких случаях возможно применять поощрение и наказание в воспитании и обучении ребенка. В первую очередь меня это интересует как будущую маму, которой придется столкнуться с множеством проблем при воспитании ребенка. Так же мне этот вопрос интересен как будущему педагогу.

Среди учителей, работающих в начальных классах, мнения по поводу применения поощрения и наказания разделяются. Некоторые советуют как можно чаще использовать в своей практике поощрение детей, кто-то наоборот считает, что детей надо как можно чаще наказывать. Мне кажется, что самое верное это найти золотую середину. Поощрение и наказание это те методы воспитания которые надо применять ежедневно или даже еженедельно. Воздействие поощрения и наказания на детей различно и зависит, в том числе и от семьи, в которой воспитывается ребенок. Если в семье сложились нормальные взаимоотношения между детьми и родителями, то при воспитании детей можно вообще обходиться без применения данных методов. Некоторые придерживаются мнения что поощрения и наказания вообще можно избежать.

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р. Ф. УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ                                            Допустить к защите      &nb ...

Цель моей работы изучить вопрос поощрения и наказания детей младшего школьного возраста. Я поставила перед собой ряд задач:

)Рассмотреть исторический аспект данного вопроса;

2)Выяснить как связано поощрение и наказание со средствами педагогической коррекции;

3)Изучить что же такое физическое наказание;

4)Выяснить какие формы и виды поощрения и наказания существуют;

5)Привести некоторые примеры из жизни

6)Сделать выводы.

В своей работе я применяла различные методы исследовательской работы. Вначале мной была подобрана и изучена литература по данному вопросу. На практике я провела наблюдение за работой учителей начальной школы с целью выявления моментов, в которые они применяют поощрение и наказание. Я провела беседы с учителями для выяснения их точки зрения по отношению к рассматриваемому мною вопросу. В своей работе во второй главе будет приведено несколько примеров, которые я наблюдала на практике. В ходе выполнения своей работы я научилась анализировать и обобщать информацию.

Глава 1. Теоретические основы вопроса поощрения и наказания

1.1 Исторические аспекты вопроса поощрения и наказания в воспитании детей

6 стр., 2956 слов

Презентация на тему: Освобождение от наказания

Освобождение от наказания Понятие, виды, основание •Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 "О судебной практике условнодосрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Определение •Освобождение от наказания – решение о неприменении к лицу, совершившему преступление, наказания либо о частичном или полном ...

Слепое рабское повиновение — вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия -телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. Капиталистическом обществе, где все строится на власти денежного мешка, на основе «свободной» купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление, в частности, в известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее своего рода уравновешивающим началом — развитой системой поощрений. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника».

Постепенно физическое наказание стало отходить на второй план, но несмотря на это буржуазная школа получила в наследство от старой школы всякого вида «мягкокарательные» меры, которые в свою очередь унижали личное достоинство детей. «С ослаблением страха телесных наказаний, — писал П. Ф. Каптерев, — вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный — страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой — множество наград…»

Разнообразными были и позорящие наказания б, суть их заключалась в и в лишении какой-либо части костюма. Например, в женских школах забирали передник, могли переодеть в костюм другого оттенка более грубого, чем обычный, надевали ослиные маски либо глуповатые колпаки. Также могли написать суть совершенного поступка на костюме и провести виноватого по всей школе, продемонстрировав всем что он сделал. Виновных сажали обычно за последние парты, им ставили низкие отметки, некоторых заносили в специально созданные для этого черные книги, детей отправляли выполнять не слишком трудную работу вместо служителей или служительниц и многое другое. [11]

13 стр., 6287 слов

Поощрение и наказание в воспитании младших школьников

... предпринимались попытки провести грани, отделяющие педагогические представления о наказании и поощрении от правовых. «Награждение, с точки зрения педагогики, не есть воз­даяние за заслуги». ... добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». [26, Т.2 стр. 151] Выше мы обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения, отметили, что для ...

В педагогике буржуазного периода неоднократно пытались провести границу, которая разделит представление о наказании и поощрение с точки зрения педагогики и с точки зрения права. [27] Наказание в педагогике — это не средство устрашения. Не возможно в процессе воспитания выделить одного учащегося или воспитанника и на его примере учить и воспитывать остальных. [27] «Основная цель наказаний правовых (юридических) — это возмездие (или воздаяние), а основная цель наказаний с точки зрения педагогики -это исправление и коррекция поведения». [22] Подобных высказываний из старых пособий и учебников педагогики можно привести немало. Но они были призваны играть роль лишь декларации, никак не подтверждавшихся практикой. В буржуазном обществе в процессе воспитания и обучения наказание и поощрение были лишь средствами устрашения и воздаяния, кары и платы за услуги и ни с чем другим не ассоциировались.

В работах многих выдающихся педагогов прошлого проскальзывает мысль и идея о том, что «истинное» воспитание — это воспитание без каких-либо наград и наказаний, это гармония во взаимоотношениях учителей и учеников, которые сообща стремятся познать добро и красоту. Такой точки зрения придерживался Ушинский. Он говорил: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». [26]

Герцен А.И. сказал очень хорошие слова — воспитатель своими наказаниями мстит детям за свою неспособность. [4], подобных точек зрения придерживались и Добролюбов Н.А. и Толстой Л.Н. и многие другие. Дистервег считал, что, например, считал, что наказание там где процесс обучения идет правильно не нужно и совершенно бесполезно. Обучение должно вестись согласно природным особенностям ребенка и согласно специфики, изучаемого предмета. [10]

Утопичность подобных высказываний становилась понятной при первой же встречей с действительностью. Факт отрицания реальной действительности являлся прогрессирующим явлением. В жизни можно было встретить карцер за непослушание и неповиновение, за успехом следовали награды, лицемерная лож практически на каждом шагу и многое другое.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... выполнения конкретного упражнения. На этом этапе желательно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая впоследствии поможет ему адаптироваться в детском коллективе. ... Занятия в группах психокоррекции показаны в первую очередь детям, обладающим лишь некоторыми аутистическими чертами, и детям третьей и четвертой групп. Большинство авторов предлагают ...

В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых как средства «искусственного подстрекания», с одной стороны, честолюбия детей, а с другой — их страха, в буржуазной педагогике получили развитие идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрении был великий Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. К примеру, ученик не приготовил домашнего задания, то «естественным следствием» этого проступка явится наказание его путем оставления в школе без обеда для выполнения этого задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика поощрения: скажем, мальчик бережно обращается с книгами — в награду за это родители дарят ему новые книги. [3]

Макаренко А.С. был одним из первых наших педагогов соотечественников, который смог понять назначение и содержание средств поощрения и наказания по новому, ему удалось раскрыть механизм действия средств наказания и поощрения в системе обучения и воспитания.

По словам Макаренко А.С. основной смысл наказания — это разрешения и уничтожение отдельно возникающих конфликтов и препятствие для возникновения новых конфликтов. С этим понятием в тесной связи находится его идея о индивидуализации наказаний и непозволительности, любых регламентированных мер воздействия. Макаренко считал, что необходимо выработать в коллективе традиции, которые будут взаимосвязан и с наказанием и с поощрение. Он выступал противником «шкалы», согласно которой появлялась возможность наказывать и поощрять, без выяснения и анализа причин по которым был совершен тот или иной поступок, по этой «шкале» не учитывалась индивидуальность ребенка. Учитель, педагог, воспитатель должны обладать большим арсеналом средств наказания и поощрения и уметь применять эти средства в различных ситуациях. [19]

Средства наказания и поощрения должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, возрастные особенности. Применяя данные средства в качестве воспитательных или обучающих, стоит не забывать анализировать причины и мотивы, по которым были совершены те или иные проступки и поступки, необходимо рассматривать конкретные ситуации, а не переходит к рассмотрению общих случаев. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей. [9]

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

1.2 Наказание и прощение

Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве нескольких затрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая домашняя тюрьма не могла заставить их аккуратнее писать. Ибо наказание — это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

Так же обстоит дело с поощрением. Награда — это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.

Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. Сколько затрещин и сколько конфет. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так хладнокровно наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит. [8]

8 стр., 3802 слов

Наказание и поощрения на мотивационные стимулы, их плюсы и минусы

Содержание Наказание и поощрения на мотивационные стимулы, их плюсы и минусы 1 Содержание 2 Введение 2 1. Теоретические принципы поощрения и наказания в психологии управления 4 2. Административный метод наказания в организации на мотивационные стимулы – причины, свойства, характеристика, результаты. 13 3. Административная мера поощрения – свойства, характеристика, результаты метода. 18 Заключение ...

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. Провинность представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка — сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье что-то неладно.

Ребенок не сможет научиться правильному поведению, если его будут ждать наказания за любые ошибки и поступки. Ещё ребенок будет боятся тех кто его наказывает (родители или педагоги).

Ребенок начнёт обманывать того человека который его постоянно наказывает, с целью избежать наказания. Упреки и наказания. Которые ребенок слышит в стенах школы, не делают школу в его глазах более привлекательной, у ребенка лишь начнёт возникать чувство отторжения от школы. Если дети получают поощрения и похвалу и в случае если дети не являются одаренными или отличниками, то это поспособствует возникновению чувства надежды , ребята начнут работать с большим удовольствием. [20]

Наказание и поощрение — основные средства воспитания и поощрения. С помощью этих средств можно достигнуть поставленной воспитательной цели. Целью средства наказания является не потопление виновного в его грехах и проступках, а наоборот вытягивание ребенка из этой ямы и спасение его. Способ для спасения — это поощрение.

Мальчик из детского дома, сравнивая более богатый детский дом с бедно оборудованным, все же отдал предпочтение бедному, потому что, по его словам, там нас за плохое поведение начальница накажет, а директор за нас заступится. На первый взгляд, такое поведение профессионалов — воспитателей кажется непедагогичным, непоследовательным и даже бессмысленным. Но в той ситуации, дети прекрасно чувствовали, что дело тут не в слабости, а, наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего недоставало им в других детских домах. К тому же, начальница и директор были супругами, и их детский дом, в сегодняшнем понимании, назывался бы детдом семейного типа. А в какой семье не заступаются за детей именно так, как у тех двоих воспитателей в детском доме!

Прощение — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром. [2, стр. 45-56] В данной главе мной были рассмотрены исторические аспекты вопроса поощрения и наказания детей. В первом параграфе изложено как ранее рассматривали данный вопрос различные великие педагоги. Во втором параграфе рассматривается поощрение и наказание как средство обучения и воспитания.

Глава 2. Поощрение и наказание в практике школьного учителя

2.1 Средство педагогической коррекции — поощрение и наказание

Поощрение и наказание сравниваются обычно с антиподами, то есть являются противоположностями. Если разбирать семантическую и смысловую составляющую этих слов, то эти составляющие являются весьма обширными. Сравнивая значения этих слов (русском, украинском, немецком, французском, английском), можно заметить, что их значения могут либо быть совсем противоположными, либо быть слишком близкими друг другу.

Поощрение означает одобрение или стимулирование, содействие или придача храбрости и т.д. Наказание ассоциируется и сравнивается с выговором и наставлением, с требованиями и штрафами, обременениями и т.д. С этимологической точки зрения между этими понятиями есть что-то и общее, это общее мы видим в воспитательном процессе, где они неразрывно связаны. [9]

Поощрение принято называть одобрение или выражение доверия к ребенку, похвала и другие действия со стороны педагога рассчитанные на стимуляцию положительных эмоций у ребенка. К наказанию можно относить любые угрозы и порицания, осуждения. Методы поощрения и наказания принято применять при коррекции поведения детей.. [25, стр. 86-91]

Существуют формы косвенного требования положительные и отрицательные. К положительным относятся просьбы, одобрения и т.д, к отрицательным — угроза и осуждение. Косвенные формы требований воспитатели детских садов и педагогов начальной школы используются практически ежедневно и на каждом шагу. Учитель использует поощрение и наказание на каждом шагу в ситуациях, когда нет никакой необходимости выделять ученика из всего класса или всей группы.

Например: «Ты сейчас так хорошо пишешь, стараешься!!!» — эту фразу говорят многие учителя, в особенности в начальной школе. «Ты сегодня не внимательный». Причём одна и та же фраза за урок может быть адресована не одному ученику.

Можно встретить требования — одобрение и требование — осуждение Требование — одобрение не относится как таковое к поощрению, а требование — осуждение не есть наказание. С одной стороны это требования, с другой стороны наказание и поощрение является средством коррекции. Между этими двумя сторонами находится очень тонкая грань. В случае поощрения или наказания воспитатели и учителя, а также другие дети принимают решение, которое каким-либо образом влияет на одного из учеников и тем самым выделяет его из общей массы, как следствие происходят изменения во взаимоотношениях, правах или обязанностях детей. [12]

Применение методов поощрения и наказания как методов коррекции должно сопутствоваться определенной ситуацией. В ходе принятия решения, особенно в случае применения наказания, стоит быть более внимательными и не привести к ситуации, когда ребенок может стать изгоем группы детей, либо целого класса.

Ситуации поощрения и наказания это весьма характерные эпизоды сложных психолого-педагогических ситуаций, разрешение которых сопровождается необходимостью регулировки взаимоотношений, также такие ситуации характеризуются внесением в них конкретных точно определенных изменений, по-другому педагогической коррекции. Возникновение и использование подобных ситуаций педагогически целесообразное и определено необходимостью развития новых, более существенных в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей личности и коллектива в целом.

Условно можно назвать ситуацию поощрения соревновательно-творческой. Поощрение, обычно связывают с каким-либо неофициальным или официальным проявлением соревнования в классе. Дети начальных классов творчески относятся к решению поставленных перед ними задач, они проявляют инициативу, прикладывают какие-то трудовые усилия для поставленной перед классом задачи. Учитель должен поддерживать инициативу детей, он должен помочь детям утвердиться в своих внутренних позициях. Учителя должны помогать формирующейся личности — это составляет основу сложившейся психолого-педагогической ситуации. [9]

Гмурман В.Е. призывал к использованию поощрения в различных видах деятельности учащихся и детей. По его словам, что бы не было захваливания отдельного ребенка или группы детей, нужно поощрять самые различные достижения в самых различных областях деятельности . Кстати, поощрения различных видов деятельности, позволить замотивировать учащихся к разным видам деятельности, причем не только к учебной, но также и к внеурочной, кружковой и т.д. [5]

В первые моменты работы с конкретным классом учитель поощряет отдельные действия совершенные его учащимися. Например, отлично убранный класс, или помощь при организации похода или поездки, хорошую организацию субботника и т.п. действия. Далее педагог, учитель начинает уже выделять в качестве предмета поощрения не отдельные действия учеников, а устойчивое проявление каких-либо моральных качеств, будь то ответственность или организованность, принципиальность или взаимопомощь.

Поощрение за выполнение каких-либо общественных обязательных для коллектива дел связывают с проявлением таких качеств как инициативность и самостоятельность, стремление и умение сделать для своего классного коллектива как можно больше хорошего. [19] Таким образом, происходит переход от поощрения за отдельно взятые поступки и действия, к поощрению определенных качеств — ициативность, ответственность и т.д.

Ситуации наказания можно отнести к конфликтной ситуации. Мне кажется что сводить возникшие в ходе процесса обучения и воспитания конфликты нельзя к ошибкам учителей и родителей. В жизни на практике мы можем увидеть возникающие противоречия между требованиями учителей, класса и поведением отдельных детей. Противоречия между перспективами всего класса и личными перспективами могут послужить источником конфликта, подобные противоречия возникают не только в формирующихся коллективах, но и в уже сформированных коллективах, в которых можно проследить присутствие общественного мнения и значимых традиций. Можно выделить псевдоконфликтные ситуации, они не отражают положительной логики использования наказания. Это ситуации, в которой источник конфликта — ошибка педагогического характера, связанная с отсутствием у учителя или педагогического работника опыта работы или такта общения и отношения с ребятами.

Примером псевдоконфликтной ситуации может послужить следующая ситуация. В ходе урока один из учащихся попытался навести солнечного зайчика на своего одноклассника, который сидел через несколько парт от него. Учитель, заметив мальчика пускающего солнечных зайчиков, потребовала от ученика отдать ей зеркальце, которым ребенок пускал солнечных зайчиков. Ребенок стал упрямиться, отказывался отдавать зеркальце и не выполнил требование учителя. В результате ученика удалили из класса, соответствующую запись сделали в дневнике, далее последовал вызов родителей в школу. В результате ряда стандартных мер только обострился конфликт между учителем и учащимся. Если бы учитель повел себя иначе, проявил себя мастером педагогического искусства, то подобного конфликта можно было избежать. [12]

На практике можно встретить случаи, когда учителя ищет за что ему поощрить учащегося, значительная часть отношений которого приобрела отрицательную эмоциональную направленность. Важное значение воспитательного характера в этом случае имеет самый незначительный повод, позволяющий высказать тем или иным действиям ученика одобрение, поощрить его. «Именно ребенок, постепенно «нащупывающий» правильную линию поведения, — писали в связи с анализом подобных ситуаций В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин, — особенно нуждается в том, чтобы взрослые авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают всякой одобрения». [15]

Более опытные учителя не ждут момента, когда груз отрицательных эмоций и поведения станут явно преобладать над учеником, чтобы можно было обрушить на него ряд мер репрессивного характера. Если использовать наказание в качестве средства коррекции, то стоит помнить о том, что лучше его применять на ранней стадии, с осторожностью дозируя. Следовательно, использование наказания при условии нормально протекающего процесса обучения и воспитания возможно и в ситуациях, когда отношения ученика в общем направлены положительно. Примером может послужить опыт А. С. Макаренко. Были известны случаи, когда за маленькое , всего на несколько минут, налагали довольно суровые меры наказания, в особенности к лучшим воспитанникам.

Соображения о принципиальной возможности и целесообразности использования поощрения в ситуации, когда доминируют отрицательно направленные отношения, и, напротив, наказания в ситуации доминирования положительно направленных отношений важны, мне кажется, для понимания диалектической взаимосвязи этих средств воздействия как двух сторон единого метода педагогической коррекции. В большей части жизненных ситуаций использование средств поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качеств. [9]

При использовании средствами поощрения и наказания в единстве проявляются ситуативные, индивидуально-личностные и возрастные моменты. Учителю очень важно обладать умениями провести дифференциацию и уметь разграничат личное и ситуативное , личное и возрастное. По сломам Рубинштейна С.Л. « в силу многообразия потребностей, интересов и установок личности одно и то же действие или явление может приобрести всякое и даже противоположное эмоциональное значение (положительное и отрицательное).

Иногда одно Поэтому недостаточно точный и своевременный учет педагогом как ситуативных, так и личностно-возрастных моментов использования поощрений и наказаний может привести к серьезным ошибкам.

Пример: «Встаньте все прямо, опустите руки », ученики эту фразу воспринимают как должное и как следствие достигается желаемы результат. Если эту же фразу сказать учащимся старших классов, то вследствие можно услышать негативную реакцию и негативное поведение.

Из практики работы учителя начальных классов: Один из учеников обращается к учители и говорит о том, что тетрадь с домашней работой съела кошка. Вы представляете я смотрел телевизор ,а кошка прыгнула на стол и съела тетрадь. Учительница попросила показать язык. Всё с тобой понятно сказала учительница, Когда же твой язык научиться говорить правду? О всей твоей истории правда то, что ты смотрел телевизор. Почему ты сказал неправду, спросила учительница. Я не буду больше врать. Я боялся вы поставите «2» и будете ругаться.

Классный руководитель оставил в кабинете после уроков продежурить несколько человек. Один из оставшихся учеников изрисовал парту ручкой. испачкал парту чернилами. Провинившийся ребенок должен был убрать и вымыть парты за собой. Выполнив то что полагалось, мальчик, увлеченный работой, протер от пыли и полил стоявшие на подоконниках цветы. Например, ребенок может услышать такие слова: «Ты молодец, ты, оказывается, умеешь и любишь работать. Я надеюсь, ты научишься также следить и за собой и будешь более аккуратным». Ребенок, осознавая, что выполнил долг, испытывает чувство радости, эту радость Левитов Н.Д. относил её к психическому состоянию, подкрепляемому в данном случае словами похвалы со стороны учителя. Сначала ребенок был наказан, наказанием было выполнение какого-то задания по классу, затем последовали слова похвалы, то есть ситуация дополнилась поощрением. Вместе с этим происходит перемещение мотивов и потребностей, интересы личности проникают «вовнутрь» ее деятельности, а это в свою очередь совпадает с разрешением ранее возникшего конфликта. Воспитательный процесс корректируется и вступает в нормальное русло. [16]

Способность ситуативных настроений и состояний переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально важное значение для анализа эмоциональной сферы использования средств поощрений и наказаний. Наиболее удачные примеры. На которых это можно проследить, это примеры ошибок педагогического характера, которые связаны с ситуациями наказания и поощрения.

Пример: На втором этаже, где расположены кабинеты начальной школы, во время большой перемены появляется директор. Он замечает группу детей из 3-го класса, которые гоняли по полу кусочек мела, представляя игру в футбол. Жестом директор позвал мальчишек и поставил рядом с собой. Когда прозвенел звонок, и все дети отправились на урок, директор сказал мальчишкам: «Отправляйтесь на первый этаж к Наталье Ивановне возьмите у неё ведро, тряпки и швабру. Будете здесь натирать пол до блеска, пока он не станет блестящим и совершенно чистым.»

Директор удивился, когда увидел, как мальчишки с удовольствием побежали вниз за инвентарём и с не меньшим энтузиазмом принялись за дело.

Это не удивительно, при учете того, что эмоциональная направленность отношения мальчишек к деятельности, избранной директором для осуществления наказания, была абсолютно положительной. Надо помнить, что дети начальной школы, обычно, весьма охотно берутся за всякую работу, которая связана с затратой физической энергии. В рассматриваемом примере, положительно отношение к данной ситуации ещё усилилось в связи с существующей в школе традицией, натирание полов поручалось лишь детям старшей школы. И как следствие данной традиции подобная работа считалась почетной, ассоциировалась с привилегиями, которые предоставлялись их старшим товарищам. Наказания изначально не получилось, да и не могла получиться, так как мальчишки восприняли всё происходящее как поощрение изначально. Запланированное директором средство воспитания перешло в противоположность и стало средством поощрения. [9]

Соблюдение меры является немаловажным условием развития самостимуляции в процессе использования наказаний и поощрений. Весьма трудно определить, что является более вредным, излишнее поощрение, захваливание или наказания по любому поводу. Поощрение и наказание в качестве средств коррекции должно использоваться реже, чем формы косвенных требований (одобрение и осуждение).

Эффект от применения наказаний и поощрений обратно пропорционален частоте использования данных средств. К поощрению и наказанию стоит прибегать в тех случаях, когда в конкретной ситуации это необходимо.

2.2 Наказания физические

В настоящее время многие родители являются сторонниками физических наказаний. Наказания физические напрямую связаны с болевыми ощущениями, это приводит к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, который проявляется как чувство страха. Именно этим, объясняются слова ребенка: «»Я больше так не буду». Ребенок не осознает свою ошибку и зачастую не понимает её. Ломов Б.Ф. утверждал, что под влиянием болевого сигнала работа всех органов организма перестраивается, а это в свою очередь приводит к повышению его реактивности. Повышается тонус скелетной мускулатуры сократимость и возбудимость мышц, увеличивается чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения.

В ситуациях, когда ребенок, по мнению родителей, проявляет упрямство и не выполняет их требования, не признает свои ошибки и не признает правоту родителей, физическое наказание как считают родители, является разрешением конфликта, на самом деле это иллюзия. Ребенок, после физического наказания, перестает упрямиться, просит прощенье и извиняется, проявляет признаки покорности и послушания. Родителям не понимают, что в этом случае говорит не их ребенок, а инстинкт самосохранения и присущая всем живым организмам эмоция страха. [17]

Основываясь на данных исследования П. П. Распопова в его работе «О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями учащихся» можно прийти к выводу, что применение физических наказаний приводит к образованию у ребенка состояния называемого пароксизмальной фазой, которая характеризуется высокой резкостью и напряженностью реакций, независимо от силы и длительности болевых ощущений, охранительным торможением, охватывающим деятельность коры больших полушарий, возникновением явлений «затмения» и большой склонностью к аффектам. Подобное фазовое состояние может прочно фиксироваться и становиться одним из качеств развивающейся личности.

Проявление фазовых состояний могут быть совершенно различными и зависят от индивидуальных и личностных, возрастных и других особенностей ребенка. Внешней реакцией на применение физического наказания при определенных условиях может стать полное безразличие, которое иногда является признаком существенных сдвигов в нервной системе в сторону патологии.

2.3 Поощрение и наказание: виды и формы

наказание поощрение педагогика школьный

Поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Основным признаком, по которому как я считаю целесообразно провести классификацию видов и форм поощрения н наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. Согласно данному признаку можно выделить следующие виды поощрения и наказания:

.Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

.Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

.Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из представленных групп поощрений и наказаний огромное разнообразие форм их использования, но их в свою очередь также можно разделить на несколько основных форм:

а)поощрения и наказания, реализовываемые по логике «естественных последствий»;

б)традиционные поощрения и наказания;

в)поощрения и наказания в форме экспромта.

Классификация наказания и поощрения по видам и формам весьма условна и не способна отразить всё богатство практических возможностей использования данных средств воспитания. Предназначение данной классификации — оказание помощи при попытке разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций наказания и поощрения. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. Необходимо помнить, что любая мера связана с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, которые являются составляющими данной ситуации. Рассмотрим важнейшие меры поощрения в воспитании и обучении детей. В ряд наиболее часто употребляемых мер коллективного и индивидуального поощрения можно отнести поручение почетных обязанностей. Почетные поручения кстати в качестве меры поощрения можно применять и в семейном воспитании. Например: мытье посуды после чая может поручаться ребенку от 5 до 8 лет не регулярно, но эпизодически, в виде поощрения.

Мерой поощрения может выступать и предоставление дополнительных прав. Например, присвоение различных почетных званий рассматривается как индивидуальное поощрение. Стоит помнить, что предоставляя какие-либо права отдельному ребенку, приводит к их противопоставлению всему коллективу, классу или группе детей. Поэтому, такие поощрения в какой-то мере являются функцией коллектива и должны учитывать мнение класса или группы детей.

Пример, присуждение призового места в каком-либо соревновании — это самая распространенная мера поощрения. Подобное поощрение сопровождается наградами индивидуальными, либо всего коллектива в целом, это могут быть грамоты или медали, подарки и премии и т.д. В семейном воспитании поощрением может стать подарок. Кстати с этим связана проблема и трудность возникающая практически во всех семьях, за дорогими подарками следуют проблемы в воспитании. Поэтому не стоит дарить дорогие подарки за успехи в учебе и спорте.

Стандартной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности учащихся являются различные выставки лучших работ детей, это могут быть и рисунки, и сочинения, различные поделки и многое другое. В каждой школе проводятся школьные олимпиады, за участие в них и победу также можно поощрять детей грамотами и похвальными листами. Подобные средства поощрения способствуют развитию творческих способностей детей и формированию разносторонне развитой личности. Ещё одной всем известной формой поощрения соревновательной деятельности являются кубки и медали. Но стоит помнить, что количество наград, как и вообще поощрений в школе, не должно быть излишним. Очень важно, чтобы вручение этих поощрений (грамот, медалей, кубков и т.д.) детям производилось в торжественной обстановке, например на общешкольной линейке.

Рассмотрим наиболее распространенные меры наказания в школе и в семейном воспитании. В школьном уставе должны быть прописаны официально действующие меры наказания обучающихся.

Самая распространенная мера наказания — это замечание учителя. Оно должно быть направлено к конкретному ученику, который является нарушителем требований педагога или иных правил установленных в школе.. Замечание должно делаться в вежливой форме без оскорбления личности учащегося, но при этом в официальной категорической форме. Осуществляется замечание обычно с помощью прямого непосредственного требования.

Временами можно использовать такую меру, как приказ ученику встать у парты. Подобное наказание целесообразно применять в начальной школе, по отношению к ученикам непоседливым и несобранным. Ученики приобретают собранность, может сосредоточится, если учитель его поставит возле парты, при этом учащийся находится под пристальным взглядом учителя и одноклассников. Важно убедиться в том, что до ребенка дошёл смысл наказания только потом стоит посадить ребенка. Ошибкой педагога будет ситуация, когда ученика ставят возле парты на долгое время, а иногда и не одного учащегося, а сразу 2-х или 3-х и не позволяют им сесть до окончания урока.

Для детей, в особенности младшего школьного возраста подобные долгие стояния возле парты вредны и утомительны, наказание превращается в унижение для детей и как следствие происходит вполне естественный протест. Если учитель отвлекается и отводит свой взгляд от стоящего возле парты ученика, то тот начинает развлекать одноклассников, строя всякие рожицы или вытворяя ещё что-то, таким образом, ребенок ищет поддержки и сострадания со стороны одноклассников. В подобных случаях ученика выставляют за дверь. Тот же чувствует себя победителем и героем, гордо отправляется за дверь, сопровождается его уход усмешками одноклассников.

Именно поэтому удаление из класса и выставление детей за дверь — это мера наказания вызывающая споры между детьми и родителями. В настоящее время учителям запрещается удалять учеников за дверь, так как они ответственны за ребенка во время урока, но, не смотря на это, учителя продолжают выгонять детей за дверь.

Удаление детей из класса возможно в том случае, когда они явно и открыто, демонстративно проявляют своё неподчинение учителя, в том случае когда учащиеся ведут себя вызывающе и оскорбительно по отношению к учителю и своим одноклассникам, в том случае, когда педагог чувствует и видит, что ему обеспечена поддержка общественного мнения, то есть всего класса. Зачастую в большей части случаев данная мера используется в тех случаях, когда для её применения нет никакой необходимости, стимулом или мотивом применения данного вида наказания является обычное раздражение учителя и связано оно с неумением педагога предвидеть конфликт либо с нетактичным общением с обучающимися.

Педагог и воспитатель должны предвидеть каждый свой шаг и реакцию детей на свои действия, что бы избежать конфликта и удаление ребенка из кабинета.

Пример конфликтной ситуации , описанной в диссертации Х. Бектенова.

«Ученик С. пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения (на перемене была драка).

Он продолжает что-то говорить товарищу, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит ученику, сидящему в другом ряду.

Учитель: Выйди сейчас же из класса!

Ученик: Не выйду!

Учитель: Я тебя выведу!

Ученик: Не пойду! (Хватается руками за парту.)

Учитель: Сейчас же оставь парту и уйди!

Ученик стучит крышкой парты: потом вскакивает с места, бежит к последней парте, забивается в угол:

Не пойду! Не пойду! Через окно выброшусь!.. Не смейте меня трогать!..». [1]

Педагог своим поведением и действиями как говорят «подливал масло в огонь», тем самым провоцируя и без того находившегося в состоянии крайнего возбуждения обучающегося на дальнейший срыв, который и происходил незамедлительно.

В тех случаях когда удаление ученика из класса действительно необходимо, стоит помнить, что на этом наказание не закончено и его стоит завершить после. Чтобы исчерпать конфликт, надо, в зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации, завершить наказание уже после урока. Временами учителя, находясь в состоянии раздражения, выпроваживают учеников со словами: «На мои уроки больше не приходи! Видеть тебя не хочу!» Сложным является вопрос определения какой же из педагогических маневров хуже? Тот, когда педагог спокойно ведет уроки, не обращая внимания на то, что наказанный ученик и в правду перестал посещать его уроки, или же тот, когда он от урока к уроку неумолимо демонстрирует несчастному провинившемуся ученику на дверь.

Одной из серьёзных мер наказания является выговор. Суть выговора — это моральное осуждение поступка обучающегося. Из-за этого педагогическое действие подобного наказания не стоит сводить только к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике учащегося или в приказе по школе. Мера наказания становится сильной, в случае, когда на педагогическом совете школы или на совещании при директоре решается наказать обучающегося выговором. Иногда объявляют выговор «для острастки», в этом случае у ребенка не складывается убеждений, согласно которым выговор — это серьезная мера наказания. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные меры наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).

Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами. [9]

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития.

Кроме того, следует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата. Однако рекомендовать отмену ранее данного обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна его справедливость. [23]

В данной главе рассмотрен вопрос поощрения и наказания младших школьников и приведены примеры ситуаций, которые я наблюдала на практике. Рассмотрены основные формы и виды поощрений и наказаний. Глава является анализом и обобщение педагогического опыта. При написании данной главы я исходила из тех данных которые были получены мною при беседе с учителями.

Заключение

Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

Выше рассмотрены причины появления подобной точки зрения, отмечено, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет. В настоящее время очень трудно работать с детьми в школе, трудности возникают и с младшими школьниками и с учениками 5-9 классов. Во многих школах учителя сталкиваются с грубыми и наглыми детьми, которые вообще не желают слушать учителя и выполнять его требования. Очень сильно на отношения между ребенком и учителем влияет родитель, если он заявляет ребенку о некомпетентности педагога, то в дальнейшем трудно разрешить конфликтную ситуацию между ребенком и педагогом. Особо трудно работать с детьми из детского дома, за ними, по словам учителей заметна сильная агрессия, они хамят, грубят, оговариваются и т.п.

Ученики, привыкшие с младших классов к похвале учителя за самые мельчайшие поступки и дела, расстраиваются, переходя в 5 класс. Поэтому мне кажется, что с детьми начальной школы стоит быть особенно внимательными и ни в коем случае не захваливать их, иначе у них будут проблемы в 5 и 6 классах, когда они попадут к учителям, которые не привыкли хвалить за мельчайшие детали и поступки.

Поощрение и наказание нельзя применять по отдельности, эти два средства воспитания и обучения дают отличный результат только если их применять сообща, то есть они должны быть едины.

Я считаю, что вопрос поощрения и наказания будет актуальным в любое время. Всегда будут нескончаемые споры между родителями и педагогами касающиеся наказаний в школе и х методов и форм.

Литература

1.Х. Бектенов. Поощрение и наказание в советской школе. Алма-Ата, 1954.

.А. С. Белкин. Проступки можно предупредить, Свердловск, 1967.

.Н. Ф. Бунаков. Избранные педагогические сочинения, М., 1953.

.А. И. Герцен. Избранные педагогические высказывания, М., 1951.

.В. Е. Гмурман. Дисциплина в школе, М., 1958.

.В. Е. Гмурман. Поощрение и наказание в школе, М., 1962.

.А. Ю. Гордин. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967.

.А. Ю. Гордин. Формирование товарищеских взаимоотношений педагога и воспитанников в школе, М., 1970.

.Л. Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей, М., 1971.

.А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

.П. Ф. Каптерев. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании, С.-П., 1957.

.В. М. Коротов. Педагогическое требование, М., 1966.

.В. А. Крутецкий. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

.В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960.

.М. Д. Левитов. О психических состояниях человека, М., 1964.

.Б. Ф. Ломов. Человек и техника. Очерки инженерной психологии, М., 1966.

.Н. Е. Магарик. О мерах поощрения и взыскания в школе, Л., 1979.

.А. С. Макаренко. Сочинения, в 7 томах, М., 1957-1958.

.Б. И. Наумов. Поощрение и наказание в семье, М., 1962.

.М. А. Олесницкий. Полный курс педагогики, К., 1955.

.С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, М., 1960.

.И. И. Рыданов. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980.

.Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное, физическое, М., 1972.

.В. В. Струбицкий. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, С., 1961.

.К. Д. Ушинский. Избранные сочинения в 2 томах, М., 1952-1953.

.В. И. Фармаковский. Методика школьной дисциплины, О., 1931.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. зав.: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-688 с

.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под. ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

.Школьный психолог № 25 2000 год.

.Школьный психолог № 21 2008 год.

. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. — М., 2000. — 185 с.

.Галагузова М. А. Социальная педагогика. — М., 2001. — 416 с.

.Джуринский А. Н. История педагогики. — М., 2000. — 311 с.

.Ефимова А. А. Трудные дети .//Здоровье.2009. — №2. с. 7

.Кузнецова С. А. Поощрение и наказание.//Начальная школа. 2010. — №18. с. 12.

.Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. — М., 2005. — 269 с.

.Пискунов А. С. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. — М., 2001.- 447с.

.Подласый И. П. Педагогика: новый курс. — М., 2006. — 256с.

.Раттер М. Помощь трудным детям: Монография. — М., 2001. — 120 с.

.Степанов В. Г. Психология трудных школьников. — М., 2001. — 336с.