Педагогический такт как оптимальное соответствие поведения учителя требованиям педагогической морали

Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.

Профессия — определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Общие принципы профессиональной этики.

Частные принципы профессиональной этики.

Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Сущность и специфика педагогической морали.

Педагогическая мораль — используется для обозначения системы норм профессиональной морали учителя; нравственно-педагогическое сознание — для обозначения понятий широкого содержания, включающего и нравственные чувства, и систему оценочных суждений, и теоретическое осмысление педагогической морали (педагогическую этику).

Морально-педагогическая практика обозначает реальное поведение учителя, практику нравственно-педагогических отношений, рассматриваемых с точки зрения их верности педагогической морали; нравственно-педагогическое отношение — вся система деятельности людей, включающая в себя требования морали, а также — практическое воплощение их в жизнь, в повседневную практику.

Принцип педагогической морали — наиболее общее требование, выражающее основное направление поведения учителя по отношению к тому или иному объекту. Такими объектами отношений являются: общество, педагогический труд, учащиеся, ученический коллектив, родители учащихся, коллектив, педагогический коллектив, руководство школы, а также сам учитель в смысле его отношения к самому себе. В принципах педагогической морали есть сильные и слабые стороны, делающие их и необходимыми требованиями и в то же время недостаточными для морального регулирования поведения учителя.

9 стр., 4191 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА 2

... принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных ...

Норма педагогической морали — общее содержательное требование к поведению учителя в его отношении к участникам учебно-воспитательного процесса, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Норма педагогической морали имеет разную степень обобщения и в этом смысле можно различать общую и частную нравственно-педагогические нормы.

Педагогический такт как оптимальное соответствие поведения учителя требованиям педагогической морали.

Общение учителя с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Такт в буквальном смысле слова — прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт — это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.

Педагогический такт — профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении со школьниками.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность — к непослушанию, чрезмерная снисходительность — к грубости.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении).

Педагогический такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

Соответствие педагога требованиям современной школы

Педагог характеризуется максимальным (или близким к нему) уровнем развития компетентности в области личностных качеств, он способен к дифференцированному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира учащихся; к тому, чтобы занимать по отношению к ним гуманистическую позицию в ходе образовательного процесса. Педагог обладает широкой общей культурой и развитыми навыками самоорганизации своей профессиональной деятельности. Все это позволяет ему реализовывать педагогическую деятельность на уровне профессионального мастерства.

Педагог может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи отдельного занятия формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Педагог может корректировать цели и задачи в зависимости от образовательных запросов обучающихся, выявленного уровня их развития, учебных достижений и др. Педагог может вовлечь обучающихся в формулирование индивидуальных учебных целей курса и отдельных занятий.

12 стр., 5804 слов

Значение профессиональной деятельности педагога

... деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; · готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами; · способностью организовывать сотрудничество обучающихся ... относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный ...

Построение педагогического взаимодействия осуществляется преимущественно по типу субъект-субъектных отношений. Возможно повышение квалификации по совершенствованию всех показателей компетенции целеполагания, особенно развитию умения вовлекать школьников в процесс постановки цели.

Учитель характеризуется развитыми навыками и умениями формировать мотивацию учащихся к осуществлению учебной деятельности. Воспринимает взаимодействие с учениками как личностно значимую деятельность и «заражает» учащихся своим интересом к предмету, учебе и школе в целом. Реализуя все умения, присущие предшествующим категориям, ориентируется на уникальный личностный потенциал ученика. Формирует интерес к учебе и предмету на основе творческой активности ученика, поощряет самостоятельную учебную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся. Широко использует элементы соревновательности. Использует позитивную мотивацию перспективного характера (ценность обучения в общей системе образования, для будущей жизни, перспектив профессии, возможностей достичь экономического, социального благополучия для данного ученика и др.), стимулирует творческую активность ученика, поощряет самомотивацию как личностную ценность, направляет ученика к совместной деятельности.

Учитель в совершенстве владеет содержанием своего предмета и осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению. Использует разнообразные, в том числе исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания. Создает условия для реализации творческих возможностей обучающихся (воспитанников).

Творческая организация уроков стимулирует самостоятельное открытие учащимися межпредметных связей. Творчески развивает и совершенствует традиционных методы преподавания.

Педагогу с таким уровнем квалификации недостаточно успешно реализовать и модернизировать типовую образовательную программу, его знание учеников и предмета позволяет разрабатывать инновационные (авторские) программы, новые дидактические и методические материалы.

11 стр., 5145 слов

Как современная система отметок стимулирует учебно-познавательную деятельность учеников

Как современная система отметок стимулирует учебно - познавательную деятельность учеников Введение Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека На сегодняшний день, основным путем ...

Гибкое реагирование на возможности учеников, на их готовность осваивать учебный материал позволяют достигать целей и задач урока в сложных условиях. Учитель способен перестроить в необходимых пределах материал урока, если ученики устали или утомлены предыдущим занятием. Работу такого учителя отличает умение добиться хороших результатов обучения по преподаваемому предмету.

В ситуации принятия решения педагог направлен на развитие у учеников самостоятельности. Данный педагог умеет достаточно быстро находить креативные решения, поддерживающие личность ученика даже в сложных не стандартных ситуациях. Последовательность и умение обосновать принимаемые решения позволяют педагогу добиться понимания со стороны учащихся и стимулируют последних к активному включению в процедуру принятия и реализации решения.

Организация умственной деятельности обучающихся соответствует требованиям индивидуализации и дифференциации. Урок организован так, что учащиеся справляются с поставленными задачами. Домашняя работа предполагает формирование навыков самообучения и самоорганизации. Умение учителя распределить нагрузку, управлять вниманием учеников, учитывать особенности памяти и мышления, формирование интереса позволяют добиваться высоких результатов по своему предмету.

Педагог умеет на хорошем уровне организовать учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной деятельности и сотрудничества; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание.

Педагога данной категории отличают ответственное отношение к своим обязанностям, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.

Профессиональная пригодность и профессиональная готовность педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

18 стр., 8621 слов

Организация деятельности дошкольного учреждения по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов

... профессиональное развитие педагога, которое невозможно без сохранения профессионального здоровья педагога. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач: а) проведения мониторинга по определению степени готовности педагога ... , насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 ...

Так, под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.

Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку педагога. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.

Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога,

можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма-своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю.

11. Проблема выбора «меньшего зла».

Одним из распространенных в этической мысли образов морали, является тот, который построен на однозначном отождествлении ее нормативного содержания с внешними ограничениями человеческой деятельности, имеющими безусловную, внеситуативную значимость. В качестве таких ограничений выступают либо запрет, либо право другого человека. Если в центре внимания оказываются запреты, то содержание морали отождествляется с запретом на применение силы и с запретом на намеренное введение другого человека в заблуждение (ложь).

11 стр., 5377 слов

Насилие и пренебрежение в отношении пожилых людей

Содержание Введение Глава 1. Социальный статус, психофизиологические и социальные особенности пожилого возраста Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования насилия и пренебрежения в отношении пожилых людей 2.1 Понятие и виды насилия над пожилыми людьми 2.2 Причины возникновения насилия в семье по отношению к пожилым Глава 3. Региональный опыт социального противодействия насилию над ...

Ярким представителем такого понимания морали является А.А. Гусейнов, разработавший в концепцию «негативной» (то есть ориентированной на воздержание от определенных поступков) этики и настоятельно подчеркивающий сомнительность или хотя бы условность любых позитивных предписаний2. Данный подход имеет значительные преимущества, иначе он не был бы столь влиятелен. Он предлагает простые и прозрачные правила нравственного поведения, резко сокращает количество случаев, когда предписания морали могут конфликтовать между собой, и наконец, строго указывает на пределы дозволенного в ходе достижения любых положительных целей.

Однако такое понимание нравственного долга ведет к парадоксальным следствиям в тех случаях, когда строгое исполнение запретов (или прав) оказывается сопряжено не только с потерями самого действующего субъекта, но и с потерями третьих лиц. Сторонники «негативного абсолютизма», сконцентрировавшиеся на ущербе и страдании, которые нельзя причинять другому человеку, часто проявляют шокирующую нечувствительность к ущербу и страданиям, которые можно было бы предотвратить. В этом отношении их теоретическая позиция резко расходится с живым опытом оценки и вменения, который проявляет значительную гибкость в вопросах согласования долга невреждения и долга предотвращения вреда. В живом моральном опыте слабо укоренены установки абсолютистского ненасилия или столь же абсолютистского неприятия всех форм и проявлений лжи. Зато в нем занимают центральное место такие понятия как необходимая оборона и крайняя необходимость.

Впрочем, дело не только в формальном несоответствии теорий, или нормативных доктрин, и преобладающего морального чувства. Гораздо важнее то, что приверженность к подобным доктринам обезоруживает морального субъекта в ситуациях, сопряженных с угрозой жизни и благополучию множества людей. Она вынуждает его реагировать на эту угрозу не только с одной рукой привязанной к телу, но и вовсе без рук. А это, по сути своей, тождественно практическому безразличию к судьбе людей, которых можно было бы спасти от гибели или чьи страдания можно было бы уменьшить. Преодоление этой тенденции возможно только за счет отказа от прямолинейного абсолютизма по отношению к нравственным запретам, за счет введения системы исключений, в рамках которой возможность предотвращения ущерба приостанавливает ограничения, связанные с его причинением. В живом моральном опыте, а также правовом дискурсе по проблемам необходимой обороны и крайней необходимости в этих целях применяется сочетание слов «выбор меньшего из зол». Его общий нормативный смысл прозрачен и прост: «При определенных условиях морально допустимыми или даже вмененными к соверше­нию могут быть те действия, которые противоречат тем или иным нравст­венным запретам, однако, совершение которых в конкретной ситуации по­зволяет предотвратить значительно более масштабное нарушение тех же (или иных) нравственных запретов». Схожая формулировка может быть построена по отношению к правам человека. Классическим мысленным экспериментом, применяющимся при обсуждении логики меньшего зла, считается знаменитый «случай с трамваем», в котором стрелочник или прохожий имеет возможность перенаправить трамвай, идущий в туннель, где заблокированы пять человек, на путь, где под угрозой смерти окажется только один3.

Существует очень мощная традиция критики использования понятия «меньшее зло». Она восходит как минимум к евангельскому обличению тех, кто творит зло ради добра. Один из самых существенных аргументов этой критики состоит в том, что с помощью понятия «меньшее зло» при желании можно оправдать любое злодеяние. К примеру, А.А. Гусейнов связывает это понятие с общечеловеческой тенденцией «выдавать совершаемое зло за добро» и полагает, что применение формулировки «меньшее зло» конкретным человеком означает, что, хотя тот и не потерял еще полностью моральную способность, но явно находится на этом пути: «Это свидетельствует о том, что [его. — А.П.] мотивы прошли через „отдел“ морального контроля как, впрочем, и о том, что этот „отдел“ работает плохо»4.

На мой взгляд, данный аргумент является очень серьезным. Он заслуживает пристального внимания, но не в качестве указателя на негодность нормативной логики меньшего зла, а в качестве предостережения от ее эксцессов. Потенциально рассуждение о меньшем зле действительно может стать средством оправдания едва ли не любого злодеяния. Однако существует возможность эту тенденцию (или потенцию) ограничить. Такой точки зрения придерживается один из активных пропагандистов понятия «меньшее зло» в этике, американский политический философ М. Игнатьефф, автор работы «Меньшее зло: политическая этика в эпоху террора». Он пытается выстроить систему условий, позволяющих применять это понятие без неприемлемых негативных следствий. Для моего сегодняшнего сообщения будут важны два из четырех условий по М. Игнатьеффу. Вот их содержание. Во-первых, совершение меньшего зла должно сопровождаться постоянным осознанием того, что совершаемое есть зло, хотя и меньшее. Только в этом случае люди не будут идти на совершение меньшего зла легко и бездумно. Во-вторых, каждый случай совершения меньшего зла должен предваряться, сопровождаться или завершаться его бескомпромиссным обсуждением (как замечает сам М. Игнатьефф, оправдать любой поступок в качестве меньшего зла можно только перед самим собой)5.

Чтобы приступить к обсуждению проблем профессиональной этики мне осталось сделать последнее вводное замечание и оно будет касаться смысла первого из двух упомянутых условий. Приведенная мной формулировка не дает точных разъяснений, что именно означает «осознание» совершаемого зла. Очевидно, что за этой формулой может стоять разное психологическое содержание. И эта возможность сформировала в этике самостоятельное дискуссионное пространство. Современные исследователи оживленно спорят о том, каковы оптимальные психологические сдержки в сфере вынужденного причинения вреда. Некоторые из них считают, что подлинное осознание нравственного смысла своих действий, не позволяющее с легкостью прибегать ко лжи или к насилию во благо, проявляется только в прямом переживании деятелем вины или стыда за совершаемое. В таком случае «меньшее зло» должно рассматриваться действующим субъектом в качестве вынужденного злодеяния. В сфере принятия политических решений подобное психологическое состояние человека получило с легкой руки М. Уолцера название «эффект грязных рук»6. Другие исследователи, напротив, полагают, что речь должна идти не о вине, а скорее о переживании отвращения к совершаемому действию, об интенсивном страдании по его поводу, об обостренном сострадании к тем, кто превратился в жертву действий, совершенных ради предотвращения значительного ущерба7. По причинам, которые, к сожалению, сейчас нет времени обсуждать подробно, я лично солидаризируюсь с идеей оправданности «эффекта грязных рук» и «неразложимой вины».

12. Нормы и требования к общению в системе «педагог — учащийся».

Нормы и требования к общению в системе «педагог — учащийся»: корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопустимость унижения достоинства учащихся; «требования к требовательности» педагога; проблема дистанции в современной педагогике.

Морально-психологический климат в коллективе

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

· доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика;

· свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

· отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

· достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

· удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

· принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

14. Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» — с коллегами и «по вертикали» — с администрацией.

Основные цели образовательного учреждения реализуют в своей профессиональной деятельности педагоги (учителя в школе, преподаватели и мастера производственного обучения в профессиональном училище и техникуме).

Несомненно, что каждый педагог реализует свои профессиональные функции в соответствий со своими возможностями. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия. Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива.

Основополагающий принцип понимания психологической структуры группы людей определяется как отражение ее жизнедеятельности в целом [6]. Жизнедеятельность педагогического коллектива отражается в его двух главных функциях: учебно-воспитательной (производственной) и социально-гуманитарной [8]. Первая функция выражает непосредственно интересы общества, вторая — интересы работников.

В целом, когда мы говорим о психологической структуре любой группы людей, необходимо рассматривать ее в двух аспектах. Первый аспект связан с рассмотрением структуры отношений, второй — с выделением подструктур, характеризующих развитие группы как коллектива.

Деловая структура педагогического коллектива включает прежде всего производственные связи педагогов, направленные на достижение целей педагогической деятельности и носящие как формальный, так и неформальный характер.

Выделяется два структурных «разреза» в отношениях между педагогами — деловой («официальный», «формальный», «ролевой», «внешний») и социально-психологический («неофициальный», «неформальный») [8]. Последний отражает деловые отношения, но не прямо, а через призму потребностей и интересов членов коллектива, их психологии.

Смысл выделения этих двух структур становится понятным лишь в связи с функциями коллектива: если деловая структура вытекает из его производственных функций, то социально-психологическая структура скорее отражает социально-гуманитарные функции, потребности и интересы его членов, в том числе обусловленные их трудовой деятельностью.

Понятие «деловая структура» интерпретируется в двух планах: идеальном и реальном. В идеальном плане деловая структура представляет собой модель системы деловых связей и отношений, целей и задач коллектива. Модель системы деловых связей фиксируется в уставах и должностных предписаниях, в инструкциях и правилах. Она адекватно может быть описана с помощью понятия «формальная структура». К понятию «формальная структура» следует отнести также практическую peaлизацию предписаний и инструкций, если они выполняются без искажений и дополнений.

Но в реальной жизни идеальная схема деловых отношений выдерживается не полностью — поведение членов коллектива и руководителей отклоняется от нее в ту или другую сторону, дополняется новыми элементами. Это происходит в результате персонификации социальных ролей, под влиянием психологических особенностей членов коллектива, сложившейся системы межличностных отношений и ряда других факторов.

Часть таких аномальных деловых отношений вообще не может быть предусмотрена инструкциями и включена в содержание ролей даже при самом детальном их проектировании: они зависят лишь от индивидуально-психологических особенностей учителей и руководителей, возникают по поводу исполнения ими той или иной роли, допускаемых нарушений, личных притязаний и т. д. Поэтому всю реально складывающуюся систему деловых отношений нельзя назвать формальными отношениями. Часть их носит неформальный характер.

Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся

Все мы являемся и объектами, и субъектами воспитания практически всю жизнь. Существует мнение, что воспитание ребенка, в частности приучение его к режиму, к первоначальному восприятию музыки, целесообразно уже с внутриутробного состояния. Но воспитательные действия осуществляются нередко в отношении пожилых людей в семье, в домах престарелых, даже в так называемых хосписах, где содержатся безнадежно больные люди.

В словаре В.М. Полонского модно встретить несколько значений понятия «воспитание»:

В широком смысле — система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека;

В узком смысле — это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеждений;

В педагогическом смысле — целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебном заведении.

Воспитание трудовое -воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности.

Многие желают изменить некоторые качества в своих окружающих, особенно в тех случаях, когда с ними в силу обстоятельств имеется постоянный контакт.

Воспитательное воздействие происходит и в различных социальных группах: семьях, образовательных учреждениях, в национальных и религиозных общностях, партиях, объединениях по интересам и т. д. наконец, один из самых сильных источников воздействия на личность — это сам человек, осуществляющий процесс самовоспитания. Вот почему закономерности воспитательного процесса должны быть знакомы каждому. В тех же случаях, когда педагогическая составляющая является значительной частью профессиональной деятельности, овладение умениями осуществлять воспитательные воздействия является обязательным.

Вот почему понятие «воспитание» — одно из самых употребительных. Его содержание и объем во многом зависят от контекста употребления. Одно значение оно имеет в устах специалиста педагога, профессионально занимающегося организацией воспитательного процесса в элитарном учебном заведении, иное — у воспитателя исправительного учреждения, религиозного проповедника, мужчины зрелого возраста, вступившего в брак с молодой девушкой, женщины, родившей первенца, и ее же воспитывающей первенца, и т. д.

Гражданственность позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Гражданин -человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства пользующийся его защитой, обладающий определенными правами и обязанностями.

Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, в котором сознательные и свободные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, права на самореализацию.

Особое внимание заслуживает утверждение академика РАО Г. Н. Филонова о том, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20−30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью как никогда ранее полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи чрезвычайно актуально педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

А.Ф. Никитин и Я.В. Соколов справедливо отмечают, что «в теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели — воспитание достойного гражданина»; что особое внимание педагог уделял «самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций», а среди качеств личности им «выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.». Причем «все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека».

Исследование позволило выявить, что общая цель и лейтмотив педагогического творчества А.С. Макаренко — воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. Намеченная цель — воспитание гражданина — требовала конкретизации.

Прежде всего, Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизма, дисциплинированность, ответственность, трудовая активность, развитое чувство долга и т. д. Он считал, что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции (правовая эмоция, этическая эмоция) тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) — необходимое условие правового государства.

Свою концепцию воспитания А.С. Макаренко создавал в процессе педагогического опыта. Опыт показал, что, во-первых, методы воспитания должны выводиться из простой и практической цели (воспитание гражданина), что, во-вторых, «знание психологии, знание души, знание каждого отдельного человека только поможет приложить методом наиболее удобно в одном случае, несколько отлично — в другом». Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными. Все воспитанники А.С. Макаренко стали достойными гражданами своего отечества, проявили чудеса героизма во время Великой отечественной войны. Среди воспитанников Антона Семеновича были квалифицированные рабочие, инженеры, летчики, военные, педагоги, юристы, художники, артисты, но всех их действительно можно назвать гражданами в самом высоком смысле этого слова… Почти все они героически сражались на фронтах, и многие погибли, защищая Родину.

Работа с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками заставила А.С. Макаренко глубоко задуматься над философско-социологической проблемой «личность и общество». Почему общество выбрасывает детей и подростков на задворки жизни и порождает такое явление, как детская преступность? Сегодня общество позволило «возродиться» такому явлению, как детская преступность и беспризорность. «Преступность — раковая опухоль общества, — писал профессор И.А. Невский. Чем в более раннем возрасте она его порождает, тем она опаснее. Надежды на то, что ребенок подросток, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправиться и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних». Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализации российского общества оправдались.

Идея воспитания человека-труженика, гражданина была воплощена в жизнь Георгом Кершенштейнером (1854−1932).

Немецкий педагог разработал теорию трудовой школы и гражданского воспитания для народной школы. Главное внимание он уделял массовой профессиональной подготовке молодых людей в жизни общества, их нравственному воспитанию. «Первой целью воспитания молодежи, оканчивающей народную школу, — писал Кершенштейнер, — является образование профессиональной деятельности и любви к труду, а вместе с ними и тех элементарных добродетелей, которые ведут, как к своему непосредственному следствию, к работоспособности и любви к труду, труду: к добросовестности, прилежанию, устойчивости, чувству ответственности, самообладанию и преданности деятельной жизни».

Процесс воспитания сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так же динамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире, а в моем исследовании от обстановки в России, в городе Екатеринбурге. Сегодня стало заметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали, нравственности, рост не дисциплинированности, кражи, убийства, самоубийства. Если бы у студентов было развито чувство гражданственности, то рост безнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентов гражданственность, в Вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды:

· патриотизма,

· труда,

· нравственности,

· дисциплинированности

· героизма.

Воспитание таких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся, преподавательский состав, профсоюзные организации и в общем политика и программа университета.

Заключение

Проблема воспитания гражданственности очень актуальна в нынешнее время, так среди студентов наблюдается падение нравственности, культурности, многие, элементарно, не знают истории своего Отечества, гимна. Среди молодого мужского поколения существует такой бич, как уклонисты от армии, они просто боятся туда идти, у них нет чувства патриотизма, гражданственности. Героев в нынешнее время очень маленький процент, и им стоит отдать должное. Поэтому необходимы мероприятия, которые были бы направлены на воспитание у студентов духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки. По данной теме была прочитана и проанализирована научная литература и проведено анкетирование, в результате чего можно сделать такие выводы:

1. Гражданственностью являются нравственная и правовая культура, которая выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.

2. Образование как социальный институт выполняет свою роль. Многие ни приобретают чувство гражданственности в семье, а приобретают его в Вузе. Ведь Вуз нам помогает в накоплении нравственного опыта, формирует в нас нравственное поведение и такие качества, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.

3. Мы узнали о новаторской идее Антона Семеновича Макаренко. Он заставил нас задуматься над филисофско-социологической проблемой «личность и общество». А так же осознать необходимость воспитания наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи, с такими качествами целостной личности, как коллективизм, дисциплинированность, трудовая активность, развитое чувство долга.

Предложения по воспитанию гражданственности у студента

1) Каждый студент должен заботиться о своей жизни, о своей стране, о своем потомстве.Уметь самовоспитываться и поддаваться перевоспитанию.

2) Каждый студент должен стремиться к духовно-нравственному обогащению: посещать музеи, выставки, интересоваться мировыми ценностями, знать историю своей страны.

3) Каждый юноша должен пройти военную службу в армии.

4) Заботится о старшем поколении, почитать героев нашей великой родины.

5) Сделать режим дня, чтобы воспитать в себе дисциплинированность, ответственность за себя, за окружающих, за свое здоровье.

6) В Упи должна быть большая пропаганда военки. Жаль, что для девочек теперь туда путь закрыт.

7) Способствовать к сплочению коллектива. Нужно делать коллективные собрания, коллективный отдых. Ведь одно из качеств гражданственности — это коллективизм.

8) Но самое главное это правильная политика государства, направленная на то чтобы люди, живущие в Росси, гордились своей страной и делали все чтобы она была самой лучшей страной на этой планете.

Экологическая культура педагога

Актуальность исследования обусловлена современным состоянием в системе «Человек-Общество-Природа», предполагающим необходимость разрешения противоречий в политической, экономической, нравственной, духовной и экологической сферах. Системный кризис в этих сферах побуждает ученых, педагогов, политиков, организаторов и инженеров активизировать свои усилия на его преодоление. Для настоящего времени экологический кризис определяется не только как процесс изменения естественных условий существования биосферы, грозящих подрыву ее динамического равновесия (Д.В. Грязных).

В большей степени он имеет аксиолого-мировоззренческую направленность, когда каждый человек в соответствии со своими ценностными установками подходит к решению или поиску варианта решения экологических проблем в конкретном регионе. Мировая общественность на уровне ЮНЕСКО, ученых Римского клуба давно бьют тревогу по поводу длительного неконтролируемого техногенного воздействия на природу.
Осознание в обществе экологического кризиса и поиск путей выхода из него ведут к формированию новых социокультурных ценностей, которые актуализируют возможность применения эколого-ориентированных технологий в системе непрерывного образования (от дошкольного до послевузовского и всеобщего «через всю жизнь»).

Но в тоже время становится очевидным, что без формирования массовой экологической культуры нельзя перейти к освоению этих технологий.

25. Понятие «интеллектуальная собственность».

Интеллектуальные права или право интеллектуальной собственности — юридический термин, обозначающий совокупность прав, которыми обладают лицо или лица (авторы или иные правообладатели) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (то есть интеллектуа́льную со́бственность (англ. Іntellectual property)).

Следует отметить, что перевод понятия intellectual property как «интеллектуальная собственность» хоть и является общеупотребительным, но не совсем корректен, так как property — это имущество, а не собственность и право собственности на нематериальные объекты невозможно.[1]

Термин «интеллектуальная собственность» подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами. Юридическое содержание этого термина в большинстве стран не определено.[2] В России термин «интеллектуальная собственность» определён в ст. 1225 части четвертой Гражданского кодекса РФ, принятой 24 ноября 2006 года, как список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита.[3] Термин «интеллектуальные права» определён в ст. 1226 как права на «результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации)».

В широком понимании «интеллектуальная собственность» означает закрепленные законом временное исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Стокгольме Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям;[4];
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • полезным моделям;
  • промышленным образцам;
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
  • другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.[5]

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.

К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав.

В юриспруденции, словосочетание «интеллектуальная собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже — группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности.

Adblock
detector