Технологии коллективных творческих дел.

Метод «мозгового штурма»- («мозговой атаки») был разработан американским исследователем А.Осборном. Это и сейчас один из наиболее распространённых методов активизации творческого мышления при коллективном поиске новых идей.

Мозговой штурм представляет собой метод поиска и получения новых идей в творческом сотрудничестве отдельных членов организованной группы. Название связано с тем, что группа как единый мозг штурмует творческое решение рассматриваемых проблем. Работа идёт в несколько этапов: подготовка, проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных идей.

На этапе подготовки чётко формулируется и записывается (в общих понятиях) задача. В подготовку входит также подбор фактического материала: аналогов, объекта, данных о принципах действия, различного рода ограничениях.

В управленческих технологиях используется следующая схема предварительного анализа проблемы (анализ):

а) сильные (положительные) стороны объекта;

б) слабые стороны;

в) имеющиеся возможности улучшения;

г) возможные препятствия, угрозы.

Заметьте, анализ (рефлексия) всегда начинается с оценки успехов.

Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на психолого- педагогических закономерностях и соответствующих им принципах:

— сотворчество в процессе решения творческой задачи. Руководитель группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческойзадачи;

— доверие к творческим силам и способностям друг друга. Все участники выступают на равных;шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшуюинициативу членов творческой группы;

— использование оптимального сочетания интуитивного и логического. При генерировании идей оптимально ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции. Этому способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.

Правила мозгового штурма:

Любая критика и вынесение суждения, благоприятного или неблагоприятного, не допускается, поскольку люди имеют привычку всё подвергать критике, некая отсрочка в вынесении суждения — наиболее жёсткое и наиболее важное правило. Генерирование возможно большего числа идей, независимо от их качества, так как иногда одна глупая идея может дать толчок для рождения весьма плодотворной идеи; свободное высказывание каждым своих мыслей (при окончательном разборе, который состоится позднее, многие идеи могут оказаться бесполезными, однако сам процесс должен проходить таким образом, чтобы поток идей был бурным, и они следовали друг за другом как можно быстрее).

5 стр., 2373 слов

Тема 13 Лекция 14 Методы управления группой и личностью

... сотрудников. 4. База для выбора метода. Организационный анализ. Технико-экономический анализ. Социологические исследования в коллективе. 5. Ограничения при выборе метода. Соответствие правовым нормам и ... снижением эффективности решений. СПЛОЧЕННОСТЬ. Сплоченность группы — это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа — это группа, члены которой испытывают сильную ...

Примозговом штурме коллективный разум должен генерировать непрерывную последовательность идей.

Это может быть сформулировано в следующей форме:

1) слушай внимательно все выступления;

2) не критикуй высказываемые идеи;

3) воспринимай все предложения положительно;

4) не перебивай выступающего, соблюдай тишину;

5) избегай дебатов и философских рассуждений;

6) не стесняйся высказывать своё мнение — самое простое предложение часто бывает гениальным;

7) не ошибается тот, кто ничего не делает;

8) соблюдай личные права членов группы:

— право выдвигать идею;

— право отстаивать свою точку зрения;

— право на обдумывание;

— право на пересмотр, уточнение своей позиции, выдвижение нового предложения;

9) не обижайся;

10) будь доброжелательным;

11) не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими;

12) каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.

Командный штурм. Рекомендуемое количество участников команды для мозгового штурма — от 4 до 7 человек. Длительность проведения прямой «мозговой атаки» — от 15 мин до одного часа в зависимости от характера и сложности проблемы. Успех проведения мозгового штурма в значительной степени зависит от руководителя. Весь материал идей передаётся группе экспертов, которые тщательно изучают высказывания участников и из предложенных идей отбирают и развивают наилучшие.

Массовая мозговая атака предназначена для генерирования новых идей при большом количестве участников. Всех присутствующих в большой аудитории разделяют на небольшие оперативные группы численностью пять-шесть человек. При этом назначаются руководитель всей сессии, а также руководители каждой оперативной группы. Руководителей оповещают об этом за несколько дней допредстоящей сессии. Оперативные группы проводят самостоятельные сессии по методу прямого мозгового штурма. Обычно для работы групп дают 15 минут.

Сразу после генерирования идей участники проводят их оценку и выбирают для сообщения большой аудитории одну или несколько оригинальных идей. При этом время для оценки идей не должно превышать времени, выделенного для ихгенерирования. Далее собираются все участники, и руководители оперативных групп поочерёдно докладывают о лучших идеях, которые фиксируются и оцениваются экспертами.

Метод обратной мозговой атаки основное внимание уделяет критике совершенствуемого объекта. Группа, проводящая обратную (от данной идеи) мозговую атаку, анализирует возможные недостатки, ограничения, дефекты и противоречия конкретной идеи или конкретного технического объекта, которыйусовершенствуется. При анализе допускается такая же свобода высказываний и суждений, как это принято в традиционном мозговом штурме. Результатом работы группы становится список возможных противоречий, ограничений и недостатков. Затем эксперты предварительно оценивают правильностьсоставления списка, из которого исключают ошибочные утверждения. После уточнения недостатков и ограничений прямым мозговым штурмом ведут поиск решений по их устранению.

11 стр., 5069 слов

Качественные методы в решении практических социально-психологических заданий

... данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей ... наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое ... качественных методик. Качественные методы социальной психологии. Метод наблюдения Наблюдение в социальной психологии — метод сбора информации путем ...

В этом методе основное значение придаётся психологическим факторам: уверенности в своих силах, оптимизму, созданию атмосферы непринуждённости, творческого вдохновения.

Метод номинальной групповой техники. Построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций. При этом, несмотря на совместную работу членов группы, индивидуальное мышление не ограничивается и каждому участнику предоставляется возможность обосновать свой вариант решения.

Все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других.

Затем каждый участник докладывает суть своего проекта; представленные варианты рассматривают (без обсуждения и критики) члены группы и после этого каждый из них в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей.Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения.

Метод Дельфы. Используется в случаях, когда сбор группы невозможен. Членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, чем обеспечивается независимость мнений. Членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов порассматриваемой проблеме. Каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно. Результаты ответов собираются в центре, и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые вариантырешений. Каждый член группы получает копию этого материала.

Ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения. Предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованногорешения.

Из истории развития методики. Последователи Бригадно-лабораторный метод (Россия, начало XX в.).

Пытаясь усовершенствовать Дальтон-план, советские педагоги в 20-30-е гг. активно вводили бригадно-лабораторную форму организации занятий.Словом «бригадный» подчёркивалось значение коллективной учебной деятельности учащихся, которые группировались в звенья, ячейки, бригады. Слово «лабораторная» означало ориентацию на самостоятельное изыскание, самостоятельное преодоление трудностей. Итоговые занятия чаще всегопроходили в виде конференции, где звеньевые докладывали об итогах работы. И по тому, насколько обстоятельно и полно они докладывали, всё звено получало общую оценку. При этом основная ответственность ложилась на звеньевых, а уровень знаний и умений остальных либо нивелировался, либо был очень низким.

Применение бригадно-лабораторной формы организации учебного процесса привело к обезличиванию в учебной работе (одни ученики работали, другие бездельничали, а оценки у всех были одинаковые), к снижению роли учителя в учебном процессе, к игнорированию индивидуальной работы. Поэтомупостановлением ЦК| ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) этот метод был осуждён.

Обучение в сотрудничестве. Под таким названием в США широко применяются различные модификации групповых технологий, разработанные учёными Р. Славиным, Р. и Д. Джонсонами, Дж. Аронсоном. Основные принципы, на которые опираются эти технологии: группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учётом психологической совместимости. При этом в каждой группе должны быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трёх учащихся), девочки и мальчики; группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, в некоторых, случаях учитель может дать рекомендации); оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т. е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»);учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В некоторых случаях это бывает слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно рассказать о результатах совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания — не формальное его выполнение(правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы. В варианте «пила» встречаются участники различных групп для углублённой проработки одинаковых заданий. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы, которые, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

 

Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.

КТД — это общественно-важное дело. Первейшее его назначение — забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

КТД — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

КТД — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

Стадии коллективного творческого дела.

Первая стадия — стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого’? Когда? Где? Кто? С кем? Вторая стадия — коллективное планирование. Третья стадия — коллективная подготовка. Четвертая стадия — проведение КТД — это итог работы, проделанной при подготовке. Пятая стадия — коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе — задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе. Шестая стадия — воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела. Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать. Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты. Пять условий педагогического успеха. Первое условие — общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. Второе условие — единство уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность. Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера. Четвертое условие — единый коллектив. Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность. Пятое условие — творчество, а не шаблон. Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия. Методика организации и проведения КТД. Создание мотивации ребенка для участии в КТД Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах. Мотивы ребенка: —Потребность в коммуникации. —Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах. —Желание выиграть (дух соревнования).

—Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

—Осознание развивающей роли КТД. —Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей — так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях. Существует три основных типа КТД: БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам. МТД не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела. · Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями. Организационные моменты КТД. Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть. Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть. Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками. Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них. Наиболее часто встречающиеся задачи. 1. Реклама дела. 2. Подготовка материалов для участников дела. 3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для «Зарницы»).

4. Оформление места проведения дела. 5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).

6. Подготовка призов победителям. 7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).

8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела. 9. Организация прессы: фото, видео, статьи. Заключение Групповая деятельность воспитанников — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.