Наиболее продуктивно брейнсторминг будет осуществляться, если соблюдаются следующие условия проведения

Методика проведения брейнсторминга (групповой метод порождения идей)

Определение. Метод предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода. Путем обсуждения в группе найти ряд решений какой-либо проблемы. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу какой-то одной конкретной проблемы. Такая проблема должна быть относительно простой, то есть не разлагаемой на отдельные вопросы.

Процедура проведения брейнсторминга. Такое собрание состоит из трех следующих фаз:

1. Вступительная фаза длится примерно 15 мин. За это время ведущий сообщает метод и правила игры и в конце четко и ясно излагает вопрос, требующий решения.

2. Основная фаза длится около часа и представляет собой наиболее творческую стадию, когда активность участников максимальна и идеи высказываются свободно.

3. Заключительная фаза. Во время этой фазы ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить указанные идеи с точки зрения их реального применения. Кроме этого ведущий указывает участникам, что если у них возникнут еще какие-либо идеи по поводу обсуждавшейся проблемы, они могут сообщить о них письменно в течение 1 сут.

Наиболее продуктивно брейнсторминг будет осуществляться, если соблюдаются следующие условия проведения:

— группа состоит примерно из 10 человек;

— социальный статус участников примерно равный;

— в группе имеется лишь несколько человек, сведующих в рассматриваемой проблеме;

— собрание должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии ‘рефлексации’. Кресла должны быть расположены по кругу;

— желательно, чтобы люди знали друг друга по именам;

— руководитель не должен подавлять участников группы, однако он должен занимать такое положение, которое позволит ему председательствовать на заседании;

— наблюдатели, которые фиксируют идеи и высказывания участников, располагаются за столами вне группы. Они фиксируют все, что говорится, даже то, что по их мнению, не имеет никакого значения.

При проведении подобного мозгового ‘штурма’ необходимо исходить из того, что нет совершенно абсурдных идей. Наоборот, необходимо получить как можно больше таких идей и ни в коем случае не оценивать ни эти идеи, ни их авторов. Участники не должны прерывать друг друга, так как идея, высказанная одним, может навести на мысль другого.

24 стр., 11648 слов

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

... исследования Саммоэфективность участников рабочей группы. Предмет исследования Взаимосвязь самоэффективности руководителя и участников рабочей группы. Гипотеза Самоэффективность руководителя влияет на самоэффективность участников группы. Частные гипотезы ... Р. Шварцер, А.Н. Алексюк и др. В отечественной психологии проблема самоэффективности является относительно новой, и исследований в данной сфере ...

Во время заседания руководитель должен держаться в стороне от дискуссии. Его задачи связаны с установлением формы собрания, определением его хода, приданием ему соответствующего направления, учетом идей, высказанных группой.

Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются специалистам, занимающимся данной проблемой, для отбора наиболее ценных из них. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав жюри не включают.

 

Главное действующее лицо сессии — фасилитатор (facilitator), или организатор. Он управляет процессом и подводит итоги сессии. Классический регламент брейнсторминговой сессии составляется следующим образом:

Почему брейнсторминг может провалиться?

Теперь рассмотрим основные ошибки при проведении брейнсторминговой сессии, которые могут привести к ее частичному или полному провалу:

  1. Отсутствует четкая цель.
    Задача сессии — получить множество креативных идей для ответа на поставленную проблему. Лучше всего заявить проблему в виде детального вопроса. Например, формулировка «как нам улучшить нашу работу?» звучит неопределенно по сравнению с вопросом «как нам удвоить продажи в ближайшие 12 месяцев?» Однако не следует вводить слишком много ограничений, чтобы не блокировать нестандартные идеи и решения. Например, формулировка «как нам удвоить продажи, используя существующие каналы распределения и не меняя номенклатуру изделий?» больше похожа на хитрую математическую задачу со множеством условий.
  2. Идеи и решения критикуются.
    Важнейшее правило брейнсторминга — запрет на критические суждения на этапе генерирования идей. Фасилитатор должен немедленно пресекать все попытки дать оценку высказанным идеям: для этого отводится вторая фаза сессии, когда всем будет предоставлена возможность выступить в роли экспертов.
  3. Фасилитатор довольствуется несколькими идеями.
    Не останавливайте процесс генерирования идей, даже если уже появилось несколько хороших решений, которые, как вы интуитивно чувствуете, могут оказаться достаточными.

    Чем больше идей, тем лучше. Брейнсторминг относится к тем видам деятельности, которые наглядно демонстрируют переход количества в качество: чем больше различных идей высказано, тем больше шансов, что некоторые из них будут воплощены. Не останавливайте сессию раньше намеченного времени — дайте возможность появиться «сумасшедшим» и эксцентричным идеям. Пусть они сами по себе абсолютно нереализуемы, но их рождение может повлечь за собой цепочку оригинальных и более рациональных решений.

  4. Брейнсторминговая сессия не приводит к практическим шагам.
    Не заканчивайте сессию неопределенными обещаниями продолжить дальнейшее рассмотрение лучших идей с целью их последующей реализации. Если участники сессии не увидят практических результатов, они будут разочарованы в процессе и потеряют веру. Все идеи, высказанные во время сессии, должны быть проанализированы. Один из вариантов — разделить все предложения на три категории: 1) перспективные, 2) интересные и 3) отвергнутые. Если среди «перспективных» идей найдется несколько исключительных, требующих немедленного воплощения, сразу организуйте эту работу, назначив сроки и ответственных. Закрывая сессию, поблагодарите каждого участника за вклад. Отметьте одну или две лучшие, а также самую изобретательную и самую смешную идеи. Найдите решение, которое можно реализовать, не откладывая, — даже если оно предполагает лишь мелкие усовершенствования. Людям нравятся короткие, с высокой энергетикой брейнсторминговые сессии, которые ведут к конкретным действиям.

Десять лиц фасилитатора

И все же главное, что влияет на успех или провал сессии, — это личность фасилитатора. Наихудший вариант брейнсторминговой сессии — руководитель департамента или отдела берет на себя функции фасилитатора, ведет группу своих подчиненных и выступает в роли секретаря и цензора одновременно.

8 стр., 3522 слов

Павловская сессия

... Психологи, понимая все пагубные последствия для судьбы своей науки основных идей, выдвинутых на сессии, обращаются к анализу естественно-научных основ психических явлений. Как отмечает ... науки послевоенного периода". Формально главная задача сессии заключалась в том, чтобы "вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодотворному развитию идей Павлова". Было обозначено эталонное, единственно верное ...

Управление брейсторминговой сессией — многогранная задача, требующая различных психологических подходов. На практике, как утверждает Митчелл Диткофф, основатель и президент консалтинговой компании Idea Champions, квалифицированный фасилитатор соединяет в себе 10 различных персонажей, которые необходимы для успешного ведения сессии:

  1. Дирижер. Необходимо вовлечь в процесс генерации идей каждого, пробудить самую несмелую инициативу в наименее подготовленном участнике и поощрять участие каждого в процессе, немедленно адресуясь к тому, кто начинает ощущать себя потерянным в хоре других голосов.
  2. Алхимик. Этот образ требует от фасилитатора элементов «колдовства» — способности видеть, не пронзая взглядом, чувствовать без прикосновения и интуитивно угадывать в каждом брейнстормере гения, который ожидает подходящего времени, чтобы вырваться на свободу.
  3. Танцор. Подготовленный фасилитатор способен на смелые шаги, управляя процессом обсуждения, когда это необходимо, замедляя или ускоряя темп ведения сессии и никогда не действуя по заранее подготовленному сценарию. «Дорогу осилит идущий» — девиз этого образа.
  4. Безумный ученый. Как страстный экспериментатор, фасилитатор готов отказаться от логики и рационального мышления в надежде на гениальное озарение. Действительно, результатом «нелинейного» мышления может стать грандиозная идея, которую можно описать, используя аппарат логики, но которая не порождена логическими рассуждениями.
  5. Огранщик алмазов. Опытный фасилитатор действует как искусный огранщик: сфокусирован на идее, точно ее понимает, увлечен процессом.

    Способен добраться до сути дела, задав один точный вопрос, не разрушая структуру и целостность идеи.

  6. Актер. Чаще всего аудитория «включается» в процесс брейнсторминга, если верит, что фасилитатор полностью погружен в свою роль и увлечен ею. Если люди не преодолели недоверие к искренности фасилитатора, сессия может оказаться бесполезной.
  7. Специалист по защите окружающей среды. Фасилитатор неутомимо ищет ценность в любой идее; ни одно из решений не отвергается, а напротив — идеи, на первый взгляд совершенно не решающие проблему, рассматриваются для альтернативного использования в других кон текстах. Девиз этого образа: «Нет плохих идей — есть идеи, полезность которых еще недостаточно исследована».
  8. Служитель закона. Одна из важнейших обязанностей фасилитатора — обеспечивать ритуал проведения брейнсторминговой сессии, следить за соблюдением установленных правил и призывать к порядку нарушителей.
  9. Слуга. Некоторые фасилитаторы, опьяненные энергией участников и разыгравшимся воображением, используют свое положение, чтобы навязать свои идеи или — что гораздо хуже — манипулировать аудиторией в угоду собственному мнению.

    8 стр., 3854 слов

    Творческие задачи и методы их решений 2

    ... ­сией» ведущий, наиболее опытный участник «мозгового штурма». 2. Основная задача «генераторов» должна заключаться в пред­ложении максимального количества идей решения поисковой за­дачи (в том ... и рационализатор» сообщалось, что бакинский инженер Рзаев развил идею высыхающего каната, предложенную участни­ками «мозгового штурма» для решения задачи. Как известно, при высыхании канат укорачивается. ...

    Но брейнсторминговая сессия для фасилитатора — это «служение» аудитории, а не возможность утвердить персональную систему взглядов. Фасилитатор дает возможность участникам группы выработать оригинальные решения, как бы далеки они ни были от его суждений.

  10. Эстрадный комик. Юмор — один из самых мощных инструментов фасилитатора. Юмор разрушает психологические барьеры, помогает участникам освободиться от натянутости и напряженности и воодушевляет настроиться на «нелинейное» мышление. Подготовленный фасилитатор всегда в ожидании ироничных и остроумных реплик от аудитории; он знает, что юмор и смех часто сопровождают самые интересные и перспективные идеи, а разговор участников сессии вполголоса и с улыбкой может свидетельствовать о богатом потенциале идей, готовых выплеснуться наружу.

Брейнсторминг – это метод нахождения решений, новых идей или новых концепций. Процесс придумывания новых решений может представлять трудности по некоторым причинам: иногда люди неохотно предлагают решения, опасаясь критики со стороны коллег или руководства; или же к проблеме, которую нужно решить, не подходит ни один из существующих вариантов ее решения. Техника брейнсторминга, предложенная в 1939 году руководителем отдела рекламы компании BBDO Алексом Осборном, позволяет придумывать любое количество идей, даже самых невероятных и несерьезных. Поскольку практически маловероятно сразу придумать идеальное решение, Осборн рекомендует собирать все идеи, какие только возникнут во время брейнсторминговой сессии, а потом отбирать из них наилучшие. Идея, которая воспринималась на первый взгляд как невероятная, может оказаться вполне правдоподобной после небольшой модификации.

Техника отложенного суждения усиливает индивидуальные способности синтезировать идеи, освобождая человеческое сознание от аналитического образа мышления.

Брейнсторминг задуман как групповой метод фиксации выдвинутых идей для решения поставленной проблемы. В пиковые минуты «группового вдохновения» возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно, прорываются и высказываются смутные догадки, предположения. Именно эти стихийно прорывающиеся идеи считаются наиболее ценными «продуктами» брейнсторминга. Такое состояние людей позволяет в наибольшей мере использовать подсознание каждого человека – самый мощный аппарат творческого мышления.

Философско-психологическая концепция брейнсторминга такова. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. При обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным, страх открыто высказываться в присутствии своего руководителя. Но сквозь тонкую корку сознания прорываются темные и грозные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании; они толкают человека на нарушение запретов, нелогичные поступки. Поскольку для новых решений нужно приходится преодолевать психологические запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном, нужно создать условия для прорыва смутных иррациональных идей из подсознания.

7 стр., 3411 слов

Творческие задачи и методы их решений

... науч­но-публицистическихпередач «Требуется идея» (с целью популя­ризации методов решения творческихзадач). Одна из этих теле­передач была посвящена «мозговому штурму». Во времяпереда­чи нужно было ... нет смысла. Нужно за­менить состав групп или изменить формулировкузадачи, оставив конечную цель. Опыт использования «мозгового штурма» показывает, что ге­нерацииидей способствуют такие ...

Правила брейнсторминга:

Правило 1. Не анализируйте и не выносите суждения по высказываемым идеям.

Правило 2. Поощряйте «дикие» и преувеличенные идеи.

Правило 3. Во время генерации идей важно их количество, а не качество.

Правило 4. Развивайте идеи, которые высказываются другими участниками.

Правило 5. Каждый участник и каждая идея имеют равную ценность.

Управление брейсторминговой сессией — многогранная задача, требующая различных психологических подходов. На практике, как утверждает Митчелл… Брейнсторминг – это метод нахождения решений, новых идей или новых концепций.… Техника отложенного суждения усиливает индивидуальные способности синтезировать идеи, освобождая человеческое сознание…

Метод мозгового штурма

(мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

11 стр., 5356 слов

Методы принятия групповых решений

... вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод мозгового штурма ... Третья фаза представляет собой поиски решения, когда от группы требуется максимум воображения для разработки различных идей по решению рассматриваемой проблемы. Принятие решения из предложенных вариантов составляет ...

Этапы и правила мозгового штурма Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы… Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована.…

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Все идеи записываются ведущим.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

участники, предлагающие новые варианты решения задачи; члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Повальное увлечение брейнстормингом на Западе привлекло к нему внимание социальных психологов, после чего последовали многочисленные эмпирические проверки метода. В итоге выяснилось, что слухи о его чрезвычайной эффективности оказались сильно преувеличенными.

Общепринятым считается: интеллектуальная творческая работа относится к разряду сугубо индивидуальной деятельности. Но в 1957 г. это мнение решил опровергнуть Алекс Осборн, профессиональный рекламщик, который предложил свой метод групповой интеллектуальной работы. Он назвал его «брейнсторминг», или «мозговой штурм».

Широко пропагандируя брейнсторминг, Осборн представлял его как универсальный способ решения творческих проблем, пригодный и для нахождения ответов на трудные вопросы, и для изобретений, открытий в любых отраслях деятельности: в науке, бизнесе, политике, образовании и т. д. И надо отметить, рекламная кампания Осборна удалась. Метод завоевал популярность сначала в США, затем в Европе. Интересна его судьба в нашей стране, где брейнсторминг получил всенародную известность (правда, не под этим названием, да и вообще без ссылок на авторство и даже на страну происхождения) в середине 1970-х гг. благодаря чрезвычайно популярной развлекательной телепередаче «Что? Где? Когда?», которая целиком была построена на правилах мозгового штурма А. Осборна. Эти правила приведены ниже:

1. Ставится проблема, которую необходимо решить. Все члены группы «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, которые придут им в голову, какими бы абсурдными или нелепыми они ни казались.

15 стр., 7151 слов

Д. Задачи и креативность групп

... роль. играет не столько реальная гетерогенность, сколько гетерогенность воспринимаемая. Действительно, изучая группы мозгового штурма, они создают три варианта эксперимента. В первом варианте испытуемому внушают, что ... обращение к Американской психологической ассоциации, в котором он сформулировал две новые идеи, имевшие важные теоретические и практические последствия для креативности. Способность к ...

2. Все идеи высказываются и регистрируются.

3. Ни одно предлагаемое решение, ни одна идея не оцениваются до тех пор, пока не иссякли все предложения. Все участники должны быть уверены, что ни одно предложение не будет оцениваться и отбрасываться в процессе «штурма».

4. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания.

Повальное увлечение брейнстормингом на Западе привлекло к нему внимание социальных психологов (они тоже неравнодушны к чужим успехам), после чего последовали многочисленные эмпирические проверки метода. В итоге выяснилось, что слухи о его чрезвычайной эффективности оказались сильно преувеличенными.

 

Так, уже в 1958 г. Д. Тай лор, П. Берри и К. Блок установили, что количество предложений, высказанных группой, действительно больше количества идей, предложенных любым индивидом, работающим в одиночку. Однако, когда количество идей, высказанных четырьмя раздельно работающими по правилам мозгового штурма индивидами, сложили вместе, то оно почти в два раза превысило сумму предложений, выработанных членами группы из четырех человек, работающих совместно то же самое количество времени. Тот же результат был получен и тогда, когда испытуемыми в эксперименте стали ученые-исследователи, работающие группой по инструкции брейнсторминга (Kelley H., Thibaut J., 1969).

Большинство исследователей, изучающих брейнсторминг, утверждают, что работающие группой участники штурма высказывают меньше предложений, чем то же число людей, но работающих по-одиночке.

Почему так происходит? Причин здесь несколько, но большинство из них — психологические. Одни исследователи критикуют групповой метод мозгового штурма за то, что в группу часто объединяются люди, которые друг друга не знают. В этих условиях они ведут себя настороженно и не очень-то спешат раскрепоститься. Во всяком случае, участники неохотно выражают свои мысли перед незнакомыми людьми даже при том, что основное правило метода запрещает любую критику высказываемых предложений. Запрет запретом, но каждый участник группы штурма опасается про себя, что другие сочтут его за «чокнутого» или «прибабахнутого». Кроме того, считают Д. Коэн, Дж. Уайтмаир и У. Фанк (1960), что поскольку группы штурма временные (создаются для решения какой-то сегодняшней проблемы), то у их участников нет долговременной, постоянной мотивации для повышения продуктивности своей деятельности (Kelley H., Thibaut J., 1969).

Снижают продуктивность группы брейнсторминга и когнитивные помехи, обусловленные ситуацией групповой работы. Ведь высказываться членам группы приходится по очереди, и пока один человек говорит, остальные слушают, дожидаясь своей очереди, и одновременно удерживают в памяти собственные идеи. Но поскольку возможности оперативной памяти достаточно ограничен, то участникам штурма трудно удерживать в уме уже имеющиеся у них идеи, думать над следующей, да еще и выслушивать предложения человека, говорящего в эту минуту. Таким образом члены группы вынуждены одновременно выполнять три когнитивные операции: а) сосредоточивать внимание на том, что говорит очередной выступающий; б) хранить в памяти уже имеющиеся у них идеи; в) искать новые идеи и их обдумывать. Одновременное выполнение этих операций мало кому под силу, если оно вообще достижимо.

20 стр., 9989 слов

ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

... действовать в целях развития компетенций обучающегося, полученные результаты будут намного качественнее. ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ 1. Дети младшего подросткового возраста (обучающиеся 5-х классов); 2. Законные ... 1. Таблица 1.Основные виды деятельности педагога-психолога. № Мероприятие Кол-во часов Цель Участники Форма работы Диагностика сформированности коммуникативных компетенций 2ч х кол-во 5-х ...

Все вышеперечисленные причины вызывают блокирование продуктивности групп мозгового штурма. Таким образом, даже несмотря на возможности увеличения персонального вклада каждого участника штурма в общий результат, группа в целом, работая лицом к лицу, все же менее продуктивна, чем ее члены, работающие раздельно, полагает Дж. Мак-Грас (1984).

М. Дейл и В. Шт ребе на основании серии экспериментов (1987) пришли к выводу, что брейнсторминг будет более эффективным, если члены группы сначала в индивидуальном порядке станут нарабатывать и фиксировать все возникшие у них идеи, а уж затем совместно их обсуждать. При такой форме мозгового штурма продуктивность участников группы не будет тормозиться. Следовательно, на первом этапе — этапе наработки идей и решений, гораздо эффективнее действуют индивиды, объединенные в номинальную группу, то есть работающие над одной проблемой, но поодиночке.

Совместная деятельность лицом к лицу более уместна на втором этапе, когда идеи и предложения обсуждаются, оцениваются, выбраковываются, отбрасываются и в результате отбираются оптимальные. С этой задачей группа справляется лучше, чем индивиды.

Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность трудовой деятельности во многом зависит от характера решаемой задачи. В некоторых случаях группа в состоянии действовать лучше, чем индивид. Так, например, если задачу можно разделить на подзадачи, полагает Иван Стайнер (1972), то каждую из них может выполнить такой человек, который обладает необходимыми знаниями, опытом и умениями. Однако когда задача не делится на составляющие или когда у членов группы нет должного мастерства и умения, результаты групповой деятельности могут оказаться ниже потенциальных возможностей группы, то есть не очень впечатляющими.

Отличий хорошего мозгового штурма

Нирвана, по остроумному наблюдению дизайнера Брюса Мау (автора известного манифеста творческого роста, кстати, переведенного на русский язык), — это такое состояние предмета, когда он полностью растворяется в среде, становится вездесущим и незаметным – например, как электропроводка или самолеты.

Такая вот нирвана происходит сейчас с выражением «мозговой штурм» — слово у всех на слуху. При этом, правда, мозговой штурм понимают просто как раскрепощение ума, отбрасывание рамок и правил, зачастую и не подозревая о том, что это конкретная техника, и как раз со своими рамками и правилами. Без них мозговой штурм — как самолет без взлетной полосы.

Как сделать мозговой штурм действительно эффективным? Как создавать больше ярких идей за меньшее время? Чтобы ответить на эти вопросы, я решил очередной раз поэкспериментировать в жанре дека лога и сформулировать десять отличий хорошего мозгового штурма.

Группа может состоять из 6-12 человек. Если участников больше, есть смысл разбить их на две группы, если меньше, эффективность мозгового штурма, скорее всего, будет низкой. Пригласите в группу разных людей, не обязательно все они должны быть профессионалами в заданной теме, главное, чтобы это были яркие, интересные, энергичные люди. Не приглашайте троллей и тепло хладных.

Один из участников (не руководитель) выбирается ведущим, задача которого — следить за соблюдением правил и напоминать о ним участникам.

Еще один человек выбирается для фиксации идей. Все высказанные идеи должны быть записаны, никакого отбора на этом этапе вести не нужно. Параллельно можно вести аудиозапись.

6 стр., 2555 слов

Тема История возникновения и развития социально-психологических идей

... сплоченность, конформность, негативизм, групповая дискуссия, феномен «сдвига к риску», совещание, «мозговой штурм», метод синектики, социально-психологический климат, Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, ... словарь Занятие 2. Тема История возникновения и развития социально-психологических идей Основные понятия: рефлексология, психология народов, психология масс, психическое заражение, инстинкт, ...

Если члены группы незнакомы с техникой, будет полезно вначале провести 10-минутную разогревающую сессию на простую тему (дизайн затычки для ванной), во время которой отработать «узкие места» группы.

Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные. Не позволены высказывания типа «не хватит денег», «не примет начальство», «не купят потребители» и так далее. На сессии действует полный и безоговорочный запрет на критику.

На время штурма участники снимают с себя все должностные полномочия. Руководителю вообще лучше сходить на это время в кино, и уж во всяком случае — не садиться во главе стола и не ставить оценок.

Не нужно углубляться в развитие высказанной идеи, достаточно её кратко сформулировать.

Продолжительность сессии — 20-30 минут. Желательно заканчивать сессию на всплеске активности, а не вследствие ее полного упадка.

По окончании мозгового штурма список идей раз даётся участникам, чтобы они могли его пополнять идеями, которые часто продолжают возникать по окончании сессии.

Классификация, развитие и оценка идей проводится позже (и иногда другой группой)

Благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм был когда-то очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач.

На разных этапах становления российского бизнеса разыгрывались разные ресурсы:

административный ресурс;

ресурс денег;

кадровый ресурс…

Сейчас конкуренция вынуждает участников рынка искать что-то новое.

Например, написать на водочной этикетке слово «Водка» сейчас уже явно недостаточно, чтобы эту водку стали покупать (при существующих на рынке 20 тысячах конкурирующих марок…) Более того, вероятно, и перетяжка с надписью «Водка N – Ваш надежный партнер» в людном месте вряд ли исправит ситуацию. Тут нужно что-то новенькое…

Известны два основных способа получения новых идей.

Способ 1 (легкий): Идею можно позаимствовать (а попросту «украсть»).

Например, большинство российских телевизионных шоу (за исключением классических «Что? Где? Когда?» и «КВН») скопированы с западных образцов. Воруются тренинги; «снимаются» концепции музыкальных групп и т.д. и т.п.

Способ 2 (сложный): Можно попытаться придумать.

К сожалению, это получается не всегда.

И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать.

Методики творчества начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, причем отнюдь не в гуманитарных областях, а в первую очередь в области военной техники. И вовсе не вследствие духовной практики философов, а в силу ряда более прозаических причин, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков.

Сейчас происходит прорыв этих методик в область бизнеса, и, поскольку интерес к креативу возрастает, к этой теме часто вынуждены обращаться люди мягко говоря не очень компетентные. Поэтому неизбежно повторение ошибок, через которые инженеры прошли еще лет 50 назад.

Повторю: наибольший опыт в этой области накоплен не у психологов, а у инженеров. Поэтому имеет смысл обратиться к этому опыту, дабы не наступать на те же грабли, что и инженеры лет 50 назад.

Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился знаменитый мозговой штурм (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.

Сейчас существует множество трактовок этого понятия. В поисках публикаций по данному вопросу мы наткнулись, например, на такую цитату:

«Ментальное Упражнение 8

«Что дальше, Господи?»

На листе бумаги напишите фразу «Что дальше, Господи?» Обведите ее окружностью.

Попросите Внутреннего Партнера помочь вам провести «мозговой штурм» …

Провозгласите: «Я свободен (свободна), и готов (готова) для моего блага! Слава Богу! Аминь».

Обратимся к классической трактовке.

Идеи – отдельно, критика — отдельно

Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, «не творческих» ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать. Например, когда Вам нужно купить данный журнал, Вы, не испытывая творческих мук, вынимаете деньги из кармана и покупаете журнал.

Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений (перечитайте пример по водку в начале данной статьи).

В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество.

 

Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Алгоритм вкратце таков:

Отбирается группа 4-10 человек.

Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить.

Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!).

Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс.

Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

Этап анализа. N-ное количество идей получено (некоторыми авторами называются внушительные цифры: 70 идей, 150 идей…).

Что дальше?

Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их. Критика наконец разрешена – ура! Но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктив.

Вот и вся неоднократно описанная в литературе, «простая и доступная процедура».

Но не все так просто

Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.

(Миф о «чистом и безграничном воображении ребенка» разрушается мгновенно, если поставить простой эксперимент, проведенный недавно одним учителем. Этот учитель давал младшим школьникам задание придумать и нарисовать сказочного героя. Результат печальный: 9 из 10 детей в своих рисунках транслируют покимонов, спайдерменов и прочих персонажей мультсериалов – и НЕ СПОСОБНЫ придумать что-то по-настоящему оригинальное).

Вероятно, для получения полноценных рекомендаций целесообразно обратиться непосредственно к опыту специалистов-практиков.

В этой статье мы расскажем о некоторых ошибках, регулярно совершаемых при проведении мозгового штурма.

Напомним, что основная цель штурма – помочь участникам «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи.

1. Смешение штурма и совещания

Часто процедуру мозгового штурма изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи.

Таким образом, мозговым штурмом назвают некое развязное совещание а-ля посиделки творческой интеллигенции в курилке.

ОШИБКА! Мозговой штурм – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде ведущего «Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм» по определению не может дать нового качества идей (а это то, что на самом деле требуется, если, конечно, обсуждается не вопрос «куда нам поехать на выходные», а сложная профессиональная проблема).

2. Сложная задача не раздроблена на более простые.

О чем часто забывают при решении творческих задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Условно говоря, 1-й уровень сложности (имеется в ввиду известная классификация творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера): придумать слоган чик для рыбного киоска на рынке. А если проблема очень сложная?

Например, «разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы». Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?» «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получим в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот».

Мозговой штурм, вероятно, эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи.

Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

3. Отсутствие разогрева.

Как мы уже написали, для начала штурма недостаточно бодрого возгласа Ведущего «Смелее, выдавайте Ваши неожиданные идеи!». Представьте себе, что штурм проводится на некой фирме. Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что пообедал, у кого-то болит голова. Среди участников — и руководители, и подчиненные (часто пишут, что участники должны быть примерно одинаковы по статусу, на практике это не всегда возможно).

И от ведущего требуется в частности, чтобы на какое-то время подчиненный забыл, что он подчиненный.

Чтобы «выровнять» участников, привести их в нужное эмоциональное состояние, нужна, во-первых, соответствующая обстановка.

Специалисты советуют:

погасить свет и проводить штурм при свечах.

проводить штурм (если это возможно) ночью, после 24:00.

перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка (я серьезно!).

Далее, чтобы обсуждение «завелось», как и в спорте, необходима разминка, или разогрев, так называемое «психологическое выравнивание» участников. С этой целью вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной).

Скажем, очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: “Как звали Александра Сергеевича Пушкина?” Затем берется долларов пятьдесят – и раз дается по доллару, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема.

Почему так опасно начинать с основной темы? Как мы уже сказали, задачи бывают очень разные.

«Если на штурме разбирается несложная проблема – например, «как мы будем веселиться на Новый год» – такую приятную задачу участники «штурмуют» с удовольствуем, эмоционально заводятся друг от друга; непринужденно шутят и т.п. – говорит Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС». – Но если этих же людей попросить придумать концепцию нового ресторана, при небольшом бюджете – не факт, что им будет весело.

Когда на штурм выносится тяжелая профессиональная проблема, эдакая ежедневная головная боль — то минут через 15-20 у штурмующих возникает ощущение, как будто тебя изнутри прополоскали хлоркой. Ощущение препоганое».

4. «Пусть каждый выскажется».

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть либо участники высказываются по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, либо процессом руководит ведущий, вызывая участников по именам.

ОШИБКА! По свидетельству специалистов, один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Причем кричат примерно следующее: «Рваный башмак!..», «Телефонная будка!», «Ресторан в виде башмака!» и прочие бессвязности. Это как раз значит, что цель штурма достигается – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации.

Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент угробят всю процедуру на корню.

Вспомним передачу «Что? Где? Когда?» – ведь и там «знатоки» переходят на крик; представьте себе, что было бы, если бы капитан команды предоставлял слово по очереди каждому из знатоков.

Подчеркну еще раз, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание); задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Это существенно разные вещи.

5. Ведение протокола на доске.

Типичная «книжная» рекомендация – записывать выдвигаемые идеи на доске или в блокноте. Это проделывает ассистент, либо сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею: «Буклет с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!»…

ОШИБКА! Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно!

Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видео съемка всей процедуры.

6. Отсутствие запасных ходов.

Что делать, если штурм, несмотря на старательный разогрев, не запустился или начинает «тухнуть»? На этот случай у Ведущего должны быть наготове запасные приемы, помогающие вновь разжечь обсуждение.

В арсенале профессионалов есть множество подобных способов.

Например, используют т.н. «провокаторов». Такой провокатор (это один из участников штурма) держит в руках список неких произвольных слов, которые он периодически выкрикивает: «Горчица! Буклет с горчицей! Плесень! Буклет с плесенью! Инфузории!..» — опять-таки, с целью стимулирования у участников дальних ассоциаций.

Другой возможный вариант стимулирования, когда провокатор –молодая привлекательная девушка. И когда участник-мужчина выкрикивает какую-либо идею – девушка страстно восклицает: «Какой ты классный, как ты классно сказал! Какой ты умный!» и т.п.

Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

7. Не забыть «выключить» штурм

Штурм не только важно запустить, его необходимо еще и «выключить».

Лет 15 назад, в одном из регионов Советского Союза, под флагом новых веяний, проводились масштабные творческие игры – выездные, многолюдные, многодневные. И в течение нескольких дней участники не ели, не спали, и – кто-то, возможно, впервые в жизни! – серьезно нагружали свои мозговые извилины. Так вот, такую нагрузку выдержали не все, и у нескольких участников буквально «поехала крыша». Им было уже не выйти из этого состояния.

Конечно, вероятность, что подобное произойдет в течение короткого мозгового штурма, невелика, но (особенно если среди участников есть люди эмоционально неустойчивые) очень важно в конце процедуры мягко, аккуратно вывести их из состояния «творческого экстаза».

8. Отсутствие процедуры анализа полученных идей.

Допустим, штурм удачно завершен, и мы получили какое-то количество более-менее адекватных идей.

Конечно, 150 идей – мало реальная цифра (вероятно, речь идет о числе вообще всех реплик, выкрикиваемых участниками).Естественно, членораздельных идей будет существенно меньше. И тут наступает этап критики, когда отбираются и дожи маются наиболее удачные идеи. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи. Например, идея буклета с плесенью – это, конечно, целое направление в авангардном искусстве, но для реальных целей все же неактуально, и идею приходится отложить.

Вот один из простых способов «дожи мания» полученных идей. Пусть в результате штурма у нас получилось 4 идеи: Идея N 1, Идея N 2, Идея N 3 и Идея N 4.

Эти идеи мы откладываем на какое-то время. И через пару дней, уже отдохнув от турма, составляем такую табличку:

: Идея N 1 Идея N 2 Идея N 3 Идея N 4

Идея N 1 Х

 

Идея N 2

Идея N 3 Х Х

Идея N 4 Х

– в которой рассматриваем комбинации идей. Вероятно, далеко не все комбинации будут удачными, но при этом таким механическим способом возможно получить ряд новых качественных идей.

Такая вот нирвана происходит сейчас с выражением «мозговой штурм» — слово у всех на слуху. При этом, правда, мозговой штурм понимают просто как… Как сделать мозговой штурм действительно эффективным? Как создавать больше… Группа может состоять из 6-12 человек. Если участников больше, есть смысл разбить их на две группы, если меньше,…

Заключение

Мозговой штурм – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием).

Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ. Известны обратный, индивидуальный, парный, массовый, двухстадийный, поэтапный мозговой штурм и т.п.

Да, мозговой штурм легко поддается внешним модификациям – отсюда и обилие вариантов его проведения. Однако с 50-х годов 20-го века принципиальных новшеств в этом направлении не возникло.

Впрочем, возможно, нам просто нужно избавиться от стереотипов… Мозговой штурм с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!..

Автор выражает благодарность за помощь в написании статьи директору консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС» Игорю Леонардовичу Викентьеву

Для чего нужен мозговой штурм?

Самый известный и используемый метод группового творческого мышления — это мозговой штурм. Один из главных резонов использовать мозговой штурм заключается в том, что последний помогает освободиться от шаблонных идей.

Понятие о функциях правого и левого полушарий мозга3

Правое полушарие мозга управляет творческими способностями, зрительным и пространственным восприятием.

Левое полушарие контролирует логическую, аналитическую деятельность, математическое мышление.

Как только оценка и критика встают на пути творчества, распределите Ваше время между этими двумя видами деятельности. Во время сеанса мозгового штурма воздерживайтесь от критики (работает левое полушарие), пока Вы обдумываете идеи, используя правое полушарие мозга. Итак, творите, творите, творите. Затем переключитесь и оценивайте, оценивайте, оценивайте, чтобы прийти к наилучшему решению.

Управление потоком идей

Идеи, которые необходимо развивать во время сеанса мозгового штурма, должны следовать в русле тех стратегий, которые определены для достижения соответствующих целей.3 Чем яснее Ваша цель, тем тщательнее Вы сможете продумать стратегию ее достижения.

Цель — это то, что Вы хотите достичь. Формулируйте каждую цель, начиная с глаголом в неопределенной форме, и делайте их измеряемыми, то есть «выдать не менее 20 идей, которые могли бы помочь решить нашу проблему» (а не решить нашу проблему).

Стратегия — это описание, каким путем Вы предполагаете достигнуть цели. Начинайте формулировку стратегии глаголом в повелительном наклонении, то есть «инициируйте внесение предложений» или «устройте сеанс мозгового штурма».

Управление явным и подразумеваемым коллективным знанием

«Процесс инновации — это чередование поиска и отбора, исследования и синтеза, циклов дивергентного мышления, за которым следует конвергенция».2

В период рождения новой идеи (фаза дивергентного или разностороннего осмысления) люди предлагают множество возможных решений проблемы. При хорошем управлении процессом разработки, когда разнородная группа индивидуумов берется за решение общей проблемы, меняющиеся точки зрения вызывают «творческие трения» (интеллектуальный конфликт) между несходными мнениями, дающие энергию для новых идей.1

К участию в мозговом штурме приглашаются эксперты в различных областях, желательно и со стороны клиентов. Основные правила поведения во время фазы генерации идей: воздержитесь от критики; отталкивайтесь от идей других участников; говорите по одному; не отклоняйтесь от темы; мыслите шире — дикие идеи приветствуются. Все идеи следует записывать и обсуждать на фазе отбора (конвергентное мышление).

Как только будет накоплен достаточный запас инновационных идей, необходимо определить и согласовать решение (конвергенция приемлемого действия).

Для ограничения дискуссии на этой фазе необходимо управлять тремя ниже перечисленными типами подразумеваемого знания: перекрывающиеся области специальных знаний, коллективное знание и знания по руководству.

Пример по теме: IDEO

В IDEO мозговой штурм — почти религия, они его применяют чуть ли не ежедневно. «Хотя сам по себе мозговой штурм — довольно веселое мероприятие, применение мозгового штурма в качестве инструмента (что требует мастерства) — дело вполне серьезное».4. В компании IDEO, где не очень много правил, сотрудники имеют твердое мнение о том, в чем состоит мозговой штурм и как его следует проводить.

 

Понятие о функциях правого и левого полушарий мозга3 Правое полушарие мозга управляет творческими способностями, зрительным и… Левое полушарие контролирует логическую, аналитическую деятельность, математическое мышление.