Методы социальной работы с группой

Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различное происхождение проблем.
Согласно подходу Г.Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микосоциуме.
Термин «социальная групповая работа» был предложен Г.Конопкой и другими исследователями, чтобы подчеркнуть ее специфику и отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии основное внимание уделяется эмоциональным и психологическим процессам у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция применять методы групповой психотерапии в практике социальной групповой работы, что расширяет ее границы, в связи с чем различаются понятия «групповая терапия» и «групповая работа».
Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях.

Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, повышать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.
Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, когда социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этом контексте для социальной работы данного уровня
характерно:

  • проблемно-ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;
  • ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора;
  • ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных
  • на работу с патологиями;
  • присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов;
  • создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.

Социальная групповая работа — это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко от группового консультирования до терапевтических подходов. Социальная групповая работа включает различные виды деятельности:

14 стр., 6746 слов

Метод групповой работы в технологии социальной работы

... Предмет работы - методы работы с группой. Целью данной работы является изучение теоретических основ групповой социальной работы и наиболее компетентное использование метода групповой социальной работы в практике социального работника Для достижения цели в работе следует ...

  1. Развитие целой группы и отдельного члена группы.
  2. Развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы.
  3. Использование группового процесса для жизнедеятельности группы.
  4. Развитие автономности в группе.

Социальная групповая работа традиционно применяется в практике работы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, орагнизационно-реабилитационные подходы, а также социальные тренинги и тренинги социальной компетенции.
Развивающие подходы, основаны на экзистенциальных концептах и направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии. Реабилитационные подходы основаны на эгопсихологии с ориентацией на поведенческие теории. Динамика малых групп используется в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем.
Организационно-развивающие подходы сосредоточены на системном взаимодействии между индивидуумами в групповом процессе.

Основные виды социальной групповой работы

Группы восстановления. Данные группы организуются в микросоциуме (коммъюните) в местах проживания клиентов. Коммъюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, имеющих общие конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к участию в различных развлечениях, играх, совместному обсуждению информации, касающейся политики, экономики, культуры и т.д.
Группы восстановления умений. Основная цель этих групп помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их. Такие группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких, как баскетбол, теннис и т.д., до занятий прикладным искусством (гончарное дело, керамика и т.д.).
Образовательные группы. Социальная работа в образовательных группах строится на основе общего интереса клиентов к определенной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семей.

Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.
Посредничество. В основе этой деятельности лежит теория социальных систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощи включает: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентом в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса. В процессе группового взаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.
Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
Дракефорд (Drakeford) выделяет пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи:

2 стр., 967 слов

Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии

... проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм. В своей книге «Основы социальной психологии» он различает два типа групп: актуальная группа членства и референтная группа, к которой человек причисляет ... образовании: Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995 544 с. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта .

  • ответственность;
  • стандарты;
  • конфессия;
  • непрофессионализм;
  • программа действий.

В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.
Идеология групп самопомощи формируется на следующих основаниях:

  • Люди с общей проблемой лучше могут понять и помочь друг другу.
  • Группа — это эффективная среда, где оказывается помощь в самостоятельном решении проблем, вследствии чего происходит формирование чувства собственного достоинства.
  • Совместное решение проблем дает ощущение уверенности в своих силах.
  • Члены группы в процессе проигрывания проблем вырабатывают необходимые роли для успешного функционирования.
  • Эмпатическое общение в группе способствует самопомощи.

Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:

  • обеспечение принятия групповой принадлежности;
  • обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;
  • обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;
  • обеспечение возможности брать ответственность в группе;
  • обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.

В качестве примеров можно привести группы Анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие алкогольной зависимостью), Анонимных депрессантов (индивиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители, имеющие детей инвалидов), группы Американская диабетическая организация (клуб диабетических больных).

Национальная организация женщин (женщины, борющиеся за свои права).
Терапевтические группы. Основная цель этих объединений — на основе группового общения развивать понимание индивидом окружающей среды. Групповая терапия преследует следующие цели:

12 стр., 5708 слов

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

... с выраженными социальными проблемами; 4) длительно и часто болеющие; 5) инвалиды. Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист ... 31. Патогенетическая и профилактическая направленность медико-социальной работы Медико-социальная работа — это новый вид мультидисципдинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, ...

  1. Помогает развивать навыки межличностного общения.
  2. Способствует развитию личности.
  3. Помогает корректировать хронические проблемы со здоровьем.
  4. Способствует самоосознанию личности.

Индивидуальные и групповые цели достигаются в процессе деятельности групп. В группе происходит обсуждение ее функций, дискутируются ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь, осуществляется содействие в решении индивидуальных проблем. В ходе группового обсуждения проектируются модели оптимального социального функционирования, стабилизируется эмоциональное напряжение. Руководитель (терапевт) фиксирует взаимодействия в группе, предлагает и разъясняет модели помощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуального и группового поведения вырабатываются новые, более продуктивные модели поведения, взаимодействия, социального общения. В работе используются психоаналитические, биохевиористские, клиент-центрированные подходы.
Практика работы в группах психотерапевтов и социальных работников имеет общие и особенные черты, которые можно проследить по следующим параметрам:

  • Направление помощи. Для обоих видов деятельности групповая работа — это работа с клиентами, объединенными в группы. Для психотерапевтической работы, динамика группы выступает как лечебное средство; для социальной групповой работы — в качестве социальной формы, где основными подходами могут быть: терапия в группе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данных подходов.
  • Цель. Для психотерапевтических групп — преодоление не конструктивной фиксации на болезненном состоянии. В социальной работе — облегчение коммуникации и снятие барьеров социальной изоляции, решение проблем с социальным окружением.
  • Роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигурой является терапевт, выступающий в родительской роли. В группах социальной работы руководитель может играть как центральную, так и вспомогательную роль.

Направление деятельности. В аспектах социальной групповой и психотерапевтической работы, где рассматривают различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности — эффективное личностное и групповое функционирование в общине и социуме. Поэтому групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений.

Типология и основные цели социальной групповой работы

Типология социальной групповой работы

Социальная групповая работа за рубежом так многообразна, что представить полную классификацию используемых подходов просто невозможно. Первая классификация социальной групповой работы была сделана в 60-е гг. Дж.Клейном. Систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для того времени, легла в основу следующей классификации:

4 стр., 1546 слов

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных ...

... имени И. Н.Ульянова (респонденты - 52 студента, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»). В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ориентации» (автор - М. ... технической модернизации. Поэтому духовно-нравственная составляющая должна присутствовать во всех направлениях воспитательной деятельности школы, что позволит сохранить как саму личность, так и всё ...

1. Группы досуга.
2. Образовательные группы:

  • группы семейного образования;
  • группы профессиональной ориентации;
  • группы свободного выбора.

3. Социальные группы, нацеленные:

  • на сохранение адаптивных моделей;
  • на изменение адаптивных моделей.

4. Терапевтические группы.

Папел (Papell) и Ротман (Rothman) разработали другой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации — родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им выделить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).
Модель социальных целей представляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.
Клиническая модель групповой социальной работы базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.
Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.

Основные цели социальной работы в группах

Группа как целостность представляет собой интериоризированное «Я» личностей клиентов, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают определенное единство и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.
Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, Х.Перлман писала: «Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои «особые», значимые проблемы и установить особые отношения»3. Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к которым относит «снятие» проблем и стрессов клиента.
Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем, подходы к целям в групповой социальной работе отличаются от целевых подходов в групповой психотерапии.
Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести:

19 стр., 9470 слов

35. Групповая социальная работа: общая характеристика, сферы ...

... их как ос­новной центр групповой социальной работы, так как цели этих групп — поведенческие изменения и развитие социальных на­выков. Социальный работник, действуя в подобных группах как агент социа­лизации, активно ...

  • посреднический обмен между клиентами;
  • общение;
  • самоосознание существующих проблем;
  • реалистичное оценивание своих проблем;
  • принятие социальных норм и ценностей.

Организация работы в микрогруппах

При использовании современных образовательных технологий учитель должен уметь организовать работу класса по микрогруппам. Данная форма организации работы необходима в технологиях РКМЧП, дискуссии, педагогических мастерских, модульном обучении, проектной деятельности и многих других технологиях.

В микрогруппе учащиеся работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При этом ученики приобретают знания и навыки не только по конкретному предмету, но и общеучебные компетентности, развитие которых важно для становления личности учащихся, их поведения во взрослой жизни.

Общение, диалог является экзистенциальной необходимостью для любого человека. Только диалог способен развить критическое мышление. Диалог рассматривается как особая дидактико-коммуникативная среда, позволяющая усвоить заданное содержание смыслового общения, рефлексии, самореализации личности участников диалога. Включение общения учащихся друг с другом в процесс обучения, которое происходит в микрогруппах, способствует более полноценному образованию. Только диалог в состоянии преодолеть противостояние учителя и ученика в процессе обучения. Общая картина мира и своего внутреннего «Я», формирующаяся у ребенка, напрямую зависит от той точки зрения, с которой ребенок воспринимает мир. Точка же зрения напрямую зависит от вопросов, которые ребенок задает и на которые получает ответы. Следовательно, умения задавать вопросы и анализировать получаемые ответы – одни из важнейших в обучении.

Организационные условия работы микрогрупп:

  1. Столы или стулья в помещении должны быть расставлены «островами», чтобы группы не мешали работе друг друга и каждый участник в группе видел остальных и мог свободно общаться с ними.
  2. Группы должны быть обеспечены материалами для фиксации и представления процесса и результата работы (бумага, ручки, фломастеры, ватман, скотч и др.).
  3. Количество участников в каждой микрогруппе должно быть от трех до семи человек. Оптимальным считается пять участников. При меньшем количестве участников обсуждение будет неэффективным, при большем – группа неизбежно разобьется на подгруппы или часть учеников не будет участвовать в обсуждении. При пяти участниках в обсуждении будет высказано большое количество идей, что позволит рассмотреть поставленный вопрос со всех сторон и, в то же время, группа сохранит свою целостность.
  4. В группе должны быть распределены роли – ведущего, секретаря, критика, хранителя времени и др. Описание ролей дано в разделе «Дискуссия в учебном процессе». Роли может распределять как учитель, так и сам и учащиеся. Иногда используют спонтанное распределение ролей. В учебной работе, на наш взгляд, такой способ лучше не применять. При организации работы по микрогруппам в первый раз учитель должен познакомить учащихся с функциями каждой роли и периодически напоминать их.

    Наиболее эффективно для развития общеучебных компетентностей чередование ролей – каждый учащийся в течение четверти выполняет каждую из ролей (на основе самостоятельного выбора или по указанию учителя).

  5. В своей работе группа соблюдает правила взаимодействия и правила работы. Правила взаимодействия приведены в п. 8.7, правили работы соответствуют форме обсуждения, которые приведены в разделе «Дискуссия в учебном процессе». Из перечисленных правил можно составить более короткий лист и повесить его в классе в качестве Памятки.
  6. Состав групп (ученики, работающие в одной группе) должен периодически меняться. Частоту смены определяет учитель в соответствии с целями, которые он решает в обучении. С одной стороны, частая смена участников микрогрупп может снизить эффективность работы, так как время будет тратиться на «притирку» участников друг к другу. С другой стороны, результатом смены участников будет развитие толерантности, навыков общения и установление более сплоченных взаимоотношений в классе в целом. Западные исследователи иногда рекомендуют при формировании нового класса проводить смену участников на каждом уроке.

Поведение учителяпри организации работы в классе по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Учитель должен помнить, что микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, роль учителя – лишь помогать им в этом процессе. Любое авторитарное вмешательство может прервать работу и превратить обсуждение в монолог учителя.

3 стр., 1198 слов

Сравнение определения полученного в процессе работы группы с ...

... природная среда – социальная среда и т.д. Сравнение определения полученного в процессе работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках. Определение Л.Пожар: «В нашем определении аномальные ... на занятиях психолого-педагогических курсов. Эта технология результативна и на семинарах для учителей, руководителей школ. Только за последний год на подобных семинарах автор неоднократно ...

  1. Задачи группам должны быть поставлены максимально четко, исключая всякое двусмысленное понимание. Особенно важно это делать на первых этапах работы. Впоследствии, когда группы будут работать на более высоком уровне творчества и самоорганизации, возможно ставить не конкретные задания, а лишь описывать проблемное поле, в котором группа сама вычленит проблему (подробнее об это см. в разделе «Поисковые и исследовательские технологии»).
  2. Если обсуждение идет эффективно (группа выдвигает много идей, распределенные роли выполняются, группа контролирует время работы, помнит о цели обсуждения и др.), то учителю лучше не вмешиваться в ход работы. В случае неэффективной работы вмешательство учителя необходимо. При вмешательстве в работу группы с целью скорректировать обсуждение целесообразно применять методы «мягкого» вмешательства – перефразирование услышанного вместо прямого вопроса, вопросы на уточнение, просьба привести пример… Хорошо действуют невербальные методы – показ удивления, указание на часы как напоминание о времени и т.д.
  3. Взаимодействие учителя и учащихся должно приближаться к партнерскому типу взаимодействия, о котором говорилось выше.
  4. Учитель должен стимулировать интеллектуальную деятельность учащихся в группе, развивать у них интерес и положительное отношение к новым идеям и разнообразию мнений.

Многие исследователи подчеркивают, что, благодаря обучению в микрогруппах, результаты обучения улучшаются. Каким образом это происходит, если при обсуждении в микрогруппах по сравнению с традиционным объяснением время на изучение того или иного материала значительно увеличивается? Для доказательства вспомним о том, что:

  1. Обучение происходит более целенаправленно и эффективно, если в нем взаимосвязаны все компоненты учебной деятельности. В учебной деятельности взаимосвязано три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческо-волевой. Когнитивный компонент можно определить как осознание человеком содержания усваиваемого знания, других людей, которое характеризуется активностью людей, принимающих и перерабатывающих информацию. Эмоциональный компонент характеризует состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями. Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, речь, волевую регуляцию действия и др. В результате действия данных компонентов происходит познание, в то числе взаимопознание, понимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
  2. Лучше всего запоминается тот материал, который человек объяснил другому. Работа в микрогруппе дает всем учащимся возможность оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе. Ученики продвигают друг друга в учебе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия друзей в этом направлении. Они объясняют, обсуждают, передают друг другу имеющиеся у них знания.

    11 стр., 5413 слов

    Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися

    ... работы. 1. Теоретические основы индивидуальной работы с учащимися в начальной школе 1.1 Роль индивидуальной работы с младшими школьниками в образовательном процессе индивидуальный младший школьник учитель ... друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на ...

    Учащиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы учителя. Поэтому учитель должен всячески провоцировать их на эти вопросы. Вот несколько возможных подсказок в помощь: “Так что можно спросить по содержанию?” “Чего мы пока не коснулись в нашем обсуждении?”, “Что осталось неясным в этом тексте”, “С чем вам хотелось бы согласиться?”, “… не согласиться?»

В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Учащиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. И педагогу, и учащимся следует четко осознать, что в микрогруппе не может быть «победителя». Если один из участников «побеждает», узурпируя обсуждение или настаивая на своем мнении не слушая других, то группа в целом проигрывает. Учителя могут создать положительную взаимозависимость между учащимися путем постановки задач для совместного решения (выучите и постарайтесь, чтобы все остальные тоже выучили), выдачи общих призов (если все члены группы достигают вышеуказанного результата, каждый зарабатывает дополнительные очки), раздачи совместных ресурсов (группа получает один лист бумаги на всех или каждый член группы получает только часть информации, необходимой для решения той или иной задачи), распределения ролевых функций (один подводит итоги, другой поощряет остальных, третий прорабатывает детали) и др.

Группы не могут эффективно функционировать, если учащиеся не имеют и не пользуются определенными социальными навыками и навыками общения. Учителя обучают их этим навыкам так же целенаправленно и тщательно, как навыкам собственно академическим. Навыки совместного обучения включают в себя лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение и улаживание конфликтов.

Оценивание работы группы и работы каждого из ее членов. Деятельность учащихся следует оценивать часто, причем оценки получают и отдельные учащиеся, и вся группа в целом. Разумеется, учащиеся должны знать критерии и систему оценки еще до начала работы. Распространенная практика, когда в группе отвечает один человек по собственному желанию или по выбору группы, часто приводит к тому, что в группе работают не все участники, а только самые активные. В этом случае пропадает смысл групповой работы. Учителю следует следить, чтобы каждый раз в группе отвечал другой человек (для удобства, особенно при смене состава группы отвечающих можно фиксировать).

22 стр., 10703 слов

Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

... классах специальный курс, обучающий детей общению. Выбор темы исследовательской работы «Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся» неслучаен. В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни, ... поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. 2. До 70-х годов прошлого века в ...

Отвечающих можно назначать заранее, или делать это непосредственно перед ответом. Можно разработать систему дополнительной оценки активно работающих и отвечающих (например, прообраз рейтинговой оценки).

Для установления положительной взаимозависимости и взаимопомощи в группе можно ввести следующие методы оценивания:

  • Учитель организует индивидуальные отчеты, тестируя, допустим, каждого второго ученика и выставляя среднюю оценку всей группе.
  • Учитель по собственному выбору предлагает одному, случайно выбранному члену группы дать ответ за всех и на основе его ответа ставит оценку всем.

Рефлексия групповой динамики. Группам необходимо отдельное время, чтобы обсудить, успешно ли они идут к своей цели, успешно ли поддерживают эффективные рабочие взаимоотношения среди членов группы. Учителя организуют эту деятельность, предлагая время от времени такие задания: (а) перечислите по меньшей мере три поступка или действия отдельных членов группы, которые обеспечили успех всей группе или (б) назовите что-то одно, что могло бы завтра принести группе еще больший успех. Учителя также ведут учет всех достижений членов группы и устанавливают обратную связь с группами и классом в целом, сообщая им о результатах их совместной работы.

В качестве итога приведем исследования авторов технологии «Кооперативное обучение (Обучение сообща)» Джонсон и Джонсон (1989), которые утверждают, что, помещая детей в обстановку, предполагающую обучение сообща, мы достигаем:

  1. Более высоких результатов обучения и лучшей усвояемости информации.
  2. Более частых случаев высокоуровневого мышления; более глубокого постижения материала и критического мышления.
  3. Большей деятельности “по делу” и меньше дисциплинарных нарушений.
  4. Настроя на высокие достижения и органичной мотивации на получение образования.
  5. Более высокой способности рассматривать ситуации с точки зрения других людей.
  6. Более положительных отношений (с большим допуском и взаимной поддержкой) с товарищами по классу (и далее с коллегами) вне зависимости от этнического происхождения, пола, способностей, социальной принадлежности и наличия физических недостатков.
  7. Большей социальной активности.
  8. Большей психологической стабильности, умения приспособиться к новому; большего внутреннего комфорта.
  9. Более высокой самооценки, основанной на приятии самого себя в целом.
  10. Более высокой социальной компетентности.
  11. Более положительного отношения к различным областям наук, к учению, к школе.
  12. Более положительного отношения к учителям, директору и другим сотрудникам школы.