Основные направления и дела классного сообщества

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для студентов 4 курса по педагогической практике Пояснительная записка.

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов значимое место занимает педагогическая практика. Она является частью учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе и вооружает студентов первоначальным опытом профессионально-педагогической деятельности.

Студенты 4 курса уже готовы применить полученные теоретические знания психолого-педагогического блока на практике, т.к. к этому времени они получили представление о педагогической профессии; познакомились с методикой осуществления учебно-воспитательного процесса; освоили различные современные педагогические технологии и приёмы.

Педагогическая практика проводится в условиях, максимально приближённых к реальной профессиональной деятельности. Особенностью организации практики является её интегративный характер: выполнение функции учителя-предметника, классного руководителя, педагога-психолога.

Поэтому педагогическая подготовка будущих педагогов, их педагогические умения (гностические, коммуникативные, конструктивные, организаторские, прикладные), знания и навыки могут рассматриваться на трёх уровнях:

  1. Креативный уровень когда студент умеет выделять проблемы в воспитательной деятельности и может творчески использовать знания, умения, навыки, помогающие в их решении.,
  2. Эвристический уровень, когда студент способен предвидеть ход и результаты деятельности не только своей, но и у учащихся.
  3. Репродуктивный уровень, когда студент умеет анализировать, воздействовать, общаться, планировать и т.д.

Т.о., перед студентами стоят следующие задачи:

  1. Ознакомление с современным состоянием, инновациями педагогической системы школы.
  2. Обеспечение взаимосвязи психолого-педагогических, специальных и профессиональных умений, навыков студентов:
  • Умение использовать диагностические методики (беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование и т.д.) для изучения межличностных отношений и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Умение использовать школьную документацию и продукты творческой деятельности учащихся в изучении их и классного коллектива;
  • Умение ставить, формулировать и осуществлять воспитательные задачи в работе с детьми;
  • Умение соотносить поставленные цели, задачи, содержание и формы воспитательных мероприятий;
  • Умение общаться, устанавливать стиль отношений с коллегами-студентами, учителями и учащимися на основе взаимопонимания, уважения и доверия и ответственности;
  • Умение анализировать полученную информацию с прогнозом на развитие и коррекцию; умение осуществлять адекватный самоанализ и самооценивание.

Также задача классного руководителя состоит в репродуцировании следующих требований: своевременное и качественное выполнение домашних заданий; дежурство по школе, по классу; участие во внеклассных мероприятиях; воспитание социально адаптированного человека, умеющего работать над собой; подлинно образованного человека; культурного человека; создание условий для развития личности.

6 стр., 2772 слов

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

... деятельности. В ходе обучения предполагается чтение лекций и проведение лабораторных работ, формами выходного контроля знаний студентов ... основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы ... семестр). ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ... командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в ...

  • Каждый учащийся – личность;
  • Развитие самооценки учащихся;
  • Развитие творческой активности;
  • Развитие памяти, мышления, внимания, речи;
  • Воспитание в детях уважительного отношения к труду других людей;
  • Воспитание доброго отношения к труду других людей;
  • Воспитание доброго отношения к родителям;
  • Умение жить в коллективе, считаться с его мнением;
  • Воспитание уважения к себе, к другим людям.

ЦЕЛЬ: отработать системный подход в проектировании и проведении внеурочной воспитательной работы с классом.

Этапы организации педагогической практики

  1. Установочная конференция:
  • Постановка цели, задач педагогической практики.
  • Ознакомление студентов с программой исследовательской деятельности на период практики.
  • Ознакомление студентов с требованиями по оформлению отчётности по педагогической практике.
  1. Самостоятельная работа студентов.
  1. Адаптационная неделя.

Первая неделя педагогической практики рассматривается как адаптационная. В течение этой недели:

  • Студент знакомится со спецификой образовательного учреждения.
  • Изучает документацию (журнал, дневники и др.), отдельных учащихся и коллектив класса.
  • Составляет предварительную характеристику класса (см. Псих.-пед. характеристика класса);
  • Планирует совместно с классным руководителем воспитательную работу с классом на период практики (см. Планирование воспитательной работы).
  1. Содержание практики включает следующие направления деятельности студента:
  • Подбор педагогических ситуаций и их решения в период педагогической практики.
  • Психолого-педагогическая характеристика класса.
  • Планирование воспитательной работы в классе.
  • Проведение ключевого (системообразующего) внеклассного мероприятия.
  • Рефлексия по итогам практики.

IV. Заключительная конференция:

10 стр., 4664 слов

Педагогическая практика по воспитательной работе

... проводится на базе разных типов общеобразовательных школ. В период прохождения педагогической практики студенты ... ситуации); эмоционально-волевых (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость). Практика по воспитательной работе (в рамках педагогической практики) ...

  • Представление наиболее интересных результатов педагогической практики;
  • Представление лучших студенческих работ – отчётов;
  • Выявление проблем, типичных трудностей.

Т.о., ОТЧЁТ ПО ПРАКТИКЕ должен содержать следующие разделы:

1. Организационный (титульный лист): Ф.И.О., факультет, специальность, курс, группа, школа, Ф.И.О. методиста по педагогической практике;

  1. Подбор педагогических ситуаций и их решения в период педагогической практики.
  2. Психолого-педагогическая характеристика класса (см метод. рекомендации );
  3. План-сетка воспитательной работы с классом на период педагогической практики (см. метод. рекомендации);
  4. Отчёт по обоснованию и проведению системообразующего внеклассного мероприятия (см. метод. рекомендации)
  5. Итоги практики и рефлексия.

Отчёт принимается в машинописном варианте.

Формы работы методиста по педагогике со студентами:

  • Консультирование студентов (в назначенное ранее методистом практики время) по вопросам: выполнение заданий; трудности и проблемы в период практики; анализ результата ВМ; отчётность. Для подготовки и проведения ВМ необходимо обязательно получить консультацию у методиста по педагогике и заверить план-конспект его подписью;
  • Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
  • Проверка отчётов по педагогической практике и их оценивание.

Методические рекомендации по педагогической практике

Задание 1. Подбор педагогических ситуаций и их решения в период педагогической практики.

Методическая помощь к данному заданию!

Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой «архив» ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

4 стр., 1537 слов

производственная практика по логопедии в школе 8 вида

... работе студента-практиканта ***** Студентка СмолГУ 5 курса факультета психолого – педагогического образования, проходила практику с 07.10.2013г. по 03.11.2013г., в СОБГОУ Починковской специальной (коррекционной) ... образец данный учителем для проведения моего занятия. Составление психолого – педагогической характеристики на школьника и классный коллектив. Помощь учителю в изготовлении ...

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому, любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.

Классификация педагогических ситуаций:

  1. По месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
  2. По степени проективности ( преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
  3. По степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
  4. По степени управляемости (жестко заданные, неуправляемы, управляемые);
  5. По участникам (студент- студент, студент-преподаватель);
  6. По заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
  7. По содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические. Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
  8. По характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

Проблемная ситуация — ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и знаний и выработанных способов действия.

Алгоритм описания ситуации:

  1. Оценка ситуации.
    1. Уяснить педагогический смысл ситуации, т.е. с точки зрения формирования и развития личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, ценностных ориентаций. Указать: место, где произошла ситуация; что произошло; кто участвовал в ситуации и т.д.
    2. Определите педагогическую проблему, т. е. трудность, противоречие, существующее или назревающее в формировании и развитии личности ребенка. У проблемы есть причины (истоки).

      Попытайтесь их выявить.

    3. На каких педагогических позициях стоите в решении данной проблемной ситуации (пед. подходы, концепции, конкретные психолого-педагогические знания о…)
  2. Прогнозирование. Сформулируйте несколько вариантов решения педагогической проблемы. Подумайте, что могло бы произойти (поведение воспитанника, поведение педагога и т.д.) при различных решениях.
  3. Решение. Опишите тот вариант решения педагогической проблемы (трудности), который Вы выбрали на педагогической практике (или выбрал педагог, учитель, воспитатель, социальный педагог).

    3 стр., 1261 слов

    Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными ...

    ... использованной литературы. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА 1.1. Репрезентативные системы ... формировании успешности школьников; 3. Изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа. Теоретической основа: Кулагина, ... реальности / М. Эриксон. М.: Класс, 2009. - 360 с.

    Обоснуйте принятое решение.

  4. Используйте при оценивании, прогнозирования и решения методы воспитания. Формы воспитания, стили общения и управления.

Пример разбора педагогической ситуации.

Поздравление учителя с днем рождения.

11-й класс. Ученики поздравляют свою учительницу литературы и одновременно классную руководительницу с днем рождения, дарят ей цветы и подарок, заранее подготовленный родительским комитетом. На такое поздравление учительница отвечает сухим: «Спасибо» и уходит. Дети не поняли ее реакции и решили выяснить, что произошло. Оказалось, что учительница ожидала совсем другого поздравления – она хотела, чтобы каждый ее ученик подошел к ней, подарил какую-нибудь мелочь и поздравил ее. Она обвинила детей в невнимании и нелюбви и решила отказаться от классного руководительства и преподавания в этом классе. Через какое-то время дети решили перед ней извиниться. Она приняла их извинения, но на нормализацию ситуации было затрачено много учебных часов. Соответственно, дети не получили нужных им знаний по некоторым темам.

Оценка:

Ученики проявили должное внимание по отношению к своей учительнице. Они поздравили ее, хотя и не обязаны были это делать. Учительница смешала свои личные отношения с профессиональной деятельностью.

Прогнозирование:

Ученики потеряют уважение к своей учительнице. Они в выпускном классе останутся без надлежащей поддержки классного руководителя. Понизится их успеваемость по литературе.

Решение:

Учителю не следует так ярко проявлять свои эмоции. Не нужно смешивать профессиональную деятельность и собственные чувства. Ей нужно больше внимания уделять уделить обучению детей литературе, а выяснение отношений оставить на внеклассное время.

(Маша Л., 2-й курс)

Да-а… Интересно, кто здесь повел себя по-детски: школьники или учительница?..

Вообще-то, на мой взгляд, обижаться на детей за то, что поздравили «не так», не очень правильно. Все же дети старались… ну, а уж если учитель недоволен своими учениками, то нет ли в этом его вины?

Примеры педагогических ситуаций.

  1. Учитель приглашает к доске ученика, просит повернуться лицом к классу, а сам, стоя слева от ученика, задает ему вопросы. Мифологически предполагается, что класс всячески заинтересован в том, чтобы слушать ответ ученика. Далее ученик у доски начинает метаться с точки зрения этикета отвечать тому, кто задает вопросы, и смотреть в глаза всему классу.
  2. «Вы знаете, — говорит учительница, — у меня просто не хватает сил дотянуть до конца пятый и шестой уроки. Я так выматываюсь, что приходится задавать учащимся самостоятельную работу или никчемное переписывание, и хотя мне стыдно от этого, но что делать, я просто не знаю».
  3. Я пятый год работаю в школе. В школе работает и моя жена. В 10 «А» классе вот уже полгода ученица Лиза К. отказывается отвечать на уроке и выполнять любые задания, которые я специально для нее готовлю. По другим предметам у нее все в порядке. Когда прихожу к ней домой, поговорить с ней и ее родителями, она демонстративно встает и уходит, несмотря на протесты родителей. Жена считает, что девочка влюблена в меня, но мне от этого не легче, тем более, что на меня многие старшеклассницы стали смотреть «как-то странно».
  4. Всякая попытка учительницы, преподающей историю в 5-7 классах, добиться, чтобы ученики слушали объяснение, выполняли задания, реагировали на выставляемые ею оценки, ни к чему не приводит. Учительница перечитала гору литературы, советовалась со всеми, с кем только можно, в том числе со школьным психологом, но изменить ничего не даётся. Учительница посетила множество уроков у корифеев, но понять, почему и как им удаётся увлечь детей, найти с ними контакт, её так и не удалось.
  5. Ученик 9-го класса Слава К. рассказал учительнице страшную тайну, взяв с неё честное слово, что она никогда никому и никому не расскажет о том, что она от него услышала. Речь шла об очень серьёзном уголовном преступлении, а также о том, что криминальная группа заставляет подростка идти по этому пути дальше. Ученик заверил, что если она предпримет какие-то неосторожные движения, её попросту убьют. Учительница в ужасе.
  6. Учительница вывезла восьмиклассников за город, в лес. Сначала ребята бегали, кричали, бросались шишками и ветками, потом сели, положив головы на рюкзаки и сумки и замолчали. Делать что-либо, двигаться, говорить им уже не хотелось. Вернувшись, они жаловались на скуку и бесполезно потерянное время. Что нужно было делать, чтобы расшевелить их, чем заинтересовать?
  7. Учителя долго готовили совместно с ученическим активом предметный вечер по литературе, но на этот вечер никто из учащихся не явился, несмотря на объявления, выданные каждому приглашения, привлекательную тему вечера.
  8. В школе появился учитель, который раз в неделю ведёт какой-то спецкурс без оценок. Уроки у него проходят весело, раскованно, дети получают удовольствие, домашние задания делать не надо. В школе только и разговоров, что об этом учителе. Дети от него без ума, все остальные учителя поблекли и потеряли свой авторитет. Ученики ставят методы этого преподавателя в пример и пренебрежительно относятся к выполнению домашних заданий по другим предметам.
  9. Восьмиклассники договорились игнорировать классные часы и вместо этого собираются почти всем классом у кого-нибудь дома и по специальной договорённости, подготовившись заранее, ведут разговоры о всяких интересных делах, событиях, открытиях, а потом пьют чай, кофе, фанту, колу и танцуют. Своего классного руководителя они на эти пиры не приглашают, но родители раскали об этом учителю, и он задумался…
  10. У ребёнка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Весь день его расписан по минутам, мать, отец, бабушка и дедушка определили его в разные кружки и секции. Уроки заставляют его делать по 5-6 часов в день, ругают за всякую промашку. Летом на даче ребёнок должен читать внепрограммную классику, слушать часами серьёзную музыку, учить стихи великих поэтов, когда приходят гости, мальчик должен показывать им свои таланты.
  11. Учитель где-то раскопал анкету со следующими вопросами:

— Кем бы ты хотел быть? Большинство учащихся 9-го класса ответили: «Не знаю».

-Что главное в жизни? – «Деньги»

Зачем нужно учиться? – «Чтобы не приставали родители».

Ответы учащихся поразили учителя, и он решил, что надо что-то делать Но что?

  1. Девочка влюбилась в одноклассника, он вроде бы поначалу ответил ей взаимностью, но потом стал самоутверждаться за её счёт, издеваясь и потешаясь над нею.
  2. Учитель испробовал все способы затушить искру любопытства у одного любознательного мальчика: и родителей вызывал, и к директору водил, а он знай себе на каждом уроке сидит с поднятой рукой и норовит такие вопросы задать, ответов на которые нет в школьном учебнике.
  3. Учитель выяснил, что у учеников 10-го класса еженедельно проводится в среднем 3 зачёта, 2 контрольные работы, 3 устных опроса на человека. Ученики также должны законспектировать или выучить 150 страниц самых разнообразных заданий в неделю. Учитель решил исправить ситуацию. Чем закончилась эта исория, попробуйте предположить.
  4. В октябре в 9 «Б» классе классный журнал был подменён другим, в который кто-то вписал все тексты, изменив только оценки учащихся странным образом: все оценки занижены на 1-2 балла.

(Из Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1994)

Психолого-педагогическая характеристика класса

Психолого-педагогическая характеристика класса начинается с психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации.

Эти задачи могут быть следующие:

  • определение учебных возможностей учеников, выявление уровня сформированности умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации, изучение развития у детей познавательной сферы и т.д.;
  • изучение взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей и личностных особенностей;
  • изучение интересов, склонностей, способностей, например, для организации профессиональной ориентации старшеклассников;
  • получение информации о взаимоотношениях класса с классным руководителем и учителями – предметниками;
  • изучение стиля управления классным коллективом и стиля общения с ним;
  • диагностика уровня развития отдельных учащихся и на ее основе организация коррекционной работы с ними.

Психологическая диагностика предоставляет педагогам в пользование свой инструментарий, т.е. методы исследования.

Эти методы исследования могут быть следующие:

  • Наблюдение (включенное и не включенное за классом в целом, отдельными учениками, работой учителей);
  • Беседа (с классным руководителем, администрацией, психологом, социальным педагогом, учителями – предметниками, родителями, учениками и др.);
  • Тестирование;
  • Анкетирование;
  • Социометрический опрос;
  • Качественный анализ школьной документации (дневник, классный журнал);
  • Изучение продуктов деятельности (сочинения, творческие и контрольные работы, рисунки поделки и др.).

Алгоритм характеристики классного коллектива.

  • Состав класса и его общая характеристика (количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; занятость учеников на факультативах, в кружках, секциях; образовательный уровень родителей, наличие в классе детей из многодетных семей, а также неполных или нуждающихся в повышенном внимании педагога);
  • Сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе);
  • Ценностные ориентации класса, выраженные в целях, идеалах, идеях, чувствах, практических умениях (на творчество, добро, свободу, выбор, истину, справедливость, трудолюбие, предприимчивость, бескорыстие , авторитет и др.);
  • Связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы).

Примерные вопросы для беседы с классным руководителем.

  • Как давно работаете с классом? Знаете ли Вы его?
  • Какова история создания класса?
  • Существуют в классе традиции?
  • Какова профильность класса?
  • Как часто менялись классные руководители?
  • Каковы межличностные отношения в детском коллективе? Есть ли проблемы, конфликты среди детей?
  • На какой стадии развития находится коллектив?
  • Есть ли в классе актив? Как он создавался? Какие у актива отношения с одноклассниками?
  • Какие формы организации внеклассной работы предпочитает класс и классный руководитель?
  • Есть ли в классе дети из «группы риска»?
  • Как организовано взаимодействие с родителями?

Список рекомендуемой литературы.

  1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. СПб.: КАРО, 2003.-208с. (каб. педагогики).
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. –М.: ТЦ Сфера, 2000.-128с. (каб. педагогики).
  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: «Академия», 2001. – 208с.
  4. Изучение личности школьника учителем. Под ред. Васильевой З.И. и др. М., 1991.
  5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-128с. (кааб. педагогики).
  6. Педагогическая диагностика в школе. Под ред. Кочетова А.И., Минск, 1987.
  7. Психолого-педагогический практикум / Под ред. А.П. ТРяпициной.- СПб.: РГПУ, 2003.-185с. (кааб. педагогики).
  8. Образовательная программа – маршрут ученика: ч.2 / Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб., 2000.-228с. (каб. педагогики).
  9. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

Содержание, форма и структура плана воспитательной работы

  1. Основные разделы плана воспитательной работы:
  1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.
  2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
  3. Основные направления и дела школьного сообщества.
  4. Индивидуальная работа с учащимися;
  5. Работа с родителями.

Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе.

  1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
  2. Анализ развития учащихся класса (воспитанность учащихся, развитость познавательных интересов и творческих способностей, успеваемость, мотивационно-потребностная сфера, потребность заниматься самовоспитанием, социокультурное развитие, личностные достижения, учащиеся группы риска).
  3. Социальная ситуация: особенности отношений, ценностные ориентации, степень влияния ближайшего социального окружения.
  4. Анализ развития коллектива класса: микроклимат, социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, развитие общественной активности, общественное мнение класса.
  5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя: какие мероприятия принимаются наиболее охотно, в каких были пассивными? Почему? Какая деятельность положительно влияла на учащихся? Какие дела способствовали сплочению классного коллектива? Что повлияло на развитие учащихся?
  6. Участие учащихся в жизнедеятельности школы: мотивы участия в делах школы, участие в школьном самоуправлении.
  7. Анализ педагогического взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: частота и характер контактов, влияние родителей на воспитательную деятельность класса, результативность педагогического просвещения родителей и родительских собраний, эффективность индивидуальной работы с родителями, взаимодействие с «проблемными семьями».

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Цель – это мысленно предвосхищённый, ожидаемый результат осуществляемой деятельности.

Виды цели:

  • Идеальная (всесторонне развитая, гармоничная личность);
  • Результативная (спроектированные образы учащихся и класса);
  • Процессуальная (цели предусматривают изменения в воспитательном процессе).

Основные направления и дела классного сообщества.

Отбор дел должен носить системный и научно обоснованный характер, что найдёт отражение в структуре и форме плана классного руководителя. Например, системно-ролевой подход (автор Н.М. Таланчук) предполагает наследование школьниками социальных ролей:

  • Семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская;
  • Трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
  • Общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);
  • Мир (интерсоциальные роли личности);
  • Я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества).

Форма плана предложена В.Т. Кабушем.

Тематические программы

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Я и природа

Я и моя школа

Я и моя семья

Я и моё я

План воспитательной работы можно сфокусировать на процессах самопознания и самостроительства личности и предложить соответствующие направления деятельности (О.С. Газман).

Целевая программа

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Общение

Досуг

Образ жизни

Здоровье

Аксиологический подход к воспитанию ориентирует воспитательную деятельность на значимые ценности, и тогда план воспитательной работы будет таким:

Общечеловеческая ценность

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Отечество

Семья

Труд

Знания

Культура

Мир

Человек

Осуществление деятельностного подхода ориентирует воспитательную работу на организацию различной деятельности.

Вид деятельности

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Познавательная

Ценностно-ориентированная

Трудовая

Художественно-творческая

Физкультурно-оздоровительная

Коммуникативная

Игровая

Планируя воспитательную работу, можно исходить из того, что личность определяется тем,

  • что и как она знает;
  • что и как она ценит;
  • что и как она созидает;
  • с кем и как она общается;
  • каковы её художественные потребности и как она их удовлетворяет (М.С. Каган).

Потенциал личности

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Познавательный

Ценностный (нравственный)

Коммуникативный

Эстетический

Физический

План воспитательной работы классного руководителя может иметь и такой вид:

Задачи воспитательной деятельности

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

1.

2.

3.

Планирование воспитательной работы в классе на основе структурирования содержания воспитания

№ п\п

Направления воспитательной работы

Проведение воспитательных мероприятий

Литература:

  1. Воронов В. Как составить план работы//Воспитание школьников.1999, № 4. С.23-28.
  2. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя.//Классный руководитель.1999, № 3. С. 17-29.
  3. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.
  4. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков, 2000.
  5. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., 1999.
  6. Певрушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя.//Классный руководитель, 1999, № 7-8.С. 247-249.
  7. Планирование воспитательной работы в классе под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.
  8. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.
  9. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.

Методика обоснования и организации ключевого (системообразующего) внеклассного мероприятия

В результате знакомства и изучения классного коллектива, определения цели и задач воспитательной работы студенты должны подготовить основное (системообразующее мероприятие или ряд мероприятий), являющихся основным итогом работы с классным коллективом.

Вопрос о выборе форм воспитательной работы встает перед студентом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:

1) Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать решению этих задач.

2) На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.

3) Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:

а) принципов организации воспитательного процесса;

б) возможностей, подготовленности детей, интересов и по­требностей;

в) материальной базы;

г) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);

д) возможностей педагогов, родителей.

4) Организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания, при этом продумав способы:

а) обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т. д.;

б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм, ненавязчивого проведения их через участников работы.

5. В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

В воспитательной работе Вы должны проявлять максимум творческой самостоятельности, инициативы, умения определить важную для класса воспитательную задачу и найти соответству­ющий ее способ решения.

Каждое воспитательное мероприятие (занятие) должно быть тщательно продумано, подготовлено с точки зрения содержания, логики проведения.

В этом вам помогут следующие вопросы:

• Какие особенности класса, с которым Вы работаете, удалось выявить в первые дни зна­комства с ним через различные методы изучения (беседы с педагогами школы, знаком­ство с педагогической документацией и творческими работами учащихся, наблюдения, беседы, анкеты, тесты и т.д.)?

• Какая основная педагогическая проблема в воспитании учащихся Вами была выделена и почему именно она представляется Вам наиболее значимой?

• Какой вклад в её разрешение Вы планировали внести за время педагогической практи­ки? Насколько это решение было обосновано Вашими личными особенностями и усло­виями, в которых Вы работали с детьми?

• В чём было назначение выбранного Вами мероприятия? Его целевые установки.

При подготовке воспитательного дела полезно выделить и тщательно разработать его основные этапы:

1. Целеполагание;

2. Планирование дела;

3. Организация дела;

4. Осуществление дела;

5. Подведение итогов.

Целеполагание. Приступая к разработке цели задуманного дела, прежде всего, определяет состояние детского, коллектива и отдельных школьников, потому что предстоящее дело должно помочь совершенствованию как коллектива, так и отдельных личностей. Студент продумывает цель и задачи дела, приспособляя его к данной группе и ситуации, определяя его место среди других дел, обеспечивая его разнообразие и новизну, конкретные задачи его проведения, выделяет главное, решающее звено в его проведении. Затем он доводит задачи до школьников так, чтобы каждый воспринял их как собственное решение. Он не забывает опереться на потребности, интересы и увлечения школьников, добиваясь их максимальной увлеченности и активности.

Планирование. Исходя из разработанной, цели и выдвинутых задач, проводится планирование дела. К планированию воспитатель привлекает школьников. От тщательности продумывания всех деталей зависят организационная четкость и успех дела. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?

Организация. Организация воспитательного дела предполагает ясное и четкое распределение прав, обязанностей, ответственности и отчетности всех его участников, подготовку всего необходимого (в том числе нужного оборудования и материалов), установление норм выработки (выпол­нения) и подробное инструктирование каждого участника.

Осуществление. Воспитатель контролирует и корректирует ход воспитательного дела. При необходимости он решает возникшие трудности и проблемы. В центре его внимания влияние дела на формирование качеств личности воспитанников. Он фиксирует все значимые детали проводимого дела для последующего анализа.

Анализ. Анализ может проводиться педагогом единолично или вместе» с другими участниками дела. При этом целесообразно обратить внимание на следующие вопросы. Все ли запланированное и как» удалось выполнить? Что оказалось более, а что менее удачным? Насколько выдержаны запланированные сроки и каковы причины их нарушения? Был ли эффект разнообразия и новизны? Как повлияло дело на каждого участника? Оценка каждого члена группы: как он показал себя в ходе дела? Что не получилось и почему? Общая оценка качества дела: что надо изменить в будущих воспитательных делах?

При написании плана-конспекта должна быть:

  1. Сформулирована тема,
  2. • Обоснована избранная тема и форма работы.
  3. Место и значение данного дела в общей воспитательной системе.
  4. Тщательно продумана главная цель и конкретные воспи­тательные задачи,
  5. Определена подготовительная работа (степень участия класса, отдельных ребят, классного руководителя).
  6. • Организация подготовки.
  7. • Содержание. Методика проведения.
  8. • Оборудование.
  9. • Литература.

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия.

1. Общие сведения: дата, школа, класс, ФИО практиканта, проводящего внеклассное мероприятие.

2. Название и форма внеклассного мероприятия, тема, воспитательно- познавательные задачи. Актуальность и мотивированность воспитательного мероприятия: кем, в связи с чем и когда оно предложено, соответствие его интересам ребят, общей системе учебно-воспитательной работы.

3. Методика подготовки данного воспитательного мероприятия, ее этапы, организаторы и исполнители, роль актива ребят и педагогов.

4. Структура и организация мероприятия: своевременное начало, активное включение ребят в проводимое занятие, про­должительность и окончание занятия. Оформление помещения, оборудование.

5. Содержание и методика проведения:

— целенаправленность, научность, соответствие воспита­тельным задачам, связь с современностью. На какие ценности ориентирует учащихся это мероприятие; каково его влияние на меж­личностные отношения в коллективе; какова информационная насыщенность и позна­вательная значимость.

сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся; степень активности детей, интерес к занятию, эмоциональность;

— продуктивность и разнообразие методов и приемов проведения воспитательного занятия; доступность и конкретность материала.

6. Анализ результата проведенного воспитательного мероприятия. Обсуждение и оценка его самими ребятами, оценка выполнения поручений, инициатива и активность советов дела, выдвижение новых задач, программа дальнейшей деятельности детей и подростков.

7. Выводы, предложения и пожелания по совершенствова­нию воспитательной работы. Замечания о выполнении плана воспитательного мероприятия, достижении его цели.

Предложения по подготовке и проведению воспитательного мероприятия.

8. Оборудование и литература.

Литература для студентов:

  1. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы// Воспитание школьников, №1,2 –2000; № 4 – 8 , 2001
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания – М., 2002
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.. 1989
  4. Классному руководителю / под ред. М.И Рожкова – М., 1999
  5. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, № 4, 2002, с. 19-26.
  6. Классному руководителю о классном часе. — М., 2002.
  7. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа./Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2003
  8. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков, 2000.
  9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе – М.,1999
  10. Педагогический опыт народных традиций./Под ред. Н.С. Маляковой. — Псков: ПО-ИПКРО, 2003. — 163 с.
  11. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной работе. Став­рополь, 93. (74.200.58 — обл. биб-ка).

    П693

  12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе – М., 2000
  13. Словарь современных форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, № 8-10, 2000; №1-3,2001.
  14. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел — Смоленск, 96.

Рефлексия по итогам практики

Понятие «рефлексия» означает размышление, осознание, осмысление. По своей сути рефлексия представляет собой обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, свое психическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое. Еще Л.Н. Толстой говорил, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти».

Для рефлексии педагогической практики могут быть использованы различные формы и приемы (на выбор).

  • Таблица «ИТОГ»

Интересные, впечатляющие моменты.

Темы, которые наиболее раскрыты, обоснованы.

Общие советы, рекомендации.

Главные выводы.

  • Трансфертный лист

Я научился, могу научить других…

Кого могу научить…

Я хочу научиться…

К кому могу\хочу обратиться…

  • Методика незаконченных предложений

В ходе практики я узнал(а)_______________________

Научился(сь)____________________________________

Понял(а)________________________________________

Самым трудным для меня было ____________________

Больше всего мне понравилось, удалось ______________

  • Таблица «+,-, интересно»

  • Рефлексия в форме эссе.

Эссе — прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В переводе с французского слово «essai» значит «попытка, проба, очерк» (поэтому, вероятно, не следует писать в заголовке своей работы «Попытка эссе»); в латинском существовало слово «exagium» -«взвешивание».

Главная примета эссе как жанра — свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис — множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации — многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.

Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.