Организация деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере

Содержание практики

Задание №1. Сведения о детях отряда, с указанием возраста. Режим дня лагеря

Задание №2. План-сетка на смену детского пришкольного лагеря

Задание №3. Подробный план последнего дня в лагере

Задание №4. Анализ организационного и основного период работы

Задание №5. Анализ творческого дела

Задание №6. Разработка и реализация программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Гармония »

Список литературы

Задание №1. Сведения о детях. Режим дня лагеря

Количество детей в отряде:

Всего- 23человек.

Мальчиков- 13 человек.

Девочек- 10 человек.

Дети требующие внимания по мед. показаниям:

— Подгорная Татьяна Эдуардовна

Дети, вызывающие тревогу:

— Плуталов Дмитрий Александрович

— Лежуков Денис Иванович

Возраст Ребят:

Ф.И.О.

Возраст

1.

Баранова Кристина Андреевна

10

2.

Будаев Дмитрий Михайлович

11

3.

Гусельников Максим Леонидович

10

4.

Денисенко Михаил Константинович

10

5.

Дунец Наталья Борисовна

10

6.

Картышев Владимир Геннадьевич

11

7.

Лежуков Денис Иванович

10

8.

Михайлова Дарья Владимировна

12

9.

Москвитина Анна Петровна

11

10.

Нагорный Павел Павлович

12

11.

Плуталов Дмитрий Александрович

10

12.

Подгорная Татьяна Эдуардовна

11

13.

Рожко Екатерина Ивановна

11

14.

Селезнев Александр Николаевич

10

15.

Сорокина Ольга Олеговна

11

16.

Степанов Павел Анатольевич

11

17.

Супова Кристина Михайловна

11

18.

Утесова Вера Николаевна

10

19.

Ушаков Евгений Станиславович

11

20.

Федотко Дмитрий Кириллович

11

21.

Федотов Максим Ярославович

11

22.

Хайновская Анна Владимировна

11

23.

Хромов Александр Максимович

10

Режим Дня Лагеря:

7:45- 8:15 Встреча детей

8:15- 8:30 Зарядка

8:30- 9:00 Линейка

9:00- 9:30 Завтрак

9:30- 12:00 Мероприятие

12:00- 13:00 Кружковая деятельность

13:00- 13:45 Обед

13:45- 15:30 Мероприятия

15:30- 16:00 Полдник

16:00- 17:45 Мероприятие

17:45- 18:00 Уход детей домой

Задание №2. План-сетка на смену лагеря

Дата

Мероприятия

Время

Место проведения

02.08.

1. Зарядка «Флешмоб».

2.Парадная линейка

3.Выполнение отрядного задания: Визитная карточка отряда.

4.Введение в кружковую деятельность.

5.Игры на свежем воздухе. «Музей асфальтовой живописи».

6. Шоу-программа « Будем знакомы!»

8:15

8:30

9:30

12:00

13:45

16:00

Спорт. площадка

Стадион

Кабинет

Мастерские

Спорт. площадка

Актовый зал

03.08.

1.Зарядка «Дыхательная гимнастика».

2. «Квартирный вопрос» (благоустройство и оформление отрядных уголков)

3. «Будь здоров» знакомство с мед. персоналом, осмотр детей.

4. Учимся играть в Баскетбол.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. площадка

Кабинет

Мед. кабинет

Баскетбольная площадка

04.08.

1.Зарядка «Принятие солнечных и воздушных ванн».

2. Социально-психологическая программа: знакомство, анкетирование, беседы, ролевые игры.

3.Пешая экскурсия по библиотекам Кировского р-на.

4. Литературная викторина

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. площадка

Кабинет психолога

Читальный зал

05.08.

1.Зарядка «Утренняя пробежка».

2. Спортивно- развлекательная игра с элементами ориентирования на местности «Кладоискатели».

3.Шоу- программа, награждение победителей игры.

8:15

9:30

16:00

Спорт. Площадка

Спорт. Площадка, стадион, пришкольный парк.

Актовый зал

06.08.

1.Зарядка «Закаливание воздухом».

2.Программа дня «Зелёный мир»: экскурсия в природу.

3.Экологический КВН.

4.Выставка кружковых поделок из природных материалов.

8:15

9:30

С 13:45

16:00

Спорт. Площадка

Пришкольный парк

Актовый зал

Актовый зал

09.08.

1.Зарядка « Танцуем на песке».

2. Социально-психологическая программа: диагностика, игры на сплочение.

3. «Весёлые старты» спортивно — интеллектуальная игра.

4.Дискотека «Танцуют все!»

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Кабинет психолога

Стадион

Актовый зал

11.08.

1.Зарядка «Закаливание водой».

2. Программа дня «День физкультурника»:

Открытие спартакиады (Бег, прыжки в длину).

3. Продолжение спартакиады (парные эстафеты).

4.Парад чемпионов, награждение медалями и грамотами.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Стадион

Стадион

Стадион

13.08.

1. Зарядка «Закаливание солнце».

2.КТД «Здоров будешь — всё добудешь».

3.Познавательная игра «Путешествие в страну Витаминию».

4.Подвижные игры на воздухе.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Актовый зал

Актовый зал

Школьная площадка

16.08.

1.Зарядка «Танцуем босиком на песке».

2. «Экологический штурм», уборка пришкольного парка и окружающих прудов.

3. КВН-викторина «Береги свою планету, ведь другой такой на свете нету!»

4.Играем в баскетбол.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Пришкольный парк

Актовый зал

Баскетбольная площадка

17.08.

1.Зарядка «Дыхательная гимнастика».

2.Общелагерное мероприятие: театральные постановки «Сказки на новый лад». Раздача задания (написание сценариев, подготовка инвентаря).

3. Репетиция театральной постановки.

4.Спектаколь.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Кабинет

Кабинет, актовый зал.

Актовый зал

18.08.

1.Зарядка «Закаливание воздухом».

2.Экскурсия в Аничков дворец- Центральный дворец творчества юных Петербурга, экскурсия по парадным интерьерам дворца и знакомство с кружками ЦДТЮ.

3.Малоподвижные игры на свежем воздухе.

8:15

9:30

16:00

Спорт. Площадка

Школьная площадка

19.08.

1.Зарядка «Дыхательная гимнастика».

2. Социально-психологическая программа: групповая работа, тестирование, индивидуальные беседы.

3.Межотрядная игра «Пойми меня».

4.Подготовка отчетного номера отряда.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Кабинет психолога

Актовый зал

Кабинет

20.08.

1.Зарядка «Закаливание водой».

2.Знакомство с фондом «Отчизна», проведение детьми экскурсии по школьному музею моряков подводников им. Египко Е.П для ветеранов.

3.Игра «Знатоки» на тему «о Войне».

4. Ретро дискотека.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Актовый зал, музей.

Читальный зал

Актовый зал

23.08.

1.Зарядка « Танцуем босиком по песку».

2. «День флага России»:

Викторина по теме дня,

Беседа «Символика Российской федерации».

3.Конкурс рисунка «Флаг РФ».

4.Концерт патриотической песни.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Читальный зал

Худ. кабинет

Актовый зал

24.08.

1.Зарядка «Закаливание солнцем».

2.Соревнование между отрядами по баскетболу.

3.Поход, пикник, костер.

4.Подвижные игры на воздухе.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Баскетбольная площадка

Парк

Парк

25.08.

1.Зарядка «Дыхательная гимнастика».

2.Осмотр детей мед. персоналом.

3.Игра по станциям «Поезд дружбы».

4. Подготовка отчетного номера отряда.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Мед. Кабинет

Стадион

Кабинет, актовый зал

26.08.

1.Зарядка « Танцуем босиком по песку».

2. Социально-психологическая программа:

Диагностика, групповые игры, беседы.

3.Отчет выставка фото кружка «Как я вижу…»

4. Подготовка отчетного номера отряда.

8:15

9:30

13:45

16:00

Спорт. Площадка

Кабинет психолога

Актовый зал

Кабинет, актовый зал

27.08.

1.Зарядка «Закаливание солнцем».

2.Торжественная линейка.

3.Открытие Гала-концерта « До свидания и до новых встреч!» Отчет по кружковой деятельности(конкурс лучшей песни, танца, глиняной поделки).

4.Продолжение Гала-концерта отчетные номера отрядов.

5.Дискотека.6.Салют

8:15

8:30

9:30

13:45

16:00

17:30

Спорт. Площадка

Стадион

Актовый зал

Актовый зал

Актовый зал

Стадион

Задание №3. Подробный план последнего дня лагеря

Дата: 27.08.2010г.

Тема: «До свидания и до новых встреч!»

Время

Дело

Форма и способы реализации

Задачи и задания для детей

Отметка о результатах

7:45 -8:15

Встреча детей

Приход в отряд.

Отметится о прибытии.

Выполнено без инцидентов.

8:15

Зарядка «Закаливание солнцем»

Спортивные упражнения, легкой нагрузки, проводятся на солнце.

Соблюдать дисциплину, правила безопасности, правильно исполнять упражнения.

Зарядка прошла по плану, без инцидентов.

Дисциплина детей была удовлетворительной.

8:30

Торжественная линейка

Парад отрядов.

Торжественное награждение грамотами.

Линейка прошла в торжественной обстановке.

9:00

Завтрак

9:30

Открытие Гала-концерта « До свидания и до новых встреч!» Отчет по кружковой деятельности(конкурс лучшей песни, танца, глиняной поделки).

Детский концерт, дети исполняют индивидуально свои отчетные номера по кружковой деятельности, в виде танца, песни или декламируют свою поделку.

Самостоятельно исполнить свой номер.

Дети удачно справились с заданием.

12:30

Награждение детей грамотами и подарками за концерт отчет кружковой деятельности.

Педагоги кружковой деятельности выделяют победителей и награждают их.

13:00

Обед

13:45

Продолжение Гала-концерта.

Каждый отряд выступает с личным номером, подготовленным во время смены с вожатым педагогом.

Выступить отрядом с отчетным номером со сцены.

Все отряды справились с заданием на отлично.

16:00

Дискотека

Проводится в актовом зале.

Дисциплинированное поведение, соблюдение правил безопасности.

Проведено без происшествий.

17:30

Салют

Проводится на стадионе школы, при выполнении правил пожарной безопасности.

Дисциплинированное поведение, соблюдение правил пожарной безопасности.

Прошел без инцидентов.

17:45-

18:00

Уход детей домой

При уходе отметка в журнале «прибытия и отбытия».

Задание №4. Анализ организационного и основного периода работы

Организационный период.

Это период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3.

Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся, формирование временного детского коллектива.

Для достижения цели выполнялись следующие задачи:

· Встреча детей, формирование отрядов,

· Анкетирование с целью выявить их интересы и мотивы пребывания в лагере,

· Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей,

· Запуск программы «Гармония»,

· Формирование органов самоуправления,

· Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной период:

Цель: Реализация основной идеи смены, создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

· Создание условий для организованного отдыха детей.

· Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

· Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

· Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источников оздоровления ребёнка.

· Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

· Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

Для решения выше перечисленных задач, использовались следующие мероприятия в течении всей смены:

1. Спортивно — оздоровительная работа.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река.

2.Организация активного досуга.

В основе лежит свободный выбор разнообразных, общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность — это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей — один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности: развлечение, отдых, самообразование, творчество, общение.

3.Организация кружковой деятельности.

Важным направление воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности в лагере носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами, и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду.

4.Организация трудовой деятельности.

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования обще трудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным.

5.Работа по патриотическому воспитанию.

Формирует гармоничность личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта — форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг- карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста- это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров»- символов рейтинга.

Цветовая гамма :

Красный — «лидер- организатор»,

Синий — «лидер-вдохновитель»,

Зелёный — «активный участник»,

Желтый — «исполнитель».

Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

Ожидаемые результаты:

1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

4. Улучшения психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы.

5. Личностный рост участников смены

Задание №5. Анализ творческого дела

Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно- творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, очень действенная. У каждого кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать её красивее.

Дело — это событие, любые какие- либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело — событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива — воспитанников и воспитателей.

Коллективно- творческое дело — событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Цели:

1.Приобщения детей к КТД.

2.Развитие самостоятельности и самодеятельности у детей.

3.Повысить умение и навыки к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

4.Повышение творческих и лидерских качеств детей.

5.Приобщить детей к здоровому образу жизни.

6.Повысить познания о здоровье человека и здоровом образе жизни.

Для выполнения выше поставленных целей, разработан данный сценарий КТД « Здоров будешь — все добудешь».

Проводилось 13августа 2010года в 9:30 в Актовом зале школы.

Сценарий: « Здоров будешь — все добудешь»

В зале стоят пять рабочих столов для пяти команд, на столах — таблички с названиями команд. Каждому ребенку при входе прикрепляют визитку с названием команды. Таким образом, составляются команды из 10 человек. Дети рассаживаются соответственно названиям своих команд.

Ведущий. В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего? (Ответы детей.) Конечно же, здоровье! Здоровье человека — это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Поэтому девизом сегодняшней встречи мы взяли народную поговорку «Здоров будешь — все добудешь». А добывать вы будете спецвалюту — «здоровянки» с помощью своих знаний, смекалки, находчивости и юмора. У нас сегодня пять команд: «Чистюли», «Крепыши», «Витаминки», «Сиропчики» и «Улыбки». А помогать вам будут вожатые. Давайте с ними познакомимся.

Шуточное выступление вожатых о здоровом образе жизни

Ведущий. Вожатые, займите свои места в командах.

Вожатые присоединяются к командам (по два человека к каждой команде) и помогают на протяжении всего КТД.

Ведущий. А я вам представлю членов жюри. Итак, членами жюри сегодня будут…(Представление жюри.) В конце игры членами жюри будет подсчитано количество «здоровянок» заработанных каждой командой, и подведен окончательный итог игры…

Дети (хором).

«Здоров будешь — все добудешь!»

«Девиз»

Ведущий. И первый наш конкурс называется «Девиз». Девиз — это краткое изречение, в котором в лаконичной форме обычно формулируется какой-то жизненный принцип человека. Девизы бывают не только у людей, но и существуют девизы фирм, банков, политических партий. А вам сейчас предстоит сочинить девиз своей команды, и в нем должно обязательно присутствовать слово, которое сейчас вытянет ваш капитан.

Проходит жеребьевка: капитаны вытягивают карточки со словами, Примеры слов:

чистота;

спорт;

режим;

отдых;

витамины и т, п.

Пока команды выполняют задание, на сцене исполняется номер от кружковой деятельности. Затем командами зачитываются девизы. Например:

Ешьте больше витаминов —

Яблок и апельсинов!

И не будете болеть,

Будете лишь здороветь!

Всем режим необходим,

Хотя детьми он не очень любим!

«Синонимы»

Ведущий. Более ста лет назад И. С. Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Если задуматься, то можно обнаружить перечень достоинств русского языка. Например, в нашем языке, очень много синонимов: почти к каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов. Так вместо слова «глядеть» можно сказать «смотреть», «распахнуть глаза», «вперить очи», «сверлить взглядом» и т.д. Попробуйте найти как можно больше синонимов к глаголу, который достанется вашему капитану.

Капитаны вытягивают карточки со словами, команды приступают к выполнению задания. Примеры слов:

умываться;

обливаться;

— спать;

бегать;

разгружаться (диета) и др.

Пока команды выполняют задание, на сцене исполняется номер от кружковой деятельности.

После концертного номера жюри зачитывает результаты конкурса «Девиз», командам вручаются заработанные «здоровянки». Представители от команд зачитывают синонимы к вытянутому слову.

«Частокол»

Ведущий. В следующем конкурсе, который называется «Частокол», побеждает та команда, которая сумеет быстрее остальных расшифровать совет доктора Неболита. Для этого надо по порядку «собрать» буквы: от самой большой до самой маленькой. Вожаки, получите шифровки. Итак, начали!

Командам выдаются одинаковые карточки, пока команды «ломают головы» над шифровкой, звучит музыкальная заставка. По окончании работы поднимается флажок, и жюри определяет победителя.

Ведущий. Все команды справились с заданием и сейчас дружно скажут, что же посоветовал доктор Неболит.

Дети (хором).

Подружись со спортом?

«Походка спортсмена»

Ведущий. Вот мы сейчас и узнаем, дружны ли вы со спортом. Вам предстоит изобразить походку спортсмена, но не любого, а того, который достанется вашему капитану.

Капитаны вытягивают карточки с заданием — изобразить походку:

— штангиста;

— бегуна;

— пловца;

— лыжника и др.

«Здоровому все здорово»

Ведущий. Следующий конкурс называется «Здоровому все здорово». Американские ученые выяснили, что когда человек смеется, в его легкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. И наконец, минуту смеха по благотворности воздействия можно приравнять к 45 минутам пассивного отдыха. Так что смейтесь на здоровье! Но смеяться команды будут по-разному. Капитаны, подойдите ко мне для жеребьевки!

Капитаны вытягивают карточки, на которых написано, какой смех должна изобразить команда:

— надменный;

— зловещий;

— заискивающий;

— восторженный и др.

Команды выполняют задание. Жюри дает оценку этому и предыдущим конкурсам.

«Сила духа»

Ведущий. А сейчас проверим капитанов на силу духа. У кого быстрее надуется и лопнет воздушный шарик. В здоровом теле — здоровый дух!

«Блицтурнир»

Ведущий. «Здоровье не купишь — его разум дарит» — под таким девизом мы проводим «Блицтурнир». За быстрый и правильный ответ — одна «здоровянка». Приготовились? Начали.

Ведущий задает вопросы, загадки о лекарственных растениях, ягодах, грибах и т.д.

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок — на медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (ЛИПА)

Растет она вокруг

Она — и враг и друг.

Как иглы — волоски

Покрыли все листки.

Сломи хоть волосок —

И капнет едкий сок.

На кожу — хоть ори!

О-о-ой, волдыри!

Но если дружишь с ней —

Ты многих здоровей:

В ней витаминов — клад,

Весной ее едят. (КРАПИВА)

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И может, два века он ждет человека

В чащобе лесной под кедровой сосной. (ЖЕНЬШЕНЬ)

Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране —

Боль утихнет, и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать. (ПОДОРОЖНИК)

Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем —

Полезных плодов для аптеки нарвем. (ШИПОВНИК)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист.

А ее зеленый лист

Нам идет на чай

Что за травка? Отвечай! (ДУШИЦА)

«Здоровье»

Ведущий. А последний конкурс так и называется «Здоровье». Нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

НАПРИМЕР:

З — здоровье, зарядка, закалка, зубной врач

Д — диета

О — отдых, очки

Р — режим, расческа, ракетка

В — вода, витамины, врач

Е — еда

Команды выполняют задание, на сцене — концертный номер. Затем представители от команд зачитывают свои слова. Жюри дает оценку конкурсам и подводит общий итог.

Ведущий. Здоровье — неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь «Здоров будешь — все добудешь!». Так будьте здоровы!

Вывод: В результате проведенного КТД были выполнены все выше стоящие цели.

Дети с интересом приобщились к КТД, активно участвовали в конкурсах, выполняли задания как индивидуально, так и коллективно. Проявляли свои творческие и лидерские качества в выполнении и исполнении заданий. Узнали новую для себя информацию о здоровье человека и здоровом образе жизни.

Задание №6. Разработка и реализация программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Гармония »

лагерь пришкольный детский

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитие духовного и физического здоровья, что дает основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, а в итоге — за формирование целостной личности с активным созидательным отношение к миру.

Цель программы:

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Создание условий для организованного отдыха детей.

Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источников оздоровления ребёнка.

Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

Программа «Гармония» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности (сотруднечество ребенка и взрослого).

3. Принцип демократичности (участие всех детей и подростков в программе).

4. Принцип дифференциации воспитания:

· Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально — психологическими особенностями детей;

· Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

· Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

· Активное участие детей во всех видах деятельности.

5.Принцип творческой индивидуальности.

6.Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип мог быть реализован только при следующих условиях:

· Необходимо было четко распределить время на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

7.Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип реализовывали при следующих условиях:

· Вариантность выбора способна реализации в различных видах деятельности;

· Сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

· Постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учетом изменений, происходящих в его организме и психике.

8.Принцип личности Я.

Реализовывали при следующих условиях:

· При развитии детского самоуправления;

· При наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребенок в отдельности, так и группа.

· При наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

9.Принцип уважения и доверия.

Заключительный принцип был реализован при выполнении следующих условий:

· Добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность;

· Доверять ребенку выбор средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

· Учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Для эффективной работы программы «Гармония» в лагере, активно использовались:

1. Методика КТД:

· Организаторские дела (метод взаимодействия)

· Общественно-политические дела (беседы, лекции и тр.)

· Познавательные дела

· Трудовые дела (способствует развитию трудовых навыков)

· Художественные дела

· Спортивные дела.

2.Методика самоуправления:

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

3.Психолого-педагогическое сопровождение смены:

Оказание своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения:

· Диагностический;

· Консультационный;

· Прогностический;

· Практический.

4.Оздоровительня программа.

Для реализации программы «Гармония» разработан механизм, который представлен в виде модулей:

1.Организационый модуль.

Формы работы:

· Планирование;

· Подготовка к лагерной смене;

· Оформление лагеря.

2.Оздоровительный модуль.

Формы работы:

· Утренняя зарядка;

· Закаливание;

· Применение дыхательной гимнастики;

· Встречи с медицинским работником;

· Беседы о вредных привычках;

· Спортивные праздники;

· Туристические походы;

· Экскурсии;

· Подвижные игры;

· Работа инструктора по физической культуре и спорту.

3.Творческий модуль.

Формы работы:

· Коллективно-творческая деятельность;

· Работа кружков (творческих мастерских);

· Экскурсии в библиотеки города;

· Конкурсы;

· Викторины.

4.Патриотический модуль.

Формы работы:

· Беседы;

· Посещение фонда ветеранов «Отчизна;

· Встречи с ветеранами;

· Работа в пришкольном музее моряков подводников им. Египко Е.П .

· Проведения дня флага российской федерации.

5.Нравственно-экологический модуль.

Формы работы:

· Экскурсии в природу;

· Беседы о нравственности;

· Экскурсия в Аничков дворец;

· Поход;

· Программа «Экологический штурм»;

· Программа «Зеленый мир»;

· Экологический КВН.

Социально-психологический модуль.

Формы работы:

· Работа социального педагога;

· Работа педагога-психолога;

· Диагностика;

· Тестирование;

· Индивидуальные беседы;

· Групповая работа;

· Анкетирование.

Работы по данным модулям, были разделены по дням в план-сетки смены лагеря и проводились в режимное время.

Разработана система контроля за реализацией программы «Гармония».

Проводились мероприятия:

· Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

· Ежедневное отслеживание, на протяжении всей смены, настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

· Анкетирование детей в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий.

· Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

· Мониторинг-карта.

Полученные результаты:

· Реализация и проведение программы «Гармония».

· Использование в программе методов оздоровления и средств массовой физической культуре, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, закаливания, привело к укреплению здоровья и общему оздоровлению воспитанников.

· В ходе досуговой и кружковой деятельности создавались условия для духовного нравственного общения, у детей закреплялись норы поведения и правила этикета, толерантное отношение к окружающим.

· Экскурсии, викторины, интеллектуальные игры и др. развили умение к самообразованию детей, направленное на приобщение детей к культурным ценностям.

· Общение в группах на основе общих интересов привело к развитию и формированию личности ребят.

· Главным достижением в организация кружковой деятельности было расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

· Проведение отрядных мероприятия, КТД поспособствовали развитию лидерских и организаторских качеств, приобретению новых знаний, развитию творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

· По итогом проведенной программы в целом, были выявлены полученные у участников смены умения и навыки индивидуальной, коллективной и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности и высокий личностный рост.

Список литературы

Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. — (Библиотека вожатого)

Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — (Воспитание и доп.образование детей).

Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2001. — (Метод. биб-ка).

Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,

Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»

Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.

Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) — Ростов н/Д:Феникс, 2002

Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. — Ярославль: Академия развития, 2007

Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. — М.: Новая школа, 2001

Загородный летний лагерь. 1 — 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А.Великородная, К.В.Щиголь. — М.: ВАКО, 2006

Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. — Липецк, 1995

Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. — М.: НИИ семья, 1998

О летнем отдыхе, и не только / Под ред. Ю.П.Кудинова. — М.: НИИ семья, 1997

Журнал «Последний звонок»

Журнал «Классный руководитель»

Размещено на