Связи лингвистики с другими науками

Языкознание (кор.)

Языкознание

  1. Объект и предмет языкознания

1.1. Соотношение объекта и предмета науки

1.2. Предмет лингвистики

  1. Структура современного языкознания
  2. Языкознание в системе наук

4.1. Связь языкознания с гуманитарными науками

4.2. Связь языкознания с естественными науками

4.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками

Литература

_______________________________________

  1. Объект и предмет языкознания

Языкознание (языковедение, лингвистика – от лат. lingua‘язык’) – это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях [ЛЭС, с. 618].

В настоящее время на Земле насчитывается от 2,5 до 6 тысяч живых и мертвых языков. Такой разброс в подсчетах существует за счет,

  • во-первых, сложности проведения границы между языком и диалектом,
  • во-вторых, из-за недостаточной изученности большого числа языков (диалектов) [Гируцкий, с. 5]

По некоторым данным, общее количество языков и диалектовна Земле достигает 30 тыс. [Вендина, с. 4].

Языки мира принципиально сходны, т.к. все они являютсясредством общения людей. В ихстроении,функционированииизакономерностях развитияестьважные общие свойства, и в каждом из них по-своему реализуется человеческий язык вообще.

При этом языки мира серьезно отличаютсядруг от друга по разным параметрам.

  • Прежде всего, языки чрезвычайно разнообразны по структуре, т.е. по тому, как устроена ихфонетика,лексикаиграмматика.

Кроме того, среди них есть

  • живыеимертвые(на них больше никто не говорит, напр. старославянский, готский);
  • крупные, т.е. широко используемые и так называемыемалые; 180языков являются родными для более чем3,5 млрд. чел.;подавляющим большинством языковпользуется меньшая часть населения планеты. На некоторых языках говорят несколько сотен или даже десятков человек;
  • письменныеибесписьменные;
  • языки полифункциональные(выполняющие в общении несколько функций) имонофункциональные(чаще всего используемые лишь в бытовой коммуникации) [Введение в языкознание, с. 12; Гируцкий, с. 5].

1.1. Соотношение объекта и предмета науки

Объектнауки – это некоторая область действительности, которая изучается данной наукой.

5 стр., 2029 слов

Языкознание в системе наук

... науки до настоящеговремени. Поэтомунеобходимостьучета особенностейестественногоязыка и достиженийЯзыкознанияпризнаютсякрупнейшимипредставителямифизики и другихестественныхнаук. Принципычленения Языкознанияна разделы исостав Языкознания. Эмпирическисложившиесяразделы Языкознания, ... связанные внорме и патологиис языком. Награнице Языкознанияи психиатриинаходитсяисследованиеособенностейречи при ...

Под предметомнауки понимаются

  1. те стороны, свойства объекта, которые рассматриваются данной наукой как воплощение его сущности,
  2. аспект изучения,специфическое понимание объекта, определяющее направления и методы его исследования [Введение в языкознание, с. 12].

Один и тот жеобъектможет изучатьсяпод различными углами зрения, а следовательно, представлять собойразные предметы.

Напр., человекявляется общимобъектом, с одной стороны, для всехгуманитарных наук(лат.humanitas ‘человеческая природа’).

Это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности: социология, психология, культурология, педагогика, юриспруденция, лингвистика и т.д.

Предметисследования у каждой их этих наук свой – определенная сторона человека и его деятельности [Маслова, 2008, с. 35].

С другой стороны, человек является объектом изучения естественных наук: анатомии, физиологии и т.д. Очевидно, что и эти науки рассматривают человека каждая под своим углом зрения. Т.е. у всех этих наук (гуманитарных и естественных)один объект, норазныепредметыизучения.

1.2. Предмет языкознания

Объект языкознанияуказан в определении – язык.

Представление о предмете языкознанияисторически менялось: в фокусе внимания в разные эпохи оказывалисьразличные стороны языка [ЭРЯ, с. 672].

Как и все науки, лингвистика появилась потому, что в ней возникла практическая необходимость, а не из праздного желания поразмышлять о языке.

Изучение языка стало необходимым в связи с изобретением письменности: нужно было обучать письму и чтению. Вопрос же о том,как устроен тот феномен, с помощью которого люди общаются, возник гораздо позже.

Одно из первых научных описаний языка было сделано в древней Индии. Священные книги индийцев «Веды» были написаны вIII–IIтысячелетиях до н.э. С течением веков язык изменялся, и к началу нашей эры индийцам стало трудно понимать свои священные книги. Возникланеобходимость сравнитьязык «Вед» и язык, на котором люди говорили в обыденной жизни, чтобы можно было специально учить жрецов-брахманов чтению священных книг. Так в IV в. до н. э. появилосьпервое научное описание языка – описание древнеиндийского литературного языкасанскрита, грамматикаПáнини.

Примерно в это же время появляются грамматические описания в Древней Грециии наДревнем Востоке– в Месопотамии, Сирии, Египте.

Однако достаточно долго лингвистика не осознавалась как самостоятельная наука.

С классической древности до начала XIXв. языкознание было частью логики и философии, и предметом его считалисьединые общечеловеческие способы выражения мыслей.

Наукой в подлинном смысле слова лингвистика стала только в XIX в., когдаее предмет был четко отграничен от предметов других наук. Стало ясно, что лингвистика – это не часть философии и не часть истории, что она не совпадает ни с литературоведением, ни с логикой, ни с психологией.

6 стр., 2598 слов

Статус лингвистики как науки 2

... человека. Именно поэтому мы можем считать язык символическим руководством к пониманию культуры. Но значение лингвистики для изучения культуры этим не ... в этих науках, позволяющих пролить свет на его суть. Современному лингвисту становится трудно ограничиваться лишь своим традиционным предметом. Если он ... В основе сравнительно-исторического языкознания лежит гипотеза о регулярном характере звуковых ...

В XIXв.предметомязыкознания становятсяразличные языки в их истории, вырабатывается эволюционный взгляд на язык.

С XX в.языкознание изучает язык

  • как сложную, полифункциональную, постоянно развивающуюся систему,
  • как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека[Леонтьев, с. 12–13; ЭРЯ, с. 672].

За время самостоятельного существования лингвистики были разработаны специальные приемы и методы, позволившие за два века узнать о языке столько, сколько человечество не смогло узнать за две тысячи лет.

Языком в той или иной мере интересуются разные науки. Но все другие науки изучают язык не сам по себе, а как средство, орудиекакой-то определенной деятельности.

Напр., психологаязык интересует как орудие мышления.

Для литературоведаязык – это средство создания произведения, художественных образов.

Для историка – это ключ к древним памятникам: надписям, грамотам и т.д. [Леонтьев, с. 12].

«И только для лингвистикиизучение языка являетсяцельюкак таковой» [Гринберг, с. 25].

Лингвистика исследует в языке

  • его природу (сущность),
  • строение,
  • функционирование,
  • закономерности развития
  • и связи с другими системами.

Под этими углами зрения язык изучает только лингвистика. Очевидно, что это не один предмет, так что современное языкознание объединяет целыйряд научных дисциплин, каждая из которых имеетсвой предмет.

  1. Структура современного языкознания

Современное языкознание – это целая отрасль научной деятельностисразветвленной структурой.

Это неслучайно, т.к.

  • любой человеческий язык имеет сложную внутреннюю организацию,
  • конкретные языки чрезвычайно разнообразны по своей структуре,
  • язык тесно связан с другими системами: обществом, культурой, наукой, природой и т.д.

Языкознание включает довольно широкий круг научных дисциплин, каждая из которых имеет

  • свой предмет,
  • собственную проблематику,
  • особую терминологию,
  • специфические методы сбора и исследования материала.

Лингвистические дисциплины объединяются в несколько частично пересекающихся разделов, которые вычленяютсяна разных основаниях [Введение в языкознание, с. 12].

1. В зависимости от целей исследованияязыкознание делится на

  • теоретическое и
  • прикладное

1.1. Теоретическое языкознание занимается исследованием языков без специальной ориентации на практическое применение результатов исследования.Академические грамматики языков, работы по истории языка– примеры теоретических исследований.

1.2.Прикладнаялингвистиказанимается решениемпрактических задач, связанных с использованием языка.

Она решает

  • как частные проблемы, касающиеся одного языка,
  • так и вопросы, приложимые к любому языку.

Круг задач, решаемых прикладной лингвистикой или с ее участием, чрезвычайно широк:

5 стр., 2410 слов

I. Характерные черты языкознания 2-ой половины XX века.

... стали издаваться фундаментальные сборники научных работ, подготовленные Лабораторией теоретического языкознания Института языкознания РАН: «Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи» под редакцией Елены Самойловны Кубряковой (М., ... публикации работ В.фон Гумбольдта, который писал о языке как о «мире, лежащем между миром внешних явлений и внутренним миром человека». В 1960-е гг. к идее ...

  • обучение родному и неродному языку (напр., помимо теоретических грамматик, существуют практические грамматики),
  • создание словарей,
  • создание алфавитов и усовершенствование письма,
  • создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых,
  • создание компьютерных словарей, текстовых корпусов, информационно-поисковых систем и т.д.,
  • автоматическая обработка текста с использованием компьютера,
  • автоматическое распознавание и синтез речи,
  • лингвистическая экспертиза, напр. в юриспруденции (в настоящее время формируется юрислингвистика) [ЛЭС, с. 397; Введение в языкознание, с. 9].

2. В зависимости откруга исследуемых языковразличают

  • общееи
  • частное языкознание.

2.1. Общее языкознание (теория языка)изучает общие свойства, признаки человеческого языка вообще. Такое изучение, естественно, опирается на анализ возможно большего числа языков. В его ведении проблемывозникновения,структуры,функционированияиразвитиячеловеческого языка.

В рамках общего языкознания исследуются языковые универсалии, т.е. свойства, характерные

  • либо для всех языков мира (абсолютные универсалии),
  • либо для ряда языков (статистические универсалии).

К абсолютным универсалиямотносятся, например, следующие:

  • во всех языках мира есть гласныеисмычные согласные(хотя их соотношение может быть разным);
  • во всех языках мира есть имена собственныеиместоимения;
  • в грамматической системе любого языка различаются имяиглагол;
  • на всех языках мира люди говорят предложениямии т.д.

Статистические универсалииможно проиллюстрировать следующими примерами:

  • в большинстве языков мира существует не меньше двух гласных(исключение – австралийский языкаранта);
  • в большинстве языков мира в системе местоимений противопоставлено не менее двух чисел(ед. и мн.) (исключение – один из австронезийских языков –яванский, в котором местоимения ед. и мн. числа не различаются) [Вендина, с. 5].

Разделом общего языкознания является лингвистическая типология(типологическая лингвистика) (от греч.typos‘отпечаток, форма, образец’ иlogos‘слово, учение’).

Она занимается сравнительным изучением структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними или влияния одних языков на другие.

Лингвистическая типология стремится не только отмечать и классифицировать факты различия и сходства языков, но и объяснять их, и это сближает ее задачи с задачами теории языка.

Наука о языке исследует не только свой основной объект – язык, но и саму себя:

  • строение своей теории,
  • свои научные методы,
  • свою историю.

Поэтому в составе общего языкознания выделился подраздел лингвистическая метатеория (теория теории),объектомкоторого являетсясамо языкознание. Одна из научных дисциплин, относящихся к метатеории, – история языкознания, илиистория лингвистических учений.

2.2.Частное языкознаниезанимается изучением

16 стр., 7932 слов

Развитие лингвистики в философском аспекте

... одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы). Особенно тесны связи лингвистики с психологией, уже в XIX в. вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознание. В ... самых разных регионах и странах мира. Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Поэтому лингвистика входит (в качестве одной из ...

  • отдельных языков(эти разделы называются, как правило, по имени языка:русистика, полонистика, англистика, китаистика…)
  • или группы родственных языков(название раздела дается по названию группы:славистика, германистика, романистикаи т.д.).

Каждую языковую семью, объединяющую группы родственных языков, изучает самостоятельная область лингвистики. Например, большую семьюиндоевропейских языков, к которым относятсярусский, английский, немецкий, французскийи т.д., изучаетиндоевропеистика. Семитские языкиизучаются в рамкахсемитологии и т.д.

Общее и частное языкознания очень тесно связаны. Общие закономерности устройства, функционирования и развития языка можно понять только при исследовании конкретных языков. С другой стороны, частное языкознание не может обойтись без теоретических знаний и опыта, накопленного общим языкознанием.

3.  В зависимости отисследовательскогоподхода к языку различают

  • синхроническое
  • и диахроническое языкознание.

Первым последовательноразграничил синхронический и диахронический подходы к языку швейцарский лингвистФердинанд де Соссюр (1857–1913) в «Курсе общей лингвистики» (книга издана в 1916 г. учениками Соссюра по материалам его лекций).

Живые языки постоянно, хотя и не очень быстро, изменяются. Но в каждый определенный период времени языкотносительно стабилени един для всех говорящих на нем. В зависимости от того, что берется за основу в исследовании и описании: относительнаястабильностьилиизменение– и различаютсинхрониюидиахрониюсоответственно.

Синхроническое (= синхронное; греч. sýnchronos ‘одновременный’), или статическое,описательное языкознание изучает языкв определенный момент его развитиякак систему одновременно существующих и взаимодействующих элементов в отвлечении от языковых изменений. С точки зрениясинхронииизучают не только современное состояние, но и отдельные периодыв истории языков(в том числе мертвых) [ЛЭС, с. 451].

Диахроническое (= диахронное; греч.dia‘через, сквозь’, chronos ‘время’) языкознание исследует языкво времени,в процессе его развития на временной оси.

Синхронный и диахронный подходы изучения языка дополняют и обогащают друг друга.

Синхронноерассмотрение языка всегдапредшествует диахронному, при котором сопоставляют по крайней мере две последовательные стадии (синхронных среза).

Синхронныйанализ осуществляетсялегче: фактических данных больше (особенно если язык исследуется на современном этапе развития) и он проще подвергаетсяпроверке. Однако лишьдиахронныйподход помогает понять,как сложилась данная языковая система [ЛЭС, с. 451].

В исследованиях, посвященных историиязыков, как правило, реализовандиахронический подход. Они рассматривают,

  • как,
  • когда,
  • на какой основесложился данный язык,
  • какие этапывыделяются в его истории,
  • какие причинывызывали изменения в языке,
  • каковы тенденцииизменения языка [Введение в языкознание, с. 15].

Однако не любая работа по истории языка – пример диахронического исследования. Так, если в работе рассматривается фонетическая система русского языка начала 14 векабез учета происходивших тогда изменений, то этосинхроническоеописание.

25 стр., 12227 слов

12. Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь ...

... "Язык и общество", изданном Институтом языкознания АН СССР [35], рассматриваются такие проблемы, как социальная обусловленность языка, социальная дифференциация языков, функциональное развитие языков, языковая ... наукой о знаках. Лингвосемиотика занимает промежуточное положение между внутренней лингвистикой и семиотикой. Отсюда и ее двукоренное наименование. Родоначальником современной ...

4. Еще одно основание деления языкознания связано с различиями вобъекте,задачахи методах изучения.

С этих точек зрения в рамках теоретической лингвистики выделяются

  • описательное,
  • сопоставительное
  • и сравнительно-историческоеязыкознание.

4.1.  Описательная лингвистикасоздает описания фонетики, лексики, грамматики языковв отдельные периоды их существования.Объектамиописательной лингвистики являются не только языки, но и ихварианты: литературные языки, диалекты, просторечие, жаргоны. Особым объектом описательной лингвистики являютсяисчезающие языки. Языки эти (часто бесписьменные) находятся под угрозой исчезновения, потому что ими пользуется небольшое число говорящих (от нескольких тысяч до нескольких десятков человек) [Введение в языкознание, с. 17].

4.2.  Сопоставительная (контрастивная) лингвистика выявляет совпадающие и различающиеся признаки в фонетике, лексике, грамматике, стилистикедвух (или нескольких) языковнезависимо от наличия у них родственных связей или непосредственных контактов.

Основная область применениярезультатов сопоставительных исследований – обучение языкам.

4.3.  Главной цельюсравнительно-исторического языкознания, иликомпаративистики (лат.comparativus‘сравнительный’) является

  • установление родстваязыков (происхождения от одного языка-источника)
  • и описание их эволюцииво времени и пространстве [ЛЭС, с. 486].

За относительно небольшой период (немногим более двух столетий) применение сравнительно-исторического метода дало значительные результаты:

  • выявлены родственные связи наиболее изученных языков мира,
  • установлены семьи, группы, подгруппы родственных языков,
  • вскрываются все более глубокие исторические связи теперь уже между семьями языков,
  • восстановлены основные процессы изменений и этапы развития языков [Введение в языкознание, с. 19].

Описательное и сопоставительное языкознание находятся в русле синхроническойлингвистики, а сравнительно-историческое –диахронической.

5.Языкознание делят навнутреннююивнешнююлингвистику.

Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка:

  • исследовании языка как самостоятельного феномена без учета его связи с другими (неязыковыми) явлениями,
  • изучении взаимодействия языка с внешними по отношению к нему (=экстралингвистическими) условиями и факторами.

Разграничение внутренней и внешней лингвистики было предложено Ф. де Соссюром.

5.1.  Внутренняя лингвистика – это чрезвычайно разветвленная область языкознания, в которой выделяется множество самостоятельных дисциплин. Все разделы, которые назывались до сих пор, относятся к внутренней лингвистике. Помимо этого внутренняя лингвистика включает дисциплины, изучающиеразные уровни языковой системы:

  • фонетику и фонологию,
  • лексикологию и семасиологию,
  • морфологию и синтаксис,
  • лингвистику текста и т.д.

5.2.  Внешняя лингвистика изучает язык в аспекте его взаимодействия сдругими системами. А потому сюда входит множество научных дисциплин, занимающихсякомплексными проблемами, возникшимина стыке лингвистики с другими науками:

4 стр., 1961 слов

Проблематика общего и частного языкознания

... антропология классифицирует расы и языки, изучая происхождение речи. Языкознание также связано с философией. В последнее время развивается наука философия языка, которая представляет язык как ключ к ... признаны верным для всех языков. Пример: в английском языке нет рода у существительных. Общее и частное языкознание являются составными частями теоретической лингвистики, которая исследует языковые ...

  • проблемой связи языка и мышления (менталингвистика,психолингвистика,нейролингвистика),
  • проблемой связи языка и общества, функциями языка в обществе, социальной дифференциацией языка (социолингвистика),
  • соотношением языка и культуры народа (этнолингвистика,лингвокультурология),
  • территориальным распространением языков (диалектология,лингвистическаягеография,ареальная лингвистика),
  • межъязыковым общением и международными языками как средством такого общения (интерлингвистика) и др. [ЭРЯ, с. 673].

Отношения между языком и человекомисследуетпрагмалингвистика(лингвистическая прагматика) (греч. prágma ‘дело, действие’).

Она изучаетмотивы и цели использования языковых знаков,результаты речевых действий.

Ее интересует,

  • как люди выражают свои цели в речи (прямо, косвенно, скрывают их); напр.: Как здесь душно!– скрытая просьба открыть окно,
  • как адресаты речи распознают не выраженные прямо мотивы и цели собеседника,
  • какими средствами говорящий выделяет в речи более важное и менее важное, новое и введенное раньше,
  • как собеседник учитывает это деление,
  • как и зачем люди играют речью и каковы цели и средства языковой игры (напр., каламбуров) и т.д. [Введение в языкознание, с. 17].

Одна из наиболее активно разрабатываемых лингвистических дисциплин – когнитивная лингвистика (англ.cognitive‘познавательный’).

Она исследует язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека:

  • в получении и переработке информации,
  • в приобретении опыта, знания,
  • в закреплении результатов познания в виде различных мыслительных образований и форм.

Изучение того, как говорят о различных явлениях, помогает понять и приемы освоения мира нашим мышлением. Напр., о таком отвлеченном понятии, как авторитет, мы говорим так, будто авторитет – конкретное материальное тело: авторитет может быть большим и маленьким иногда дутым, он бывает собственным и чужим, его можно заработать, приобрести и потерять, чужим авторитетом можно прикрываться.

Сходным образом мы говорим и о многих других отвлеченных явлениях, напр. о мысли: она посещает нас, приходит в голову, как живое существо, или западает в голову, будто вещь, может быть неотвязной, беспокойной и успокаивающей, мрачной и веселой, тяжелой и легкой, мысль можно бросить, схватить, поймать на лету и т.д.

Наблюдения над подобными фактами приводят ученых к выводу, что мы осваиваем отвлеченные явления, уподобляя их явлениям конкретным. Так изучение языкового материала способствует расширению и уточнению наших представлений о собственном сознании.

11 стр., 5121 слов

Роль семьи в формировании математических представлений детей ...

... резко. В литературе этот уровень характеризуется как "начатки общеупотребительной речи". В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, ... Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная ...

Поскольку знание, познание и мышление входят в круг основных интересов многих наук, когнитивная лингвистика сотрудничает с ними в решении названных проблем. Эта дисциплинатесно связанас

  • когнитивной психологией,
  • науками о строении и функционировании мозга,
  • исследованиями в области искусственного интеллекта,
  • философией,
  • наукой о знаковых системах (семиотикой)
  • и другими, относящимися к так называемым когнитивным наукам [Введение в языкознание, с. 9].

6.  На структуру языкознания влияютлингвистическая традиция инаучные школы.

В каждом национальном языкознании могут выделяться различные структурные области науки о языке. Например, в русистикеианглистикеочень четко различаются:фонетика, изучающая акустическую и артикуляционную сторону звуков, ифонология, изучающая функциональную сторону звуков;морфология– наука о формах слов исинтаксис– раздел, посвященный исследованию способов объединения слов в различного рода конструкции.

Такое членение принимает далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская. Так, очень влиятельная американская школа дескриптивной лингвистикивсе сводит в основном к морфологии, атрансформационная грамматикапрактически все рассматривает через призму синтаксиса [Гируцкий, с. 9].

  1. Языкознание в системе наук

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому языкознание тесно связано с другими науками:

  • гуманитарными,
  • естественными,
  • техническими.

3.1. Связь языкознания с гуманитарными науками

Языкознание входит (в качестве одной из центральных) в круг гуманитарных(= социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

  • Лингвистика является составной частью филологии (греч.phileō‘люблю’ +logos‘слово’) – комплекса наук, изучающих духовную культуру народа прежде всего пописьменным памятникам, текстам. Однако в последнее время языкознание занимается иустной речью.

Помимо лингвистики филология включает

  • литературоведение,
  • текстологию,
  • палеографию и др.
  • Еще в древности возникли связи языкознания с философией.

Древнегреческие мыслители – Аристотель, Платон, Сократ разрабатывали, в частности, такую теоретическую проблему языка как соотношение названия и предмета.

Вопросами философии языка занимались в XVII–XVIII вв. английский философ Ф. Бэкон (1561–1626), французский мыслитель Р. Декарт (1596–1650), немецкий ученый Г. Лейбниц (1646–1716).

В XIX в. немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт(1767–1835), уделявший много внимания философским вопросам языка, фактически положил начало общему языкознанию.

2 стр., 995 слов

Методика преподавания русского языка как наука. Ее связь с лингвистикой, ...

... построения действующих учебников русского языка, соответствие их современному уровню развития лингвистики, общедидактическим принципам и основополагающим ... знаменательных и служебных частей речи. Особенности усвоения именных частей речи. Методика введения морфологических понятий. 42.Формирование теоретико ... типов написаний. Работа по орфографии в связи с обучением лексике, фонетике, словообразованию и ...

Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания) дает языкознанию общие методологические принципыподхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. В свою очередь, для философии является важнейшим вопрос оязыкекак инструменте мышления и познания, как средстве формирования понятий и концепций.

  • Фактически на заре развития языкознания возникает его связь с логикой.Уже Аристотель (384–322 гг. до н. э.) сформулировал принципы логического подхода к языку, который позднее оформился влогическое направлениев языкознании. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения [Гируцкий, С. 11].
  • В начале XX в. возникла смежная лингвистическая дисциплина – лингвосемиотика. Своим появлением она обязана Ф. де Соссюру.

Семиотика (греч.sēmeiōtikē‘учение о знаках’) – это наука о любых знаковых системах (телеграфный код, флажковая сигнализация, дорожные знаки, жестовые языки и т.д.).

Язык – наиболее сложная по строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система.

Лингвосемиотикаизучает проблемы, связанные со знаковостью языка:

  • какие единицы языка являются знаками,
  • каковы разновидностиязыковых знаков,
  • в чем их спецификапо сравнению с другими знаками,
  • как языковые знаки связаны с неязыковымии т.д. [Введение в языкознание, с. 17].
  • Уже на ранних этапах развития языкознание было тесно связано с историей. Начиная с XIX в., исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании.

С одной стороны, изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родствеязыков и, следовательно, обобщности судеб разных народов, территории их расселения, миграции.

С другой стороны, данные истории помогают прояснить условия формирования языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов (торговля, завоевания, культурные и научные связи).

Например, впетровскую эпоху– время широких экономических, торговых и культурных связей с Западной Европой – в русский язык пришло большое количество слов из западноевропейских языков [Гируцкий, с. 11].

Историческая лингвистикавключает

  • сравнительно-историческое языкознание,
  • этимологию (раздел лексикологии, занимающийся происхождением слов),
  • историю литературных языков.

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла:

  • археологией,
  • этнографией,
  • антропологией.
  • Обнаруженные археологамипри раскопкахдревние письменные памятники (таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифами и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д.) дают лингвистам возможность
  • узнать о существовавших ранее и умерших языках
  • и прояснить многие вопросы истории современных языков.

Лингвистическая дисциплина, изучающая древние письменные памятники, называется палеографией (греч.palaios‘древний’ +graphō‘пишу’) [Гируцкий, с. 11].

  • Из названных наук с языкознанием теснее всего связана этнография(греч.éthnos‘народ’ +graphō‘пишу’) и ее различные отрасли, разрабатывающие, в частности,общие принципы функционирования языка в обществах разных типов, в том числе в архаичных (первобытных) коллективах (напр., проблемы табу и эвфемизмов, связанных с особенностями архаичного сознания).

На стыке лингвистики с этнографией на рубеже XIX–XXвв. возниклаэтнолингвистика(Франц Боас, Эдвард Сепир и др.) [ЛЭС, с. 618].

Центральнымидля этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанных проблемы:

  1. Каким образом, с помощью какихсредстви в какойформев языке находят отражение культурные (бытовые, религиозные, социальные и др.)представления народа, говорящего на этом языке; в частности, представления об окружающем мире и о месте человека в этом мире?
  2. Какие формы и средства языкового общенияявляютсяспецифическимидля данной этнической или социальной группы? [Энциклопедия «Кругосвет»].
  • Лингвокультурология – отрасль лингвистики, оформившаяся в 90-е гг. XX в. Она исследует
  • проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке,
  • исторические и современные языковые факты сквозь призму духовной культуры.

С ней тесно связаны этнолингвистика и социолингвистика [Маслова, 201, с. 11].

  • Социолингвистика, возникшая в результате взаимодействия лингвистики и социологии, занимается вопросами соотношения языка и общества. Она изучает
  • функции языка в обществе,
  • социальную дифференциацию языка,
  • причины исчезновения языков,
  • двуязычие и многоязычие и т.д.
  • Данные антропологии(греч.аnthrōpos‘человек’), науки о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, используются в лингвистике, напр., при изучениивопроса о происхождении речи у древних людей.
  • С XIX в. существует союз лингвистики и психологии, психологическое направление в языкознании, переросшее в 60-е гг. XX в. (в США) впсихолингвистику.

Область ее интересов – связь речи и сознания. Она исследует

  • психические процессы при порождении речи (говорении, письме),
  • психические процессы при ее восприятии (слушании и чтении) ипонимании;
  • освоение речина родном и иностранном языке.

Одним из ведущих методовисследования в психолингвистике являютсяпсихолингвистические эксперименты[ЛЭС, с. 404; Введение в языкознание, с. 16].

3.2. Связь языкознания с естественными науками

  • Древнейшими являются связи языкознания с физиологией: еще ученые Древней Индии описывали звуки на физиологической основе.

Физиологияинейрофизиологияизучают

  • устройство речевого аппарата,
  • образование звуков речи в нем,
  • восприятие речевого потока органами слуха.
  • На стыке языкознания и неврологии– науки о высшей нервной деятельности человека – примерно во 2 половине XIX в. образоваласьнейролингвистика.

В 1861 г. опубликована работа парижского хирурга и анатома Поля Брокá (1824–1880) о моторной афазии – утрате способности к устной речи. Одним из основателей нейролингвистики считается выдающийся русско-польский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Нейролингвистика изучает мозговые механизмы речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга. Она возниклаиз потребностей клинической практикидля решения диагностических задач. Изучение всевозможных речевых расстройств – афазий – очень много дает лингвистам

  • не только для изучения нормальной речи,
  • но и для исследования структуры языка и его функционирования.

Клинические наблюдения и специальные эксперименты позволили выявить, например, роль левого и правого полушарий в речевой деятельности. Данные нейролингвистики активноиспользуются прежде всегопсихолингвистикой[ЛЭС, с. 327–328; Гируцкий, с. 13].

  • Связь с биологиейдемонстрируетнатуралистическое направление в языкознании, возникшее в середине XIX в.

Его основателем считается крупный немецкий лингвист Август Шлейхер(1821–1868).

Его натуралистические воззрения сформировались под влиянием натурализма в философии и эволюционной теории Ч. Дарвина. Шлейхер понимал язык какприродный организм, который рождается, растет и умирает.

В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского лингвиста Ноама Хомского (Noam Chomsky, 1928–) о биологической «врожденности» языка.

Пытаясь объяснить, как ребенок за весьма короткий срок овладевает всем многообразием форм речевого общения, Хомский предположил, что есть врожденные глубинные грамматические структуры – совокупность немногочисленных правил построения и понимания речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при построении высказывания), от речи к мысли (при понимании высказывания).

Глубинные грамматические структуры универсальны и представляют собой суть языковой компетенции. Теория Хомского вызвала огромную дискуссию и подверглась строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наши дни плодотворно используются в психолингвистике.

В XX в. было обнаружено структурное сходство генетического кода и естественного языка[Алефиренко, с. 20].

  • Давние и прочные отношения связывают лингвистику с географией.

Довольно часто географические факторы влияют на развитие и взаимоотношения языков:

  • в условиях горного ландшафта(на Кавказе, Памире) языки нередко характеризуются очень небольшим числом носителей (за счет разобщенности носителей и трудностей коммуникации);
  • просторные открытые территорииспособствуют, как правило, разобщению диалектов, аограниченные– их сближению;
  • моря и океаныв прошлом служили препятствием для широких языковых контактов.

Гибридная наука лингвогеография, возникшая в конце XIX в., изучает территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Связь с географией проявляется и в топонимике– разделе лексикологии, изучающем различныегеографические названия(гор, морей, океанов, населенных пунктов и т.д.).

Изучение таких названий часто дает надежные сведения о расселении и миграции народов [Гируцкий, с. 14].

3.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками

  • Связь языкознания с одним из разделов физики – акустикой – обнаруживается уже у древних греков, изучавших звуки речи на акустической основе.

Современная экспериментальная фонетикашироко использует приборы при исследовании звуков речи.

  • В 50-е гг. XX в. на стыке математикии лингвистики возникламатематическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков.

Математические методы применяются для

  • количественного исследования языковых явлений (напр., частоты использования некоторого элемента в том или ином тексте),
  • изучения формальной сочетаемости языковых единиц,
  • моделирования процессов порождения и восприятия речи,
  • решения ряда прагматических задач, таких как создание частотных словарей, установление авторства текста, года написания и т.д.

Напр., специалисты на базе большого количества произведений писателей XVIII–XXв. статистически доказали, что доля всех служебных слов в данном прозаическом произведении являетсяавторским инвариантом.

Скандинавские ученые внесли ясность в многолетний спор по поводу истинного автора романа «Тихий Дон». Они проанализировали тексты, бесспорно принадлежащие М. Шолохову, и тексты донского писателя Ф. Крюкова, которому приписывалось авторство романа.

Ученые сравнили

  • длину предложений,
  • распределение длины предложений по количеству слов,
  • распределение частей речи,
  • сочетание частей речи в начале и конце предложения,
  • частоту использования союзов в начале предложения,
  • повторяемость словарного запаса по богатству.

Математическая статистика при контрольной выборке на компьютере в 12 тыс. фраз (164 637 слов) представлена в 250 таблицах формулах и графиках. Вывод: авторство Шолохова исключить невозможно, а авторство Крюкова может быть исключено. Позже была найдена рукопись романа (850 рукописных страниц, 605 из которых написаны рукой самого Шолохова, а 280 – женой писателя и ее сестрой) [Хроленко, Денисов, с. 36–37].

  • Информатикав союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.
  • Контакты лингвистики с кибернетикой (наукой об управлении и месте информации в процессах управления) привели к формированиюинженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении
  • к компьютерам,
  • к возможностям машинной обработки текстов,
  • к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса и др. [Гируцкий, с. 14].

Таким образом, современная лингвистика – это разветвленная многоаспектная наука, имеющая широкие связи практически со всеми областями знания.

Литература

Вендина Т. И.Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 4–8.

Введение в языкознание: конспект лекций / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.

Гируцкий А. А.Введение в языкознание. Минск: «ТетраСистемс», 2001. С. 5–16.

Гринберг Дж.Антропологическая лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004. С. 24–40.

Леонтьев А. А.Путешествие по карте языков мира. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. С. 12–13.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Диахрония. С. 136; Математическая лингвистика. С. 287–289; Нейролингвистика. С. 327–328;  Прикладная лингвистика. С. 397; Психолингвистика. С. 404–405; Прикладная лингвистика С. 397; Синхрония. С. 451–452; Языкознание. С. 618–623.

Электронные версии: http://lingvisticheskiy-slovar.ru

http://tapemark.narod.ru/les/index.html

Маслов  Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. С. 4–6.

Электронная версия: http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov

Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта : Наука, 2007. 152  с.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.

Прикладное языкознание: Учебник. СПб, Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 528 с.

Реформатский А. А.Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 6. Связь языковедения с другими науками. С. 50–59. Электронная версия:

http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/_13.htm

Тимофеева М. К. Введение в экспериментальную когнитивную лингвистику. Новосибирск: НГУ, 2010. 113 с.

Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. М.: Флинта : Наука, 2004. С. 22–34.

Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. М.: Флинта : Наука, 2008 (1-е изд. – 2007 г.).

128 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. С 9–11.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Языкознание. С. 672–676. Электронная версия:http://russkiyyazik.ru

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika – Онлайн энциклопедия «Кругосвет»

13