Проблематика общего и частного языкознания

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Связь с другими науками

Языкознание — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и классификации конкретных языков.

Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.

Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности.

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, география, психология и педагогика.

С историей языкознание связано потому, что история языка есть часть истории народа. В течение времени язык меняется: словарный состав, сфера деятельности, характер функционирования…

Язык как продукт речевой деятельности является предметом изучения психологии и языкознания. Мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения. В середине прошлого века возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса.

Языкознание связано также и с педагогикой. Речь, прежде всего, идёт о методике преподавания языка.

Из естественных наук языкознание соприкасается с физиологией человека и антропологией. Производство звуков речи имеет физиологическую основу, намекает Кэп… А антропология классифицирует расы и языки, изучая происхождение речи.

Языкознание также связано с философией. В последнее время развивается наука философия языка, которая представляет язык как ключ к пониманию мышления и знания.

Тесная связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Язык в семиотике — главный объект наблюдения.

Теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы.

25 стр., 12227 слов

12. Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь языкознания с литературоведением, философией, логикой, теорией коммуникации, психологией,

... пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.Языкознание и логика.Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении ... Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь языкознания с литературоведением, философией, логикой, теорией коммуникации, психологией, социологией и др. Науками. Язык связан со всей ...

Литературоведение и языкознание составляет общую науку — филологию, предметом которой является текст.

 

Разделы языкознания

Языкознание как наука:

1. общее и частное;

2. теоретическое и прикладное.

Цели общего языкознания:

1. Определить природу языка, его сущность;

2. Установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие, — морфологию, лексикологию и проч.;

3. Дать систематику языков, создать классификацию;

4. Разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики языкознания.

В рамках общего языкознания выделяетсятипологическое языкознание, сопоставляющее между собой как родственные языки, так и неродственные — с целью выяснения общих закономерностей языка.

Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков.

Оно может быть:

1. Синхроническим (описывающим факты языка в какой-то момент его истории);

2. Диахроническим (или историческим — прослеживающим развитие языка на протяжении определённого отрезка времени).

Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка в целом. Например, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика; это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания.

Однако любое частное языкознание содержит и такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верным для всех языков. Пример: в английском языке нет рода у существительных.

Общее и частное языкознание являются составными частями теоретической лингвистики, которая исследует языковые законы и формулирует их как теории.

4 стр., 1834 слов

Общая хар-ка детей с овз

Общая характеристика детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями, т.к. по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ОВЗ значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Мыслительная ...

Теоретическая лингвистика бывает:

1. Эмпирической — описывающей реальную речь;

2. Нормативной — указывающей, как «нужно» говорить и писать.

Прикладное языкознание — это применения лингвистических знаний к практической деятельности.

Важные отрасли практической деятельности языковедов:

1. Преподавание языка (вызывает составление разных справочников — словарей и грамматик прежде всего);

2. Перевод с одного языка на другой;

3. Разработка терминологии;

4. Совершенствование алфавита и орфографии;

5. Создание письменности для народов, у которых её нет и др.

Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных…

Проблематика общего и частного языкознания

Общее языкознание занимается особенностями человеческого языка. Цели общего языкознания как раздела науки о языке:

1. Определить природу языка, его сущность;

2. Установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие;

3. Дать систематику языков, создать классификацию;

4. Разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики.

В рамках общего языкознания выделяется типологическое. Оно сопоставляет между собой родственные (и не очень) языки, пытаясь выяснить общие закономерности. Также топологическое языкознание выявляет и формулирует универсалии (абсолютные — для всех языков, статистические — для большого количества).

Абсолютные универсалии — это, например, следующие утверждения:

1. Во всех языках существуют гласные и согласные звуки;

2. На всех языках люди говорят предложениями;

3. Во всех языках есть имена собственные;

4. Если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нём обязательно существует различие и по числу.

Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел.

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМКРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет Психолого-ПедагогическийКафедра Методик преподавания КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период Студентки Курса 03 Группа ЗНК 6-03Микульските Снежаны ИгоревныПреподаватель ...

Одной из важных задач общего языкознания является также научное определение понятий.

Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Например, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика. Это верно и для других языков.

Однако любое частное языкознание содержит и такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верным для всех языков. Пример: в английском языке нет рода у существительных.

 

Артикуляционная классификация звуков. Основания классификации гласных звуков. Основания классификации согласных звуков

Артикуляция— это работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

Она складывается из 3 частей:

1) Приступ (экскурсия) звука — органы «выходят на работу»;

2) Средней части (выдержки) — органы установились для нужной артикуляции;

3) Отступ (рекурсия) — органы возвращаются в нерабочее состояние.

Мгновенные звуки— звуки с мгновенной выдержкой, протягивать их нельзя (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]).

Длительные звуки — звуки с более или менее продолжительной выдержкой (гласные и [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]и [щ]).

Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них участвуют минимально либо отсутствуют вовсе. В шумных звуках тембр определяется характером данного шума.

 

Гласные все принадлежат к одному способу образования — свободного прохода. В пределах этого способа можно разделить гласные по широте раствора рта: широкие, средние и узкие. Акустически это соответствует степени сонорности(звучности).

На слух гласные прежде всего различаются высотой резонаторного (относительно каждого говорящего) тона. В каждом языке есть самая низкая гласная ([у]) и самая высокая ([и]).

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса». Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение ...

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду — той части языка, которая поднята при произношении данного гласного звука.

1) [и], [ü], [э], [ö], [æ] — переднего ряда;

2) [ы], [у], [о], [л] и [а] заднее и его огубленная пара [о] — заднего ряда;

3) нормальное русское [ы] и его огубленная пара [у] — гласные среднего ряда.

 

Основания классификации согласных:

1) Место образования звука (участие в образовании преграды языка или губ);

Учитывает, движениями каких органов (и каких их участков) создаётся преграда на пути воздушной струи, идущей из гортани через полости рта и носа. По этому признаку согласные делятся на следующие:

a. Губные (преграда создаётся сближением нижней губы с верхней губой или с верхними зубами).

b. Переднеязычные (преграда создаётся сближением языка с зубами или альвеолами).

От положения кончика языка зависит подразделение переднеязычных…

i. Дорсальные — кончик языка опущен к нижним зубам, передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам.

ii. Апикальные — кончик языка приподнимается вместе с передней частью спинки к верхним зубам и альвеолам.

iii. Какуминальные — передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят.

c. Среднеязычные (они же палатальные; преграда создаётся сближением средней части спинки языка с твёрдым нёбом).

d. Заднеязычные (они же велярные; преграда создаётся сближением задней части спинки языка с мягким нёбом)

e. Увулярные (преграда создаётся сближением мягкого нёба и маленького язычка с задней частью языка).

f. Фарингальные (преграда создаётся в полости глотки её сужением).

2) Способ образования звука (работа активного органа речи, которая создаёт преграду);

a. Смычные(органы речи смыкаются и закрывают проход воздушной струе. Артикуляция имеет 3 элемента: смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Сюда входят мгновенные звуки: [д], [т], [б], [п], [к], [г]).

7 стр., 3330 слов

Звук и смысл в поэзии Андрея Белого

... русского языка и описать факты поэтической этимологии и в других языках. "Звук я ... Правомерно предположить, что из всех гласных ЗБ русского языка Е имеет минимальную значимость. Причем ... к цветовой символике звука. Подобно тому, как информационный шум, создающийся при избыточном употреблении ... значимая, Е - min значимая. Недостатком этого ряда является невыделение Ё, хотя эмпирические данные показывают ...

b. Щелевые(иначе фрикативные; органы речи не смыкаются, а образуют, сблизившись, очень узкую щель, через которую с трением проходит воздушная струя и возникает шум. Сюда входят звуки [в], [ф], [ж], [ш], [щ], [x]).

c. Смычно-щелевые(иначе аффрикаты; вначале происходит смычка, переходящая затем незаметно для говорящего и слушателя в щель; артикуляция этих звуков «сливает» начальные элементы двух артикуляций. Например, [ц] можно представить себе образованным путем слияния [т] и [с]).

d. Смычно-проходные (одни органы речи образуют смычку, а другие — проход для воздушной струи. Если проход открыт в полость носа, появляются такие согласные, как [м] и [п]; если проход возникает по бокам языка, получается согласный [л]).

3) Соотношение голоса и шума (зависит от степени участия голосовых связок);

a. Звонкие;

b. Глухие.

4) Дополнительная к основному тембру окраска звука (можно выделить назализованные звуки, то есть те, в произношении которых принимает участие и полость носа).

 

Причины взаимодействия звуков в речевом потоке. Позиционные фонетические изменения

Фонетические процессы — это видоизменение звуков в речевой цепи.

Фонетические процессы вызываются взаимовлиянием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука в слове. Поэтому фонетические процессы бывают комбинаторными и позиционными.

1) Для обозначения типов комбинаторных изменений фонем применяются прежде всего 3 термина: аккомодация, ассимиляция и диссимиляция.

a. Аккомодация — это приспособление одних звуков к другим. Обычно, когда говорят об аккомодации, имеют в виду влияние гласных на произношение согласных и наоборот. Например: этот — эти (влияние твердого [т] и мягкого [т’] на произношение [э]), пел — пели (влияние гласного [и] на [л]).

24 стр., 11791 слов

Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов

... а подчас вариантную акцентировку родной речи. С пением легче и естественнее запоминается транскрипция гласных звуков. Все это благотворно сказывается, ... свойства, которые могут видоизменяться в речевом потоке (например: красота [кръсlта]). В фонетике варианты фонем называются ... но неглубокий. При работе над музыкальной сказкой, например, осознание учениками ее содержания, обучение определению на ...

b. Ассимиляция — это уподобление одного звука другому в потоке речи. Например, если предшествующий звук звонкий, а следующий — глухой, то предшествующий может стать глухим.

i. При неполной ассимиляции, несмотря на сходство одних признаков, сохраняется различие других, и тождества взаимодействующих звуков не возникает.

ii. Встречается и полная ассимиляция, когда взаимодействующие звуки становятся совершенно одинаковыми и часто сливаются в один. Разновидностью ассимиляции является так называемый сингармонизм гласных.

c. Диссимиляция — явление, обратное ассимиляции: это расподобление звуков, т.е. утра­та ими общих фонетических признаков. Свойственна обычно живой ненормированной речи. Например, [бонба] вместо бомба.

2) Основными позиционными фонетическими процессами являются редукция безударных гласных, гармония гласных, оглушение звонких согласных в конце слова, добавление или, напротив, выпадение звуков в начале слова.

a. Редукция — ослабление и изменение качества звучания.

i. Количественная — безударные гласные теряют в долготе и силе (подвергаются гласные [у], [и], [ы]);

ii. Качественная — изменение безударного гласного, которое касается не только долготы и силы звука, но и его тембра. Качественной редукции в русском языке подвергаются гласные [о], [а], [э].

b. Сингармонизм как позиционный фонетический процесс, свойственный тюркским и финно-угорским языкам, основывается на 2 особенностях этих языков:

i. Слово этих языков начинается с корня, и суффиксы приклеиваются последовательно, один за другим: узб. оглы — сын, оглылар — сыновья, оглылара — к сыновьям.

ii. Противопоставленность гласных переднего и заднего ряда; например, в киргизском языке имеется восемь гласных нормальной краткости, поэтому в слове встречаются гласные одного ряда: аталар — отец, орой — грубый.

Сингармонизм как раз и состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда — или пе­реднего, или заднего ряда.

Принципы фонетической транскрипции

Транскрипцией называют особую, узкого назначения искусственную систему письма, применяемую для точного обозначения звукового состава нашей речи.

Главные требования к транскрипции:

1) одним отдельным знаком (буквой) должен во всех случаях обозначаться один отдельный звук;

2) одному и тому же звуку должен во всех случаях соответствовать один и тот же знак;

3) один и тот же знак во всех случаях должен соответствовать одному и тому же звуку.

Существует 3 вида транскрипции:

1) Фонетическая. Принцип — каждый произнесенный звук должен быть отдельно зафиксирован в записи.

2) Фонематическая. Передает каждое слово по составу фонем, не отражая возникающих в слабых позициях вариантов и вариаций. Принцип — каждая фонема независимо от позиции изображается всегда одним и тем же знаком.

Текст фонетической транскрипции рекомендуется заключать в прямые скобки [ ]; текст фонематической транскрипции — в ломаные скобки < >.

3) Практическая — передача слов и их сочетаний одного языка в слова другого языка без введения новых букв или особых диакритических значков.