Проблематика общего и частного языкознания

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Связь с другими науками

Языкознание — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и классификации конкретных языков.

Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.

Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности.

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, география, психология и педагогика.

С историей языкознание связано потому, что история языка есть часть истории народа. В течение времени язык меняется: словарный состав, сфера деятельности, характер функционирования…

Язык как продукт речевой деятельности является предметом изучения психологии и языкознания. Мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения. В середине прошлого века возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса.

Языкознание связано также и с педагогикой. Речь, прежде всего, идёт о методике преподавания языка.

Из естественных наук языкознание соприкасается с физиологией человека и антропологией. Производство звуков речи имеет физиологическую основу, намекает Кэп… А антропология классифицирует расы и языки, изучая происхождение речи.

Языкознание также связано с философией. В последнее время развивается наука философия языка, которая представляет язык как ключ к пониманию мышления и знания.

Тесная связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Язык в семиотике — главный объект наблюдения.

Теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы.

25 стр., 12227 слов

12. Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь ...

... общественным явлениям.В сборнике "Язык и общество", изданном Институтом языкознания АН СССР [35], рассматриваются такие проблемы, как социальная обусловленность языка, социальная дифференциация языков, функциональное развитие языков, языковая политика, языковое ... п. Эти системы изучаются семиотикой – наукой о знаках. Лингвосемиотика занимает промежуточное положение между внутренней лингвистикой и ...

Литературоведение и языкознание составляет общую науку — филологию, предметом которой является текст.

 

Разделы языкознания

Языкознание как наука:

1. общее и частное;

2. теоретическое и прикладное.

Цели общего языкознания:

1. Определить природу языка, его сущность;

2. Установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие, — морфологию, лексикологию и проч.;

3. Дать систематику языков, создать классификацию;

4. Разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики языкознания.

В рамках общего языкознания выделяетсятипологическое языкознание, сопоставляющее между собой как родственные языки, так и неродственные — с целью выяснения общих закономерностей языка.

Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков.

Оно может быть:

1. Синхроническим (описывающим факты языка в какой-то момент его истории);

2. Диахроническим (или историческим — прослеживающим развитие языка на протяжении определённого отрезка времени).

Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка в целом. Например, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика; это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания.

Однако любое частное языкознание содержит и такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верным для всех языков. Пример: в английском языке нет рода у существительных.

Общее и частное языкознание являются составными частями теоретической лингвистики, которая исследует языковые законы и формулирует их как теории.

Теоретическая лингвистика бывает:

1. Эмпирической — описывающей реальную речь;

2. Нормативной — указывающей, как «нужно» говорить и писать.

Прикладное языкознание — это применения лингвистических знаний к практической деятельности.

Важные отрасли практической деятельности языковедов:

1. Преподавание языка (вызывает составление разных справочников — словарей и грамматик прежде всего);

2. Перевод с одного языка на другой;

3. Разработка терминологии;

4. Совершенствование алфавита и орфографии;

5. Создание письменности для народов, у которых её нет и др.

Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных…

Проблематика общего и частного языкознания

Общее языкознание занимается особенностями человеческого языка. Цели общего языкознания как раздела науки о языке:

4 стр., 1834 слов

Общая хар-ка детей с овз

... Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвое­нии учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три ... усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыка письма и 16% трудностей при обуче­нии чтению. II.Недостатки ...

1. Определить природу языка, его сущность;

2. Установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие;

3. Дать систематику языков, создать классификацию;

4. Разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики.

В рамках общего языкознания выделяется типологическое. Оно сопоставляет между собой родственные (и не очень) языки, пытаясь выяснить общие закономерности. Также топологическое языкознание выявляет и формулирует универсалии (абсолютные — для всех языков, статистические — для большого количества).

Абсолютные универсалии — это, например, следующие утверждения:

1. Во всех языках существуют гласные и согласные звуки;

2. На всех языках люди говорят предложениями;

3. Во всех языках есть имена собственные;

4. Если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нём обязательно существует различие и по числу.

Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел.

Одной из важных задач общего языкознания является также научное определение понятий.

Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Например, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика. Это верно и для других языков.

Однако любое частное языкознание содержит и такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верным для всех языков. Пример: в английском языке нет рода у существительных.

 

Артикуляционная классификация звуков. Основания классификации гласных звуков. Основания классификации согласных звуков

Артикуляция— это работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

Она складывается из 3 частей:

1) Приступ (экскурсия) звука — органы «выходят на работу»;

2) Средней части (выдержки) — органы установились для нужной артикуляции;

3) Отступ (рекурсия) — органы возвращаются в нерабочее состояние.

Мгновенные звуки— звуки с мгновенной выдержкой, протягивать их нельзя (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]).

Длительные звуки — звуки с более или менее продолжительной выдержкой (гласные и [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]и [щ]).

Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них участвуют минимально либо отсутствуют вовсе. В шумных звуках тембр определяется характером данного шума.

 

Гласные все принадлежат к одному способу образования — свободного прохода. В пределах этого способа можно разделить гласные по широте раствора рта: широкие, средние и узкие. Акустически это соответствует степени сонорности(звучности).

На слух гласные прежде всего различаются высотой резонаторного (относительно каждого говорящего) тона. В каждом языке есть самая низкая гласная ([у]) и самая высокая ([и]).

10 стр., 4514 слов

Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать ...

... звуков речи. Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать некоторые звуки речи, особенно, обладающие низкими форматами (О,У). 3.Дети, различающие звуки до 1000 Гц. Различают некоторые гласные звуки, ... Без специального обучения неслышащий ребенок речью не овладеет. В процессе обучения речи неслышащий ребенок овладевает грамматическим строем языка, накапливает словарный запас, у него ...

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду — той части языка, которая поднята при произношении данного гласного звука.

1) [и], [ü], [э], [ö], [æ] — переднего ряда;

2) [ы], [у], [о], [л] и [а] заднее и его огубленная пара [о] — заднего ряда;

3) нормальное русское [ы] и его огубленная пара [у] — гласные среднего ряда.

 

Основания классификации согласных:

1) Место образования звука (участие в образовании преграды языка или губ);

Учитывает, движениями каких органов (и каких их участков) создаётся преграда на пути воздушной струи, идущей из гортани через полости рта и носа. По этому признаку согласные делятся на следующие:

a. Губные (преграда создаётся сближением нижней губы с верхней губой или с верхними зубами).

b. Переднеязычные (преграда создаётся сближением языка с зубами или альвеолами).

От положения кончика языка зависит подразделение переднеязычных…

i. Дорсальные — кончик языка опущен к нижним зубам, передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам.

ii. Апикальные — кончик языка приподнимается вместе с передней частью спинки к верхним зубам и альвеолам.

iii. Какуминальные — передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят.

c. Среднеязычные (они же палатальные; преграда создаётся сближением средней части спинки языка с твёрдым нёбом).

d. Заднеязычные (они же велярные; преграда создаётся сближением задней части спинки языка с мягким нёбом)

e. Увулярные (преграда создаётся сближением мягкого нёба и маленького язычка с задней частью языка).

f. Фарингальные (преграда создаётся в полости глотки её сужением).

2) Способ образования звука (работа активного органа речи, которая создаёт преграду);

a. Смычные(органы речи смыкаются и закрывают проход воздушной струе. Артикуляция имеет 3 элемента: смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Сюда входят мгновенные звуки: [д], [т], [б], [п], [к], [г]).

b. Щелевые(иначе фрикативные; органы речи не смыкаются, а образуют, сблизившись, очень узкую щель, через которую с трением проходит воздушная струя и возникает шум. Сюда входят звуки [в], [ф], [ж], [ш], [щ], [x]).

c. Смычно-щелевые(иначе аффрикаты; вначале происходит смычка, переходящая затем незаметно для говорящего и слушателя в щель; артикуляция этих звуков «сливает» начальные элементы двух артикуляций. Например, [ц] можно представить себе образованным путем слияния [т] и [с]).

d. Смычно-проходные (одни органы речи образуют смычку, а другие — проход для воздушной струи. Если проход открыт в полость носа, появляются такие согласные, как [м] и [п]; если проход возникает по бокам языка, получается согласный [л]).

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...

... аналитико-синтетических умений:- правильно произносить все звуки русского литературного языка;- распознавать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;- называть шесть гласных: [а],[о], [у],[э], ... мягкие согласные, которые есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.Выполняя ряд подобных упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный вывод о ...

3) Соотношение голоса и шума (зависит от степени участия голосовых связок);

a. Звонкие;

b. Глухие.

4) Дополнительная к основному тембру окраска звука (можно выделить назализованные звуки, то есть те, в произношении которых принимает участие и полость носа).

 

Причины взаимодействия звуков в речевом потоке. Позиционные фонетические изменения

Фонетические процессы — это видоизменение звуков в речевой цепи.

Фонетические процессы вызываются взаимовлиянием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука в слове. Поэтому фонетические процессы бывают комбинаторными и позиционными.

1) Для обозначения типов комбинаторных изменений фонем применяются прежде всего 3 термина: аккомодация, ассимиляция и диссимиляция.

a. Аккомодация — это приспособление одних звуков к другим. Обычно, когда говорят об аккомодации, имеют в виду влияние гласных на произношение согласных и наоборот. Например: этот — эти (влияние твердого [т] и мягкого [т’] на произношение [э]), пел — пели (влияние гласного [и] на [л]).

b. Ассимиляция — это уподобление одного звука другому в потоке речи. Например, если предшествующий звук звонкий, а следующий — глухой, то предшествующий может стать глухим.

i. При неполной ассимиляции, несмотря на сходство одних признаков, сохраняется различие других, и тождества взаимодействующих звуков не возникает.

ii. Встречается и полная ассимиляция, когда взаимодействующие звуки становятся совершенно одинаковыми и часто сливаются в один. Разновидностью ассимиляции является так называемый сингармонизм гласных.

c. Диссимиляция — явление, обратное ассимиляции: это расподобление звуков, т.е. утра­та ими общих фонетических признаков. Свойственна обычно живой ненормированной речи. Например, [бонба] вместо бомба.

2) Основными позиционными фонетическими процессами являются редукция безударных гласных, гармония гласных, оглушение звонких согласных в конце слова, добавление или, напротив, выпадение звуков в начале слова.

a. Редукция — ослабление и изменение качества звучания.

i. Количественная — безударные гласные теряют в долготе и силе (подвергаются гласные [у], [и], [ы]);

ii. Качественная — изменение безударного гласного, которое касается не только долготы и силы звука, но и его тембра. Качественной редукции в русском языке подвергаются гласные [о], [а], [э].

b. Сингармонизм как позиционный фонетический процесс, свойственный тюркским и финно-угорским языкам, основывается на 2 особенностях этих языков:

i. Слово этих языков начинается с корня, и суффиксы приклеиваются последовательно, один за другим: узб. оглы — сын, оглылар — сыновья, оглылара — к сыновьям.

ii. Противопоставленность гласных переднего и заднего ряда; например, в киргизском языке имеется восемь гласных нормальной краткости, поэтому в слове встречаются гласные одного ряда: аталар — отец, орой — грубый.

5 стр., 2411 слов

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

... расстройством нейродинамики (слабостью дифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразие фонетических нарушений звукопроизношения, неизжитых детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно ... «тоська» (кошка); Кроме того, трудно дается произношение двух - трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один, безударные слоги нередко выпадают, ...

Сингармонизм как раз и состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда — или пе­реднего, или заднего ряда.

Принципы фонетической транскрипции

Транскрипцией называют особую, узкого назначения искусственную систему письма, применяемую для точного обозначения звукового состава нашей речи.

Главные требования к транскрипции:

1) одним отдельным знаком (буквой) должен во всех случаях обозначаться один отдельный звук;

2) одному и тому же звуку должен во всех случаях соответствовать один и тот же знак;

3) один и тот же знак во всех случаях должен соответствовать одному и тому же звуку.

Существует 3 вида транскрипции:

1) Фонетическая. Принцип — каждый произнесенный звук должен быть отдельно зафиксирован в записи.

2) Фонематическая. Передает каждое слово по составу фонем, не отражая возникающих в слабых позициях вариантов и вариаций. Принцип — каждая фонема независимо от позиции изображается всегда одним и тем же знаком.

Текст фонетической транскрипции рекомендуется заключать в прямые скобки [ ]; текст фонематической транскрипции — в ломаные скобки < >.

3) Практическая — передача слов и их сочетаний одного языка в слова другого языка без введения новых букв или особых диакритических значков.