СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Таблица. 1

Педагогика как Субъект Объект Предмет Результат
Педагогическая теория (наука) Педагог-ученый Вся педагогическая действительность. Исследование связей между элементами педагогической действительности Педагогическиезнания: законы, закономерн., принципы, теории и пр.
Педагогическая деятельность (практика) Педагог – учитель, воспитатель Обучение и воспитание детей Усвоение педагогических знаний и применение их на практике Личность ученика, его обученность и воспитанность
Учебная дисциплина Преподаватель. педагогики Педагогическая теория и практика Формирование профессионально-педагогич. знаний и умений Учитель- профессионал

 

КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

 

Педагогика — наука об обучении, воспитании и образовании. Это определение указывает на основные ее категории: обучение, воспитание и образование. Традиционно к ним добавляют еще и развитие. Отдавая должное роли развития в педагогическом процессе, мы остаемся на той позиции, что в качестве основной выступает та категория, которая рассматривается вначале данной наукой, а затем остальными. Сказать о том, что развитие изучается вначале педагогикой, а затем другими науками, нет никаких оснований. Поэтому категорию развития мы будем изучать как очень важную, однако, не основную в педагогике. Основными же будут обучение, воспитание и образование, которые действительно изучаются вначале педагогикой, а затем уже используются другими науками (методиками преподавания предметов и пр.).

1. ОБУЧЕНИЕ. Определив основной целью обучения передачу социального опыта от одного поколения к другому, можно вывести простейшую формулу обучения:

 

Обучение = преподавание + учение

 

Она указывает на двусторонность процесса обучения и содержит в себе три компонента его определения:

· преподавание как передачу социального опыта;

· учение – как его усвоение

· » + » – как взаимодействие между ними.

Отсюда вытекает, что

 

Обучение – это взаимодействие преподавания и учения (учителя и ученика) с целью передачи и усвоения социального опыта

 

Двусторонность процесса обучения характеризуется неразрывным единством преподавания и обучения, когда одно не существует без другого. Невозможно представить процесс обучения при отсутствии обучаемых. Это равносильно работе преподавателя в пустой аудитории. С другой стороны, обучение не состоится и при отсутствии преподавания.

В некоторых учебниках в противовес этому утверждению рассматривается самообразование, когда ученик учится сам, без преподавателя. Однако и в этих условиях процесс преподавания (т.е. передавания социального опыта) налицо, только в качестве преподавателя выступают книги, компьютеры, телепрограммы и пр., то есть, все то, в чем заложен обобщенный социальный опыт, и откуда его может почерпнуть ученик. Преподавания не будет лишь при отсутствии социального опыта или средств его передачи, но тогда потеряет смысл и сам процесс обучения.

2. ВОСПИТАНИЕ. По аналогии с предыдущей категорией можно сказать, что воспитание – это взаимодействие воспитателя и воспитанника сцелью ….Для определения целей воспитания рассмотрим три подхода к воспитанию:

· воспитание как формирование личности,

· как ее социализация,

· как внутренняя потребность самого ребенка.

Воспитание как формирование личности. Основная целевая установка: формирование личности. Личность представляет собой совокупность отношений, поэтому второй уровень цели будет выглядеть как формирование отношений. Основные из них: к себе, к обществу, к людям (к старшим, ровесникам, младшим; к знакомым и незнакомым и пр.), к деятельности (учебной, трудовой, бытовой, спортивной, культурно-массовой и пр.), к ценностям (материальным и духовным), к природе (живой и неживой) и т.д.

Каждое из этих отношений имеет свои качественные характеристики. Например, жадность и щедрость – это качества отношений к материальным ценностям, честность и лживость – качества отношений к людям. Эти качества выступают как качества личности или личностные качества. Поэтому третий уровень цели формирование личностных качеств.

Воспитание как социализация человека. Основная целевая установка: подготовка к самореализации в основных сферах жизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг).

В каждой из этих сфер человеку предстоит выполнять соответствующие социальные роли (на работе: коллега, сотрудник, начальник, подчиненный, рационализатор и пр.; в семье: отец, хозяин, муж, сын, брат и пр.).

Поэтому цель второго порядка: формирование социальных ролей. Каждая социальная роль представляет собой совокупность социальных связей, которые формируются в результате социальных контактов (цель третьего порядка).

Воспитание как внутренняя потребность ребенка. Этот подход вытекает из анализа термина «вос+питание», то есть многократное питание ума (умственное), души (эстетическое и нравственное) и тела (физическое воспитание), которое происходит в процессе труда ума, души и тела (трудовое воспитание).

Как физическое тело требует материальной пищи, так душа требует духовной, а ум – интеллектуальной. Если указанные потребности не удовлетворяются, то появляется недостаток, который нужно восполнить (вос+питать), а не бороться с ним, как принято. Отсюда вытекает цель и основной путь воспитания: восполнение недостатков.

Подставив каждую из перечисленных целей в определение воспитания, мы получим одинаково правильные, но односторонние дефиниции. Для преодоления этого интегрируем все три подхода в одном определении:

 

Воспитание – это взаимодействие воспитателя и воспитанникас цельюформирования личности для самореализации в основных сферах жизнедеятельностипутем восполнения недостатков

 


3.ОБРАЗОВАНИЕ мы рассматриваем как процесс и результат обучения и воспитания. В виде формулы это выглядит следующим образом:

 

Образование = обучение + воспитание

 

Другими словами, получение образования говорит о приобретении соответствующего уровня обученности и воспитанности: (начального, среднего, высшего), а образованность выступает как интегративное качество личности, объединяющее в себе обученность и воспитанность. Такой подход снимает противопоставление образованности и воспитанности, так как нельзя противопоставлять часть целому.

Образование можно систематизировать по ряду признаков:

· по уровню образованности начальное, среднее, высшее;

· по профессиональной направленности: медицинское, педагогическое, юридическое и пр.;

· по профилю: гуманитарное, техническое, естественно-научное;

· по полноте: законченное и незаконченное;

· по значимости: основное (дипломное) и дополнительное (последипломное).

Основные пути приобретения образования – это обучение в соответствующих учебных заведениях и самообразование. Его качество фиксируется при сдаче экзаменов в обычном варианте или экстерном, после самостоятельного изучения избранного курса. При выполнении государственной программы учащимся выдаются соответствующие сертификаты, удостоверяющие полученное образование: справка об окончании учебного заведения, удостоверение, аттестат или диплом.

4. РАЗВИТИЕ. Несмотря на то, что развитие не является основной категорией педагогики, ввиду значимости для педагогического процесса, мы включаем его рассмотрение в данный раздел пособия. В приложении к педагогике

 

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений, происходящих в организме, сознании и поведении человека под воздействием окружающей среды в результате разрешения внешних и внутренних противоречий

 

В зависимости от развивающейся сферы личности, развитие бывает

· физическим, если развивается организм (рост, вес, костно-мышечная система и пр.);

· психическим, когда речь идет о развитии нервной системы и психических функций (мышление, память, внимание и пр.);

· нравственным, когда совершенствуются нравственные характеристики человека и общества;

· эстетическим, которое развивает эстетические качества, формирует эстетический вкус и пр.

· …

Циклы развития включают в себя эволюционные периоды, характеризующиеся постепенным накоплением определенных качеств, и революционные, представляющие собой скачок в развитии, появление качественно нового образования. Периоды эволюционного развития человеканазываются возрастными этапами. Внутри них наблюдается значительное сходство физических, психических и социальных характеристик, изучение и учет которых позволяют оптимально строить педагогический процесс, прогнозировать и корректировать его результаты относительно каждой возрастной группы.

В истории и теории педагогики известны несколько вариантов возрастной периодизации. Наиболее распространенным из них является следующий:

· до одного года – младенческий возраст;

· до трех лет – преддошкольный;

· до шести (семи) – дошкольный;

· 1 – 4 классы – младший школьный;

· 5 – 9 классы – средний школьный (подростковый);

· 10 – 12 классы – старший школьный (юношеский).

 

Рассмотренные категории педагогики (обучение, воспитание, образование и развитие) взаимосвязаны и взаимозависимы. Обучение и воспитание в своем единстве дают образование, в процессе которого осуществляется развитие. В соответствии с уровнем последнего организуется новый этап обучения и воспитания. Схематически это выглядит следующим образом:

 

   
 
 
 

 

Обучение

 

+ Образование Развитие

 

Воспитание

 

СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

 

Педагогика как наука о человеке развивается в тесной связи с другими науками. На одни она опирается, другие вытекают из нее, третьи содержательно и технологически обогащают педагогику, четвертые обогащаются сами. О значимости междисциплинарных связей говорит появление новых наук, изучающих педагогическую действительность на ее стыке с другими отраслями знаний. Опыт последних десятилетий показывает, что основные открытия в науке были сделаны в междисциплинарных областях. Так появились педагогическая психология, философия образования, социология воспитания и пр.

Особенно продуктивными являются связи педагогики с другими науками о человеке (психологией, физиологией, медициной и пр.), о природе и обществе (философией, экономикой, социологией и т.д.), с математическими науками (информатикой, статистикой, кибернетикой).

Последние успешно используются для исследования педагогических систем, при проведении педагогических экспериментов, прогнозировании путей развития определенных педагогических явлений.

Вплоть до ХV11 века педагогика входила в состав философии.Поэтому она уходит своими корнями в философские глубины, черпая в них опорные положения своих теорий. Разнообразя и конкретизируя, педагогика использует философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы развития и учение о его движущих силах, субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многое другое. Методологической основой обучения является философия познания – гносеология, воспитания – философское этическое учение. Опорными в педагогике стали философские понятия законов, закономерностей и принципов.

В связи с углублением философского осмысления действительности получили развитие отраслевые философии, среди которых выделились философия образования, философия культуры, философия воспитания, философия науки и пр. Так как педагогика развивается во взаимосвязи с науками о человеке и обществе, обращение к их философиям способствуют ее успешному развитию.

Многообразны связи педагогики с социологией. Будучи наукой об обществе как целостной системе, ее компонентах и процессах их функционирования, социология в сферу своего теоретического и прикладного рассмотрения включает и область образования. В структуре социологической науки отражены социология образования, социология воспитания, социология студенчества, социология города (деревни), социология здоровья и пр., которые, несомненно, расширяют ракурсы рассмотрения педагогических явлений. Так, по данным социологических исследований в число отсеивающихся (недобирающих образования) школьников чаще всего попадают представители мужского пола. В последствии это негативно сказывается на количестве правонарушений, техническом прогрессе, обороноспособности страны, на прочности семьи и проблемах воспитания детей.

Педагогика органически связана с психологией. Если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика исследует возможности управления этим развитием Обучение и воспитание есть ни что иное, как целенаправленное изменение психики ребенка, его мышления, деятельности, сознания.

Инструменты научного психологического поиска успешно служат решению педагогических задач. Так, результаты педагогической деятельности (обученность и воспитанность детей) диагностируются по изменению психических характеристик испытуемых. Психологические тесты, рейтинг, ранжирование, парное сравнение и пр.стали неотъемлемой частью научно-педагогических исследований.

Знания возрастных, индивидуальных и типологических особенностей детей, которыми вооружает педагога психология, позволяют ему организовывать обучение и воспитание в оптимальном режиме.

Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогическом лексиконе, расширяют научно-педагогическую лингвистику. Это позволяет преодолеть барьеры между педагогическим и психологическим языковым отражением образовательных явлений. Свободное владение педагогом психологической терминологией является показателем его высокого профессионализма.

Своеобразным мостом между двумя науками выступают педагогическая и возрастная психологии, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и пр.

Педагогика тесно связана с физиологией. Последняя, являясь наукой о жизнедеятельности целостного организма, его составных частей и функциональных систем, раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка, закономерности функционирования нервной системы, особенности высшей нервной деятельности в разные возрастные периоды. Учет перечисленных процессов и закономерностей позволяет педагогу грамотно управлять развитием ребенка, предупреждает возможные ошибки и затруднения в его обучении и воспитании, является основой для определения посильных нагрузок и выполнимых требований.

Медицина дает педагогу необходимые знания о предупреждении целого ряда заболеваний, ставших атрибутами современной школы. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, травмы, инфекционные заболевания, нарушения зрения, слуха, речи, нервные расстройства. Появился даже новый медицинский термин – дидактогенные неврозы. Они связаны с переживанием учебных неудач, несложившихся отношений с учителями и сверстниками. Для того, чтобы не дать болезни развиться, нужно вовремя выявить отклонения от нормы. С этой целью в школах ежегодно проводится всеобщая диспансеризация детей. По ее результатам, в случае необходимости, назначается коррекционное лечение, успех которого в значительной мере зависит от учителя.

Для обучения больных детей существует государственная система специальных школ, санаториев, интернатов. Научно-методическому обеспечению их деятельности служат специальная и лечебно-профилактическая педагогики.

Кроме традиционных связей педагогики с другими науками в последнее время на арену взаимодействия все настойчивее выходит целый ряд новых наук, рожденных необходимостью перемен, как на государственном, так и на образовательном уровнях. К ним можно отнести

эвристику, изучающую теоретические и технологические основы научных открытий (ее прообразом в школе является проблемное обучение),

альтернативистику как переход к диаметрально противоположным проявлениям в образовании (от школы единообразной – к многообразной, от одинаковых учебных планов – к различным, от единственного учебника – к вариативным и пр.),

глобалистику, выделяющую главные, глобальные проблемы современности и направляющую образование на их решение. Одной из таких проблем является изменение приоритетов обучения, в основе которого должны лежать не запоминание и пересказ известных истин, а формирование с их помощью механизмов познания, общения, учения, механизмов творческого преобразования мира и себя в мире;

биоэнергетику как знание и использование законов функционирования биологических систем, одной из которых является человек;

валеологию как науку о здоровом образе жизни;

экологиюкак науку о сохранении природы и себя как ее части и многие другие.