Вопрос Взаимосвязь пед науки и практики

Вопрос.

Педагогика – наука о социально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах, методах воспитания, образования, обучения.

Объект в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Задачи педагогики:

1. Теоретическое изучение, описание и объяснение сущности противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей, процессов воспитания и образования.

2. Анализ, обобщение, интерпретация и оценка пед. опыта.

3. Разработка новых пед. технологий, пед. систем, основ инновационной пед. деятельности.

4. Внедрение результатов пед. исследований в практику.

5. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем.

 

Основные категории педагогики:

Воспитание– целенаправленный процесс, в ходе которого личность приобретает качества и свойства в соответствии с интересами общества.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Образование – процесс и результат овладения учащимся системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения нравственных и других качеств личности и общей культуры.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния, наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Развитие- процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленной влиянием внешних и внутренних факторов.

Педагогический процесс — специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающихся и образовательных задач.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определённой целью.

 

Вопрос.

Система педагогических наук:

1.Фундаментальные науки ( история педагогики, общая педагогика, теория воспитания, дидактика, школоведение)

2 стр., 895 слов

Музыкальные занятия как комплексный процесс воспитания, обучения ...

... воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. Задачи исследования: ...

2.Методические (методика воспитания, методика обучения)

3.Специальные (тифлопедагогика – педагогика для слепых и слабовидящих людей, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, пенитенциарная педагогика – обучение детей, нарушивших закон)

4.Практико-ориентированные ( экспериментальная. Коррекционная, социальная, профессиональная, семейная, педагогика детских движений)

 

Вопрос Взаимосвязь пед науки и практики

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых, материально-техническую базу, методы научно-исследовательской работы. Взаимосвязь пед-ой науки и пед-ой практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения. Основные аспекты обогащения пед-ой науки за счёт пед-ой практики. 1. Эмпирические данные о пед процессе. Самые достоверные данные о пед-ом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. 2. Экспериментальная проверка научных гипотез. Любые научно-педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. 3. Инновационный пед-ий опыт. Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в пед практике. Этот инновационный пед . опыт изучается пед-ой наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях. Обогащение пед-ой практики пед-ой наукой заключается в следующих аспектах. 1. Разработка новых систем обучения и воспитания. Необходима единая система для того, чтобы упорядочить пед процесс, придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и воспитания. Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач пед-ого процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и пед-их действий, взаимодействия педагогов с учениками. Разработка новых систем обучения и воспитания необходима для обогащения пед-ой практики. 2. Прогнозирование развития пед процесса. Возможность научного предвидения развития пед процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства пед деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире. 3. Научное обобщение передового пед-ого опыта. Передовой пед-ий опыт, локален, связан со специализацией его создателей. Всестороннее изучение передового пед опыта даёт ответы на многие вопросы и позволяет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций

Вопрос.

Связь педагогики с другими науками:

Биология – изучает индивидуальное развитие человека, соотношение природных и биологических факторов.

Философия – определяет методологические подходы в объяснении пед. явлений и процессов, место воспитания в развитии общества.

Социология – выявляет основные закономерности социализации и воспитания в различных социальных институтах.

Этнология – позволяет осознать и учитывать в процессе воспитания и обучения народные, национальные особенности характера воспитания, учит правильно использовать их в пед. процессе.

4 стр., 1602 слов

Основные процессы памяти и закономерности их протекания

... запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения. Основные процессы памяти и закономерности их протекания Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание ...

Психология – вырабатывает для педагогики методологию управления развития психики, пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания. Объяснения педагогических фактов.

Медицина – разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации.

1.Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящёё к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Структура. Цель отражает тот конечный результат пед. взаимодействия, к которому стремится педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – часть опыта поколений, которая передаётся учащимся для достижения поставленной цели, согласно выбранным направлениям.

Технологическую сторону пед. процесса составляют: 1. Методы – действия педагога и учащегося, посредством которых передаётся и принимается содержание.

2.Средства – материализованные предметные способы работы с содержанием, используются в единстве с методами.

3.Формы – это способы организации пед. процесса для решения тех или иных педагогических задач.

Результат – формирование личности с определённым объёмом знаний, умений и навыков.

 

Закономерности педагогического процесса

1. Закономерность динамики педагогического процесса – величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).

8 стр., 3698 слов

3. Роль обучения и воспитания в развитии личности

... период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности; 2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных ... конкретной человеческой личности. Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и ...

 

1.Функции педагогического процесса

Диагностическая функция.Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Прогностическая функция.Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности. Проективная (проектировочная)функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели. Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, создание действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Аналитическая функция, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

 

Вопрос.

Воспитание в широком педагогическом смысле – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком пед. смысле – специальная деятельность, целью которой является формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы мировоззрения личности, которые проявляются в её поступках и поведении.

Физическое воспитание направлено на оздоровление всех систем организма человека, на способность переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое и умственное воспитание должны проявляться в единстве: «В здоровом теле должен быть здоровый дух».

Трудовое воспитание охватывает аспекты формирования навыков самообслуживания, трудовой деятельности. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, как созидательность человеческой активности.

Нравственное воспитание включает исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека в обществе, представленные в форме нравственного сознания. Результатом нравственного воспитания являются поступки, поведение человека, совершённые с опорой на вечные нравственные ценности: честность, справедливость, порядочность, ответственность, бескорыстие и др.

Эстетическое воспитание направлено на обобщающее развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов человека (приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде).

Экономическое воспитание – это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчётов, форм собственности и хозяйственных связей.

7 стр., 3112 слов

Тема: Роль воспитания в развитии личности

... Воспитанию присущи такие функции: – диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития; – организация учебно-воспитательной деятельности детей; – использование положительных факторов в развитии качеств личности; – содержания воспитания, ... воспитания: – умственное воспитание - ориентировано на развитие интеллектуальных способностей ...

Экологическое воспитание – формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.

 

Задачи воспитания:

1.Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, специально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.

2.Приобщение воспитанников к общественным ценностям в области науки, культуры и искусства.

3.Воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанности личности.

4.Организация познавательной деятельности учащихся, развитие индивидуального и общественного сознания.

5.Развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышенной социальной напряжённости.

 

Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность учителя по:

-Передаче информации

-По организации учебно-познавательной деятельности учащихся

-Оказанию помощи при затруднении в процессе учения

-Стимулированию интереса самостоятельности и творчества учащегося

Учение – деятельность ученика по:

-Освоению, закреплению, применению ЗУН

-Самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений

-Осознанию личностного смысла и соц. значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Задачи обучения:

1. Усиление развивающей и воспитывающей функции обучения.

2. Развитие познавательной активности, самостоятельности обучаемых.

3. Воспитание творческой личности в процессе обучения.

4. Повышение эффективности и качества обучения.

5. Совершенствование оценки результатов пед. труда.

 

Функции обучения:

1.Образовательная функция заключается в овладении учащимися системой научных знаний, умений. Навыков и её использование на практике.

Научные знания – факты, понятия, законы, закономерности, теории и обобщённую картину мира.

Умения – готовность самостоятельно и сознательно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоения знаний.

Навыки – автоматизированные действия. Доведённые до совершенствования путём многократного упражнения.

2.Развивающая функция заключается в специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В процессе обучения происходит развитие обучаемого, которое направлено на: развитие воображения, различные виды памяти, речи – словарный запас, образность, ясность; познавательного интереса и познавательных потребностей.

3.Воспитательная функция – формирование личности, развитие духовных и физических сил: интеллектуальных, эмоционально-волевых, действенно-практических, морально-волевых качеств личности.

 

Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

1.Количеству учащихся — массовые, групповые и индивидуальные.

2.Месту учебы — школьные и внешкольные.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... исследование мышления человека; 2) вопрос о закономерностях возникновения новообразований, составляющих новые знания и действия индивида; 3) проблема личностной мотивации и специфической познавательной мотивации ...

3.Продолжительности — классический урок 45 минут, пара 90 минут.

Вопрос Система образования в России

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят: Дошкольные; Начальные; Основные; Средние (полные).

У основных профессиональных встречаются такие: Средне-профессиональные; Высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров; Послевузовское профессиональное обучение. Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума: В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная; Внутрисемейное; Самообразование; Экстернат (самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями. Также допускается сочетание перечисленных учебных форм. Учреждения образования бывают: Государственными – регионального и федерального устройства; Муниципальными; Негосударственными, то есть частными. Схема системы образования в РФ (России) выглядит так: Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии); Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование; Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии); Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Вопрос.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

С.В. – это сложная система. На него влияют: 1. Наследственность и биологическое здоровье детей и родителей. 2. Материально-экономическая обеспеченность. 3. Социальное положение. 4. Уклад жизни. 5. Количество членов семьи.6. Место проживания семьи. 7. Отношение к ребёнку.

Задачи С.В. :

1. Создать максимальные условия для роста и развития ребёнка.

2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка.

3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим.

4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

 

Функции семейного воспитания.

1. Репродуктивная – выполняет 2 основные задачи: 1. Общественную – биологическое воспроизводство населения. 2. Индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В её основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

2. Воспитательная – имеет 3 аспекта: 1. Формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми ленами семьи, накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие. 2. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей его жизни. 3. Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

6 стр., 2778 слов

Использование исследовательской деятельности в формировании знаний ...

... ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности [4, 12]. Умственное развитие ...

3. Хозяйственно-экономическая функция обеспечивает: прочные экономические связи между своими членами, материальную поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов общества, помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные трудности.

4. Восстановительная. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека.

5. Функция социализации личности способствует выполнению детьми определённых соц. ролей в обществе, их интеграции в различные соц. структуры

6. Коммуникативная функция заключается в посредничестве семьи в контакте со СМИ, литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природой и на характер её восприятия.

7. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга, осуществляет контроль в сфере отдыха и удовлетворяет определённые потребности индивида в проведении досуга.

 

Принципы семейного воспитания:

1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.

2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.

3. Открытость и доверительность с детьми.

4. Последовательность в своих требованиях.

5. Оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на свои вопросы.

Содержание:

Охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.

По мере сил родители и близкие в семье дают детям знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, информируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, профессии и жизни.

 

Обозначены 5 функциональных компонентов:

1. Гностический – система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его пед. деятельности, а также определённые свойства познавательной деятельности, влияющие на её фиктивность.

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания. А также о стратегиях и способах их воспитания.

3. Конструктивный компонент – это способности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учётом близких целей обучения и воспитания.

4. Коммуникативный компонент – особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.

5. Организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

 

Вопрос Педагогические способности и их характеристика

В наиболее обобщенном виде пед способности были сформулированы Крутецким Вадимом Андреевичем, который дал им соответствующие определения: 1. Дидактические способности это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний. 2. Академические способности — это способности к соответствующей области наук (к математике, физике и т.д.); знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже; потребность и способность к проведению собственной исследовательской работы. 3. Перцептивные способности — это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика. 4. Речевые способности- способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. 5. Организаторские способности — это способности, с одной стороны, организовывать ученический коллектив, а с другой — правильно организовать свою собственную работу. 6. Авторитарные способности — это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя: решительности, выдержки, настойчивости, требовательности; чувства собственной ответственности за обучение и воспитание7. Коммуникативные способности — это способности к общению, умение найти подход к учащимся .8. Педагогическое воображение (прогностические способности) — это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника в целостном процессе взаимодействия. 9. Способность к распределению внимания — это способность распределять свое профессиональное внимание в трех основных направлениях деятельности: а) между содержанием и формой изложения материала и развертыванием своей мысли (или мысли ученика); б) держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки их утомления, недопонимания, дисциплинарные нарушения; в) следить за собственным поведением .

2 стр., 966 слов

Обучение– это процесс целенаправленной передачи (формирования) ...

... это процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков. Воспитание- это целенаправленный и организованный процесс ... редставлений о состоянииобщества,общественного деятельности. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ —Совокупность психических процессов, ... способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание МЫШЛЕНИЕ ...

Вопрос .

Уровни пед культуры. Уровни: аксиологический : образован совокупности пед ценностей, создано человечеством, вкл в пед процесс на современном этапе развития образования. Пед. Ценности -знание , идеи концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной пед системы. Технологический – вкл в себя способы и приёмы пед деят. Учителя. Пед деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется анализ пед деят-сти, позволяющие рассматривать его как решение многообразия пед задач. Приёмы и способы к-ые составляют технологию проф пед культуры учителя. Пед технология помогает понять суть пед культуры. Она раскрывает изменяющие способы, объясняет направленность в зависимости от складывающихся отношений в обществе. Личностно-творческий- раскрывает механизм овладения еёи воплощение её как творческого акта. Ценности пед к. педагога способен преобразовать, интерпретировать , что определяется как его личностными способностями

Понятие пед мастерства. Основные компоненты Пед. Мастерства.

Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

12 стр., 5741 слов

Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ...

... этических бесед как средства формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Объект: формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Методы педагогического исследования: беседа, диалог, анализ, синтез, анкетирование. Глава1. Формирование ...

 

 

Вопрос Педагогическая техника

Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки.

Высокий уровень педагогический техники учителя является одним из важнейших признаков педагогического мастерства.

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств.

Вопрос Понятие методология пед науки. Методологическая культура педагога

Методология пед. науки – совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области пед. наук, а также оптимизация способов и средств организации пед. исследования. Методология педагогики – наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации пед. процесса.

Методологическая культура педагога включает в себя:

1.Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса. 2. Осознание, формулирующее творческое решение пед. задач. 3. Методическая рефлексия.

Основной критерий владения знаниями – использование педагогом научных знаний.

1.Педагогические уровни методологической культуры строятся на 3 уровнях: 1. Педагогический уровень. ( знания в области истории, педагогики и современных пед. теорий, основных законов и признаков, используемых в качестве основополагающих установок в педагогике, навыков в применении различных методов ведения урока).

2.Общенаучный уровень. Применение в педагогике общенаучных принципов, а именно эволюционизма, рационализма. Приёмов идеализации и универсализации. Различных подходов – системного, вероятностного, структурно-функционального. На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка пед. теории и проверка её в пед. практике.

3.Философский уровень. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приёмов изучения, абстрактного и конкретного принципов, метафизического, диалектического и системного исследования явлений пед. науки.

 

Вопрос. Научные исследования в Педагогике. Методы и логика педагогического исследования

Научные исследования в педагогике. Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых пед знаний, вид познавательной деят-сти, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в пед науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Методы П П можно разделить на три группы. 1. Методы изучения педагогического опыта. 2. Методы теоретического исследования. 3. Математические методы. Методы изучения пед опыта.