Особенности развития речи у детей с афазией

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения афазии 4

1.1. Понятие об афазии 4

1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе 8

Вывод по первой главе 13

Глава 2. Особенности развития речи у детей с афазией 15

2.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с афазией 15

2.2. Процесс развития и формирования речи у детей с афазией 21

Вывод по второй главе 25

Заключение 27

Список литературы 29

Введение

Проблема афазии в настоящее время большои? интерес для многих исследователей не в области логопедии, но и в психиатрии, невропатологии, лингвистике и других Он основан на значимости её для углубления представлений о законах мозга, о связи речи с о её психофизиологических основах, о речи и афазии с другими процессами. Несмотря на многочисленные исследования проблемы, она еще продолжает оставаться изученнои?, а поэтому актуальнои?.

Большои? вклад в развитие афазиологии такие выдающиеся исследователи, как А. Р. Э. С. Бэйн, В. М. М. К. Бурлакова, Л. С. Т. Г. Визель, В. М. Л.С. Волкова и др.

Объект исследования — особенности речи у больных с афазией.

Цель исследования — теоретически изучить особенности развития речи удетейс афазией, соответствующие выводы.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты афазии.

2. Дать определение афазии и её в онтогенезе

3. Охарактеризовать детей с нарушениями речи при

4. Рассмотреть особенности развития и формирования речи у детей с афазией.

Объект исследования — особенности речи у детей больных с афазией.

Предметом исследования нашей курсовои? работы является афазия

Методы: анализ учебнои? литературы, реферирование

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения афазии

1.1. Понятие об афазии

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), опухоли, травмы,инфекционные заболевания головного мозга. Афа­зии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблю­даются у подростков и лиц молодого возраста.

8 стр., 3918 слов

Особенности экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой ...

... Филичевой Т.Б. и другие. Цель исследования: изучение особенностей развития экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Объект исследования: речь детей раннего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой ...

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается мо­торная афазия.

У детей афазия возникает гораздо реже, и является результатом черепно-мозговои? травмы, опухолевого образования или осложне­ния после инфекционнои? болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий моз­говых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевои? деятельности. Сложность речевого расстрои?­ства при афазии зависит от локализации поражения (напри­мер, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спон­танное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных эле­ментов речевои? деятельности, при левшестве. Реакция лич­ности больного на речевои? дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любои? фонемы афазии лежит та или иная пер­вично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамическо­го или конструктивного праксиса, фонематического слуха, праксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ве­дет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически си­стемно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевои? деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счёт и т. д.).

Большои? вклад в понимание наруше­ния речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикои?.

Особый вклад в понимание сложных психических функ­ций был внесен Джексоном, который еще в 1863 г. показал, что каждая функция имеет сложную «вертикальную» орга­низацию, и утверждал, что можно локализовать симптом, но нельзя локализовать функцию, так как она имеет слож­ное иерархическое строение от низшего звена к высшему.

Проводились специальные исследования частных прояв­лений нарушений высших психических функций, например, различных видов апраксии, в том числе апраксии артикуля­ционного аппарата (Либманн), аграмматизма (А. Пик); на­рушению сложных форм речевои? деятельности (пониманию сложных логико-грамматических оборотов), проявляющему­ся при семантическои? афазии, посвящены труды X. Хэда.

В России изучению проблем локализации высших психи­ческих функций предшествовал выход монографии И. М. Се­ченова «Рефлексы головного мозга», которая оказала боль­шое влияние на работы В. М. Тарковского, Н. Д. Родосского, С. И. Давиденкова, М. И. Аствацатурова, М. Б. Кроля и дру­гих русских ученых.

Существуют различные классификации афазий: класси­ческая, неврологическая классификация Вернике — Лих-тгейма, лингвистические классификации X. Хэда и дру­гих, каждая из которых отражает уровень развития неврологическои?, психологическои?, физиологическои? и лингвистическои? наук, характерных для того или иного ис­торического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятои? является нейропсихологическая клас­сификация афазий А. Р. Лурии.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Нейропсихологический подход А. Р. Лурии к организации высших корковых функций является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина о системнои? организации функ­ций и «обратнои? афферентации», а также нейропсихологических и психологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов. В 1947 г. Д. Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамичес­кои? поэтапнои? локализации высших корковых функций. Разработаные методы изучения нарушений психическои? деятельности, различных познавательных процессов че­ловека. Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурией, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возника­ющие при поражении тех или иных структур мозга. При­менение этои? методики позволяет не только делать заклю­чение о наличии тои? или инои? формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им по­казано, что при любои? форме афазии нарушается реализа­ция речевои? деятельности.

В основу современнои? нейропсихологии и нейролингвистики легло учение о роли внутренней речи и мышления. У истоков психолингвистики стоят имена Ф. де Сосюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ, положивших начало дифферен­циации понятий «язык» и «речь», «парадигматические» и «синтагматические» отношения, «статика» языка и «дина­мика» речи.

При разных формах афазии по-разному нарушается «па­радигматическая» организация импрессивнои? и экспрессив­нои? речи (А. Р. Лурия, 1975).

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возни­кающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при пора­жении премоторных и заднелобных отделов коры головно­го мозга (слева у правшей).

Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящих во второи? функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются задними формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигмати­ческие отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок, называются передними афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения. При поражении речевых зон происходит нарушение так называемои? первичнои? предпосылки, осуществляющей спе­цифическую деятельность соответствующей анализаторнои? системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональнои? системы языка и речи, т.е. возникает на­рушение всех видов речевои? деятельности: понимания речи, устнои? и письменнои? речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, её экспрессивнои? формы, чте­ния и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетическои?, акустическои? или оптическои?) предпосы­лок, которые по-разному вносят свои? вклад в реализацию различных речевых процессов.

7 стр., 3477 слов

Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). ...

... речи при локальном поражении мозга (афазии). Проблема афазий. = 1 = Речь изучается дисциплинами: общей психологией, детской психологией, физиологией, акустикой, дефектологией, лингвистикой, семиотикой. Нейропсихология: исследует формы патологии речи, возникших при локальных поражениях мозга. Речь ... -е поля впервые описаны А.Р. Лурия. При акустико-мнестической афазии: феномен слуха - сохранен; больной ...

1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе

В.А. Колягин дает следующее определение речи — это сложившаяся исторически в процессе материальнои? преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь рассматривается в качестве основного меха……..

1. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т.В. Ахутина .- 3-е изд. (эл.) .- М. : Теревинф, 2012 .- 145 с.

2. Бейн Э. С. Афазия и пути её преодоления. — Л.: Медицина, 1964. — 235 с.

3. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. — М.: Академия, 2012.

4. Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 1997.

5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии — М/АСТ, 2012. — 288 с.

6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. С. 95-104.

7. Волкова Л. С., Селиверстов В. И.—- Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Ч. 1,2 С. 120162 < v17051/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BB.%D1%81.,_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B2.%D0%B8.%D1%85%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8.%D1%82%D0%BE%D0%BC_2>

8. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковои?, С.Н. Шаховскои?. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

9. Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. В 5 кн. М., 2003. Кн. 3.

10. Лурия А.Р. Травматическая афазия. — М.: Медицина, 1947.- 367 с.

11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.:Академ. Проект, 2000, 3-е изд. — 283 с.

12. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. — Либроком, 2009. — 256 с. — Серия: Из наследия мировой психологии.

13. Лурия А.Р. Речь и мышление. — М.: МГУ, 1975

14. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 1978. С. 7-23

15. Лурия А.Р., Карпов Б.А., Ярбус А.Л. Нарушение восприятия сложных зрительных объектов при поражении лобнои? доли мозга // Вопросы психологи. — МГУ, 1965. — №3

16. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой. М., 1979.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание.- СПб.: Питер, 2008. — 496 с.

18. Храковская М.Г. Резервные способности восстановления высших психических функции у больных с афазией / I Международная конфереция памяти А.Р. Лурия: сб. докладов/ Под ред. Е.Д. Хомскои?, Т.В. Ахутинои?.-М.: РПО, 1998. — 18 с.

19. Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счёта. — М.: Юрист, 1979. — 256 с.

20. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. — Воронеж: Алиса, 1997. — 149 с.

21. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. — 424 с. — (Библиотека психолога).

5 стр., 2189 слов

Восстановительное обучение у больных динамической афазией

... в разработку учения об афазиях был внесен П. Броком, К. Вернике, Т.Г. Визель, Л.С. Выготским, Ж.М. Глозманом, К. Лихтгеймом, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и многими другими. Многие ... выявлены оптико-пространственные нарушения гнозиса и праксиса: снижение речевой инициативы, аграмматизмы в речи, сужение объема слухоречевой памяти, затруднение составления фраз и проговаривания. Звукобуквенный анализ и ...

22. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.: ил.

23. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: 2002.

24. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] : метод. рекомендации / М.К. Шохор-Троцкая. — М. : Ин-т общегуманитар. исслед. : Секачев, 2002. — 188 с. — (Спец. педагогика).

25. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: «Ассоциация дефектологов», В Се-качев, 2000. — 96 с.