Сущность и функции педагогического контроля

Контроль и оценка знаний являются неотъемлемой частью процесса обучения, играют большую роль в обеспечении качества знаний и их прочности, эффективности учения.

В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как диагностика обучения, проверка, учёт, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, проверка знаний и умений, оценка и отметка. Но ещё нет установившегося подхода к определению этих понятий. Нередко они смешиваются, взаимозаменяются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

Контроль — наиболее широкое по объёму понятие. Педагогический контроль определяется, как способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка.

Проверка — процедура получения прямой и обратной связи о ходе и результатах педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических мер, методов измерений и оценки учебных достижений учащихся. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учёт). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется её смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. Эта информация в дальнейшем становится сигналом для дальнейшей работы.

Результаты оценивания могут быть выражены в баллах — отметках. Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.

Объектом (или содержанием) контроля может стать всё, что относится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целей установки и задач контроля.

Задачи проверки и оценки учебных достижений учащихся:

9 стр., 4331 слов

План. Вступление. Теоретические основы выбранной темы. Творческий подход к оценке знаний и умений учащихся (из опыта работы)

... управляемого учебного процесса. Оценка знаний является мощным стимулом знания. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Регулярный контроль воспитывает ... во внутренней мотив учения. Это очень важно. Контроль знаний – это проверка знаний ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально ...

1. Определение качества усвоения знаний, умений и навыков.

2. Закрепление и систематизация знаний, умений, навыков.

3. Проверка эффективности методов обучения.

4. Руководство учебно-познавательной деятельностью учеников.

5. Изучение индивидуальных особенностей детей и выработка индивидуального подхода.

Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя. Контроль и проверка результатов обучения имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Традиционно выделяют четыре функции проверки и оценки знаний:

контролирующую (диагностическую), обучающую, воспитывающую и развивающую.

Контролирующая (диагностическая) функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащихся для определения возможностей их дальнейшего продвижения в изучении программного материала и служит средством контроля эффективности методов и приёмов обучения, применяемых учителем.

В ходе контроля проверяется:

1. Организация и методика самостоятельной домашней работы ученика;

2. Качество знаний;

3. Осознанность усвоения программного материала;

4. Умение практически применять теоретические знания;

5. Социальное и общепсихологическое развитие учащихся (развитие речи, мышления, памяти, умение использовать знания в стандартной и новой ситуаций, решать проблемы и т.д.).

Обучающаяфункция требует такой организации проверки знаний, при которой осуществлялось бы самообучение и самоконтроль школьников, повторение ими материала при ответах одноклассников. Выявляя в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, даёт рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной литературой.

9 стр., 4194 слов

Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся 2

... контроля знаний учащихся 2. Проверка и коррекция знаний в системе личностно ориентированной технологии образования с использованием тестирования 3. Тестовые задания и индивидуализация обучения 4. Метод тестового контроля ... для текущего контроля знаний учащихся К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа ...

Воспитывающая функция — контроль приучает учащихся к систематической работе, служит воспитанию таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, вырабатывает волевые качества (настойчивость, выдержка, самостоятельность и др.).

Ученик, зная о проверке, начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно — напрягает силу воли, упорно добивается хороших знаний. Контроль способствует формированию у учащихся мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь.

Развивающая функция связанна с образовательной и воспитательной, так как при правильной организации контроля имеет место и развитие мышления, речи, памяти и воспитание нравственных и волевых качеств личности.

Все функции педагогического контроля взаимосвязаны

Методы и формы контроля (проверки)

Методы контроля — это способы диагностической деятельности, позволяющее своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.

В современной дидактике выделяются следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы лабораторно-практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные учёные выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного контроля (Бабанский Ю.К.).

Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение карты, схемы; сообщение и т.д. Методы устного контроля наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведёт собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы.

На уроках применяются следующие формы устного контроля: индивидуальный (опрос одного ученика), фронтальный (опрос нескольких учеников), комбинированный (один отвечает устно, другой выполняет задание письменно на карточке и т.д.).

В школьной практике широко используется комплексная проверка (общая оценка, выводимая по результатам выполнения различных видов работы: ответы на вопросы, дополнения к ответам товарищей, домашнее задание и т.п.).

Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивным на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса.

Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностные представления об усвоении учебного материала.

Комбинированный (уплотненный) опрос — это самый трудный вид опроса. Положительные черты комбинированного опроса:

· позволяет в течении 20-25 минут, обычно отводимых на опрос, спросить в среднем от 5 до 10 человек;

· позволяет за сравнительно небольшое время проверить знания по большому разделу программы;

· развивает у учащихся способность последовательного изложения, способность к отбору основных положений, охвату темы в целом.

Недостатки:

· сразу вызывается несколько учащихся, а остальные успокаиваются, внутренне выключаются из работы, зная, что их не вызовут;

· учителю приходится одновременно вести наблюдение и за группой и за вызванными учащимися, следить за устным ответом;

· не всегда ответы даются гладкими.

Приходится направлять, уточнять.

Опытные учителя владеют разнообразными технологиями опроса, применяют дидактические карточки, развивающие познавательные игры и т. д.

Методы письменного контроля: домашние письменные работы, изложение, сочинение, диктант, реферат и др. Письменный контроль характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся, поскольку требует много времени на проверку. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать: перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

Наблюдение т.е. систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются при работе и общей оценке ученика.

Наблюдение за работой учащихся в практике опытных учителей проводится постоянно. Оно позволяет своевременно оказать учащемуся помощь в правильной организации своего рабочего места, налаживании порядка домашней учебной работы и т. д. В конечном итоге этот метод ориентирован на формирование у учащихся таких качеств, как самостоятельность, трудолюбие, работоспособность.

Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений) — набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный ответ из предложенных 3-5 ответов; или это утверждение, в которое надо вставить пропущенные слова; или незаконченные предложения, которые следует закончить.

Разработка тестов — дело специалистов, учителя получают готовые. Тест должен отвечать следующим требованиям: надежность, валидность, объективность.

В последние годы особенно широко тесты использовались при определении степени готовности ребенка к школе с целью определения типа учебного заведения, профиля обучения. Некорректное использование тестов нередко приводило к ошибочным выводам и прогнозам. В школе стран Запада тесты традиционно являются основной формой контроля знаний. В США тесты используются в начальной и средней школе.

В Республике Беларусь централизованное тестирование стало проводиться с весны 2001 года.

Лабораторно-практические методы контроля имеют цель проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, чертежей, карт, создание изделий и т. д. Этот метод контроля важен, поскольку удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний.

Система контроля и проверки знаний в школе

Виды контроля Назначение контроля и его методы Формы контроля
Текущий Систематическая проверка ЗУНов на каждом уроке (устный опрос, письменный опрос, проверка домашних работ, повседневное наблюдение) Индивидуальный Фронтальный Комбинированный Комплексный Письменные работы
Периодический Проверка усвоения знаний после прохождения крупных тем, разделов или периода обучения (устный или письменный опрос) Контрольные работы Тест Зачет Коллоквиум
Итоговый Проверка усвоения знаний накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень (устный или письменный опрос) Контрольные работы Тест Зачет Экзамен

Таким образом, успешному контролю содействует применение разнообразных форм и методов проверки и оценки знаний. Наравне с традиционными целесообразно использовать и такие современные формы как, зачет, тестирование, собеседование и др.

Педагогические требования к контролю.

При организации контроля необходимо ориентироваться на основные требования к нему:

• Регулярность, систематичность проверки и контроля;

• Объективность;

• Всесторонность проверки;

• Дифференцированный подход к проведению контроля;

• Разнообразие форм проведения;

• Оптимальность контроля — за короткое время с помощью достаточного количества проверочных заданий выявить знания большого количества учеников;

• При организации контроля необходимо учитывать его обучающую функцию;

• Знания, умения и навыки школьников должны проверяться и оцениваться с точки зрения выполнения государственных прграмм. Качество усвоения содержания программы — основной критерий оценки знаний;

• Проверяя и оценивая усвоение учащимися материала, необходимо видеть влияние полученных знаний на общее и умственное развитие школьников, на формирование качеств личности, на его отношение к учебе.

При использовании методов учебного процесса (контроля) особое внимание нужно обращать на формулировку вопросов. Необходимо избегать постановки следующих вопросов при устном опросе:

1) длинных, громоздких;

2) непонятных большинству класса;

3) в той последовательности, что и в учебнике;

4) альтернативных (или-или);

5) наводящих, за исключением тех случаев, когда ученик нервничает или затрудняется в использовании знаний для ответа;

6) подсказывающих;

7) каверзных или провокационных.
Слушая отвечающего ученика, учитель должен:

1. не отвлекаться на постороннее;

2. внимательно и доброжелательно следить за ответом;

3. быть особенно внимательным к неуспевающим и трудным ученикам;

4. не вмешиваться грубо в ответ учащегося, не обрывать его.

Устный опрос заканчивается обобщением учителя. Подводя итоги опроса, учитель говорит о своем впечатлении от опроса, исправляет неточности, пробелы.

Письменные работыпозволяют на одном уроке за небольшой промежуток времени проверить сразу всех учеников класса по сравнительно широкому кругу вопросов. При письменной проверке обращается внимание на:

1) возможность учащегося проявить самостоятельность в суждениях;

2) умение учащихся анализировать, обобщать факты и явления;

3) содержание работ определять самое существенное в изученном материале;

4) умение учащихся правильно пользоваться знаниями на практике.
Практическая проверкаявляется главной в трудовом обучении.

Основное внимание при этой проверке обращается на:

1) качество изделий, лабораторно-практических работ;

2) достоверность и обоснованность выводов, к которым пришли учащиеся;

3) умение учащихся пользоваться усвоенными теоретическими знаниями;

4) умение учащихся пользоваться наиболее эффективными приемами выполнения порученной работы.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся

Важным регулятором учебной деятельности учеников, органической частью учебно-воспитательного процесса является педагогическая оценка. В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать.

Оценказнаний, умений и навыков — это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.

Отметка- условное отражение оценки, которое обычно выражается в баллах. Это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить-значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ.

Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека.

Считается, что первая система оценок возникла в средние века в школах Германии. Она была трехбалльной и фактически означала место ученика в классе, его принадлежность по успеваемости к определенной группе (1-й -лучший, 2-й — средний, 3-й — худший).

Впоследствии среднюю группу, в которую входили большинство учащихся, разделили и в результате получилась пятибалльная система, получившая широкое распространение в мировой практике образования.

В настоящее время в школах мира существуют разнообразные системы оценки знаний.

Вопрос об оценке знаний учащихся всегда был одним из самых противоречивых и дискуссионных в отечественной педагогике. Автор одного из учебников «Педагогика» советского периода Т.А. Ильина выделила в истории разработки системы оценок в советской школе три поворотных момента:

• 1918 год — декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся,

• 1935 год — введение пятибалльной словесной системы оценок («очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»),

• 1944 год — введение цифровой пятибалльной системы оценок.

С сентября 2002 года в Республике Беларусь была введена 10-балльная система оценки знаний учащихся средних школ.

Педагогическая оценка осуществляется в разных видах: количественно (в баллах от 0 до 10 — отметка), словесная оценка (неудовлетворительно, почти удовлетворительно, удовлетворительно, весьма удовлетворительно, почти хорошо, хорошо, очень хорошо, почти отлично, отлично, превосходно), в оценочных суждениях, взглядом, жестом, мимикой, эмоциональным отношением к поступкам учеников.

Одним из направлений реформирования общеобразовательной школы является введение с 2002-2003 учебного года десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

На протяжении первого и второго классов оценки в баллах не используются. Система контроля и оценки результатов учебной деятельности учеников в этот период обосновывается на содержательно-оценочной основе. Качественная оценка учебных достижений учеников должна осуществляться на словах. Специальная задача безоценочного периода обучения — формирование адекватной самооценки учеников, овладение детьми действиями контроля и оценки.

Для объективной оценки усвоения всеми учениками программного материала учитель осуществляет текущий, периодический и итоговый контроль, фиксируя его результаты в своих рабочих записях. При оценке знаний, умений и навыков учитель соблюдает следующие правила:

1) оценку сопровождает конкретным разбором положительных сторон и недостатков в знаниях ученика;

2) неравнодушно относится к оценке знаний учащегося;

3) не использует отметку в качестве наказания за какой-то проступок;

4) перед тем, как ставить отметку, узнаёт причину невыполнения учебной работы.

По сей день идут жаркие споры о смысле оценивания. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества — категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ или недостатков методики обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешено пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к ребенку пронизывает все дидактические системы.

Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, он подчеркивал, что они подавляют умственную деятельность учащихся. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Оценка должна из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превратиться в способ рационального определения личного рейтинга —показателя значимости человека в цивилизованном обществе.

Интересный факт. В школах 34-ых штатов США законодательно запрещено обнародовать отметку учеников без согласия родителей. В наших же школах еще можно встретить плакаты, где поименно ругают тех, кто получил неудовлетворительные отметки. И никто не думает о переживаниях этих детей.

Вопрос совершенствования системы оценки знаний учащихся неоднократно понимался в педагогике советского периода. Данной проблеме посвящены десятки работ известных педагогов (Лернер И.Я., Липкина А.И., Перовский В.М. и др.).

Многие учителя-практики вводили в традиционную систему отметок нововведения. Широкую известность получил опыт обучения без оценок (Амонашвили Ш.А., Занков Л.В.).

Неуспеваемость как педагогическая проблема

В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам образовательного учреждения. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества.

Причины неуспеваемости:

1.Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи, неблагоприятная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2. Причины биопсихического характера — это наследуемые особенности, способности, черты характера.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме. Исследования называют более конкретные причины неудач в учебе:

• жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребностей детей;

• единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения;

• неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

• пренебрежение развития учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод:дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачной учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости используются следующие средства:

1. Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставания в учебе.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оцени­вания в школе и вузе относятся:

великодушие, снисходительность. Проявляется в завы­шении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;

• перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

• оценка по настроению;

• отсутствие твердых критериев (за слабые ответы пре­подаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

центральная тенденция (проявляется в стремлении избе­жать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);

• неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);

• близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);

• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподава­теля оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

• завышение или занижение отметок и др.

Однако за каждым намеренным завышением и занижени­ем оценки может стоять разный смысл. Например, выстав­ление положительной оценки слабому ученику может вос­приниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оце­ночные суждения следует рассматривать как ошибки.