Список использованных источников. Курсовая работа является обязательной составной частью учебного процесса

Курсовая работа является обязательной составной частью учебного процесса. Курсовые работы направлены на расширение, углубление и детализацию научных знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности у студентов.

Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов,важнейшей стороной которой является оформление результатов исследовательской деятельности.

Курсовая работа является средством развития у студентов культуры научного мышления, овладения методологией научного познания. Написание курсовой работы предполагает более углубленное изучение дисциплины, и предоставляет студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой сферы.

Структурные элементы курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Психология» состоит из следующих структурных элементов:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список использованной литературы;

· приложение.

Титульный лист

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовой работе (Приложение 1).

Содержание

Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы с правильным указанием страниц, с которых начинаются главы, параграфы и другие самостоятельные части текста. Названия разделов в оглавлении должны точно совпадать с заголовками в тексте (Приложение 2)

Введение

Введение характеризует социальную значимость и научную актуальность темы. Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, отразить причину исследовательского интереса к ней, сформулировать научную проблему, показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, раскрыть цели и задачи работы; описать теоретические и методологические основы работы, определить объект и предмет, сформулировать гипотезу исследования (Приложение 3).

Основная часть

Основное содержание работы располагается в главах между введением и заключением. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких (двух-трех) глав.

Первая глава по содержанию представляет собой теоретическую часть, которая должна иметь свой заголовок. В этой главе имеет смысл остановиться примерно на следующих аспектах изучаемого психолого-педагогического явления:

· обозначение проблемы или группы проблем, рассматриваемых психологией по данному вопросу;

3 стр., 1198 слов

Контрольная работа состоит из 3 частей.

... - страницы (без приложения копии текста актуальной статьи). С приложением – до 5 и более страниц.   ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ – главное в работе – не объем, а содержание. Именно от него ... например, социологии спорта, социологии музыки, социологии труда и пр. Контрольная работа состоит из 3 частей. 1 часть касается ссылок студента на определение основных понятий, присутствующих в вопросе, ...

· определение основных понятий;

· история изучения, основные взгляды на явление в психологии и в других науках;

· функции явления;

· виды явления;

· структура явления;

· связь с другими явлениями;

· формирование и развитие явления (факторы, условия, механизмы, этапы);

· проявления явления и т.п.

Предложенная схема дана лишь для ориентировки и окончательная структура первой главы будет зависеть от выбранной темы, наличия и доступности литературы, структуры работы в целом.

При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, номер в списке литературы и страница.

Вторая глава обычно имеет название «Эмпирическое изучение …» и посвящается изложению цели, задач, объекта, предмета, методов исследования, включая статистические. Гипотезы исследования, если они имеются у автора, излагаются также в этой части после описания задач исследования. При описании методов и методик исследования следует иметь ввиду, что хорошо известные и многократно описанные в литературе диагностические методики можно изложить кратко, сославшись на соответствующие библиографические источники, тоже касается общеизвестных методов статистической обработки.

В подробном описании нуждаются методы и методики, которые не являются общеизвестными, представляют собой модификации или адаптированные варианты стандартных методик либо разработаны специально для данного исследования.

Затем представляется изложение и анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. В этой части работы следует поэтапно, согласно поставленным задачам, представить результаты исследования и собственную интерпретацию полученных данных с графическим представлением полученных результатов.

Для решения задач поставленных в исследовании очень редко бывают важны «сырые» данные, представляющие первичную обработку полученных результатов (таблицы первичной обработки данных помещаются в приложение).

Наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к математическим и статистическим операциям: расчет средних показателей, процентных соотношений, коэффициентов корреляции и т.п., именно эти значения следует отражать в сводных таблицах и демонстрировать в графиках и диаграммах.

Анализ экспериментальных данных должен обязательно завершаться выводами.

Один из параграфов может быть посвящен освещению возможных способов развития и коррекции исследуемого психолого-педагогического явления.

Заключение

Заключение содержит краткое изложение всей работы и изложение собственных мыслей в связи с представленной в работе проблемой. Можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы, представить перспективы дальнейшей работы, над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации.

В целом можно сказать, что введение и заключение выполняют функцию некой смысловой рамки основной части работы: введение предваряет знание, а заключение демонстрирует новую качественную ступень в понимании проблемы.

Список использованных источников

После заключения в текст работы помещают список использованных источников, который составляется в алфавитном порядке (Приложение 4).

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

... темы: "Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки". Цель исследования: определить педагогические условия эффективного использования ... Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы Заключение Литература Приложение Введение Вопросы развития речи учеников относится ... активное формирование и совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы, а также уделяется ...

В список литературы могут быть включены только те источники, которые использовались при написании курсовой работы или на которые есть ссылки в тексте (словари, периодические издания, тезисы, научные статьи, монографии и т.д.).

Список литературы должен включать не менее 20 источников в полном библиографическом описании. Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке.

Опыт показывает, что работа не может представлять научного интереса, если:

· при ее написании использовалось недостаточное количество литературы (например, 5-6 источников);

· использованная литература включает в себя преимущественно учебники (например, 4 из 7);

· работа построена на научно-популярной литературе;

· в работе не представлены современные взгляды на проблему, т.е. большая часть использованных первоисточников относится к периоду 60-х –
80-х годов.

Приложения

В конце работы при необходимости помещается раздел Приложения. В него должны быть включены тексты методик, схема-план наблюдения, текст стандартизированной беседы, характеристики отдельных испытуемых, статистические таблицы, таблицы «сырых» значений и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования.

Каждый самостоятельный материал озаглавливается и помещается в отдельное приложение, присваивается порядковый номер. Например, «Приложение 1. Модифицированный вариант методики…», «Приложение 2. Таблица «сырых» значений…». Необходимо следить, чтобы в тексте работы обязательно были ссылки на соответствующее приложение.

Курсовая работа выполняется на белой бумаге формата А4 (297х210 мм) на одной стороне листа, оборотная сторона остается чистой. Стандартный лист печатается через 1,5 на компьютере с полями слева не менее 3 см, справа не менее 1 см, сверху и снизу не менее 2 см. На листе 28-30 строк. Шрифт Times New Roman, кегель — 14. Абзац: выравнивание — по ширине, отступ – 1,25 см. интервал – междустрочный 1,5.

Все страницы нумеруются. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер «1» на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером, будет номер «2» на втором листе работы, на котором помещается содержание. Текст работы начинается на третьей странице (листе).

Номера страниц проставляются внизу листа в средней его части. Заголовки следует располагать симметрично к тексту, расстояние между заголовком и текстом составляет 2 интервала.

Оформленная курсовая работа должна иметь переплет, рекомендуемые формы переплета: пластиковый переплет, папка со скоросшивателем или другая специальная папка.

Особое внимание следует обращать на оформление таблиц и рисунков, сопровождающих основной текст. Они обязательно снабжаются заголовками. Заголовки таблиц обычно располагаются над таблицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номер через тире.

Таблица 1 – Средние значения показателей локуса контроля у подростков

Локус контроля 1-я группа 2-я группа
X σ Уровень выраженности X σ Уровень выраженности
Экстернальный 7,333 2,51 средний 8,000 1,41 средний
Интернальный 15,66 2,51 высокий 15,00 1,41 высокий

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и пр.) именуются рисунками. Все рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию, сквозную для всего текста курсовой работы. Слово «Рисунок» и название помещаются под рисунком.

Таблицы и рисунки могут быть помещены в текст только после соответствующей ссылки типа «См. таблицу 1» или «данные … отражены в таблице 1» или «…это наглядно продемонстрировано на графике (рисунок 1)».

Темы курсовых работ

Тема выбирается в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки (студенческого билета).

Задание 1.

Вариант № зачетной книжки Тема
1 или 6 Характеристика физического и психофизиологического развития детей
2 или 7 Характеристика познавательной сферы детей
3 или 8 Характеристика эмоциональной сферы детей
4 или 9 Характеристика волевой сферы детей
5 или 0 Характеристика поведенческой сферы детей

На основании анализа справочно-информационной литературы, монографий, учебников и учебных пособий необходимо дать развернутую характеристику одной из психических сфер ребенка.

Задание 2.

Используя одну из проективных методик (Несуществующее животное, Моя семья, Автопортрет, Рисунок семьи и т.п.) охарактеризуйте индивидуально-психологические особенности ребенка. Составьте психологическую характеристику.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. а) основная литература:

а) основная литература:

1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н.Г. Осухова. — М.: Академия, 2012. – 319 с. — (Высшее профессиональное образование).

2. Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога: [учебное пособие для вузов] / К.А. Серебрякова. — М.: Академия, 2010. — 284 с. — (Высшее профессиональное образование).

— (Педагогические специальности).

3. Турченко, Вера Ивановна. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф Российской академии образования] / В. И. Турченко. — 3-е изд., стер. — Москва : Флинта, 2013.

4. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для вузов / Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2011. — 268 с. — (Высшее профессиональное образование).

— (Бакалавриат).

— (Психолого-педагогическое образование).

5. Эльконин, Даниил Борисович. Детская психология : учебное пособие для вузов / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 6-е изд., стер. — Москва : Академия, 2011.

б) дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. — М.: Юрайт, 2010. — 811 с. — (Основы наук).

2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов [Гриф УМО] / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2013.

3. Дубровина И.В. Психология: учебник [Гриф Минобразования РФ] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2012. – 460 с.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: [учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений] / В.П. Кащенко. — М.: Академия, 2010.

5. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2009.

6. Лисина М.И.. Формирование личности ребенка в общении: научное издание / М.И. Лисина. — СПб. [и др.]: Питер, 2009. — 318 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2012.

8. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник [Гриф Минобразования РФ] / Е.О. Смирнова. — СПб. [и др.]: Питер, 2011.

9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для вузов / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — М.: Академия, 2011.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психология»

на тему:

«___________________________________»

 

Выполнил: ________________

Группа: ___________________

 

Научный руководитель:

__________________________

Оценка: ___________________

 

Екатеринбург 2016

 

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

 

  ВВЕДЕНИЕ
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
  1.1. Понятие эмоциональной сферы личности
  1.2. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте  
  1.3. Подростки группы риска и их особенности
  1.4. Гендерные особенности проявления эмоциональной сферы в подростковом возрасте  
  Выводы по главе  
  2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА  
  2.1. Организация и процедура исследования  
  2.2. Методы и методики исследования  
  2.3. Результаты исследования  
  2.3.1. Результаты описательной статистики  
  2.3.2. Результаты сравнительной статистики  
  2.3.3. Результаты корреляционного анализа  
  Выводы по главе  
  3. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ  
  3.1. Методологическое обоснование программы  
  3.2. Содержание программы  
  3.3. Особенности реализации программы  
  Выводы по главе  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
  ПРИЛОЖЕНИЯ  

 


Приложение 3

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: уровень сформированности социальной идентичности может с той или иной степенью достоверности прогнозировать поведение человека в социуме, принимаемые и отвергаемые жизненные ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность – это осознание своей принадлежности к социальной группе, значит – это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм [63].

Как интегрируются в одном и том же человеке совершенно различные по своей природе паттерны личностного и безличного поведения? Почему в одних случаях человек чувствует, думает и действует, как уникальная и неповторимая личность, а в других – как унифицированная, тождественная другим, безличная частица некоторого целого? Как осуществляется выбор поведения, сдвиг от поведения межгруппового к межличностному, и наоборот?

Теория социальной идентичности (Г. Тэджфел и Дж. Тернер) раскрывает один из вариантов решения данной проблемы, а именно, наибольший интерес представляют самые поздние ее версии и, в частности, дискуссия о противоречивости, антагонизме межгрупповых и межличностных начал в человеке. Напомним релевантные поставленной проблеме положения данной научной концепции. Авторы определяют межгрупповое поведение как «…любое поведение, демонстрируемое одним или большим числом действующих лиц в отношении одного или большего числа других на основе идентификации действующих лиц (себя и других) как принадлежащих к различным социальным группам или категориям» [54, с. 7]. По мнению Г. Тэджфела, межличностные и межгрупповые формы взаимодействия представляют собой два полюса единого биполярного континуума, на котором можно расположить все возможные варианты социального поведения. Один полюс – взаимодействие, которое полностью определяется межличностными отношениями и индивидуальными характеристиками участников, и на которое не оказывает влияние принадлежность к разным социальным категориям. На другом полюсе – взаимодействие между людьми, полностью детерминированное их групповым членством, на которое не влияют их индивидуальные отношения и характеристики [54].

Изучение особенностей формирования социальной идентичности в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования, становления и развития личности, что в значительной степени определяет особенности поведения подростка в социуме.

Здесь очень важно учесть все особенности данного возрастного периода, рассматривая социальные условия, влияющие на формирование социальной идентичности подростков, воспитывающихся в семье или же в учреждениях государственного воспитания (УГВ).

На сегодняшний день в образовательных учреждениях, в том числе и детских домах, основной преподавательский состав – женщины, что накладывает отпечаток на то, как складываются представления воспитанников УГВ о поведении, свойственном своему полу, особенностях взаимодействия в социуме за рамками учреждений. Существующие данные о выпускниках детских домов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. И в этой связи представляется особо важным более глубокое и разностороннее изучение факторов, влияющих на формирование социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

· положения о социальной идентичности в рамках пcихоаналитичеcкого направления (3. Фрейд, Э. Эрикcон, J.E. Marcia, A. Waterman), согласно которым идентичность понимается, как чувство ощущения «себя», и имеет динамический характер развития;

· научные взгляды на социальную идентичность представителей cимволичеcкого интеракционизма (Ч. Кулей, Дж. Мид, Е. Gоffman, R.D. Fоgelsоn), раскрывающие особенности социального происхождения «Я»;

· теория социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер), согласно которой каждый индивид характеризуется определенными социальными характеристиками, демонстрирующими его членство в группе, а также индивидуальными характеристиками, которые более специфичны и уникальны;

· конструкционистская модель анализа идентичности (Г.М. Андреева, П. Бергер, Л.Г. Ионин, Дж. Келли, Т.Т. Лукман, Т.Г. Стефаненко), дающая возможность решения задач, посвященных поиску возможностей конструирования социальной идентичности и построению системы ценностей [3].

В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности (А.Ю. Агафонов, Т.С. Баранова, Н.Л. Иванова, А.В. Микляева, П.В. Румянцева и др.).

Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы не получили еще достаточно глубокой научной разработки. Высказываемые отдельными исследователями положения нередко носят весьма противоречивый характер и требуют более глубокого осмысления и анализа [8].

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о формировании социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.

Изучение проблемы формирования социальной идентичности имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста.

Проблема исследования: несформированность социальной идентичности влечет за собой трудности адаптации и социализации.

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.

Объект исследования: социальная идентичность как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологические особенности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях в гендерном аспекте.

Гипотезы:

· возможно, имеются специфические особенности в формировании социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях;

· предположительно, имеются значимые различия в сформированности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях;

· вероятно, показатели сформированности социальной идентичности взаимосвязаны с психологическими особенностями личности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

· изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования социальной идентичности в подростковом возрасте и особенностей ее становления в условиях социальной депривации;

· разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития социальной идентичности подростков, воспитывающихся в учреждениях государственного воспитания, с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.


Приложение 4

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

 

Автора

 

Авидон И.Ю. Тренинги формирования команды / И.Ю. Авидон, О.В. Гончукова. Санкт-Петербург: Речь. 2008. 130 с.

Агеев В.С. Социальная идентичность личности: учебное пособие для студентов вузов / В.С. Агеев, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. Москва: Аспект Пресс. 2003. 475 с.

Более 3 авторов

История России: учебное пособие для студентов всех специальностей / Б.Н. Быков [и др.]; отв. ред. В.Н. Сухов. Санкт-Петербург: Изд-во СПбЛТА, 2001. 231 с.

 

Диссертации

Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: диссертация … кандидата психологических наук / Н.Л. Иванова. Ярославль. 2003. 339 с.

Авторефераты диссертаций

Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью: автореферат диссертации … кандидата психологических наук / Н. Ю. Рымарев. Краснодар, 2006. 22 с.

Статьи в журналах

Самошкина И. С. Территориальная идентичность как социально-психологический феномен / И. С. Самошкина// Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 99 – 106.