Спецификация оценочных средств

Содержание

 

1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине…………………………………….. 4

1.1. Общие положения…………………………………………………………………… 4

1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке……………………… 4

1.3. Спецификация оценочных средств результатов освоения дисциплины……….. 5

1.4. Описание процедуры оценивания и правил оформления результатов

оценивания………………………………………………………………………….. 6

2. Комплект оценочных средств по дисциплине………………………………………….. 7

2.1. Примерное содержание текущего контроля учебной работы студентов в форме

экспресс-опросов……………………………………………………………………….. 7

2.2. Оценочные средства для проведения экзамена во 2 семестре…………………… 14

2.3. Примерная тематика для выполнения творческих работ………………………… 16

2.4. Критерии оценки самостоятельной работы студентов…………………………… 18

 

 

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общие положения

Фонд оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Общая педагогика» базовой части образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по данной дисциплине разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВОпо направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Формами промежуточной аттестации по данной дисциплине является экзамен, предусмотренный учебным планом во 2 семестре. Итогом промежуточной аттестации является однозначное решение о сформированности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и иных компетенций, являющихся результатами освоения дисциплины.

 

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

ОК-5 – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия

ОК-6 – способность к самоорганизации и самообразованию

ОПК-1 — готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

— характер и специфику влияния различных внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов на развитие человека и формирование его личности;

— сущность и структуру педагогического процесса, условия и особенности его реализации;

6 стр., 2794 слов

Форма представления оценочного средства в ФОС

...   Нижневартовск 2014 г.   Перечень оценочных средств № п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС Кейс-задача Проблемное задание, в ... / кредитов ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ бакалавриат Б1.Б.8 108ч./3 кредита Смежные дисциплины по учебному плану Предшествующие:«Введение в специальность», «Основы теории журналистики», ...

— способы профессионального самопознания и саморазвития;

— источники и способы получения, осмысления и обобщения научно-педагогической информации;

Уметь:

— учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы социализации, обучения и воспитания;

— использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу развития педагогической культуры, базу педагогического самообразования;

— ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.);

— анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;

— участвовать в обсуждении педагогических проблем; в общественно-профессиональных дискуссиях;

— взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;

— осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.

Владеть:

— различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;

— способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.

 

Спецификация оценочных средств

 

Результаты освоения дисциплины Критерии оценивания результатов обучения Вид оценочных средств, № задания
Знаниехарактера и специфики влияния различных внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов на развитие человека и формирование его личности Грамотно, логично излагает материал в устном сообщении и в ответе на экзамене. Умело использует примеры из практики, проводит анализ, делает обобщения.   Экспресс-опрос. Практические задания по теме № 3. Выступление на практическом занятии. Качество выполненной презентации. Устный ответ на экзамене.  
Знание сущности и структуры педагогического процесса, условий и особенностей его реализации Знает основные понятия темы, разбирается в структуре педагогического процесса. Грамотно, логично излагает материал в устном сообщении и в ответе на экзамене. Экспресс-опрос. Практические задания по темам № 10, 12. Выступление на практическом занятии. Качество выполненной презентации. Устный ответ на экзамене.  
Знание способов профессионального самопознания и саморазвития Критично относится к себе, адекватно воспринимает замечания и рекомендации, высказанные преподавателем и однокурсниками. Наблюдения. Выступление на практическом занятии, устный ответ на экзамене (его анализ и оценка, в том числе самоанализ).
Знание источников и способов получения, осмысления и обобщения научно-педагогической информации Умело работает с информацией, критично подходит к отбору материала. Проблему рассматривает с различных позиций. Использует не только интернет-ресурсы, но и библиотечный фонд. Качество подготовки к экспресс-опросам, к выступлениям на практических занятиях. Устный ответ на экзамене.
Умение учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы социализации, обучения и воспитания Владеет информацией о современной системе образования. Критично оценивает недостатки и преимущества школьной практики. Практические задания по теме № 13. Выступление на практическом занятии. Качество выполненной презентации. Устный ответ на экзамене.  
Умение использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу развития педагогической культуры, базу педагогического самообразования Понимает необходимость изучения курса «Общей педагогики» для выполнения профессиональной роли (учитель), для выполнения в будущем роли родителя. Стремится к самообразованию. Качество подготовки к экспресс-опросам, к выступлениям на практических занятиях. Устный ответ на экзамене.
Умение ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.)   Умеет работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; умеет обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. Использует новейшие работы по проблеме. Качество подготовки к экспресс-опросам, к выступлениям на практических занятиях. Правильность выполненных презентаций. Устный ответ на экзамене.
Умение анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады Анализирует рабочие вопросы, проблемы, задачи — устанавливает все существенные причинно-следственные связи. Грамотно, логично излагает материал в устном сообщении и в ответе на экзамене. Выступления на практических занятиях. Подготовка презентаций.
Умение участвовать в обсуждении педагогических проблем; в общественно-профессиональных дискуссиях Принимает другого человека с его мировоззрением, верованиями, ценностями. Уважительно относится к человеку в т.ч. в ситуациях спора, полемики и т.п. Аргументировано ведет диалог и научную дискуссию. Степень участия в обсуждении проблем, вопросов на лекциях и практических занятиях. Устный ответ на экзамене.
Умение взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике Владеет приемами эмоциональной регуляции, сохраняет самообладание в стрессовых ситуациях, в ситуациях решения профессиональных задач.   Работа в группах на практических занятиях. Выполнение творческих заданий.
Умение осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями Владеет терминологией и понятийным аппаратом проблемы. Способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести примеры. Ответ логически выстроен, его содержание в полной мере раскрывает вопросы.   Экспресс-опросы. Устные ответы на практических занятиях и на экзамене. Подготовка презентаций.
Способностьработать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) Обладает навыками совместной деятельности к сотрудничеству. Общается бесконфликтно или умело разрешает конфликтные ситуации. Работа в группах на практических занятиях. Оценка выступлений сокурсников.
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) Реалистично оценивает свои сильные и слабые стороны. Планирует свою деятельность, оценивая существующие возможности и риски. Самоанализ собственной деятельности. Выполнение творческих заданий.
Готовностьсознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) Целеустремленно и с интересом изучает материал, использует дополнительную информацию. Умело переносит теоретический материал на практику. Проектирует свою будущую профессиональную деятельность. Экспресс-опросы. Устные ответы на практических занятиях и на экзамене. Самоанализ собственной деятельности. Выполнение творческих заданий.
Владениеразличными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности Открыт для общения, готов к обмену информацией. Работа в группах на практических занятиях.  
Владениеспособами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды   Анализирует свой успешный и негативный опыт деятельности. Делает выводы и корректирует свое поведение. Посещает дополнительные курсы, открытые лекции, тренинги, расширяющие личностные и профессиональные возможности.   Качество подготовки к экспресс-опросам, к выступлениям на практических занятиях. Правильность выполненных презентаций. Устный ответ на экзамене.

 

Описание процедуры оценивания и правил оформления результатов оценивания

Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Общая педагогика» осуществляется преподавателем в ходе ведения лекционных и практических занятий в форме устных и письменных опросов, проверки результатов выполнения студентами учебных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки изучаемого материала. Одной из форм текущего контроля является накопительная балльно-рейтинговая система учета учебных достижений студентов (НБРС).

Она предусматривает в течение всего семестра проведение письменных экспресс-опросов и выполнение заданий, позволяющих оценить учебно-исследовательскую активность студентов.

Объектами оценивания в процедурах текущего контроля выступают:

– отношение студента к освоению учебной дисциплины – активность на занятиях, своевременность выполнения заданий, посещаемость студентами всех видов занятий по дисциплине;

– качество усвоения теоретических знаний;

– уровень овладения практическими умениями и навыками.

Результаты текущего контроля знаний, который осуществляется в форме НБРС, вносятся в журнал учебной группы.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится во 2 семестре в форме экзамена. Положительные результаты сдачи экзамена оформляются записями в зачетных книжках студентов отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не вносится. В экзаменационные ведомости вносятся записи о результатах сдачи экзамена отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»

Письменные экспресс-опросы

1. Проведение экспресс-опросов обусловлено необходимостью повышения качества подготовки студентов за счет активизации и усиления эффективности текущего контроля их аудиторной и самостоятельной учебной работы.

2. Повышение эффективности текущего контроля призвано обеспечить систематическое проведение экспресс-опросов студентов с целью своевременного получения информации и оценки регулярности и качества подготовки студентов к лекционным и практическим занятиям.

3. Проведение экспресс-опросов дает возможность установления связи и преемственности изучаемого на каждом учебном занятии материала с учебно-научной информацией, освоенной студентами на предшествующих занятиях и в процессе самостоятельной работы.

4. Экспресс-опросы, выполняя функции входного контроля, позволяют также установить степень готовности студентов к освоению нового материала.

Организация проведения экспресс-опросов

1. Экспресс-опросы проводятся в начале каждого учебного занятия (лекционного и практического) в течение 7-10 минут.

2. Задания, которые надлежит выполнить студентам, должны предусматривать возможность ответить на предложенные вопросы кратко и, вместе с тем, исчерпывающе. Таким образом, очевидно требование, чтобы формулировка вопросов (заданий) была четкой, недвусмысленной, позволяющей дать лаконичный ответ.

3. Экспресс-опросы проводятся в письменной форме в целях экономии времени и 100-процентного охвата текущим контролем студентов.

4. Преподаватель должен проверить и оценить по шкале выполненные работы в течение текущей учебной недели. Отметки по трехбалльной шкале выставляются в журнале группы накануне каждого очередного учебного занятия.

5. Настоящие материалы содержат не менее 3-х вопросов к каждому учебному занятию; преподаватель сам определяет вариант задания, который должен выполнить каждый студент.

6. Листы с текстами ответов сразу после проведения экспресс-опросов передаются для проверки преподавателям.

Содержание заданий экспресс-опросов

Учебное занятие №1

Письменный экспресс-опрос (по ключевым для общей педагогики проблемам, изученным при освоении студентами курса «Общая психология»).

Студентам предлагается дать определение понятий:

1) человек, индивид, индивидуальность, личность,

2) развитие, формирования, социализация;

3) назвать компоненты структуры личности.

Учебное занятие №2

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается дать определение понятий:

1) педагогика, ее объект, предмет и функции;

2) образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание;

3) назвать основные отрасли педагогической науки.

Учебное занятие №3

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается назвать:

1) основные движущие силы и закономерности развития человека;

2) перечислить факторы развития человека и

3) факторы формирования его личности.

Учебное занятие №4

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается охарактеризовать:

1) роль наследственности в развитии человека;

2) роль самовоспитания в формировании его личности;

3) мотивы и способы самовоспитания.

Учебное занятие №5

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается охарактеризовать:

1) функции и типологию семей;

2) основные факторы формирующего влияния семьи;

3) стили родительского поведения.

Учебное занятие №6

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается определить типологию коллективов

1) по содержанию объединяющей их членов деятельности;

2) по юридически (социально) фиксированному статусу

3) по длительности функционирования

Учебное занятие №7

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1)назвать основные макро- и мезофакторы, определяющие формирование и социализацию личности:

2) охарактеризовать основные факторы и особенности формирующего влияния семьи;

3) перечислить известные студентам психолого-педагогические концепции коллектива.

Учебное занятие №8

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) назвать виды деятельности в подростковом и юношеском возрасте;

2) охарактеризовать функции и структуру общения;

3) охарактеризовать условия эффективности педагогического общения.

Учебное занятие №9

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать движущие силы воспитания;

2) охарактеризовать основные принципы воспитания;

3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.

Учебное занятие №10

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать движущие силы воспитания;

2) охарактеризовать основные принципы воспитания;

3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.

Учебное занятие №11

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) представить в виде схемы структуру педагогического процесса;

2) назвать и кратко охарактеризовать основные функции педагогического процесса;

3) охарактеризовать основные компоненты субъектности педагога.

Учебное занятие №12

Студентам предлагается назвать основные документы, отражающие содержание образования, дать краткую характеристику одного из них.

Учебное занятие №13

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать цели образования в российской школе, их варианты в процессе исторической эволюции;

2) охарактеризовать формальный и материальный подходы к отбору содержания образования;

3) охарактеризовать понятия: фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Учебное занятие №14

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать структуру государственного образовательного стандарта и ее компоненты;

2) представить в виде схемы структуру учебного плана общеобразовательной школы;

3) охарактеризовать структуру программы учебной дисциплины и основные требования к ней.

Учебное занятие №15

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается дать определения понятиям:

1) формы организации педагогического процесса (назвать формы организации обучения);

2) методы педагогического процесса (назвать методы стимулирования в воспитании;

3) охарактеризовать сущность понятия «педагогическая технология», назвать признаки педагогической технологии.

Учебное занятие №16

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать специфику формирующего влияния семьи;

2) охарактеризовать особенности влияния материально-бытовых условий семьи на воспитание ребенка;

3) охарактеризовать роль представителей старшего поколения семьи, старших и младших братьев и сестер в формировании личности ребенка.

Учебное занятие №17

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) назвать основные условия обеспечения сплоченности детского коллектива;

2) кратко охарактеризовать роль принципов самодеятельности, романтики и игры в жизнедеятельности детского коллектива;

3) назвать условия конструктивного взаимодействия ученического коллектива и классного руководителя.

Учебное занятие №18

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) назвать основные способы (методы) педагогического воздействия;

2) кратко охарактеризовать стили взаимодействия педагога и воспитанников;

3) оценить педагогические последствия применения воспитателем исключительного авторитарного стиля во взаимоотношениях с учениками.

Учебное занятие №19

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается решить профессионально-педагогическую задачу.

Учебное занятие №20

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается решить профессионально-педагогическую задачу.

Учебное занятие №21

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается решить профессионально-педагогическую задачу.

Расчет успеваемости студентов по НБРС

За ответы на экспресс-опросыстудент может по максимуму получить до 50% баллов, за оценку учебно-исследовательской активности – так же до 50 баллов. Количество экспресс-опросов и, соответственно, отметок определяется числом учебных занятий, предусмотренных учебным планом. При этом:

0 балловвыставляется при отсутствии студента на учебном занятии без уважительной причины (студент, отсутствовавший на занятии по уважительной причине, подтвержденной руководителем факультета или заместителем по учебной (учебно-методической) работе, имеет право на индивидуальное выполнение заданий экспресс-опроса в сроки, согласованные с ведущим преподавателем);

1 баллвыставляется в случае выполнения студентом до 50% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;

2 баллавыставляется при выполнении студентом от 51% до 80% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;

3 баллавыставляется при выполнении студентом от 81% до 100% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса.

По дисциплине «Общая педагогика» в соответствии с учебными планами факультетов предусмотрено 8 лекционных занятий и 13 семинарских занятий (21 занятие).

Следовательно, по результатам экспресс-опросов, проведенных на лекционных и семинарских занятиях, студент может максимум получить 63 балла.

Учебно-исследовательская активностьстудентов в течение семестра суммарно может быть оценена предельным количеством баллов, равным максимальному количеству баллов по результатам экспресс-опросов.

Учитывая, что по результатам экспресс-опросов, проведенных на лекционных и семинарских занятиях, студент может максимум получить 63 балла, то за учебно-исследовательскую активность также 63 балла.

Таким образом, общее максимальное число баллов по предмету будет равно 126 баллов.

Учебно-исследовательская активностьстудентов выражается в выполнении следующих видов деятельности:

— учебно-научный доклад продолжительностью до 15 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском или практическом занятии – отметка до 15 баллов в зависимости от качества выступления;

— выполнение локального учебно-исследовательского проекта – отметка до 15 баллов в зависимости от качества выполнения;

— индивидуальное устное сообщение продолжительностью до 10 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском или практическом занятии – отметка до 10 баллов в зависимости от качества выступления;

— участие в учебной дискуссии – отметка до 5 баллов в зависимости от активности и качества участия в учебной дискуссии;

— развернутый логически завершенный ответ на вопрос при устном опросе на семинарском, практическом занятии – отметка до 5 баллов в зависимости от качества ответа;

— решение практических задач – отметка до 5 баллов в зависимости от количества и качества решенных задач.

Оценка учебно-исследовательской активности студентов может быть дополнена баллами, полученными за результаты НИРС, участие и призовые места на олимпиадах и в конкурсах по профилю учебной дисциплины – по следующей шкале:

Мероприятие Форма участия / результат Количество баллов
Внутривузовская научная студенческая конференция доклад
призовое место 6 – 10
Межвузовская научная студенческая конференция доклад
призовое место 10 – 15
Международная научная студенческая конференция доклад
призовое место 16 – 20
Внутривузовский тур предметной олимпиады (конкурса) участие
призовое место
Региональный тур предметной олимпиады (конкурса) участие
призовое место (I, II, III) 15, 20, 25
Российский тур предметной олимпиады (конкурса) участие
призовое место (I, II, III) 20, 25, 30
Публикация в вузовском сборнике научных трудов статья 11 – 15
Публикация во внешних изданиях статья 16 – 20

Примечание: за одно и то же мероприятие баллы начисляются только по одному виду работы и однократно; например, если студент принял участие в олимпиаде и занял призовое место, то к его суммарной балльно-рейтинговой оценке добавляются только баллы за призовое место.

Оформление текущей документации и результатов аттестации

6.1.Баллы, полученные студентами в течение семестра при проведении экспресс-опросов, участии в семинарах и выполнении различных видов учебных заданий, а также в ходе экзамена, выставляются в журнал академической группы. Для оформления сведений о текущей успеваемости в форме НБРС используются две страницы журнала. На первой из них выставляются баллы за экспресс-опросы, на второй – баллы за учебно-исследовательскую активность.

Итоговая сумма баллов, набранная студентом в течение семестра в ходе экспресс-опросов и оценки учебно-исследовательской активности, также выставляется в журнал. На последнем занятии преподаватель знакомит каждого студента (под личную подпись) с количеством набранных им баллов.

Баллы, полученные студентом на экзамене, фиксируются в экзаменационной и дополнительной ведомости.

6.2.Результаты экзамена в баллах («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») заносятся в экзаменационную ведомость или в направление для сдачи экзамена.

 

Количество баллов, необходимых для получения итоговых отметок по дисциплине «Общая педагогика»

Число пар (2 часа) аудиторных занятий Максимальное число баллов по результатам Максимальное число баллов, полученных по оценке текущей успеваемости (столбцы 2+3) Для допуска к итоговой аттестации необходимо Количество баллов, необходимых для получения итоговых отметок на экзамене  
экспресс-опросов оценки учебно-исследовательской активности студентов «5» автомат «5» «4» «3» «2»  
 
  50% 50% 100% 25% и более 91% и более 91% и более 71-90% 41-70% 25-40%
89-114 52-88 32-51

 

Примерные вопросы для проведения экзамена во 2 семестре

1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия педагогики.

2. Структура педагогики и ее связь с другими науками.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о принципах государственной политики в области образования, о системе образования в России, об общих правилах организации образовательного процесса и реализации образовательных программ.

4. ФГОС основного общего образования, его основные положения.

5. Понятие о личности, ее развитии и формировании.

6. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности развития личности

7. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности: общая характеристика.

8. Роль наследственности в развитии человека.

9. Самовоспитание, его сущность и значение для становления и развития личности.

10. Мотивы и способы самовоспитания

11. Роль и основные характеристики деятельности как фактора формирования и социализации личности.

12. Роль общения в развитии и формировании личности. Характеристика основных видов общения.

13. Функции общения: общая характеристика, условия эффективности их реализации.

14. Педагогическое общение: специфика феномена, условия обеспечения эффективности его реализации.

15. Специфика формирующего влияния современной российской семьи.

16. Стили родительского поведения и тактика воспитания ребёнка в семье.

17. Роль коллектива в формировании и социализации личности.

18. Детский коллектив как фактор воспитания: функции, признаки и структура.

19. Учение А.С. Макаренко о коллективе: законы и принципы жизнедеятельности.

20. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива

21. Роль и возможности воспитания в формировании личности.

22. Сущность и структура педагогического процесса: общая характеристика.

23. Субъекты педагогического процесса: общая характеристика участников педагогического процесса, специфика их взаимодействия.

24. Учитель, его функции, компетенции и современные требования к нему.

25. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.

26. Содержание образования в российской школе: общая характеристика.

27. Нормативно-методические документы, определяющие содержание образования.

28. Формы организации педагогического процесса: общая характеристика.

29. Методы обучения (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика.

30. Методы воспитания (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика.

31. Педагогические технологии обучения: сущность понятия и признаки педагогической технологии.

32. Достоинства и недостатки современной системы оценивания учебной деятельности в российской школе.

 

Примерная тематика для выполнения творческих работ

Творческие работы могут быть выполнены в различных формах: письменная работа, эссе, презентация, реферат.

1. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке. Значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?

2. Попытайтесь проанализировать, что Вы унаследовали от своих родителей и прародителей. Воспользуйтесь перечнем свойств, которые могут передаваться генетически. Особенно обратите внимание на задатки к определенным видам деятельности.

3. Вспомните о собственных попытках (вероятно неоднократных!) заняться самовоспитанием и напишите небольшое сочинение-эссе об одной из попыток. Желательно, чтобы в сочинении была выдержана следующая логика: что побудило (кто побудил) к самовоспитанию, к каким выводам привел самоанализ, какие были приняты самообязательства, какие приемы и средства использовались, как долго Вы шли к цели и куда (к чему) в итоге пришли.

4. Попробуйте совместно (в группе) сформулировать и написать: а) правила для начинающих заниматься самовоспитанием; б) рекомендации для них. Помните, что правила отличаются от рекомендаций степенью обязательности исполнения.

5. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Родительскую педагогику» В.А. Сухомлинского и составьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полученные результаты с вашими собственными представлениями о семейном воспитании. В какой мере они совпадают? Обнаружили ли Вы нечто такое, о чем ранее не задумывались?

6. Для сравнения проанализируйте семью Прокла и Дарьи, персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Мороз – Красный нос»; опишите особенности воспитания детей в этой крестьянской семье, определите, какие из этих особенностей можно было бы обнаружить в современной сельской семье.

7. Что бы Вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся первого и седьмого классов? А для молодоженов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование избранного Вами содержания.

8. Составьте концепцию (опишите систему) и разработайте учебный план школы, директором которой Вас избрали. Разумеется, что эта будет школа «нового типа», отражающая современные требования и удовлетворяющая ожидания… А вот чьи ожидания – на этот вопрос ответите Вы.

9. В чем проявляется, на Ваш взгляд, воспитательная ценность народных традиций, обрядов, праздников. Приведите примеры мудрых заповедей народной педагогики.

10. Проанализируйте и выпишите в два столбца с учетом рейтинга значимости 10 Ваших личностных качеств, которые: а) будут способствовать Вашему профессионально-творческому саморазвитию; б) будут сдерживать ваше профессионально-творческое саморазвитие. Составьте «Программу творческого саморазвития» на ближайший год с учетом результатов выполнения предыдущего задания. Разработайте «Нравственный кодекс учителя». Разработайте «Я-концепцию» творческого саморазвития с учетом своих индивидуальных склонностей и способностей.

11. Выделите 10 приоритетных стратегий, которые, на Ваш взгляд, могут существенно повысить конкурентоспособность российской системы образования. Что, на Ваш взгляд, российская система образования должна заимствовать и творчески адаптировать: а) из американской; б) британской; в) французской; г) немецкой системы высшего образования? В чем преимущество, а в чем вы видите недостатки российской высшей школы в сравнении, например, с американской? Какие и в чем Вы усматриваете трудности Болонского процесса? Если бы Вы были министром образования и науки РФ, то какие действия Вы бы предприняли для повышения конкурентоспособности выпускника российского вуза?

12. Ответьте для самого себя на следующие вопросы: Есть ли у Вас внутреннее желание изменить мир путем воспитания, обучения и развития подрастающего поколения? Имеете ли Вы ясное представление о том, какая педагогическая (дидактическая) концепция Вам наиболее подходит, Вас наиболее вдохновляет? Кто из педагогов-классиков является для Вас авторитетом? Почему? Кто из современных педагогов является для Вас авторитетом? Почему?

13. Разработайте и обоснуйте акмеологическую концепцию обучения, т.е. обучения, ориентированного на максимальную творческую самореализацию учителя и учащихся.

14. Разработайте и обоснуйте валеологическую концепцию обучения, т.е. обучения, которое во главу угла ставило бы развитие здорового образа жизни учащегося.

15. Разработайте и обоснуйте креативную концепцию обучения, т.е. обучения, в котором развитию креативного мышления (интуиции, фантазии, оригинального мышления) уделялось бы исключительно большое внимание.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов

Устное выступление на практическом занятии

При подготовке устного выступления учитывается:

Ø время выступления (5-7 минут);

Ø соответствие содержания заявленной теме;

Ø наличие структуры (вступление, основная часть, заключение);

Ø использование невербальных средств общения (особенно визуального контакта);

Ø качество речи (правильность, логичность, точность, выразительность, краткость, уместность и др.);

Ø образ выступающего.

 

Информационное сообщение

Информационное сообщение — результат процессов преобразования формы и содержания документов с целью их изучения, извлечения необходимых сведений, а также их оценки, сопоставления и обобщения.

Критерии оценки:

Ø Актуальность темы исследования и постановка проблемы.

Ø Новизна и оригинальность решения поставленных задач.

Ø Теоретическая, практическая значимость результатов.

Ø Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение).

Ø Использование современных демонстрационных средств.

Ø Владение вниманием аудитории, умение преподнести себя.

Ø Соблюдение регламента выступления.

Ø Полнота ответов на вопросы.

 

Эссе

Эссе — «Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу» (Словарь иностранных слов).

Эссе является связным литературным текстом, отражающим позицию автора по заданной проблеме.

Структура эссе:

1. Введение. Основная характеристика введения: Во введении представляется, раскрывается какая-то идея, позиция, чье-либо понимание рассматриваемого вопроса, представляющая интерес в рамках заданной проблемы. Желательно, чтобы она носила дискуссионный характер, предполагала либо согласие, либо опровержение. Основные составляющие введения: — формулирование тезиса; — обоснование его актуальности; — раскрытие расхождения мнений; — обоснование структуры рассмотрения тезиса; — переход к основному суждению.

2. Основная часть Основная отличительная особенность данной части: раскрытие собственной позиции автора эссе. Основные элементы части: — формулирование суждений автора; — резюмирование аргументов в защиту основного суждения; — общее заключение о полезности данного утверждения.

3. Заключение. Заключение представляет собой обобщение по рассматриваемому вопросу. Основные элементы заключения: — прописывается основное суждение; — резюмируются аргументы в его защиту; — дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Критерии оценки:

Ø Полнота содержания (раскрытие всех пунктов плана)

Ø Соблюдение структуры эссе

Ø Представление собственной точки зрения (позиции, отношения)

Ø Аргументация своей позиции с опорой на конкретные факты, собственный опыт

Ø «Глубина» проработки проблемы

Ø неординарность, оригинальность, творческий подход к рассматриваемому вопросу

Ø Стилистика текста, его логичность, связность, языковая и научная грамотность (правильное использование научной терминологии)

 

Педагогическое сочинение

Педагогическое сочинение (вид письменной работы) – изложение своих мыслей на заданную педагогическую тему.

При написании педагогического сочинения необходимо учитывать:

Ø соответствие теме

Ø наличие собственной позиции и анализа источников

Ø композиция сочинения должна включать вступление, основную часть, заключение

Ø точность и логичность изложения

Ø правильность оформления цитат

Ø отсутствие фактических, орфографических, пунктуационных, синтаксических, стилистических ошибок