Доклад — Основные формы и методы работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации

Адъюнкт-профессор психологии  ГОЛЕВ С.В.

Доцент кафедры социально-психологических технологий ХФ ОМУРЧ «Украина», начальник отделения психопрофилактики и профессионального психологического отбора Центра ППППО  УМВД  Украины в Херсонской области

Основные формы и методы  работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации

 Специалистов к действиям в экстремальных услови

Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внешних опасностей и угроз иногда становятся экстремальными.

В настоящее время практически все сферы находятся в экстремальном состоянии. Поэтому есть все основания говорить не просто о действиях практических психологов и социальных работников в экстремальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальной  психологии как самостоятельной отрасли.

Дело в том, что экстремальные ситуации требуют спецификации: 

*социально-психологической диагностики,

*психотехники воздействия

*и проведения консультирования,

т.е. всех основных направлений профессиональной деятельности психологов и соц. работников.

В частности, диагностика социально-психологических явлений в экстремальных ситуациях имеет существенные отличия.

В этих условиях из-за цейтнота времени нельзя создать программу диагностики. Действия, в том числе практических психологов и социальных работников, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением:

8 стр., 3976 слов

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

... семьи живут. К основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся: . потенциал организации, ее социальная инфраструктура; . условия работы и охрана труда; . социальная защищенность работников; . социально-психологический климат коллектива; . материальное вознаграждение труда ...

видеосъемки,

анализа социальной симптоматики,

применения ретроспективного подхода и т.д.

Впрочем, экстремальные ситуации выполняют диагностирующую роль. В этих условиях личность «обнажается». Надо только все это зафиксировать.

Не применимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы социально-психологического воздействия. В данных условиях работают не психотерапия и тренинги, а методы специальных операций контрпропагандистского характера.

Именно они применяются:

-во время боевых действий,

-эффективны в борьбе с преступностью.

-Здесь не лишней является и «шоковая терапия».

В то же время здесь имеют место:

и специальная психологическая помощь,

и реабилитационная работа,

и социальная помощь беженцам из «горячих точек» в целях их адаптации,

 участникам боевых действий, получивших тот или иной синдром,

а также специальные меры по поддержанию морально-психологического «духа» населения и специальных подразделений в условиях боевых действий,

террористических актов

в прифронтовой полосе.

Все зависит от целей социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях:

*в одном случае надо поддержать, помочь;

*в другом — следует пресечь, например, слухи, панику;

*в третьем — провести переговоры;

*в четвертом — разложить в морально-психологическом отношении, развенчать, шокировать противника;

*в пятом — оказать содействие в адаптации к новой культуре.

Как известно, экстремальные ситуации возникают в силу различных причин.

По источнику происхождения экстремальные ситуации подразделяются на:

природные (лесные пожары; наводнения; землетрясения; сели; ураганы; снежные заносы; цунами; засуха; экологические бедствия);

техногенные (аварии, катастрофы);

12 стр., 5723 слов

Социально-педагогические ресурсы социальных отношений

... социального педагога по коррекции социальных отношений….………………………………………..…53 3. Социально-педагогические условия повышения эффективности реализации социально-педагогических ресурсов социальных отношений 3.1. Диагностика социальных ... реализации в стенах их учреждения ресурсов социальных отношений. 1. Социально-педагогические ресурсы социальных отношений как проблема исследования 1.1. Анализ ...

эпидемиологические (эпидемии; вспышки инфекционных заболеваний);

социальные (терроризм; захват заложников; социальные конфликты — забастовки; гражданское неповиновение, гражданская война).

Данные экстремальные ситуации могут накладываться друг на друга и проявляться в различных формах социальной напряженности.

Можно выделить следующие формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на ее возникновение:

определенные социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, продолжительность жизни);

криминальные последствия;

психологические настроения, а именно: тревогу, массовое недовольство или депрессию, панику, агрессию или
надежду на чудо;

недоверие к власти, ее представителям;

поведенческий аспект, связанный с протестом.

По крайней мере можно так же выделить три уровня развития социальной напряженности:

*низкий, практически не влияющий на общественную стабильность и безопасность;

*средний — заметно влияющий на жизнедеятельность общества;

*высокий — дезорганизующий функционирование социальных институтов и общностей.

Опасность предъявляет особые требования к личности практического психолога и  социального работника, их профессиональной деятельности и готовности.

Чтобы действовать грамотно в экстремальных ситуациях, практический психолог и социальный работник должны быть:

адаптированы к ним,

обладать стрессоустойчивостью 

и социально-психологической компетентностью.

В экстремальных ситуациях, возникающих в силу действия природных, техногенных и эпидемиологических факторов, практическим психологам  и социальным работникам приходится сталкиваться с такими явлениями, как:

паника;

28 стр., 13831 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ ...

... психологических резервов организма при помощи методики НЛП «якорь». Для проведения исследования нами была сформулирована гипотезанастоящего исследования –предположим, что предлагаемая методика психологического воздействия позволит корректировать предстартовое состояние ... спортсмена к экстремальным стрессовым факторам в период соревновательной деятельности через мобилизацию психологических ресурсов ...

слухи;

посттравматический синдром (ПТСР).

Паника — реакция массового страха. В своем развитии она проходит несколько стадий. Психолог и социальный работник обязаны в случае необходимости дать рекомендации по ее пресечению.

Особенно это актуально, когда происходят террористические акты: 

*в метро,

*общественном транспорте,

*жилых помещениях,

* когда паникой охвачена толпа.

Посттравматический синдром возникает как в период экстремальных ситуаций, так и после их окончания.

Например, после землетрясения в Армении:

86% обследованных, переживших землетрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии оглушенности, трудности осмысления происходящего, заторможенности.

У 36% среди тех, кто потерял близких родственников, возникла потеря памяти на события первых нескольких дней после землетрясения.

Психологические реакции на экстремальные ситуации различны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций,

*от дисстрессовых состояний и даже психологических расстройств

*до состояния мобилизованности.

Психологическую помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях в первую очередь должны уметь оказывать психологи и социальные работники, работающие в МЧС, МО, МВД Украины, здравоохранении.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

1*безотлагательность;

2*приближенность к месту событий;

3*ожидаемость восстановления нормального состояния;

4*единство психологического воздействия

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и ... при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический ...

5*и простота психологического воздействия.

1. Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств (алкоголизм, прием наркотических средств).

2. Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а также минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

3. Ожидаемость: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

4. Единство психологического воздействия подразумевает, что его источником должно выступать одно лицо, либо унифицированная процедура обращения.

5. Простота психологического воздействия связана с тем, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

Для снятия посттравматического стресса проводятся:

психолого-реабилитационные курсы, т.е. оказывается социальная и психологическая помощь.

Эти меры могут включать в себя 

*психодиагностику,

*консультирование,

*психотерапию,

*дибрифинги.

Дебрифинг — метод работы с групповой психической травмой (Дж.Митчелл, 1983).

Цель дебрифинга заключается в сведении к минимуму последствий патогенного источника на группу путем организованного обсуждения происшедшего события.

При этом используют:

 *и групповые методики,

*и санаторно-курортное лечение,

*и восстановление в специальных центрах.

Такая помощь должна оказываться не только пострадавшему, но и его семье и т.д.

13 стр., 6098 слов

PR-технологии профилактики, институционализации и разрешения ...

... с общественностью PR-технологии профилактики, институционализации и разрешения конфликта. Переговоры как PR-технология. Сущность и особенности конфликтов Конфликты в социальной сфере — активно развивающаяся область ... интересами. -Общественное мнение может быть возбуждено каким-то словесным (информационным) воздействием, всколыхнет большие массы людей. Но если развитие событий не подтверждает их ...

В последнее время наиболее часто возникают экстремальные ситуации, которые являются социальными по своему происхождению.

Имеются в виду: 

*терроризм, в том числе политический,

*захват заложников,

*забастовки,

*гражданские формы протеста и неповиновения,

*межнациональные конфликты,

*массовые беспорядки, очаги гражданской войны.

Важную роль в урегулировании социальных конфликтов, освобождении заложников могут сыграть практические психологи. При этом неоценимое значение имеет их социально-психологическая компетентность.

Дело в том, что социально-психологическая компетентность позволяет грамотно проводить:

переговоры;

обращение к толпе;

специальные мероприятия контрпропагандистского характера в условиях боевых действий, информационной борьбы, психологического противоборства.

Переговоры — переговорам рознь.

1. Одно дело переговоры, используемые для урегулирования трудовых конфликтов,

2. другое — применяемые для освобождения заложников. Впрочем, в том или в другом случае имеет место конфликт. Однако, несмотря на это, существует принципиальная разница между указанными видами переговоров.

В настоящее время издана обширная литература об этапах, технике проведения переговоров (Н.В.Гришина, М.М.Лебедева и др.), в частности, практика проведения переговоров подробно освещена в книге: «Основы социально-психологической теории» (Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. Рязань, 1995. С. 100; 109; 236-240).

Но одних теоретических знаний в данном случае недостаточно.

Необходима специальная подготовка «переговорщиков».

Весьма непростую задачу представляет собой обращение и психологическое воздействие

на толпу,

10 стр., 4907 слов

Межличностный конфликт как социально-психологический феномен

... • ведет к ухудшению социально-психологического климата; • отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей. Исходя из этого видно, что конфликт — чрезвычайно слож­ное ... • низкая коммуникабельность; • чрезмерная принципиальность в сочетании с догматиз­мом и др. Конфликты по вертикали - «руководитель - подчиненные» чаще всего возникают из-за несвоевременного и ...

участников массовых беспорядков.

Психологическое воздействие в целях предотвращения и пресечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов:

*воздействие во время первой стадии;

воздействие, осуществляемое на второй стадии, т.е. в начале и в течение эксцесса.

*В первом случае воздействие направлено на предотвращение перерастания социальной напряженности в эксцессы;

*во-втором — на его сдерживание посредством обращений к гражданам, ведения с ними переговоров, проведения специальных мероприятий.

Следует иметь в виду, что в основе большинства экстремальных ситуаций лежат социальная напряженность и конфликты. Поэтому психологи  и социальные работники должен быть готов к участию в урегулировании социальных конфликтов.

Специалисты в области конфликтов не могут снимать с себя ответственности за разрыв между теорией и практикой разрешения социальных конфликтов. Нельзя допустить, чтобы теория конфликтов развивалась своим путем, а практика их разрешения шла своим.

Регулированием конфликтов должны заниматься специалисты.

В этом контексте особое значение приобретают: 

-прогнозирование,

-картография социальных конфликтов,

-анализ их причин возникновения, практики разрешения,

-а также разработка путей ее совершенствования.

При возникновении межнациональных конфликтов с применением оружия легко можно спровоцировать ситуацию и привести к эскалации конфликтов путем:

дезинформации,

запуска слухов.

      Поэтому особая ответственность ложится на средства массовой информации не только в условиях чрезвычайного положения, но и социальной напряженности. Здесь предельно остро встает вопрос: 

*об объективности информации

*и корректности подачи материала.

12 стр., 5642 слов

Социальный конфликт как фактор развития социума

... а противостояние, взаимная угроза, не исключающая перемирие, переговоры, мирный исход. Конфликтная ситуация не обязательно приводит к конфликту. Для этого нужен повод, который дает ... неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы. Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и ...

В данном случае консультации практических психологов не повредят. Но речь не идет об особом режиме работы средств массовой информации, об их ограничениях.

Экстремальная психология связана не только с практикой, но и с общением, профессиональной подготовкой специалистов.

Главная цель экстремальной прикладной социальной психологии как учебной дисциплины должна состоять в формировании безопасного поведения личности и групп. При этом можно с успехом опираться на курсы «Безопасность жизнедеятельности» и «Безопасность человека».

В то же время следует осуществлять специальную подготовку специалистов к действиям в экстремальных ситуациях по формированию у них стрессоустойчивости и других свойств.

Одним из экстремальных факторов, проявляющихся во многих случаях в социальной напряженности и конфликтах, является проблема адаптации «беженцев» из горячих точек, переселенцев, эмигрантов и вообще межкультурного взаимодействия.

Процесс приспособления к новой культурной среде довольно часто представляет собой патогенный источник и сопровождается:

невротическими и психосоматическими расстройствами,

девиантными и деликвентными отношениями,

«культурным шоком»,

«культурной утомляемостью»,

 «шоком перехода».

Процесс адаптации к новой культуре включает три основных этапа.

*Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением,

*второй — фрустрацией, депрессией и чувством замешательства,

*третий — переходящим в чувство уверенности и удовлетворения (Т.Г.Стефаненко).

Степень конфликтности и продолжительности адаптации к новой культуре зависит от социально-психологических характеристик переселенцев и своей, и чужой для них культур.

С.Боккер описал четыре основных вариантов адаптации к новой культуре с учетом последствий межкультурного взаимодействия:

геноцид, т.е. уничтожение противостоящей группы;

10 стр., 4506 слов

Особенности подбора упражнений для развития двигательных действий ...

... методик обучения двигательным действиям в 3-м классе по разделу «Легкоатлетические упражнения»; - определить показатели развития физических способностей учащихся 3-х классов МБОУ СОШ № 19. При написании ... и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез. 3. Увеличивается ...

ассимилиция, т.е.постепенное добровольное или принудительное принятие традиций до полной идентификации
с другой ментальностью;

сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп;

интеграция, т.е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество.

Исходя из этого, выделяется следующая типология переселенцев:

«перебежчик», который отбрасывает собственную культуру;

«шовинист», который не признает чужой культуры;

«маргинал» — колеблющийся между двумя культурами;

«посредник» — синтезирующий обе культуры.

В настоящее время имеются различные программы, способствующие адаптации к новой культуре. 

Среди них выделяют: 

1*просвещение,

2*ориентирование,

3*инструктаж,

4*тренинг

5*и «культурный ассимилятор».

1. Цель просвещения — приобретение знаний о культуре, этнической общности и др.

С точки зрения Г.Триандиса, межкультурный тренинг решает две главные задачи:

знакомство с межкультурными различиями;

повышение социально-психологической компетентности в сфере культурных различий.

5. Цель «культурного ассимилятора» — научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их картины мира. Поэтому данный метод предлагают называть техникой межкультурной сенситивности.

СУТЬ:

«Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций поведения персонажей каждой ситуации.

Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к аккультурации, т.е. к культурным изменениям. Реально она существует в виде осложнений в межнациональных отношениях. Дело в том, что основным признаком этнических общностей является культура. Культурные различия между этническими общностями нередко приводят к конфликтам и проявляются в различной степени терпимости к национальным меньшинствам, и наоборот.

Пожалуй, самым экстремальным фактором является преступность. Социальная психология обладает большими возможностями для объяснения природы этого явления и разработки рекомендаций по борьбе с ним.

Особенности личности переговорщика

Очевидно, что для ведения переговоров необходимо отбирать тех, кто обладает определенными личностными качествами, способствующими успешному ведению переговоров. Академией МВД на основе анализа конкретных ситуаций, проведения отбора и подготовки переговорщиков, исследования литературных источников определены основные психологические характеристики, необходимые для успешного ведения переговоров.

Требования к личности переговорщика можно разделить на два блока.

1.В первый входят те качества, которые хорошо развиты и явно проявляются у сотрудника, претендующего на роль переговорщика, и без которых невозможна успешная подготовка к данной деятельности.

2. Во второй блок входят качества, которые должны присутствовать у переговорщика, но они могут быть неразвиты, и их развитие возможно в ходе обучения.

1. В состав первого блока входят следующие качества:

личностно-эмоциональные — уверенность, эмпатия, сензитивность,   теплота,   общительность,   коммуникабельность, проницательность, интуиция, осторожность, оптимизм;

интеллектуальные — гибкость ума, изобретательность, ассоциативность;

культурные — располагающий внешний вид, доброжелательность, артистизм.

2. Второй блок представлен качествами, характеризующими:

эмоциональную устойчивость — стрессоустойчивость, самоконтроль, самообладание;

социально-психологическую компетентность — умение вести диалог, конструктивизм, ролевая находчивость, способность убеждать, жизненный опыт, профессиональный опыт общения.

Обучение должно быть построено на усвоении теоретического материала на основе проведения лекций, практических занятий и тренинга, направленного на развитие благоприятных черт и сглаживание отрицательных, на осознание обучающимися своих слабых и сильных сторон, а также на повышение, стрессоустойчивости. Программа подготовки должна включать обучение специальным психологическим приемам, позволяющим эффективно воздействовать на оппонента.

Давая характеристику переговорщикам, можно выделить четыре основных типа успешного переговорщика:

располагающий — характеризуется:

-свободой общения,

-раскрепощенностью,

-способен без труда вступить в контакт с человеком, разговорить его, но может забыть основные цели переговоров и переиграть или потерять осторожность;

сензитивный 

тонко чувствует тон собеседника,

мгновенно реагирует на изменения в его поведении и позиции,

легко читает обратную связь в глазах и голосе собеседника,

недостатки могут проявиться в перенапряжении, тревожности,

иногда в скованности инициативы,

застревании на основной цели — безопасности;

интуитивный — отличается:

-спокойствием,

-мудростью,

-неторопливостью,

          -проницательностью,

          -предвидением хода мыслей партнера,

-уверенностью, вызывает чувство безопасности, «человек слова»,

однако может —проявить пассивность,

-уйти от предмета переговоров,

-«забегать вперед»;

харизматический 

несколько импульсивный и зажигательный оратор,

обладает убеждающей силой благодаря своим эмоциям, идеям, планам,

но может увлечься и «рискнуть» [33].

Все приведенные типы могут проявиться и у одного человека, но это встречается очень редко. Знание переговорщиком своих достоинств и недостатков, хорошая подготовка, позволяют ему успешно вести переговоры с преступниками в любых ситуациях.

СТРАХ ПАРАЛИЗУЕТ ВОЛЮ

Различие между храбрым и трусом в том. что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.

В. О. Ключевский

Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижает надежность и эффективность решений в экстремальных ситуациях.

По психологической природе это чувство — результат мышления и воображения, предвосхищающих опасности для жизни, здоровья и самочувствия человека.

Такая угроза связана со страданиями, отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания.

У страха много ликов 

от опасения,

боязни,

испуга

до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.

Принято считать: это чувство нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Как же побороть страх? 

Выделим два основных пути в развитии самообладания:

самовоспитание

и применение специальных психотехнических приемов.

1.Самовоспитание включает личностное развитие и совершенствование профессиональной подготовки.

 Главные составляющие в этом направлении:

формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки на выживание в опасных условиях;

развитие профессионализма и укрепление убежденности в безошибочности собственных действий в экстремальных ситуациях;

постепенный переход от состояния тревожности к концентрации внимания;

моделирование опасных ситуаций (например, на психологической полосе препятствий);

поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;

приобретение навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.

Психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и менять ход мысли в позитивном направлении.

 Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». 

СУТЬ: В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом человек эффективнее включается в ситуацию, что вытесняет страх.

Попробуем в рамках практикума овладеть некоторыми из этих приемов.

ПРАКТИКУМ

Внимательно читайте задания к упражнениям, старайтесь действовать точно в соответствии с рекомендациями.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Задание: выполните упражнение на выработку спокойствия, самообладания и повышение уровня личного контроля. Периодически его повторяйте.

Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Думайте о спокойствии: сосредоточьтесь на понятии «спокойствие» и размышляйте: что это за чувство, какова его природа, смысл и т.д. По мере того как будут возникать какие-то озарения, идеи или образы, заносите их в рабочую тетрадь. В процессе размышлений попробуйте найти неизвестные вам ранее идеи или образы и тоже зафиксируйте их письменно.

Осознайте ценность спокойствия, его назначение и пользу в бурном, вечно меняющемся мире. Мысленно воздайте хвалу ему, возжелайте его! Ослабьте мышечное и нервное напряжение. Дышите медленно и ритмично. «Распустите» мышцы лица, мысленно представьте его умиротворенным, безмятежным.

Как вызвать спокойствие? Представьте, что вы находитесь в месте, вызывающем у вас это чувство: пустынный пляж, храм, прохладную зеленую лужайку или памятное место, где когда-то были в ладу с собой и окружающим миром. Повторите несколько раз слово «СПОКОЙСТВИЕ» так, чтобы оно реализовалось в чувство.

Представьте, что находитесь в повседневной ситуации, которая в прошлом выводила вас из себя или вызывала раздражение. Это может быть встреча с враждебно настроенным к вам человеком, столкновение со сложной проблемой, необходимость выполнения нескольких срочных дел одновременно или угроза опасности. Попробуйте увидеть и почувствовать себя в этой обстановке безмятежным. Поставьте задачу максимально оставаться спокойным в течение всего дня, быть воплощением спокойствия, излучать безмятежность.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Задание: выполните упражнение, которое в психотерапевтической практике получило название «дыхание «ха» стоя». Его эффект заключается в уменьшении степени тревожности, депрессивных явлений, повышении работоспособности. Целесообразно выполнять его ежедневно.

Сделайте полный вдох, одновременно поднимая руки вверх. Затем, прикасаясь к ушам, задержите дыхание на несколько секунд. Стремительно нагнувшись, дайте рукам свободно повиснуть и выдохните воздух через рот, издавая звук «ха» не голосом, а напором воздуха. Потом, делая медленный вдох, выпрямитесь. При этом поднимите руки над головой. Вдыхая, образно представьте, как с потоком воздуха «впитываете» положительные качества — силу, спокойствие, свежесть, здоровье, а во время выдоха «отдаете» все негативное — слабость, тревожность, страх, болезнь.

Повторите упражнение 3-5 раз.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Задание: выполните упражнение, которое позволяет оперативно устранить чувство страха при опасности.

Положите правую руку на солнечное сплетение, левую — на сердце и сделайте глубокий вдох. После этого задержите дыхание в течение 4-6 секунд, а затем сделайте внезапный выдох.

Повторите упражнение 4-6 раз.

Как говорится, если ухо ученика готово — учитель найдется.

Эти советы и рекомендации можно использовать самостоятельно, без квалифицированной помощи психолога, они могут принести реальную пользу человеку, у которого возникают трудности в общении, помочь преодолеть растерянность, застенчивость и пробудить активное отношение к ситуациям, где испытывается наша сила и устойчивость.

Общие рекомендации:

1.Внимательно слушайте собеседника, предоставляйте ему возможность высказаться полностью.

2.Короткая пауза не означает, что поставлена точка.

3.Почувствуйте, когда вас приглашают высказаться.

4.Уточняйте смысл слов, чтобы убедится в правильности понимания.

Старайтесь как можно точнее понимать эмоциональное состояние собеседника, назовите то чувство, которое, как вы полагаете, он испытывает. Отметьте при этом, что у вас нет полной уверенности в этих предположениях.

Например: «Мне кажется, вы чем-то разочарованны (вы чем-то опечалены, вас что-то раздражает и т.д.)». Это даст шанс получить от собеседника открытое сообщение о его состоянии.

6.Не давайте советов и оценок, пока не убедитесь, что они будут приняты и будут ему полезны.

7. Если чувствуете, что человеку хочется знать ваше мнение, потому что он собирается принять собственное решение, помогите своим опытом. Но если за просьбой стоит нежелание или неумение брать ответственность за свои действия на себя, не давайте совета в виде решения, плана поведения. Примите участие в продумывании, порассуждайте вместе. Если у человека волевая регуляция не блокирована, то исполнение собственного решения он всегда будет производить с большей энергией, отдачей, творчеством, и тогда даже менее удачное может привести к большему эффекту, оно без исполнения, в конкретной ситуации не ведет к необходимому результату.

8. Когда вы слушаете собеседника, ведите себя так, чтобы он был уверен, что вы его понимаете. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к нему. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, затягивает общение или прерывает его с безрезультатным окончанием.

**************************************************************************************

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

В силу психологических особенностей и степени профессионально-психологической подготовленности, эффективность действий разных телохранителей в опасных ситуациях различна. Кроме того, возможны противопоказания к деятельности, связанной с непосредственным отражениями реальных преступных посягательств. По нашему мнению, можно вылить категорию телохранителей, имеющих высокую предрасположенность к травматизму (вплоть до гибели) при нахождении в опасных ситуациях профессиональной деятельности. Такая предрасположенность проявляется в отдельных личностных качествах, установках и ситуативных состояниях психики телохранителя, что снижает надежность его действий в опасных ситуациях, создает повышенную угрозу также обеспечения безопасности охраняемого лица.

В практике профессионально — психологического отбора кандидатов на работу в охранное предприятие «Альфа» выделен ряд противопоказаний к работе в личной охране и охране особо сложных объектов.

К числу устойчивых противопоказаний следует отнести

слабый тип нервной системы;

наличие высокой невротизации и психопатизации личности

повышенную тревожность и страх;

эмоциональную неуравновешенность, импульсивность, низкую стрессоустойчивость;

низкие и средние показатели распределения и концентрации внимания;

недостаточное развитие памяти и мышления;

чрезмерная склонность к риску;

доминирование установок на применение физической и вербальной агрессии;

садомазохистские тенденции;

склонность к психической дезадаптации;

отсутствие заключений врачей — терапевта, нарколога, психиатра, кардиолога о возможности кандидата заниматься данным видом деятельности;

отсутствие навыков и необходимой спортивной подготовки по
одному из видов силовых единоборств;

пристрастие (пусть даже речь идет и об эпизоде) к алкоголю, нарко-содержащим веществам.

К временным факторам, ограничивающим возможность использования телохранителя в опасных ситуациях следует отнести:

недостаточную профессиональную подготовленность,

неопытность,

неосторожность,

неумение установить психологический контакт с охраняемым лицом,

            Следует также отметить, что существует связь уровня надёжности телохранителя с определенными ситуативными психическими состояниями.

               К этим состояниям относятся:

*пониженная активность, тревожность, страх, депрессия;

*повышенная активность или сверх мобилизованность;

индивидуальная паника;

острое утомление;

переутомление;

*Критическое отношение к охраняемому лицу и др.

При обнаружении таких состояний у телохранителя необходимо решать вопрос о его временном отстранении от выполнения служебных обязанностей и оказание ему необходимой психологической помощи.

К этой группе факторов следует также отнести:

* нахождение в состоянии алкогольного опьянения;

■        употребление алкоголя в течение суток, предшествующих деятельности в условиях опасности;

отсутствие полноценного ночного отдыха (сон менее 8 часов);

болезненное состояние и плохое самочувствие.

         Необходимо также выделить нередко встречающиеся у охранителя качества, которые могут облегчить преступникам возможность нанести ущерб безопасности охраняемого либо даже спровоцировать нападение.

К ним можно отнести следующие качества:

*излишнюю доверчивость;

*неосторожность;

*легкомыслие;

*вспыльчивость, агрессивность;

          *нечестность, алчность, жадность чрезмерные материальные потребности по принципу «сейчас и все»;

*жестокость, демонстрация «беспредела», приверженность к криминальным стереотипам поведения;

■ внушаемость, конформность;

* недисциплинированность, самонадеянность и др.

**************************************************************************

Часто в расширенных состояниях сознания, вызванных связным дыханием, люди испытывают то, что в терминологии Ф. Перлза называется «мини-сатори». На самом деле почти все участники семинаров испытывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым. Но затем, когда тренинг заканчивается и проходит некоторое время, люди говорят: «Все ушло, мне было так хорошо, а теперь все стало по-старому».

Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние внутренней целостности и гармонии, а в том, чтобы удержать это состояние, внести его в жизнь. Если применять пять принципов в тех ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день, то возможно, если не удержаться, то вновь и вновь возвращаться к состоянию целостности. И для того, чтобы испытать его, не обязательно уезжать на Тибет или в индийский ашрам, путешествовать с тренинга на тренинг. Достаточно вновь и вновь обращаться к каждому из этих принципов, пока они не войдут в плоть и кровь, не растворятся в потоке существования и не создадут новое, удивительное и гармоничное качество вашей жизни.

Каждый из пяти принципов обладает возможностью прорыва в скрытый и сокровенный порядок бытия, в благородную истину, полноту существования, гармонию. Каждый принцип сам по себе — прорыв к целостности. Но возможности становятся в 10, 100, 1000 раз реальнее, когда человек делает шаг в пространство всех пяти принципов.

Пять принципов, о которых шла речь в этой книге, являются элементами психотехнологии Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:

полнее реализовать свой творческий потенциал;

даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления;

быстро восстанавливать эмоциональное равновесие;

стать более независимым от внешних воздействий;

повысить работоспособность;

принимать людей и ситуации такими, какие они есть;

чувствовать радость от общения с людьми;

эффективно делать выбор, когда это требуется;

научиться лучше владеть своим телом.

Семь лет работы в пространстве Свободного Дыхания показывают, что пять элементов — наиболее эффективная и гармоничная система поддерживания духовного равновесия для любого человека — независимо от пола, возраста, цвета кожи, религии, нации и степени здоровья.

Контекстуальные тренинги

Заканчивая обзор направлений, использующих связное дыхание, нельзя обойти вниманием многочисленные семинары, имеющие конкретную психологическую или социально-психологическую проблемную направленность и технологическую структуру и использующих измененные состояния сознания как основной способ работы. Эффективно заданный контекст (лекции, беседы, медитации, визуализации, телесно-ориентированные и другие психотехники) влияет на содержание процесса связного дыхания, активируя тот пласт психического, который тем или иным способом задается в контексте.

Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания — работа с танатофобией, / канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я — Я», «Я — Тело», «Я — другой», «Я — родители», «Я — другие», «Я — человечество», «Я — Бог»), «Поцелуй Пуруши» (глубинная работа с Анимой и Анимусом), «Чарующее пространство внутренней целостности» (тренинг, направленный на освоение пяти элементов Свободного Дыхания и навыка интеграции) и др. Как правило, это авторские тренинги, позволяющие направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы.

Диагностические методики

Теоретические основы психодиагностического исследования на уровне конкретной методологии мы рассматривали выше. Поэтому сразу обратимся к конкретным методам. На первом этапе знакомства с кризисной личностью, как правило, проводится собеседование. Собеседование кроме диагностического имеет психологическое и терапевтическое значение [77, 94, 145].

Собеседование с кризисной личностью. Структура

Все собеседование можно условно разбить на четыре этапа: введение, ориентация в проблеме клиента, воздействие, выработка плана совместных действий.

Первоначальное собеседование должно подчиняться определенной идее. Социальному работнику важно поставить перед собой вопросы:

Что я хочу получить в результате собеседования?

Как этого добиться?

Что нужно уметь для этого?

Важно развить умение отделять информацию о том, что клиент говорит, от того, чего он хочет. Практика обучения показывает, что многие фиксируют свое внимание на том, что клиент говорит (на содержании).

Это важно, но необходимо также научиться контролировать процесс собеседования. Существует общая схема собеседования.

Люди излагают свои проблемы по-разному. Одни говорят о фактах, другие — о чувствах, третьи — о своих желаниях, суждениях, мнениях. Известна притча о том, как один прохожий спросил у трех мужчин, выполняющих одинаковую работу: «Что вы делаете?». Один ответил: «Тачку везу», другой: «Кирпичи везу», а третий: «Храм строю».

Профессионализм социального работника состоит в умении увидеть за совокупностью фактов, чувств и мнений проблему клиента, сформулировать ее и предложить пути решения. Разбивая собеседование на этапы, социальный работник существенно облегчает свою задачу. Собеседование, построенное по определенной методике, позволяет ничего не упустить, не забыть.

1. Введение к собеседованию.

Этап введения занимает несколько минут (1-2).

Хорошо построенное введение помогает установить контакт, найти общие интересы, создать общую обстановку, прояснить задачи и последовательность действий.

Многие клиенты в первые минуты разговора чувствуют себя неуверенно. В это время на клиента воздействует много сигналов, которые обрабатываются мозгом и обусловливают его настороженность. Психологи называют такую реакцию ориентировочной. У некоторых людей ориентировочная реакция повышена, то есть им нужно время, чтобы осмотреться, прийти в себя, почувствовать отношение собеседника. На человека оказывают воздействие обстановка, мебель, цвет стен, вид за окном, внешность и выражение лица социального работника, темп его речи. Надо дать вошедшему некоторое время для адаптации.

Для успешного проведения этого этапа собеседования следует придерживаться так называемого «Вы-метода». Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны сотрудника.

Выдержав паузу, социальный работник должен представиться, соблюдая схему «я-мы-Вы». Имеется в виду, что в обращении к клиенту должны фигурировать имя и должность сотрудника, упоминание о самом клиенте и о необходимости совместных действий и усилий.

Это может выглядеть примерно так: «Меня зовут… Я готова помочь, выслушать… Ваши проблемы… Ваши интересы… Ваши желания… Вы можете задавать мне вопросы… Вместе с Вами мы наметим возможные варианты решения Вашей проблемы… Наши взаимные обязательства…». Важно создать атмосферу дружелюбия, доверия, расположить клиента к искренности. В бихевиоризме есть выражение «поведение рождает поведение». Это означает, что поведение клиента отчасти обусловлено поведением социальных работников, а также степенью совпадения ожидаемого и реально увиденного.

2. Ориентирование в проблеме. Диагноз. Трудности, встречающиеся на этом этапе:

Клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может
быть плохая речь, невнятная дикция, он не может правильно сформулировать причины, которые привели его на прием.

Клиент не знает, что нужно для успешного выхода из кризисного

состояния.

Клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний.

Клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить всю
ответственность за выход из кризисного состояния на социального

работника.

•        Клиент не верит в собственные силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.

Чтобы понять состояние клиента, необходимо получить от него конкретную информацию. Условно ее можно разделить на три блока: обстоятельства, состояние здоровья, цели и планы. Следует помнить также, что в формальном собеседовании действует правило: не спросили — не ответил.

Следование данной методике позволяет получить наиболее полную информацию о клиенте и не упустить важных деталей.

3. Воздействие на клиента.

Перед социальным работником стоят две основные задачи, которые должны быть решены на этапе воздействия. Первая — разработать стратегию выхода из кризисной ситуации. Для решения этой задачи необходимо выяснить у клиента на этапе ориентирования его увлечения, интересы, склонности, мотивацию.

Вторая задача — разработать психотехническое обеспечение этой стратегии. Если проблемная ситуация по своей интенсивности не позволяет ее разрешить в обычных условиях, то нужно организовать участие клиента в тренинговой или психокоррекционной группе. Задача социального работника состоит в том, чтобы воздействовать на него и изменить его приоритеты применительно к объективной ситуации. Эта задача достаточно сложна.

Решить обе задачи можно при помощи воздействия на мотивацию клиента.

После этапа воздействия переходят к выработке совместных действий. Это заключительный этап собеседования. Каждый из участников беседы должен сформулировать для себя и для другого, что он должен сделать и к какому сроку. Социальный работник должен изложить требования к клиенту, обеспечить возможность проверки того, что он делает, реалистичность предлагаемых клиенту мер, их доступность для клиента.

Включенное наблюдение как метод исследования

эмоционального состояния клиента

и особенности терапевтической беседы

. Беседа с клиентом в кризисном состоянии вряд ли принесет желаемый результат, если не учитывать его эмоциональное состояние в данный момент. Как мы указывали выше, кризисные состояния обладают негативным эмоциональным содержанием. Эмоции, которые испытывает человек, во многом определяют его поведение и влияют на решения, которые он принимает. Эмоциональное состояние клиента может повлиять и на его отношение к социальному работнику, а иногда и внести существенные искажения в его оценку той информации, которая в данный момент обсуждается.

Интонации являются отличительным признаком внутренней напряженности. По интонациям можно судить о степени значимости для человека происходящего здесь и сейчас. На прослушивании интонации основан метод «воспроизведения», когда человека просят рассказать «в лицах» какой-нибудь диалог, чтобы по интонации вынести суждение о психологической подоплеке межличностных взаимоотношений.

Наблюдения показывают, что человек, произносящий слова, фиксирует свое внимание на содержании того, что говорит, в то время как слушающий бессознательно фиксирует внимание на интонации. Сознание реагирует на интонацию раньше, чем на смысл слова, и соответственно настраивает организм. Если тон голоса неприветливый, раздраженный, угрожающий, а слова нейтральные, то организм настраивается на самозащиту. Механизм такого реагирования врожденный. Профессиональная задача социального работника, имеющего дело с напряженным клиентом, заключается в том, чтобы отстроиться от интонации клиента. Какой бы вызывающей и оскорбительной она ни показалась, следует помнить, что это прежде всего признак кризисного состояния и фрустрации, то есть реакция на проблему, с которой столкнулся клиент. Внутреннее напряжение, охватившее собеседника, сигнализирует о том, что он воспринимает ситуацию как угрожающую, или как значимую, или как неразрешимую. Тон, которым он разговаривает, не осознается и не направлен лично против кого-то. Это может быть своего рода самозащита.

Следует относиться к негативным интонациям клиента профессионально — без обиды и желания ответить тем же. Нет смысла бороться с человеком, находящимся в кризисном состоянии.

В беседе с враждебно настроенным клиентом консультант обязан контролировать свои интонации. Голос должен быть спокойным, уверенным, доброжелательным. В нем не должны присутствовать интонации угрозы, раздраженности, силового давления, а также заискивания, жалости, «сюсюкания».

Если голос против воли срывается, советуем представить себе, что вы разговариваете с выздоравливающим человеком или гладите кошку, или читаете сказку выздоравливающему ребенку. Нужно следить за тем, чтобы голосовые связки не напрягались. Шея, спина, плечи и живот должны быть расслаблены, не напряжены.

Не следует также говорить разгневанному посетителю, что он неправильно себя ведет. В большинстве случаев люди отдают себе отчет в том, соответствует ли их поведение правилам приличия или нет. Можно попробовать работать на «контрастах»: сделать вид, что все в порядке, и говорить доброжелательно и спокойно.

Необходимо выдержать некоторую паузу, если посетительница заплачет. Плачущего человека иногда трудно успокоить словами: «Успокойтесь, перестаньте». Плач является непроизвольной и неуправляемой реакцией, и чтобы он прекратился, необходимо время. Если же говорить человеку, чтобы он успокоился, то это послужит подкрепляющим сигналом и только усилит плач. Задавайте клиенту вопросы, которые раскроют его эмоциональное состояние только в тот момент, когда основная эмоциональная разрядка произошла.

Дайте возможность выговориться раздраженному человеку. Спустя некоторое время спросите его, в чем он видит свою проблему. Подождите, пока он ответит, и задайте следующий вопрос, чего он конкретно хочет, как, с его точки зрения, эту проблему можно решить, что этому мешает. Задавая последовательно блок вопросов, вы покажете клиенту свое расположение и переведете его энергию с эмоционального уровня на рациональный. Необходимость отвечать на вопросы тормозит эмоции и заставляет сосредоточиваться на проблеме.

Эмоциональный контакт с посетителем помогает установить метод «поглаживания». Этот термин взят из детской психологии. Мать гладит плачущего младенца, взрослый гладит ушибленное место, страдающий от зубной боли гладит щеку. Цель «поглаживания» одна — унять боль в кризисном состоянии. Так и взрослого расстроенного человека требуется иногда «погладить», то есть сказать ему что-нибудь приятное, неформальное, выходящее за рамки статусно-ролевых отношений. «Поглаживание» должно повысить статус клиента в его собственных глазах, помочь ему расслабиться, освободиться от тревоги. Порой необходимо в прямом смысле дотронуться до клиента, положить ему руку на плечо или предплечье, погладить руку. Прикосновение иногда помогает снять раздражение, успокоить плачущего. Можете попросить клиента оказать вам небольшую услугу и переложить какую-нибудь папку, что-то передвинуть или переставить. Вовлекая его таким образом в совместное действие, вы делаете его своим неформальным партнером. Хорошо снимают раздражение и шутка, юмор.

Темперамент личности и элементы НЛП в понимании и взаимодействии с клиентом во время беседы

К числу наиболее значимых характеристик человека, которые должны учитываться при всех формах делового общения и сотрудничества относят, во-первых, устойчивые индивидуальные характеристики его психики, проявляющиеся в особенностях его темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), и, во-вторых, относительно устойчивые социально-личностные характеристики, проявляющиеся, в частности, в особенностях восприятия и представления информации, которые обычно обозначают термином «модальность».

Как показывают специальные исследования, люди часто не добиваются достаточного понимания со стороны собеседника именно потому, что в ходе делового общения не учитывают, к какому типу темперамента и модальности относится их партнер [47, 188]. Так, если он

холерик или сангвиник, то не следует особенно затягивать беседу: холерик сразу хочет «взять быка за рога», а любая задержка заставляет его волноваться. Сангвиник быстро адаптируется к новым условиям и начинает «диктовать» стратегию беседы. Меланхолик и флегматик предпочитают медленный разговор. Меланхолик испытывает напряжение в непривычной обстановке и нуждается в постоянном подтверждении того, что к нему относятся с симпатией. Флегматик же испытывает потребность в том, чтобы оглядеться, изучить собеседника.

Что-то подобное происходит с людьми разной модальности; каждый человек привык использовать в речи определенный набор слов, соответствующий его модальности. Именно это обстоятельство приводит к тому, что партнеры с трудом понимают друг друга, каждый из них пользуется своим, характерным для него набором слов, который собеседником не воспринимается.

Применительно к рассматриваемой проблеме специалисты выделяют три основных способа (типа) восприятия и представления информации в ходе вербального общения между людьми:

Визуальная модальность. Визуал — человек, мыслящий образами. Ему важно представить себе нечто, «нарисовать» образ, картину, и только после этого он сможет понять услышанную информацию или высказать свою мысль.

Аудиальная модальность. Аудиал обязательно должен услышать какую-либо информацию, логически ее обработать и только после этого пользоваться ею.

Кинестетическая модальность. Кинестетик — это человек чувств. Для того чтобы эффективно работать с информацией, он должен почувствовать ее содержание, как бы пропустить ее через себя.

«Чистых» аудиалов, визуалов и кинестетиков найти трудно, однако у большинства людей преобладает та или иная модальность. Однозначно определить доминирующий тип темперамента клиента за относительно короткое время общения с ним едва ли возможно, а вот с определением модальности конкретного клиента дело обстоит несколько проще. С большой степенью достоверности можно отнести собеседника к представителям одной из трех модальностей, используя определенные внешние признаки.

У визуала плечи обычно расправлены, как правило, он держит достаточно большую дистанцию, говорит быстро и громко, делает в речи паузы, какбудто срисовывая с картины информацию, которую собирается сказать. В речи нередко можно слышать звуки «э…», «а…», «м…». Как правило, начинает фразу с местоимений «ты» или «Вы». В стрессе преобладает обвинительный уклон. Оценивает все вокруг, не относя это к себе.

Аудиал малоподвижен; жестикуляция практически отсутствует; для самоконтроля использует не ощущения, а логику; не любит контакта глаз; речь монотонная, как бы на одной ноте; когда говорит, смотрит на лоб собеседника. Часто использует выражения типа: «те, кто», «тот, кто», «каждый, кто» и т. п. Никогда не берет на себя ответственность, крайне редко употребляет местоимение «я».

У кинестетика плечи и шея подаются вперед, дистанция максимально близкая. Для него характерны также текучесть в движениях, долгое рукопожатие; он любит прикасаться к партнеру руками. В стрессе выбирает тактику извиняющегося. В речи часто звучит местоимение «я».

Дополнительную информацию о модальности клиента можно получить, внимательно наблюдая не только за его манерой держаться и говорить, но и за тем, какие глаголы, прилагательные и наречия он обычно использует в своей речи. Именно эти части речи несут дополнительную информацию о ведущей модальности партнера по общению.

Если в репликах клиента преобладают слова визуальной модальности: «Давайте посмотрим на эту проблему…», «Вы так ярко выражаете свои мысли…» и т. п., — его ведущей модальностью будет визуальная.

Преобладание глаголов, прилагательных и наречий аудиальной модальности («Внимательно слушая Вас…», «То, что Вы говорите, созвучно моим мыслям») говорит о том, что перед вами аудиал.

Выражения типа: «Я чувствую, что мы решим эту проблему», «Это очень тяжелый вопрос» — характеризуют преобладание в собеседнике кинестетической направленности.

Однако самым надежным источником информации о партнере являются его глаза. В зависимости от того, в какой модальности у человека идет переработка информации, его глаза в момент работы над информацией перемещаются в определенную зону. На схеме показаны эти зоны и обозначены их значения.

1ВК

      ЗВЭ

5ВЭ

6АЭ

4АК

9АЭ

Схема 1. Перемещение глаз по зонам

в соответствии с предпочтительной модальностью

Перемещение глаз по зонам зависит не только от модальности, но и от того, происходит ли в данный момент работа с информацией, извлекаемой из памяти, или со сконструированной информацией, то есть когда, мягко говоря, клиент немного фантазирует.

Для того чтобы выделить модальности партнера в зависимости от перемещения глаз в ту или иную сторону, нужно правильно формулировать вопросы, стимулирующие перемещение глаз. Кроме того, следует помнить, что на схеме показаны глаза человека, смотрящего прямо на собеседника.

Определяя модальность партнера, можно задавать ему соответствующие вопросы или обращаться с просьбами типа: «Вспомните, пожалуйста, по возможности точно формулировку причины, по которой Вы были уволены с последнего места работы»; «Какой у Вас был среднемесячный заработок в прошлом году?».

Задавая вопросы, необходимо внимательно наблюдать за перемещениями глаз клиента. Если глаза человека идут из зоны 2В или ЗВ, или остаются на месте, то есть в зоне 5ВЭ, то он может быть отнесен к визуалам, поскольку эти зоны характеризуют эйдетическую модальность (эйдетика — память).

Услышав вопрос, визуал сразу начинает работать с информацией, реально виденной ранее, извлекая ее из своей памяти. Если же его глаза переместились из зоны 6АЭ или 9АЭ, значит, можно предположить, что клиент относится к аудиалам и в данный момент работает с информацией, реально слышанной им в прошлом, то есть, как и визуал, обращается к памяти. Если после заданного вопроса глаза собеседника переместились в зоны 7К и 8К, для него характерна обработка информации в кинестетической модальности, то есть в сфере чувств.

Важно помнить, что содержание вопросов должно касаться реального прошлого партнера и логично вписываться в контекст беседы, иначе они произведут странное впечатление. И клиент либо подумает, что столкнулся с не совсем нормальным в психическом отношении человеком, либо поймет, что его своеобразным образом тестируют. И в том, и в другом случае контакт будет нарушен и беседа не получится.

Для эффективного общения с партнером очень важно определиться и с его зонами конструирования, так как нередко, отвечая на вопросы консультанта, клиент выдает информацию, которой в реальности не существует, которую он сконструировал (придумал) по ходу беседы. Зона 1ВК на схеме 1 характеризует визуальную сконструированную модальность, а зона 4АК — аудиальную сконструированную модальность. Лучше всего определить эти зоны можно путем постановки вопросов типа: «Представьте себе, как бы Вы выглядели в роли сиделки». Если при выявлении эйдетических зон просят вспомнить нечто из того, что он видел, слышал или чувствовал, то при выявлении зон конструирования — пофантазировать. При отсутствии уверенности в правильности определения зон нужно задавать клиенту уточняющие вопросы по ходу изложения им своих мыслей и наблюдать, из какой зоны (памяти или конструирования) он будет «брать глазами» необходимую информацию.

У некоторых социальных работников сформировалась ошибочная установка на то, что если перед ними «проситель», то он и должен подстраиваться, а им самим не под кого подстраиваться не нужно.

В идеале следовало бы все время говорить на «языке» партнера, но постоянно вести диалог в модальности партнера очень трудно, и в нейтральные моменты беседы на модальность партнера можно и не обращать особого внимания. Но при подходе к главным частям диалога лучше придерживаться модальности собеседника. Конечно, одной фразой, построенной в соответствии с модальностью партнера, решить все проблемы нельзя. Но если клиент говорит: «Давайте посмотрим на…», то желательно, чтобы и консультант употребил слово «посмотрим». Для того чтобы более эффективно подключиться к партнеру, нужно строить фразы в присущей ему модальности.

Умение слушать и слышать клиента

Как это ни удивительно, еще сто лет назад не было ни психологии, ни психотерапии, ни социальной работы. Одновременно было меньше психосоматических и психических заболеваний, стрессов и кризисных явлений. Основная причина психического здоровья — это чувство общности с другими людьми, общинный уклад жизни. Человек всегда мог найти другого и поведать ему о своих горестях — родственника, соседа, священника. Всегда был человек, который мог слушать и слышать.

Умение слушать является великим даром и залогом успешности не только психолога или психотерапевта, но и социального работника. Поэтому нам хочется привести несколько правил, соблюдение которых позволит сформировать в себе слушателя:

Активная поза слушающего. Установлено, что собранная поза помогает сосредоточиться, а расслабленная поза, наоборот, немедленно вызывает снижение внимание и умственной деятельности (физическое расслабление немедленно ведет к расслаблению умственному).

Устойчивая сосредоточенность слушающего предполагает, что он удерживает взгляд на говорящем. Это помогает не только поддерживать сосредоточенность внимания, но и получить дополнительную информацию, наблюдая за глазами, мимикой, жестами говорящего. Замечено, что половина информации заключается не в том, что сказано, а в том, как сказано. Кроме того, устойчивая сосредоточенность помогает понять смысл, достоверность и ценность информации, мотивы и возможные побуждения говорящего, его модальность. 3.  Применение на практике следующих правил хорошего собеседника:

Перестаньте говорить. Невозможно слушать разговаривая.

Помогите клиенту раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы.

Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не ищите повод для возражения.

Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.

Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.

Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери.

•        Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек неверно  воспринимает смысл сказанного.

Не допускайте спора или критики. Это заставляет говорящего занять боронительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает, что вы его слушаете.

Перестаньте говорить! Это правило является и первым, и последним, так как все остальные зависят от него.

Логическая помощь

при выходе из кризисной ситуации

В данной книге рассмотрели множество подходов и технологий, которые можно использовать при работе с кризисными состояниями личности. Как это ни грустно, при всей их красоте в реальной социальной работе они применяются достаточно редко. Основным методом остается разговорный — метод беседы и часто, простраивая выход из кризисной ситуации, приходится убеждать людей. В связи с этим возрастает значимость навыка убеждать, то есть выстраивать диалог таким образом, чтобы профессиональные взгляды социального работника были интроецированы в систему планов, внутренних ценностей, мотивацию клиентов.

Поэтому в конце данного методического пособия мы решили привести некоторые рекомендации по логическому конструированию диалога между социальным работником и клиентом.

Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.

Используйте аргументацию корректно по отношению к клиенту:

открыто и сразу признавайте правоту клиента, если он прав;

продолжайте оперировать только теми понятиями и аргументами, которые уже приняты вашим клиентом;

. •   сначала ответьте на аргументы клиента, а уж затем приводите свои собственные;

•        в любой ситуации сохраняйте вежливость.

3)        Учитывайте личностные особенности клиента:

старайтесь избегать простого перечисления фактов или аргументов, лучше покажите их преимущества;

употребляйте только понятную клиенту терминологию;

соизмеряйте темп и насыщенность вашей аргументации с особенностями ее восприятия клиентом.

Старайтесь как можно нагляднее изложить клиенту идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом о его модальности.

Помните о том, что излишне подробная аргументация, «разжевывание» вашей идеи могут вызвать резкое неприятие, а пара ярких доводов порой достигает большего эффекта.

Используйте специальные приемы и методы аргументации и контраргументации:

фундаментальный метод заключается в том, что вы сразу знакомите клиента с фактами, сведениями, которые являются основой вашего доказательства;

метод поиска противоречия состоит в том, что вы выявляете противоречия в доводах и аргументах клиента;

метод достижения последовательных выводов: в этом случае вы постепенно, шаг за шагом, посредством промежуточных выводов приводите клиента к желательному и полному выводу;

прием образного сравнения: вы придаете яркость, образность, наглядность своим доводам;

метод «да…, но» состоит в том, что вы соглашаетесь с одной стороной аргументации клиента, а потом указываете другую их сторону;

прием деления: вы делите все имеющиеся аргументы на точные, противоречивые и ошибочные. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов;

метод игнорирования: вы временно откладываете, не обсуждаете какой-либо аргумент, довод, если он не может быть ни принят, ни опровергнут;

*метод акцентирования: акцент делается на те доводы, которые интересуют одного из собеседников;

*метод видимой поддержки: выслушав доводы собеседника, вы приводите новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют ваши аргументы, которые опровергают все доводы собеседника;

*постепенная перелицовка: метод заключается в том, что вы постепенно подводите клиента к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним;

*обращение к формальной структуре: в данном случае для поддержки или опровержения какого-либо решения вы обращаетесь к предписаниям, формальным обязанностям, нормам, закону и т. д.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБРИФИНГА

Рассмотрим некоторые особенности процедуры дебрифинга с сотрудниками ОВД, применившим оружие на поражение.

Последствия участия сотрудника в вооруженном столкновении проявляются в виде типичных симптомов стресса: бессонница, повышенная раздражительность, неадекватные эмоциональные реакции и проч. Специалисты дают перечень основных, наиболее типичных компонентов реакции, присутствующих у сотрудников после применения ими оружия:

отрицание стресса;

навязчивые воспоминания об инциденте;

боязнь юридических последствий;

-присутствие чувства, что исключен из общества, жизнь которого регламентирована законом;

боязнь возмездия со стороны друзей, семьи убитого;

нарушение сна, возможно, с кошмарными сновидениями;

подспудный страх — вдруг это случится опять;

чувство изолированности от остальных людей, в том числе и от
товарищей по работе;

ощущение, что с ним обращаются как с человеком, подозреваемым в убийстве;

потеря интереса к работе и мысли об оставлении службы, связанной с строгим исполнением закона;

разнообразие импульсивных эмоциональных реакций,  включающих вину, отчужденность, злость, восторг, смущение, депрессию и т.п.

Сотрудник, применявший оружие на поражение, подвергается неприятной процедуре служебного или судебного расследования, что усугубляет его стрессовое состояние. Вторым «ранением» может стать безучастное отношение к нему в этот период, отсутствие внимания к его проблемам со стороны командиров. Именно из-за этого многие работники решают уйти из ОВД досрочно.

Необходимы совместные согласованные усилия руководителей и практических психологов РУ ГУ МВД по профилактике негативных изменений в психике этих категорий сотрудников, начиная вести соответствующую работу уже непосредственно на месте происшествия.

Предлагаются основные принципы действий руководителей, которые разработаны Американской Ассоциацией полицейских психологов и дающие возможность свести к минимуму проблемы в эмоциональной сфере личности, возникающие у сотрудников после применения ими оружия. Исследования показали, что применение данных рекомендаций снижает вероятность возникновения психологических проблем, являющихся следствием применения огнестрельного оружия, в результате чего имелись убитые или раненые.

В задачу этого перечня входит снабжение руководителей и командиров информацией о наиболее конструктивных приемах помощи. Необходимо помнить, что наибольший эффект будет достигнут, если они будут использованы не в качестве жесткого алгоритма, а в динамичном, подходящем для каждого конфетного случая порядке.

Рекомендуемые действия руководителей и командиров на месте происшествия:

Покажите заинтересованность в судьбе сотрудника, работая на
месте происшествия. Окажите первую физическую, медицинскую и моральную помощь пострадавшему подчиненному.

Создайте психологический «разрыв»,   — уведите  сотрудника от
тела убитого на некоторое расстояние или от места происшествия. Сотрудник НЕ должен остаться один, а постоянно находится с руководителем, психологом, сослуживцем, и возвращение к месту происшествия
возможно лишь в случае необходимости. Этот «разрыв» НЕ должен иметь
стимулирующий характер, т.е. не сопровождаться дачей лекарств, напитков, содержащих кофеин.

Объясните сотруднику, какие служебные действия будут проведены в связи с этим событием и почему.   Это необходимо  для того,
чтобы  сотрудник не воспринимал расследование обстоятельств происшествия, как действие против него лично, а понял, что процедура предусматривается Законом, и она неизбежна.

Если оружие изымается как вещественное доказательство, его
необходимо вернуть сотруднику сразу, как это станет возможным. Перед
изъятием сообщите сотруднику об этом. Этот пункт может быть и простым
объяснением в зависимости от тяжести и степени психического состояния сотрудника.  Например: очень оживлен — очень удручен, склонен к
самоубийству и т.д.

Сотруднику обязательно должна быть предложена помощь адвоката   для   защиты  личных интересов (если в этом есть необходимость).

Сотруднику должно быть дано время для восстановления сил
перед началом детального разбирательства обстоятельств   происшедшего. Сотрудник и члены его семьи должны быть защищены от прессы и
любопытствующих.

Полная   изоляция сотрудника порождает чувства недоверия и
враждебности. Сотрудник может находиться со своим товарищем, коллегой, прошедшим подобное расследование (во избежании осложнений
ситуация не должна обсуждаться до начала предварительного расследования).

  Очень   важно показать свою озабоченность и поддержку в
данный период.

8.        Если сотрудник не ранен,   то он или представитель подразделения должны связаться по телефону, либо непосредственно, лично
встретиться с семьей, и дать им знать о случившемся до того, как слухи
из других источников их достигнут. Если же сотрудник ранен, то кто-то из

коллег, знакомый с семьей, должен подвезти их в госпиталь. Следует обзвонить друзей, родственников, чтобы убедиться, что и сотрудник, и семья не останутся без моральной поддержки.

9.        Заинтересованность и поддержка,   высказанная лично вышестоящим руководителем, зачастую сглаживает остроту возможных проблем.

Руководителю, командиру совсем необязательно комментировать ситуацию или делать заявления по возможной правовой или служебной оценке действий сотрудника, но они могут и должны показать свою озабоченность и неравнодушие сотруднику, оказавшемуся в такой серьезной стрессовой ситуации.

Сотруднику должен быть дан небольшой отпуск (с сохранением
денежного содержания) для того, чтобы он справился с эмоциональными
переживаниями. Обычно, 3-4 дня являются достаточным временем, но
следует руководствоваться состоянием человека. Некоторые, однако,
предпочитают, чтобы хотя бы незначительная нагрузка была им оставлена, В зависимости от ситуации и реакции сотрудника возможно все же
будет лучше если временно снять его с патрулирования и тем самым
избежать ситуации «двойного удара», когда, вернувшись к своим обязанностям, он может столкнуться с вероятностью возникновения схожего
инцидента до завершения расследования и вынесения решения по предыдущему происшествию.

Следует провести обязательное конфиденциальное собеседование с практическим психологом РУ ГУМВД и, по возможности, с психотерапевтом,  знакомым с системой ОВД и стрессовыми ситуациями ей
присущими, до того, как сотрудник приступит вновь к исполнению своих
служебных обязанностей.  Это собеседование должно быть проведено
как можно раньше после инцидента.   Возвращение на службу и   (или)
готовность сотрудника принять участие в судебных заседаниях должны
быть согласованы с психологом подразделения.

Все сотрудники, бывшие на месте происшествия (включая водителей) должны пройти собеседования с психологом в течение 72 часов после происшествия. Поскольку оно может быть групповым, то сотрудники, непосредственно участвовавшие в перестрелке, могут выразить нежелание в них участвовать, мотивируя отказ разницей ощущений участника и наблюдателя. Поэтому для них могут быть предусмотрены отдельные беседы.

Должны быть представлены возможности для семейной поддержки и обсуждения на «семейном совете».

Если телефонный номер сотрудника опубликован в адресной
книге, желательно, чтобы кто-то из подразделения отвечал на звонки,
которые автоматически регистрируются, поскольку зачастую сотруднику и
его семье возможны угрозы.

Руководитель должен сообщить остальным сослуживцам о
происшедшем,  чтобы сотрудник был избавлен от шквала вопросов и
кривотолков.

Необходимо отслеживать окончание расследования по факту
применения оружия и немедленно   известить   о   результатах   самого
участника-сотрудника.

Необходимо учитывать личную безопасность сотрудника при
подготовке отчетов для прессы.

Для всех сотрудников, вовлеченных в происшествие, может
оказаться полезным разговор с коллегами, которые прошли через сходную ситуацию. Такие сослуживцы-эксперты должны привлекаться к собеседованию наряду с психологами для оказания последующей поддержки.

Возвращение   к выполнению непосредственных служебных
обязанностей должно быть поэтапным. Например, патрулирование в па
ре, исполнение другого рода заданий (хозяйственные, ремонтные, канцелярские и др. поручения).

Нежелательность дискомфортного психологического состояния сотрудника очевидна, поэтому, чтобы избежать таких последствий, необходим как тренинг поведения сотрудников ОВД в критических ситуациях, так и создание в подразделениях ГУ МВД системы профессионально-психологической подготовки, в рамках которой анализ подобных происшествий служил бы наглядным материалом для проведения занятий.

Имеющийся опыт работы практических психологов ряда зарубежных стран (американских и российских), показывает высокую эффективность применения психологического дебрифинга для выхода сотрудников из кризисного состояния после применения ими оружия на поражение. Кроме этого, в процессе этой процедуры могут быть реконструированы обстоятельства и состояния, важные для установления истины.

Для практических психологов подразделений ГУ МВД г. Киева, мы рекомендуем следующую схему применения методики дебрифинга с сотрудниками, применявшими оружие на поражение или получивших ранение в чрезвычайных ситуациях.

1.        Вводная фаза.

Оптимальное время вводной фазы — 15 минут. В течение этого времени психолог знакомится с группой, объясняет задачи психологического дебрифинга и правила его проведения:

участник психологического дебрифинга добровольно и без принуждения должен выразить свое отношение к событию;

психологический дебрифинг ни в коем случае не предполагает
критики и критических оценок членами группы друг друга;

группа работает без перерыва;

участники могут задавать любые вопросы друг другу.

2.        Фазы «Факты».

На этой фазе каждый сотрудник кратко описывает, что произошло и какова была временная последовательность этапов. Психолог, ведущий дебрифинг, должен поощрять перекрестные вопросы, помогающие прояснить и откорректировать объективную картину фактов и событий , имеющихся в распоряжении членов группы. Это важно, так как каждый человек реконструирует картину по-своему. Это могут быть просто неверные переживания событий или же наличие ошибочных ключевых представлений о них. Чувство времени также часто бывает нарушено. Так, участник перестрелки, продолжавшейся 45 сек, воспроизведя этот факт, сообщил, что событие длилось , по крайней мере 10 минут.

Продолжительность фазы может варьироваться. Но чем дольше длился инцидент, тем длиннее должна быть фаза. Знание обо всех событиях и» их последовательности создает восприятие и понимание произошедшего. Это одна из главных задач дебрифинга — дать сотрудникам возможность более объективно увидеть ситуацию, чтобы блокировать тревогу и дискомфорт, вызванные искажением реальной картины происходившего.

3.        Фаза «Мысли».

На фазе «Мысли» дебрифинг фокусируется на процессах мышления и принятия решения. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть, например, типа: «Какими были ваши первые мысли, когда это произошло?»

Человек часто сопротивляется тому, чтобы поделиться своими первыми мыслями, потому, что эти мысли ему кажутся неуместными, причудливыми, отражающими интенсивное чувство страха. Первая мысль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги.

Затем следует спросить: «Что вы делали во время инцидента? Почему решили делать именно то, что вы делали?» Этот, последний вопрос, часто высвечивает стремление защитить ту позицию, к которой обращаются первые мысли.

В конце этой фазы могут быть проговорены впечатления участников на месте события. Вопросы, которые, возможны, будут заданы, следующие: «Ваши впечатления о том, что происходило вокруг нас, когда события только начинались, и в ходе их развития? Что вы думали и чувствовали?»

Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяют в дальнейшем избежать образов и мыслей, которые могут оказаться разрушительными после события. Вот пример такого типа впечатлений: «Все, что я мог видеть тогда, это был ствол пистолета». Сопоставление этих воспоминаний и проговаривание делает не столь мощным их разрушительный для психики эффект.

4.        Фаза «Реагирование».

Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способствуют чувственному отреагированию. Фаза «Реагирование», в которой исследуются чувства, часто самая длительная часть дебрифинга. Для того, чтобы достичь успеха в этой фазе, психологу нужно помогать сотрудникам ОВД рассказывать о своих переживаниях, даже болезненных. Это может лишить переживаемые ими чувства разрушительного характера.

Необходимо выяснить, что было самым тяжелым событием, поскольку ответ на этот вопрос затрагивает переживания, связанные с конфликтными чувствами, из-за которых могут возникнуть трудности. Психолог должен направлять беседу так, чтобы в процессе рассказа о своих чувствах у членов группы создавались ощущения схожести, общности и естественности их психологических реакций.

Психолог должен позволить каждому участвовать в общении. Он должен вмешиваться, если правила дебрифинга нарушены или имеет место деструктивный критицизм. Это особенно важно иметь в виду, так как один из главных терапевтических процессов дебрифинга — моделирование стратегий, определяющих, как справиться с эмоциональными проблемами у себя и друг у друга. Участники должны научиться выражать свои чувства, зная, что это безопасно, и понимать, что они имеют право обсудить свои проблемы с другими.

5.        Фазы «Симптомы».

Во время фазы «Симптомы» некоторые события, к которым в ходе рассказа сотрудник или вся группа в целом возвращаются неоднократно, как бы «застревая» на них, должны быть обсуждены более детально. Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, физические) и свое состояние в целом на момент завершения данной ситуации или всего события.

6.        Завершающая фаза.

В этой фазе обобщают реакции участников.

В ходе анализа психологических и физических реакций делается упор на объяснение собравшимся «нормальности их реакций на ненормальные события». При этом обосновывается субъективная нормальность индивидуальной реакции каждого, что способствует нормализации психического состояния членов группы.

7.        Фаза реадаптации.

В этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления. Группа может принять решение о необходимости следующего дебрифинга. Участникам дебрифинга следует продумать, как они будут общаться друг с другом в дальнейшем.

Дебрифинг может быть повторен спустя две недели, но не позднее двух месяцев. Повторная методика уже менее структурирована, чем первая, и ее главная задача — проследить процесс восстановления у участников. Здесь также может происходить выявление сотрудников, нуждающихся в более интенсивной психологической помощи.

Разумеется, практический психолог РУ ГУМВД должен располагать не одной, а несколькими методиками поддержки и восстановления сотрудника (аутотрениг, методики релаксации и т.д.).

При наличии показаний, сотрудник должен быть направлен в медицинскую службу ГУ МВД, для получения квалифицированной медицинской помощи.

Командирам, практическим психологам подразделений рекомендуется анализировать наиболее существенные психологические аспекты ситуаций чрезвычайных происшествий, сообщать их и использовать на занятиях с личным составом по профессионально-психологической подготовке, что позволит снизить число трагических инцидентов с сотрудниками в ситуациях применения оружия и избежать появления у них негативных психологических проявлений.