Сам факт появления в науке прикладных исследований свидетельствует о резком возрастании ее роли в современном обществе: это проявляется и в том, что результаты научных исследований включаются в развитие самых различных областей общественной жизни, а прямые приложения науки к практике требуют новых форм ее организации: возникают специальные учреждения, осуществляющие прикладные исследования, в разных звеньях общественного организма создаются специальные «службы», представляющие ту или иную науку. Это возрастание роли прикладных исследований заставляет специально обсудить вопрос о том, как должны строиться отношения между прикладной областью знания и ее фундаментальной частью. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Их полезно выделить, чтобы потом выявить специфику прикладного исследования в социальной психологии.
На первый взгляд отличие между фундаментальными и прикладными исследованиями и соответствующими науками весьма просто. Фундаментальные исследования связаны с изучением новых явлений, эффектов и процессов, а также с открытием новых законов, управляющих этими явлениями. Прикладные же исследования используют результаты фундаментальных исследований в интересах общества. Первые заняты чисто теоретическими и абстрактными исследованиями и нисколько не озабочены тем, насколько полезными могут быть их результаты для практики. Вторые заинтересованы только в практическом применении открытых фундаментальными отраслями наук законов, принципов и эффектов и не ставят перед собой каких-либо теоретических проблем. Такое резкое противопоставление фундаментальных исследований прикладным совершенно несостоятельно, ибо оно основывается па чисто внешнем их сопоставлении и выделяет только то, что чаще всего бросается в глаза. Подобная точка зрения вовсе но безобидна, так как она может породить представление о том, что, с одной стороны, фундаментальные исследования поискового характера являются совершенно непродуктивными ц практически бесполезными, с другой стороны, прикладные исследования не заслуживают внимания науки, так как ограничиваются чисто прагматическими целями.
Отличия между фундаментальными и прикладными исследованиями проявляются в следующем:
1) в характере устанавливаемых понятий, законов и теорий, в глубине раскрытия сущности явлений – фундаментальные раскрывают наиболее глубокие, существенные связи между явлениями, внутренний механизм происходящих при этом процессов. Именно поэтому они служат фундаментом для прикладных исследований. По этой причине законы прикладных наук рассматривают как феноменологические, а фундаментальных – как теоретические.
Глава 1. Фундаментальное и прикладное в науке……………………….5
... 1. Фундаментальное и прикладное в науке 1.1. Соотношение фундаментальных и прикладных исследований Первое, исходное «членение» науки - выделение ее в структуре фундаментальных и прикладных исследований , фундаментальных и прикладных наук . Фундаментальные исследования - это такие исследования, которые открывают ...
2) в широте применения применения их законов и теорий. Законы, используемые в прикладных науках, по необходимости носят ограниченный характер, так как они устанавливают связи между свойствами и величинами, измеряемыми на практике. В отличие от этого теоретические законы содержат величины, которые могут быть определены косвенным путем, а именно через сложную цепь логических выводов, вытекающих из теории.
Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.
Таким образом, цель всякого прикладного исследования — непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов зтого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества. Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.
Во-первых, прикладное исследование организуется непосредственно по заказу какого-либо социального института. Следовательно, в структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация «заказчик» — «исполнитель». Эта линия отношений требует особой регламентации, поэтому при осуществлении всякого прикладного исследовании, выполняемого по заказу, действуют некоторые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик, и исполнитель обладают определенными правами и обязанностями.
Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки) средой, постольку встает проблема языка прикладного исследования. Это означает, что существующий в ряде наук профессиональный жаргон оказывается неприемлемым для изложения результатов прикладного исследования. Результаты должны быть изложены в форме, не только доступной заказчику, но и делающей их «готовыми к употреблению». Несмотря на тривиальность этой истины, данная проблема оказывается сложнейшей проблемой нашего времени, поскольку разрыв между профессиональным и обыденным языками достигает порой существенной степени. Проблема перевода терминов науки на язык практики не всегда решается просто: в каждом конкретном случае приходится специально анализировать меру допустимости употребления специальной терминологии, а с другой стороны, меру допустимости ее упрощения.
В-третьих, прикладное исследование использует специфический вид гипотез. Источником формирования гипотез здесь не обязательно является какая-либо соответствующая теория, чаще гипотеза формулируется на основе практических соображений. Эти практические соображения предстают как некоторый веер возможных решений, и один из вариантов решения проверяется в исследовании. Отсюда следует чрезвычайно важный вывод. Нормой всякого научного исследования является соответствие уровня полученного обобщения проверяемой гипотезе, т.е. обобщение не должно претендовать ни на что иное, кроме подтверждения или отвержения гипотезы. Итог исследования должен содержать точный ответ на поставленный вопрос. При этом не исключено, что по мере осуществления исследования могут быть получены более далеко идущие результаты, которые ученый вправе использовать. Но непосредственная цель прикладного исследования — проверить выдвинутую практикой гипотезу.
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, ... качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов. Теоретический уровень исследования – исследование, в котором выдвигаются и формулируются основные, ...
В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования рекомендаций, но и указание направления, а порой и сроков, этапов их внедрения в практику. Такая мера строгости в этом вопросе не обязательна в фундаментальном исследовании, хотя и здесь весьма желательна. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика.
В-пятых, в прикладном исследовании приняты совершенно иные критерии эффективности. Если в фундаментальном исследовании показателями его успешности могут быть ссылки на него в научных журналах («индекс цитирования»), награждение его автора научной премией или присуждение ему ученой степени, то в прикладном исследовании таким критерием является лишь одно — решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.
Наконец, в-шестых, различаются роли «теоретика» и «практика»: теоретик продуцирует и получает знание о каком-либо процессе, практик добивается реального улучшения в осуществлении этого процесса. Цель ему задана извне, и работа, как правило, лучше оплачивается. Из-за расхождения ролей в сообществе ученых часто возникают конфликты, построенные на взаимном пренебрежении «теоретиков» и «практиков». Все сказанное означает, что прикладное исследование требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности. Естественно, что все эти качества становятся особенно значимыми, когда речь идет о прикладных исследованиях, касающихся сферы отношений между людьми.
В образовании можно выделить существенные характеристики фундаментальных и прикладных исследований, отражающие специфику педагогики.
И в том, и в другом виде исследований обязательно осуществляется обращение к эмпирической области, т.е. к практике, в исходном пункте исследования.
Основой фундаментального педагогического исследования являются и потребности практики, но в общем и неявном виде. Прикладное значение такой работы не всегда осознается сразу. Сюда можно отнести, например, следующую тематику: теоретические основы процесса обучения в школе, социально- педагогические основания дифференциации общего среднего образования, социально-педагогические основы повышения уровня образованности выпускников средних школ.
В каждом из этих двух типов исследований осуществляется построение теоретических моделей, отражающих изучаемые объекты. В прикладном исследовании теоретическая модель строится на основании или в рамках уже имеющейся теории. Следует отметить, что много прикладных исследований было выполнено в русле концепции содержания и методов обучения, разработанной под руководством И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского [8]. В фундаментальном исследовании теоретическая модель отражает новую теорию, созданную на основе критического осмысления уже имеющихся.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе
... социальному развитию. Противоречие между объективной необходимостью адаптации первоклассника к школе и недостаточной разработкой форм и методов осуществления данного процесса. Проблема исследования: Каковы формы и методы психолого-педагогического сопровождения процесса ...
Результатом и в том, и в другом исследовании стали новые знания, но характер новизны этих знаний разный. В соответствии с классификацией типов новизны, разработанной В.М. Полонским, можно утверждать, что прикладные исследования, как правило, представляют результаты на уровне конкретизации. Исследователь уточняет известное, конкретизирует отдельные общие положения. Изменения затрагивают частные вопросы, не имеющие принципиального значения для понимания сущности явления, процесса. Результатом могут быть также знания, полученные на уровне дополнения. Они расширяют известные теоретические положения, раскрывают новые аспекты проблемы. Выявляются новые элементы, неизвестные ранее. Но эти нововведения не изменяют картину в целом, а дополняют ее. В фундаментальном исследовании результаты представлены на уровне преобразования, который характеризуется принципиально новыми подходами, неизвестными ранее, но коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области педагогики [8].
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В настоящее время обозначен ряд актуальных направлений научного поиска в психологии и педагогике.
1. Проблема самого человека и как существа биологического в общей универсальной эволюции и как носителя социального, и как творящего особы мир культуры, и как главного действующего лица исторического прогресса.
2. Исследование современного ребенка. Насущным становится не только осмысление, сопоставление структуры, содержания разных этапов детского развития, но и построение их сравнительной характеристики. Для этого необходимо выяснить норму психического, психофизиологического и личностного развития ребенка, живущего в XXI веке, который сегодня качественно отличается от ребенка 60-х и 70-х годов прошлого столетия. В этом плане важными становятся:
· определение детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества;
· установление закономерностей развития Детства, их направленности, динамики, интенсивности изменений, приводящих к появлению новых характеристик.
Остро необходима глубинная корректировка периодизации современного детства как научной основы развития, модернизации системы образования.
3. Поиск новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия. Здесь Д.И. Фельдштейн указывает на необходимость изучения нескольких составляющих такого взросления:
· раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;
· определение характера и особенностей воздействия социальной среды и системы воспитательных воздействий как условий личностного развития;
· анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действий;
· выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.
программа развития мелкой моторики детей старшего дошкольного ...
... процессе художественной творческой деятельности 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе художественной творческой ... школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно ...
4. Выявление оптимальных сроков обучения, различий в сущности, структуре учебной деятельности у детей разного возраста. При этом актуальными признаются следующие вопросы: раскрытие новых способов присвоения знаний и установление содержания знаний, умений и навыков и совокупности личностных качеств, которыми должен обладать ребенок на разных возрастных этапах развития. особую значимость приобретает выявление возможностей воспитания у растущих людей личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей.
5. Кардинальное переосмысление и педагогических, и психологических основ образования, связанноя со стремительными сдвигами в развитии общества, обусловленными «информационным взрывом», ростом коммуникаций, приведшими к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором формируется современный ребенок. Здесь на первый план выходят такие задачи:
· выявления и учета влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая неконтролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернета;
· поиска психолого-педагогических оснований процесса обучения детей, подростков, юношества в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.
6. Определение действия, воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.
7. Определение возможностей усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, и восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, с другой.
8. Актуализация разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. В данном случае речь идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений – взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений Мира Взрослых к детству не как к совокупности детей разных возрастов, а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве.
9. Исследование психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.
10. Определение теоретических оснований и структурирование оказания психолого-педагогической помощи людям – растущим и взрослым – в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.
11. Разработка научных – психолого-педагогических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи с информационными технологиями.
Психолого-педагогическое сопровождение межличностного взаимодействия в целостном
... принципы психолого-педагогического сопровождения 2. Выявить особенности психолого-педагогического взаимодействия в ... детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики; - теория педагогической ... предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с ...