Эмпирическое исследования развития морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 5

1.1 Понятия морально-нравственных качеств в отечественной и зарубежной психологии 5

1.2 Этапы развития морально-нравственных качеств в онтогенезе 9

1.3 Морально-нравственные традиции воспитания дошкольников 14

Глава 2 Эмпирическое исследования развития морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста 19

2.1 Организация исследования 19

2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 22

Заключение 28

Список использованных источников 29

Введение

В современном обществе, находящемся в условиях кардинальных политических, экономических и социальных перемен, особо актуальной является проблема формирования нравственных норм. Устоявшая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, а какая-либо альтернатива ей не была выдвинута. Между тем именно сформированность нравственных норм у членов общности является важным способом социальной регуляции в ней. Особую актуальность приобретает проблема формирования нравственных норм у подрастающего поколения, поскольку оно олицетворяет будущее нашей страны и человечества в целом.

Проблеме формирования нравственных норм у детей посвящено множество работ отечественных и зарубежных исследователей (Л.И. Бо-жович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.М. Мясищев, А.И. Подольский, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон, Н. Айзенберг, М. Блэтт, К. Гиллиган, Л. Кольберг, Д. Кребс, Ж. Пиаже, Дж. Рест, Э. Туриэль, Э. Хиггинс и др.).

Этими авторами показано, что процесс формирование нравственных норм происходит поэтапно, при этом важнейшим этапом этого процесса по мнению многих авторов является старший дошкольный возраст. Между тем, проблема формирования нравственных норм поведения у старших дошкольников до конца не изучена. Это под-черкивает актуальность указанной проблемы, что и определило выбор темы настоящего исследования: «Формирование нравственных норм поведения у старших дошкольников».

Цель исследования – изучить проблему формирования нравственных норм поведения у старших дошкольников.

Объект исследования: нравственные нормы поведения личности.

Предмет исследования: особенности формирования нравственных норм поведения у старших дошкольников.

9 стр., 4063 слов

Формирование морально-нравственных норм дошкольника

... изолировано. Задача моей контрольной работы более подробно раскрыть вопрос о формировании морально-нравственных норм дошкольника. 1. Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте Ранний ... изучение психологической природы этического развития. Такое исследование сопряжено с рядом трудностей, поскольку морально-нравственное поведение включает различные психологические основания: моральное ...

Гипотеза исследования: формирование нравственных норм поведения у старших дошкольников имеет свои особенности.

Исходя из указанной цели, нами поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы формирования нравст-венных норм поведения у старших дошкольников.

2. Исследовать с помощью методов психодиагностики уровень сфор-мированности нравственных норм поведения у старших дошкольников.

3. Составить и апробировать коррекционно-развивающую програм-му по формированию нравственных норм поведения у старших дошкольников.

4. Провести контрольное исследование уровня сформированности нравственных норм поведения у старших дошкольников после проведения коррекционно-развивающей работы.

5. Сравнить результаты первичного и повторного исследований с помощью методов математической статистики и на основании результатов сравнений сделать вывод о возможностях формирования нравственных норм поведения у старших дошкольников с помощью психолого-педагогических методов.

Теоретико-методологическая основа исследования: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.С. Выготский); представления отечественных и зарубежных психологов о морально-нравственном развитии в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л. Коль-берг, Э. Хиггинс др.).

Методы исследования:

1. Теоретические методы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы – тестирование с помощью методики «Не-оконченные рассказы» Т.П. Гавриловой, наблюдение по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, психолого-педагогический эксперимент.

3. Методы математико-статистического анализа: φ*-критерий Фише-ра

База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 253» г. Челябинска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5,5-6,5 лет) из числа воспитанников подготовительной группы, в том числе 11 девочек и 9 мальчиков.

13 стр., 6132 слов

Правила и нормы общения старших дошкольников со сверстниками как часть детской субкультуры

Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И.Герцена Факультет «Институт Детства» Кафедра дошкольной педагогики. Курсовая работа на тему: Правила и нормы общения старших дошкольников со сверстниками как часть детской субкультуры. Выполнила студентка 3 курса 1 группы Научный руководитель Березина Т.А. Санкт-Петербург 2010 учебный год. Оглавление. Глава 1 3 4 6 6 9 11 12 12 13 13 ...

Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования

нравственных норм поведения у старших дошкольников

1.1 Понятие нравственности и нравственных норм поведения

Нравственность обозначает те внутренние, духовные качества, кото-рыми руководствуется человек, и правила поведения, определяемые этими качествами [15]. Нравственность является важнейшей сферой взаимоотно-шения человека и общества. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и сво-бодной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида [5].

Представляя собой совокупность принятых в том или ином социаль-ном организме норм поведения, общения и взаимоотношений, нравственная культура выступает в качестве специфического типа регуляции отношений людей, направленного на их гуманизацию. В отличие от форм регуляции, сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами (правовая, религиозная и др.), нравственность реализует свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания, посредством ориентации людей на гуманные, честные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято наз…..

Список использованных источников

1. Аверин В.А. Психология личности. – СПб., 1999. – 89 с.

2. Аверинцев С.С. Православная традиция как культурно-историческая тра-диция и как Церковное Предание. – М., 2009. – 370 с.

3. Адорно Т. Проблемы философии морали. – М., 2000. – 239 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001. – 288 с.

5. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология. – Кемерово, 2003. – 410 с.

6. Апресян Р.Г. Нравственность // Философская энциклопедия. – М., 2000.

7. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: в 2-х т. – Т. 2: Социо-культурный словарь. – Новосибирск, 1997. – 806 с.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1998. – 352 с.

2 стр., 864 слов

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя 1. Образ жизни покупателя Во все времена, наиболее успешным методом считалось проведение рекламы в СМИ. Съемки рекламных роликов всегда проходят ярко и в некоторой степени эпатажно. Для участия в съемках рекламы приглашаются простые красивые люди или знаменитости. В большинстве случаев с экранов телевизоров и страниц популярных ...

9. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер. – М., 1984. – 330 с.

10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – 240 с.

11. Запретный плод. Этика гуманизма / ред. В.А. Кувакин. – М., 2002. — 222с.

12. Ильин В.В. Аксиология. – М., 2005. – 216 с.

13. Кармин А.С. Культура социальных отношений. – СПб., 2003. – 928 с.

14. Карпинский К.В. Психология жизненного пути. – М., 2002. – 167 с.

15. Кондрашин И.И. Истины бытия в зерцале сознания. – М., 2006. – 264 с.

16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 2003. – 487 с.

17. Лефевр В.А. Алгебра совести. – СПб., 2003. – 426 с.

18. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музы-кального искусства // Преподаватель. – 2001. – № 6. – С. 12-20.

19. Петракова Т.И. Основы нравственного воспитания. – М., 1997. – 96 с.

20. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад, 1994.– 240 с.

21. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Кемерово, 2002. – 186 с.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – М., 1996. – 384 с.

23. Субботский Е.В. Генезис личности. – М., 2010. – 407 с.