Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новокузнецкий институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогических технологий начального образования и психологии развития ребенка

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Педагогике

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе

Студентки группы НОа-15-1

У.К. Лучшевой

Научный руководитель

конд. пед. наук, доцент Шарлай В. В.

Новокузнецк, 2017

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к школе

.1 Психолого-педагогическая сущность процесса адаптации первоклассника

.2 Диагностические средства измерения степени адаптации первоклассника

.3 Анализ практического опыта адаптации первоклассника в школе

Выводы по I главе

Глава II. Формы и методы психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассника к школе

.1. Обеспечение включенности первоклассника в игры на знакомство для создания положительного эмоционального климата

.2 Ознакомление первоклассника с правилами поведения школьника с использованием метода упражнения

.3 Организация совместной деятельности первоклассников на уроке

Вывод по II главе

Заключение

Список литературы

Приложения

адаптация первоклассник урок школа

Введение

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе представляет собой одну из наиболее важных проблем для педагогики и психологии образования, поскольку от успешности адаптации ребенка в школе, от того, насколько успешными будут ребенок адаптируется в школе, будет зависеть не только дальнейшее его обучение, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способности к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.

5 стр., 2472 слов

Адаптация первоклассника к школе

... у первоклассника процесса школьной адаптации. 2. Психолого-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школьному обучению 2.1 Методы диагностики адаптации первоклассника к школе Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме диагностических методов адаптации первоклассников показал, что процесс адаптации у первоклассников измеряется ...

Противоречие между объективной необходимостью адаптации первоклассника к школе и недостаточной разработкой форм и методов осуществления данного процесса.

Проблема исследования: Каковы формы и методы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассника к школе?

Цель исследования: выявить и научно обосновать формы и методы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассника к школе.

Объект исследования: процесс адаптации первоклассника к школе.

Предмет исследования: формы и методы психолого-педагогического процесса адаптации первоклассника к школе.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе будет результативным, если:

используются игры на знакомство для создания положительного психологического климата;

обеспечивается ознакомление первоклассников с правилами поведения школьника с применением метода упражнения;

применяются коллективные формы организации совместной деятельности первоклассников на уроке.

Задачи исследования:

Определить психолого-педагогическую сущность процесса адаптации первоклассника к школе.

Проанализировать практический опыт процесса адаптации первоклассника к школе.

Определить критерии, показатели и средства измерения степени адаптации первоклассника.

Обосновать формы и методы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассника к школе.

В соответствии с целью и задачами исследования и, учитывая специфику предмета исследования, выбран комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и анализ психолого-педагогического опыта, наблюдение педагогического общения, анализ результатов.

Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды, работы многих ученых, посвященные проблеме адаптации первоклассников в школе. В нашем исследовании мы опирались на труды А.И. Дубровиной [9], Р.С. Буре[3], Н.Г. Соколовой[24], Л.В.Бориковой[15], вопросам психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассника к школе занимались Г.М. Коджаспирова[14], Н.В. Дубровинская[10], Л.С. Выготский[5], и другие ученые.

Глава I. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к школе

1.1 Психолого-педагогическая сущность процесса адаптации первоклассника

Термин «адаптация» произошел от латинского слова «adaptio» (приспособление) и изначально данный термин достаточно часто использовали для того, чтобы описать феномен и механизмы приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [29].

В биологии общая приспособленность живых организмов к условиям существования сложена из большого количества отдельных адаптаций самого различного масштаба. Все адаптации происходят в ходе эволюции — в итоге естественного отбора наследственных вариаций (мутаций) и их комбинаций. Данные мутации всегда проявляются в любой популяции живых организмов в большом количестве, при этом большая их часть не проявляется, а имеется в генофонде в скрытом виде. Естественный отбор подхватывает те наследственные вариации, что оказались полезными данных условиях. Шаг за шагом, из поколения в поколение при помощи преимущественного размножения особей — носителей таких полезных изменений новые свойства становятся характерными для вида. Таким образом возникает адаптация [30].

13 стр., 6084 слов

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания

... и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа. Объект исследования: процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка. Предмет исследования: деятельность педагога в работе с родителями. Цель курсовой ...

Таким образом, адаптацией является процесс, а также результат приспособления строения и функции организмов и их органов к условиям среды обитания. Придерживаясь мнения А.А. Люблинской, адаптация — процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [18, с. 79].

Адаптация в первом классе является особым и сложным периодом в жизни ребенка: ему необходимо осваивать новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — деятельность учебную; меняется социальное окружение ребенка, появляются новые друзья, одноклассники, учителя, школа — которая является большой социальной группой, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. Шести-семилетний ребенок уже обладает основными предпосылками учения: способами познавательной деятельности, мотивацией[18, с. 80]. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процессом данного становления при благоприятных условиях охвачено первое полугодие первого года обучения в школе.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. Ключевая особенность положения учащегося, школьника состоит в том, что его учеба является теперь обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее он ответственен перед учителями, друзьями, родственниками [11, с. 82].

Адаптация к школе представляет собой важную и серьезную проблему, поскольку ситуация неопределенности всегда волнует, а перед школой каждому ребенку свойственно испытывать особенное волнение. Условия его жизни коренным образом меняются. Иногда случается так, что ребенок в младших классах станет подчиняться большинству — вопреки собственным желаниям. Следовательно, ребенку необходима помощь в этот столь непростой для него период жизни — ведь ему нужно обрести самого себя, он должен научиться сам отвечать за свои поступки. Следовательно, можно прийти к выводу, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, являются залогом успешного обучения в школе.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже является личностью. Он уже понимает то, какое место он займет в ближайшем будущем — он отправится учиться в школу, ему доводится открывать для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. По достижении старшего дошкольного возраста ребенок уже умеет ориентироваться в семейно-родственных отношениях, и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди своих родственников, близких. Ребенок учится построению отношений с взрослыми и сверстниками, обладает навыками самообладания, умеет настоять на своем. Шести — семилетний ребенок обладает рефлексивными способностями. В этом возрасте наиболее важным достижением в развитии личности ребенка является преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу» [7, с. 31].

8 стр., 3889 слов

Проблема адаптации ребенка в школе

... благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе. Адаптация ребенка к школе Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения ...

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится на семилетний возраст. Согласно мнению Л.С. Выготского, данным кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит значительное изменение всего психологического облика ребенка, происходит перестройка его отношений с социальным окружением [5, с. 29].

Пристальное внимание к процессу адаптации к школе вызвано тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, ею обеспечивается возрастное развитие. Механизмы же приспособления, которые появляются в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно мнению ряда ученых, в том числе, Л.И. Божович[2, с. 32], процесс адаптации ребенка к школе может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых обладает своими особенностями.

Первый этап — этап ориентировочный, его характеристики — бурная реакция и значительное напряжение практически всех систем организма. Продолжительность данного этапа — две-три недели.

Второй этап — является неустойчивым приспособлением, когда организму свойственно искать, и находить какие-то оптимальные варианты реакций на данные воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап — представляет собой период относительно устойчивого приспособления, когда организму свойственно находить наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, которые требуют меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма являются далеко не безграничными, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут значительно повлиять на хрупкое здоровье ребенка.

Принято выделять несколько групп детей, процесс адаптации которых к школе является легким, средней тяжести и тяжелым.

При легкой адаптации состояние напряженности организма могут быть компенсированы в течение первой четверти. Если адаптация средней тяжести — нарушения самочувствия и здоровья являются более выраженными, их возможно наблюдать в течение первого полугодия, что является закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе может проходить тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья могут нарастать — от начала к концу учебного года, и это подтверждает факт наличия непосильных учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника [2, с. 33].

Критерии благополучной адаптации детей к школе, по мнению ряда ученых, представляют собой благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатор трудности процесса адаптации к школе, как правило, представляет собой изменения в поведении детей.

Психологическая готовность к школе является сложным образованием, представляющим собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточный уровень познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенный тип отношений с взрослыми и сверстниками. Развитие всех вышеуказанных качеств в их единстве до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы, и является содержанием психологической готовности к школе [3, с. 48].

26 стр., 12920 слов

Младший школьный возраст. Психосоциальная адаптация детей к школе

... проанализировать материал по таким темам, как основные этапы физиологической адаптации, психологическая готовность ребенка к школе, роль семьи в адаптации первоклассника. Изучение этого теоретического материала подводит к постановке и решению ...

Психолого-педагогическая сущность адаптации младшего школьника состоит в :

сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

формирование адекватного поведения;

овладение навыками учебной деятельности.

.2 Критерии, показатели и средства измерения процесса адаптации первоклассника к школе

Имеется ряд причин, которые затрудняют адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, которые предъявляются в рамках учебных занятиях — наличие недостаточного уровня функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости [9, с. 39].

Под функциональной готовностью ребенка к обучению в школе принято подразумевать наличие такого уровня развития и функционального состояния отдельных систем, посредством которого возможно обеспечить адекватный ответ организма на конкретное воздействие среды. Если имеется недостаточная функциональная готовность к обучению в школе, то, данный факт определяется наличием частичной незрелости некоторых функций, что непосредственно связаны с обучением.

Степень готовности к школе обладает неразрывной связью с общим уровнем развития организма. Данный факт хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей, которые имеют одинаковый паспортный возраст, но находятся на различных ступенях биологического развития. Так, по данным ряда исследователей, в том числе Г.А. Цукермана и К.Н. Поливановой, процесс адаптации к школе может быть более коротким, и пройти легко у тех детей, чей биологический возраст соответствует возрасту паспортному, либо опережает его, сравнительно детьми, которые имеют более низкий уровень биологического развития [27, с. 47]. В значительной степени облегчить процесс адаптации детей к школе может предварительное посещение детьми детского сада. М.Н Ильина утверждает, что на развитие и течение адаптационного процесса оказывает влияние характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее удается адаптироваться тем детям, которые посещают до школы детский сад, а у тех, кого воспитывали дома, зачастую наблюдается двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. «Незрелые» школьники, среди тех, кто посещали, детский сад встречаются вдвое реже, нежели среди детей, воспитывавшихся дома [11, с. 50].

По мнению ряда ученых, в том числе, В.С. Мухиной[19, с. 88], выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:

Измерение ключевых параметров адаптации-дезадаптации

Полученной в результате обследования информации следует быть не только констатирующей, но и ориентировать психолога на причины возможной дезадаптации

20 стр., 9790 слов

Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе

... условий адаптации первоклассников к школе……………………………………………………………………………..43 Выводы по второй главе………………………………………………………...47 Заключение……………………………………………………………………...48 Список использованной литературы………………………………………..50 Введение Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: ...

Быть экономичной по форме проведения и затратам времени

Изучив литературу по данной проблеме, практику педагогов, целесообразно прийти к выводу, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими признаками:

Происходит процесс физиологической подстройки деятельности функциональных систем организма первоклассника — соответственно с меняющимся режимом и нагрузкой

Происходит формирование и освоение способов и приемов новой деятельности — процесса учения

Эмоциональной сфере первоклассника свойственно оценивать изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и, следовательно, регулировать его поведение и деятельность

Для того, чтобы оценить общий уровень адаптации первоклассника к школе, необходимо получить качественные показатели этих изменений.

Диагностика уровня готовности первоклассника к школе состоит из ряда компонентов, и представлена в следующей таблице:

Таблица 1. Диагностика уровня готовности первоклассника к школе

Компоненты адаптацииКритерииСредства диагностикиОсвоение способов и приемов новой деятельностиСтепень усвоения программы обученияЭкспертная оценка учителяЭмоциональное принятие новой социальной ситуацииЭмоционально положительное восприятие процесса ученияОпрос родителей Методика «Домики»Эмоционально положительное отношение к учителюМетодика «Домики»Эмоционально положительное отношение к себе в новой ролиМетодика «Домики» Опрос родителейЭмоционально положительное восприятие отношений с одноклассникамиМетодика «Домики» Опрос родителей

Таким образом, для того, чтобы оценить успешность адаптации первоклассников, целесообразно:

Выполнить анализ данных о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период

Провести опрос родителей

Провести интервью с педагогом класса

Выполнить групповое обследование первоклассников при помощи методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

.3 Анализ практического опыта адаптации первоклассника в школе

Большинство детей, которые идут в первый класс, как правило, готовы к обучению. Они желают узнавать новое, осознают важность изменения своего статуса: «я уже ученик!», они готовы выполнять стоящие перед ними задачи. Несмотря на то, что выполнять многие правила непросто, воспринимаются они детьми как правила общественно значимые и неизбежные.

Зачастую опытный учитель и родители осознают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдать правила и нормы поведения не было эпизодическим, тем, что зависит от настроения. Учителю необходимо с самого начала объяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику, что его позиция, его права значительно отличаются от того, что было раньше, до школы [12, с. 22].

От того, как педагог относится к ученикам на начальном этапе адаптации к школе, во многом будет зависеть тот факт, как сложатся взаимоотношения учитель — ученик, отношения, которые в значительной степени определяют психологическую адаптацию ребенка в школе.

11 стр., 5266 слов

Условия адаптации первоклассников к школе

... развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе. Изучение условий, способствующих успешной адаптации первоклассника, выявление наиболее ... кризисов, задержка психического развития [4, 22, 27]. Поведении детей, не прошедших успешно адаптацию к школе выражается в нервно-психической неустойчивости. Рост напряжения, чаще ...

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальным для большинства педагогов-практиков. Каждый пытается отыскать свое решение данного вопроса, исходя из индивидуальных особенностей детей своего класса.

Так, к примеру, Маланина Ольга Петровна [31], учитель начальных классов СОШ №45 г. Томска, полагает, что подходить к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника необходимо комплексно, соединяя усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день в школе, где преподает Маланина О.П., имеется определенная система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. В частности, в данной школе внедрена программа «Школа будущего первоклассника» — данная программа состоит из 25 занятий (один раз в неделю), и проводится с октября по апрель. Основная цель данной программы — оказать помощь шестилетним детям в построении содержательного образа настоящего школьника, благоприятствовать более успешной их адаптации к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводятся учителями в стенах детского сада для того, чтобы дети смогли почувствовать себя более комфортно. Содержание занятий обладает развивающим характером, ключевая задача занятий — сформировать у детей более точное представление о школе и роли ученика в ней. При помощи данной программы дошкольники не только усваивают учебные знания, умения и навыки, но также готовятся их к будущей школьной жизни. Форма занятий, как правило, игровая, в рамках занятий происходит решение дидактических, коррекционных и терапевтических задач, происходит развитие воображения, мышления, речи. В свою очередь, педагог наблюдает за индивидуальным развитием детей, и, общаясь с их родителями, накапливает информацию о каждом ребенке, и его семье. Все вышеуказанное оказывает значительную помощь в подготовке детей к началу школьной жизни.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому также возможно предусмотреть работу с родителями будущих первоклассников — для того, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Так, целесообразно провести с родителями будущих первоклассников занятия — практикумы на темы: собрание — деловая игра с практическими советами «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника». Собрания можно проводить в виде «семейных советов», консультаций, диалогов, базируясь на уже имеющемся опыте родителей [31].

Для детей, которые не посещают дошкольные учреждения, в летнее время на базе школы возможна организация лагеря дневного пребывания цель которого будет заключена в предшкольной подготовке детей. Каждый день должен проходить по определенному распорядку, обязательно должны быть включены групповые развивающие занятия. Основу занятий должны составлять игры и психотехнические упражнения, что направлены на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимо уделить внимание упражнениям, цель которых — создать и поддерживать благоприятный внутригрупповой климат. Показателями эффективности организации такого лагеря является развитие познавательных способностей детей, формирование положительного отношения будущих первоклассников к школе, к товарищам, и учителю, повышение уровня развития эмоциональной сферы, уверенности в себе. Все эти показатели являются положительным результатом в адаптационный период первоклассников, что может быть подтверждено результатами диагностики.

5 стр., 2140 слов

процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

... деятельности в адаптации ребенка к школе. 5. Разработать программу адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности. Объект исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе. Предмет исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности. ...

Особое внимание многие педагоги также уделяют организации учебного сотрудничества на уроках, поскольку сотрудничество представляет собой наиболее важную часть социальной адаптации. Так, в частности, педагог Московской СОШ № 155 Агапьева Ю.Д. организует парную работу на уроке в период адаптации [31]. Так осуществляя работу в «микро- коллективе», детям удается освоить технологию групповой работы на уроках, осознать значимость сплоченности при выполнении заданий. Большим значением для педагогической поддержки адаптации ребенка к школе, согласно мнению многих учителей, обладает проведение внеклассных мероприятий, которые обладают огромным воспитательным потенциалом (М.Н. Ильина [11], Н.И.Гуткин [7], Е.Е. Кравцова[12] и др.) Также огромное значение имеет проведение разнообразных игр, в том числе, игр на знакомство, ведь игра в данном возрасте продолжает быть основным видом деятельности ребенка.

Выводы по первой главе

Адаптацией является процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

При поступлении в школу, происходит кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка, данное изменение совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится на возраст 6-7 лет.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе представляет собой один из наиболее важных итогов гармоничного психического развития в период дошкольного детства, и залог успешного обучения в школе.

Проверить степень адаптации ребенка к школе можно при помощи ряда методик, в частности, проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», опроса родителей, беседы с педагогами, и т.д.

Для того, чтобы процесс адаптации ребенка к школе был успешным, целесообразно проводить программу «Школа будущего первоклассника», цель данной программы — оказать помощь шестилетним детям в построении содержательного образа настоящего школьника, благоприятствовать более успешной их адаптации к школе в условиях систематического обучения; также возможно предусмотреть работу с родителями будущих первоклассников — для того, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития; возможна организация лагеря дневного пребывания, цель которого будет заключена в предшкольной подготовке детей; возможно организовать учебное сотрудничество на уроках; также важно проводить разнообразные игры, в том числе, игры на знакомство, ведь игра в данном возрасте продолжает быть основным видом деятельности ребенка.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Глава II. Формы и методы психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассника к школе

.1 Обеспечение включенности первоклассника в игры на знакомство для создания положительного эмоционального климата

Адаптация к школе является процессом перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка, переходом к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание гармоничного развития личностных качеств ребенка, и наличие благоприятных социальных внешних условий приводит к успешной адаптации ребенка к школе, неблагополучное — к дезадаптации.

Немаловажно научить детей сознательному восприятию своих собственных эмоций — чувств и переживаний, а также пониманию эмоциональных состояний других людей. Постепенно дети приходят к осознанию того, что одни и те же предметы, действия, события могут являться причиной различных эмоциональных состояний, могут вызвать разное настроение. Эмоциональное развитие представляет собой один приоритетных критериев развития личности. Важно благополучно ввести ребенка в окружающий его коллектив, в новый для него коллектив, и научить его не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния окружающих его людей, детей, но и умению анализировать их причины, не только понимать настроение другого человека, но и принимать его позицию [7, с. 74].

Многими отечественными психологами [8, с. 98, 20, с. 45] проблема эмоционального развития детей в рамках адаптации к школе, признается одной из наиболее актуальных, и обсуждаемых.

Для развития эмоциональной сферы детей, для успешного знакомства детей друг с другом, с коллективом целесообразно использовать комплекс психогимнастических игр и упражнений, подбор которых должен быть осуществлен, учитывая психологическое состояние детей. Для того чтобы выявить эффективность использования данных упражнений на практике, нами было принято решение о проведении эксперимента, целью которого было подтверждение гипотезы, поставленной в начале исследования, о том, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе будет результативным, если: используются игры на знакомство для создания положительного психологического климата; обеспечивается ознакомление первоклассников с правилами поведения школьника с применением метода упражнения; применяются коллективные формы организации совместной деятельности первоклассников на уроке. Эксперимент был проведен на базе СОШ № 4, г. Норильск, в первых классах данной школы.

Количество детей в параллели 1-х классов — 40 чел. Перед проведением эксперимента нами было проведена диагностика готовности первоклассников к школьному обучению, с использованием методики «Домики», была проведена беседа с педагогами, родителями. Согласно результатам диагностики, большее количество детей — 30 чел., — 70% — готовы к обучению в школе, у детей нет отклонений по здоровью, они готовы к получению новых знаний, но эмоционально принять новую социальную ситуацию им трудно. 10 чел. — 30% — полностью готовы обучению в школе, принимают новую ситуацию, легко нашли общий язык с одноклассниками и педагогами. Детальная диаграмма исследования согласно данной методике представлена в Приложении к данному исследованию.

Для того, чтобы сделать процесс адаптации детей более легким и успешным, нами была проведена серия упражнений, которые помогают детям адаптироваться к школе.

Начинать лучше всего с таких игр и упражнений.

«Назови себя» — цель данного упражнения — учить представлять себя коллективу сверстников. Дети называют свои имена, можно также провести конкурс на самое длинное имя, самое необычное имя, самое короткое имя, и т.д., после проведения упражнения можно наградить детей маленькими подарками, медалями, сладостями, и т.п.

«Позови ласково» — цель данного упражнения — воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, научить детей ласково звать друг друга по имени: «Настя — Настенька, Оля — Оленька, Игорь — Игорек», и т.п.

«Передача чувств» — при помощи данного упражнения можно научить детей передавать эмоциональное состояние вербальным способом, — рассказать, как ребенок себя чувствует сегодня, какие эмоции вызывает у него погода за окном, почему он грустит или радуется, и т.п.

Необходимо принимать во внимание состояние детей: так, дети шести — семи лет уже обладают способностью к выполнению словесных заданий. Им нравится рисовать, они с радостью показывают произведения своего творчества окружающим. Они могут также достаточно глубоко анализировать свой внутренний мир, хотя такой анализ требует внешнего побуждения. Школьные психологи рекомендуют проводить с детьми упражнения, цель которых — повысить самоуважение, развить спонтанность, и успешно адаптироваться в коллективе. Такими упражнениями могут быть:

«4 вопроса-4 рисунка» — цель данного упражнения — помочь ребенку выйти на разговор о важных для него переживаниях.

«Я хочу — они хотят — я поступаю» — данное упражнение способствует тому, что дети осознают свое поведение.

Также для более успешной адаптации детей к школе, целесообразно провести ряд упражнений, цель которых — улучшить взаимоотношения с окружающими.

«Чего я боялся, когда я был маленьким» — посредством данного упражнения дети могут осознать свои страхи как нормальные человеческие чувства. Поделиться своими страхами с окружающими.

Положительным эффектом в работе с детьми обладают нижеуказанные занятия и упражнения:

«Беседы о различных эмоциональных состояниях (радость, страх, грусть, злость, и т. д.) — в рамках данного упражнения возможно познакомить детей с пиктограммами, которые схематично изображают различные эмоциональные состояния.

«Ты и твои родители. Каждый привлекателен по — своему» — ключевая задача данного упражнения — помощь детям в лучшем понимании своего внешнего сходства с родителями и отличий от них. Важно понять, какое отношении ребенка к своей внешности, оказать ему помощь в адекватном понимании себя, поддержании самооценки.

Более детальное описание процесса выполнения данных упражнений находится в Приложении к настоящему исследованию.

Взаимодействие педагога и первоклассников в игровой деятельности педагога ставит их в рамки равного поиска игровых решений. Данное партнерство благоприятствует тому, что происходит процесс развития эмпатии педагогов и детей, они учатся понимать друг друга, лучше узнают друг друга, учатся понимать поведение, оценивать и соотносить свое поведение и интересы с поведением и интересами других детей.

.2 Ознакомление первоклассника с правилами поведения школьника с использованием метода упражнение

Проведение целенаправленной, систематической работы по воспитанию навыков и привычек культурного поведения должно быть начато с приходом детей в школу. Именно в начальных классах происходит формирование основ аккуратности и опрятности, вежливости, точности, привитие хороших манер, умения культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если не привить элементарные нормы культурного поведения детям с ранних лет, то позже необходимо будет восполнение данного пробела, и зачастую может возникнуть необходимость в проведении более тяжелой работы: перевоспитание школьников, которые уже обладают негативными привычками. Отсутствие элементарных привычек у детей может затруднить работу над воспитанием у них проявлений культурного поведения, таких, как такт, деликатность, непринужденность, изящество манер и т.д. Культура поведения обладает тесной связью с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями [15, с. 16].

При реализации работы с первоклассниками возможно проводить специальные упражнения для того, чтобы дети планомерно могли отработать отдельные навыки культурного поведения. Но упражнение является не только простым повторением. Для того чтобы повторение закрепило те или иные действия, привычки поведения, необходимо, чтобы оно было подкреплено наличием позитивных эмоций, приятными переживаниями. Такими могут быть одобрения, поощрения, похвалы и т.п. Ключевым результатом данных упражнений должно стать осознание ребенком правильности своих поступков, привитие первокласснику культуры поведения. Иначе говоря, воспитание должно обладать связью с самовоспитанием.

Основными методами работы над правилами являются разъяснения и приучения, а также организация жизни детей соответственно требованиям правил.

В рамках осуществления работы по воспитанию культуры поведения в начальной школе, детям надлежит усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения, дети должны уметь сознательно выполнять данные правила.

Важно научить детей действовать не только согласно правилам поведения, но и одновременно привить им умение действовать в связи с правилами, находить верный способ поведения в новой для детей обстановке, основываясь на уже известных им правилах. В работе с детьми целесообразно учить их выполнять правила поведения в различных ситуациях, с которыми они могут столкнуться как в школе, так и вне ее пределов: на улице, в магазине, в транспорте, в поликлинике, и т.п. При этом определенные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок смог выполнить то же правило в различных условиях. Необходимо не забывать, что первокласснику трудно переносить знания из одной ситуации в другую.

Так, к примеру, первоклассник уже знает, что в школе необходимо здороваться со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей. В школе ребенок всегда здоровается со всеми учителями, родителями. А вот вне пределов школы, на улице, в транспорте ребенок может не выполнить данное правило. И вовсе не потому, что он его забыл. Просто он не знает, что, встретив на улице, в транспорте, в магазине, в поликлинике знакомого взрослого человека (а таким может быть учитель, директор школы, или мама, папа своего товарища и др.), необходимо с ним обязательно поздороваться.

Или еще один пример, Дети научились правилу — уступать место старшим в трамвае, метро, автобусе, троллейбусе и т.п. И они выполняют данное правило охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка или дедушка за ребенком в школу. И школьник сидит, а бабушка стоит, иногда еще разговаривая со школьником. И ребенок не догадается предложить ей сесть, поскольку он приучен уступать место пожилым людям лишь в транспорте.

В системе работы учителя большим значением обладает разъяснение детям этических норм, что связаны с правилами культурного поведения. Методами разъяснения могут быть рассказы учителя, проведение этической беседы, обсуждение фактов школьной жизни, проведение беседы по прочитанному рассказу, создание стендов по культуре поведения. Главной задачей нравственного образования является формирование нравственных представлений и понятий о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, обществе и др. Разъясняя правила культурного поведения, целесообразно обращать внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правила выступают не как случайные и необоснованные требования, а являются разумной необходимостью, очевидной для младших школьников. Для лучшего усвоения первоклассниками правил культуры поведения, целесообразно проводить серию упражнений, игровых ситаций, а именно:

Учитель. Если вы согласны с данным правилом — поднимайте руку, а если не согласны — не поднимайте.

. Если хочешь ответить на вопрос учителя, нужно поднять руку.

. Если входит в класс взрослый, его нужно приветствовать стоя.

. Если хочется дать ответ на вопрос учителя, можно кричать с места.

. Если человек заходит в класс, ему нужно кричать «Привет!»

. Когда идет перемена, важно отдохнуть, и для этого следует бегать по коридору, сломя голову.

. Если очень нужно что-то спросить, то можно перебить разговор взрослых.

. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

Ситуации для обсуждения. «В гардеробе».

Сегодня холодно. Ребятам пришлось надеть теплые курточки. И, перед тем, как пойти в класс, детям следует раздеться в гардеробе.

Олег торопится. Он вбежал в гардероб и, натолкнувшись на своего одноклассника Ивана, наступил ему на ногу. Иван даже вскрикнул от боли. Но Олег не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку на крючок, и поспешил в класс.

Какие ошибки в своем поведении допустил Олег? (Он не поздоровался с другом, не извинился.)

Ситуация «В столовой».

Ребята завтракали в столовой. Дима взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись по сторонам, чтобы никто не заметил, он стрельнул, и попал Вадиму прямо в глаз. Вадим закрыл глаз рукой, и заплакал.

Что вы можете сказать о поведении Димы в столовой?

(После обсуждения этих правил, нужно подвести итоги и раздать ребятам заранее приготовленные памятки.) Более детальное описание правил, упражнений находится в Приложении к настоящему исследованию.

Подведение итогов

Какие важные правила вы сегодня запомнили?

.3 Организация совместной деятельности первоклассников на уроке

Процесс построения учебно-воспитательного процесса, что направлен на облегчение прохождения ребенком периода адаптации и снятие причин дезадаптивного поведения ребенка, — ключевые задачи работы учителя в 1-м классе.

Каждый педагог знает, что от того, насколько будут сформированы взаимоотношения детей друг с другом, будет зависеть характер протекания их адаптации.

Следовательно, у школьников необходимо развивать:

Эмоционально-положительное отношение к реализации совместной деятельности на уроке[14, с. 93].

Данное отношение состоит из следующих аспектов:

Желание принимать участие в совместной деятельности, наличие позитивных переживаний в ее реализации, желание помочь помощь товарищу, а также умение принимать помощь от другого.

Деловые отношения в совместной деятельности.

Данные отношения включают в себя: умение принять цель совместной деятельности; спланировать, договориться, соотнести свои действия с действиями партнера, принять участие в сравнении цели и полученного результата [14, с. 97].

Эти задачи возможно успешно решить, используя современные УМК, в частности, УМК «Начальная школа XXI века».

Среди форм взаимодействия учащихся друг с другом, принято выделять парную, групповую, и коллективную работу на уроке. Работа в парах является выполнением заданий двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, реализуют процесс выполнения задачи, что направлена на получение нового результата. Решение задачи состоит фактически из двух результатов решающих участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности результата каждого участника [11, с. 32].

Работа в группах является сложной формой взаимодействия и общения нескольких участников. Реализация данной деятельности требует развитых умений (распределить обязанности, учитывать интересы друг друга; выслушать точки зрения разных детей; умение принять мнение большинства; умение принимать на себя разные роли: подчиненный, лидер, контролер, наблюдатель, и т.д.).

Групповая работа с элементами коллективной деятельности является организацией деятельности, при помощи которой можно объединить все группы. Достижение общеклассного результата состоит из результата каждого ученика и группы. Это открывает возможности организации коллективного познания на уроке в 1-м классе [11, с. 35].

Для первоклассников реализация, проведение парной работы является наиболее комфортной формой организации совместной деятельности на уроке. Когда дети научатся работать в паре, далее возможно им предложить им групповую работу, а позже — и коллективную.

Проанализируем примеры уроков с парной, групповой и коллективной формами организации обучения.

«Светофор»

(работа в парах)

Цель. Сформировать эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности (желание предложить свою помощь; принять помощь от других и адекватная реакция на нее); сформировать положительную эмоциональную реакцию на ошибки и неуспехи деятельности — своей и товарищей; умение убедить партнера, способность оценивать его место и возможности.

Время поведения: 10-15 минут.

Форма проведения: парная.

Оборудование: для каждого ребенка следует приготовить по три кружочка (красный, желтый, зеленый); по два кружка из плотной бумаги: на одном улыбка, на другом — недовольное лицо; две карточки: на одной нарисован один человечек, на другой — два (на обратной стороне должна быть указана фамилия ребенка).

Организация занятия.

Так, например, при изучении темы урока «Дорога от дома до школы» учитель может предложить ребятам вместе собрать светофор из трех разноцветных кружочков. Каждому ребенку даны три кружочка, два из которых — одинакового цвета. Следовательно, собирать «светофор» можно при условии если дети поменяются одним кружочком с соседом, поэтому детям следует обратиться к соседу с просьбой заменить одинаковые кружки, следовательно, должны начать строить деловые отношения.

После того как ученики сделают это задание, можно им предложить при помощи пиктограмм выразить свое отношение к нему: если делать это задание понравилось, дети могут показать смеющуюся рожицу, а если не делать задание не понравилось — грустную. Если ребенку понравилось выполнять задание вдвоем — он покажет карточку с двумя человечками, а если он хотел бы складывать светофор один, то карточку с одним человечком.

Как правило, дети легко делают данное задание, но, тем не менее, есть ученики, которые не понимают инструкцию. Данная трудность свидетельствует о недостаточно развитом умении принять цель деятельности и сопроводительные указания к ней. Для того, чтобы успешно продолжить работу, детям нужно дать дополнительную инструкцию.

Вот пример работы пары Илоны В., и Димы Р., когда дети осуществляли взаимопомощь и взаимообучение.

Получив кружочки, Илона, посмотрев на свои кружочки, и на кружочки Димы, понимает, что следует поменяться желтыми и красными кружками, для того, чтобы получился светофор. Нижеуказанный диалог происходил между детьми:

Илона. Смотри, нам нужно поменяться кружочками, тогда получится светофор!

Дима. Не нужно этого делать: это твои кружочки, а это мои, нам их дали, и надо их вот так и класть.

Илона. Тогда ни у тебя, ни у меня не получится светофоров. Смотри, у тебя есть два одинаковых кружка, и у меня есть два одинаковых кружка!

Дима. Все равно — их надо класть вот так!

Илона взяла и Димы зеленый кружок, а ему отдала желтый.

Илона. Теперь у нас получились светофоры — у тебя три цвета и у меня (собирает свой светофор).

Теперь клади свои кружки, и у тебя получится светофор.

Дима. Ага! Теперь я понял! (улыбаясь, собрал свой светофор).

Илона. Вот и все, наши светофорчики готовы!

Дима. У тебя светофор и у меня.

Таким образом, использование приема обсуждения деловой ситуации является необходимым и результативным для совместной деятельности в адаптационный период.

Также, для организации совместной деятельности детей на уроках, можно использовать такой прием, как прием поощрения. Он может быть распространен как на одного ученика, так, и на группу учеников, и на целый класс.

Поощрение можно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадка, письмо, чтение, и другие. С одной стороны, это можно сделать попутно, не выделяя для этого на уроке специально время, с другой — такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся [17, с. 121].

Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.

Поощрение может быть использовано для того, чтобы сделать профилактику возможных нарушений при выполнении различных действий, которые недостаточно усвоены детьми.

Так, к примеру, педагог произносит: «Теперь, дети, я хочу посмотреть, кто из вас быстро и бесшумно сможет открыть учебник (у кого из вас порядок на рабочем месте, у кого все тетради в обложках, и т.д.)».

Поощрение может обладать предметным характером — флажок на парте или у рабочего места, наклейка цветочка, смайлика и др. на обложке тетради — такое поощрение очень нравится детям и помогает им быстрее сориентироваться и усвоить школьные правила.

Также, в работе с первоклассниками возможно использовать такой прием, как счет команда. Использование данного приема в работе с малышами позволяет быстро организовать их на выполнение различных подготовительных или итоговых работ (войти в класс и выйти из него на перемену, подготовиться к уроку, к окончанию учебных занятий и т.п.)

К примеру, посредством данного приема можно организовать работу при сборе ученических тетрадей;

на счет «раз» — закрывайте тетрадь;

на счет «два» — возьмите ее в руки;

на счет «три» — сложите две тетради вместе, передайте их ученику, который сидит справа или слева;

на счет «четыре» — передайте тетради ученику, который сидит впереди.

Стоит отметить, что в методических пособиях показаны лишь те приемы, которые легко могут быть использованы каждым учителем. Но даже они могут быть весьма действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, сформировать который необходимо — для дальнейшего успешного обучения. Следовательно, педагогу, реализуя свою деятельность, возможно использовать методы и приемы разработанные педагогами и психологами, для оказания помощи первоклассникам в период адаптации.

После проведения вышеуказанной серии упражнений, облегчающих процесс адаптации детей к школе, процесс принятия школьных правил, нами было проведено повторное тестирование детей — с использованием методики «Домики». Тестирование показало, что все дети — 100 % — полностью готовы к обучению в школе, они знакомы с коллективом, коллектив является сплоченным, они знают школьные правила, и выполняют их. Детальная диаграмма тестирования представлена в Приложении к данному исследованию.

Адаптация к школе является процессом перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Важно благополучно ввести ребенка в окружающий его коллектив, в новый для него коллектив, и научить его не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния окружающих его людей, детей, но и умению анализировать их причины. Для того чтобы на практике проверить эффективность использования упражнений, игр, приемов, помогающих детям адаптироваться к школе, нами был проведен эксперимент — на базе СОШ № 4, г. Норильск. До начала эксперимента большинству детей с трудом удавалось принять изменившиеся условия, принять новый коллектив, адаптироваться к школьной жизни.

Для успешного знакомства детей друг с другом, с коллективом целесообразно использовать комплекс психогимнастических игр и упражнений, таких, как «Назови себя», «Позови ласково», «Передача чувств». Школьные психологи рекомендуют проводить с детьми упражнения, цель которых — повысить самоуважение, развить спонтанность, и успешно адаптироваться в коллективе, в частности, «4 вопроса-4 рисунка». «Я хочу — они хотят — я поступаю», «Чего я боялся, когда я был маленьким», Беседы о различных эмоциональных состояниях и т.д.

Взаимодействие педагога и первоклассников в игровой деятельности педагога ставит их в рамки равного поиска игровых решений, они учатся понимать друг друга, лучше узнают друг друга, учатся понимать поведение, оценивать и соотносить свое поведение и интересы с поведением и интересами других детей.

Именно в начальных классах происходит формирование основ аккуратности и опрятности, вежливости, точности, привитие хороших манер, умения культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. При реализации работы с первоклассниками возможно проводить специальные упражнения для того, чтобы дети планомерно могли отработать отдельные навыки культурного поведения. Важно научить детей действовать не только согласно правилам поведения, но и одновременно привить им умение действовать в связи с правилами, находить верный способ поведения в новой для детей обстановке. Методами разъяснения могут быть рассказы учителя, проведение этической беседы, обсуждение фактов школьной жизни, проведение беседы по прочитанному рассказу, создание стендов по культуре поведения.

Для лучшего усвоения первоклассниками правил культуры поведения, целесообразно проводить серию упражнений, а именно: Упражнение «Знаешь ли ты правила», Ситуации для обсуждения — «В гардеробе», «В столовой» и т.д.

Каждый педагог знает, что от того, насколько будут сформированы взаимоотношения детей друг с другом, будет зависеть характер протекания их адаптации, следовательно, у школьников необходимо развивать эмоционально-положительное отношение к реализации совместной деятельности на уроке, деловые отношения в совместной деятельности — использование приема обсуждения деловой ситуации является необходимым и результативным для совместной деятельности в адаптационный период.

Для первоклассников реализация, проведение парной работы является наиболее комфортной формой организации совместной деятельности на уроке. Когда дети научатся работать в паре, далее возможно им предложить им групповую работу, а позже — и коллективную.

Также, для организации совместной деятельности детей на уроках, можно использовать такой прием, как прием поощрения, прием счет команда, данные приемы являются весьма действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, сформировать который необходимо — для дальнейшего успешного обучения. После проведения вышеуказанной серии упражнений, облегчающих процесс адаптации детей к школе, процесс принятия школьных правил, нами было проведено повторное тестирование детей — с использованием методики «Домики». Тестирование показало, что все дети — 100 % — полностью готовы к обучению в школе, они знакомы с коллективом, коллектив является сплоченным, они знают школьные правила, и выполняют их.

Заключение

Под таким понятием, как адаптация, принято подразумевать процесс и результат внутренних изменений, процесс внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

Когда ребенок поступает в школу, происходит кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка, данное изменение совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится на возраст 6-7 лет. Адаптация в первом классе представляет собой особый и сложный период в жизни ребенка: ведь он должен осваивать новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — деятельность учебную.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе — залог гармоничного психического развития в период дошкольного детства, и успешного обучения в школе. Проверка степени адаптации ребенка к школе может быть осуществлена при помощи ряда методик, в частности, проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», опроса родителей, беседы с педагогами, и т.д.

Проанализировав опыт многих ведущих отечественных педагогов, мы пришли к выводу, что вопрос адаптации первоклассников к школе является актуальным для большинства педагогов-практиков. Для того чтобы процесс адаптации ребенка к школе был успешным, можно провести программу «Школа будущего первоклассника», цель данной программы — оказать помощь шестилетним детям в построении содержательного образа настоящего школьника, благоприятствовать более успешной их адаптации к школе в условиях систематического обучения; также возможно предусмотреть работу с родителями будущих первоклассников — для того, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития; возможна организация лагеря дневного пребывания, цель которого будет заключена в предшкольной подготовке детей; возможно организовать учебное сотрудничество на уроках; также важно проводить разнообразные игры, в том числе, игры на знакомство, ведь игра в данном возрасте продолжает быть основным видом деятельности ребенка.

Адаптация к школе — процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Важно благополучно ввести ребенка в окружающий его коллектив, в новый для него коллектив, и научить его не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния окружающих его людей, детей, но и умению анализировать их причины.

Для того чтобы на практике проверить эффективность использования упражнений, игр, приемов, помогающих детям адаптироваться к школе, нами был проведен эксперимент — на базе СОШ № 4, г. Норильск. До начала эксперимента большинству детей с трудом удавалось принять изменившиеся условия, принять новый коллектив, адаптироваться к школьной жизни.

Для успешного знакомства детей друг с другом, с коллективом целесообразно использовать комплекс психогимнастических игр и упражнений, таких, как «Назови себя», «Позови ласково», «Передача чувств». Школьные психологи рекомендуют проводить с детьми упражнения, цель которых — повысить самоуважение, развить спонтанность, и успешно адаптироваться в коллективе, в частности, «4 вопроса-4 рисунка». «Я хочу — они хотят — я поступаю», «Чего я боялся, когда я был маленьким», Беседы о различных эмоциональных состояниях и т.д.

Взаимодействие педагога и первоклассников в игровой деятельности педагога ставит их в рамки равного поиска игровых решений, они учатся понимать друг друга, лучше узнают друг друга, учатся понимать поведение, оценивать и соотносить свое поведение и интересы с поведением и интересами других детей.

Именно в начальных классах формируются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, привитие хороших манер, умения культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Осуществляя работу с первоклассниками, возможно проведение специальных упражнений — для того, чтобы дети планомерно могли отработать отдельные навыки культурного поведения. Важно научить детей действовать не только согласно правилам поведения, но и привить детям умение действий соответственно правилам, умение поиска верного способа поведения в новой для детей обстановке. Методами разъяснения могут быть рассказы учителя, проведение этической беседы, обсуждение фактов школьной жизни, проведение беседы по прочитанному рассказу, создание стендов по культуре поведения.

Для лучшего усвоения первоклассниками правил культуры поведения, целесообразно проводить серию упражнений, а именно: Упражнение «Знаешь ли ты правила», Ситуации для обсуждения — «В гардеробе», «В столовой» и т.д.

Каждый педагог знает, что от того, насколько будут сформированы взаимоотношения детей друг с другом, будет зависеть характер протекания их адаптации, следовательно, у школьников необходимо развивать эмоционально-положительное отношение к реализации совместной деятельности на уроке, деловые отношения в совместной деятельности — использование приема обсуждения деловой ситуации необходимо и результативно в адаптационный период.

Для первоклассников проведение парной работы — наиболее комфортная форма организации совместной деятельности на уроке. Когда дети научатся работать в паре, далее возможно им предложить им групповую работу, а позже — и коллективную.

Для организации совместной деятельности детей на уроках, можно использовать такой прием, как прием поощрения, прием счет команда, данные приемы являются весьма действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, сформировать который необходимо — для дальнейшего успешного обучения. После проведения вышеуказанной серии упражнений, облегчающих процесс адаптации детей к школе, процесс принятия школьных правил, нами было проведено повторное тестирование детей — с использованием методики «Домики». Тестирование показало, что все дети — 100 % — полностью готовы к обучению в школе, они знакомы с коллективом, коллектив является сплоченным, они знают школьные правила, и выполняют их.

Следовательно, гипотеза, поставленная в начале исследования — психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе будет результативным, если: используются игры на знакомство для создания положительного психологического климата; обеспечивается ознакомление первоклассников с правилами поведения школьника с применением метода упражнения; применяются коллективные формы организации совместной деятельности первоклассников на уроке, — подтверждена, поставленные задачи выполнены.

Список использованных источников

Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева — М.: Просвещение, 2003. — 203 с.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович — М.: Педагогика, 2008. — 217 с.

Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С Буре — М.: Педагогика, 2001. — 100 с.

Венгер, Л. В. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Венгер, 2005. — № 9. — С. 63-75.

Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский — СПб.: С-ти, 2008. — 244 с.

Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории [Текст] / А.Б. Георгиевский — М.: Наука, 2001. — № 2. — С. 20-37.

Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткин — М.: Образование, 2006. — 184 с.

Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь [Текст] / А.В. Давыдов — М.: АДС-ПРЕСС, 2013. — 448 с.

Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан — М.: Просвещение, 2011. — 464 с.

Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких — М.: Педагогика, 2012. — 144 с.

Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина — СПб.: Питер, 2003. — 205 с.

Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 148 с.

Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Ковинько — М.: Наука, 2000. — 288 с.

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров — М.: Пресс-Релиз, 2010. — 376 с.

Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева — М.: Педагогика, 2011. — 278 с.

Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника [Текст] / Н.Ф. Круглова/ — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 238 с.

Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина и др. — М.: Наука, 2003. — 320 с.

Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская — М.: Просвещение, 2007. — 233 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина — М.: Наука, 2003. — 456 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина / М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 437 с.

Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С.Мухина — М.: Просвещение, 2000. — 175 с.

Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 256 с.

Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 465 с.

Соколова, Н.Г. Неврозы у детей [Текст] / Н.Г. Соколова — Ростов н/Д.: 1-я типография, 2003. — 160 с.

Столяренко, В.А. Педагогаческая психология [Текст] / В.А. Столяренко / Минск: НовПресс, 2007. — 288 с.

Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей [Текст] / Ю.Г. Тамберг / — СПб.: Речь, 2005 — 177 с.

Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, — Томск: Томская типография, 2002. — 133 с.

Эльконин ,Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин / М.: «Педагогика», 2009. — 289 с.

Приложение 1

Занятия в адаптационный период

Занятия 1 — 5. «Я и мое имя»

Цель: сформировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной «Я — концепции» детей, устойчивую самооценку и низкий уровень школьной тревожности, создание атмосферы психологической безопасности, предоставление возможности почувствовать собственную значимость.

Оборудование: эстафетная палочка, бланки для рисования по точкам, набор открыток, очки.

Ход занятия.

Вступление. Ритуал приветствия.

Приветствие. «Хорошее настроение»: дети, образуя круг, совместно с психологом, педагогом приветствуют друг друга, пожимают для этого по очереди руки, передают друг другу этим свое хорошее настроение — соседу справа, и так далее, по кругу.

Упражнение: «Передай движение по кругу».

Цель: создать мотивацию на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

После того, как все дети сели на свои стульчики, педагог по часовой стрелке передает движение по кругу, новое движение может быть задано лишь после того, как каждым ребенком будет выполнено движение предыдущее, и «передано обратно» педагогу:

хлопок;

топаем ногой;

поднимаем и опускаем плечи;

щелкаем пальцами;

хрюкаем;

поворачиваем голову вправо.

Основная часть

Цель: поддержать доброжелательную атмосферу в группе, создать атмосферу психологической комфортности.

Все дети формируют общий круг. Педагогом объясняется задание: «сейчас будет звучать музыка, покуда она звучит, вы будете передавать друг другу эстафетную палочку. Как только музыка замолкает, тот, у кого эстафетная палочка, встает, проходит по кругу и кладет руку на плечо тому, кого знает по имени, и называет его имя. Игру можно продолжить 5-8 раз.

Игра «Слушаем хлопки!»

Цель: развить свойства внимания, произвольности поведения.

Детям можно двигаться свободно в группе (можно под музыку).

Когда ведущий (педагог, психолог) хлопнет в ладоши определенное количество раз, детям надлежит принять соответствующую позу — на 10-20 секунд.

. Поза «аиста» — дети стоят на одной ноге, поджав при этом ногу другую.

. Поза «лягушки» — дети должны присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.

. Дети возобновляют ходьбу.

Рекомендации: Проигрывать данную игру следует не более 4-х раз, при этом можно добавить 2-3 позы (зайчик, лошадка, и т.д.)

Упражнение «Укрась свое имя».

Цель: повышение уровня самопринятия.

Свои имена дети пишут на листочках. Далее дети должны украсить свое имя (цветами, орнаментом, сказочными персонажами — превратить свое имя в какое-либо изображение)

Упражнение «Найди свою половинку».

Цель: расширить знания друг о друге, сформировать позитивное отношение друг к другу.

В центре круга педагог раскладывает открытки, что разрезаны пополам. Задание: по команде педагога детям следует встать, взять половинку открытки, и найти того ребенка, у которого есть вторая половинка открытки. После этого следует вместе со своим партнером взять один стул, поставить его в общий круг, затем один из партнеров должен сесть на стул, а другой — встать у него за спиной.

Упражнения следует проводить в два этапа: сначала их выполняет группа детей, которые сидят на стульях, затем партнерам следует поменяться местами.

Заключительная часть. Ритуал прощания. Улыбнуться друг другу, вежливо попрощаться.

Занятие 5 — 8. «Школьные правила»

Цели: содействие осознанию позиции школьника, знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене, формирование познавательных и личностных УУД.

Оборудование: набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».

Ход занятия.

Вступление. Ритуал приветствия.

Приветствие. «Хорошее настроение»

Разминка. Игра: «А я еду».

Цель: создать мотивацию на совместную работу, сформировать атмосферы доверия и взаимопонимания, активизировать деятельность.

Дети рассаживаются по кругу на стульчиках. Один стульчик — пустой. Первый участник пересаживается на не занятый стульчик со словами: «А я еду». Сосед должен пересесть на освободившийся стул, произнося при этом: «А я рядом». Следующий — должен пересесть, произнося: «А я заяц». Следующий — слова: «А я (и называет по имени любого участника, за исключением тех, кто сидит сразу справа и слева).

Названный ребенок должен пересесть, освобождая свой стул. Сидящий, тот, у кого справа оказывается пустой стул, начинает следующий заход, и т.п.

Упражнение «Урок или перемена».

Цель: знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене

Педагог: «Дети, вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.

На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)

Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники — на уроках или на переменах.

Читаем

Играем

Разговариваем с друзьями

Просим у друга ластик

Пишем в тетради

Отвечаем на вопросы учителя

Решаем задачки

Готовимся к уроку

Едим яблоко

Упражнение «Составим фигуру».

Цель: развить познавательные психические процессы, сформировать положительное отношение к школе.

Задание — Дети из геометрических фигур должны создать аппликацию по теме «Школа»

Педагог: «Ребята, сейчас мы с вами совершим путешествие в сказочную страну, страну, которую вам получилось создать из своих аппликаций. Двигаться по стране мы будем на паровозике.

Игра «Паровозик»

Дети расходятся по классной комнате. Далее выбирается водящий: он и станет паровозиком. Задача водящего заключена в том, что ему следует под музыку пройтись по всему классу и подобрать «пассажиров» — со всех станций.

По дороге мы встречаем разные дорожные знаки.

Упражнение «Школьные знаки».

Цель: помочь ребятам осознать новые требования, сформировать внутреннюю потребность в их исполнении.

Педагог: «Ребята, а вы уделяли внимание дорожным знакам? Как вы думаете, для чего они служат?

Дети: «Дорожные знаки помогают нам, они показывают правила, как нужно вести себя на дороге. Если знать дорожные знаки, и не следовать им, — может случиться беда»

Педагог: «Ребята, как вы думаете, что такое правило?»

Дети: «Правило — это когда ты делаешь все правильно!»

Педагог: «Ребята, а для чего нам правила, может, мы сможем обойтись и без них?»

Дети: «Правила объясняют нам, как нужно себя вести, чтобы не произошло неприятных ситуаций»

Педагог: «Ребята, как вы считаете, в школе есть свои правила?»

Дети: «Есть!»

Педагог: «Что мы не можем делать на уроке?

А как мы должны вести себя на переменах?

Педагог: Чтобы нам не забыть о правилах для учащихся, нам следует иметь свои знаки.

Знак №1. На уроках мы не должны говорить друг с другом, если мы будем говорить, мы все прослушаем, и ничего не поймем по теме урока, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак.

Знак №2. Ребята, нам всем уже известно, что если все будут кричать с места, невозможно будет расслышать правильный ответ, поэтому о том, что не следует выкрикивать с места, нам будет напоминать вот такой знак.

Знак №3. Дети, а мы можем подсказывать другим ответы, когда учитель задает вопрос не вам? О том, что нельзя подсказывать, нам будет напоминать вот этот знак.

Знак №4. А что нам нужно сделать, если нужно о чем-то спросить, или дать ответ на вопрос?

Совершенно верно, с этой целью мы должны поднять руку и подождать, пока учитель разрешит сказать. Вот знак, который подтверждает это правило.

Знак №5. Ребята, как считаете, о чем нам подсказывает этот знак?

Итак, дети, для того, чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, нам следует быть дружными, не спорить, и следовать правилам и знакам.

Мы приехали на конечную станцию.

Читаем и анализируем сказку «Школьные правила»

Заключительная часть. Ритуал прощания

Диаграммы готовности детей к школьному обучению — согласно применению методики диагностики «Домики»

Диаграмма 1. Степень готовности детей к школьному обучению —

до начала эксперимента

Диаграмма 2. Степень готовности детей к школьному обучению —

после эксперимента