Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.

С нарушениями в развитии речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общая недоразвитость речи (ОНР).

Это состояние характеризуется общей несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Таким образом, успешность устранения проблем развития грамматического строя речи зависит от правильного выбора диагностической работы с детьми с ОНР (III уровень).

При определении содержания психолого-педагогического обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические.

1.Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития.

2.Реализация этого принципа осуществляют в трех направлениях:

а) анализ первичной документации, касающейся условий воспитания ребенка в семье и детском саду, раннего его речевого и психического развития; изучение медицинской документации, в которой отражены данные о состоянии нервной системы детей с общим недоразвитием речи, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуха, получаемом лечении и его эффективности;

б) психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста, проводимое с помощью широко известных экспериментальных методик, а также с применением модифицированной для дошкольного возраста нейропсихологической методики;

в) подробное логопедическое обследование, предусматривающее выявление навыков связной речи, объема пассивного и активного словаря, правильности грамматического оформления речи, степени сформированности фонетико-фонематических компонентов языка.

 

 

II. Принцип учета возрастных особенностей детей.

Этот принцип ориентирует на подбор лексического материала, методов и организации форм обследования в зависимости от возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Широко используют игровые ситуации, индивидуальные, малогрупповые и фронтальные формы обследования, педагогическое наблюдение за речевой активностью детей во время игр, прогулок и других режимных моментов.

III. Принцип динамического изучения детей с общим недоразвитием речи позволяет оценить тенденции нарушения речевого развития у детей с разной степенью выраженности патологии и возможности компенсации у детей с разным уровнем речевого недоразвития.

2 стр., 859 слов

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; ...

... представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Организованная образовательная ... игрушкам, рассказывание из опыта, творческое рассказывание. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она ...

IV. Принцип качественного анализа результатов изучения ребенка с речевыми нарушениями является определяющим для выявления характера речевых нарушений у детей разных групп, что дало возможность определить основные направления коррекционной работы для устранения пробелов в речевом развитии детей.

Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой и способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.

К диагностическим и коррекционным методикам предъявляются пребывания: материал и условия выполнения подбираются опираясь на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однотипных заданий, что исключает влияние случайных причин.

М.А.Поваляева предлагает диагностику развития грамматического строя речи, целью которой ставит выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

Задание 1. Понимание грамматических структур.

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.

Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком и т.д.).

Всего предлагается 10 предложений для понимания.

Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. (верные результаты — 1 балл, неверные — 0 баллов).

Высшая оценка 10 баллов.

Задание 2: Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материалы: 10 картинок с изображением животных и их детенышей.

Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?» необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей. (У лисы — лисята, у лисы много лисят, и др.).

Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительное отклонение от нормы; 0 баллов — неверные ответы.

Задание 3. Конструирование предложений

Ребенку предлагаются три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.).

Высшая оценка 10 баллов, 2 балла — предложения сконструированы правильно; 1 балл — есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил.

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему, менее 32 баллов — низкому уровню (Поваляева М.М.,2003)

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Г.А.Волкова считает, что исследования грамматического строя речи следует начинать с исследования способностей словоизменения:

1. Изменения слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда).

У меня нет …. Я протягиваю руку к ….. Я беру в руки …. Я рисую … Я мечтаю о красном ….

2. Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа вомножественное.

Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один или несколько предметов:

стол — столы

ухо — уши

лист — листья

пень — пни

кукла — куклы

Теоретические основы формирования грамматически правильной речи

Грамматический строй речи

1. Морфология.

а) Правильность употребления обиходных слов в речи2. Про­верьте:

– умение правильно употреблять несклоняемые имена существи­тельные.

Ипользуя словесное упражнение «Договори слово», предложите ребенку закончить предложение: «Маша любит играть на …» (показ картинки с изображением пианино).

«У Вовы нет пуговиц на …» (Показ картинки с изображением пальто).

«Вадик подошел к …» (Показ картинки с изображением метро),

Проверьте правильность произношения слов «кофе», «какао», «кино».

– умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.

Предложите в игровой форме ответить на вопрос: «Чего нет у Тани?» Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее. Например, «У Веры есть чулки, а у Тани нет …(чулок)». Ре­бенок повторяет свою вторую часть предложения. «У Миши есть по­лотенце, а у Тани нет … (полотенец).

У Зины есть блюдца, а у Тани нет …(блюдец).

У Пети есть простыни, а у Тани нет …(простынь)» и т.д. Или проведите игру «Чего не стало?». Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки.

– умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос «Какое может быть ведро?» — «Большое, голубое, желез­ное» и пр.

Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

– умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы.

Предложите ребенку словесное упражнение «Докончи предложе­ние»: «Я хочу петь, а Миша и Таня …(хотят) петь. Я хочу учить­ся, а Миша и Таня …? Я хочу играть, а Миша и Таня …?»

Используя картинки, предложите ответить на вопросы: «Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчи­ка) . Что делают дети? — Бегут».

б) Словообразование. Проверьте:

– умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.

Предложите ребенку ответить на вопросы: «Куда кладут хлеб? — В хлебницу. — Куда кладут салфетки? — В салфетницу. — Куда кладут конфеты? — В конфетницу. — Куда кладут салат? — В салат­ницу. — Куда кладут масло? — В масленку. — Куда кладут соль? — В солонку».

Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы: «Как наз­вать человека, который играет на пианино? — Пианист. Как назвать человека, который катается на лыжах? — Лыжник. — Как назвать че­ловека, который учит детей? — Учитель. — Как иначе можно назвать белого зайчика? — Беляк. — Как иначе можно назвать черного ко­тенка? — Черныш».

Отметьте, какие ошибки допускают дети.

Предложите ребенку докончить такие фразы: «Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще …(громче)»; «Осенью холодно, а зимой еще …(холоднее)»; «Сахар сладкий, а мед еще …(сла­ще)».

Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прила­гательные сравнительной степени.

Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы: «Чей хвост? — Заячий. — Чья берлога? — Медвежья. — Чья нора? — Лисья».

Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных.

– умение правильно образовывать слова при помощи окончаний.

Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: «Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? — Большое. — А это? — Маленькое»; «Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? — Высокий. А этот ниже, какой он? — Низкий»; «Эта лен­та шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? — Широкая. — А эта уже, какая она? — Узкая».

Отметьте не только то, как дети образовывают слова при по­мощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе.

– умение правильно образовывать слова при помощи приставок.

Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вы­летающую из клетки, и предложите ответить на вопросы.

«Что делает мальчик? — Входит в дом. Подходит к дому. Выхо­дит из дома».

«Что делает птица? — Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки».

– умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса.

Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов: «Чтобы стакан было удобно дер­жать его ставят куда? — В подстаканник».

«Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? — Пододе­яльник».

«Гриб, который вырос под березой называют как? — Подберезо­вик. — А под осиной? — Подосиновик».

– умение правильно образовывать слова путем словосложения.

Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:

«Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? — Черно­волосая кукла».

«Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? — Голубоглазая девочка».

«У куклы светлые волосы. Какая кукла? — Светловолосая».

 

2. Синтаксис.

В процессе наблюдения за речью детей в быту и на занятиях (при составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта, по картине) отметьте, какими типами предложений они поль­зуются: простыми (распространенными, нераспространенными), слож­ными (сложносочиненными, сложноподчиненными); каково соотношение количества простых и сложных предложений. Отметьте количество слов, употребляемых ребенком в простых и сложных предложениях; за счет каких членов (дополнения, определения, обязательства, сказуемого и пр.) предложение распространяется. Отметьте пра­вильность употребления союзов в сложных предложениях.

Установите, умеет ли ребенок одну и ту же мысль выражать разными словами. Произнесите фразу и предложите сказать ее ина­че, например: «Девочка играет с куклой, сидя на стуле. Как ска­зать по другому? — Девочка сидит на стуле и играет с куклой. Де­вочка, которая сидит на стуле, играет с куклой».

Отметьте правильность построения предложений. При затрудне­ниях предлагается образец. Задание дается в конце учебного года.

Проанализируйте речь детей с точки зрения грамматически правильного употребления слов, умения от исходной формы образо­вывать новые слова, изменять их; с точки зрения правильности построения разных типов предложений, употребления союзов в слож­ных предложениях. Составьте схему, в которой отметьте, какие грамматические ошибки дети допускают в самостоятельной речи и сколько таких детей; отметьте умение детей правильно образовы­вать и изменять слова (умеют, испытывают трудности, не умеют), пользоваться в речи разными типами предложений.

 

 

 

Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

Задачи: помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж), помочь в овладении синтаксической стороны русского языка, дать знания детям, о некоторых способах словообразования.

 

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Раздел грамматики Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Морфология Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существитель-ными.
Словообразование Употребляют существительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн.ч. существительных в род. п. (ленточек) Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята — котят), правильно используют форму мн.ч. род.п. существительных (яблок). Образуют форму мн. ч. существительных обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу) Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова
Синтаксис Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении. Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью. Используют предложения разных видов.

 

Понятие «дидактическая игра», ее структура, особенности. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм. Классификация грамматических игр.

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их обучения. Дидактические игры используются в работе с детьми дошкольного возраста для решения многообразных речевых задач, в том числе и для формирования грамматического строя речи русского и белорусского языков. Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

— дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

-игровые правила;

— игровые действия;

окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера( с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные( построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Дидактические игры на совершенствование синтаксической стороны речи.

«Скажи по-другому»

Цель:упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры:

Воспитатель называет детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветшую черемуху», — и предлагает сказать по-другому. Возможные ответы детей:

— В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

— В лесу мы увидели цветущую черемуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке.

— В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

— В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку.

— В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.

«Светофор»

Цель:В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному обороту отбору словесного материала для включения его в предложение.

Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.

Ход игры:

Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции.

Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.

«Телефон»

Цель:Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры:

Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения:

— Петя сказал, что сегодня плохая погода.

— Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.

— Толя ответил, что у него нет книги.

«Скажите правильно»

Цель:учить детей на слух определять правильно составленные предложения.

Ход игры:

Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:

— Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения, потому что у нее был день рождения.

— У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу.

— Взошло солнце, потому что стало тепло.

— Стало тепло, потому что взошло солнце.

— Грачи прилетели, потому что пришла весна.

— Пришла весна, потому что прилетели грачи.

— Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий.

— День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

«Наоборот»

Цель:Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет.

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры:

Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет на магнитофоне. (Белка везёт на санках матрешек. Матрёшки везут белку.).

И дает образец высказывания:

— Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку.

— После того как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.

— Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать её.

Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.).

Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.

«На остановке»

Цель:упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Наглядный материал:на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.

Ход игры:

Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе- до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.)

Образец ответа:«Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».

Вопросы детям:

— Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя.

«Дополни предложение»

Цель:Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причинами.

Ход игры:

Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

— Мы поливаем цветы на клумбах, потому что… (для их роста нужна влага).

— Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что… (на улице зима).

— Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно).

— На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… (наступила поздняя осень).

— Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы….

— Коля взял игрушку для того, чтобы…. И так далее.

Дидактические игры по словообразованию

 

«Чей голос».

Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.

Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок,

корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.

Ход игры:

В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок).

Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.

 

«Большое и маленькое».

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов

(стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).

Ход игры:

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких

предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать

суффиксы в названии маленьких предметов.

 

 

«Назови меня ласково».

Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных, называть предметы, животных ласково.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Ход игры:

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик).

Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

 

 

«Магазин одежды».

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от

существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Ход игры:

Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

 

 

«Что из чего, какое?».

Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны,

образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол,

кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

Ход игры:

Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

 

«Угадай-ка».

Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в

единственном и множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр –

тигренок – тигрята; кошка – котенок — котята).

Ход игры:

Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается

картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а

кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один

тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).

 

«День рожденья Пуха».

Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их

детенышей, использовать эти слова в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со

слонятами, лиса с лисятами и т. д.

Ход игры:

Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами, (детям предлагается назвать детенышей свиньи, поросятами)». Мамы сели за стол пить

чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок

Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их).

Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.