Психологические исследование личностных особенностей наркозависимых людей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что интенсивность роста проблемы наркотизации активизировала проблему социально-психологической реабилитации и профилактики молодежной наркомании. Одновременно было установлено, что для достижения положительных изменений в поведении больных наркоманией необходимо проводить комплексную оценку эмоционально-мотивационной сферы пациентов и коррекцию выявляемых нарушений.

Медико-социальная реабилитация наркологических больных является одним из приоритетных направлений наркологии. Используемые в её системе технологии, обеспечивают повышение эффективности лечебно-реабилитационного процесса — продолжительность терапевтических ремиссий, улучшение качества жизни больных.

В 2000 г. под руководством Н.Н. Иванца группой сотрудников НИИ наркологии МЗ РФ (М.Г. Цетлин, В.Е. Пелипас, Т.Н. Дудко, Ю.В. Валентик и др.) была создана концепция реабилитации больных, страдающих наркологическими заболеваниями, в учреждениях здравоохранения. Отмечено, что реабилитация в наркологии — это система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию, реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ), вызывающих зависимость.

Под реабилитационным потенциалом (РП) в настоящее время понимают совокупность физических, психических, социальных и духовных возможностей пациента в преодолении болезни и ее последствий. Основные составляющие РП условно разделяют на 4 блока:

) преморбид;

) клинические особенности заболевания наркоманией;

) особенности социального статуса и социальных последствий наркомании;

) личностные особенности больного.

В зависимости от степени выраженности основных составляющих РП больные наркоманией могут быть разделены на три группы: больные с высоким, средним и низким уровнем реабилитационного потенциала (УРП).

УРП — это дефиниция, включающая оценку всех этапов формирования болезни и развития личности от преморбидных особенностей и индивидуальной предиспозиции до четко очерченного клинического диагноза, личностного и социального статуса больного. Он также объединяет индивидуальные когнитивные, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные, морально- этические особенности и основное направление личностного и социального развития, а также ценностную ориентацию больного.

10 стр., 4653 слов

Социально-психологические особенности активных пользователей социальных сетей

... исследование в данном направлении. ) Определить взаимосвязь параметров активности в социальных сетях и социально-психологических особенностей активных пользователей социальных сетей. Методы: 1)   теоретические (анализ литературы); 2)      эмпирические (статистические ...

В работах, посвященных изучению нервно-психических расстройств, в постабстинентном периоде, наблюдаемая при этом аффективная патология рассматривается как проявление компульсивного влечения или других специфических признаков наркоманической зависимости. Н.С. Курек определил, что готовность к наркотизации у подростков, обусловлена, прежде всего, особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью и т.д. Учитывая все три компонента эмоций — когнитивный, экспрессивный, субъективный, автор рассматривал эмоциональные расстройства у наркоманов, как интегративные индикаторы различных форм социального неблагополучия и дезадаптации.

У больных наркоманиями американские ученые выявили аффективные нарушения: большую депрессию, дистимию, а также состояние тревоги, панику, агорафобию, генерализованную тревогу, социальную фобию, психотические симптомы, пищевые расстройства (анорексия, булимия, жажда) и личностные нарушения (антисоциальные, пограничные).

Сравнивая уровни тревоги и гнева среди пациентов, злоупотребляющих различными ПАВ (опий, кокаин, конопля, алкоголь), обнаружили, что наиболее высокий уровень тревоги имеется у опийных наркоманов, а уровень гнева наиболее всего выражен у лиц, употребляющих кокаин. А.А. Козлов, М.А. Рохлина отмечают, что по мере наркотизации индивидуальные личностные характеристики нивелировались, больные становились все более похожими друг на друга, у них формировался своеобразный наркоманический дефект. Последний характеризовался нарастающими аффективными расстройствами в виде дисфорической или апатоабулической депрессии, аффективной лабильности, преобладанием истеро — возбудимых форм реагирования, психосоциальной дисфункцией в виде постепенного угасания интересов, различными аномалиями эмоционально-волевой сферы, расстройствами сферы влечений, в том числе сексуальной расторможенностью.

В данном исследовании личностные особенности наркозависимых людей были рассмотрены на примере пациентов с опиоидной реабилитации наркозависимых в РФ">зависимостью на этапе реабилитации.

Цель: изучить и проанализировать психологические особенности пациентов с опиоидной зависимостью на этапе реабилитации.

Объект исследования: больные наркоманией на этапе реабилитации.

Предмет исследования: психологические особенности пациентов с опиоидной зависимостью.

Гипотеза: мы предполагаем, что у больных наркоманией на этапе реабилитации наблюдается тенденция к устранению личностных и поведенческих расстройств, восстановлению эмоциональной адекватности, умению дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач, повышению нормативных уровней притязаний.

Задачи:

.Изучить теоретические исследования по данной теме;

10 стр., 4830 слов

Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ

... вопросов: 1. Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ, сверхценные увлечения (гэмблинг, интернет-зависимость), зависимости пищевого поведения.   2. Психологические особенности зависимых лиц в ... при врожденных и приобретенных физических дефектах. Психологические особенности суицидального поведения при зависимостях.   6. Психологические аспекты умирания и смерти.   ...

.Выявить социально-психологические факторы аддиктивного поведения;

.Рассмотреть индивидуально-личностные особенности больных наркоманией

.Экспериментально исследовать психологические особенности больных наркоманией на этапе реабилитации.

Методы исследования: Теоретическое исследование проводилось методом анализа литературы и нормативных источников. Прикладное исследование — методами тестирования и наблюдения.

Методики исследования:

.Торонтская шкала алекситимии (TAS)

.Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

.Методика диагностики психических состояний по Айзенку

.САН

База исследований и эмпирическая выборка:

Эмпирическое исследование проводилось на базе РЦ «Эдельвейс» г. Москвы.

В эксперименте приняли участие: 60 человек, разбитые на 2 группы испытуемых: первая группа это лица с опиоидной зависимостью в период лечения, вторая группа, лица с опиоидной зависимостью в период реабилитации

Из них 24 женщины и 36 мужчин. Возраст участников: от 25 до 32 лет.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 50 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 66 страниц.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОТ ГЕРОИНА

наркозависимость аддиктивный психологический реабилитация

1.1 Наркозависимость как форма аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение — это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Аддиктивное поведение относится к групповому «социализированному» типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы «риска формирований состояний зависимости», непатологические и патологические формы аддиктивного поведения [42, c. 83].

Понятие аддиктивное поведение охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также гиперсексуальность. Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания, и это придает им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

4 стр., 1952 слов

Зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации ...

... мнений. В данной работе мы рассмотрим точки зрения некоторых теорий, объясняющих зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов. Основная цель работы: найти ответ - что же ...

Зависимость проявляется определённой узостью и избирательностью сознания, поскольку всё, что с ней не связано, просто не попадает в поле зрения человека, отторгается, как ничего не значащая и эмоционально нейтральная информация [26, c. 35].

В ходе развития зависимости у личности возникает определённый эмоциональный дефект. Сфера чувств любых, даже близких, людей и их эмоции разбиваются о глухую стену непонимания и обиды в ответ на постоянные попытки прервать состояние зависимости.

Исчезает возможность анализа ситуации и самоанализа. Они заменяются попыткой самообмана.

Зависимые выбирают компанию себе подобных, но действуют не вместе, а рядом, как 2-3 летние дети в процессе игры. Возникает возрастная регрессия.

Происходит подмена «Я-реального» «Я-наркотическим»

Критерии зависимости:

·игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения;

·распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;

·враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей,

·скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;

·чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;

·безуспешные попытки сокращать зависимое поведение [4, c. 12].

Зависимость сама по себе делает человека более поверхностным в оценках и суждениях. Он начинает оценивать внешние признаки состояний окружающих, а не их внутреннюю суть. Оценка формы поведения начинает превалировать над оценкой содержания и реальным анализом общения.

Существенно меняется и структура «Я-концепции». По мнению ряда исследователей, для подростка, демонстрирующего зависимое поведение, гораздо большее значение имеет «Я-Идеальное», чем «Я-Возможное». Лишая собственное «Я» промежуточных ступеней развития, подросток превращает «Я-Идеальное» в недостижимую абстракцию, к которой бесполезно стремиться, блокируя, таким образом, саморазвитие и самоактуализацию.

Наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Это заболевание характеризуется определенной совокупностью симптомов и синдромов (синдром зависимости, абстинентный синдром, изменением толерантности и др.), а также медицинскими последствиями (соматические, неврологические нарушения), личностными изменениями (морально-этическим снижением) и асоциальным поведением.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... и физическая зависимость, т. е. потребность в употреблении психоактивных веществ, что нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и ... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ...

Теоретики предлагают объяснения причин возникновения у людей злоупотребления и зависимости от ПАВ с разных точек зрения: социально-культурной, биологической и психологической. Ни одна из этих точек зрения, однако, не получила четких подтверждений с помощью исследований. Подобно многим другим заболеваниям, неумеренное и систематическое употребление ПАВ все более понимается как результат взаимодействия всех этих факторов [5, c. 121].

К социальным причинам следует отнести уровень экономического развития общества, инфраструктуры, распространенность употребления наркотиков в обществе, моду, способ времяпровождения в компании с опробованием наркотиков. Объяснения причин злоупотребления ПАВ и зависимости от них с социокультурных позиций получили подтверждение с помощью проведения обширных исследований, в которых сравнивалось употребление психоактивных препаратов людьми из разных слоев общества и различных культур. Однако, как и в случае других психических заболеваний, социокультурная точка зрения не в состоянии объяснить, почему лишь у некоторых людей из тех, кто сталкивается с неблагоприятными социальными условиями, развиваются расстройства, связанные со злоупотреблением и зависимостью от ПАВ.

Биологические факторы тесно связаны с психопатологической отягощенностью семьи, а также «биологической предиспозицией». Большой вклад в изучение биологических механизмов формирования зависимости внесла Анохина И.П., которая подчеркнула общность клинической симптоматики при злоупо-треблении ПАВ, которая обусловлена их однотипным действием на катехоламиновый обмен. Прием наркотиков приводит к значительному выбросу катехоламинов. Постоянный прием наркотиков ведет к истощению запасов нейромедиаторов, формированию «порочного круга», чем в значительной мере обусловлено проявление синдрома психической зависимости. Уровень дофамина в крови коррелирует с тяжестью абстинентного синдрома. Именно дефицит дофамина является основой длительно сохраняющегося патологического влечения к наркотикам, как следствие, высокой вероятности рецидива. Влияние наркотиков на организм человека, его жизнедеятельность и функции проявляются в трех различных аспектах: во-первых, имеют специфическое влияние на головной мозг, вызывая развитие синдрома зависимости; во-вторых, оказывают токсическое воздействие практически на все внутренние органы; в-третьих, несомненно, влияние наркологической патологии родителей на потомство.

Психологические факторы. На риск возникновения наркологических проблем влияет семья (деформированная структура, низкий образовательный ценз, негармоничные условия воспитания), факторы, отражающие процесс социализации подростков (познавательная активность, сформированность и мотивации профессионального выбора).

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким отраслям ...

Согласно психодинамической точке зрения, люди, злоупотребляющие ПАВ, имеют сильные потребности в такой зависимости, следы которых можно обнаружить в раннем детском возрасте. Некоторые сторонники этой теоретической модели также полагают, что определенные люди обладают свойствами, характерными для личности, злоупотребляющей ПАВ, что и вызывает у них склонность к злоупотреблению. В основе бихевиористской точки зрения лежит предположение о том, что использование психоактивных препаратов сначала подкрепляется тем, что оно снимает напряжение и поднимает настроение.

Немаловажная роль принадлежит индивидуальной склонности, определяющей реакцию на наркотик. Как правило, есть две причины потребления ПАВ, причем эти причины выявляются у лиц разных категорий. Первая — это поиск удовольствия, хорошего настроения, искусственно вызванного химическим способом, эйфории, увеличения активности. А вторая, это попытка при помощи химических веществ избавиться от неприятных переживаний и состояний, плохого настроения, затруднений в общении и т.д.

Наиболее часто зависимое поведение связывают с преморбидной патологией волевой деятельности — компульсивностью. Так Mikman и Frosch выдвинули гипотезу об индивидуальной склонности индивида и выборе специфического наркотика в зависимости от характера защитного стиля поведения. Например, героин обладает выраженным седативным эффектом, усиливает тенденции ухода и изоляции, а стимулирующие наркотики ведут к усилению активной конфронтации с окружающими. Авторы делают вывод, что основой неспецифической профилактики наркомании должно стать стимулирование и направление процесса социализации данного контингента больных [7, c. 77].

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время не существует единой концепции психической зависимости, объясняющей все особенности ее проявлений. Прежде всего, нет однозначных мнений относительно причин и условий развития психической зависимости.

1.2 Психологические и поведенческие особенности пациентов с опиоидной зависимостью на различных стадиях употребления

Опиоидная наркомания — злоупотребление естественными продуктами опийного мака (морфин, кодеин), или их синтетическими или полусинтетическими аналогами (метадон, героин, фентанил).

Однократное применение наркотика не вызывает влечения к нему. Мало того, возможно возникновение тошноты, рвоты — по сути защитных реакций при отравлении опиатами. В дальнейшем зависимость от опиатов проходит в несколько стадий, которые мы рассмотрим ниже.

Первая стадия опиоидной наркомании:

Повторяющийся прием (от 3-5 инъекций героина, 10-15 инъекций морфина, 30 приемов кодеина) ведет к возникновению приятных телесных ощущений и психологической «эйфории», благодушия, кажущегося «улетучивания» всех проблем и душевных терзаний. Это способствуют становлению патологического влечения к наркотику, наркоман снова и снова стремится испытать «кайф» и наркомания становиться регулярной. Наркоман бодр и подвижен до инъекции, но вял и заторможен после нее. Аппетит подавлен, сон поверхностный, но субъективно достаточный, возникают запоры, задержка мочи. Без наркотика появляется чувство неудовлетворенности, и психически комфортное состояние достигается только в состоянии опиоидного одурманивания. Это основной яркий признак формирования первой стадии наркомании, так как здоровый человек может быть счастлив и удовлетворен от многих других событий своей жизни, наркоман — теперь уже только в опьянении [31, c. 87].

23 стр., 11457 слов

Система реабилитации наркозависимых в РФ

... отказа от наркотика и активного лечения дополняется длительным реабилитационным периодом, благодаря которому восстанавливается способность полноценно функционировать в обществе. Реабилитация наркоманов, ... психологические, педагогические, правоохранительные усилия не останавливают рост числа больных наркоманией и уровень наркозависимости. Следовательно, актуальность исследуемой проблемы определяется ...

Главная составляющая психологической зависимости от опиатов сформирована. Происходит постепенное привыкание к нему, начальное количество наркотика не оказывает желаемого действия, и дозы его увеличиваются. Отсутствие наркотика в течение 1-2 суток сказывается в основном на психологическом состоянии: чувство напряженности, психического дискомфорта, стремление принять наркотик, что переводит наркотизацию в систематический режим.

Можно выделить внешние начальные, настораживающие признаки наркомании:

Нарастающая скрытность ребенка с учащением и увеличением времени гуляний, особенно в то время, которое раньше он проводил дома.

Ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра.

Падает интерес к учебе, к привычным увлечениям, хобби, появляются прогулы школьных, институтских занятий, снижается успеваемость.

Появляются новые подозрительные друзья или поведение старых друзей становиться странным, необычным (длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки, неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения, неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук, темные разрушенные «обломанные» зубы в виде «пеньков», невнятная растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта, явное стремление избегать встреч со старшими, резкость и непочтительность в ответах, пропажа вещей или денег после их визитов).

Меняющееся по непонятным причинам настроение ребенка, быстро и не соответственно ситуации — добродушность в скандале, раздражительность в спокойной ситуации.

Следы от инъекций по ходу вен на руках.

Продолжительность первой стадии опиоидной наркомании от 2 до 6 месяцев.

Вторая стадия опиоидной наркомании:

Продолжающаяся регулярная наркотизация с формированием индивидуального ритма введения приводит к способности организма перенести дозы наркотика в 100-300 раз большие терапевтических. При этом исчезает физиологический эффект опиатов — нормализуется стул и диурез, возвращается кашель при простудах, восстанавливается сон. Психическая зависимость достигает высоты своего развития. Меняется поведение наркомана, он вял и бессилен до инъекции и оживляется после нее, не испытывает эйфории от приема очередной дозы.

Психически и, теперь уже, и физически комфортное состояние становится достижимым только в наркотическом одурманивании. Опиаты активно встраиваются в большинство биохимических процессов обмена веществ внутренних органов, мышечной системы, центральной и периферической нервной системы и заменяют собой многие синтезируемые организмом составляющие, которые уже становятся ненужными и их образование прекращается. Организм перестраивается на использование опиатов и без них функционировать не может. В этом состоит смысл физической зависимости от наркотика — главного признака второй стадии наркомании. Вторая стадия опиоидной наркомании проявляется компульсивным, непреодолимым влечением к наркотику из-за выраженных физических страданий в его отсутствии (абстиненция, «ломка»): бессонница, отсутствие аппетита, расширение зрачка, интенсивная зевота, слезотечение, насморк, многократное чихание, озноб, сменяющийся чувством жара, потливость, слабость; боли в мышцах спины и конечностей, шеи, судороги периферических мышц, боли в межчелюстных суставах, жевательных мышцах; двигательное беспокойство, выраженная неусидчивость, движения вначале приносят облегчение, затем усиливают боль; злобность, раздражительность, сниженное настроение с ощущением безнадежности и бесперспективности, импульсивность в поведении; боли в животе-кишечнике с рвотой, поносом до 10-15 раз в сутки).

18 стр., 8910 слов

Наркомания как форма девиантного поведения подростков

... Содержание Аннотация Введение 1. Теоретическое обоснование вопроса наркомании 1.1 Общая характеристика наркомании среди подростков 1.2 История наркомании и распространение наркотиков 2. Подростковая наркомания 2.1 Понятие девиантного поведения 2.2 Влияние ...

Все это проходит в одночасье, с приемом очередной дозы героина [31, c. 89].

Все поведение наркомана сосредоточено на поддержание наркотизации любыми путями, он теряет работу, начинает воровать, сначала дома, потом «на улице», с легкостью пренебрегает своими социальными обязанностями сына, мужа, отца и т.д. Все ценностные позиции в его иерархии опускаются гораздо ниже самого главного и все больше захватывающего в его личности — наркотизации.

Продолжительность второй стадии наркомании со времени появления признаков физической зависимости 5-10 лет. В этот период наиболее вероятно развитие различных осложнений приема наркотиков: передозировка и смерть из-за паралича дыхательного центра и остановки дыхания, инфекционные процессы (флегмоны, абсцессы в местах инъекций, сепсис с септическим поражением внутренних органов), заражение вирусами гепатитов В и С, ВИЧ, различные травмы.

Третья стадия опиоидной наркомании:

Опиоидная наркомания и ее лечениеПациент продолжает непрерывную наркотизацию, признаки психической зависимости подавлены признаками физической. Переносимость наркотика снижается на 1/3 прежней дозы. Действие наркотика исключительно стимулирующее, тонизирующее. Без наркотика отсутствует энергичность вплоть до неспособности передвигаться. Режим приема опиатов 3-5 раз в сутки. Абстиненция (ломка) тяжелая, наступает в течение первых суток после лишения наркотика: преобладание глубокой тоски, апатии, безнадежности, отчаяния, безысходности на фоне выраженного энергетического истощения, обездвиженности, полного отсутствия аппетита, стойкой бессонницы и изнуряющих поносов. Зевота, насморк, чихание, слезотечение, мышечные боли незначительны [31, c. 89].

В режиме наркотизации — выраженная психическая истощенность с общим депрессивным фоном настроения, постоянной раздражительностью и астенией, резким преждевременным старением организма, истощением иммунной системы, декомпенсацией различной соматической патологии.

Несформированная ни психически, ни социально личность до наркотизации, только деградирующая во время нее, практически полностью распадается к третьей стадии наркомании, совершает асоциальные и антисоциальные поступки. Часты случаи преждевременной, в том числе и насильственной смерти.

29 стр., 14412 слов

Нарушения словоизменения и их коррекция у дошкольников с общим ...

... ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ 3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ...

1.3 Психотерапевтические подходы при наркотической зависимости на различных этапах реабилитации больных

Вследствие мультифакторной природы заболевания, оптимальным вариантом лечения наркомании является такое, которое направлено на все поврежденные стороны личности пациента. Воздействовать необходимо не на следствие проблемы — прием наркотиков, а на ее причину. Иными словами, нужно оказывать пациенту интегрированную помощь и поддержку, чтобы добиться улучшений в физическом, эмоциональном, межличностном и духовном аспектах. Необходимо иметь в виду, что данные подструктуры личности не функционируют независимо, а, в большей или меньшей степени, системно взаимосвязаны. Таким образом, успехи в физическом лечении наркомании создают предпосылки для значительного прогресса в психологической сфере. В свою очередь, оптимизация межличностных отношений позволяет заметно улучшить эмоциональный фон. Изменения же в духовной сфере заметно влияют на социальные параметры.

Главной целью всей системы лечения наркомании ставится не «излечение», как одномоментный акт с пассивной ролью пациента, а вовлечение зависимого в процесс «выздоравливания», который всегда длителен и подразумевает активную роль самого пациента. Он постепенно учится такому поведению, которое бы свело к минимуму вероятность рецидива и максимально затормозило развитие патологических последствий наркомании [31, c. 142].

Первый этап лечения наркомании начинается с прекращения приема наркотика, что неизбежно приводит к развитию абстинентного синдрома. Лечение наркомании наиболее эффективно в стационарных условиях, поскольку способность контролировать себя у наркомана крайне низка и неустойчива. Необходима полная его изоляция от внешних контактов.

При классической детоксикации от опиатов, возникающие симптомы абстиненции (ломки) купируются симптоматическим назначением медикаментозных препаратов — обезболивающих, седативных (успокаивающих), снотворных, препаратов облегчающих общие недомогания, антидепрессантов для улучшения настроения. Для скорейшей нормализации сна, настроения, эмоционального фона, для купирования вегетативных проявлений абстиненции (озноб, потливость, болевой синдром), для снижения дозировок применяемых медикаментов в схему лечения наркомании включается иглорефлексотерапия и физиотерапевтическое лечение (электропсихотерапия).

Когда пик ломки пройден (3-4 день) активно подключаются дезинтоксикационные, восстанавливающие организм процедуры (гепатопротекторы, витаминотерапия, ноотропы).

Ускорить процесс расщепления продуктов распада наркотиков, медикаментозных препаратов, защитить внутренние органы от их токсического воздействия на этом этапе помогут процедуры экстракорпоральной детоксикации — плазмаферез и озонотерапия.

По завершении медикаментозного этапа лечения наркомании может быть проведена имплантация препарата налтрексон, который на 2, 3 или 6 месяцев заблокирует действие опиатных наркотиков на организм пациента, защитив его от случайных, единичных срывов трезвости и даст возможность вернуться в процесс выздоровления [22, c. 48].

По завершении медикаментозного этапа лечения наркомании большинство физических страданий наркомана проходят, но основная проблема — различные аспекты психической зависимости — остаются в основном нетронутыми в терапии. И если лечение наркомании прекращается, то возврат к приему наркотика практически неизбежен, так как основные причины, приведшие к наркотизации, остаются даже неосознанными. Таким образом, наркоман всего лишь снизит дозу наркотика, необходимую для достижения прежних эффектов. Логичным и необходимым продолжением лечения наркомании является реабилитация.

Наиболее эффективным способом закрепления ремиссии после детоксикации является курс реабилитации в специализированном реабилитационном центре.

Психотерапевтические методы занимают ведущее место в лечении больных наркоманией. Существует множество разных психотерапевтических подходов и методов для лечения зависимости:

групповая психотерапия (примеры тех, кто смог преодолеть тягу к наркотикам и ведет трезвый образ жизни, вселяет надежду в собственное выздоровление);

семейная психотерапия (психотерапия супружеских пар);

аналитическая психотерапия (лечение путем выявления неосознанных больным переживаний и влечений), и другое.

Психотерапия обычно включена в более широкую программу лечебно-восстановительных воздействий [18, c. 26].

Реабилитировать — значит восстановить утраченные ранее способности. Существует немало реабилитационных центров, использующих в своей работе различные методы и подходы, в основе которых, как правило, лежат:

программа «12 шагов» или, «Терапевтическое сообщество». Суть такой программы — оценка и проработка человеком своего прошлого, осознание ошибок, обретение цели и отличного от прошлого мировоззрения;

трудотерапия. Занятия различными хозяйственными работами позволяют бороться с сильной тягой к наркотику;

религия. Изучение и познание Библии в сочетании с трудовой деятельностью.

Наиболее успешной программой реабилитации при наркомании признана программа «Двенадцать шагов». Она разработана еще в конце 30-х годов прошлого века людьми, которые ранее сами зависели от наркотиков или алкоголя. Она популярна во всем мире, так как решает главную задачу лечения наркомании: полную духовную переориентировку наркомана, постепенное возвращение или приобретение заново жизненных ценностей, свойственных здоровым людям. В соответствии с этой программой фокус усилий по выздоровлению направляется на страдающую от болезни личность, а не на фактор, вызывающий зависимость (алкоголь, героин, кокаин и т.п.).

Шаги программы обеспечивают постепенный, эволюционный подход к выздоровлению от наркомании. Они организованы в определённом порядке: от самых важных, главных, базовых, по направлению к дальнейшим изменениям, которые человек, мотивированный к выздоровлению, проходит и интегрирует в процесс своей жизни. Зависимый постепенно не только изменяет свое отношение к опасному веществу, но и пересматривает все представления о собственном поведении, свои взаимоотношения с другими людьми, свою самооценку и Я-концепцию, свою систему ценностей, избавляется от неэффективных вариантов психологических защит.

Фактически, программа 12 Шагов, являясь поначалу программой терапии, стала программой реабилитации при наркомании, а в дальнейшем духовной основой жизни. Как правило, основная программа реабилитации дополняется интенсивной работой с психологами, психотерапевтами и консультантами, как в индивидуальном, так и в групповом формате. Важный фактор наркологического реабилитационного центра — изоляция зависимого от его прежних контактов [31, c. 151].

Структурированность и последовательность в лечебном переобучении пациентов трезвому образу жизни — сверхзадача всей реабилитационной команды. Все специалисты (психотерапевты, психологи, социальные работники) имеют большой стаж работы с зависимостями, некоторые из психологов обладают собственным опытом борьбы с наркотической зависимостью [46].

Таким образом, была проанализирована литература по проблеме особенностей эмоциональной сферы пациентов с опиоидной зависимостью. В настоящее время медико-социальная реабилитация наркологических больных является одним из приоритетных направлений наркологии. Подчёркивается важность изучения особенностей эмоциональной сферы наркозависимых, имеющихся у них аффективных нарушений. Различными авторами отмечается, что только комплексное всестороннее воздействие на личность, основанное на современных знаниях о природе зависимости (аддикции) с использованием современных психотерапевтических техник и новейших достижений в области психотерапии и индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет применять патогенетический подход к лечению зависимостей. Обращается внимание на необходимость комплексной оценки эмоционально-мотивационной сферы пациентов и коррекцию выявляемых нарушений. Изучение особенностей эмоционального реагирования и характерологических особенностей, как явлений сопутствующих реабилитации наркоманов, представляется важной задачей в различных исследованиях.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ С ОПИОИДНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ НА ЭТАПЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

2.1 Организация эмпирического исследования

Исследование представляет собой сравнительный анализ в независимых выборках. Экспериментальную группу составили наркозависимые пациенты лица с опиоидной зависимостью в период лечения, эта группа названа нами «Группа 1». Контрольную группу составили наркозависимые пациенты реабилитационного центра «Группа 2», лица с опиоидной зависимостью в период реабилитации. Из исследования исключались пациенты с сопутствующими психическими заболеваниями, с острыми психотическими расстройствами, с хроническими соматическими заболеваниями в стадии обострения, не прошедшие полный курс реабилитации, пациенты, сведения о которых были неполными. Исследование проводилось на базе центра реабилитации наркоманов г. Москвы и включало несколько этапов:

. Индивидуальное обследование наркозависимых пациентов, прошедших детоксикацию, в течение первой недели после поступления в реабилитационное отделение центра. На момент обследования они не имели выраженного острого абстинентного синдрома.

. Индивидуальное обследование наркозависимых пациентов перед выпиской из реабилитационного центра (пятая неделя пребывания в стационаре).

Гипотеза: мы предполагаем, что у больных наркоманией на этапе реабилитации наблюдается тенденция к устранению личностных и поведенческих расстройств, восстановлению эмоциональной адекватности, умению дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач, повышению нормативных уровней притязаний.

В эксперименте приняли участие: 60 человек, лица с опиоидной зависимостью.

Из них 24 женщины и 36 мужчин. Возраст участников: от 25 до 32 лет.

Для исследования особенностей психических состояний пациентов с опиоидной зависимостью в период лечения и реабилитации использованы следующие методики:

1.Торонтская шкала алекситимии (TAS)состоит из 26 вопросов, из которых ряд интерпретируется в прямых значениях, а ряд — в противоположных, что позволяет снизить установочность ответов испытуемого. В оригинальном варианте не имеет внутренних субшкал, весь результат выражается одним значением.

Испытуемому предлагается бланк с утверждениями, которые он должен оценить как «» (1 б.), «» (2 б.), «» (3 б.), «» (4 б.) и «» (5 б.).

Интерпретация. Имеются общие принципы перевода ответов в баллы:

Вариант ответаВ прямых значенияхВ обратных значенияхСовершенно не согласен1 балл5 балловСкорее не согласен2 балла4 баллаНи то, ни другое3 балла3 баллаСкорее согласен4 балла2 баллаСовершенно согласен5 баллов1 балл

Баллы распределяются следующим образом:

ОтветНомера утвержденийВ прямых значениях2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.В обратных значениях1, 5, 6, 11, 12, 13, 15, 16, 21, 24.

Нормальным уровнем считается не более 62 баллов. Значения в 74 и более балла соответствуют явной алекситимии, остальные значения — промежуточным степеням.

При адаптации в НИИ им. Бехтерева были получены следующие значения алекситимии:

·Больные неврозами: 70 баллов

·Больные психосоматическими заболеваниями: 72 балла

·Больные бронхиальной астмой: 71,8 балла

·Больные гипертонической болезнью: 72,6 балла

·Больные язвенной болезнью 71,1 балла

·Контрольная группа здоровых: 59 баллов

2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

Данная методика предназначена для диагностики уровня эмпатических способностей испытуемого.

Опросник включает в себя 36 вопросов, ответы на которые даются по принципу «Да-Нет» и шесть шкал.

Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих «ключу») по каждой шкале. Затем определяется суммарная оценка.

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным В.В.Бойко, можно считать:

баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии;

-22 — средний;

-15 — заниженный;

менее 14 баллов — очень низкий.

3. Методика диагностики психических состояний по Айзенку.

Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

«Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает — 0 баллов».

Ключ

— 10 вопросы — тревожность

— 7 баллов — не тревожные

— 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня

— 20 баллов — очень тревожные

— 20 вопросы — фрустрация

— 7 баллов — вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

— 14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место

— 20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

— 30 вопросы — агрессивность

— 7 баллов — вы спокойны, выдержанны

— 14 баллов — средний уровень

— 20 баллов — вы агрессивны, невыдержанны, есть трудности в работе с людьми

— 40 вопросы — ригидность

— 7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость

— 14 баллов — средний уровень

— 20 баллов — сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье

4. САН

Тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность).

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация». САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Далее мы рассмотрим результаты экспериментального исследования.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

В ходе исследования было отобрано 60 человек, страдающих наркозависимостью и находящиеся на лечении и реабилитации. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов, имеют субъективную оценку испытуемых, т.е. отражают точку зрения пациентов.

Прежде всего, был проведен первичный анализ данных двух групп.

.Торонтская шкала алекситимии (TAS)

В таблице 1 представлены данные по методике TAS испытуемых первой группы.

Таблица 1 — Торонтская шкала алекситимии (TAS).

Группа 1

№ п/пБаллУровень*176ЯА270Повышенный381ЯА471Повышенный591ЯА685ЯА782ЯА877ЯА972Повышенный1078ЯА1176ЯА1270Повышенный1381ЯА1471Повышенный1591ЯА1685ЯА1782ЯА1876ЯА1972Повышенный2078ЯА2175ЯА2270Повышенный2381ЯА2471Повышенный2591ЯА2685ЯА2782ЯА2876ЯА2972Повышенный3078ЯА*Уровень ЯА — явная алекситимия

График процентного соотношения уровня алекситимии показан на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень алекситимии у наркозависимых контрольной группы

У 70% опрошенных (21 чел.) группы 1 тест выявил уровень «явная алекситимия», у 30% (9 чел.) повышенный уровень. Уровень «Норма» в данной выборке испытуемых не был выявлен.

В таблице 2 представлены данные по методике TAS испытуемых второй группы.

Таблица 2 — Торонтская шкала алекситимии (TAS).

Группа 2

№ п/пБаллУровень*169Повышенный264Повышенный375ЯА468Повышенный571Повышенный679ЯА775ЯА867Повышенный967Повышенный1064Повышенный1169Повышенный1264Повышенный1375ЯА1468Повышенный1571Повышенный1679ЯА1775ЯА1867Повышенный1967Повышенный2064Повышенный2169Повышенный2264Повышенный2375ЯА2468Повышенный2571Повышенный2679ЯА2775ЯА2867Повышенный2967Повышенный3064Повышенный*Уровень ЯА — явная алекситимия

Соотношение уровня алекситимии в экспериментальной группе показано на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень алекситимии у наркозависимых экспериментальной группы

У 30% опрошенных (9 чел.) группы 2 тест выявил уровень «явная алекситимия», у 70% (21 чел.) повышенный уровень. Уровень «Норма» в данной выборке испытуемых не был выявлен.

2.Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

В таблице 3 представлены данные по методике В.В. Бойко испытуемых первой группы.

Таблица 3 — Уровень эмпатических способностей. Группа 1

№ п/пБаллУровень113Низкий222Средний311Низкий416Заниженный59Низкий613Низкий722Средний811Низкий918Заниженный1012Низкий1113Низкий1222Средний1311Низкий1416Заниженный159Низкий1613Низкий1722Средний1811Низкий1918Заниженный2012Низкий2113Низкий2222Средний2311Низкий2416Заниженный259Низкий2613Низкий2722Средний2811Низкий2918Заниженный3012Низкий

Процентное соотношение уровня эмпатических способностей испытуемых контрольной группы показан на рисунке 3.

Рис. 3. Уровень эмпатических способностей у наркозависимых контрольной группы

У 60% опрошенных (18 чел.) группы 1 тест выявил низкий уровень эмпатических способностей, у 20% (6 чел.) заниженный уровень. Уровень «Средний» в данной выборке испытуемых был выявлен у 20% (6 чел.).

В таблице 4 представлены данные по методике В.В. Бойко испытуемых экспериментальной группы.

Таблица 4 — Уровень эмпатических способностей. Группа 2

№ п/пБаллУровень123Средний228Средний318Заниженный426Средний513Низкий620Заниженный727Средний814Низкий925Средний1016Заниженный1123Средний1228Средний1318Заниженный1426Средний1513Низкий1620Заниженный1727Средний1814Низкий1925Средний2016Заниженный2123Средний2228Средний2318Заниженный2426Средний2513Низкий2620Заниженный2727Средний2814Низкий2925Средний3016Заниженный

График процентного соотношения уровня эмпатических способностей испытуемых экспериментальной группы показан на рисунке 4.

Рис. 4. Уровень эмпатических способностей у наркозависимых экспериментальной группы

У 20% опрошенных (6 чел.) группы 2 тест выявил низкий уровень эмпатических способностей, у 30% (9 чел.) заниженный уровень. Уровень «Средний» в данной выборке испытуемых был выявлен у 50% (15 чел.).

3.Методика диагностики психических состояний по Айзенку

В таблице 5 представлены данные по методике диагностики психических состояний по Айзенку испытуемых первой группы.

Таблица 5 — Методика диагностики психических состояний по Айзенку. Контрольная группа

№ п/птревожностьфрустрацияагрессивностьригидность120162015218819163191017174171116185181215146191818137171419128129141591816181010161015121120162015121881916131910171714171116181518121514161918181317171419121812914151918161810201610151221201620152218819162319101717241711161825181215142619181813271714191228129141529181618103016101512

Процентное соотношения уровней психических состояний испытуемых контрольной группы показан на рисунке 5.

Рис. 5. Уровень психических состояний у наркозависимых контрольной группы

У 10% опрошенных (3 чел.) контрольной группы тест выявил средний уровень тревожности, у 90% (27 чел.) — высокий уровень. У 70% опрошенных (21 чел.) тест выявил средний уровень фрустрированности, у 30% (9 чел.) — высокий уровень. У 10% опрошенных (3 чел.) тест выявил средний уровень агрессивности, у 90% (27 чел.) — высокий уровень. У 50% опрошенных (15 чел.) контрольной группы тест выявил средний уровень ригидности, у 50% (15 чел.) — высокий уровень. Уровень «Низкий» в данной выборке испытуемых не был выявлен ни по одной из шкал.

В таблице 6 представлены данные по методике диагностики психических состояний по Айзенку испытуемых экспериментальной группы.

Таблица 6 — Методика диагностики психических состояний по Айзенку. Экспериментальная группа

№ п/птревожностьфрустрацияагрессивностьригидность115151812214816123169151541310131651212121161616151071313169810101011915151491012811811151518121214816121316915151413101316151212121116161615101713131691810101011191515149201281182115151812221481612231691515241310131625121212112616161510271313169281010101129151514930128118

График процентного соотношения уровней психических состояний испытуемых экспериментальной группы показан на рисунке 6.

Рис. 6. Уровень психических состояний у наркозависимых экспериментальной группы

У 60% опрошенных (18 чел.) экспериментальной группы тест выявил средний уровень тревожности, у 40% (12 чел.) — высокий уровень. У 70% опрошенных (21 чел.) тест выявил средний уровень фрустрированности, у 30% (9 чел.) — высокий уровень. У 50% опрошенных (15 чел.) экспериментальной группы тест выявил средний уровень агрессивности, у 50% (15 чел.) — высокий уровень. У 80% опрошенных (24 чел.) тест выявил средний уровень ригидности, у 20% (6 чел.) — высокий уровень. Уровень «Низкий» в данной выборке испытуемых не был выявлен ни по одной из шкал.

В таблице 7 представлены данные по опроснику «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) испытуемых контрольной группы.

Таблица 7 — Методика диагностики САН. Контрольная группа

№ п/пСамочувствиеАктивностьНастроение110161222332333191017417111651832336191818717141983216149183218101610151110161212233233131910171417111615183233161918181717141918321614191832182016101521101612222332332319101724171116251832332619181827171419283216142918321830161015

График процентного соотношения уровней самочувствия, активности и настроения испытуемых контрольной группы показан на рисунке 7.

Рис. 7. Уровень самочувствия, активности и настроения у наркозависимых контрольной группы

У 90% опрошенных (27 чел.) контрольной группы тест выявил низкий уровень самочувствия, у 10% (3 чел.) — средний уровень. У 70% опрошенных (21 чел.) контрольной группы тест выявил низкий уровень активности, у 30% (9 чел.) — средний уровень. У 80% опрошенных (24 чел.) тест выявил низкий уровень настроения, у 20% (6 чел.) — средний уровень. Уровень «Высокий» в данной выборке испытуемых не был выявлен ни по одной из шкал.

В таблице 8 представлены данные по опроснику «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) испытуемых экспериментальной группы.

Таблица 8 — Методика диагностики САН. Экспериментальная группа

№ п/пСамочувствиеАктивностьНастроение125252823438263263925433313353232326262625733332683131319252534103238311125252812343826132639251433313315323232162626251733332618313131192525342032383121252528223438262326392524333133253232322626262527333326283131312925253430323831

График процентного соотношения уровней самочувствия, активности и настроения испытуемых экспериментальной группы показан на рисунке 8.

Рис. 8. Уровень самочувствия, активности и настроения у наркозависимых экспериментальной группы

У 40% опрошенных (12 чел.) экспериментальной группы тест выявил низкий уровень самочувствия, у 60% (18 чел.) — средний уровень. У 30% опрошенных (9 чел.) группы 2 тест выявил низкий уровень активности, у 70% (21 чел.) — средний уровень. У 50% опрошенных (15 чел.) тест выявил низкий уровень настроения, у 50% (15 чел.) — средний уровень. Уровень «Высокий» в данной выборке испытуемых не был выявлен ни по одной из шкал.

Результаты тестирования двух групп подвергнуты сравнительному анализу, чтобы узнать наблюдается ли тенденция к позитивному изменению эмоциональных расстройств у испытуемых экспериментальной группы.

Сравнительный анализ по методике Торонтская шкала алекситимии (TAS) представлен в таблице 9 и на рисунке 9.

Таблица 9 — Сравнение уровня алекситимии у наркозависимых группы 1 и группы 2

Уровень алекситимииКонтрольная группа(1) n=30Экспериментальная группа (2) n=30Кол-во исп-ыхПроцентное соотношение к общему количеству исп-ыхКол-во исп-ыхПроцентное соотношение к общему количеству исп-ыхЯвная алекситимия2170%930%Повышенный уровень930%2170%Норма00%00%

Рис. 9. Сравнение уровня алекситимии у наркозависимых группы 1 и 2

Анализ результатов по методике Торонтская шкала алекситимии (TAS) в ЭГ и КГ показал, что существуют значимые различия в уровне алекситимии у наркозависимых группы 1 и 2. В группе 1 преобладают пациенты с явной алекситимией: 70% испытуемых, для сравнения в группе 2 с признаками явной алекситимии наблюдаются только 30% испытуемых. В группе 2 преобладают пациенты с повышенным уровнем алекситимии: 70% испытуемых.

Таким образом, при сравнении данных двух групп по методике Торонтская шкала алекситимии (TAS) мы видим, что у испытуемых группы 2 значительно ниже уровень алекситимии.

Сравнительный анализ по методике диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко) представлен в таблице 10 и на рисунке 10.

Таблица 10 — Сравнение уровня эмпатических способностей у наркозависимых группы 1 и группы 2

Уровень эмпатических способностейКонтрольная группа (1) n=30Экспериментальная группа (2) n=30Кол-во исп-ыхПроцентное соотношение к общему количеству исп-ыхКол-во исп-ыхПроцентное соотношение к общему количеству исп-ыхВысокий уровень00%00%Средний уровень620%1550%Заниженный уровень620%930%Низкий уровень1860%620%

Рис. 10. Уровень эмпатических способностей у наркозависимых контрольной (1) и экспериментальной (2) группы

Анализ результатов по методике диагностики уровня эмпатических способностей в ЭГ и КГ показал, что существуют различия в уровне эмпатии у наркозависимых группы 1 и 2. В группе 1 преобладают пациенты с низким уровнем эмпатических способностей: 60% испытуемых, для сравнения в группе 2 с признаками низкого уровня эмпатии наблюдаются только 20% испытуемых. В группе 2 преобладают пациенты с средним уровнем эмпатических способностей: 50% испытуемых.

Таким образом, при сравнении данных двух групп по методике диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко) мы видим, что у испытуемых группы 2 значительно выше уровень эмпатических способностей.

Сравнительный анализ по методике диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) представлен в таблице 11 и на рисунке 11.

Таблица 11 — Сравнение результатов по методике диагностики самооценки психических состояний у наркозависимых группы 1 и группы 2

Психические состоянияУровеньВысокийСреднийНизкийтревожностьГруппа 190%10%0%Группа 240%60%0%фрустрацияГруппа 130%70%0%Группа 230%70%0%агрессивностьГруппа 190%10%0%Группа 250%50%0%ригидностьГруппа 150%50%0%Группа 220%80%0%

Рис. 11. Процентное соотношение высоких показателей по шкалам методики диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку)

Анализ результатов по методике методике диагностики самооценки психических состояний в ЭГ и КГ показал, что существуют значимые различия в уровне тревожности, агрессивности и ригидности у наркозависимых группы 1 и 2. В группе 1 пациенты с высоким уровнем тревожности составляют 90% по отношению к общему количеству испытуемых, для сравнения в группе 2 с высоким уровнем тревожности наблюдаются только 40% испытуемых. Аналогичная ситуация и относительно уровня агрессивности (90% : 10%).

Так же в группе 1 пациенты с высоким уровнем ригидности составляют 50% по отношению к общему количеству испытуемых, для сравнения в группе 2 с высоким уровнем ригидности наблюдаются только 20% испытуемых.

Таким образом, при сравнении данных двух групп по методике диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) мы видим, что у испытуемых группы 2 значительно выше уровень тревожности, агрессивности и ригидности.

Сравнительный анализ по методике «Самочувстуие, активность, настроение» представлен в таблице 12 и на рисунке 12.

Таблица 12 — Сравнение результатов по методике «Самочувстуие, активность, настроение» у наркозависимых группы 1 и группы 2

Психические состоянияУровеньВысокийСреднийНизкийСамочувствиеГруппа 10%10%90%Группа 20%60%40%АктивностьГруппа 10%30%70%Группа 20%70%30%НастроениеГруппа 10%20%80%Группа 20%50%50%

Рис. 12. Процентное соотношение низких показателей по шкалам методики «Самочувствие, активность, настроение»

Анализ результатов по методике «САН» в ЭГ и КГ показал, что существуют значимые различия в уровне самочувствия, активности и настроения у наркозависимых группы 1 и 2. В группе 1 пациенты с низким уровнем самочувствия составляют 90% по отношению к общему количеству испытуемых, для сравнения в группе 2 с низким уровнем самочувствия наблюдаются только 40% испытуемых. Аналогичная ситуация и относительно уровня настроения (80% : 50%).

Так же в группе 1 пациенты с низким уровнем активности составляют 70% по отношению к общему количеству испытуемых, для сравнения в группе 2 с низким уровнем активности наблюдаются только 30% испытуемых.

Таким образом, при сравнении данных двух групп по методике «САН» мы видим, что у испытуемых группы 2 значительно ниже уровень самочувствия, активности и настроения.

Для того чтобы установить достоверны ли различия и подтвердить, либо опровергнуть гипотезу при обработке полученных данных был использован подсчет критерия U Манна — Уитни.

Гипотезы U — критерия Манна-Уитни: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

Результат: UЭмп = 124,5

Критические значения:

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(124,5) находится в зоне значимости.

Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

То есть между результатами тестов на уровень алекситимии, существуют достоверные различия.

В данном случае под группой 2 мы берем данные экспериментальной группы (1), так как предположительно именно они ниже.

Результат: UЭмп = 153

Критические значения:

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(153) находится в зоне значимости.

Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. То есть между результатами тестов на уровень эмпатических способностей, существуют достоверные различия.

Результат: UЭмп = 81

Критические значения

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(81) находится в зоне значимости.

Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. То есть между результатами тестов на уровень тревожности, существуют достоверные различия

Результат: UЭмп = 378

Критические значения:

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(378) находится в зоне

Результат: UЭмп = 157,5

Критические значения

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(157,5) находится в зоне значимости.

Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. То есть между результатами тестов на уровень агрессивности, существуют достоверные различия.

В Приложении 2 таблице 6 с помощью критерия U Манна — Уитни были обработаны данные по уровню ригидности группы 1 и 2.

Результат: UЭмп = 180

Критические значения

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(180) находится в зоне значимости.

Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. То есть между результатами тестов на уровень ригидности, существуют достоверные различия.

В данном случае под группой 2 мы берем данные экспериментальной группы (1), так как предположительно именно они ниже.

Результат: UЭмп = 54

Критические значения

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(54) находится в зоне значимости.

Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

Полученное эмпирическое значение Uэмп(54) находится в зоне значимости.

То есть между результатами тестов на уровень самочувствия, существуют достоверные различия.

В данном случае под группой 2 мы берем данные экспериментальной группы (1), так как предположительно именно они ниже.

Результат: UЭмп = 148,5

Критические значения

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(148,5) находится в зоне значимости. Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. То есть между результатами тестов на уровень активности, существуют достоверные различия. В данном случае под группой 2 мы берем данные экспериментальной группы (1), так как предположительно именно они ниже.

Результат: UЭмп = 153

Критические значения

UКрp≤0.01p≤0.05292338

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Uэмп(153) находится в зоне значимости.

Таким образом, Но откланяется, принимается Н1. Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. То есть между результатами тестов на уровень настроения, существуют достоверные различия.

Итак, с помощью подсчета критерия U Манна — Уитни мы установили достоверность различий у испытуемых группы 1 и группы 2 таких показателей, как: «Тревожность» и «Ригидность», «Явная алекситимия», «Агрессивность», «Эмпатия». А так же различия в уровнях самочувтсвия, активности и настроения.

Таким образом, гипотеза о том, что у больных наркоманией на этапе реабилитации наблюдается тенденция к устранению личностных и поведенческих расстройств, восстановлению эмоциональной адекватности, умению дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач, повышению нормативных уровней притязаний, полностью доказана.

ВЫВОДЫ

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что имеются различия в особенности эмоционального реагирования наркозависимые пациенты лица с опиоидной зависимостью в период лечения и реабилитации.

.Существуют значимые различия в уровне алекситимии у наркозависимых группы 1 и 2. Наркозависимые пациенты лица с опиоидной зависимостью в период реабилитации более низкий уровень алекситимии, с признаками явной алекситимии наблюдаются только 30% испытуемых.

.Наркозависимые пациенты лица с опиоидной зависимостью в период реабилитации имеют более высокий уровень эмпатических способностей, с признаками низкого уровня эмпатии наблюдаются только 20% испытуемых.

.У наркозависимых пациентов, лиц с опиоидной зависимостью в период лечения значительно выше уровень тревожности, агрессивности и ригидности. Пациенты с высоким уровнем тревожности и агрессивности составляют 90% по отношению к общему количеству испытуемых, с высоким уровнем ригидности — 50%. У наркозависимых пациентов, лиц с опиоидной зависимостью в период реабилитации эти показатели значительно ниже.

. У наркозависимых пациентов, лиц с опиоидной зависимостью в период лечения значительно ниже уровень самочувствия, активности и настроения. Пациенты с низким уровнем самочувствия составляют 90% по отношению к общему количеству испытуемых, с низким уровнем настроения — 80%, с низким уровнем активности — 70%. У наркозависимых пациентов, лиц с опиоидной зависимостью в период реабилитации эти показатели значительно ниже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведения дипломного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы: изучить и проанализировать личностные особенности пациентов с опиоидной зависимостью на этапе реабилитации.

Для решения данной цели были реализованы поставленные задачи.

Изучены теоретические исследования по данной теме, выявлены социально-психологические факторы аддиктивного поведения. Рассмотрены индивидуально-личностные особенности больных наркоманией. А так же экспериментально исследованы личностные особенности больных наркоманией на этапе реабилитации.

Кроме того, был осуществлен анализ и интерпретация данных эмпирического исследования, обобщены и систематизированы полученные сведения.

Эмпирическое исследование проводилось на базе РЦ «Эдельвейс» г. Москвы.

В исследовании приняли участие: 60 человек, разбитые на 2 группы испытуемых: первая группа это лица с опиоидной зависимостью в период лечения, вторая группа, лица с опиоидной зависимостью в период реабилитации

Основные выводы, полученные в результате работы, можно сформулировать следующим образом.

1. Аддиктивное поведение — это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Развитие психической зависимости от какого-либо объекта, происходящее при условии длительного и интенсивного эйфоризирующего воздействия этого объекта на психику человека, сопровождается следующими изменениями свойств личности: деформацией потребностно-мотивационной структуры личности (возникновением доминирующей потребности в объекте пристрастия и сужением круга интересов) и, как следствие потери контроля над собственным поведением, включением механизмов защиты аддиктивного поведения (отрицания, рационализации, проекции, вытеснения); деградацией высших чувств (долга, ответственности, альтруизма, нравственных чувств и др.); снижением самооценки; возникновение аффективной лабильности.

4. Сравнительный анализ данных двух групп по проведенным методикам показал, что у больных наркоманией на этапе реабилитации на более низком уровне находится уровень алекситимии, тревожности, агрессии и ригидности. На более высоком уровне эмпатические способности, самочувствие, активность и настроение.

Таким образом, в данной дипломной работе с помощью подсчета критерия U Манна — Уитни мы установили достоверность различий у испытуемых группы 1 и группы 2 таких показателей, как: «Тревожность» и «Ригидность», «Явная алекситимия», «Агрессивность», «Эмпатия». А так же различия в уровнях самочувтсвия, активности и настроения.

Гипотеза о том, что у больных наркоманией на этапе реабилитации наблюдается тенденция к устранению личностных и поведенческих расстройств, восстановлению эмоциональной адекватности, умению дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач, повышению нормативных уровней притязаний, доказана.

Полученные в работе данные могут быть использованы при разработке программ реабилитации наркозависимых. Медико-социальная реабилитация наркологических больных является одним из приоритетных направлений наркологии.

Используемые в её системе технологии, обеспечивают повышение эффективности лечебно-реабилитационного процесса — продолжительность терапевтических ремиссий, улучшение качества жизни больных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 720 с.

2.Барденштейн Л.М., Молодецких А.В. [и др.] Алкоголизм, наркомании и другие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.- 96 с.

.Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / пер. А. Федоров.- М.: Попурри, 2012.- 528 с.

.Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомания.- Казань, 2011.-91 с.

.Бондырева С.К. Наркотизм: природа и преодоление / С.К. Болдырева, Д.В. Колесов. М., 2012. — 432 с.

.Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: АСТ, 2011.- 301 с.

.Бузина Т.С., Подосинова Т.В. Многоуровневое исследование внутренней картины болезни больных с синдромом зависимости от опиоидов, осложненным гепатитом С // Вопросы наркологии, 2012.-N 5.-С.76-83.

.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер, 2012.- 528 с.

.Васильченко Г.С. О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении.- М.: Книга по требованию, 2012.- 184 с.

.Гамалея Н.Б., Шестаков К.А., Гусарова Ю.Н., Богинская Д.Д. Связывание дофамина лимфоцитами больных героиновой зависимостью в динамике лечения // Вопросы наркологии, 2011.-N 6.-С.50-59

.Гилинский Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль.- СПб.: ДЕАН, 2011.- 336 с.

.Грибанова О.В. Педагогические условия предупреждения аддиктивного поведения.- М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013.- 212 с.

.Дмитриева Н.В., Левина Л.В. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.- М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013.- 324 с.

.Добрович А.Б. До-сознательное и психопатология. Очерки расстройств душевной жизни.- М.: Бахрах-М, 2013.- 416 с.

.Дубровский Р. Профилактика наркомании.- М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.- 64 с.

17.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.- М.: Флинта, 2011.- 336с.

18.Жарких A.A. Программа психологической коррекции мотивационно-смысловой сферы наркозависимых осужденных.-М.: АСТ, 2012.-125 с.

19.Знановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М.: Академия, 2012.- 288 с.

.Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы.- СПб.: Питер, 2011. — 352 с.

.Зойя Л. Наркомания. Патология или поиск инициации?.- М.: Добросвет, 2013.- 208 с.

.Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Наркология.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 240 с.

.Исаев Р. Лечение наркомании. Практическое руководство к выздоровлению.- М.: Эксмо, 2015.- 288 с.

.Киреева О.П. Социология в вопросах и ответах : учеб. пособие. — М. : КноРус, 2011. — 264 с.

.Клевно В.А., Ткаченко А.А. Экспертиза вреда здоровью. Психическое расстройство, заболевание наркоманией либо таксикоманией.- М.: Инфра-М, 2015.- 176 с.

.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: Юрайт, 2012.- 160 с.

.Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.- 608 с.

.Конюкова М. Победить наркоманию. Дорога из ада.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2015.- 160 с.

.Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра.- М.: Практическая Медицина, 2011.- 432 с.

.Крылова Н. Психология формирования зависимости от ПАВ.- М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.- 136 с.

.Кулаков С.А. Руководство по реабилитации наркозависимых.- СПб.: Питер, 2012. — 240 с.

.Марселин А., Бисалиев Р. Основные аспекты деятельности медицинского психолога в наркологии.- М.: Palmarium Academic Publishing, 2014.- 92 с.

.Мирошниченко Л.Д. Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь.- М.: ПЕРО, 2014.- 404 с.

34.Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2014.- 360 с.

35.Полякова О.Б. Особенности психодиагностики и психопрофилактики наркозависимости.- М.: МПСИ, 2015.- 216 с.

.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред .-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2011.- 672 с.

.Проблемы диагностики и лечения алкоголизма и наркомании. Сборник трудов / под ред. Н. Иванец.- М.: АСТ, 2011.- 112 с.

.Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Пузырея. М.:Наука, 2012.- 288 с.

.Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О.Прохорова. — М.: Когито-Центр, 2011.- 480 с.

40.Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.

41.Резник А.Д. Мир наркотиков — наркотики в мире М.: КМК, 2014.- 552 с.

.Руководство по аддиктологии / Под редакцией В. Д. Менделевича.- СПб.: Речь, 2012.- 768 с.

.Руководство по судебной психиатрии / Под редакцией А.А. Ткаченко.- М.: Юрайт, 2012.- 960 с.

.Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н.А., Друзь О.В., Напреенко А.К., Петрина Н.Ю. Неотложные состояния в наркологии.- Киев: Наук. Світ, 2013.- 308 с.

.Тиганов А. С. Общая психопатология.- М.: Медицинское информационное агентство, 2014.- 128 с.

.Хомич А.В. Психология девиантного поведения: учебное пособие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.Шабанов П.Д. Основы наркологии.- М.: Лань, 2012.- 560 с.

.Шувалов А.В. Справочник практического врача по психиатрии, наркологии и сексопатологии.- М.: Академия, 2011.- 432 с.

.Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления СПб.: Речь, 2013128 с.