Современные возможности метода проектов

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

 

Физико-математичесий факультет

кафедра алгебры и геометрии

 

РЕФЕРАТ

 

по учебной дисциплине

«Информационные технологии в лингвистике»

на тему:

 

«Современные возможности метода проектов»

 

Выполнила:

студентка 2 курса, группы 207 а/н

факультета иностранных языков

Крутова Ирина Борисовна

Проверил:

кандидат географических наук, доцент

Чучин Дмитрий Иванович

 

БРЯНСК  2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

1 Современные возможности метода проектов………….………………………….4

1.1 Применение метода проектов в образовательной деятельности……..……4

1.2 Применение метода проектов в исследовательской деятельности ……….5

2 Формы представления проекта…………………………………………..…….6 2.1 Принцип наглядности………………………………….………………..…….6    2.2 Презентация…………..……………………………………………………….9

2.3 Выступление…………………………………………………………………11

3 Требования к организации консультаций в проектной деятельности.

Способы и график проведения консультаций……………………………….….12

4 Способы проведения педагогических измерений………….………………….14

4.1 Контрольные и самостоятельные работы……………………………….…14

4.2 Тесты…………………………………………………………………………..15

4.3 Компьютерное тестирование………………………………………….….…17

5 Особенность проведения контрольных измерений в форме мониторинга.

25 стр., 12033 слов

Цели, методы и результаты деятельности

... психологом является специалист, имеющий соответствующее его деятельности образование и квалификацию, а также опыт работы, ... Круглый стол единомышленников по исполнению политического проекта: технология проведения.   Санкт-Петербургский государственный университет ... конструкции и методов достижения искомого результата. Под измерением психологической реакции понимаются измерения психических состояний ...

5.1 Подбор заданий…………………………………………………….………. 19

5.2 Форма проведения. Систематическое проведение………..………………21

Заключение………………………………………………………….…..……….23 Список литературы………………………………………………….………..…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году МП был осужден. С тех пор в России не предпринимались попытки возродить этот метод в школах. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма у спешно развивался, где идеи гуманистического подхода нашли широкое распространение и приобрели широкую популярность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного метода (предмета).

Метод – это дидактическая категория.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется осязаемыми: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

14 стр., 6974 слов

Активные методы обучения как средство повышения познавательного интереса учащихся

... пришли к выводу, что применение активных методов теоретического обучения действительно приведет продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом. Список ... педагогического колледжа. Планирующий-подготовительный - была определена тема и цели проекта. Тема исследовательского проекта Демидовой Елены и Шороховой Кристины: «Керамическая плитка». Тема ...

 

 

 

1 Современные возможности метода проектов

1.1 Применение метода проектов в образовательной деятельности

В последнее время в России метод проектов становится не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, а они позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентаций этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов по самой своей сути. Умение пользователя методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века.

Говоря о проектном обучении, мы имеем ввиду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащихся, то есть научить школьника проектированию.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Применение метода проектов в исследовательской деятельности

 Слово «метод»,в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом», — сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой — стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе 1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности ...

Иногда же сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся.

Реализация метода проектов исследовательского характера на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 

 

 

2 Формы представления проекта

2.1 Принцип наглядности

  Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

13 стр., 6029 слов

Презентация на тему: Формирование и развитие личности

Формирование трудового коллектива Трудовой коллектив •- это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, ...

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

В основу реализации принципа наглядности во вспомогательной школе положены эти общие правила, однако в частностях применение их отличается определенным своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время.

Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках в младших классах у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.

На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность — во внутреннюю деятельность сознания.

В этот переходный период предметные образцы по-прежнему используются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схемы. В дальнейшем эта наглядность начинает преобладать в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

10 стр., 4883 слов

Деловое общение: беседы, публичные речи

Введение Деловое (профессиональное) общение - самый массовый и сложный вид общения людей в социуме, без него невозможно взаимодействие в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Презентация

Презента?ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.).

Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями.

Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.

Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов.

Презентация, созданная для видеодемонстрации, не содержит интерактивных элементов, включает в себя видеоролик об объекте презентации, может содержать также текст и аудиодорожку. Разновидностью такой презентации является рекламный ролик.

7 стр., 3199 слов

Тесты Бадаева. Медведева Дарья

Медведева Дарья 7РСО-3ДБ-100 Тесты по курсу: «Психология рекламной деятельности» Тема №1: «Теоретические проблемы психологии рекламы» Первые психологические научно-прикладные исследования в области рекламы начали проводиться на рубеже 19 - 20 веков. 18 – 19 веков 17 – 18 веков 16 – 17 веков Какого психолога-функционалиста считают основателем психологии рекламы? Ж. Эллюль Уолтер Джилл Скотт Конрад ...

Презентация, созданная для электронной рекламной рассылки, создается с минимальным применением инструментов мультимедиа в целях уменьшения объема письма.

Презентация в формате приложения для мобильных телефонов и смартфонов создается с учетом просмотра на портативных устройствах (небольшой размер экрана, ограничения по объему памяти и т. п.) и может рассылаться посредством MMS-сообщений или по Bluetooth.

Учебная презентация, созданная для проведения занятия в образовательном учреждении. Вместе с учебной презентаций обычно используется конспект урока.

Есть и другие типы презентаций. Но вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.

Презентации без использования компьютера дают больше возможностей для вовлечения аудитории к обсуждению и использовать их творческий потенциал.

Презентации на больших листах — одна из разновидностей презентаций без компьютера. Использование больших листов позволяет создать целостную картину и донести ее до всех членов группы; учесть и отразить факторы, вызывающие изменения в этой картине. Она дает возможность запечатлить схему сложного процесса, что облегчает процесс его усовершенствования. Создать карту, охватывающую все заинтересованные стороны проекта.

При создании таких презентаций используются самые разные инструменты: маркеры разных цветов, стикеры разных размеров и цветов, открытки и коллажи и т. п.

 

 

2.3 Выступление

Выступления бывают двух видов: публичные и непубличные.

Термин «публика» означает общество, социальная группа, сообщество, иными словами, совокупность людей, являющихся объектом искусства, литературы, пропаганды, рекламы, просвещения и т.д.

В таком случае, что же такое публичное выступление? Любая речь,  направленная на публику: на друзей, соседей, коллег, одноклассников, одногруппников, единомышленников, граждан,  горожан и т.д. – называется публичным выступлением.

А что же тогда является непубличным выступлением – личное общение, приватная беседа и даже деловые переговоры. То есть все, что направлено не на публику, а личное, тайное, секретное.

Сейчас, в эпоху массовой культуры каждый человек по нескольку раз в день проводит публичное выступление – школьник у доски, студент – докладывает на семинаре в ВУЗе, на сцене в детском саду, тост на торжествах, доклад на собрании, отчет на заседании, послание по телевизору, обращение к избирателям, презентация товара или услуги клиентам и многое другое.

Люди всех профессий должны быть компетентны в публичных выступлениях. Те, кто более эффективно делает публичное выступление, те быстрее достигают цели, власти, богатства, признания и даже любви. Так что, не только женщины «любят ушами», но и публика.

Условия развития культуры публичного выступления:

1. Публичное выступление в обществе динамично развивается, если есть твердые убеждения в общественном сознании в свободе слова. Свобода слова в семье, в любви, на работе, среди друзей, в споре с начальником и т.д.

2. Мероприятия публичного выступления должны быть во всех социальных институтах, во всех детских садах, в школе, в ВУЗе, в фирмах и компаниях, во всех организациях гражданского общества.

3. Публичное выступление сильно развивает и развивается посредством воли у народа к истине и правде. Двуличие, двойная мораль, коррупция, деспотия, ложь уничтожают культуру публичного выступления.

5. Люди на публичных должности – президент, премьер министр, министры, депутаты, дипломаты, генеральные директора, менеджеры, торговые агенты, реализаторы и продавщицы в торговых центрах, старосты студгруппы, активисты класса, политики, общественные деятели, журналисты, редакторы, представители шоу-бизнеса, ученые, преподаватели, учителя, священники и еще много-много должностей, которые обязаны уметь публично выступать.

6.   Публичное выступление – индикатор уровня лидерских качеств. Публика любит ушами и оценивает силу лидера через его публичное выступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Требования к организации консультаций в проектной деятельности.

Способы и график проведения консультаций

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Консультации подразделяют на: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. 

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально-компетентный специалист. Поэтому информационная консультация должна отвечать следующим требованиям:

— Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современности.

— Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться. Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.

— В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

Часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений. Но также, во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Способы проведения педагогических измерений

4.1 Контрольные и самостоятельные работы

К способам педагогических измерений можно отнести все то, что способствует выявлению того или иного результата обучения.

Контро?льная рабо?та — промежуточный метод проверки знаний учащегося или студента. Обычно проходит в письменном виде и на уроке, и этим отличается от домашней работы. В ходе контрольной работы ученики обычно не имеют права пользоваться учебниками, тетрадями, конспектами и т. п. После серии контрольных работ и ответов на уроке, в конце учебного года или по семестрам назначается экзамен или зачёт, а также иногда городская, либо всероссийская контрольная работа. Ранее во времена СССР широкую практику приобрела всесоюзная контрольная работа. Такой тип контроля усвояемости знаний применяется как в высших учебных заведениях, так и в школах и на подготовительных курсах.

Самостоятельная работа — это плановая деятельность учащихся по поручению и под методическим руководством преподавателя. Она предполагает не только освоения курса дисциплины, но вместе с тем помогает освоению навыков самостоятельной учебной и научной работы и осознанию ответственности процесса познания. Поэтому самостоятельная работа является основным эффективным способом подготовки квалифицированного специалиста.

Самостоятельная работа имеет и воспитательный аспект. Она способствует развитию у студентов таких личных качеств, как целеустремленность, заинтересованность, исследовательская деятельность.

При озадачивании студента самостоятельной работой преподаватель должен учитывать уровень их подготовки, доступности для их понимания содержания учебного материала.

 

 

4.2 Тесты

Тест (от англ. test – «испытание») – проверка на пригодность к выполнению каких-либо функций.

В 1890 году американский психолог Джеймс Кеттел ввел понятие «интеллектуальный тест», но тогда тесты напоминали скорее лабораторные опыты: испытуемый отвечал либо устно, либо выполнял действия с предметами. Такое испытание за один раз мог пройти только один человек.

В 1917 году в Америке, вступившей в Первую мировую войну, срочно потребовалось распределить солдат-новобранцев в разные рода войск. Для этого были разработаны новые тесты, которые не обязательно должны были проводить квалифицированные психологи. Тесты были стандартизированы и проходили массово.

Тестирование сейчас применяется в разных областях деятельности: медицине, психологии, программировании. Но чаще всего слово «тест» ассоциируется с методом проверки знаний учащихся.

Традиционные педагогические тесты представляют собой перечень вопросов и заданий разного уровня сложности. Существуют следующие типы заданий:

— с выбором одного правильного ответа (закрытые);

— с выбором нескольких правильных ответов;

— с выбором неправильного ответа;

— на установление соответствия;

— на установление последовательности;

— задания, где требуется самостоятельно вписать ответ (открытые).

В зависимости от сложности вопроса, ответы оцениваются в разное количество баллов.

Тестирование ставит всех участников в равные условии. Поэтому такой метод проверки знаний, с одной стороны, более справедливый, чем традиционная проверка знаний. С другой стороны, существует элемент случайности, когда учащийся может просто угадать ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Компьютерное тестирование

На современном этапе развития компьютерной психодиагностики преобладающее большинство компьютерных тестов – это компьютерные версии уже известных методик. Чаще всего это различные личностные опросники, реже – тесты интеллекта и др. Важнейшая проблема, возникающая в связи с появлением компьютерной формы той или иной методики, связана с доказательством ее эквивалентности основной версии теста. Сегодня многочисленными исследованиями доказано, что такие компьютерные тесты нуждаются в изучении их психометрических параметров. Применительно к характеристике компьютерных тестов введено понятие эквивалентности валидности, включающее эквивалентность психометрическую, эквивалентность, относящуюся к процессу обследования и популяционную эквивалентность. Большинство исследований за рубежом ограничивается установлением лишь психометрической эквивалентности компьютерной версии теста. Для многих компьютерных версий тестов, используемых в странах СНГ, отсутствуют данные об их валидности, надежности, величине стандартного отклонения и других психометрических показателях.

Собственно компьютерные тесты, т. е. те, которые изначально разработаны с учетом требований и возможностей современной вычислительной техники, весьма немногочисленны. Их создание осуществляется в рамках так называемого адаптивного тестирования, важнейшей особенностью которого является управление со стороны компьютера основными этапами психодиагностического процесса. Это означает, что должен поддерживаться постоянным и адекватным режимом диалога между компьютером и обследуемым. Имеются определенные достижения в адаптивном тестировании специальных способностей, а также уровня достижений. Однако диагностика личностных особенностей в адаптивном тестировании остается проблематичной. На нынешнем уровне развития адаптивное тестирование, скорее, ставит проблемы, нежели их решает.

Несмотря на достаточно широкое распространение компьютерных тестов (свыше тысячи тестов ныне используются на Западе в психологических исследованиях, образовании, промышленности и управлении), не утихают споры об их месте в решении многих психодиагностических задач. Так, оспаривается значение компьютерных тестов в индивидуальной диагностике.

Обобщенные утверждения, выдаваемые компьютером, содержат некоторую долю истины обо всех людях, но не решают задачи их дифференциации (эффект Барнума).

Компьютерные интерпретации, моделирующие диагностическую деятельность специалиста, также далеки от совершенства, и зачастую их использование может привести к ошибкам. Поэтому и сегодня многие психологи предпочитают при использовании компьютеров статистический подход, при котором получаемая информация не идет дальше обработки результатов по некоторому алгоритму, а процесс их интерпретации остается делом специалиста. Такую позицию по отношению к интерпретациям компьютера в индивидуальной диагностике следует считать наиболее обоснованной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Особенность проведения контрольных измерений в форме мониторинга

5.1 Подбор заданий

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для своевременного  устранения недостатков учебного процесса в школе.

Практическая ценность – накопление в режиме мониторинга комплекса показателей, объективных, понятных, прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволяет не только оценивать эффективность, но и принимать верные решения по ее повышению, переходит от рефлексивного управления процессов к прогностическому.  

Созданию  обновленной системы мониторинга мы придаем большое значение, так как без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися и  овладения базовыми компетенциями.

  Служба мониторинга  представляется как ди­намичная система отслеживания результативности и про­гнозирования деятельности ученика и учителя.

  Мониторинговые исследования:

 помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;

 дают возможность определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, исполь­зуемые в процессе обучения;

 позволяют выявить, насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особеннос­тям школьников.

 Очевидно, для того, чтобы получить требуемый результат, следует определять, отслеживать и контролировать, в первую очередь, качество учебного процесса, ключевые компетентности, уровень знаний, умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете учебного цикла. Для этого ежегодно в школе проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по всем предметам в виде тестовых  контрольных работ приближенных к ЕГЭ: стартовый (входной), промежуточный (полугодовой), итоговый (годовой).

Для подготовки такого мониторинга учителям-предметникам требуется: составить или подобрать тестовые задания или задания в виде контрольной работы, которые позволят выявить не только степень, но и уровень усвоения материала: репродуктивный (запоминание и воспроизводство); репродуктивно-преобразующий (логическое, выводное, понятийное мышление: перенос усвоенных образцов в нестандартные ситуации); исследовательский (продуктивный) – видение проблем, формулировка анализ причин, построение гипотезы, выбор адекватных способов решения проблем:

— подготовить КИМы приближенные к ЕГЭ;

— подготовить спецификации к заданиям;

— разработать критерии оценивания контрольных работ;

— проанализировать и обобщить полученные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2 Форма проведения. Систематическое проведение

Необходимость использования технологии тестирования наряду с  традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Современная система образования в школе переходит на данный вид контроля: как в рамках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, так и рамках аттестации школы. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

· позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов;

· подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ;

· обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений;

· исключает субъективизм в оценивании результатов;

· облегчает труд учителя;

· дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.

В результате этой работы создается тестовый банк по всем предметам в электронном виде, и все проверочные работы должны проводится при помощи компьютера.

Статистическая обработка данных дает возможность:

— определять относительное место учащегося в классе и параллели;

— проводить ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;

— отследить динамику изменений результатов от года к году;

— проводить сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;

— получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Методические объединения разрабатывают разно-уровневые тесты,  инструкции, критерии оценок контрольных работ. Мониторинговая служба школы  готовит бланки ответов к контрольной работе. В готовых бланках учащиеся начинают работать с 4 по 11 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Метод проектов позволяет отойти от авторитарности в обучении, он всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. 

Метод проектов может применяться в изучении всех предметов, но как и любой метод он имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны метода  проектов:

— направленность на индивидуализацию обучения;

— активизацию учения;

— стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Конечно же, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов выявляет и слабые стороны этого метода:

— недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;

— сведение роли учителя только к консультационной;

— невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Проектное мышление включает в себя и фундаментальные методы познания, необходимые во всякой созидательной деятельности, развитие его видится специалистам необходимой составной частью системы общего образования. Но при этом для формирования проектного мышления необходимы:

— непрерывность в формировании проектной культуры;

— достаточность «критической» массы носителей проектной культуры, обучение и образование которых подготавливает и обеспечивает определенное понимание интеграции различных знаний;

— наличие налаженной системы коммуникаций для свободного распространения проектной культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 624 с.

2. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.

3.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. Стр. 102-119.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.

5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 320 с.

6.Поташик М.М. Управление качеством образования. – М.: Новая школа, 2000. – 114 с.

7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования.- М., 2005-352с.

8. Шауцукова Л.З. Информатика. — М.: Просвещение, 2000. — 416 с.