11. Проведение публичных выступлений

11. Проведение публичных выступлений

Публичное выступление– это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Убеждающая речьобращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные. Такая речь может быть посвящена юбилею лица, организации, встрече делегации, вручению награды, началу работы конференции, памятной дате … Главная задача этой речи – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей.Приветственная речьдолжна быть эмоциональной. Оратору следует использовать яркие примеры, ассоциации, средства языковой выразительности. Приветственная речь, как правило, имеет следующую структуру: 1) обращение, слова приветствия, 2) краткая характеристика события, 3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания.

Информационная речьслужит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Побуждающая речьнаправлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяютполитическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест, торговую речь. Цель торговой речи – направленное воздействие на внимание, память, эмоции, познание, систему мотивов слушателей. Эта цель обусловливает содержание и язык рекламного текста. В нем яркими словами, наглядно должны характеризоваться 2–3 самых важных качества товара или услуги, подчеркиваться уникальные черты, преимущества, которые они дают потребителю. Целесообразно говорить о результате, приводить доводы, косвенно повторяя основные из них. Высказывание должно быть построено в форме доброжелательного совета. Нельзя «навязывать» что-то аудитории и льстить себе, распространяя торговую информацию о продукции своего предприятия.

1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: 1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio – «изобретение»), 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio – «расположение»), 3) «Словесное выражение», литературная обработка речи (elocutio), 4)Заучивание, запоминание текста (memoria – «память»), 5)Произнесение (pronuntiatio).

19 стр., 9378 слов

Психологические особенности ведения публичных выступлений. особенности ...

... предполагаемого эффекта. Важнеший момент при подготовке и реализации публичного выступления – учет особенностей аудитории. Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, ... сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях это будет особый психологический прием, цель которого – ...

В настоящее время в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммуникативный(1.Определение темы и цели выступления 2.Оценка аудитории и обстановки 3.Подбор материала 4.Создание текста 5.Репетиция),коммуникативный(6. Произнесение речи 7. Ответы на вопросы, ведение полемики) ипосткоммуникативный(8. Анализ речи):

Античная риторика исключительно большое значение придавала подготовке публичного выступления (это четыре из пяти этапов приведенной схемы).

1) Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким-либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении.

2) Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами». Необходимые сведения о тех, на кого рассчитана речь – это: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.).

Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой — то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно — белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого — то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

9 стр., 4367 слов

Аргументация в ораторской речи

... говорил: «В публичной речи надо сказать, что нужно, и не сказать, что не нужно». Подрывает доверие аудитории узнаваемость источника инфор-мации в выступлении оратора. Если оратор сообщает ... только аргументы «за», либо излагаются только аргументы «против». При двусторонней аргументации слушателей, излагая противоположные точки зре-ния, дают возможность сопоставить, выбрать одну из нескольких точек ...

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление – в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон… Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20–30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Проксемика описывает следующие способы размещения слушателей в аудитории:1.Аудиторное размещение- Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников;2. «Конференция»- Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений;3. «Подкова»- Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля;4.V-образное расположение- Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора;5. «Круглый стол»- Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем;.6. «Кабаре»- Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания.

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

3) Следующая ступень докоммуникативного этапа – составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

1)Непосредственные – материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:

а) знания, практика; б) личные контакты, беседы, интервью; в) воображение – мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

Опосредованные:

а) официальные документы; б) научная и научно-популярная литература; в) художественная литература; г) статьи газет и журналов;

д) передачи радио и телевидения; е) справочная литература: энциклопедии, словари; ж) результаты социологических опросов.

«Живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

4) Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Композиционное построение речи

Композиция речи– построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление, сочинение». В данном контексте (деловое общение) под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова: построение, структура. Как видно из определения, обязательно учитывается соотношение между собой частей выступления, т.е. какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

8 стр., 3534 слов

Развитие интеллекта старших дошкольников на занятиях по развитию ...

... опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. [26, с.3] ... исследования по проблеме развития интеллекта старших дошкольников на занятиях по развитию речи. 2. Осуществить психолого-педагогический анализ развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. ...

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать и учитывать в процессе создания своей речи:

Принцип последовательности– каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления– значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии– умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Вступление

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваи­вается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.

Задача выступления— подвести слушателей к восприятию данной темы.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы, поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. Пробуждают интерес к выступлению, помогают внимательно слушать и следующие приемы:

прием сопереживания; парадоксальность ситуации; апелляция к интересам аудитории – рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления; прием соучастия; обращение к событиям, неизвестным аудитории; апелляция к географическим или погодным условиям; обращение к речи предыдущего оратора (ораторов); апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации; апелляция к собственной личности; юмористическое замечание; Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.

7 стр., 3253 слов

Этические и культурные требования к выступлению в аудитории. ...

... 1.Определение темы и цели выступления. Произнесение речи. Анализ речи. 2.Оценка аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики. 3.Подбор материала. 4.Создание текста. 5.Репетиция.   ... — сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, ...

Главная часть

В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слу­шатели подводятся к необходимым выводам.

В ней излагается основной материал, последо­вательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подво­дятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо стро­го соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно ис­пользуются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них.

Индуктивный метод– изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод– изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии– сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод– расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод– последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Он должен не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

9 стр., 4493 слов

Психологическая адаптация учащихся к ситуации публичного выступления

... и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и ... свободное от заботы о частностях и технических трудностях. Такое исполнение вызывает сопереживание слушателя, всецело поглощенного самой музыкой; при этом мелкие недочеты до известной границы могут ...

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления – это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5–7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу(полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.Показ практической значимости информации.Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».Замедление с одновременным понижением силы голосаспособно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в 1 и 2 лице, обращения, риторические вопросы. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

Помимо нарушения логической последовательности в изложении материала к недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Выступающему не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомен­дуется предлагать вниманию аудитории не более 3–4 вопросов.

8 стр., 3748 слов

Основные качества речи оратора 2

... милосердия, «открытие» правдывозвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладываяв речь всю глубину своего ... и композиционные особенности их выступлений. Сейчас многиевыступают с речами и докладами, читают лекции, ... всеми формами ораторской речи, законами логики,искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос)становится объектом изучения, ...

Публичное выступление не должно содержать факты, примеры и т.п., не относящиеся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.

Однако ораторское искусство – дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.

Заключение. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Учитывая «закон края», в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения.

Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

5) Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо – расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта.

Поза, жесты, мимика – принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

2 стр., 749 слов

Заключение по методике РНЖ ОРИГИНАЛ (2)

... несуществующему животному – «Нехрютка»- можно заключить иронически – юмористическое отношение испытуемого к процедуре обследования. Заключение: Обобщая полученные в ходе обследования данные, испытуемого можно охарактеризовать как человека действия, ...

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.).

Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются: Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.Эмоциональныепередают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.Изобразительныенаглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).Символическиенесут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость и т.д. Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

6) Существует три способа произношения речи:1) Чтение текста, 2) Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст), 3) Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания. Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст. Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.