Феномен тревожности. Специфика применения методов ТОП в работе с тревожностью

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной терапии 5

1. 1.Топ: исторический ракурс 5

1.2. Анализ методов ТОП, использующихся в работе с тревожностью 21

1.3. Эффективность методов ТОП в работе с тревожностью 33

1.4. Пример краткосрочного коррекционного курса по минимизации проявлений тревожности 41

Глава 2. Исследование феномена тревожности и практическое применение программы коррекции 53

2.1. Характеристика групп испытуемых и организация исследования 53

2.2. Методы исследования 55

2.2.1. Исследование личностной и ситуативной тревожности (опросник Ч.Д. Спилбергера) 56

2.2.2. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения 58

2.2.3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге 59

2.3. Результаты исследования и их обсуждение 60

2.3.1. Анализ результатов исследования ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Ч.Д. Спилбергера 60

3.3.2. Анализ результатов исследования самочувствия, активности, настроения (САН) 63

3.3.3. Анализ результатов исследования депрессивных состояний 65

Вероятность допустимой ошибки меньше 0,05 считается достаточной для научно убедительных выводов, т.е. мы допускаем ошибку, не превышающую 5%. Полученный нами результат по методики сравнения средних величин по критерию Стъюдента показывает, что коррекционные программы методами ТОП оказали благоприятное влияние практически на всех испытуемых. 67

ВЫВОДЫ 68

Заключение 69

Литература 73

Приложения 78

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности и решение указанной проблемы методами телесно-ориентированной психотерапии выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для психологии и психотерапии. Тревожность, как и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у людей разных возрастных групп, и именно симптомы тревожности могут стать препятствием на пути нормального развития и функционирования личности.

Тревога — одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога — «страх неизвестно чего».

11 стр., 5491 слов

Исторический анализ распространения и проблемы наркомании

... к пропасти непонимания. Глава 1. Теоретические исследования социально-исторической проблемы наркотической зависимости. Исторический анализ распространения и проблемы наркомании. Если заглянуть в глубь истории, ... этой области сместился от исследования свойств продуктов - веществ и препаратов - к изучению поведения людей, индивидов, злоупотреблявших ими. Проблемой стали заниматься сначала медико ...

Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние [58]. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

По мировой статистике, «реальный факт тревожности» — 15% , в России — 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России всего 15 можно отнести к людям, не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые относятся к группе риска: находятся в заключении, инфицированы ВИЧ, страдают от какой-либо зависимости и т.д. Специфические черты развития таких групп личностей состоят в том, что любой внешний фактор может усилить состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних [32; 158].

Объект исследования – эмоциональная сфера личности.

Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии.

Цель данной дипломной работы – рассмотреть специфику применения ТОП методов как коррекционных и провести исследование уровня тревожности экспериментальной группы до и после применения ТОП-методов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть специфику применения ТОП методов при коррекции тревожности.

2. Разработать краткосрочную методику коррекционной работы с использованием методов ТОП.

3. Провести практическое исследование тревожности до применения программы коррекции и после коррекции методами ТОП.

4. Оценить эффективность разработанной программы коррекции.

Выдвигается следующая гипотеза: тревожность как черта личности:

1. Может корректироваться методами телесно-ориентированной терапии.

2. Может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на методах телесно-ориентированной терапии.

В исследовании были использованы следующие методы:

— Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

— Опросник Ч.Д. Спилберга.

— Методики диагностики самочувствия, активности и настроения, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.

— Экспериментальные методы (разработка методики).

— Методы математической статистики (критерий Лапласа и t-критерий Стъюдента).

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья личности в стрессовых и социально дезадаптирующих ситуациях.

6 стр., 2550 слов

Коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами

... коррекции тревожности и самооценки у подростков групповыми методами Объект исследования: самооценка и тревожность подростков. Предмет исследования: коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами. Гипотеза исследования: групповые методы, ... требующих дополнительного изучения коррекции самооценки и тревожности подростков групповыми методами. Проблемой тревожности в подростковом ...

Практическая значимость – в возможности применения программы коррекции тревожности методами ТОП.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной терапии

1. 1.Топ: исторический ракурс

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) — направление психотерапии, обьединющее ряд авторских методов: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия — биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман); организмическая психотерапия (М.Браун); первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с вывлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психологи соматического развити (Л.Марчер); чувственное осознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапия (А.Минделл).

В сферу ТОП входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков).

Близкими к ТОП явлются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен-метод (М.Розен); БЭСТ (Е.Зуев), инсайт-метод (М.Белокурова), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик.

Исторические корни ТОП лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о «мышечном чувстве». Широкую же известность и систематизированное оформление это направление получило благодаря работам В.Райха, начиная с конца 30-х гг. (101).

Райх считал, что защитные формы поведения, которые он называл «характерным панцирем», проявлются в мышечном напряжении, образующем защитный «мышечный панцирь», и стесненном дыхании. Поэтому Райх использовал различные процедуры контакта с телом (массирование, контролируемое надавливание, мягкое прикосновение) и регулируемое дыхание, целью которых представлялся анализ структуры характера клиента, вывление и проработка мышечных зажимов, приводящие к высвобождению подавлемых чувств. Соответственно общей основой методов ТОП, исторически обусловивших отделение их от психоанализа, явлется использование в процессе терапии (body-mind therapy) контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной свзи тела (body) и духовно-психической сферы (mind).

При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционировани физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными провлениями помогает по принципу обратной свзи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности (self).

8 стр., 3589 слов

Влияние методов телесно-ориентированной терапии на уровень страха ...

... прежде малоизвестного в Казахстане, направления в психотерапии. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому ... Райха, биоэнергетика А. Лоуэна, структурная интеграция И. Рольф, техника Ф.Матиаса Александера, метод Фельденкрайза, система чувственного сознавания Ш. Селвера и Ч. Брукса, розен ...

Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом (К.Роджерс).

Поэтому в работе терапевта с клиентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной «внутренней мудрости» собственного организма. Тем самым методы ТОП ставят акцент в работе с клиентом на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в различных телесных состояних и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области.

Раскрепощение тела, «включение его в жизнь» приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А.Лоуэн) (71,72).

В процессе работы внимание клиента направлется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделется ощущениям, свзанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В.Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М.Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание.

Обратимся к более подробному рассмотрению каждой группы.

Биоэнергетический анализ Лоуэна.

На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945-1953 гг., и непосредственно связана с ней. В 1953 г. он стал одним из основателей Института биоэнергетического анализа. На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе. Он является автором нескольких книг, наиболее известные из них — «Физическая динамика структуры характера», «Биоэнергетика» и др. (www.world-of-body.ru).

Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Движение рассматривается с точки зрения основных физических законов. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения.

Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать «заземленным» и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость «заземления» или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

6 стр., 2512 слов

Метод социальной терапии. Статусная терапия

... методом социальной терапии может быть использован метод статусной психотерапии. Метод статусной психотерапии представляет собой модификацию метода социальной терапии. Метод ... Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ... стимульных иерархий обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами ...

Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергия вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки), поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США распространена больше, чем метод Райха.

Метод Александера.

Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником (16).

Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: «Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться».

Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке — при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. (www.world-of-body.ru)

Психотехника Александера помогает людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под «использованием» имеются в виду привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное и эмоциональное функционирование человека.

Метод Фельденкрайза и психологическая типология Юнга

Психотерапевтический метод Фельденкрайза

Метод самосовершенствования, или личностного роста, названный им «осознавание через движение» (Awareness through movement) — один из «столпов» телесно-ориентированной психотерапии , возникший «на стыке» современной западной психологической науки и древней восточной традиции, представленной в различных духовно-философских школах самосовершенствования.

Основу этого популярного метода составляет развитие навыков самонаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое измененное состояние сознания (поверхностный кинестетический транс) во время выполнения ряда телесных и ментальных упражнений. Фельденкрайз называл это состоянием сознавания (awareness), связывая его с направленным вниманием. (Уместно здесь напомнить определение измененного состояния сознания по М.Эриксону, как «внимания, направленного внутрь»).

9 стр., 4010 слов

Методы и программа исследования в юридической психологии

... информации (гомеостат, энцефалограф , полиграф и др.) Математические методы (не дописано) Методы и программа исследования в юридической психологии Принципы научного исследования в психологии 1.объективность. подход к исследованию человека, характеризующийся свободой ...

Тем самым наиболее кратко сущность метода Фельденкрайза можно сформулировать как «осознавание себя», или по выражению переводчика, психотерапевта М.П.Папуша — «понимание при делании». Направленность метода тем самым созвучна рецепту самосовершенствования традиционных восточных (в частности дзенских) духовных практик: «полностью пребывай в том, что делаешь», интерпретируемой как созерцание, самонаблюдение (Г.Гурджиев) или практика внимательности (Р.Уолш)……………

ВЫВОДЫ

В ходе исследования психических состояний: ситуативной тревожности, личностной тревожности, самочувствия, активности, настроения и депрессии испытуемых они были разделены на две группы:

• Первая — исследования психических состояний испытуемых разных возрастов до реализации корректирующей программы методами ТОП.

• Вторая — исследования психических состояний испытуемых разных возрастных групп после реализации корректирующей программы методами ТОП.

С помощью методики Спилбергера нам удалось определить уровни тревожности у первой и второй группы, сопоставить результаты и выявить различия. С помощью методики САН мы определили самочувствие, активность и настроение у испытуемых. И достоверно выявили зависимость показателей САН.

По данным, полученных с помощью определения уровня депрессии мы также выявили различия между результатами до реализации корректирующей программы методами ТОП после.

Полученные данные были подвергнуты математической обработке (критерий Лапласа и t-критерий Стъюдента), что позволило нам научно обосновать влияние ТОП-методов на психическое состояние, так как результаты в двух группах получились различные.

С помощью статистической обработки экспериментальных данных мы непосредственно проверили и доказали подтверждение своей гипотезы.

Заключение

Телесно-ориентированная терапия – это одно из направлений психотерапии, имеющее свою длительную историю, различные теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, производимые с телом. Разработано большое число техник телесной терапии, в которых используется взаимодействие с телом: движения, прикосновения, дыхание. Она используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально ориентированные групповые подходы. Группы телесной терапии используют дыхательные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств. Проблемы подвижности могут быть диагностированы с помощью применения напряженных поз, таких, например, как арка Лоуэна. Двигательные упражнения поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия напряжения. Например, метод Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет целью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа «Я». Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических установок. Структурная интеграция (рольфинг) использует прямое манипулирование для изменения мышечных фасций и перестройки телесных функций. Первичная терапия А. Янова направляет усилия участников на «разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве.

11 стр., 5139 слов

Психология посттравматического стресса

... университет ГПС МЧС России, 2008. – 24 с. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» разработана в соответствии с Государственным образовательным ... психотерапии, научить использовать эти знания в профессиональной деятельности. Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и ...

В этой дипломной работе проведен обзор теорий и техник основных представителей телесно-ориентированной терапии, рассказано о вкладе в становление телесной терапии ее пионеров (С.Ференци, А.Адлера, Г.Гроддека, В.Райха, К.Юнга).

Например, Вильгельм Райх описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (телесной броне) и стесненном дыхании.

Основные понятия телесной терапии введены учеником Райха Александром Лоуэном, основателем биоэнергетики, и включают энергию, мышечную броню и почву под ногами, и описание того, как хронические блокировки спонтанного течения энергии отражаются в телесной позе, движении и физическом строении.

Итак, телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам и является сильным методом высвобождения эмоций, но, в настоящее время, остается одним из самых противоречивых психотерапевтических методов. Поэтому становится понятной тенденция современных представителей телесной терапии к поиску новых форм и направлений.

В ходе работы подтверждены выдвинутые нами гипотезы:

1. Тревожность как состояние личности может корректироваться методами телесно-ориентированной терапии.

2. Тревожность может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на методах телесно-ориентированной терапии.

Разработана программа коррекции тревожности с использованием ТОП методов. В процессе разработки программы была выдвинута гипотеза: телесно-ориентированная терапия положительно влияет на психологическое состояние пациентов и позволяет снизить уровень тревожности.

Программа рассчитана на разные возрастные группы. Цель программы — минимизация уровня тревожности у лиц разных возрастных групп. Задача программы — разрушение «мышечного панциря», что приведет к восстановлению правильного распределения энергии в организме, повышению общего энергетического потенциала, гармонии тела и психики и позволит создать предпосылки для решения личностных, семейных, сексуальных проблем, найти новые пути для выходов из конфликтов, спортивного и профессионального роста, повышения креативности.

Основные методы програмы — свободное дыхание и метод Ретри (или Ре-3) предназначены для коррекции функционального состояния человека, включая снятие стресса, проявлений тревожности и депрессии, утомления, панических атак, а также ориентированные на повышение работоспособности, оптимизацию обучения, достижение личностью состояния внутренней гармонии.

В качестве сопровождающих программу проектов предлагается проект «Антистрессовая защита населения» и АПК: антистрессовое психологическое консультирование.

Формы внедрения программы:

— индивидуальные психологические консультации;

— проведение групповых консультаций, обучающих семинаров-тренингов (по модульному принципу);

— сочетание той и другой формы работы на основе использования технических средств — компьютерных тренажеров, технологий аудиовизуальной стимуляции, виртуальной реальности;

14 стр., 6656 слов

Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности

... общепрофессионального циклов: «Философия», «Введение в профессию», «Общая психология. Введение», «Общая психология. Личность» и др.. 1.2 Цель и задачи дисциплины Основная цель ... (тревожность, фрустрация, страх); - диагностировать эмоциональные и волевые проявления личности; - определять способы формирования волевых качеств личности; - выделять основные признаки эмоционального интеллекта личности; ...

— проведение обучающих мероприятий для специалистов (психологи, психотерапевты, социальные работники, менеджеры по работе с персоналом, сотрудники тренинговых и рекрутинговых организаций);

— издание информационных пособий (популярно-просветительской литературы в формате самоучителя — для клиентов, научно-методической литературы — для специалистов)

— проведение соответствующих информационных кампаний в средствах массовой информации;

— организация научно-методического консультационного центра.

Используемые техники позволят достичь максимальных резутьтатов. Предлагаемая программа позволить снизить уровень тревожности личности в процессе ее реализации.

Благодаря данному исследованию можно в дальнейшем достичь хороших результатов в ходе терапевтической работы, в оказании психологической помощи.

В начале эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что методы ТОП благоприятно влияют на психическое состояние пациентов с повышенным уровнем тревожности.

В соответствии с требованиями гипотезы было проведено исследование ситуативной и личностной тревожностей, самочувствия, активности, настроения и депрессии у испытуемых до проведения корректирующей программы методами ТОП и после.

На основании вышеперечисленных критериев были подобраны методики для выявления психических состояний.

Испытуемые были подвергнуты обследованию по подобранному пакету методик. Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики (критерий Лапласа и t-критерий Стъюдента), что позволило говорить о достоверности полученных результатов и их различий до применения ТОП-методов и после.

Таким образом, можно утверждать, что применение ТОП-методов благоприятно влияет на психическое состояние испытуемых: понижают уровень тревожности и уровень депрессии, повышают уровень самочувствия, активности, настроения, — это подтверждает гипотезу, выдвинутую в начале исследования.

Литература

1. www.world-of-body.ru

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург. — 1999.

3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург. — 1995

4. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2006.

5. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии.

6. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.

7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. — М., 1999.

8. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М., 2002, 465с.

9. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти// Хрестоматия по ТОП и психотехнике.- М.,2001. — С. 108 – 125.

10. Баскаков В.Ю. Танатотерапия посттравматического стресса, Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих (Материалы всеармейской научно-практической конференции).

— С-Петербург, 2001.

11. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов// Телесность человека: междисциплинарные исследования. — М., 1991. – С. 13-20

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... «индивидуальность», «личность»,субъект. Психологическая структура личности Относительное постоянство и устойчивость психических образований личности Человек как субъект общения и деятельности Литература Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов ...

12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности// Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. – С. 352.

13. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вести. Моск. ун-та. — Серия 14.- Психология. — 1986. — № 3. — С. 21—30.

14. Браун Дж. Фрейд и постфрейдисты: статьи.- М., 1993. — С.12.

15. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета. – 1994.

16. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. — М., 2000.

17. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М. : Изд-во МГУ, 1976.

18. Возрастная и педагогическая психология //Под ред. Петровского. — М., 1979.

19. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.// Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.

20. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., — М. 1979. -288с.

21. Газарова Е.Э. Психология телесности, Институт общегуманитарных исследований, М, 2002.

22. Гомеопатия и психокоррекция: новые возможности телесно-ориентированной терапии /Е.В.Башмакова, Н.В.Башмакова, М.В.Лазарева и др. – Эл. ресурс.

23. Гринберг Д. Управление стрессами. — М., 2002.

24. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

25. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.

26. Изард К. Эмоции человека. — М., 2002.

27. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980.

28. Изард Кэррол Э. Психология эмоций/Пер. с англ.- СПб.: Питер, 1999.-464с

29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства — Питер. — 2001.

30. К. Леонгард Акцентурированные личности.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

31. Кent J.T. Repertory of the homoepatic Materia Medica. – New Delhi: B. Jain Publishers, 1995 – 1494 p.p.

32. Киртбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2 изд. – М.: Смысл, 2000.

33. Козер Л.А. Завершение конфликта: статьи. – М., 2004.

34. Козлов В.М. Свободное дыхание. — М., 1993.

35. Коллиндж У. Альтернативная медицина. — М.: Вече-АСТ, 1997. – 416 с.

36. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992.

37. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.

38. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — С.-Петербург, Речь, 2002.

39. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги// Семья и школа. -№11. — 1988.

40. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. -№9. — 1988.

41. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1999. — С.195.

42. Кьеркегор С. Понятие страха. – М., 1993. — С. 143.

43. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии.- 1969 — №1- С. 131-138.

44. Лоуэн А. Предательство тела. — Екатеринбург, 1999.

45. Лоуэн А.. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.

46. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 2002.

47. Мэй Р. Проблема тревоги. – М., 2001.

48. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.

49. Немов Р.С. Психология / книга 3. — М: — Владос 2001.

50. Нюнберг Г. Процесс защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия – неудовольствия. // Г.Нюрберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер.с агнл. М: Институт общегуманитарных исследований, 1999. — С. 202-239.

51. Обозов Л.Н. Психодиагностика. –М., 1999.

52. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. — СПб, 1995.

53. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. — Харьков, 1999.

54. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. — Мн. : Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. -212с.

55. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования. – 1998. — №2.

56. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодаление тревожности //Психологическая наука и образование. – 1998. — №2. – с.11-17.

57. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Куликова Л,В. СПб., 2000.

58. Психологический словарь /Под ред. Давыдова В.В. — М.,1983.

59. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990.

60. Психология личности: Хрестоматия. — СПб. — 1997.

61. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999.

62. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией Б. Карвасарского. — СПб., 1998.

63. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) — М., 1996.

64. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с.

65. Райх В. Анализ личности. — М., 1999.

66. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,2000

67. Рудестам К.. Групповая психотерапия. — СПб., 1998

68. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. — 2001. — Т.51. — №2. — С.158-165.

69. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. – СПб, 2000

70. Симонов П. Познание неосознаваемого. — М., 2002.

71. Сперлинг Абрахам П. Психология:Пер. с англ./А.П.Сперлинг.-Минск: Попурри,2002.-432с.:ил.

72. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.– М., 1984.

73. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Практикум. — Ростов – на – Дону. Феникс, 2001.

74. Суворова В.В. Психофизиология стресса. — М., 1975. — 237с.

75. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001.

76. Фейдимен Д., Фрейгер Р.. Личность и личностный рост. М, 1994.

77. Флоренский П. Человек умирает только раз в жизни / «Не восхищением непщева» (Филип.2,6-8) (К суждению о мистике).

— Сергиев Посад, 1915.

78. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997.

79. Хван Ю. Система здоровья Норбекова. Расширенный и ускоренный курс. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, Москва, Олма-Пресс, 2001.

80. Холмс П. Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений.- М., 1999. — 277с.

81. Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Смысл, 1997.-Т.2. – С.174-180.

82. Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение. — 528с.

83. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Баскакова. — М., 1997.