Социально-психологические методы и формы работы с семьей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Контрольная работа

по дисциплине: «Семьеведение»

на тему: «Социально-психологические методы и формы работы с семьей»

Выполнила:

студентка

Матвейчук Ирина Николаевна

Москва, 2012

Оглавление

Введение

1. Необходимость социально-психологической работы с семьей

1.1 Семья — ее типы и социальные функции

Различные типы семьи.

Функции выполняемые семьей

1.2 Семья как малая социальная группа

1.3 Проблемы семьи

Выводы

2. Содержание социально-психологической работы с семьей

Выводы

3. Основные социально психологические методы и формы работы с семьей

3.1 Методы работы с семьей

3.2 Формы работы с семьей

3.3 Выявление неблагополучных семей и организация работы с ними

3.4 Работа с сетью социальных контактов

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность и степень научной изученности темы.

Современный кризис семьи, как социально-психологический феномена, вызывает необходимость социально-психологической поддержки и стабилизации для все более широких категорий семей. Учитывая роль семьи как социального института, социально-психологическая устойчивость семьи всегда была очень важна для общества и государства.

Исследования в области социально психологических методов работы с семьей нашли свое отражение в трудах Алешиной Ю.Е., Афанасьевой Т.М., Артамоновой А. В, Добрыниной О.А., Дружинина В.Н., Карцевой Л. В, Холостовой Е. И и др.

Интерес к социально психологическим аспектам семьи последнее время в России вызывает все больше внимания.

2 стр., 936 слов

Социальная работа с семьей в ситуации развода

Оглавление Стр. Введение……………………………………………………………………. 3 Глава I. Социально-психологические особенности развода…………… 5 1.1.Понятие и причины развода……………………………………. 5 1.2. Последствия развода для бывших супругов............................ 10 Глава II. Направления социальной поддержки семей в ситуации развода…………………………………………………………… 15 2.1.Консультирование в ситуации развода………………………. 15 2.2. ...

Объект исследования. Семья как малая социальная группа и социально психологический феномен.

Предмет исследования. Социально психологическая работа с семьей

Цель исследования. Описать различные социально психологические методы работы с семьей

Задачи исследования: определить типы и категории семей, нуждающихся в социально психологической помощи; изучить основы социально психологической работы с семьей; раскрыть социально психологические методы работы с семьей

Методы исследования: Основным методом исследования является изучение различных научных источников — монографий, книг, статей, периодических научных изданий, трудов научно-практических конференций; а так же работа с учебной литературой, научно-популярными изданиями, информационными порталами научных учреждений, информационными порталами семейной тематики во всемирной сети интернет.

1. Необходимость социально-психологической работы с семьей

«Семья для человечества — это созданная культурой данность и необходимость; человек, семья и культура — звенья одной цепи. В цивилизации они не способны существовать друг без друга… Семья — необходимый элемент для становления общества». [12, стр.6]

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.

Социально — психологическая работа с семьей — это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социально-психологической защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

23 стр., 11036 слов

Воспитательная работа учителя с трудновоспитуемыми учащимися как объект социально-педагогического исследования

... работа учителя с трудновоспитуемыми учащимися как объект социально-педагогического исследования. Лазарева Оксана Андреевна. Студентка АмГУ Содержание Введение ... . Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы. Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует ... холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, ...

.1 Семья — ее типы и социальные функции

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

Различные типы семьи.

По различным признакам выделяется несколько различных типов семьи:

Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования).

В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи — интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные).

21 стр., 10123 слов

Организация досуга молодежи из неблагополучных семей, семей группы риска, конфликтных семей на основе психологических особенностей личности

... как можно чаще. В малой сравнительной группе большинство опрошенных заявило, что семья на их досуг никак не ... индивиду; «...неустойчивое психологическое равновесие восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного ... структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален. ...

Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и обще социальных жизненных факторов. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер, захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи часто занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психологических кризисов. Трудности и критические жизненные ситуации вызывают у одного или обоих супругов стресс, кризис различной степени психического напряжения. В медицине это называется психотравмирующими факторами. Таким образом, в семье создается сугубо отрицательная психологическая обстановка; в таких условиях ссоры и конфликты между супругами приобретают разрушительный характер. [9, стр.149-151]

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой ... семьи……………………………………………. Характеристика современной семьи определение семьи, типология семей ................................................................................................. Функции современной семьи…………………………………………... Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы ...

Следует особо выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи, проблемные семьи.

социальный психологический семья работа

Функции выполняемые семьей

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит свое содержательное выражение в различных выполняемых семьей функциях.

Функции семьи в различных сферах деятельности: сфера семейной деятельности, общественные функции, индивидуальные функции. Репродуктивная функция: биологическое воспроизводство общества, удовлетворение потребности в детях. Воспитательная функция: социализация молодого поколения, удовлетворение потребности в родительстве. Хозяйственно-бытовая: поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми, получение хозяйственно — бытовых услуг одними членами семьи от других. Экономическая: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, получение материальных средств одними членами семьи от других. Сфера первичного социального контроля: моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье. Сфера духовного общения: развитие личности членов семьи, духовное взаимное общение членов семьи. Социально-статусная: предоставление определенного статуса членам семьи, удовлетворение потребностей в социальном продвижении. Досуговая: организация рационального досуга, удовлетворение потребностей в современном проведении досуга. Эмоциональная: эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия, получение индивидами психологической защиты. Сексуальная: сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей.

19 стр., 9242 слов

Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение

... , основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными «вознаграждениями и наказаниями» между участниками группового процесса. Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения ... , по мнению этого автора, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы наказания но отношению к ребенку. Став взрослым ...

.2 Семья как малая социальная группа

«Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение хозяйства». [11, стр.158]. Как малая социальная группа семья имеет ряд специфических характеристик. «Согласно психологической теории, малая социальная группа имеет такие отличительные признаки, как состав, структуру отношений, социально-психологический климат, лидерство, чувство «мы», собственные нормы и правила, особенности общения» [7, стр.12].

Ю.Е. Алешина [1, стр.15-16] отмечают следующие особенности семьи:

. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее).

. Особенность семьи в ее составе — небольшом размере: от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

. Закрытый характер семьи — ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования.

. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.

. Семья — исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта наблюдений в конкретной семье.

4 стр., 1870 слов

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Введение Социальная работа как явление общественной жизни уже более столетия выступает в качестве объекта изучения различных научных дисциплин. Иначе говоря, ее научное обеспечение, совершенствование опирается отнюдь не только на различные теории социальной работы, методики ее осуществления, но и на теоретические положения целого ряда других социальных наук, наук о человеке. В полной мере данного ...

. Всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов [1, стр.15-16].

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

. Социально — экономические проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

. Социально — бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально — экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

. Социально-психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье.

. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально — типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально — психологическая характеристика.

. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.

. Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально — экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер.

Выводы

Современная семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. приводят к потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института — семьи

2. Содержание социально-психологической работы с семьей

Выполняя в обществе огромное количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой — либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Знание и понимание функций семьи важно для социального работника в правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшей при организации социально — психологической работы с семьей. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.

Социально-психологическая поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций.

Выводы

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи и организована в России на государственном уровне.

Проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме, но несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы социально психологической помощи семьи остаются весьма актуальными.

3. Основные социально психологические методы и формы работы с семьей

Методы социально-психологической работы — это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; обычно выделяют как единичные мероприятия, так и как систематические, многоуровневые

Социально психологические методы принято рассматривать как часть социальной работы. Большей частью концепцию методов понимают как основные правила, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу и разумно действовать.

Среди видов и форм социально психологической помощи, направленной на сохранение семьи и ее реабилитацию и поддержку выделяют:

а) экстренную работу (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности;

б) социальную психологическую работу, направленную на поддержание стабильности семьи;

в) социальную работу, ориентированную на восстановление или развитие семьи и её членов

3.1 Методы работы с семьей

Можно выделить следующие методы работы: диагностические и управленческие (воспитательные).

Диагностические: наблюдение — общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях).

Опрос — это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану. Тестирование — это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;.

Управленческие и воспитательные методы включают в себя: (активные), ситуационно — ролевые игры и социально — психологический тренинг.

Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться исходя из одной главной задачи — развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий.

В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих иных подходов, стратегий поведения; вмешательство социального педагога в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка новых стратегий взаимодействий; достижение результатов общения социального работника с клиентом и членами его семьи.

Социальный работник влияет на семейную структуру — структуру взаимоотношений в семье. После его воздействия должна измениться психологическая карта семьи. Эта карта представляет собой поле, на котором изображены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, живущих или не живущих вместе с ними. Вне зависимости от уровня сплоченности семьи, рода родственники более или менее открыты друг для друга, с большей или меньшей легкостью доверяют друг другу личные секреты. Бывает так, что муж делится наболевшим только с женой, а дочь только с отцом. Американские психотерапевты называют это явление семейной закрытостью: информация или не проходит совсем, или передается только между определенными семейными элементами (членами семьи).

Это означает, что модель общения негибка, консервативна.

Вступая во взаимодействие с семьей, социальный работник добивается общения членов семьи друг с другом напрямую либо, наоборот, создает границы между ними. К примеру, иногда опека старшего над младшим оказывается чрезмерной и вместо пользы наносит вред развитию личности. Методы воздействия на семью в этих целях затрагивают все стороны взаимоотношений ее членов. К примеру, если муж и жена избрали один способ общения — игнорирование друг друга и все вопросы предпочитают решать через детей, то в процессе беседы с социальным работником ситуация может измениться быстро и эффективно. Делается это так: супруги и их дети рассаживаются в кабинете социального работника так, чтобы обращаться за посредничеством к третьим лицам им было крайне неловко. Жестом социальный работник предлагает им общаться напрямую. Канал взаимодействия начинает функционировать. Назовем этот прием работы специалиста социальной сферы методом наведения мостов.

«…Как и во всех человековедческих видах деятельности, в социальной работе первичен метод наблюдения…Наблюдение социального работника — профессионала и наблюдение рядового индивида имеют существенное отличие: специалист социальной сферы должен вести наблюдение с научных позиций. Его параметры должны планироваться перед каждой встречей с членами семьи. Наблюдать все подряд невозможно, и социальный работник вычленит ряд особенностей поведения, речи, взаимодействия испытуемых, на которые он постарается обратить внимание при проведении беседы. К примеру, можно понаблюдать, на какие вопросы опрашиваемый будет наиболее неохотно давать ответы или на чьи реплики более остро реагировать. Ведение специальных записей в журнале по окончании беседы поможет впоследствии вернуться к наблюдаемым феноменам и дать им более логичную и точную интерпретацию.

Метод описания ситуации социальным работником для клиентов или всей семьи в целом полезен в целях психодиагностики их психической состояний на первом этапе вхождения в семью. Наблюдая за реакцией партнеров по общению, социальный работник описывает их взаимоотношения так, как он их себе представляет. Это описание носит, конечно же, субъективный характер, так как социальный работник не знаком с историей семьи, биографическими характеристиками ее членов, их представлениями о мире и о себе, взаимоотношениями и взаимными ожиданиями…

Метод противоречивой оценки семьи. …Давая внешнюю оценку семье, социальный работник может сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения ее членов. В тех семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений.

Если же психолог выделит одни лишь негативные стороны жизни семьи, в его доброжелательность будет трудно верить, в ответ появятся либо агрессия, либо униженность. Вот почему акцентировании и сильных, и слабых сторон семейной жизнедеятельности поможет найти действительные болевые точки семьи и начать работу по оптимизации семейных взаимоотношений, улучшению психологической атмосферы семьи.

Метод ролевой игры наиболее полезен для обучения способам взаимодействия между людьми, а также для определения предназначения индивида в той или иной роли…. Не каждый человек объективно способен поставить себя на место другого и воспринять его не со своей, а именно с противоположной позиции…

На одном из занятий с членами семьи специалист социальной службы предлагает мужу и жене поделиться причинами своих трудностей в семье. Выслушав обе половины по очереди, психолог просит супругов в прямом смысле слова поменяться местами. Усевшись на стулья друг друга, они включаются в игру под названием «Стань мною» и продолжают рассказ о проблемных ситуациях в семье глазами своего партнера.

Метод магнитофонных записей может принести немалую пользу для социальной работы с семьей. Суть его проста: беседа психолога с клиентом записывается на пленку, как и диалоги супругов в его присутствии. Делается это с согласия самих клиентов и в их же интересах. В одну из последующих встреч специалист по социальной работе может тщательнейшим образом проанализировать вместе с партнерами по общению все детали разговора. Более современное средство такого плана — видеомагнитофон, он позволяет получить всесторонний анализ события. Однако у этого метода есть и недостаток — во время беседы должен находиться оператор, который ведет съемку. Присутствие постороннего — нежелательный фактор, поскольку внимание партнеров по общению будет рассеиваться, и не все то, что хотелось бы сказать друг другу, можно будет произнести вслух.

Метод консультации — традиционный метод психолога-консультанта. Он может использоваться однократно или многократно, в зависимости от желания клиента и степени его затруднений. … ценности консультации будет тем выше, чем глубже психолог войдет в проблематику семьи — ее историю, особенности создания и развития, традиции, правила и нормы семейного общежития.

Западные социальные работники применяют такой метод, как работа в паре с коллегой…. С семьей знакомится не один, а двое социальных работников… Данный метод необходим в особо сложных случаях и там, где социальному работнику недостает знаний и опыта.

Метод использования группового мнения эффективен в социальной работе дружной и сплоченной семьей, переживающей временные трудности. Для одного члена семьи мнение всех остальных о его успехах, будущем, поступках может иметь большой психотерапевтический эффект при условии, что оно будет во всех нюансах продумано и подготовлено специалистом-психологом, социальным работником. Без посредничества семья вряд ли справится с задачей изменения самооценки индивида или его позиции в связи с общими семейными делами.

Ситуации, в которых целесообразно обращаться за поддержкой группового мнения, могут быть связаны с принятием важного для личности решения — заключения брака или его расторжения, смены места работы или учебы…

Социальный педагог должен учитывать тот факт, что коллективное решение более смелое, чем индивидуальное. Ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда как субъекту действия придется самому нести основную тяжесть совместно принятого решения…

Собственно психологические и психотерапевтические методы социальной работы с семьей — методы убеждения и внушения. Они имеют между собой как общее, так и различное. Общее между ними — их подсознательный характер, связь с бессознательным в личности, зависимость от стороннего воздействия. И тот и другой методы осуществимы при специальной подготовке личности, осуществляющей воздействие. Человек, выступающий в роли субъекта воздействия, называется суггестором, его партнер, находящийся в роли объекта воздействия, — суггестией…

Так, метод внушения более эффективен для людей менее образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению легче поддаются женщины и дети. Метод убеждения срабатывает с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены на восприятие воздействия…

Цель обоих методов состоит в достижении изменений в сознании и поведении личности…

Метод информирования в социальной работе — самый распространенный, как и метод наблюдения. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера.

Метод опоры на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание личности. У каждого из нас в генах записана программа поведения в самых различных ситуациях — социальных, национальных, половых, конфликтных и т.д. групповые нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом.

Социальный работник может обратиться за семейным опытом разрешения разного рода противоречий и опереться на него при условии, что данный опыт не противоречит здравому смыслу, специфике ситуации, особенностям личности клиента и его желанию прислушаться к позиции семьи». [7, 53-63]

3.2 Формы работы с семьей

Возможны следующие формы социально психологической работы социального работника: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).

Консультирование — это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия. Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Обучающий и развивающий тренинг — это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция — это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия — это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

«Для достижения <требуемых результатов социально-психологической работы с семьей> требуется комплексное применение … социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество». [9, стр.153].

3.3 Выявление неблагополучных семей и организация работы с ними

Обычно для выявления неблагополучных семей применяются различные способы диагностики:

. Наблюдение за семьей с целью определить наличие проблем в семье, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

. Опрос, анкетирование в семье с целью собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

. Проективная методика, направленные на изучение детско — родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявление уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье — прямой или опосредованный

Далее следует разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение в семье, а с учетом типа внутрисемейных отношений. Решение проблемы неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: раннее выявление и постановка на учет неблагополучной семьи; организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска» при координационно-организационной помощи со стороны социального работника. [5, стр.127-128]

3.4 Работа с сетью социальных контактов

Это системный метод социальной работы с семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.

Когда семья оказывается в трудной жизненной ситуации, именно ее ближайшее окружение, то есть люди, поддерживающие тесный, близкий контакт с семьей, чаще всего действуют во благо семьи и играют решающую роль в поддержке семьи. Именно поэтому в таких ситуациях важно использовать метод, позволяющий работать не только с семьей, но и с его ближайшим окружением, другими словами, с сетью его социальных контактов.

Работа с сетью социальных контактов начинается с составления Карты социальных связей семьи. В карте отражается весь спектр взаимоотношений значимых для семьи людей, включая характер связей между людьми и степень их значимости. На карте отмечаются не только члены семьи и родственники, но и близкие друзья, учителя, соседи, знакомые, чиновники и профессионалы, тем или иным образом заинтересованные в судьбе этой семьи.

Особенностью метода является минимальность вмешательства специалистов и ведущих встречи в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешению проблемы.

Данный метод носит универсальный характер, не ограничивается работой с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Этот метод можно применять как для достижения терапевтических целей (адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей), так и в целях профилактики нарушений взаимоотношений семьи с ближайшим окружением. Общим для всех случаев является нарушение взаимоотношений между людьми и восприятие ими своей жизненной ситуации как тупиковой. Благодаря обсуждению проблем со всеми заинтересованными лицами, удается найти новое понимание трудностей семьи и новые пути выхода из сложившейся ситуации.

Использование сетевого метода в России пока не нашло широкого применения, но имеет большие перспективы.

Выводы

Основные методы работы с семьей направлены на социально психологическую защиту семьи, социально психологическую поддержку семьи и социально-психологическое обслуживание семьи. Методысоциально психологической работы с семьей можно разделить на два типа: первый — диагностические (наблюдение, опросы и тестирование) и второй — воспитательные и управленческие (ситуационно-ролевые игры, социально-психологический тренинг).

К особому методу работы с семьей можно отнести метод работы с сетью социальных контактов — это в основном профилактический метод, пока еще не принятый широко в России.

Заключение

В работе дано краткое описание типов семей их функций и проблем, выделены семьи актуальные для социально-психологической работы. Перечислены основные социально психологические методы работы с семьей. Как малая группа семья находится в сфере науки Социальная психология.

Современная семья переживает кризис и как основная ячейка общества, требует пристального внимания и социально — психологической поддержки со стороны государства и общества.

Научная разработка социально психологических методов и форм работы с семьей весьма актуальна и очень востребована.

Методы социально-психологической работы — это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Большей частью концепцию методов понимают как основные правила, в соответствии с которыми социальные работники должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методысоциально психологической работы с семьей можно разделить на два типа: первый — диагностические (наблюдение, опросы и тестирование) и второй — воспитательные и управленческие (ситуационно-ролевые игры, социально-психологический тренинг).

К особому методу работы с семьей можно отнести метод работы с сетью социальных контактов.

Список литературы

1.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, М.: Класс, 2004. — 284 с

2.Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2009. — 244 с.

.Барабанов В.В., А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др. Обществознание: М.: «Издательство Астрель», 2004. — 334 с.

.Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. — 2007. — № 2. — 9-16.

.Беличева С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия России. М.: «Социальное здоровье в, 2005 под ред. проф.,213с

.Елисеева Ю.Ю. Полный справочник психоаналитика. М.: «Эксмо», 2007. — 608с

.Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: 2-е издание. — М.: «Дашков и К°», 2009. — 224 с.

.Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. СПб. «Питер», 2010, — 496 стр.

.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие/под ред. проф.П.Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 272с. — Высшее образование

.Павленок П.Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. — М.: «Дашков и Ко», 2003. — 428 с.

.Самыгин С.И. Социология для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 189 с.

.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. Пособие, 4-е издание. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 212 с.